Совершенный человек. Идеальный человек

Наброски о Со-Вершенстве

Татьяна Гинзбург

Кто такой Совершенный Человек?

Существует ли он, или это только миф?

Миф о Герое или Полубоге?

Где – вершина человеческого развития?

Эти редкие вопросы, возможно, и возникают в головах людей, но как правило, если эту тему спустили на занятиях по философии в каком-нибудь ВУЗе, уж слишком эта тема сложна и далека от обыденности.

Если все-таки задуматься, то ответы на эти вопросы упираются в ответ на вопрос о цели и смысле человеческого бытия. Зачем Человек рождается в этом мире? Какова его миссия? Каков смысл его жизни? И что вообще такое смысл в данном контексте – это нечто, что каждый индивид может сам себе придумать, или есть какой-то «общий, идеальный» смысл жизни человека, к которому каждый из нас может стремиться?

Если считать, что человек случайное порождение природы, и его психика лишь «высшая нервная деятельность», то получается что Совершенство, как качество человека - невозможно, поскольку отсутствие смысла жизни также порождает отсутствие идеи о Вершине человеческой жизни. Конечно, некоторые люди, находят щели в этом мировоззрении, и совершают подвиги в науке, или в культуре.

И, может быть, это признак того, что в психическом мире человека все-таки есть представление и о Вершине и о Смысле бытия, и даже умом признавая первичность материи, и случайность своего существования, человек целостно превосходит эту ограниченность и ищет способы достичь Вершины Бытия.

Попробуем рассмотреть теистическую версию жизни человека. Человек – продукт Бога, сын Его. Отсюда – понятие о совершенстве проистекает легко – реализовать замысел Творца – значит достичь Совершенства. И в мифологии человечества есть истории о таких людях, например, Иисус Христос.

Но, к сожалению, или может быть к счастью, мы живем в более сложную эпоху, чем жили наши предки скажем в средние века, или даже при коммунизме. И сейчас, при том потоке информации, в том числе о духовных и эзотерических традициях мира, о Вселенной, о Большом Взрыве, поверить в ситуацию порождения человека Богом становится все сложнее. Еще Лаплас сказал о Боге - «Сир, я не нуждался в этой гипотезе». И возвращаться к ней в нашу эпоху – это проявлять слабость.

Что же тогда остается?

Я, как человек, вдруг обнаруживаю себя существующим в этом мире. Мир вокруг очень сложен, и постоянно отвлекает, занимает мое внимание. И если вдруг случайно, я все-таки обращаюсь к вопросу «Кто Я» - то найти ответ на этот вопрос, как правило, не получается…

Или потому, что его просто не существует (смотри предыдущие рассуждения и довольствуйся эрзацем).

Или для этого необходимы – навыки, концентрация, настоящее намерение, благоприятные внешние условия и, может быть, что-то еще.

И, возможно, такое состояние человеческого существа, при котором он может найти ответы на вопросы о смысле своей жизни, и о смысле бытия и реализовать их, и есть – ВЕРШИНА.

А человек, достигший этой Вершины – является Совершенным.

§ 1. Совершенный человек как цель народного воспитания

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является частью его). Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели (выделено мной. - Г.В. ) и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.



Формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.

Само понятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Первые проблески сознания предков человека связаны с инстинктом самосохранения; из этого инстинкта в последующем выросла осознанная забота об укреплении здоровья и физическом совершенствовании (по Коменскому - о гармонии в отношении тела). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать - пусть в первое время и неосознанно - друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, вызывая напряжение сумеречного ума прачеловека; не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода - наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

§ 2. Этнический характер совершенного человека

В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности. Традиционные русские характеристики человека (например, «умница и красавица», «красна девица» и «добрый молодец» , «маленький да удаленький»), подчеркивая главные его черты, не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам. Так, ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум, в свою очередь, предполагает наличие также многих умений и сноровки в труде. Высокопоэтическая характеристика «умница и красавица» - это и высокая оценка личных качеств девушки и идеальный образ женщины как конкретная цель воспитания, доведенная народной педагогикой до уровня программы формирования личности. Черты характера «доброго молодца» даны еще более развернуто. Так, например, один из самых любимых народом «добрых молодцов» Илья Муромец - «удаленький», «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, благовоспитан («вел поклоны по-ученому»), храбр и смел, народный заступник. Срубил он голову Соловью-разбойнику и сказал:

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодых,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек.

В том же направлении конкретизируются добродетели русского «доброго молодца» в сказках и песнях: он и умен, и красив, и трудолюбив, и честен, и скромен.

Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п. В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п. В личностном идеале всех народов главное - не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала.

Вместе с тем народы оценивали многое с точки зрения собственных эталонов. Так, например, до сих пор у чувашей сохранилось выражение «совершенный чуваш», применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующее их представлению о хорошем человеке, т.е. слово «чуваш» в данном случае тождественно слову «человек». «Совершенный (хороший, настоящий) чуваш» - это русский, татарин, мордвин, мариец, удмурт, это люди, с которыми общался чуваш и которые вполне соответствовали его представлениям о хорошем. У адыгов любовь к Родине - одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых трудных условиях от адыга требовалось сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, племени и народа. «Своему отцу и матери позор не приноси», «Смотри, старайся не снимать адыгское лицо», т.е. не позорь честь и достоинства адыга.

Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами - за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа», - такое благопожелание присутствует в педагогике почти всех народов. Своим поведением не давать повода дурно думать о своем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своими патриотическими действиями множить славу народа - такими хочет видеть любой народ своих воспитанников и исходя из этого строит свою педагогическую систему. Слава нации создается ее славными сынами. Не зря высокого имени сына народа удостаиваются лишь лучшие его представители: народов плохих нет, но бывают плохими его сыновья.

Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.

Естественным было стремление народов к счастью, которое не мыслилось без стремления к совершенству. Татская сказка «Ум уже счастье» утверждает, что счастье невозможно без ума, что «глупость может все разрушить». Здесь ум объявляется старшим братом счастья: «Брат мой, Ум, теперь я перед тобой преклоняюсь. Признаю, ты выше меня». Подобный сюжет распространен в Индии, а также у евреев как европейских, так и афро-азиатских. Сказка с таким же сюжетом распространена и среди многих народов Дагестана. В ней настоящий аварский джигит умеет ценить женскую красоту, но в то же время на вопрос «Что ты предпочтешь - ум старика или лик красавицы?» отвечает: «В двадцать раз больше я ценю совет старика». Аналогичная дилемма возникает и в армянской сказке «Разум и сердце». Однажды разум и сердце заспорили: сердце твердило, что люди живут для него, а ум настаивал на обратном. Заключение сказки следующее: «Раскаялись разум и сердце в том, что сделали, и дали зарок отныне действовать вместе, решив, что человека делают человеком разум и сердце, сердце и разум». Общие сюжеты и схожая трактовка одного и того же вопроса в сказках разных народов свидетельствуют, что в них главенствующими являются общечеловеческие начала. И народный педагог Ушинский, черпая из источников народной мудрости свои идеи, делает схожий с приведенными выше сказками вывод: «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне надежный человек».

В русской сказке «Правда и Кривда» об одном из двух братьев сказано, что жил он «правдой, работал, трудился, людей не обманывал, а жил бедно...». Усиление конкретных проявлений правды синонимами - «работал», «трудился» - свидетельствует о том, что, по народному убеждению, правда - в честном труде и она - на стороне трудящихся. Подобные идеи были присущи и другим народам. Национальное при этом сказывалось не в их сущности, а только в форме передачи. Народы в характеристиках положительной и отрицательной личности только дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о красоте и добре, о совершенной личности складываются из суммы представлений многих народов, отражая при этом историю, традиции и обычаи народа.

В осетинских сказках «Волшебная папаха» и «Близнецы» раскрываются характерные черты совершенного горца, главные из которых - гостеприимство; трудолюбие в сочетании с умом и добротой: «Одному, без друзей, пить и есть - позор для хорошего горца»; «Когда мой отец был жив, он чурека и соли не жалел не то что для друзей, но и для недругов своих. Я же сын своего отца»; «Пусть счастливо будет ваше утро!»; «Пусть пряма будет твоя дорога!»; Харзафид, «хороший горец», «запряг волов в арбу и работал день, работал ночь. Прошел день, прошел год, и прочь прогнал бедняк свою нужду». Примечательна характеристика юноши - сына бедной вдовы, ее надежды и опоры: «Он отважен, как барс. Подобно солнечному лучу, пряма его речь. Его стрела бьет без промаха».

Следует отметить лаконичность и красоту формы народных сказок. Эстетика формы так же, как и словесные характеристики, передает красоту человеческой личности, идеального героя и таким образом усиливает воспитательный потенциал народных сказок, как одного из средств народной педагогики.

§ 3. Пути воспитания совершенного человека

Нет исторических и неисторических народов, народов способных к педагогическому творчеству и неспособных к нему. Всем народам, большим и малым, присуща сознательная забота о воспитании совершенного человека. Так, например, идеал совершенного нивха, по свидетельству В. Санги, представляется следующим образом: «Сердце медведя дали мне, чтобы дух могучего хозяина гор и тайги отпугнул от меня чувство страха, чтобы я вырос в мужественного мужчину, удачливого добытчика»; «Охотнику нужна твердая рука и точный глаз. У сына У. Тера все это, как у всякого нивха, есть»; «Он настоящий охотник и настоящий нивх: он не забывает народные обычаи». Идеал настоящего нивха предполагает воспитание смелости и мужества, уважения к народным традициям, обычаям и, конечно, трудолюбия.

Мордовский народ в песне «Загадка» того из добрых людей, кто решит три загадки, называет мудрейшим из мудрых. Вот последняя из загадок:

Без корней трава какая

На земле живет, расцветая?

И цветет на родимой землице.

Это жизни лучшее злато.

Ответ загадки:

Человеком зовется трава та.

Человек - украшение вселенной, человек - лучшее злато. В словах песни - призыв быть достойным человеческого имени. Этот призыв только по форме национален, а по существу же - общечеловечен.

По педагогическим представлениям грузин-горцев, мужчина должен был быть «всесторонне совершенным», т.е. здоровым, сильным, подвижным, хорошо переносить холод и жару, все трудности трудовой и боевой жизни. Горец должен быть мужественным, проявлять в нужный момент силу воли, презрение к смерти и воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, обладать чувством собственного достоинства, иметь самолюбие и гордость, не позволять никому оскорблять честь семьи, рода и племени. Идеалы воспитания грузин - горцев предписывали им быть гостеприимными, хлебосольными: трудолюбивыми; уметь слагать и читать стихи, быть красноречивыми, уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать.

Идея «всестороннего совершенствования личности» близка ичувашам. Понимание этого совершенства находилось в соответствии с уровнем общественного развития. Представляет интерес попытка народа располагать добродетели по степени их важности: «Без ума и красавец - урод (буквально: рябой)», «Лучше называй умным, чем красивым», «Если жить с умом, лечиться от болезней не придется», «Пояс завязывай потуже, за мысли свои, держись крепче». Главный воспитатель - труд, разумное воспитание - в труде. «Труд кого угодно приведет в порядок», «Живя без труда, можно лишиться рассудка», «Чувашский ребенок одной ногой - в колыбели, другой ногой - на пахоте». Далее следовали здоровье, красота и др. Понятие ума у чувашей имело очень широкий смысл и включало многие важнейшие нравственные черты. Особо подчеркивались беспредельные возможности для совершенствования: «В народе есть сильнее сильного и умнее умного».

Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о совершенствовании личности. Как только ребенок появлялся на свет, новорожденному мальчику высказывались пожелания: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, топор в руках держать и лошадью управлять», а девочке - «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать». Мудрым старцем высказывались ребенку пожелания: «Будь большим! Перед тем, как до обряда наречения придти к тебе, поел масла - пусть язык твой будет мягким и нежным, как масло. Перед тем, как придти к тебе, поел меда - пусть речи твои будут сладкими, как мед». В первом же моленьи в честь новорожденного его благословляли быть смелым, храбрым, счастливым, почитать родителей, старших и старых, односельчан, жить в здравии и чистоте до старости, иметь много детей.

Имя, которое давали ребенку, у многих народов было сокращенным до одного слова благопожеланием, сведенным до возможного минимума магическим заклинанием. У чувашей зарегистрировано свыше 11 тыс. имен - благопожеланий. Смысл многочисленных русских имен - Любомир, Владимир, Святослав, Любомудр, Ярославна и т.п. - общеизвестен. Имя Надежда заключает в себе не только утверждение - «Ты наша надежда», но и благословение -«Будь нашей надеждой и опорой». В имени Вера - не только вера, но и уверенность и доверие. В именах нашли отражение многие характеристики совершенной личности. Именаречение занимает очень важное место в структуре самосознания личности, в ее самоидентификации. Наречение новорожденных именами наиболее уважаемых членов семьи и рода выражает заботу о сохранении и развитии потомками добрых черт предшественников, о передаче из поколения в поколение всего самого лучшего, чего достигли люди и в духовной и в нравственной сферах.

У энцев после выбора имени начинали импровизировать песни в честь новорожденного, высказывая пожелания, чтобы он был счастливым, богатым и щедрым. Имена давали замысловатые, производные от названий тех качеств, которые желали новорожденному. Как правило, называли несколькими именами. Так, например, у одного энца было два имени, которые в переводе на русский язык означают «дроворуб» и «кремень», первое он получил при рождении, второе - когда вырос. Первое имя – благопожелание - мечта, второе - благопожелание-характеристика. Окончательное имя дают энцу, когда ему исполняется 15 лет, это имя часто характеризует его физические и духовные качества, т.е. подводит итог воспитания за определенный промежуток времени или предполагает закрепление и развитие этих качеств.

Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода. Вообще стремление к совершенству семьи, рода, племени было свойственно многим народам. Буряты, например, стремились брать себе жен из хорошего рода, каковым считался род честный, дружный и многочисленный, здоровый. Русские, украинцы, марийцы и чуваши считали хорошим трудолюбивый род, в котором культивировались такие качества, как высокая нравственность, целомудрие, скромность, доброта, т.е. ко всему роду предъявлялись примерно те же требования, что и к отдельному человеку. Так, совершенство личности переростало в совершенство семьи (коллектива), совершенство семьи - в совершенство племени, а оно уже вело к совершенству народа как единого и великого коллектива борцов за право на достойную человека жизнь.

Народные педагоги цели воспитания пытались привести в систему. В Средней Азии известна заповедь о трех добрых человеческих качествах - добром намерении, добром слове, добром действии. Среди чувашей говорят о «семи благах», «семи заповедях». Их реализация являлась обязательной целью национальной системы воспитания. Чаще всего в число семи добродетелей включались трудолюбие, здоровье, ум, дружба, доброта, целомудрие, честность. Человек должен обладать всеми этими добродетелями в гармоническом единстве.

Своеобразны представления народов Дагестана о совершенном человеке, в которых исходным является ум, но определяющими - нравственные совершенства. Примечательно то, что дагестанцы свой кодекс человеческих совершенств рассматривали во взаимосвязи и единстве воспитания, самовоспитания и перевоспитания. Совершенства оцениваются ими в противопоставлении отрицательным качествам личности. Формирование положительных человеческих свойств они рассматривают параллельно с перевоспитанием, которое, в свою очередь, опирается на самовоспитание. Во всех случаях, по мнению дагестанцев, самовоспитание - как сопротивление дурному влиянию извне и дурному, уже имеющемуся в личности в силу этого влияния - укрепляет позиции воспитателя. Формирование положительных черт личности понимается здесь, в первую очередь, как поддержка в человеке внутренних сил, противостоящих отрицательным качествам. Если же у человека нет сил преодолеть качества, противостоящие добродетелям, то положительные качества утрачиваются, гибнут, исчезают. Эти добродетели и их противоположности следующие:

первое - ум, его омрачают раздражения, озлобления;

второе - дружба, ее губит зависть;

третье - совесть, ее уничтожает жадность;

четвертое - хорошее воспитание, но на него может повлиять дурная среда;

пятое - скромность, ей вредит распущенность;

шестое - доброта, ей мешает себялюбие;

седьмое - счастье, его губит ревность.

Перечень совершенств под названием «девять доблестей мужчины» - достижение педагогической культуры бурятов. «Девять доблестей» включают в себя следующие заповеди:

превыше всего - согласие;

на море - пловец;

на войне - богатырь;

в учении - глубина мысли;

во власти - отсутствие лукавства;

в работе - мастерство;

в речах - мудрость;

на чужбине - непоколебимость;

в стрельбе - меткость.

К девяти доблестям буряты присовокупляют и другие положительные качества мужчины как программу формирования совершенного человека.

Представления о сущности и содержании человеческих совершенств свидетельствуют об устойчивости народных, этнических идеалов воспитания, которые проводились в жизни не только с помощью слов, но и в конкретной деятельности. Единство слова и дела представляет собой одну из самых сильных сторон национальной традиционной педагогической системы, живой практики воспитания, которое трудящиеся рассматривали в совокупности всех его частей и проводили как целостный процесс. Подход к воспитанию как к целостному процессу проявлялся и в использовании комбинированных мер воздействия на детей и комплексных форм организации их жизни и деятельности.

Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Поражает воображение дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием вполне определенных черт личности. Обратимся, например, к загадкам, пословицам, песням, сказкам, играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребенка. Основная цель загадок - умственное воспитание, пословиц и песен - нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, сказка - синтетическое средство. Празднично-игровая культура - своего рода педагогика в действии, где все средства использовались в гармоничном единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра - это самая эффективная практическая педагогика, материализованная сказка.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий молодежь к совершенствованию своих нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности.

То же самое следует сказать о пословицах и песнях.Цельпословиц - нравственное воспитание, песен - эстетическое.Одновременно пословицы призывают к труду, развитию ума и укреплению здоровья, но это делается опять под видом призыва к выполнению нравственного долга. Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.

В охарактеризованных жанрах устного народного творчеств усматривается единство содержания и формы, цели и средства: в загадках умное - цель, прекрасное - средство, в пословицах нравственность - цель, прекрасное и умное - средство, в песнях прекрасное - цель, умное - средство. Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен, которых в сказках немало.

Примечательно, что народ позаботился не только об определении функций отдельных жанров устного творчества, но и распределил их среди отдельных возрастных групп в соответствии с конкретными задачами воспитания и самовоспитания. Загадками и песнями, например, дети охотно пользуются в своей среде, хотя новые загадки детям и подросткам преимущественно сообщаются взрослыми, которые сами в своей среде к загадкам почти не прибегают, пословицы наиболее распространены среди пожилых людей и сообщаются детям и молодым в целях воспитательного влияния, последние же к ним в своей среде прибегают редко; песни наиболее распространены именно среди молодежи, старики почти не поют, необычайно редко индивидуальное исполнение песен малым ребенком и подростком. Волшебные сказки не пользуются популярностью среди взрослых, но их очень любят дети и подростки. Одно из комбинированных средств воздействия в тот или иной возрастной период имеет превалирующее значение. Это отнюдь не исключает совместное, и параллельное их применение. Многообразие поэтических форм и содержания песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека. Ясно, что подобная целеустремленная система воспитания не могла сложиться без присутствия элемента сознательности в педагогическом творчестве народных масс.

Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека вне активной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находились в соответствии с комплексными формами организации его жизни и деятельности. К комплексным формам организации жизни молодежи следует отнести многочисленные обычаи и традиции, обряды и праздники. Одно из первых мест в этом ряду у всех народов занимают трудовые традиции и обычаи, которые в ходе своей реализации непременно приобретают праздничную окраску. Это: помочь - у русских, хошар и хашар - у узбеков и таджиков; талкас, талгут и талка - соответственно у латышей, эстонцев и литовцев; толока - у украинцев и белорусов. В старой русской деревне, если идет, например, по окончании жатвы толпа мимо отстающей жницы, чаще всего, одинокой и многодетной, то считалось обычным делом в таких случаях артельно подсобить ей. Подобная помощь со временем превратилась в обычай взаимной помощи - помочь. Особенно такая «помочь» была распространена среди молодежи и, как правило, завершалась общим весельем - играми, танцами, песнями.

Многочисленные весенние молодежныепраздники были своеобразными формами эстетического воспитания и самовоспитания, средством проверки уровня и результатов этого воспитания. Так, например, изумительные девичьи хороводы носили характер ежедневных весенних и летних «певческих фестивалей». Осенние вечорки преследовали цель развития и проверки эстетических вкусов в рукоделии. Акатуй у чуваш, сабантуй у татар, каргатуй у башкир преследовали цели общественного смотра физического развития молодежи. Неслучайно выдающийся татарский ученый Д.Р. Шарафутдинов в своей книге о сабантуе называет его образом жизни народа. В книге есть разделы: «Народом рожденные», «Юность древнего обряда», «Эхо веков», «Майдан дружбы», «Праздник здоровья, спорта», «От сабантуя - к Всемирным играм» и др. Он пишет: «...У сабантуя большое будущее. Надо лишь научно осмыслить многовековой народный воспитательный опыт, преемственность традиций. Без бережного отношения к этим духовным сокровищам народа немыслимы прогресс в общественной жизни, формирование исторического самосознания и миропонимания народа».

Народные спортивные праздники были распространены почти среди всех народов. Среди чувашей был известен весенний праздник «серен», который проводился детьми и молодежью под руководством старых как день памяти умерших предков, как праздник морального самоочищения и самосовершенствования.

В любом из праздников одна из сторон человеческого совершенства занимала доминирующее положение, но одновременно не выпускались из поля зрения и другие качества совершенной личности.

Дифференцированный подход к приемам, способам и формам воспитания обеспечивал конкретность и целеустремленность работы по формированию черт совершенства. Программа воспитания порой оказывалась распределенной по годам, месяцам и даже дням недели и была тесно связана с годовыми трудовыми циклами. Так, например, чувашские названия весенних, летних и осенних месяцев связаны с сельскохозяйственными работами: месяц сева, месяц серпа, месяц молотьбы и т.п. Май - месяц молодежных хороводов, октябрь - месяц свадеб, ноябрь - месяц памяти предков и т.п. О днях существовали следующие поверья: понедельник - день песнопений; среда - день жизни и здоровья, благоприятна для посева гороха; четверг - день наиболее продуктивной работы; пятница - день памяти предков, день отдыха, день чистого тела и очищения души и т.п. Воспитательное значение имело даже время суток: «утро вечера мудренее», «утро для важного дела»; «петь только после полудня, лучше всего - после ужина»; «утреннее песнопение - предвестник вечерних слез», «день - не для сказок, их рассказывают только после захода солнца» и т.д. и т.п. Здесь, конечно, присутствует элемент суеверия, но главное - проявляется забота трудолюбивого народа о создании условий для формирования черт совершенного человека.

Совершенствование человека представлялось народом вполне конкретно и определенно: речь шла не только о синтетическом образе совершенного человека, но и о формировании конкретных качеств личности. Наиглавнейшее место в формировании этих качеств отводилось труду. В устном творчестве многих народов распространены идеи о неограниченных возможностях совершенствования человека в труде. В русской сказке «Царевна-лягушка», например, даже царь проверяет своих невесток и «при рукоделии, и при деле». Крестьяне переносили свои представления о жизни, порожденные характером их деятельности даже на жизнь царской семьи. Народная педагогика не допускает никаких компромиссов и уступок в области нравственности, в ней нет снисхождения к тем, кто нарушает требования народных идеалов. Образцы нравственного совершенства - сказочные и былинные богатыри, герои преданий, легенд, мифов и песен. В устном творчестве народов не последнее место занимает также идея о физическом совершенствовании человека.

Выдающимся достижением народной педагогики является выдвижение такого важного условия совершенствования личности, как связь каждого человека с себе подобными. Требование этой связи в народной педагогике сформулировано в виде призыва к единству действий, к солидарности, к сплочению усилий трудящихся в борьбе за улучшение своей жизни. В народной педагогике нет совершенного «робинзона», она признает совершенными только друзей и сынов народа: «Человек человеку - друг и брат» (рус.), «Человек человеку - жизнь» (польск.), «Человек человеком жив» (груз. чув.) «Человек человеку - необходим» (азерб.), «Человек человеку - друг, человек для человека - забота» (швед.). Поговорка «В единении - сила» на многих языках звучит как афоризм. Поговорки и пословицы, строящиеся на показе всесильности сплоченных людей и обреченности человека, оказавшегося вне общества, распространены среди всех без исключения народов. Вот примеры: «Громада - великий человек» (укр.), «Если вздохнуть всем народом - ветер будет» (рус.), «Муравьиная рать льва одолеет» (азерб.), «Кто не вместе с аулом, тот покойник и без могилы» (ногайск.), «Слабые вместе - сила, сильные в одиночку - слабость» (чув.) и др. Подобных пословиц, подчеркивающих необходимость и важность объединения усилий трудящихся, в педагогике любого народа очень много.

Главным и решающим фактором, объединяющим в единое целое комбинированные меры воздействия на детей, комплексные формы организации их деятельности являетсяприрода. Первоначальным толчком к пробуждению в человеке мысли о совершенстве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к самоусовершенствованию, послужило представление о гармоническом совершенстве природы.

Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. Они развивают в крестьянских детях привычку и любовь к труду, так как последние видят постоянно работающих отца и мать и сами часто помогают им, а свободный труд, как учил К.Д.Ушинский, нужен человеку сам по себе, для поддержания в нем чувства человеческого достоинства. На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Бесспорна эстетическая роль природы. Народ, черпая свое вдохновение из созерцания ее красот, опоэтизировал ее в своих песнях, сказках, былинах. Итак, природа содействует формированию всех сторон личности человека, и при условии сознательной педагогической деятельности взрослых является мощным пегагогическим фактором. Смысл гуманистической природы человеческого совершенства в гармонии Человека -«малой вселенной» и Природы - великой вселенной.

Программа воспитания совершенного человека многогранна и обширна. Многообразны средства ее реализации. Воспитание было самой жизнью народа: все воспитывали, всё воспитывало, всех воспитывали. Субъективно то или иное явление жизни служило определенной цели, выполняло конкретную задачу, например, такие произведения народного творчества, как песни, служили средствами развлечения и отдыха. Но одновременно они, как уже было сказано выше, выполняли многостороннюю воспитательную функцию.

Подобным средством воспитания являются русские народные плачи. Плакали - причитали по умершим, но для живых. Например, «Плач по жене» адресован мужу, чтобы помнил о детях оберегал их от злой мачехи; детям - чтобы они помнили мать и росли добрыми и умными; ровесникам детей умершей – чтобы они помнили о своих здравствующих матерях и ценили их заботу, призыв к живым - быть столь же совершенными, каким был тот, о ком льются слезы. В плачах причитали и о «рожаном» ребенке, и о приемыше, о «смотреньице», «воспитаньице», о вскормлении и т.п. В плачах подводился итог жизни умершего, русские плачи - некрологи изумительной поэтической силы… Обратимся, например, к следующим строкам «Плача по приемышу».

Великие религии присваивают совершенному человеку различные имена, но каково бы не было это имя, за ним лежит та же самая идея - он и Митра, Кришна, Осирис, Будда, Христос - но это просто символизирует человека, сделавшегося совершенным. Он не принадлежит к какой-то одной религии, нации, человеческому сообществу, он не органичен рамками одной веры - повсюду это наиболее благородный, совершенный идеал.

Всякая религия провозглашает его, все вероисповедания имеют в нём своё оправдание, он тот идеал, к которому стремится каждая вера, и каждая религия выполняет свою миссию с той эффективностью, с каковой ясностью она этот идеал освещает, и точностью, с какой она указывает путь его достижения. Имя Христа, используемое для совершенного человека в христианстве, это более, чем имя человека - это наименование его состояния. "Христос в вас - надежда славы" - вот идея христианских учителей. Человек по мере долгого течения эволюции достигает состояния Христа, чтобы завершить свой путь, длившийся долгие столетия; он тот, чьё имя в западных странах связано с одним из "сыновей бога", который достиг окончательной цели человеческого существования. Слово, обычно употребляемое для обозначения этого состояния - "помазанник". Каждый может достичь этого состояния: "Посмотри внутрь себя, ты Будда", "Пока Христос не сформируется в вас".*1

Как всякий желающий стать музыкантом должен слушать шедевры и погружаться в мелодии мастеров музыки, также должны и мы, дети человечества, поднять свои глаза и свои сердца в постоянно возобновляющемся созерцании к вершинам, на которых пребывают совершенные люди нашей расы. Чем мы являемся, они были; чем они являются, мы будем. Все сыны человеческие могут сделать то, что совершил Сын Человеческий, и мы видим в них залог своего собственного триумфа - развитие божественности в нас есть только вопрос эволюции.

Команды: внешние и внутренние

Я иногда подразделяла внутреннюю эволюцию на субморальную, моральную и суперморальную - субморальную, где различие между правильным и неправильным незамечаемо и человек следует своим желаниям без сомнений, не задаваясь вопросом; моральную, где правильное и неправильное различается, становясь более определённым и содержательным, и происходит борьба за соблюдение закона; и суперморальная, где внешний закон превосходится, поскольку божественная природа управляет своими телами. На моральной стадии закон познаётся как барьер, ограничение во благо: "Делай это", "Избегай того"; человек борется за повиновение, идёт постоянная борьба между высшей и низшей природами. В суперморальном состоянии божественная жизнь в человеке находит своё естественное выражение без внешнего руководства; он любит не потому, что он должен любить, но потому что он сам есть любовь. Цитируя благородные слова христианского посвящённого, он действует "не по закону плотских побуждений, но силой вечной жизни". Мораль превзойдена, когда все силы человека направляются к богу как намагниченная иголка поворачивается на север, когда божественность в человеке ищет наилучшее для всех *2. Борьбы больше нет, поскольку достигнута победа; Христос достиг своего совершенства только когда он стал победителем, мастером жизни и смерти.

В эту стадию жизни Христа или жизни Будды вступают посредством первого посвящения, в котором посвящяемый - "малое дитя", иногда "маленький ребёнок, трёх лет". Человек должен "возвратить детство - состояние, которое он потерял", "стать маленьким ребёнком", чтобы "войти в царство". Пройдя через эти врата, он рождается к жизни Христа, и проходя "крестный путь", он проходит через следующие друг за другом врата на этом пути, и в конце его он определённо освобождается от жизни уз и органичений, умирает ко времени чтобы жить в вечности, и начинает осознавать себя как жизнь, а не как форму.

Нет сомнения, что в раннем христианстве эта стадия эволюции определённо признавалась присущей каждому индивидуальному христианину. Беспокойство св. Павла о том, что Христос мог быть рождён в его обращённых, может служить достаточным свидетельством этому факту, оставляя другие высказывания которые тоже могут быть процитированы; даже этот отдельно взятый стих достаточен, чтобы показать, что в христианском идеале "стадия Христа" понималась как внутреннее состояние, финальный период эволюции каждого верующего *3. И хорошо, что христиане могут распознать это, а не относить жизнь ученика, оканчивающуюся совершенным человеком, к экзотике, пересаженной в западную почву, но родной только для восточных стран. Этот идеал есть часть истинного и духовного христианства, и рождение Христа в душе каждого христианина есть цель христианского учения. Главная цель религии - это вызвать это рождение, и если бы это мистическое учение выпало из христианства, эта вера не смогла бы поднять к божественности тех, кто её практикует.

Первое из великих посвящений - это рождение Христа, или Будды, в человеческом сознании, превосхождение сознания "Я", выпадение из ограничений. Как хорошо известно всем ученикам, есть 4 степени, включаемых стадией Христа, между весьма хорошим человеком и мастером-триумфатором. В каждую из этих степеней вступают посредством посвящения, и в течение этих периодов эволюции сознание должно расширяться и расти с целью достигнуть пределов ограничений, налагаемых человеческим телом. В первой из них ощущаемое изменение - это пробуждение сознания в духовном мире, в мире, где сознание идентифицирует себя с жизнью и прекращает отождествлять себя с формами, в которые жизнь в данный момент заключена. Характерная особенность этого пробуждения - это чувство внезапного расширения, распространения за пределы привычных рамок жизни, узнавание Себя, как божественна и могуча жизнь, а не форма, радость, а не печаль, чувство восхитительного мира, прохождение через то, о чём мир может только мечтать. С выходом за рамки ограничений приходит усиленная интенсивность жизни, и когда жизнь течёт со всех сторон, радуясь уничтожению барьеров, чувство реальности так живо, что всякая жизнь в форме кажется смертью, а земной свет - темнотой. Это расширение столь изумительное по своей природе, что сознание чувствует, что оно никогда не знало себя раньше, поскольку всё, что оно понимало как сознание, есть несознание в присутствии этой бьющей фонтаном жизни. Самосознание, которое начинает зарождаться в ребёнке - человечестве, которое развилось, выросло, расширилось за пределы ограничений формы, думающей о себе как об отдельной, говорящей "я", "мне" и "моё", - это самосознание внезапно ощущает все "я" как Себя, все формы - как общее достояние. Оно видит, что ограничения были необходимы для построения центра самости, в котором может существовать самоидентификация, и в то же время оно чувствует, что форма - это только инструмент, который оно использует, в то время как оно само, живое сознание, есть одно из всех живущих. Оно знает полный смысл часто употребляемой фразы о "единстве человечества", и чувствует, что значит жить во всём, что живёт и движется *4, и это сознание сопровождается огромным чувством радости, радости жизни, которая даже в своих слабых отражениях на земле - один из острейших экстазов, известных человеку. Единство не только видимо при помощи интеллекта, но оно чувствуется как удовлетворение стремления к объединению, которое знакомо всем, кто любил; это единство, ощущаемое изнутри, невидимое снаружи; это не концепция, но жизнь.

Во многих страницах старых, но тех же самых строк представлена идея рождения Христа в человеке. Но всё же эти слова мира фром не способны показать и четвёртой части мира жизни!

Но ребёнок должен вырасти в совершенного человека, и многое предстоит сделать, встретиться с усталостью, вытерпеть многие страдания, провести многие битвы, преодолеть многие препятствия, пока Христос, рождённый слабым ребёнком, сможет достигнуть состояния совершенного человека. Это жизнь, полная работы среди его братьев - людей; это встреча с насмешкой и подозрением; это доставка вести презрения; это боль покинутости, страсти креста и тьма могилы. Всё это лежит перед ним на пути, на который он вступил.

При помощи непрерывной практики ученик должен научиться вбирать сознание других, и фокусировать своё собственное сознание в жизни, а не форме; так он сможет покинуть "ересь разобщения", которая заставляет его воспринимать других как нечто отличное от себя. Он должен расширять своё сознание ежедневной практикой, пока его нормальным состоянием не станет то, что он кратковременно пережил во время своего первого посвящения. С этой целью он будет пытаться в своей повседневной жизни отождествлять своё сознание с сознанием тех, с кем он входит в контакт день за днём; он будет стараться чувствовать, как они чувствуют, думать, кок они думают, радоваться, как они радуются и страдать, как они страдают. Постепенно он должен развить совершенное сопереживание, симпатию, которая может вибрировать в гармонии с каждой струной человеческой лиры. Постепенно он должен научиться отвечать на любое чувство другого, будь оно низким или высоким, как если бы это было его собственное. Постепенно, при помощи постоянной практики, он должен идентифицировать себя с другими во всех разнообразных условиях их различных жизней. Он должен получить урок радости и урок слёз, и это возможно только когда он превзойдёт отдельную самость, когда он более не просит чего-либо для себя, но понимает, что он должен жить в жизни один.

Его первая насыщенная борьба будет за то, чтобы отбросить всё то, что было для него жизнью, сознанием, реальностью и идти вперёд в одиночестве, голым, более не отождествляя себя с какой-либо формой. Он должен изучить закон жизни, лишь при помощи которого может проявиться внутренняя божественность, закон который является антитезисом его прошлого. Закон формы забирает, закон жизни - даёт. Жизнь растёт, изливая себе через форму, питаемая неистощимым источником жизни в сердце вселенной; и чем больше жизнь изливается наружу, тем огромнее приток изнутри. В начале молодому Христу кажется, что вся его жизнь покидает его, поскольку его руки остаются пустыми после излияния своих даров неблагодарному миру; и только когда низшая природа определённо пожертвована, ощущается вечная жизнь, и то, что казалось смертью существа, оказывается рождением к более полной жизни *5.

Второе посвящение

Сознание развивается, пока первая стадия пути не пройдена, и ученик не увидит перед собой вторые врата посвящения, символизируемые в христианском писании крещением Христа. В то время как он опускается в воды мировых печалей, реку, в которой должен быть крещён каждый спаситель людей, новый поток божественной жизни проистекает на него; его сознание осознаёт себя Сыном, в котором жизнь Отца находит соответствующее выражение. Он чувствует жизнь Монады, его Отца Небесного, проистекающую в его сознание, он осознаёт, что един, не только с людьми, но и со своим небесным Отцом, и то, что он живёт на земле есть только выражение воли его Отца, его проявленный организм. С этих пор его служение людям - наиболее явный факт его жизни. Он Сын, которого люди должны слушать, потому что из него проистекает скрытая жизнь, и он стал каналом, через который эта скрытая жизнь может достичь внешнего мира. Он священник таинственного Бога, который вошёл в покрывале, а выступает со славой, сияющей от его лица, которая есть отражение света в святилище.

Это здесь он начинает ту работу любви, которая символизирована в его внешнем служении его стремлением исцелять и облегчать страдания; вокруг него толпятся души, ищущие света и жизни, привлечённые его внутренней силой и божественной жизнью, проявленной в уполномоченном Сыне Отца. Голодные души приходят к нему, и он даёт им хлеб; души, страдающие от болезни греха приходят, и он исцеляет их своим живым словом; души, ослеплённые невежеством приходят, и он освещает их мудростью. Это один из знаков Христа в его служении, что отверженные и бедные, отчаявшиеся и униженные приходят к нему без чувства разобщения. Они чувствуют привлекающее их сочувствие, а не отталкивание, поскольку он излучает доброту, и понимающая любовь проистекает из него. Конечно, они не знают, что он - развивающийся Христос, но они чувствуют силу, которая возносит, жизнь, которая оживляет, и в его атмосфере они вдыхают новую силу и новую надежду.

Третье посвящение

Третьи врата перед ним, которые допускают его к следующей стадии его прогресса, и он переживает короткий момент мира, великолепия и сияния, символизируемый в христианских писаниях Преображением. Это пауза в его жизни, краткий перерыв в его активном служении, путешествие на гору, где пребывает небесный покой, и здесь - рядом с немногими, кто распознал его развивающуюся божественность - эта божественность на краткий миг сияет в своей трансцендентальной красоте. Во время этого затишья в битве он видит своё будущее; серия картин разворачивается перед его глазами; он наблюдает страдания, которые лежат перед ним - одиночество Гефсиманского сада, агонию Голгофы. С этого времени его лицо обращено к Иерусалиму, к тьме, в которую он должен войти ради любви к человечеству. Он понимает, что здесь он может достигнуть совершенной реализации единства, но для этого он должен пережить квинтэссенцию одиночества. Прежде, осознание растущей жизни, казалось приходило к нему извне, теперь он должен осознать, что центр её внутри него; в одиночестве сердца он должен испытать настоящее единство Отца и Сына, внутреннее, а не внешнее единство, потерю даже лика отца; и для этого все внешние контакты с людьми, и даже с Богом, должны быть отсечены, потому что внутри собственного Духа он может найти Единого.

Тёмная ночь души

По мере того как приближается тёмный час, он всё более и более ужасается потерей людского сочувствия, на которое он мог полагаться в течении прошедших лет его жизни и служения, и когда, в критический момент его нужды, он оглядывается вокруг в поисках утешения и видит своих друзей погружёнными в безразличную дремоту, ему кажется, что все человеческие связи разорваны, что вся людская любовь есть насмешка, а вся человеческая вера - предательство; он бросается обратно к себе, чтобы убедиться, что остаётся только одна связь с Отцом Небесным, что всякая телесная помощь бесполезна. Сказано, что в этот час одиночества душа наполнена горечью, и что редкая душа переходит через эту пропасть пустоты без крика боли; это тогда вырывается мучительный упрёк: "не могли ли вы один час бодрствовать со мною?" - но ни одна человеческая рука не может пожать другую в этом Гефсиманском саду отчуждения.

Когда эта тьма людского отвержения проходит, тогда надвигаясь чашей гнева человеческой природы, приходит ещё более глубокая тьма того часа, когда разверзлась пропасть между Отцом и Сыном, между жизнью, заключённой в тело и жизнью вечной. Отец, который был осознан в Гефсиманском саду, когда все человеческие друзья дремали, скрывается в страстях креста. Это самое горькое из всех тяжких испытаний посвящаемого, когда потеряно даже сознание его жизни как Сына, и час надеющихся, поскольку триумф приходит из глубочайшего позора. Он видит своих врагов, ликующих вокруг него; он видит себя покинутым друзьями и любившими его; он чувствует, что божественная опора рассыпается под его ногами; и он выпивает последнюю каплю из чаши одиночества, изоляции, отсутствия контакта с людьми или Богом, пересекая пустоту, в которой висит его беспомощная душа. Тогда из сердца, которое чувствует себя отвергнутым даже Отцом, звучит крик: "Боже мой, Боже мой! Для чего ты меня оставил?". Для чего эта последняя проверка, последнее испытание, наиболее жестокая из всех иллюзий? Иллюзия, для умирающего Христа ближайшая из всех к божественному Сердцу.

Потому что Сын должен знать себя, чтобы быть единым с Отцом, которого он ищет, он должен найти Бога не просто внутри себя, но как свою сокровенную сущность; только когда он знает, что Вечное - это он, и он - Вечное, тогда он не будет подвержен чувству разделения. Тогда, и только тогда он сможет совершенно помогать своей расе и станет сознательной частью поднимающейся энергии.

Слава совершенства

Христос-триумфатор, Христос воскресший и вознесшийся пережил горечь смерти, узнал все человеческие страдания и поднялся над ними силой своей собственной божественности. Что сможет теперь побеспокоить его мир, или удержать его протянутую руку помощи? В течение своей эволюции он научился принимать в себя потоки людских бед и отсылать их обратно потоками мира и радости. В цикле его тогдашней деятельности это было его работой - трансмутировать силы диссонанса в силы гармонии. Теперь он может делать это для мира, для человечества, из которого он расцвёл. Христы и их ученики, каждый в мере своей эволюции, таким образом защищают мир и помогают ему, и борьба была бы значительно горше, и отчаяннее были бы битвы человечества, не будь присутствия среди них тех, чьи руки несут "тяжёлую карму мира".

Даже те, кто находится на ранних стадиях пути, становятся возвышающими силами эволюции, как и в действительности все, бескорыстно работающие для других, хотя работают они более неторопливо и постепенно. Но Христос-триумфатор делает окончательно то, что делают другие на различных стадиях несовершенства, и потому он называется Спаситель, и эта характеристика в нём совершенна. Он спасает, не подменяя собой нас, но разделяя с нами свою жизнь. Он мудр, и все люди становятся мудрее от его мудрости, потому что его жизнь течёт в жилы всех людей, во все людские сердца. Он не скован формой, и не отделён ни от какой. Он идеальный человек, совершенный человек; каждое человеческое существо - клетка его тела, и каждая клетка питается его жизнью.

Конечно, не стоило бы страдать на кресте и проходить путь, ведущий к нему, только для того, чтобы просто выиграть время и немного приблизить своё собственное освобождение. Цена была бы слишком дорогой для такого приобретения, борьба - слишком тяжкой для такой награды. Но нет, через его победу возвысилось человечество, и путь, по которому ступили его ноги, стал немного короче. Эволюция всей расы ускорилась и паломничество каждого сделалось не таким длинным. Это было той мыслью, которая воодушевляла его в натиске битвы, которая поддерживала его силы и смягчала боль потерь. Нет такого существа, даже слабого, даже униженного, даже безразличного, даже грешного, которое не стало бы немного ближе к свету, когда Сын Всевышнего окончил свой путь. Как же ускорится эволюция по мере того, как всё больше и больше этих Сынов поднимутся победителями и войдут в сознание жизни вечной! Как быстро будет вращаться лебёдка, которая поднимает человека в божественность, когда всё больше людей станут сознательно божественными!

Вдохновляющий идеал

В этом лежит стимул для каждого из нас, кто в самые благородные минуты чувствовал притяжение жизни, проистекающей для любви к людям. Давайте подумаем о страданиях мира, который не знает, почему страдает; о нужде, горе и отчаянии людей, не знающих, почему они живут и почему умирают; которые день за днём, год за годом, видят страдания, обрушивающиеся на них и на других, и не понимают, в чём тут резон; которые сражаются с отчаянной храбростью или свирепо восстают против условий, которых они не могут понять и объяснить. Давайте думать о боли, рождённой слепотой, о темноте, в которой они пробираются ощупью, без надежды, без стремления, без знания настоящей жизни и красоты, скрывающейся за завесой. Давайте думать о миллионах наших братьев во тьме, а потом о поднимающихся энергиях, рождённых в наших страданиях, наших битвах и наших жертвах. Мы можем поднять их на один шаг к свету, облегчить их боли, уменьшить их невежество, сократить их путешествие к знанию, которое есть свет и жизнь. Кто из нас, знающий даже немного, не отдаст себя за тех, кто не знает ничего?

Мы знаем посредством Закона неизменного, Истины неуклонной, вечной Жизни и Бога, что вся божественность - внутри нас, и хотя она сейчас развита лишь немного, всё имеется для бесконечной способности, открытой для поднятия мира. Ведь определённо есть ещё не один, способный почувствовать пульсацию Божественной Жизни, кто ещё не притянут надеждой к помощи и благословению. И если эта жизнь будет почувствована, пусть слабо, пусть на короткое время, то это по причине того, что в сердце начался первый трепет, который развернётся как жизнь Христа, ибо приближается время рождения Христа-младенца, потому что в нём человечество стремится расцвести.

*1. Нетрудно заметить, что излагаемая здесь концепция радикально расходится с пониманием Христа в Православии, как единственного Сына Божьего. Приведённые далее слова св. Павла однако свидетельствуют в её поддержку. Почему же в позднем христианстве возобладала другая концепция? Просто потому, что людям очень лестно слышать, что сам Бог приходил спасать их, и вовсе нелестно слышать, что в то время как они предавались греху, один из них возвысился до Бога. (Здесь и далее - прим. пер.)

*2. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. (посл. Римлянам, 6.14)

*3. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. (Там же, 8.29)

А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. (Там же, 8.10)

*4. Подробнее об этом состоянии см. Ч. Лидбитер, "Сознание Буддхи".

*5. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. (Там же, 6.10)

ПРАГА---На этот раз у «Эхо Кавказа» два «гостя недели» - прославленные грузинские футболисты Александр Чивадзе и Владимир Гуцаев. Они вспоминают своего друга и одноклубника, заслуженного мастера спорта, победителя Кубка обладателей кубков УЭФА 1982 года, дважды признанного лучшим футболистом года в советском футболе Рамаза Шенгелия. Футболист скончался вчера утром, по предварительным данным, от сердечного приступа. Интервью с Чивадзе и Гуцаевым записал Олег Кусов.

Олег Кусов: Александр Чивадзе был капитаном и тбилисского «Динамо», и советской сборной, в составе которой он выступал вместе с Рамазом Шенгелия.

Александр Чивадзе: Рамаз Шенгелия - одна из тех легенд, которые вошли в историю советского, грузинского футбола и «Динамо» Тбилиси. Он был совершенным футболистом. Дважды лучшим футболистом Советского Союза, а чемпионат Советского Союза был одним из сильнейших во всем мире, и в любой команде играли звезды. Это очень большая потеря.

Олег Кусов: Владимир Гуцаев играл с Рамазом Шенгелия в нападении.

No media source currently available

0:00 0:05:12 0:00

В отдельном окне

Владимир Гуцаев: Он не только для грузинского футбола, но для всего постсоветского пространства был величайшей фигурой. Ведь не просто он стал дважды лучшим футболистом Советского Союза в свое время, так просто это звание не дается. Поэтому, я считаю, что он не то что много, а очень много значит и для грузинского, и для советского футбола.

Олег Кусов: Партнером он, конечно, был идеальным на поле, а вот в жизни каким вы его знали?

Владимир Гуцаев: В жизни это был идеальный человек, который никогда не повышал голоса. И вот, кстати, сегодня, когда я пришел в его семью, мне удалось побеседовать с его супругой. Она прямо сказала: «я была столько лет за ним замужем, и не помню, чтобы в семье он повысил голос». Этот человек, конечно, очень положительный.

Александр Чивадзе: Добродушный, отличный семьянин, он оставил двоих детей, внуки есть.

Олег Кусов: Я слышал, что он очень серьезно относился к спортивному режиму, никогда его не нарушал.

Александр Чивадзе: Да, я бы сказал, что он был эталоном, и очень много трудился.

Олег Кусов: А после того, как он окончил играть, чем он занимался? Его знания были использованы?

Александр Чивадзе: Да, когда мы закончили играть, когда грузинский футбол стал самостоятельным, я был первым тренером национальной сборной Грузии, и он был у меня в составе тренеров. А в последнее время был почетным вице-президентом Федерации футбола Грузии.

Олег Кусов: Если вспомнить звездный состав вашей команды «Динамо» 80-х годов, ваш опыт как-то сегодня востребован грузинским футболом, который находится не в лучшем сейчас положении?

Александр Чивадзе: Я сейчас работаю вице-президентом Федерации футбола, и одновременно являюсь старшим тренером молодежной сборной. У Сулаквелидзе есть академия, Габелия тоже работает в футболе, Костава работает в футболе, Копалеишвили… Ребята работают.

Олег Кусов: Вы играли вместе с Рамазом в сборной страны, вы были капитаном на первенстве мира в Испании. К Рамазу и к вам интерес проявляли зарубежные клубы?

Александр Чивадзе: Не только к Рамазу, у половины игроков было очень много предложений из Европы. К сожалению, тогда была такая ситуация, что не было возможности сыграть за рубежом. Из Испании, из Италии, из Англии у него всегда были предложения.

Олег Кусов: А от того, что, допустим, вы или Рамаз, или Гуцаев не могли поехать играть за рубеж, проиграл грузинский футбол?

Александр Чивадзе: В Советском Союзе не было такой рекламы футболистов, как за границей. А кроме того, играть в лучших командах мира, конечно, и с финансовой точки зрения тоже не последний аргумент. Ты заканчиваешь футбол, ты должен заслужить… Каждый должен жить по своему дарованию. А Рамаз был великим футболистом.

Олег Кусов: Владимир, играя в одной команде, вы – осетин, Дараселия был абхазом, Рамаз… Как Рамаз потом переживали распад футбольного пространства?

Владимир Гуцаев: Во-первых, я по сей день считаю, что распад такого чемпионата, как чемпионат Советского Союза, где был огромный масштаб, и играли сильнейшие команды Европы, скажем так, очень печальный факт. И я считаю, то, что до сих пор команды не могут влиться в элиту европейского футбола, и долго еще не вольются, - это как раз результат распада футбольного чемпионата Советского Союза. И ребята, и Рамаз это очень переживали; переживали, что грузинский футбол не может встать на ноги как следует. Это, конечно, последствия всего того, что случилось.

«Никогда ничего не идеализируй —
это может плохо кончиться» (Оскар Уайльд).

Когда мы маленькие, мир делится на черное и белое, а люди на плохих и хороших. Мы вырастаем, а это схема остается с нами. Нет, конечно, мы взрослеем, получаем опыт и даже начинаем понимать, что есть полутона и нюансы, однако в отношениях мы иногда даже не осознаем, как эта программа автоматически включается.

Мужчины — мы всегда их идеализируем. В нашем сознании существует образ: сильный, умный, верный, духовный, красивый, гармоничный, любящий — перечислять можно еще долго. Мы встречаем многих мужчин в жизни, но подходит ли кто-то полностью под это описание? Конечно, нет. Однако мы не осознаем, что всякий раз, встречая нового мужчину, мы невольно прикладываем к нему эту мерку. И раз за разом решительно говорим себе: «не Он». И вроде как продолжаем с ним общаться, но на подсознательном уровне мужчины уже чувствуют наш ответ, и такие отношения не могут продлиться долго.

По всей видимости, такие образы идеальных мужчин мы, женщины, берем из литературы. Это даже не обязательно любовные романы. Исторические, детективные — в каждом найдется герой-мужчина, который запросто западает в женское сердце и обосновывается там надолго. Что уж говорить про любовные истории. Как правило, главные герои любовных романов очень хороши собой. Нет, не просто хороши, они невероятно красивы, а также излучают какие-то магические флюиды, так что ни одна женщина устоять не может. Немаловажно то, что практически все они, за очень редким исключением, имеют нескромное состояние, занимают высокое положение в обществе, их либо уважают, либо боятся. Да, еще искусство соблазнения и любви тоже должно быть на высоте.

Мы как-то забываем, что герои в книгах — вымышленные, созданные автором, который зачастую является женщиной, перекладывающей на бумагу свой образ идеального мужчины. Таким образом эта мечта и идет от сердца к сердцу женщин на протяжении многих лет.

Мы хотим, как в романе, получить готового мужчину, который придет, увидит, победит, полюбит, накормит, оденет, избалует, задарит, изнежит, и мы привыкли думать, что мужчина всегда должен быть сильным, уверенным в себе, что мужчина никогда не плачет. Но мы забываем, что они тоже уязвимы и тоже испытывают боль и страх, что у них есть свои мужские комплексы, что они тоже могут быть слабыми в определенные моменты жизни, что они нуждаются в поддержке не меньше, а иногда и больше, чем женщины. То есть они не идеальные образы, они люди. Когда приходит это осознание, разрешение проблем в паре наступает само собой .

Во-первых, уже не берется идеальное лекало, чтобы измерять встречающихся мужчин. Мы перестаем желать идеальный образ. И как только планка в нашем сознании опускается, чаще начинают встречаться интересные мужчин. Интересных самих по себе, а не потому, что они вписывались в наш стереотип. Становится легче общаться с ними, а им в свою очередь со нами. Во-вторых, мы уже не стремимся к идеалу самой себя . Потому что для того образа идеального мужчины нужен был образ идеальной женщины. То есть образ идеальной себя. Перестав это делать, мы можем позволить себе быть собой. Осознавать свои недостатки и слабости и не винить себя за это.

Можно спросить: «А как же развитие?». Ведь желание быть лучше, стремление к идеалу является движущей силой развития. Что же теперь: осознать свои недостатки и смириться — все несовершенны, и я тоже? Однако здесь нужно различать две вещи. Есть люди, которые развиваются ради самого развития, ради процесса, чтобы не стоять на месте, чтобы привносить в свою жизнь новые ноты, которыми они будут звучать чище и выше. А есть люди, которые стремятся быть идеальными ради идеала. Быть совершенными, стать выше остальных, познать и открыть то, что другим не дано, самим вскарабкаться на этот пьедестал. Это уже очень напоминает гордыню. Как же различить эти два варианта в себе? Все зависит от цели. Просто спросите себя: «А для чего я это делаю?», и, затем, честно ответьте себе на этот вопрос.

Когда я перестала стремиться к собственной идеальности, пожалуй, это стало самым главным освобождением. В сущности, нам с детства упорно насаждают идею идеального человека. Если слушаемся старших, мы — хорошие и получаем конфеты, ласку родителей, любовь. В школе, чтобы заслужить одобрение, мы должны хорошо учиться и порой заталкивать поглубже свои таланты, чтобы соответствовать образу идеального ученика и ожиданиям учителей. В школе, если ты плохо запоминаешь, воспринимаешь, учишься, значит, ты плохой. Наша система образования, к сожалению, построена именно так.

Однако эта детская схема — плохой и хороший, идеальный и неидеальный — работает не только в отношении мужчин и себя. Есть же и другие важные люди в нашей жизни. Ну, если родных удается более или менее воспринимать адекватно, то вот друзья — другое дело. Все знают, что друзья должны поступать так и так, чтобы носить это гордое «звание», а если однажды друг оступился, то он этого «звания» лишается. А то, что друг — не идеальный человек, а просто человек со своими слабостями, желаниями и возможностями, мы забываем. Мы немедленно обижаемся, если наши ожидания не оправдались.

Мы забываем, что каждый человек имеет право поступать так, как считает нужным, исходя из своего опыта, знаний и своей собственной картины мира. Наш опыт, оценка и суждения, могут не совпадать с другими людьми на 100%. Не стоит ставить людей на пьедестал, смотреть на них снизу вверх, а потом мучиться от неоправданных ожиданий, мол, я думал, что ты поступишь так, а ты оказался… А ведь ожидания-то были только свои и ничьи больше , никто ведь не внушал их вам. Так почему же теперь кто-то виноват в том, что они не сбылись? Здесь речь не идет о поступках, которые тянут на предательство, намеренную жестокость в отношениях и т.д. Если это произошло, значит, этот человек вряд ли был когда-то твоим другом. Просто когда-то ошибся, посчитав его таковым. Но ведь никто не идеален, в выборе друзей в том числе. От темы идеализации людей легко можно перейти к теме идеализации вещей и понятий. Что еще мы идеализируем в мире? Отношения, чувства? Думаю, что у каждого свой набор. Стоит лишь задуматься, ведь люди вокруг обладают своей живой красотой, не той красотой идеальных кукольных пропорций, а красотой неровных линий и волновых очертаний, которые переходят в разные образы и несут в каждый момент маленькое открытие чего-то нового в знакомом человеке. Поэтому гораздо важнее и интереснее узнавать людей, а не искать в них идеалы.

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод