Свой бизнес: центр оценки персонала

Сам себе тренинг: как организовать свой собственный тренинг личностного роста за 6 шагов

Тренинги личностного роста бывают очень хорошие, очень плохие, так себе и скорее неплохие. У всех них есть два общих свойства – они стоят денег и, раз уж записалась, на них нужно тратить время. Посмотрим правде в глаза – ты согласилась бы заплатить в два раза больше, если результат можно было бы залить в себя, как с флэшки.

Механизм тот же, что и с абонементом в спортзал – ладно, ты оторвала от сердца деньги! Но теперь же придется ходить! Какое-то время ходишь, да. А потом то дедлайн, то родительское собрание, то бабушка приболела, вот и весь абонемент, чмоке. Скажем честно – кладбище незаконченных курсов на Курсере ничуть не меньше, чем кладбище неотстоянных планок.

Что же делать, если у тебя в сутки свободных ровно три промежутка по 8 с половиной минут, если не считать десятиминутного задумчивого стояния в душе с зубной щеткой во рту и двадцати пяти минут дважды в сутки в метро? Или – реально же такое бывает – денег нет ни на что вот вообще, хлеб с маргарином, копим на бентли.

В общем, бывает так, что даже на самый распрекрасный и работающий тренинг мы взираем как лиса на виноград, «да куда мне еще личностно расти-то», а сами украдкой ощупываем уши – не поросли еще шерстью? Встреть я за столом себя-позапрошлогоднюю, не умрет ли она со скуки в моем обществе?

Pic.ru знает, что делать, и не бросит тебя в беде!

Во-первых,

надо запланировать пару-тройку недель только на то, чтобы обдумать (мы помним – три раза в сутки по 8,5 минут, остальное время тебе и так есть, о чем подумать) в какой области ты, собственно, хочешь личностно расти. Это вообще ни капельки не простой вопрос! Существуют, например, серьезные тренинги именно для того, чтобы помочь понять, о чем таки человек мечтает! И на этих тренингах люди вовсе не бездельничают. Но мы помним про 8,5 минут и пока на настоящий тренинг не замахиваемся.

Просто медленно, мелкими перебежками, обсуждаем с самой собой – что бы я в себе хотела личностно подрастить? Знание испанского? Мужество? Мышцы на попе? Терпение? Дикцию? Сиськи? Коммуникабельность? Умение не отвлекаться от важных дел? Трезвость? Ямочку на левой щеке? И что из этого хочется вообще , а что – хочется прям остро ?

Первые опускаем вниз мысленного списка, вторые – поднимаем повыше. Можно список и записать где-нибудь в блокнотике, пока сидишь на скучном совещании. Почиркать в нем туда-сюда с умным видом. А можно не записывать. Если чего-то хочется остро, оно от тебя все равно не отстанет. Например, _выспаться_.

Технически, со стороны, ты вообще еще ничего не делаешь. А вот фиганьки. Составление и ранжирование списка задач – это такое солидное и важное дело. И ничего, что ты его делаешь мелкими перебежками, в метро и под душем. Процесс запущен . Ползи, ползи, улитка, по склону Фудзи. Вверх, до самых высот.

Во-вторых,

когда «во-первых» для тебя уже стало ясно, как день. Думала месяц? Нормально, радуйся, что не год. Примерно определилась, чего же хочется, за неделю? Тем более отлично. Срезаем весь низ списка, оставляя на видном месте только 3-4 пункта. И вообще не паримся по поводу отрезанного. Это важный момент. Людям очень сильно портят качество жизни сожаления и стыд. Особенно, если кто-то из близких помогает. «А чтой-то ты раздалась, больше не тренируешься?» «А я смотрю, ты совсем забросила вышивку» «Что, книжных обзоров больше не будет?»

Может, и будет. Но не сейчас. Сейчас я остро хочу другого. А этого – если и хочу, то не остро. Захочу – буду делать. А то что я вам, шестирукий Шива – и жнец, и швец, и на дуде игрец? Иметь только 24 часа в сутки – не стыдно. Оставаться живой, не заезжать себя до потери вменяемости – не стыдно и даже похвально. Ты себе нужна еще надолго. А, возможно, и не только себе.

В-третьих,

начинаем думать, какие дела из тех, что тебе приходится делать и так – является или может являться тренировкой на. С коляской можно не сидеть и не ползать, а бодро ходить быстрым шагом. Час в день быстрым шагом – профит! Еженедельный доклад на планерке – вот тебе и мужество, и дикция. Написание прописей с весьма возражающим первоклассником (Орать – нельзя. Убить – нельзя. Забить – нельзя) – вот тебе и дзен, как у не всякого аскета.

«До просветления руби дрова, носи воду. После просветления руби дрова, носи воду».

В-четвертых,

обдумываем, какие уже занятые промежутки времени можно дополнительно подгрузить дополнительным смыслом. Мытье посуды ведь совместимо со слушанием аудиокниг на английском? Да с чем оно только не совместимо, Агата Кристи, например, так сочиняла свои убийства. Очень не любила посуду, а куда деваться. Мы знавали женщин, которые под это дело сочиняли стихи, упражнялись Кегелем и продумывали план учебной программы. Не одновременно, правда.

Спорим, ты так уже и делаешь? Ну невозможно ни о чем не думать, бродя по квартире с пылесосом. То есть можно, но нужно задаться целью и долго тренироваться. А что, медитация тоже вещь нужная. Оммм.

Так что, почти наверняка, ты сейчас думаешь – ну и чего нового? А нового – подход. Думать о посторонних вещах во время скучной рутинной деятельности – привычное дело. Запланировать себе темы, о чем подумать; подготовиться, чтобы был материал для мыслей и потом иметь не только выстиранный таз белья, но и схему узора на детский свитер – зачти себе галочку в личностный рост.

На какой-то стадии любая рутинная, не забивающая голову работа начинает сразу восприниматься как окошко для себя. Есть люди, которые в этом окошке себе стихи читают, казалось бы, уже полузабытые. Ан нет, глядишь, и всего «Джона Донна» вспомнила, не перечитывая.

В-пятых,

начни выяснять, есть ли техническая возможность отгрызть у реальности еще какие-нибудь куски времени на себя. Не хочет ли дорогое начальство направить тебя на стажировку? (А если еще и подкинуть список полезных для организации стажировок, так вообще хорошо). Не хочет ли любимое дитя походить в группу рисования, танцевания, развития речи, каратэ, бусидо или создания боевых человекоподобных роботов? Пару раз в неделю? А мама посидит снаружи, азартно играя в Лингвалео. Не хотят ли родители подарить тебе на день рождения робот-пылесос?

И, наконец, в-шестых,

самое трудное и то, что без всей предыдущей подготовки скорее всего, не сработает. Выжми из близких признание того, что ты живая и сколько-то времени на себя тебе нужно просто ради выживания. «Раз в две недели я должна пойти послушать музыку». Идешь в филармонию, засыпаешь в кресле. Три раза засыпаешь, на четвертый сквозь сон узнаешь мелодию. И вообще, гипнообучение плюс музыкотерапия.

С этого момента то, что ты чем-то для себя вообще занимаешься, становится заметно окружающим. У них, разумеется, появится мнение по этому поводу. Но – для хорошо заезженной женщины это обычно сюрприз – это мнение далеко не всегда отрицательное. Есть слухи, что даже дети впоследствии больше уважают маму, которая имела собственные интересы и их отстаивала, чем ту, которая полностью вкладывалась в их жизнеобеспечение.

Но важно еще и вот что. Если ты приучишь и себя и окружающих к тому, что ты тратишь какую-то часть своих ресурсов на то, чтобы продолжать быть интересным человеком, получать новые и поддерживать старые умения – то настанет день, когда ты прикинешь и поймешь – пожалуй, можно уже и сходить на настоящий тренинг. Смогу. Имею право.

Текст: Ася Михеева

Иллюстрации: shetterstock

Предлагаю пройти тренинг личностного роста. Опишу основные компоненты тренинга роста, и в особенности, правила заботы о себе. Личностный рост невозможен без умения заботиться о себе.

Личностный рост: зачем?

Тема личностного роста весьма популярна в сети Интернет вот уже несколько лет. Отчасти ее подогревают коучи и тренеры, которые внушают, что успех в бизнесе без тренинга роста невозможен.

Однако личностный рост нужен прежде всего тому, кто личностно не вырос и ищет заботу о себе, подобно ребенку вовне — у других людей.

Личностный рост — это рост и развитие , чтобы укрепит силу своего Взрослого начала.

Личностный рост — это забота о себе

Такой рост личности невозможен без навыка заботы о себе и умения опираться на собственные ресурсы.

Кому нужен личностный рост?

Вам нужно сделать шаг навстречу себе и личностно вырасти, если:

  • Вы постоянно нуждаетесь, чтобы Вас приняли безусловно и поняли близкие Вам люди

  • Вы много жалуетесь на жизнь и обстоятельства

  • Вы не умеете наслаждаться тем, что имеете

  • Несмотря на возраст Вы иногда ощущаете и ведете себя как маленький

  • Большинство Ваших мечт и целей не исполняются

  • Вы вошли и не можете выйти из пике негативного сценария, который повторяется с завидным постоянством

  • Вы несчастны и больны душой и телом, у Вас буквально нет сил жить

Скорее всего именно Вам и прямо сейчас пора решить расти личностно, эмоционально и психологически.

Личностный рост начинается с шага к себе

А это невозможно без заботы о себе, без навыка и правил новой жизни, которые Вы вполне сможете выработать, прочитав информацию ниже.

Правила заботы о себе помогут вырасти личностно

Итак, первый шаг на лесенке личностного роста — это принятие самого главного решения в жизни — жить с опорой на себя и следовать правилам заботы о себе.

Прямо сейчас, сформулируйте намерение и решите для себя — я буду заботится о себе!

Причем забота о себе вовсе не исключает заботы о Вас других людей.

Забота о себе - залог вашего успеха как в бизнесе, так и в других областях Вашей жизни.

Если вы не позаботитесь о себе, то как сможете заботиться обо всем остальном?

Все вы наверняка слышали известную историю про самолет и кислородную маску. Суть в том, что по правилам безопасности в случае аварии вы должны сначала надеть маску на себя, а затем помочь ребенку. И это логично: если сначала вы позаботитесь о себе, то потом у вас будет возможность позаботиться и о нем. А вот если вы сначала наденете маску на ребенка и помощь понадобится вам, то он может с ней и не справиться.

Тот же принцип можно применить и в в Вашей жизни: не стоит ждать от мира, что он сам наденет на Вас кислородную маску счастья — Вам нужно самому позаботиться об этом. Начните с Вашей жизни.

Упражнение 1. Вспомните все свои занятия в течение дня или недели. Что из этого вы делаете для себя, а что для других? Чего бы вы предпочли не делать? Какие занятия забирают ваше время и вызывают у вас стресс? Можно ли избежать их на следующей неделе?

Напишите ответы в комментариях.

Тренинг Личностного Роста — это внутренний рост и обретение личностной силы

Тренинг личностного роста и правила заботы о себе

Если вы не в состоянии удовлетворять свои базовые потребности: хорошо питаться, высыпаться и выполнять другие жизненные задачи, - то и управлять своей жизнью у вас не получится.

Забота о себе - это забота о своих обязанностях, надеждах и мечтах.

Разумеется, каждый из нас живет своей жизнью. Я не знаю всех подробностей ни вашего бизнеса, ни вашего быта, ни личной жизни. Никто не может встать на ваше место, кроме вас. И никто не сумеет позаботиться о вас лучше, чем вы.

Вот некоторые правила заботы о себе:

  • Высыпайтесь . Разные люди имеют разную потребность в сне. Моей жене Ольге нужно спать не менее восьми часов. Моя отец редко спит более 5 часов в сутки. Я где-то посередине: чтобы чувствовать себя хорошо и эффективно функционировать, мне нужно около шести часов, хотя семь или восемь - тоже неплохо. Выясните свой режим сна и постарайтесь не нарушать его.

  • Пейте воду. Я уверен, что вы знаете, как важно поддерживать оптимальный баланс воды в организме. Поэтому не стану распространяться на эту тему. Просто налейте стакан воды и выпейте его, пока читаете эту статью. А потом налейте еще один.

  • Знайте свои границы. Чтобы заботиться о себе как следует, необходимо знать, или ненависть к задачам, которые должны быть выполнены. Когда вы определите, что выводит вас из себя, подумайте, почему так происходит и как этого избежать.

  • Выделите время для себя. Этот совет звучит просто, но следовать ему сложнее, чем кажется. Постарайтесь каждую неделю выбирать время для чего-то особенного. Например, если вас вдохновляет шоппинг в онлайн-магазинах или вы можете часами играть в мяч (как я), то выделите себе время на любимые занятия в течение рабочего дня. Один мой знакомый ходил в бассейн прямо во время обеденного перерыва. Как Вы могли бы использовать время для себя в течение рабочего дня?

  • Отдыхайте! Установите четкие ограничения на работу! Чтобы не терять связь со своей жизнью и уважать свои чувства, можно раз в неделю отдохнуть от дел, которые отнимают много времени или творческой энергии.

  • Научитесь справляться со стрессом. Лично мне помогают подвижные игры, прогулки на природе, и медитация, но я знаю, что есть Пройдите тренинг по цигун , и лучше как можно раньше узнать, какая из них вам подходит. Я часто хожу на работу пешком и в это время стараюсь представлять себе свое будущее.

  • Исцелите Внутреннего Ребенка. Самотерапия или психотерапия Вам в помощь! Ощущение недостатка любви очень сильно выматывает. Нужно насытить своего Дитя любовью , заботой и уверенностью, что он принят и понят — по крайней мере Вами — ему это будет достаточно, а Вы получите мощный прилив сил и энергии для решения повседневных задач.

  • Создайте поле поддержки. Если вы хотите заботиться о себе, одной самоподдержки будет недостаточно, один из лучших способов получить заряд положительной энергии и добиться успеха - создать команду поддержки. Речь о вашей семье, о ваших друзьях или хотя бы о психологе , с которым Вы сможете созваниваться или обсуждать свой прогресс в росте и новые задания по е-почте . Окружите себя людьми, которые вас поддерживают, понимают, что такое долгая работа и как важно воплощать свои мечты в жизнь, готовы предоставлять вам ресурсы и поддержку.

  • Устройте себе творческий отпуск. Иногда жизнь в колесе белки и крысиные бега работы не позволяют, не дают времени и сил задуматься о жизни. Тогда творческий отпуск - прекрасный способ подзарядиться. Это иногда необходимо всем нам. Возьмите тайм-аут и всерьез задумайтесь над целями для личностного роста.

Это далеко не все правила заботы о себе, необходимые для Вашего личностного роста — есть еще много других — придумайте несколько своих правил и поделитесь ими в комментариях к статье.

Упражнение 2 . Выделите время, чтобы поразмышлять о своей жизни. Да-да, я знаю, что вы и так постоянно о ней думаете. Но я имею в виду свободные рассуждения. Выберите цель для роста и рассмотрите ее с разных сторон. Позвольте себе самые нелепые, самые дикие мысли. Не давите на себя и не ожидайте от себя каких-то результатов. Неважно, уделите вы этому упражнению час или все выходные. Суть в том, чтобы освободить свое сознание от волнений и тревог и дать дорогу новым идеям. Считайте такой отпуск подарком самому себе.

СОВЕТ НАПОСЛЕДОК. Чтобы понять, чего вы хотите, куда желаете отправиться или кем хотите быть, нужно мечтать. НЕОБЪЯТНЫЕ мечты - это очень здорово. Они помогают вам чувствовать себя лучше и узнавать о себе то, о чем вы даже не догадывались. Надеюсь, каждый из вас выделяет в день хотя бы по нескольку минут на мечты. Я именно так и делаю. Иначе я не смог бы двигаться вперед. Двигайтесь вперед. Вперед!

* В расчетах используются средние данные по России

Тренинги стали очень распространённым явлением, потому что позволяют раскрыться личности и дать ей некий новый позитивный опыт, который поможет ей в профессиональной или личной жизни. Многие крупные организации заказывают проведение тренингов в офисе или отправляют своих сотрудников на дополнительные курсы. Среди населения постоянно набирает популярность и практика тренингов личностного рота, которая направлена непосредственно на саму личность, а не на профессионала определённой области. Также тренинги могут проводиться по очень многим направлениям: от повышения квалификации персонала до раскрытия потенциала в коллективе; от обучения основам социализации до pick-up’а. Всё это даёт возможность начинающему предпринимателю, выбрав свою сферу для тренингов, начать заниматься кажущимся на первый взгляд лёгким делом.

Однако даже в случае весьма оригинальной идеи есть немалый шанс провалить всё начинание. Во-первых, людей новый тренинг должен заинтересовать. Причём не какую-то группу фанатиков, а определённый контингент, который постоянно будет интересоваться тренингом, и из которого постоянно будут набираться новые обучаемые. Во-вторых, тренинг должен быть интересным, привлекающим новых людей и не упускающим старых. В-третьих, тренинг должен быть реально полезен и приносить пользу закончившему его. И, в-четвёртых, тренер и сама программа обучения должны постоянно развиваться, если не учитывать какие-либо изменения и тенденции, то не удастся выполнить три предыдущих условия. И это не говоря про то, что сами ведущие и организаторы должны обладать соответствующей квалификацией и знаниями, быть гуру своего предмета, а не зелёными новичками.

Чтобы начать, следует зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. В данном случае подходит и форма индивидуального предпринимателя, и общества с ограниченной ответственностью (физическое и юридическое лицо соответственно). Выбирать стоит только из этих двух форм, потому что им доступна упрощённая система налогообложения, которая введена для поддержки малого предпринимательства. При этом концепция работы может несколько отличаться. Регистрация проводится в ближайшем отделе налогового органа, где в течение месяца будут урегулированы все формальности. Оформить юридическое лицо значительно сложней, но в некоторых случаях это единственно возможный вариант. Коды указываются: (ОКПД 2) 70.22 Услуги консультативные в области управления предприятием или же (ОКПД 2) 85.23 Услуги по подготовке кадров высшей квалификации, (ОКПД 2) 85.31 Услуги по профессиональному обучению, (ОКПД 2) 85.41 Услуги по дополнительному образованию детей и взрослых либо (ОКПД 2) 85.42 Услуги по дополнительному профессиональному образованию. Кодировка выбирается в зависимости от типа проводимых тренингов, и указание второй группы существенно меняет принцип ведения бизнеса.

Безусловно, здесь нужно остановиться немного подробней. С первой кодировкой всё относительно ясно. В неё входят услуги по простому консультированию, которые не предполагают продолжительного обучения и направлены на оказание возмездной помощи клиентам по тем или иным вопросам. Если объяснить ещё проще, то бизнесмен просто помогает обратившимся советом благодаря своему опыту и знаниям. Что важно, тренинги в данном случае не могут иметь программы, превышающие нормы не лицензируемого образования (на данный момент – это программы с продолжительностью курса менее 144 часов). В общем и целом, это неплохая ниша для бизнеса, но в ней нельзя заниматься полноценным обучением и повышением квалификации, выдавать сертификаты тоже не получится (они в любом случае будут всего лишь «бумажками», которые не имеют никакой юридической силы). Это работа с предприятиями и помощь в вопросах определённой тематики.

С второй группировкой несколько сложней. Образование в юридическом понимании этого слова без лицензии могут вести только преподаватели с образовательным цензом и работающие в одиночку. То есть не лицензировать свою деятельность может только индивидуальный предприниматель и с условием, что он сам будет преподавать тренинги и при этом он же обладает образовательным цензом. Если же бизнесмен не планирует лично проводить занятия и просто набирает преподавателей в свой штат, то ему придётся получить лицензию для себя. А вот образовательный ценз и сертификаты о квалификации должны будут предоставлять преподаватели-тренеры.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Если придётся работать через интернет (так называемые вебинары) или проводить немного нестандартные занятия, то нужно ещё и указать код (ОКПД 2) 96.09 Услуги персональные прочие, не включенные в другие группировки. Но здесь в законе имеется оговорка, которая обязывает проводить лицензирование своей деятельности только в определённых случаях. Этот список постоянно меняется и дополняется, но касательно профессионального образования его можно представить так:

    Реализация основной программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

    Реализация основной программы профессионального обучения - программы переподготовки рабочих, служащих.

    Реализация основной программы профессионального обучения - программы повышения квалификации рабочих, служащих.

    Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ.

    Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных предпрофессиональных программ.

    Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

    Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.

То есть, если деятельность не подпадает под эти определения, то можно смело заниматься работой без лицензии. Однако такой список кажется охватывающим вообще все возможные программы обучения персонала.

Если не строить из себя психолога, то нужно также определиться с тематиками программ проводимых занятий. Здесь необходимость лицензии также определяется тем, подходит ли тема под определение лицензируемых видов деятельности или нет. В общем можно сказать, что государство нацелено на принудительное лицензирование именно общеобразовательных и высших учебных заведений; если предприниматель рассказывает своим клиентам о том, как повысить свои социальные навыки или научиться манипулировать людьми, то ему не обязательно заниматься лицензированием. Однако, если это проходит в рамках психологической работы, то будет нужна уже медицинская лицензия (о чём и было сказано выше).

Обобщив, можно сделать вывод, что в каждом конкретном случае необходимо точно собрать информацию даже о местных правовых актах (потому что в разных регионах свои требования, и они могут меняться в разных уголках страны); и помощь грамотного юриста на первых порах не помешает.

В дополнение стоит отметить, что при необходимости лицензирования нужно не только предоставить в лицензирующий орган информацию о преподавателях и учебной программе, но и сведения о помещении (а оно должно быть в распоряжении предпринимателя постоянно на правах владения или долгосрочной аренды) и оборудовании. Столь туманное определение «оборудование для обучения» развёрнуто даётся в лицензирующем органе, потому что в разных регионах его определяют по-разному.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы получить лицензию, стоит обратиться в местный комитет по надзору и контролю в сфере образования. Туда передаются все сведения о предпринимателе, информация о имеющихся фондах и персонале. Процесс лицензирования схож с получением всех остальных видов лицензии, а сроки решения и некоторые условия, как уже было отмечено, меняются от региона к региону.

Можно существенно упростить себе задачу, обратившись к фирмам, специализирующимся на получении лицензии. Это сэкономит нервы (а иногда и время), но потребует бо́льших вложений. При условии изначально соблюдения всех требований процесс получения лицензии не должен затянуться более, чем на два месяца. Кстати, стоит отметить, что образовательной деятельностью заниматься коммерческие организации имеют право только с 2013 года, ранее это позволялось только НКО.

После этого, чтобы выйти на рынок уже компанией с гарантиями, следует обратиться в некоммерческие организации, которые представляют собой некоммерческие объединения тренеров и компаний по тренингам. Самой известной в этой стране, пожалуй, является Международная ассоциация профессионалов развития личности. Но, как можно догадаться из названия, она работает с компаниями по тренингам личностного роста, фактически не относясь к бизнес-тренингам. На самом деле, клиента будут привлекать громкие заявления и членства в каких-то организациях; ему не важно, в каких, главное, чтобы это членство у тренеров было. Ассоциации и объединения могут даже помочь с программами, установить квалификацию и выдать прочие справки об уровне подготовки. Конечно, заниматься можно и в одиночку, не сотрудничая ни с кем. Рассматривать подобные содружества нужно в первую очередь как рекламу (хотя некоторые из них могут предложить и реальную помощь).

Из-за ужесточения положения о лицензировании теперь приходится заниматься поиском постоянного помещения. Если же это простые ничему, по факту, не обучающие (с юридической точки зрения опять же) программы, то можно работать так, как начинали первые компании по тренингам – посредством единоразовой аренды помещения или с выездом по месту требования клиента. Постепенно такая практика будет уходить в прошлое (хотя услуга выездных тренеров по нраву многим предприятиям), но соблюдать закон необходимо.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Размер помещения может быть различным в зависимости от того, сколько тренингов одновременно будет проводиться. Так, одна группа может состоять и из 20 человек, хотя некоторые тематики предполагают не более 10-15, а то и 5 человек. Но и сама тематика может влиять на размеры площадей. Ведь есть тренинги, которые предполагают активные игры и даже наличие спортивных снарядов, поэтому в рамках одной статьи рассмотреть все варианты нецелесообразно, а вывести какие-то универсальные показатели нелогично.

Стоит только отметить, что располагаться лучше в центральных и деловых районах города, где выше стоимость аренды, но и больше потенциальных клиентов. Ведь никому из сотрудников, которые проходят корпоративное обучение, не хочется ехать через полгорода ради тренинга, который затеял босс.

Все тренинги условно можно разделить на следующие виды по целям, которых нужно достичь:

    Формирование определённого поведения; сюда входит как выработка положительных шаблонов, так и «стирание» отрицательных.

    Тренировка и выработка определённых умений, знаний и навыков; причём это могут быть и психологические умения, и физические, тренер здесь может и не обладать сам нужными навыками, его задача: помочь их приобрести обучаемым.

    Обучение, которое помогает перенести знания и опыт тренера обучаемым; отличается от предыдущего пункта тем, что тут преподаватель знаток и мастер своего дела.

    Постепенное формирование личности и её самораскрытие; чаще всего относится к психологии, так как помогает человеку получить знания о самом себе, не обучаясь ничему конкретному.

В рамках одного тренингового центра могут быть использованы все методики для достижения цели. Причём человек вполне может посещать их все. Ознакомившись с описанием, можно понять, что в некоторых случаях потребуется первоклассных специалист своего дела, в других – просто опытный психолог, в третьих – личность с харизмой, в четвёртых – просто интересный собеседник и «душа компании». Идеально, когда эти все черты имеются в одном человеке, который тогда сможет стать тренером-универсалом, проводящим несколько тренингов, каждый из которых безусловно имеет успех.

Кадровый вопрос – самый серьёзный, и его решение может затянуться надолго, потому что грамотных специалистов, которые при этом умеют работать с людьми, не так-то просто найти. Впрочем, их можно обучить, и тут на помощь могут прийти ассоциации, которые имеют в своём штате опытных наставников для обучения будущих тренеров.

Что интересно, в рамках одного центра и хорошо проводить тренинги разной направленности. Причём, если имеется лицензия, можно заниматься и настоящей подготовкой или переподготовкой кадров высшей квалификации, и простыми «консультационными» услугами. И даже бытовыми советами. Ведь никто не запрещает включить несколько классификаторов и работать в соответствии с каждым из них. Особенно, если имеется множество идей и люди, способные их реализовать.

Да, успешным будет тот тренинг, который даёт людям что-то новое, не копирует уже имеющиеся на рынке программы и реально действует. Разработать такую концепцию бывает непросто, но в этом случае и гонорар будет весьма существенным. Без хорошей идеи (вне зависимости от сферы тренинга) выйти и, во всяком случае, удержаться на рынке будет невозможно. Обычно опытные тренеры, которые имеют известное имя, располагают своими собственными программами, но такой человек будет требовать высокий процент от собранной суммы и ставить определённые условия. Да и найти его не так легко.

О чём часто забывают тренинговые компании – это о последующем обслуживании, о так называемом «посттренинге». В соответствии с теориями менеджмента, человек – существо не всегда нацеленное на получение информации и её усваивание, поэтому многие члены группы по завершению курса приобретут только обрывочные знания. Посттренинг позволяет выявить то, что не было освоено учениками, определить причины этого и привести к завершению программу обучения. Причём стоимость посттренинга лучше включать в изначальную стоимость курса, ведь в проведении анализа после окончания программы заинтересован и сам тренер. В некоторых случаях это можно делать вообще бесплатно, потому что такая практика позволит определить слабые стороны программы (и самого тренера), доработать их и вывести на рынок усовершенствованный продукт. Посттренинг – один из инструментов развития и повышения собственной квалификации. Но не единственный.

Но любое начинание интересно только в случае, если оно приносит деньги. Проведение тренингов будет оплачиваться по-разному в зависимости от тематики, но, как правило, бизнес-тренинги дороже тренингов личностного роста. Как минимум хотя бы потому, что в первом случае обучаются топ-менеджеры, во втором – домохозяйки (это условное деление, но точно показывающее разницу). На стоимость услуги сильно сказывается и репутация тренера, потому что именитые лекторы могут только за своё имя взимать больше половины стоимости тренинга. В итоге тренер забирает себе от 50 до 80% от собранной суммы, но, если учитывать, что предприниматель фактически ничего сам не делает, то он будет получать пусть меньший, но пассивный доход.

Но в этом случае особенно рентабельно нанимать нескольких тренеров, которые ведут несколько тренингов. И наладить такую работу, чтобы были минимальные простои по времени. Чтобы это обеспечить, придётся немало потратиться на рекламу, но в итоге эти вложения оправдают себя.

1339 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 45952 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

За 200 тысяч рублей можно открыть агентство, которое помогает в получении медицинской лицензии, в эту сумму войдёт стоимость аренды, деньги на регистрацию, ремонт и оборудование офиса. Если не заклады...

«Нам становилось все дозволено»

«Вы не заработали ни копейки? Все в ваших руках! Пройдите наш тренинг, и завтра вы станете миллионером».

«Разлад в семье? После нашего курса вы вновь обретете любовь и спокойствие».

«Вы не можете найти друзей? Не уверены в себе? Мы решим эти проблемы! Через неделю вы поверите, что чудеса случаются, потому что ваша жизнь изменится, вы станете лидером».

Человеку свойственно во что-то верить. Если не в Бога, то в чудо.

Как тренинги личностного роста заводят человека в тупик, как происходит ломка, почему выпускники подобных курсов попадают в психиатрические клиники, какова конечная цель руководителей подобных мероприятий - в откровенном интервью женщины, которая провела на тренингах около пяти лет.

«На уроках мы надевали памперсы и дружно пели гимн».

Тренинги личностного роста. Реклама подобных услуг выглядит заманчиво - за минимальную плату людям гарантируют обрести уверенность в себе, свободу, научиться зарабатывать деньги, основать собственный бизнес, быть желанным партнером в любви и массу других прелестей жизни.

38-летняя Ксения Епихина из Волгограда наивно купилась на заманчивые обещания. И зависла на тренингах на 4,5 года.

За это время она потеряла всех друзей, чуть не разрушила собственную семью, забыла о сыне.

Сказка о потерянном времени закончилась для нее затяжной депрессией, откуда она выбиралась год.

Сегодня женщина вместе с супругом пытается вытащить из омута заблуждений тех, кого засосало тренинговое болото.


Одно из упражнений на тренинге личностного роста - люди примеряли на себя образ проститутки, бомжа, алкоголика.

«Нам внушали ­- мы боги»

На тренинг я попала в 2010 году. Шел непростой период моей жизни - развелась, осталась с двумя детьми, к тому же сын-подросток попал в дурную компанию, - начала рассказ Ксения Епихина. - Я пребывала в смятении, не понимала, где искать помощи. И в это время рядом со мной оказалась подруга с «дельным» советом: «Я прохожу тренинги, где работают шикарные психологи, которые тебе помогут - и с сыном отношения выровняются, и душевный покой обретешь». Ну я и купилась.

Тренинг, о котором идет речь, делится на три основных курса. Каждый оплачивается отдельно.

Первый курс - проектирование - растянулся на 4 дня. Стоимость мероприятия составляла 6 тысяч рублей, сейчас руководители подняли цену до 8 тысяч. Признаюсь, после окончания этого курса у меня не осталось сомнений, что здесь мне помогут. Психологи во время лекции объясняли какие-то правильные жизненные позиции, давали определенные знания, занятия проходили на одном сплошном позитиве. Это позже я поняла, что таким образом людей попросту заманивали в сети.

Женщина продолжила обучение. За второй курс - моделирование - она отдала 9 тысяч (сегодня стоимость поднялась до 11 тысяч рублей). Длительность курса составляла 5 дней.

И здесь началось программирование, ломка человека на определенные вещи, не всегда положительные. Нам насаждали странные приоритеты. Например, убеждали, что жить «на уровне семьи» - плохо. Это низший уровень существования.

- Что же считалось высшим уровнем?

Уровень миссии. Каждый человек должен приходить в мир с определенной высокой миссией. Если кто-то из присутствующих ронял фразу типа «мне муж не позволил» или «я спрошу у мамы» - такие люди становились предметом насмешек. В их адрес тут же прилетало: «Ты что, живешь на уровне семьи? Ха-ха-ха! Да ты ничтожество». Преподаватели буквально вычеркивали семью из нашей жизни. Естественно, отсюда шли многочисленные разводы. Хотя, рекламируя тренинги, руководители уверяли: «Среди наших клиентов много брачующихся». Знаете, как это происходило? Сначала они разбивали уже существующие пары, а затем сводили учеников друг с другом. Как правило, если один из членов семьи попадал на курсы, а второй не желал идти, то он автоматически становился врагом. Зато между собой участники психологического процесса так говорили друг о друге: «Он (она) меня поддерживает, он (она) вместе со мной растет».

- Неужели за неделю возможно полностью перепрограммировать человека?

Второй курс длился пять дней. За это время нашим преподавателям удавалось перевернуть наше сознание с ног на голову. Представьте, мы находились в помещении с 10 утра до 10 вечера. Организаторы тренинга делали несколько коротких перерывов на кофе-брейк. Остальное время нас заставляли делать упражнения, постоянно думать. Не оставалось времени, чтобы остановиться и хотя бы задуматься: «А правильно ли я поступаю? Зачем мне это?». По ночам мы выполняли ежедневные домашние задания.

- Какие упражнения вы делали?

Вот вам пример одного из заданий. Вся группа садилась в кружок вокруг одного человека, и каждый говорил, что думает о центровом. Например, сыпались такие характеристики: «скромный, застенчивый, тихий». После этого тренеры велели нам подбирать противоположные значения тех определений, которые мы вынесли ранее. Выходило - не скромный, а раскрепощенный, не добрый, а злой. Дальше следовал вопрос: «Кто обладает набором таких качеств?» И ответ: «Проститутка, гей, гопник, бомж, алкаш». На следующий день испытуемый должен был на три часа вжиться в роль выделенного ему персонажа.

- У вас тоже была своя роль?

Мне досталась роль садистки. Я должна была переодеться в соответствующий наряд, взять плетку и на протяжении трех часов выражать агрессию по отношению к людям. Мы все на какое-то время становились представителями низших слоев общества. Сейчас я понимаю, для чего нужны были эти игры. Таким образом мы стирали грань между хорошим и плохим, что нельзя - что можно. Нам становилось все дозволено. Нам внушали, что мы чуть ли не боги и нам все позволено. Манипулировать такими людьми, у которых отсутствуют тормоза, становилось очень легко. К чему и стремились наши преподаватели.


Супруга Ксении, Дмитрия Епихина, изгнали с тренинга за неподчинение руководителям.

- Неужели после трех часов «актерства» у человека стирались все грани разумного?

Нам казалось, что наше сознание расширялось - и мы способны на любые действия. Замечу, что в новом образе мы на улицу не выходили, прохожих не шокировали. Все действия производили внутри коллектива. Собственно, нас ограничивали, как могли, в общении с людьми извне. Мы варились исключительно в собственном соку.

- И много народу собиралось на одном тренинге?

Целая коммуна - человек шестьдесят.

Подсчитываем с собеседницей чужие деньги - выручку руководителей тренингов.

Сейчас вторая ступень тренинга стоит 11 тысяч рублей за 5 дней. Учеников меньше 60 не набирали. Выходит, больше полумиллиона рублей получали наши учителя за неделю.

- Ну вас же там кормили-поили. Предоставляли, наверное, какие-то брошюры, книги? Еще одна статья расходов.

Из пяти дней тренинга нас кормили всего три раза, да и то очень скромно. Тратились руководители лишь на ручки и тетради. Если кто-то возмущался: «За что мы отдали деньги?» - на критикующего сразу обрушивались с обвинениями: «Вы что, не поддерживаете других людей? Вы считаете деньги, вы настолько корыстные! Мы ведь занимаемся благотворительностью, делаем мир, Вселенную чище».


Ксения Епихина: «Из меня сделали зомби».

- Мне кажется, 60 человек в группе - многовато для психологического тренинга?

60 человек - это минимальное количество людей в группе. Иногда в зале собиралось и до сотни человек. Конечно, при таком скоплении людей тренер-психолог не мог проследить динамику каждого присутствующего. А ведь некоторые упражнения вызывали у разных людей неоднозначные реакции, эмоции. Одни смеялись, другие рыдали, бились в истерике, третьим становилось плохо.

- Если человеку становилось плохо во время тренинга, как в этом случае действовали руководители тренинга?

Особо не реагировали, у них всегда была одна отмазка: «Сам дурак, не выполнял, что ему говорили». Как правило, после перенесенного стресса люди потом обращались к нормальным психологам, которые вытаскивали их из этого состояния.

- Те, кто работал с вами, имели психологическое образование?

На тот момент, когда я проходила обучение, далеко не у всех наших педагогов было специальное образование. Сейчас, когда мы подняли волну негодования, все быстренько получили нужные корочки.

«Мы надевали памперсы, ласты, выходили на улицу и пели гимн РФ»

По словам собеседницы, первые два курса тренинга - цветочки по сравнению с тем, как развивалась программа обучения в дальнейшем.

Третий курс - реализация. Здесь готовили лидеров. Срок обучения - три месяца.

В программу третьего тренинга входили трехдневные выезды на уик-энд. На этих выездах тренеры строили программу на обвинении своих учеников. Например, если где-то разбился самолет, нам внушали: «Это вы виноваты в трагедии. Из-за ваших мыслей падают самолеты». Если утонул человек, опять мы были виноватыми: «Вы своими мыслями утопили человека». Если произошел теракт - опять из-за наших мыслей. На протяжении трех дней в нас вызывали чувство вины, которое страшно давило на нас. У одной девушки на этой почве случился нервный срыв. Она полностью взяла вину на себя за крупную авиакатастрофу.

- Неужели все, кто был на тренинге, верили, что та или иная трагедия произошла по их вине?

Я не знаю, как это произошло, но мы все на какой-то момент стали очень внушаемыми. И еще очень долгое время нас не отпускало чувство вины за каждую трагедию, произошедшую в мире. Правда, по статистике, из 100 процентов людей только 70 процентов поддаются подобной обработке. Так было и в нашем случае. Нашлись люди, которые пытались спорить с преподавателями, за что были изгнаны с уроков, а остальным запретили с ними общаться под предлогом: «Они мешают вам развиваться».

- Какие еще особенности были в этой лидерской программе?

Нас разделили на группы по 5–6 человек. У каждой группы был свой капитан - человек, который прошел все тренинги, но не имел психологического образования, учил нас жизни. Каждый день ровно в 6 утра мы обязаны были звонить капитану и отчитываться, как прошел наш минувший день.

- У вас были какие-то обязанности, за что вы отчитывались?

Лидерская программа состояла из двух аспектов. Первый включал в себя разные благотворительные программы. Мы работали волонтерами - облагораживали парки, сажали деревья, красили дома. Но это было не основное наше занятие. Второй аспект, самый важный, - мы обязаны были вовлечь в тренинг как можно больше новых людей. Если человек во время тренингов не занимался волонтерством, но вовлек хоть одного человека - он становился лидером. И это был предел наших мечтаний. Каждое утро капитаны интересовались у нас: «Что вы сделали, чтобы вовлечь народ? Сколько человек удалось позвать к нам?». Если же в какой-то день не получалось привести новичка, начиналось давление: «Ты - не лидер! Ты - замирающая гадина, не даешь людям развиваться. Ты жертва. У тебя ничего не получится в жизни, если не будешь вовлекать в тренинг». И так повторялось каждое утро. На большинство людей такое давление действовало угнетающе. Я, например, очень переживала, что не стану лидером. Я искренне верила, что принесу пользу миру только тогда, когда приведу на эти курсы много народу.

- Приводили?

Да. Я вовлекла 50 человек. Среди них мои родственники, друзья. Сейчас очень каюсь, потому что вовлекла туда самых близких мне людей. Они там зависли. Теперь я не могу вытащить их оттуда. И когда я сама наконец выбралась на свободу, они перестали со мной общаться, я стала для них врагом.

- Тех, кто покидает тренинг, автоматически причисляют к врагам?

Красной линией проходит идея, как в фашизме: тренинговые лидеры - это нация арийцев. Все остальные - низшая раса, никто. Преподаватели постоянно проводили грань, делили людей на сильных и павших.

- Вы дослужились до роли капитана?

Да, меня мотивировали к этому: «Давай, станешь еще круче, еще выше. Чем больше человек вовлечешь, тем быстрее твой сын вернется в семью». Пока я там была, мне действительно казалось это спасением семьи. Меня будто запрограммировали.

- А если не получилось вовлечь никого в тренинг, что тогда?

Такого человека объявляли неудачником и не удостаивали чести брать на самый главный, третий уик-энд. Попасть туда казалось пределом мечтаний всех.

- Что же вам обещали на этом уик-энде?

В том-то и дело, что происходящее на этом мероприятии держалось в строжайшей секретности. Нам говорили, что там случаются чудеса и только там люди получают понимание, зачем живут, узнают свое предназначение. Перед отъездом на самое важное мероприятие нас просили предупредить родственников, что три дня мы не будем выходить на связь. Оправдания типа «если меня не отпустит муж» принимались в штыки: «Значит, ты живешь на уровне семьи, раз не можешь уйти от мужа».

- И что же представлял собой таинственный уик-энд?

Нас вывезли за город, на турбазу. Сразу отобрали телефоны. На протяжении трех дней мы там плясали, пели, слушали лекции, из нас буквально выкачивали энергию. Будили ни свет ни заря, заставляли играть в «попрыгайчиков», выполнять растяжку. Если у кого-то не получалось сделать нужные «па», его прилюдно высмеивали, обзывали слабаком. Ночью зачем-то поднимали и заставляли бодрствовать. Под конец третьего дня мы были физически вымотаны. Помимо капитанов на том уик-энде ввели новые должности - ангелы. Вот эти ангелы и доводили человека до такого состояния, когда он становился полностью внушаем. Известный прием, если люди долго не спят и все время находятся в возбужденном состоянии, то становятся зомби. В таком состоянии им можно внушить что угодно.

- И что вам внушали?

На третий день началась жесткая медитация. Нам говорили о нашем предназначении, убеждали, что мы пришли на эту землю, чтобы капитанить, ангелить. Утверждали, что самая важная наша миссия - вовлечь в тренинг всех своих друзей и родных. Из 60 людей, которые поехали на этот уик-энд, половина потом пошла в капитаны и ангелы. Нашему счастью не было предела. Мы поверили, если заслужили звание капитана, то в жизни начнутся чудеса, нам будет сопутствовать удача во всем. Сейчас я не могу объяснить, как взрослые люди 30–40–50-летние так слепо верили нашему гуру. За некоторые вещи мне до сих пор стыдно. Например, на третьем уик-энде мы надевали памперсы, ласты, выходили в таком виде на улицу и пели гимн РФ. Зачем? Такое ощущение, что все находились под гипнозом. На тот момент я могла выполнить любое пожелание наставника. Причем никто не понимал, что это упражнение развивало, но все дружно подчинялись. Также по утрам каждый из нас получал определенное задание. Например, организовать плейбой-вечеринку. Причем подобные задания выпадали очень скромным, зажатым людям, которые ломали себя в тот момент.

- Может, вам что-то подмешивали в чай, раз вы совершали такие странные поступки? Алкоголь вы употребляли?

В том-то и дело, что ничего подобного не было. Шло мощное воздействие на подсознание. На алкоголь и курение был наложен жесткий запрет. Если кто-то признавался, что на праздник опрокинул рюмку коньяку, сразу начиналось: «Из-за тебя вся спивается, смотри, сколько алкашей из-за тебя». И снова вызывали в человеке чувство вины.

«Когда меня исключили из группы, я задумалась о самоубийстве»

- Вы прошли три основных этапа тренинга, которые растянулись на 4 месяца. Но что вы там делали почти пять лет?

Люди, у которых не сильно сдвинулось критическое мышление, действительно ограничивались этим временем и уходили. Мое же мышление отключилось. Я стала ездить на разные волонтерские программы, это называлось «служить людям», где мы все время рекламировали наш тренинг. Если наш главный говорил, что в другом городе открывается филиал и нужна поддержка тех, кто прошел все тренинги, мы дружно бросали работу, оставляли семью и ехали на пару дней за своим наставником.

- Вам платили за это? Вы ведь стали одной командой с тренерами?

Нет, не платили. Более того, могли запросто «уволить». Вот этого я страшно боялась. И все боялись. На тот момент я стала капитаном. А капитаны обязаны были вовлекать в тренинг в два раза больше людей, чем обычный обучающийся. Также капитан должен был давить на новых участников программы, чтобы те тоже вовлекали людей. Меня специально обучали тому, как давить на людей, как грамотно уговорить человека прийти на тренинг. Ели же мне за определенный срок не удавалось найти новых жертв, меня грозились изгнать из общины, а остальным запретить со мной общаться.

- Люди на полном серьезе боялись быть изгнанными?

Многие психологически ломались, когда их выгоняли. Я тоже страшно переживала, что не оправдаю звание лидера, что про меня плохо подумают. Под конец моей капитанской карьеры у меня не получалось заманить на тренинг нужное количество людей. Я впала в депрессию. Потеряла интерес к жизни. Главный тренер постоянно гнобил меня: «Ты плохая мать, ты плохая-плохая…». С глубоким чувством вины я прожила полгода. В итоге моя психика не выдержала. Мои руководители к тому моменту поняли, что я уже использованный материал, большего от меня не добиться, и исключили меня из своих рядов. И тогда наступил ад. На два месяца я погрузилась в тяжелую депрессию, задумывалась о самоубийстве. Из этого состояния меня вытаскивали муж, две подруги и врачи.

- Вы прожили в тренинге 4,5 года. Есть такие, кто еще дольше там сидит?

Я знаю человека, который зависает там уже восемь лет. Ведь помимо тренинга личностного роста там еще куча разных курсов. Например, после личностного роста всем предлагают: «Как личность ты вырос, теперь посети курс «деньги-деньги», ты ведь не знаешь, как деньги зарабатывать? А потом запишись на «семейную мастерскую», ну и далее по списку. В итоге люди зависают там на долгие годы и оставляют огромные суммы - до 100 тысяч в год доходит. Многие из-за тренинга потеряли работу, лишились бизнеса, потому что постоянно торчали на лекциях. Преподаватели не давали работать, не отпускали.

- Основная часть присутствующих на тренингах - люди с серьезными проблемами?

Единицы приходят из любопытства, от нечего делать. В основном туда идут люди состоятельные, не каждый готов выложить кругленькую сумму за раз. У большинства из этих людей были проблемы финансовые, с дружбой, любовью. На этих тренингах ведь обещают по всем фронтам разобраться - и бизнес поднять, и семью создать, и учебу подтянуть. Все одним махом. Что хочешь, то и будет. Эффект волшебной палочки.

- Вы общались с теми, кто после прохождения тренинга угодил в психиатрическую клинику?

Я знаю одну девушку, которую прямо с лекции увезли в психушку. Но то, что ее накрыло из-за тренинга, - недоказуемо.

- Кстати, а своего мужа вы пытались вовлечь в эту секту?

Конечно. Но его быстро выгнали оттуда. Дело в том, что мой муж - верующий человек. Когда я отправилась на тренинг, мы с ним еще не были расписаны, только встречались. В какой-то момент я ему заявила: «Я отказываюсь жить не с лидером. Поэтому ты должен развиваться и пойти на тренинг. Тебя научат любить людей, деньги зарабатывать. Иначе мы с тобой расстанемся». Чтобы сохранить наши отношения, он ввязался в эту авантюру. Но не жалеет, так как увидел весь процесс изнутри, и сейчас мы вместе боремся против бывших наставников. Он недолго там продержался. Постоянно спорил с тренерами. В итоге его изгнали очень грубо, всем объявили, что он противник, несет ересь, с ним разговаривать нельзя, он психически ненормальный. И все дружно кивнули головой. Даже я. После этого я пришла домой и с порога кинула: «Мы жить вместе не будем». А ведь я этого человека знала 20 лет, мы с детства были знакомы.

«Я год отходила от тех стереотипов, которые мне навязали на курсах»

- Когда вы вышли из тренинга?

В начале 2014 года. Затем в марте-апреле впала в затяжную депрессию. Прозрела только к маю. Было ощущение, что проснулась после страшного сна. В голове образовалась куча мыслей - как я жила, почему я это делала, как доверилась посторонним людям? Но отходила я еще год от тех стереотипов, которые мне навязали. Например, нам внушили, что каждый человек создает в жизни то, что его окружает, он сам является источником всех неприятностей. Я до сих пор сажусь в маршрутку, смотрю на мужчин и думаю: «О, я создаю вокруг себя мужчин, скоро выйду замуж». Или недавно я уронила кастрюлю с горячей водой, тут же промелькнуло в голове: «Я кого-то обманула». Представляете, насколько сильно вся эта ерунда втемяшилась мне в голову.

- Отношения с сыном наладились?

Пока я находилась в тренинге, я окончательно потеряла сына. Отношения ухудшились дальше некуда. Мне не до него было. Пока я «спасала мир», бегала, вовлекала людей в тренинг, сына забросила. Так как я была все время занята поисками новых адептов, мне некогда было тратить на него время. А сейчас он работу нашел, женился, у меня внук родился. Только сейчас мы с сыном нашли общий язык.

- Кому-то все-таки помогли эти тренинги?

Если не влезать глубоко и вовремя соскочить с программы, то кому-то такие курсы, наверное, помогают. Закомплексованные люди там открываются, слышала, что кто-то решил свои личные проблемы, нашел общий язык с близкими. Но это не моя история. Я рассыпалась. Только когда освободилась из оков тренинга, нашла общий язык с родителями, сыном. Пока я жила в тренинге, нас постоянно убеждали: «У вас все хорошо». И если случалось что-то плохое, нам говорили: «Стерли-стерли, стерли, это не с нами». Нас учили не принимать негатив, отрекаться от неприятностей. Но как только человек оказывался за бортом тренинга, проблемы накатывались как снежный ком. У людей, которые покидали курсы, снова начинались те же самые проблемы, от которых они пытались уйти. Да, пока ты находишься там, тебя поддерживают всей группой, говорят о любви, постоянные обнимашечки-целовашечки, но в реальной жизни все начинается заново.

- Вы поддерживаете отношения с приятелями по тренингу?

Нет. Пока я находилась в тренинге, я порвала отношения со всеми старыми друзьями. Я относила себя к чистой расе, а они до меня не дотягивали. Я им так и говорила: «Если не идешь на тренинг, нам с тобой не по пути». И у меня появились новые друзья на курсах. Мне они казались замечательными, мы поддерживали друг друга, вместе отмечали праздники. Когда же меня объявили персона нон грата, все они отвернулись от меня. Теперь даже не здороваются. Я стала не из их касты.

- Кто является организатором этого проекта?

Это две родные сестры. Одна из них прошла подобный тренинг 10 лет назад, когда он только зарождался. Затем притащила туда вторую сестру. И они стали делать бизнес. Сначала приглашали на работу психологов, затем сами стали проводить курсы, не имея на тот момент ни образования, ни лицензии. Эти женщины разбогатели за несколько лет. За год они зарабатывали больше 8 млн рублей. Основной их офис находится в Волгограде. Филиалы раскиданы по всей стране - Астрахань, Ростов, Саратов, Краснодар, Воронеж.

- Преподаватели, которые работают на них, тоже богатые люди?

Деньги зарабатывают только руководители компании. Остальные работники получают гроши. Как правило, у них нет постоянной работы, некоторые не имеют даже семьи. Например, моего мужа «ломал» 23-летний парень, у которого не было ни малейшего жизненного опыта за плечами. Там учат кататься на коньках те, кто ни разу на них не стоял.

- По вашим данным, в стране насчитывается много пострадавших от подобных мероприятий?

Много, некоторые просто боятся говорить об этом. Я тоже полгода молчала. Страшно было. Я начала говорить, чтобы вытащить оттуда мою родственницу. Она там уже 5 с половиной лет сидит. Сейчас является тренером. Тренинг забрал у меня родного человека. Мне очень больно за это. Ее тренинг поглотил полностью.

На сайте тренингов недавно появился новый раздел - детские и подростковые тренинги.

Лозунг все тот же - «Чудеса там, где в них верят».

Щарыпова Елена Владимировна,

Педагог-психолог МАОУ гимназия №55 города Томска

Тренинг личностного роста для педагогов, направленный на изменение восприятия самого себя; формирование положительной самооценки, оптимизм, умение принимать самого себя; умение воспринимать окружающих адекватно и позитивно.

Тренинг личностного роста для педагогов

В современном обществе человек живет в окружении разнообразных проблем, связанных с его социальной жизнью, материальным положением, межличностными отношениями и многими другими.

И живя в рамках уже существующей общественной системы, далеко не каждый успевает задумываться о своем предназначении, внутреннем мире; о самопознании, самосовершенствовании, не успевает, как говорил еще Марк Аврелий, «смотреть внутрь себя».

По-нашему мнению, гармонизация и духовный рост личности способны быть «универсальным средством» в решении многих жизненных вопросов – сила человека в нем самом.

Серьезные проблемы возникают у педагога, которые не умеют общаться в обычной и профессиональной жизни, где необходимо отказываться от многих привычек и ломать стереотипы. Неподготовленному педагогу очень трудно выйти из этой ситуации без потерь, нервных срывов и даже заболеваний, депрессий, конфликтных ситуаций. Поэтому, педагог должен находиться в постоянном личностном росте.

Личностный рост педагога изменяет общую характеристику личности педагога – расширяет диапазон гуманности, справедливости, честности, демократичности, способствует повышению эмпатии, гибкости поведения в зависимости от ситуации, профессиональной компетентности в практической передаче знаний, способность к поиску нового, осуществляет постоянную рефлексию настроения, достижения.

Личностный рост педагога меняет восприятие самого себя - формирует положительную самооценку, оптимизм, учит принимать самого себя, учит воспринимать окружающих адекватно и позитивно.

Когда происходит личностный рост педагога, то у него меняются профессиональные функции, т.е. от традиционной трансляции знаний и развития ребенка до процесса открытия и самостоятельного выбора ребенка, развития индивидуальной креативности во всех сферах жизни. У педагога меняются цели образования – появляется желание помочь каждому ребенку стать исследователем и развить способность к обучению на всю жизнь.

Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы и внутриличностные конфликты, мешающие работать радостно и счастливо, прежде всего, во взаимодействии с детьми и родителями.

Цель: Активизация процесса самопознания у педагогов, помощь педагогу в изменении своего отношения к социальному окружению и к собственной личности, в умении выражать себя своими индивидуальными средствами, характерными для каждого.

Задачи:

    Сформировать адекватную самооценку профессиональных качеств и уровня притязаний.

    Обрести навыки конструктивного самопознания.

    Выработать успешное поведение.

    Научиться воспринимать и понимать себя.

    Развивать коммуникативные навыки и групповую сплоченность.

Ход тренинга

Упражнение «Моя визитная карточка»

Цель:

Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру «Снежный ком».

Участники игры садятся в круг. Один из них, например, говорит « Меня зовут Миша, я люблю пельмени » ; следующий говорит « Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре » ; третий говорит « Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол » и т.д. То есть каждый из участников, выступающих с « визиткой » , сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.

Игра «Добрый день, шалом, салют!» (Упражнение-разогрев для участников группы)

Участники представляются и приветствуют друг друга на разных языках Материалы. Для каждого участника необходимо приготовить карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов вашей группы вы расширите список слов-приветствий.)

Приветствия

    Италия: Bon giorno;

    Швеция: Grüezi;

    США: Hi;

    Англия: Hello;

    Германия: Guten Tag;

    Испания: Buenos Dias;

    Гавайи: Aloha;

    Франция : Bonjours, Salut;

    Малайзия : Selamat datang;

    Россия: Здравствуй;

    Чехия: Dobry den;

    Польша: Dzièn;

    Япония: Konnichiwa ;

    Израиль: Shalom;

    Египет: Asalamu Aleikum;

    Чероки (США): Schijou;

    Финляндия: Hyvä päivää;

    Дания: Goddag;

    Турция: Merhaba.

Попросите участников начать игру, встав в круг.

Пройдите по кругу, держа в руках (или в коробке) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя, по одной.

Предложить членам группы прогуляться по помещению и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.

В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.

Игра-активатор «Друг к дружке»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.

    Правая рука к правой руке!

    Левая рука к левой руке!

    Спина к спине!

    Друг к дружке!

    Бедро к бедру!

    Ладошка к ладошке!

    Пятка к пятке!

    Друг к дружке!

    Носок к носку!

    Живот к животу!

    Большой палец руки к большому пальцу руки!

    Друг к дружке!

    Бок к боку!

    Колено к колену!

    Мизинец к мизинцу!

    Друг к дружке!

    Затылок к затылку!

    Локоть к локтю!

    Кулак к кулаку!

Рефлексия чувств:

    Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

Игра «Веревочка»

Цель : сплочение группы, выявление лидера.

Материалы: веревка длиной около 6 метров.

Участники стоят в кругу, держась руками за общую веревку. Веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат». Сначала возникает пауза и полное бездействие участников игры, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб. Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи?»

Упражнение «Найди пару»

Цель : сплочение участников тренинга.

Участники садятся в круг.

Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Упражнение «Идеальный педагог»

Ход упражнения

1 этап

Ведущий. Многим из нас свойственно стремление к совершенству. Что же такое совершенство. Давайте назовем по кругу ассоциации со словом «совершенство».

По определению Ожегова, совершенство – это полнота всех достоинств, высшая степень какого – либо положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства).

Давайте поищем положительные черты своего характера, которые замаскированы в нашем имени.

2 этап

Ход упражнения. Участники разбиваются на 2 группы – родители и педагоги по форме бейджей – сердечки и цветочки.

Ведущий. В течение 4 минут каждая группа формирует и записывает на листочке качества идеального, с их точки зрения, педагога. Затем каждая группа предлагает свой вариант с пояснениями. (Ведущий записывает на доске).

Потом все объединяются в одну группу и уже с общей позиции находятся 6 качеств совершенного педагога. (Ведущий записывает на доске).

Ведущий. Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным 6 критериям (участникам раздаются бланки со шкалами самооценки (См. приложение к тренингу) . Самооценивание проводится анонимно). Уровень развития каждого выбранного качества можно условно изобразить цифрой. Нижняя точка – это нижняя ступень развития, а верхняя – наивысшее. (Участники выполняют задание). Посмотрите на ваши шкалы, если ваши отметки на шкале пересекаются или находятся около 10, мы вас поздравляем, вы близки к совершенству. Ну а если расстояние между точками большое или они находятся ниже пяти, замечательно, вам есть к чему стремиться.


Упражнение «Нарисуй свою мандалу»

Цель : снятие стресса, усталости, напряжения или внутреннего конфликта.

Нарисуйте простым карандашом круг диаметром, соответствующим размеру вашей головы. До края листа должно оставаться не меньше 3 см. Найдите в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощущение равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например, про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра – вашего центра – изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой, как бы без вашего непосредственного участия. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто новое. Когда вы закончите рисовать, вы сможете обсудить вашу мандалу со всеми участниками тренинга.

Упражнение «Счёт»

Цель: Снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.

Все участники садятся по кругу.

Ведущий: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Ведущий несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине - 1-2. В ходе выполнения упражнения ведущий блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении психолог может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

Упражнение «Душечка-Марфушечка»

Все члены группы выходят за дверь. В помещении остается один человек. Ведущий зачитывает ему некий текст. Далее по одному в зал приглашаются участники и текст передается от одного к другому. После завершения передачи текста всем участникам зачитывается первоначальный текст.

«Марфуша была примерной девушкой. На демонстрации не ходила. Секс по пятницам и только с мужем. Вот пошла она в лес и повстречала НЛО. И с тех пор у нее все переменилось: дома сплошные демонстрации и продукты только с рынка».

Делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.

Игра «Ладонь»

Инструкция: Все участники тренинга стоят, образуя круг. Правая ладонь сверху – что я отдаю хорошего, левая ладонь снизу – что я беру, чего мне не хватает.

Анализ:

    Какие чувства вы испытали?

    Открылся ли кто-нибудь из коллег с неожиданной стороны?

Упражнение «Ценное качество»

Участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь».

После первого, а также каждого из последующих рассказов ведущий обращается к группе с вопросом: «Как вам кажется, о каком качестве шла речь?» (или: «Как вам кажется, о каком качестве нам хотела сообщить Елена Викторовна?»). После того как участники группы выскажут свои предложения, тренер обращается к самому рассказчику и просит его сказать, какое качество выбрал он.

Упражнение позволяет участникам тренинга лучше узнать друг друга, оно побуждает педагогов к проявлению творческой активности, развивает воображение. Кроме того, оно побуждает вникать в смысл того, что рассказывает один из них, а эта задача соответствует содержательным целям многих тренинговых программ личностного роста.

Правила поднятия самооценки

Все человечество состоит из оптимистов и пессимистов. А по отношению к себе, к своим способностям и возможностям все люди делятся на уверенных в себе, имеющих высокую самооценку, и малоуверенных в себе, имеющих заниженную самооценку. Если у первых все хорошо, то вторые не прочь изменить свою жизнь. Существуют определенные правила:

    Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить, все ли в порядке. Последний раз сделайте это перед сном.

    Помните о том, что большинство окружающих вас не знают о ваших недостатках, либо не замечают их. А изъяны есть у всех!

    Помните, что люди не замечают вещей столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что у вас дрожат колени, а для других вы просто стоите в расслабленной позе.

    Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей и это стало вашей привычкой, от нее следует немедленно избавиться, иначе вы все время будете думать, что ваши внешность, одежда, поступки тоже отличная мишень для критики.

    Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно выдавать фейерверк остроумных и блестящих мыслей. Внимательно слушайте других и они будут вам благодарны.

    Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным и отстраненным, вы лишь отталкиваете от себя людей.

    Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания. Сами подойдите к тому, кого выбрали, от этого выбора вы выиграете оба.

    Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то разговаривает резко, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может, для такого человека это единственный способ побороть смущение.

    Самое худшее, что вы можете сделать – это выставить себя в невыгодном свете. Но если подобное произойдет, то окружающие будут относиться к вам с симпатией: ведь вы дали им возможность испытать чувство превосходства.

Арт-терапевтическое упражнение «Солнечная поляна»

Цель : снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.

Материал : лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава и солнце.

Цветная и белая бумага, фломастеры, маркеры, акварельные краски, ножницы, клей. Магнитофон и аудиокассета с записью звуков природы.

Инструкция : Представьте, что мы находимся на чудесной солнечной поляне, где вот-вот раскроются бутоны разных прекрасных цветов. Это и ромашки, и васильки, и одуванчики, и ландыши. И каждый из вас сможет найти на этой поляне свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который появился в вашем воображении.

Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания своим друзьям и приклейте на нашу солнечную поляну.

Посмотрите, какая получилась прекрасная поляна с цветами! Если подойти к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат цветов. Они ободряюще улыбаются всем нам и желают удачной сдачи экзаменов.

Примечание : Создание участниками тренинга цветочной поляны сопровождается звуками природы или легкой приятной музыкой. (Например, можно использовать мелодии композитора Е.Доги, «Симфонию любви» Ф.Гойи, классические произведения Моцарта, Бетховена и др.).

Анализ:

  • Какие чувства у вас возникли после выполнения упражнения?

Рефлексия.

    По кругу продолжить фразу «Сегодня я….».

Подведение итогов тренинга. Прощание.

Приложение

Шкала для самооценивания

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод