Социальное обслуживание. Социальное обслуживание населения

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев , занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред .] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ " " (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ " " (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ " ".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан ().

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг ().

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. ().

МНЕНИЕ

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги ().

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги ().

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее ().

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату ().

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно ().

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума ().

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 " "). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ " ").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг ().

ПРИМЕР

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами ().

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот ().

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг ().

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми и других категорий населения, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение их потребностей.
Правовую базу, необходимую для осуществления социального обслуживания, составляют Федеральные законы, адресованные различным группам населения, – престарелым, инвалидам, ветеранам, детям, беженцам, вынужденным переселенцам и другим.
Рамочным законом, устанавливающим основы правового регулирования отношений по предоставлению социальных услуг, является Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация, которая не относится к традиционным социальным рискам. Например, жестокое обращение в семье никак не связано с утратой заработка (дохода от трудовой деятельности) или дополнительными расходами на содержание нетрудоспособных членов семьи, но, безусловно, вызывает необходимость в защите ребенка со стороны государства и общества.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр. (Приложение. Рис.42.)
Рисунок 42. Государственное социальное обслуживание

Право на социальное обслуживание имеют граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.
Социальное обслуживание, как часть системы социального обеспечения, находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. К полномочиям федеральных органов государственной власти относится установление основ федеральной политики и принятие федеральных законов в области социального обслуживания, а также контроль за их исполнением. Органы государственной власти субъектов РФ вне пределов полномочий федеральных органов государственной власти осуществляют собственное правовое регулирование отношений по социальному обслуживанию населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся: разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания; определение структуры органов управления социальным обслуживанием и организация их деятельности; создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания и др.
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:
1) Адресность , т.е. предоставление социальных услуг конкретному лицу в соответствии с его потребностями. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется органами социальной защиты населения по месту их жительства. Информацией о детях-сиротах, многодетных и неполных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел и пр.
2) Доступность, т.е. оказание социальных услуг бесплатно или с частичной оплатой стоимости в соответствии с территориальными перечнями, утвержденными высшими органами исполнительной власти субъектов РФ. Перечни социальных услуг определяются с учетом потребностей тех групп населения, для которых они предназначены. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Качество услуг должно соответствовать государственным стандартам.
3) Добровольность означает, что социальное обслуживание осуществляется только на основании обращения заинтересованного лица или его законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время можно отказаться от получения социальных услуг.
4) Гуманность подразумевает, что лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Работники стационарных учреждений, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
5) Приоритетность предоставления несовершеннолетним обусловлена повышенной социальной уязвимостью детей в силу возраста. Социальное государство ставит своей приоритетной задачей особую заботу обо всех детях, в том числе тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
6) Конфиденциальность , означает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.
На принципы студентам следует обратить особое внимание, т.к. они образуют основу правового статуса личности в сфере социального обслуживания.
Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания:
- материальная помощь;
- социальное обслуживание на дому;
- стационарное социальное обслуживание;
- временный приют;
- дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;
- консультативная помощь;
- реабилитационные услуги (Приложение. Рис.42.) .
Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
В учреждениях социального обслуживания предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. Постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» утверждено Положение об оказании такой помощи.
В государственных учреждениях социальные услуги предоставляются бесплатно :
1) лицам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если их среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, где они проживают;
2) лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, вооруженными и межэтническими конфликтами;
3) несовершеннолетним детям.
Платные социальные услуги оказываются государственными социальными службами в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. Негосударственные социальные учреждения предоставляют социальные услуги на платной основе в порядке, утвержденном ими самостоятельно.
Право социального обеспечения регулирует только те отношения, которые возникают в связи с предоставлением бесплатных или частично-платных услу г. Условия предоставления платных услуг регламентируются нормами гражданского права.
Все виды социальных услуг, оказываемые как государственными (или муниципальными) учреждениями, так и индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями должны соответствовать стандартам, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 г.
Студентам необходимо знать основания оказания социальных услуг, виды социального обслуживания, права и обязанности субъектов социального обслуживания, уметь раскрыть содержание принципов социального обслуживания.

Под социальным обслуживанием граждан принято понимать порядок организации мероприятий, проводимых социальными службами.
В роли социальных служб выступают предприятия или учреждения оказывающих социальные услуги медицинского, педагогического, правового и иного направления.

Осуществлять социально обслуживание вправе и граждане, имеющие статус предпринимателя, род деятельности которых направлен на реализацию данных направлений.

Сущность подобных мероприятий основана на выполнение функций по социальной адаптации или реабилитации отдельных слоев населения, оказавшихся в трудных условиях или стечении трудных жизненных обстоятельствах.

Осуществление социального обслуживания основывается на ряде принципов:

  1. общедоступности для населения
  2. адресованности к конкретным гражданам
  3. на добровольной основе
  4. приоритетности в оказании лицам, не достигшим совершеннолетия
  5. на условиях конфиденциальности

В этой статье:

Формы социального обслуживания населения

Действующим законодательством России предусмотрены следующие формы:

  • Материальная помощь, суть которой в обеспечении граждан деньгами, предметами первой помощи
  • Помощь на дому, предоставляется посредством домашнего обслуживания граждан, одиноких людей, нуждающихся в уходе. Помощь оказывается в виде бытового, медицинского и иного характера
  • Социальное обслуживание в стационарах, направлено на поддержание жизни гражданам, утратившим способности к самообслуживанию, например, в связи с психическим заболеванием, травмами, инвалидностью, престарелым возрастом
  • Временный приют, предоставляемый детям-сиротам, детям, не имеющим родителей, беспризорным детям, не достигшим 18 лет, для людей, не имеющих постоянной регистрации или жилья, гражданам, пострадавших от стихийных бедствий или вооруженных конфликтов
  • Дневное пребывание осуществляется для граждан, нуждающихся, например, в получении первой медицинской помощи, продуктов питания
  • , оказываемая клиентам социальной службы в виде предоставления необходимых жизненных консультаций, как правового, так и иного характера, в том числе психологическая помощь
  • Реабилитационные услуги, направленные на оказание разного рода помощи инвалидам, малолетним правонарушителям и иным гражданам. Может выражаться в психологической, медицинской помощи, способствующей восстановлению нормальной жизни.

Порядок предоставления социального обслуживания населению

Помощь предоставляется только тем гражданам, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах. Под которыми понимают стечение обстоятельств, нарушающих нормальное продолжение жизни, например, в связи с инвалидностью, престарелым возрастом, заболеваниями, безнадзорностью.

Оказание социального обслуживания подлежит при каждом обращении гражданина за помощью. Специфика данного рода деятельности построена таким образом, что социальные службы оказывают всем обратившимся за помощью.

Обратиться могут как граждане России, так и иностранные граждане, находящиеся на территории нашего государства.

Виды социальных услуг, предоставляемых гражданам

Социальное обслуживание делится на два основных вида: бесплатное и платное.

Бесплатные услуги оказываются гражданам:

  • Не способным себя самостоятельно обслуживать в бытовом плане
  • Людям преклонного возраста
  • Доход, составляющий ниже прожиточного минимума
  • Безработным
  • Без места жительства
  • Беспризорным детям
  • Пострадавшим от стихий и военных действий

Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств региона.

Платные услуги оказываются всем желающим гражданам, оказавшимся в трудной ситуации, но способных себя материально обеспечивать или обслуживать. Услуги данного рода направлены на предоставление профессиональных услуг, правовых консультаций.

Тарифы по платному обслуживанию, устанавливаются самостоятельно социальными службами.

Например, услуги могут быть связаны с помощью в оформлении документов на недвижимое имущество, на получение социальных выплат и пособий и др.

На современном этапе социально-экономическая и политическая ситуации в России являются нестабильными, что становится причиной роста количества нуждающихся в государственной поддержке граждан. Решение этих вопросов осуществляет социальное обслуживание. Принципы работы этой системы отвечают последним стандартам организации различных форм помощи и были сформулированы с учетом специфики возникающих

Факторы развития сферы соцуслуг

Понятие и обслуживания неоднократно изменялись и трансформировались, так как появлялись различного рода подходы к рассмотрению этих вопросов. С развитием государственности и гражданского общества они значительно усложнились и расширились.Однако принципы этой работы как деятельности оформились еще в позапрошлом столетии, поэтому сравнительно недавно организация помощи нуждающимся людям приобрела такую форму, как социальное обслуживание. Принципы формировались под влиянием философской, социологической, экономической парадигм социальной работы. На современном этапе их содержание отвечает еще и требованиям законодательства.

Новый этап развития российской системы оказания социальной помощи начался после событий 1991 года.

Социальное обслуживание: определение и законодательные основы

Отечественная сфера государственной помощи нуждающемуся населению повсеместно реформируется и совершенствуется. Понятие и обслуживания не тольково многом характеризуют нормотворческую деятельность государства, но и отражают направления социальной политики в отношении слабозащищенных слоев общества.

Клиентами социальных служб выступают граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Под этим термином понимается ситуация (болезнь, инвалидность, одинокое материнство, безработица, старость и др.), объективно нарушившая жизнедеятельность гражданина, которая самостоятельно не может быть им преодолена.

Понятие и принципы социального обслуживания населения определяют специфику организации В конце 2013 года был принят новый закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», определивший экономические, социальные и правовые основания и порядок организации этого вида деятельности. Кроме того, вновь были установлены полномочия, относящиеся к компетенции государственных органов власти и региональных властных структур в сфере работы по обслуживанию граждан и оказании им квалифицированной социальной помощи. Одновременно были утверждены права и обязанности получателей социальных услуг. К ним были отнесены как лица, имеющие российское гражданство, так и иностранцы, и не имеющие этого статуса, но проживающие постоянно на территории страны, например беженцы. То есть получателем услуг может быть любой гражданин, в законном порядке признанный нуждающимся в социальной помощи.

Новое законодательство установило понятие, принципы, формы социального обслуживания. Оно представляет собой целенаправленную деятельность по оказанию целого комплекса соцуслуг различным категориям нуждающихся граждан. Под социальной услугой понимается действие или действия, оказываемые на постоянной, периодической, разовой основе для улучшения условий жизни или же увеличения возможностей самостоятельного решения жизненных трудностей.

Безусловно, совершенно иной смысл в других странах имеет социальное обслуживание. Принципы, формы работы с населением в нашей стране и за рубежомопределяются территориальными, экономическими, культурными и другими особенностями конкретного государства или региона.

Структура органов соцобслуживания

Сегодня в России развита многоуровневая система, состоящая из форм и технологий работы, учреждений, организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Принципы должны соблюдаться каждым поставщиком беспрекословно и независимо от принадлежности к конкретному ведомству.

Государственная система социального обслуживания является сложной и включает:

  • федерального уровня, в задачу которого входит выработка и реализация положений государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере соцобслуживания;
  • орган государственной власти регионального уровня, который уполномочен на выполнение принятых законодательством государственных гарантий социальной помощи;
  • непосредственно организации и учреждения соцобслуживания населения, находящиеся в ведении федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти;
  • некоммерческие и коммерческие (негосударственные) организации, имеющие право (разрешение) на предоставление социальных услуг нуждающимся гражданам;
  • индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на ведении социального обслуживания.

Закон также определяет субъектов (поставщиков) и объектов (получателей), участвующих в процессе и имеющих законное право на доступное социальное обслуживание. Принципы, порядок организации работы учреждений населения разрабатываются с учетом региональных особенностей субъекта России. Клиентами служб социальной сферы чаще всего выступают инвалиды, пенсионеры, неполные и многодетные семьи, военнослужащие, безработные.

Изменения, происходящие на государственном уровне, оказываются прямое влияние на социальное обслуживание населения. Принципы, виды, функции должны демонстрировать эффективность работы в экстренных ситуациях и в условиях многозадачности.

Основные функции системы

Исследователями основ социальной работы выявлены две основные группы функций, которые относятся к социальному обслуживанию:

1) сущностно-деятельностная профилактическая, адаптационная, социально-реабилитационная, охранно-защитная);

2) нравственно-гуманистическая (личностно- и социально-гуманистическая).

Они проявляются на макро- и микроуровнях социального обслуживания. Оптимальная работа элементов и подсистем социального обслуживания напрямую связана с их практической реализацией.

Необходимо учесть, что функции и принципы социального обслуживания распространяются не только в отношении одного получателя, но и на коллектив людей, объединенных общей проблемой. То есть эта деятельность ведется как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

Принципы предоставления социальных услуг

Принципы социального обслуживания населенияхарактеризуются как всеобъемлющие, комплексные, действущие в интересах получателей услуг. Основу работы с гражданами из слабозащищенных слоев населения составляют положения о соблюдении прав и свобод каждого человека, уважении его как личности, оно не допускает оскорблений достоинства и чести человека, преследует гуманный характер отношения к клиентам.

Основополагающими принципами представления социальных услуг выступают:

  • Свободный и равный доступ гражданина любого возраста, пола, языка, вероисповедания, национальности, убеждений, места жительства, принадлежности к разрешенным в государстве общественным объединениям. Из этого следует вывод, что принципы социального обслуживаниягарантируют нуждающимся одинаковые возможности в получении необходимых услуг.
  • Адресное предоставление всех видов социальной помощи, то есть комплекс социальных услуг должен осуществляться с учетом потребности конкретного клиента, его внутренних ресурсов.
  • Поставщики социальных услуг должны быть приближены к территории места жительства их получателя, необходимое количество поставщиков для обеспечения удовлетворения клиентов, а также оптимальное количество кадровых, финансовых, информационных и других возможностей органов социального обслуживания.
  • Максимальное сохранение привычной благоприятной среды пребывания клиента;
  • Добровольное начало.
  • Конфиденциальность работы: поставщик социальных услуг обязуется хранить и не разглашать о клиенте персональные данные, информацию личного характера и другие сведения. Кроме того, не разрешается разглашать конфиденциальную, служебную информацию. Нарушение этого принципа несет за собой привлечение виновного к ответственности, предусмотренной российским законодательством. Только после получения письменного согласия получателя (законного представителя) социальных услуг допускается передача, копирование информации другими лицами в интересах получателя. Однако существуют законные основания, которые позволяют нарушать принцип конфиденциальности и запрашивать информацию: запрос органов суда, следствия, дознания и иных в связи с проведением судебного разбирательства и иных процедур, при совершении обработки на портале госуслуг или других порталах в соответствии с законодательством.

При организации работы с клиентом должны быть задействованы все принципы социального обслуживания населения. Таким образом, будет уместным утверждение о комплексном подходе в организации деятельности по оказанию помощи.

Необходимо отметить, что принципы социального обслуживания граждан учитываются при разработке государственных стандартов и административных регламентов по предоставлению услуг нуждающимся на всех уровнях: от федерального ведомства до локального учреждения.

Гарантированные права получателям соцуслуг

Принципы права социального обслуживания отражают уровень гуманности государства и общества по отношению к нуждающимся гражданам.

Клиенты социальных служб имеют право на:

  • уважение и гуманное отношение;
  • получение на бесплатной и доступной основе информации о собственных правах и обязанностях, видах, сроках, порядке, условиях, тарифах оказания при обслуживании в учреждении, кроме того, клиент всегда может получить сведения о поставщике услуги, о возможности получения помощи бесплатно;
  • граждане имеют право на самостоятельный и добровольный выбор учреждения, к котором им может быть оказана необходимая услуга;
  • на отказ от услуги;
  • гарантию защиты законных прав и интересов;
  • обеспечение социально-гигиенических требования условий пребывания и надлежащий уход в учреждениях соцобслуживания;
  • свободное посещение получателя законными представителями, нотариусами, адвокатами и другими лицами в течение вечернего и дневного времени суток;
  • право социального сопровождения.

Указанные права клиентом не могут быть нарушены, в противном случае потребитель имеет законные основания обратиться за разъяснениями к вышестоящми инстанциям или направить исковое заявление в суд.

Обязанности получателей

В нормативно-правовых документах прописаны также и обязанности каждого клиента, то есть любой получатель социальной услуги должен:

  • предоставить документы и сведения, которые необходимы для оказания социальной услуги;
  • вовремя информировать поставщика об изменениях в личных данных или обстоятельств, влияющих на процесс предоставления помощи;
  • не нарушать условия договора на оказание услуги, в число которых входит своевременная и полная оплата, если таковая предусмотрена;
  • не нарушать общепринятые правила и нормы поведения в обществе, дисциплину в учреждении.

По причине нарушения одного или нескольких правил социальная служба вправе временно приостановить работу с клиентом или вовсе отказать в запрашиваемой услуге.

В также предусмотрены права, обязанности поставщиков. Каждый из них обязан в полной мере предоставлять набор затребованных услуг, проводить эту работу своевременно, в соответствии с законодательством и существующими регламентами деятельности.

Условия оказания социальной помощи

Узаконенные принципы социального обслуживания влияют на порядок предоставления всех видов помощи. Основанием является личное заявление клиента (законного представителя), переданное в учреждение, или обращение в органы государственной и местной власти, в рамках организации межведомственного взаимодействия.

На безвозмездной основе социальные услуги могут предоставляться лицам, пострадавшим в результате техногенных, природных катастроф и других чрезвычайных ситуациях, при межэтнических и вооруженных столкновениях, а также детям до 18 лет.

Заявление рассматривается в установленные регламентом сроки, после чего учреждение проводит процедуру признания обратившегося гражданина нуждающимся в социальной помощи. В случае отказа поставщика клиенту в предоставлении необходимой услуги, последний вправе обжаловать решение в суде.

Основные принципы социального обслуживания служат и критерием оценки эффективности работы поставщиков услуг. Если они соблюдаются, значит, решение проблем клиентов находится на высоком уровне.

Финансирование сферы социальных услуг

К источникам финансирования системы соцобслуживания населения относятся бюджетные средства (федерального, регионального, местного уровней управления); добровольные пожертвования или благотворительные взносы; оплата гражданами за предоставленные им социальные услуги; средства от предпринимательской деятельности или иные источники, которые не запрещены законодательством.

Формы и виды социального обслуживания

В действительности незаменимой частью социальной сферы выступает социальное обслуживание. Понятие, принципы, виды составляют его содержание.

Основными формами предоставления социальных услуг выступают:

  • обслуживание на дому;
  • полустационарное обслуживание, то есть услуги предоставляются только в определенное время суток;
  • стационарное обслуживание, а именно: облуживание клиентов ведется постоянно или временно, пять дней в неделю в условиях постоянного проживания в учреждении.

Однако в нормативном документе были узаконены не только принципы. Виды социального обслуживания подразумевают широкий спектр мероприятий, предусмотренные для решения комплекса проблем потребителя.

Учреждения социальной защиты предоставляют клиентам следующие виды услуг:

  • социально-бытовые, предусматривающие помощь в бытовой сфере клиента в процессе жизнедеятельности;
  • социально-медицинские, которые нацелены на поддержание и сохранение здоровья получателя услуги при помощи организации надлежащего ухода за ним, оказания поддержки при оздоровительных мероприятиях, организацию наблюдения за состоянием здоровья и общего самочувствия для предотвращения возникновения отклонений;
  • социально-психологические услуги предусматривают помощь коррекционного характера в процессе адаптации к новым социальным условиям, а также оказание неотложной помощи в трудных жизненных ситуациях по телефону доверия;
  • социально-педагогические, целью которых является профилактика отклонений в развитии личности, подкрепление позитивных интересов, обучение правильным формам организации досуговой деятельности; помощь любой семье в вопросах воспитания детей;
  • социально-трудовые призваны оказать содействие в трудоустройстве клиента и помочь ему справиться с проблемами, возникшими на стации адаптации к рабочему месту;
  • социально-правовые предусматривают оказание юридической помощи, защиту прав и интересов получателя;
  • услуги, направленные на улучшение коммуникативных навыков клиента, имеющего ограниченные возможности здоровья;
  • различные виды срочных социальных услуг: обеспечение наборами продуктов или горячим питанием; одеждой и обувью; предметами первой необходимости; помощь в поиске временного жилья; оказание экстренной психологической помощи; выдача единовременной финансовой помощи; проведение юридической консультации и иные услуги.

Нуждающимся гражданам при необходимости может быть оказана помощь, не относящаяся к социальным услугам, иначе - социальное сопровождение.

Степень сложности, длительность оказания услуг, уровень их адекватности и соответствие требования находятся в основе критериев эффективности социального обслуживания по отношению к различным категориям граждан. Соблюдение законодательных норм, этического кодекса и локальных регламентов сделает социальные услуги качественными, результат их действия - эффективным, что в совокупности будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе.

Социальное обслуживание является частью системы социальной защиты населения.

Социальное обслуживание – социальная деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения.

Это процесс предоставления социальных услуг населению.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в ст.1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

В Законе раскрывается основное содержание видов социального обслуживания: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, в стационарных условиях, социальный патронаж граждан и др.

В Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» прописано, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах».

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» отмечено, что «социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающие предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица».

Признаны две группы функций системы социального обслуживания:

1. Сущностно-деятельные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж).

2. Нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Итак, социальное обслуживание населения включает в себя виды, типы, методы, организационные формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания, результат предоставления социальных услуг.

В Российской Федерации развивается система социального обслуживания, социальные услуги предоставляют более 12 тысяч учреждений – стационарных, полустационарных и нестационарных. Сейчас действует более тысячи стационарных учреждений различного типа: 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов для людей с асоциальным поведением, отбывших наказание за преступления, 151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей и др.

Создаются и развиваются различные службы: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, социально-досуговые, профориентационные, реабилитационные и др.

Наряду с образованием сети учреждений социального обслуживания, встают задачи профессионализма и высокой нравственности как непременные качества работников социальных служб. Развитие сети учреждений социального обслуживания встречает определенные трудности: 1.

Слабая правовая база. 2.

Ограниченность финансовых ресурсов. 3.

Отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания. 4.

Дефицит профессиональной подготовки персонала.

Состояние и прогноз развития сети

учреждений социального обслуживания семьи и детей

Наименование отчет оценка прогноз 1994 1997 1998 1999 2000 2005 Территориальный центр социальной помощи семье и детям Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Социальный приют для детей и подростков Центр психолого-педагогической помощи населению Центр экстренной психологической помощи по телефону Другие

учреждения

Примечание. Числитель – число учреждений, знаменатель – число сотрудников.

Нужна четкая государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания, строительство учреждений нового типа.

Условием эффективной работы учреждений социального обслуживания является их правовое обеспечение и механизм правового регулирования социального обслуживания.

Признаки правового обеспечения: 1.

Единый комплекс федеральных законов. 2.

Правовые акты, включающие нормы правообеспечения социального обслуживания. 3.

Подзаконные и нормативные акты. 4.

Нормативная регламентация деятельности социальных служб. 5.

Правовые акты по защите прав клиентов. 6.

Высокий уровень правосознания населения и работников социальных служб и др.

Необходима нормативно-правовая регламентация системы управления социального обслуживания. В Российской Федерации подготовлен сборник нормативных актов «Организация социального обслуживания населения», изданы сборники нормативно-правовых актов по различным категориям населения.

На федеральном уровне основными являются два вида документов:

1. Законы как акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция России, Федеральные законы).

2. Подзаконные акты (указы президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств).

В современной России происходит становление правовой базы социального обслуживания населения. Прежде всего, это реализация федеральных законов, указов президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Для специалистов социальных служб создается правовое поле, которое позволяет успешно решать поставленные задачи по социальной поддержке людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание населения рассматривается как: 1)

современная парадигма социальной работы; 2)

высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы; 3)

принципиально важный сектор социальной сферы.

Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов социальных работников.

Не во всех странах мира социальное обслуживание понимается одинаково.

Нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в Законе «О социальном обслуживании» под социальным обслуживанием понимается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества»1.

В Словаре социальной работы Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться»2.

В современной отечественной литературе нет достаточно глубоких обоснований структуры и функций территориальных комплексов социальных служб.

Социальное обслуживание населения как система характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях Российской Федерации, а совокупностью таких составляющих, как: определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку различных слоев населения; финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению; многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных социальных служб; степень сформированности нормативно-правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб; соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб, и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг.

Новое представление о сущности социального обслуживания населения внесли федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995 г.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в ст. 1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержание видов социального обслуживания – материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей и др.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» существенно дополняет и конкретизирует наши представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в Законе предмет его определяется так: «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах». Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Социальное обслуживание основывается на принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания.

Социальное обслуживание – это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой для предоставления клиентам социальных услуг.

Поэтому, с методологической точки зрения, представляет познавательный и практический интерес уяснение сути такого понятия, как «социальные службы». Выделяются, с одной стороны, службы семьи, службы социально-медицинской помощи, службы психологической помощи, службы социального обеспечения, службы правовой помощи, службы образования, экологические службы, службы занятости, социальные службы помощи детям и молодежи, с другой – территориальные социальные службы (межведомственные), муниципальные и т.п.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» понятие «социальная служба» включено в число основных. «Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица».

Сущность социального обслуживания как социальной системы раскрывается путем выявления и уяснения: структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).

 
Статьи по теме:
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные