Традиционные жилища народов мира (фото). Традиционные жилища народов россии

К постройке нового дома славяне относились очень серьезно, ведь в нем предстояло жить многие годы. Заранее подбирали место для будущего жилища и деревья для строительства. Лучшей древесиной считалась сосна или ель: дом из нее получался крепким, от бревен исходил приятный хвойный запах, да и люди в таком доме болели реже. Если поблизости не было хвойного леса, то рубили дуб или лиственницу. Стройка начиналась поздней осенью. Мужики со всей деревни валили лес и прямо на опушке строили бревенчатый сруб без окон и дверей, который так и оставался стоять до ранней весны. Делалось это для того, чтобы бревна за зиму «улеглись», притерлись друг к другу.

Ранней весной сруб разбирали и переносили на выбранное место. Периметр будущего дома отмечался прямо на земле с помощью веревки. Для фундамента по периметру дома выкапывали яму глубиной 20-25 см, засыпали ее песком, закладывали каменными глыбами или просмоленными бревнами. Позже стали использовать кирпичный фундамент. Сверху плотным слоем укладывали берестяные пласты, они не пропускали воду и предохраняли дом от сырости. Иногда в качестве фундамента использовался четырехугольный бревенчатый венец, установленный по периметру дома, а уже на него складывали бревенчатые стены. По старым языческим обычаям, которые даже и сегодня у русского человека уживаются с истинной христианской верой, под каждый угол венца закладывали клочок шерсти (для тепла), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости).

При строительстве дома имело значение даже количество бревен в стенах, оно было различно, в зависимости от принятых в данной местности обычаев. Существовало много способов скрепления бревен по углам, но наиболее распространенными были два – сруб «в обло» и «в лапу». При первом способе по углам дома оставались неровные выступы, которые назывались остатком. Такие домики нам знакомы с детства по иллюстрациям к русским народным сказкам. Но выступающие части бревен в избах имели особое значение – предохраняли углы дома от промерзания морозной зимой. Зато сруб «в лапу» позволял расширить пространство дома. При этом способе бревна соединялись друг с другом на самых концах, это было намного сложнее, так что этот способ использовался реже. В любом случае бревна очень плотно прилегали друг к другу, а для большей теплоизоляции щели протыкали мхом и конопатили.

Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками. Как бы ни было странно, самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. Вдоль кровли укладывали бревно, украшенное с фасада искусной резьбой, чаще всего это был конь или петух. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед. Перед тем, как приступить к отделочным работам, в крыше дома оставляли небольшое отверстие на несколько дней, считалось, что через него нечистая сила должна вылететь из дома. Пол застилали половинками бревен от двери к окну. Между фундаментом и полом оставалось пространство, которое служило подполом для хранения продуктов (подклеть), здесь же хозяин мог устроить мастерскую, а зимой в подклети держали скот. Сама комната называлась клетью, в нее можно было попасть через низкую дверь с высоким порогом, окна в русской избе были маленькими, обычно их было три с передней стороны и одно сбоку.

В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. С печью было связано много обрядов и верований. Считалось, что за печью живет домовой. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи.
Когда в дом приходили сваты, девушка забиралась на печь и следила оттуда за разговором родителей с гостями. Когда ее звали, она слезала с печи, и это означало, что она согласна выйти замуж, а свадьба неизменно заканчивалась тем, что в печь бросали пустой горшок: на сколько черепков разобьется, столько и детей будет у молодых.

Рядом с печкой находился так называемый «бабий угол». Здесь женщины готовили пищу, занимались рукоделием, хранили посуду. От комнаты он был отгорожен занавеской и назывался «кут» или «закут». Противоположный угол назывался «красным», святым, здесь стояла икона, висела лампадка. В этом же углу располагался обеденный стол с лавками. Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки, которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи. В углу между печью и дверью под потолком была вделана широкая полка – полати.

В древнерусской избе было не так уж много мебели: уже упомянутый стол, лавки вдоль стен, на которых не только сидели, но и спали, небольшой открытый шкаф для посуды, несколько массивных обитых железными полосами сундуков для хранения одежды и белья – вот, пожалуй, и вся обстановка. Полы покрывались вязаными или сотканными половиками, одеялами служила верхняя одежда.

По старой традиции первой в дом пускали кошку, а уж потом входили сами. Кроме того, из старого дома забирали горячие угли в горшке, как символ домашнего очага, приносили домового в лапте или валенке, иконы и хлеб.

Простые крестьяне жили бревенчатых избах, а бояре и князья строили для себя дома побольше и украшали их побогаче – терема и палаты. Теремом называлось высокое и светлое жилое помещение, построенное над сенями или просто на высокой подклети. В терем вела лестница с высоким крыльцом, украшенная резьбой и опирающаяся на резные же деревянные столбики.
Само помещение часто расписывалось и также украшалось резьбой, в большие окна вставляли кованые решетки, а высокая крыша даже покрывалась настоящей позолотой. В тереме находились горницы и светлицы, в которых, согласно народным сказкам, жили девицы-красавицы и все свое время проводили за рукоделием. Но были в тереме, конечно, и другие помещения, соединявшиеся переходами и лестницами.

Вплоть до XVI века дома в Древней Руси были деревянными, они часто горели, так что от построек тех времен практически ничего не осталось. В XVI веке появляются каменные здания, а потом и кирпичные. Они строятся по тому же принципу, что и деревянные дома, даже резьба по камню повторяет мотивы, характерные для деревянного зодчества, но простой народ еще несколько веков предпочитал жить в бревенчатых избах. Так было и привычнее, и здоровее, и дешевле.

1. Запиши, какими приветствиями встречают гостя по обычаям народов твоего края:

"Хлебом-солью", "Чем богаты - тем и рады". Принимают ласково: за обе руки берут и в красный угол ведут.

2. Запиши, как провожают гостя по обычаям народов твоего края:

Конного гостя провожают до коня, пешего - до ворот.

3. Приклей фотографию или сделай рисунок внешнего вида традиционного жилища народов твоего края.

4. Приклей фотографии или сделай рисунок внутреннего устройства традиционного жилища народов твоего края.

5. Проект "Юный краевед". Сравни между собой важнейшие черты старинного традиционного жилища разных народов. Заполни таблицу №1 с помощью текста учебника.

Таблица №1

Жилище ханты и манси. Жилище кавказских народов.
Строительный материал

Чум на каркасе из жердей, крытый оленьими шкурами.

Землянки,

Шашаш из ветвей.

Дом-крепость, дом-башня из камня.
Порог

Особенное место.

Около него - обувь и дымокур (для отпугивания комаров).

Останавливаться и сидеть не положено.

Порог высокий, на него нельзя наступать. Кто перешагнет порог - тот уже гость.
Мужская половина Передняя сторона напротив входа. Задня половина - за очагом. Здесь принимают гостей.
Женская половина Правый угол - домашнего огня сторона. Передняя половина перед очагом.
Священное и почётное место Передняя сторона напротив входа. Здесь хранят домашние святыни. Центральный столб жилого этажа, очаг.

Исследуй важнейшие черты традиционного жилища одного из народов твоего края (по выбору). Запиши результаты в таблицу №2. Сравни результаты обеих таблиц. Определи общие и различные черты.

Таблица №2

Название народа и жилища Монгольская юрта
Строительный материал Кереге/канат (решетчатые складные стенки), уук/уык (жерди составляющие купол), тундюк/шанырак (круг на вершине купола скпрепляющий жерди), кошма покрывающая все сооружение.
Гость не здововается через порог. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину.
Мужская половина Запад - мужская. На мужской половине - ближе к двери, то есть ближе к земле - находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы.
Женская половина Восток - женская. На женской - девичьей - постель невесты - дочери хозяина.
Священное и почётное место Почетная сторона юрты, куда сажают важных гостей и где хранится алтарь с изображением богов, находится на севере.

Запиши вывод:

Жилища имеют как общие черты, так и разные. В каждом жилище есть священное место, дом обычно делится на мужскую и женскую части. Порог дома - всегда особенное место в жилище всех народов, с ним связано много поверий и обычаев.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Оцените работу друг друга.

1 слайд

2 слайд

Дом - начало начал, в нем мы рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него раскрываются характер народа, его культура и особенности быта. Внешний вид жилища, строительные материалы и способ постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, обычаев, религии и от рода занятий людей, его создающих. Но из чего бы ни строилось жилье и как бы оно ни выглядело, у всех народов его считают центром, вокруг которого расположен весь остальной мир. Познакомимся с жилищами разных народов, населяющих нашу планету.

3 слайд

Изба - традиционное жилище русских. Раньше избу ставили из сосновых или еловых бревен. Кровли крыли серебристым осиновым лемехом. Четырехстенный сруб, или клеть, был основой любой деревянной постройки. Он представлял собой ряды положенных друг на друга бревен. Дом был без фундамента: неоднократно перебранные и хорошо просушенные клети ставили прямо на землю, а с углов к ним приваливали валуны. Пазы прокладывали мхом, так что сырости в доме не ощущалось. Верх имел форму высокой двускатной крыши, шатра, луковки, бочки или куба - все это и сейчас используют в поволжских и северных деревнях. В избе обязательно устраивали красный угол, где находились божница и стол (почетное место для старших, особенно для гостей), бабий угол, или кут, мужской угол, или коник, и закут - за печью. Печи отводили центральное место во всем пространстве жилища. В ней поддерживали живой огонь, здесь готовили еду и спали. Над входом, под потолком, между двумя смежными стенами и печью настилали полати. На них спали, хранили домашнюю утварь.

4 слайд

Иглу - жилище эскимосов, построенное из глыб снега, который благодаря своей пористой структуре является хорошим теплоизолятором. Для строительства такого дома подходит лишь тот снег, на котором остается четкий отпечаток ноги человека. Большими ножами в толще снежного покрова вырезают блоки разных размеров и укладывают их по спирали. Постройке придают купольный характер, благодаря чему она сохраняет тепло в помещении. Входят в иглу через отверстие в полу, к которому ведет коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубок, лаз делают в стене, а перед ним выстраивают коридор из снежных плит. Таким образом, холодные ветры не проникают внутрь жилища, тепло не выходит наружу, а постепенное обледенение поверхности делает постройку весьма прочной. Внутри иглу-полусферы подвешивают полог из оленьих шкур, отделяющий жилую часть от снеговых стен и потолка. Эскимосы сооружают иглу на два-три человека за полчаса. Жилище эскимосов Аляски. Разрез.

5 слайд

Сакля (груз. сахли - «дом») - жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах. Чтобы защитить такой дом от ветра, для постройки выбирают подветренную сторону горного склона. Саклю делают из камня или глины. Крыша ее плоская; при террасообразном расположении строений на горном склоне крыша нижнего дома может служить двором для верхнего. В каждой сакле прорезают одно или два маленьких окна и одну или две двери. Внутри комнат устраивают небольшой камин с трубой из глины. Снаружи дома, возле дверей находится своего рода галерея с каминами, полами, покрытыми глиной и устланными коврами. Здесь летом женщины готовят еду.

6 слайд

Дома на сваях строят в жарких сырых местах. Такие дома встречаются в Африке, Индонезии, Океании. Двух- или трехметровые сваи, на которые водружают дома, обеспечивают помещению прохладу и сухость даже в сезон дождей или во время шторма. Стены делают из плетеных бамбуковых матов. Окон как правило не бывает, свет проникает сквозь щели в стенах или через дверь. Крышу настилают из пальмовых веток. Во внутренние помещения обычно ведут ступени, украшенные резьбой. Так же декорированы и дверные проемы.

7 слайд

Вигвамы строят североамериканские индейцы. В землю втыкают длинные жерди, верхушки которых связывают. Сооружение сверху покрывают ветками, корой деревьев, тростником. А если на каркас натягивают шкуру бизона или оленя, то жилище называют типи. В вершине конуса оставляют дымовое отверстие, прикрываемое двумя специальными лопастями. Встречаются и куполообразные вигвамы, когда врытые в землю стволы деревьев сгибают в свод. Остов также покрывают ветками, корой, циновками.

8 слайд

Жилища на деревьях в Индонезии сооружают подобно сторожевым выш-кам - на шести- или семиметровой высоте над землей. Постройку возводят на заранее подготовленной привязанной к ветвям площадке из жердей. Балансирующее на ветвях сооружение нельзя перегружать, но оно должно выдержать большую двускатную крышу, венчающую постройку. У такого дома устраивают два пола: нижний, из саговой коры, на котором расположен очаг для приготовления пищи, и верхний - настил из досок пальмы, на котором спят. В целях обеспечения безопасности жильцов такие дома строят на деревьях, растущих у водоема. Попадают в хижину по длинным лестницам, связанным из жердей.

9 слайд

Фелидж - шатер, служащий жилищем бедуинам - представителям кочевого народа туареги (необитаемые районы пустыни Сахары). Шатер состоит из покрывала, сотканного из верблюжьей или козьей шерсти, и шестов, подпирающих сооружение. Такое жилище успешно противостоит воздействию иссушающих ветров и песка. Даже такие ветры, как жгучий самум или сирокко, не страшны кочевникам, укрывшимся в шатрах. Каждое жилище поделено на части. Левая его половина предназначена для женщин и отделяется пологом. О богатстве бедуина судят по числу шестов в шатре, которое порой достигает восемнадцати.

10 слайд

Японский дом в Стране восходящего солнца испокон веку строят из трех основных материалов: бамбука, циновки и бумаги. Такое жилище наиболее безопасно во время частых землетрясений в Японии. Стены не выполняют функцию опоры, поэтому их можно раздвигать или даже снимать, они служат одновременно и окном (сёдзи). В теплый сезон стены представляют собой решетчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускающей свет. А в холодное время года их покрывают деревянными панелями. Внутренние стены (фусимы) также являют собой передвижные щиты в виде рамы, обтянутые бумагой или шелком и помогающие разбить большое помещение на несколько маленьких комнат. Обязательным элементом интерьера является небольшая ниша (токонома), где находится свиток со стихами или живописью и икебана. Пол застилают циновками (татами), по которым ходят без обуви. Черепичная или тростниковая крыша имеет большие навесы, которые предохраняют бумажные стены дома от дождя и палящего солнца.

11 слайд

Юрты - особенный тип жилища, которым пользуются кочевые народы (монголы, казахи, калмыки, буряты, киргизы). Круглое, без углов и прямых стен, переносное строение, прекрасно приспособлено к образу жизни этих народов. Юрта защищает от степного климата - сильных ветров и перепадов температур. Деревянный каркас собирают в течение нескольких часов, его удобно перевозить. Летом юрту ставят прямо на землю, а зимой - на деревянную платформу. Выбрав место для стоянки, в первую очередь кладут камни под будущий очаг, а затем устанавливают юрту согласно заведенному порядку - входом на юг (у некоторых народов - на восток). Войлоком обтягивают остов снаружи, из него же делают дверь. Войлочные покрытия дают прохладу летом и сохраняют тепло очага зимой. Сверху юрту перевязывают ремнями или веревками, а некоторые народы - красочными поясами. Пол устилают шкурами животных, а стены внутри - тканью. Свет проникает через дымовое отверстие вверху. Поскольку окон в жилище не предусмотрено, для того чтобы узнать о том, что происходит за пределами дома, нужно внимательно прислушиваться к звукам снаружи.

12 слайд

Яранга – жилище чукчей. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга - шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7–8 метров. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища ремнями, концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням для неподвижность. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение (полог) из шкур в виде параллелепипеда. Средний размер полога - 1,5 метра в высоту, 2,5 метра в ширину и около 4 метров в длину. Пол застилали циновками, поверх них - толстыми шкурами. Постельное изголовье - два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, - находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые - вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках. За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, - продукты.

Архитектура народного жилища - планировка, величина, внешний вид - возникла под влиянием природных условий среды проживания и специфики ведения хозяйства. Молдавский дом приобрел единую объемно-планировочную форму с региональными конструктивными особенностями, имеющими черты традиционного жилища народов Восточной Европы - румын, украинцев, белорусов и русских.

Недолговечность материалов, из которых строили в Молдове, не позволила сохранить жилые дома старше 200 лет. Лишь некоторые строения народной архитектуры Молдовы конца ХVIII в. мы можем сегодня увидеть, благодаря тому что они получили статус исторических памятников (дом-музей А. С. Пушкина в Кишиневе, дом родителей Иона Крянгэ в Тыргу Нямц, дом-усадьба в с. Донич, где жил баснописец Александру Донич и др.).

Объемно-пространственная структура народного дома совершенствовалась на протяжении веков, образуя разновидности в соответствии с социальной иерархией. Исторические жилища были углубленными и наземными, однокомнатными, двухкомнатными, трехкомнатными и многокомнатными (последние характерны для зажиточного сословия).

Жилой дом на территории Молдовы известен со времен неолита. Дома были коллективными, большими, для большой семьи, состоящей из нескольких поколений. Дома Кукутень-Триполье были приподняты на обожженные глинобитные платформы, имели каркасные стены из плетня, обмазанного глиной с двух сторон и побеленного известью. Некоторые дома имели два этажа, с помещениями для жилья, хранения припасов и алтарями. Среди предметов домашнего обихода были найдены культовые терракотовые фигурки. Крыша была стропильной, двух- или четырехскатной, c соломенной или камышовой кровлей.

Гето-дакийские дома менялись в зависимости от условий рельефа. В холмистых и горных местах строения были наземными, на каменных основаниях, из бревенчатых срубов, отапливались открытыми очагами, устроенными в центре помещения. Для стен использовались одинаковые по длине бревна, что обусловило квадратный план дома, укрытого четырехскатной крышей. Дома были однокомнатными и многокомнатными, последние имели галереи вдоль южного фасада и, в редких случаях, по периметру здания. Такие дома были изучены около с. Бутучены Оргеевского района, Грэдиштя Мунчелуй, Попешть - уезда Джурджу. Дома в дакийских крепостях были двухэтажными, с деревянными стенами второго этажа, с наружными лестницами. Стены могли быть бревенчатыми или имели каркасно-столбовую конструкцию, с креплением горизонтально установленных бревен гвоздями с большими декоративными шляпками. Дакийские дома, изображенные на Колонне Траяна в Риме, столбовой конструкции, удлиненные в плане, покрыты двухскатной крышей, образующей фронтон на боковых фасадах, характерный для Дунайской равнины.

Во времена Черняховской культуры (Сынтана де Муреш) на территории пруто-днестровского междуречья строили двухкомнатные жилища больших размеров, которые по величине и плану сохранили особенности домов даков. Известны такие жилища около сел Чимишены и Собарь. Собарьские дома, например, отличаются устроенными по периметру дома портиками, от которых сохранилось несколько каменных оснований.

Продолжение

В поселениях V - VII вв., которые последовали за волной великого переселения народов, было найдено три типа домов: землянки, полуземлянки и наземные дома; все однокамерные. Землянки (жилища, вырытые в земле) имели прямоугольную форму, пол в помещении трамбовали и покрывали толстым слоем глины. Для обогрева использовали очаг и круглую в плане сводчатую печь, вырытую в стене.

В VII - X вв. большинство домов были бревенчатыми, наземными, для отопления и приготовления пищи использовалась печь-каменка, сложенная без использования раствора.

В Х - ХIII вв. на территории Молдавии появляются поселения, найденные около с. Ханска Яловенского района, Лукашеука Оргеевского района и др. Особенности жилищ этого периода свидетельствуют о совместном проживании разных этнических групп.

Из-за набегов кочевников большинство населения вынужденно было оставить насиженные места и искать убежища в горных и лесных районах, что является главной причиной скудности информации о жилищах этого и последующих двух-трех веков.

Опустошительное монгольское нашествие (1241 год) продолжалось чуть больше века, в течение которого эта земля находилась под властью ханов Золотой Орды. Появились типы жилищ, характерных для восточной архитектуры, с соответствующими системами отопления и способами приготовления пищи.

Вскоре после образования Молдавского государства, в середине ХIV века, жилой дом еще сохранял черты, характерные для предыдущих периодов - частично углубленный в землю, однокамерный (отчасти из-за продолжающегося похолодания), однако постепенно он становится надземным, в нём увеличивается количество комнат.

Однокамерный дом имел почти квадратную планировку, комната достигала размера 5х5 м и более, так как совмещала множество функций: спальня, кухня, хранение продовольственных запасов и место для занятия традиционными ремёслами. Жилища были ориентированы фасадом на юг, чтобы солнце освещало дом, вход в который находился ближе к левому краю, с таким расчетом, чтобы лучи восходящего солнца проникали в жилую часть комнаты через маленькое окошко в восточной стене.

Однокамерные дома сохранились в некоторых женских монастырях, где монахини живут «своим коштом», как в с. Николаевка (бывший монастырь Хирова или Чурова), монастыре Вэрзэрешть, Речула и др. Однокамерныйдом сейчас редко встречается - только в качестве второстепенного или летнего жилища.

Двухкамерный дом становится основным типом жилья в XV - ХIХ вв., указывая на начало функционального разделения помещений. Одно из первых двухкомнатных жилищ известно по раскопкам в с. Пояна Единецкого района, оно относится к концу ХVI - началу ХVII вв. и состоит из двух разновеликих помещений, связанных между собой дверным проемом. В первое, тинда, входили снаружи, оттуда - во второе кэмарэ, где находилась сводчатая печь с открытым очагом в передней части. Помещения сообщаются между собой и покрыты общей четырехскатной крышей. Двухкомнатный дом предназначался для жилья и хранения продовольственных припасов, инвентаря, сырья для домашних работ. Со временем в двухкамерном доме перед южным фасадом появляется приспа для защиты жилища от влаги. Таким был родительский дом писателя Иона Крянгэ в г. Тыргу Нямц и его собственный дом в Яссах.

Однокомнатные и двухкомнатные дома долгое время были основными типами народного жилища. Трехкомнатный дом появился в результате присоединения к сеням нового помещения, получившего название каса маре (горница). В этой комнате хранили ценные семейные вещи, приданое. Каса маре не отапливалась, так как ее использовали редко, только для семейных торжеств и религиозных праздников. Самый древний трехкомнатный дом, обнаруженный в результате археологических раскопок в с. Ворничень уезда Сучава, принадлежал помещику и относится к началу ХV века. Он имел прямоугольную планировку, был построен из дерева с заполнением из самана. Более поздние помещичьи дома ХIХ века строились на основе трехкомнатного, самый известный образец - усадьба Т. Казимира в с. Чернолеука Окницкого района. Для увеличения жилой площади к центральному ядру из трех комнат достраивались новые, расположенные параллельно, как в усадьбах помещика Ралли в с. Долна Ниспоренского района, баснописца Александра Донича в с. Донич Оргеевского района и других. В некоторых случаях количество комнат увеличивали за счет их деления на более мелкие, как в доме родителей поэта М. Эминеску в с. Ипотешть уезда Ботошань.

Позднейшие изменения планировки трёхкомнатного дома были обусловлены совершенствованием систем обогрева и приготовления пищи, что повлияло на взаимное расположение жилой комнаты и прихожей. Хлебная печь с плитой в передней ее части и отопительная печь (груба) составляли отопительный комплекс, находящийся в глубине жилой комнаты, изолируя собой часть пространства комнаты наподобие алькова для сна, нижняя часть которого представляла собой обогреваемую лежанку. Дым от печей выходил в сени через отверстие в стене, откуда улавливался подвешенным плетеным или дощатым и обмазанным глиной дымоотводом (комин или babură) и поднимался наверх к дымоходу на крыше.

Для улучшения гигиенических условий жилья печь впоследствии вынесли в сени, где вместо чулана была оборудована кухня, а в жилой комнате осталась лишь печь для обогрева со встроенной плитой. Теснота в кухне, оборудованной в сенях, позже вынудила вывести хлебную печь во двор под навес или в летний дом, а чистую кухню организовать в глубине жилой комнаты. Печь для обогрева (груба) использовалась в качестве перегородки между кухней и жилой комнатой, каждое из этих помещений имело свой вход из сеней, в то же время между ними был дверной проем. В кухне было оборудовано спальное место - лежанка, обогреваемая теплым воздухом от плиты, где готовилась еда. Планировка дома с изолированной от жилой комнаты кухней, имеющей отдельный вход, широко распространилась благодаря комфорту и конструктивному рациональному решению.

Совершенствование архитектуры трехкомнатного дома продолжается до сих пор. В связи с распространением летних кухонь в виде отдельного домика во дворе, кухня в основном доме теряет функцию места для приготовления пищи, и ее интерьер сливается с жилой комнатой, которая получает Г-образную форму. В этом случае отопительная печь, которая раньше отделяла кухню от комнаты, была перенесена в стену, ограждавшую некогда кухню от каса мааре , а в образовавшийся альков, между ней и сенями, переносится обогреваемая лежанка. В этом случае все комнаты обогревались одной системой, состоящей из печи и грубы. В последнее время лежанки разбирают, вместо них используют фабричные диваны.

Главный фасад дома был ориентирован на юг, реже на восток или на запад, в этом этнологи усматривают реминисценции солнечного культа. В нижней части главного фасада имеется приспа , элемент традиционного дома, сохранившийся до сегодняшнего дня во всех зонах проживания молдаван. Корни этого выступающего архитектурного элемента можно проследить от портика греческого дома, он также связан с условиями проживания предков молдаван. Возможно, впервые такой элемент появился в домах, построенных в горных и холмистых местах, когда входы были со стороны спуска, и для удобства перед входом строили платформу, в которой находились ступени. Узкая и длинная приспа, которую в Центральных Кодрах называют tîrnaţ, продолжается и на боковых фасадах дома.

На оси главного фасада устраивали крыльцо (молд. cerdac - от тур. ciortac ), прямоугольное в плане, покрытое двухскатной крышей с подобием фронтона.

Чердак и приспа со столбами, выстроенные вместе или по отдельности, являются оригинальными функциональными, конструктивными и художественными элементами молдавской архитектуры, которые использовались в княжеских резиденциях, городских и сельских домах и в культовой архитектуре. Эти архитектонические формы, которые решали проблемы освещения комнат, встречаются в старинных городских и современных сельских домах.

Трехкомнатный дом распространен в нескольких региональных вариантах с характерными особенностями, внешний вид дома получает художественное выражение в зависимости от природно-климатических условий и доступности местных строительных материалов.

В северной зоне Молдовы приспа в домах низкая, закрытая, огороженная дощатым парапетом, с четырьмя столбами. Более чем в других местах, дома на севере оснащены чердаками, сквозные проемы которых в последнее время остекляют. В иных домах вместо выступающих крылец по центру входа устраивают ниши наподобие лоджий. Небольшие оконные проемы, по паре для каждого помещения, в последнее время уступают место большим окнам.

В центральной части Молдовы имеются две географические зоны, где архитектура традиционного жилого трехкомнатного дома с шестью столбами приспы в простенках между оконными и дверными проемами отличается.

В зоне Кодр дома строили из бревен в срубной технике, сохраненной сегодня только в прикарпатском регионе. Из-за чрезмерной вырубки лесов дома строят в сберегающей дерево технике - каркасной, с земляным заполнением. Сохраняется традиционный внешний вид благодаря использованию деревянных элементов: приспа глухая с парапетом, деревянные столбы, установленные по наружному краю и поддерживающие свес кровли, обшитый снизу досками. Вместо столбов распространены колонны со сквозной резьбой в верхней расширенной дощатой части, основной декоративный мотив - растительный, навеянный окружающей природой.

В восточной части центральной зоны, где известняк-ракушечник имеет выходы на поверхность, дома строят из камня. Декоративные детали домов принесли особую славу архитектуре сел в нижнем течении Реута. Элементы приспы с колоннами, свойственные традиционному молдавскому жилищу, получили особое выражение, характерное для резьбы по камню. На основе нескольких модулей была разработана конструктивная система колонны, состоящей из элементов, для которых вполне можно использовать терминологию классической архитектуры (стержень, капитель, база, постамент и парапет), отчего она и получила вполне справедливое название молдавский ордер . Завершение промежуточных столбов парапета, названое «каменный цветок», стало символом народного искусства этой зоны, оно используется и для завершения дымоходов, столбов въездных ворот усадьбы. Внешний вид домов оживляет полихромия деталей, синтез скульптуры и цвета.

В строительстве домов южной зоны Молдовы и в организации их внутренних дворов прослеживается влияние немецких, гагаузких и болгарских колонистов. Отдельно стоящий трехкомнатный дом встречается реже, чем в других зонах, так как здесь он включен в состав удлиненного здания, крытого двухскатной крышей и состоящего из жилого дома, хлева для скота, амбаров для хранения зерновых и расположенного перпендикулярно к улице. Архитектурный декор в технике сквозной резьбы сосредоточен на узком фасаде, на дощатом фронтоне крыши. Жилые дома южной зоны Молдовы сохранили в декоре фронтонов старинные аллегорические изображения, среди которых змея или крылатый дракон, древние символы земных и водных стихий, известных со времён неолита, культуры Кукутень-Триполье.

В наши дни традиционный жилой дом претерпевает основательные изменения. В случае сохранения трехкомнатного плана дом приспосабливают к возрастающим потребностям в дополнительной жилой площади путем пристраивания новых помещений. Замечательна тенденция не сносить старый дом, а сохранять его, пристраивая новые помещения со стороны заднего фасада, получая в результате квадратный в плане дом, более компактный и энергосберегающий.

В последние 20-30 лет молодое поколение строит монументальные дома с подчёркнутой симметрией, акцентированием парадного входа. Центральная часть значительно увеличена, её используют в качестве гостиной . Каса маре сохраняет сакральную функцию святыни и музея семьи с ценными фамильными реликвиями. Вход в гостиную ведет через остекленную веранду, размещенную на углу главного фасада, занимающую часть жилой комнаты, ей соответствует такое же решение противоположного угла фасада. Через веранду вход и в другие комнаты, находящиеся во втором ряду.

Изменение планировки и внешнего вида традиционного жилого дома связано с распространением практики строительства на территории усадьбы подсобных строений и летней кухни, которые перетянули почти все домашние и хозяйственные функции, ранее принадлежавшие жилому дому, сохранив за ним лишь функцию жилья и свидетельства благосостояния хозяев.

Все больше строятся современные дома, на планировку и внешний вид которых оказали влияние городское жильё и дома европейского типа, ставшие в последние два десятилетия хорошо знакомыми молдаванам.

Жилые постройки народов Сибири отличались разнообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены огромными масштабами территории расселения, многообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и различием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири.

Яранга

Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга - переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Характерной особенностью чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: наличие внутри пологов. Яранга с пологом - удивительное изобретение коряков и чукчей, которые дословно называли своё жилище "настоящий дом".

Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем. Основу её составляли три шеста высотой от 3,5 до 5 метров, связанные наверху ремнём. Вокруг них устанавливали треноги из двух жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам. Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур. Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, чтобы при сильном ветре они оставались на месте. Вход в ярангу располагался на северо-восточной или восточной - жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог - сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время. Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была достаточно высокой, чтобы даже в холодное время здесь можно было спать без одежды.

С начала XVIII века яранга каркасного типа, заимствованная от чукчей, получает широкое распространение среди азиатских эскимосов и приморских чукчей - охотников на морских животных. Эскимосская яранга отличалась от яранги оленеводов: она была большего размера, практически не разбиралась, стены её часто обкладывали дёрном. Покрышки, сшитые из шкур моржа, закреплялись при сильном ветре большими камнями, подвешенными на веревках. Внутри жилища находился меховой полог из оленьих шкур, который являлся спальным, а в холодное время и жилым помещением. Отапливался и освещался он при помощи жирника - светильника из камня или глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу. У эвенов всех районов обитания издавна существовало два основных типа жилища: эвенкийский конический чум и так называемая "эвенская юрта", подобная чукотско-корякской яранге. В зимнее время в качестве покрышек использовали оленьи шкуры, летом - ровдугу или бересту. Эвены, жившие на побережье Охотского моря, в качестве материала для покрышек использовали также и рыбью кожу.

Древним традиционным жилищем азиатских эскимосов являлась полуземлянка с каркасом из костей, ребер и челюстей китов.

В такой полуземлянке проживала большая патриархальная семья численностью до 40 человек. Большие полуземлянки являлись общинными домами, в которых обитало несколько семей, здесь проходили собрания и праздники. Такого же типа полуземлянка, но с деревянным каркасом была основным жилищем оседлых коряков - обитателей восточного и западного побережья Камчатки. Особенностью полуземлянки коряков являлся раструб в виде воронки из плотно сложенных тонких досок, служивший дополнительной защитой от снежных заносов верхнего входа в жилище.

Чум

У охотников и оленеводов тайги (эвенков, тофаларов), тундры и лесотундры (ненцев, энцев, долганов, нганасанов) наиболее распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.

Таежные народы обычно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса мало, оленеводы перевозили свое жилище полностью, вместе с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом использовали берестяные и ровдужные покрышки, а зимой - сшитые из шкур оленя. Менее зажиточные семьи жили в корьевых или жердяных чумах. В суровых условиях тундры оленеводы использовали покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными - мехом внутрь и наружу.

Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, свойственной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа - мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа.

У нганасан, долган и энцев с середины XIX века получил распространение так называемый нартенный чум (балок), заимствованный от русских крестьян. Он использовался как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья. В качестве покрышек использовались оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины или брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей.

Такое жилище можно построить в любом месте.

Чум строили из шестиметровых шестов (от 15 до 50 штук), сшитых оленьих шкур (50-60 штук), циновки из трав и прутьев.
Устанавливали чум у ненцев женщины. В центре жилища сооружался очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста. Нижние концы втыкали в землю, а верхние связывали гибкой петлей. По кругу размещали остальные шесты.
К внутреннему шесту (симза) крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки - нюки. Главный элемент чума – шест. Его обрабатывали так, чтобы он утолщался с обоих концов к середине. Олений волос на покрышках подстригали, чтобы зимой снег не набивался в длинный мех.

Снаружи чум имеет коническую форму. Она хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры. С крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума - макодаси.
После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.

Зимний чум называется сырей мя. Это традиционный чум;
- летний чум – таны мя. Он отличается покрытием - мюйко - старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия.

Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест.

Из мебели в чуме есть только низкий столик (около 20 см), за которым обедает семья.

В чуме большое значение имеет очаг - печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.

После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры.У самого основания шестов складывают мягкие вещи. Оленеводы часто возят с собой перины, подушки и специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель.

Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом. В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки всегда богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и часто делалась из ровдуги.

В чумах сумки иногда служили подушками. Необходимой принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых вещей и имеют саблевидную форму.

Деревянный дом

У рыболовов-охотников западносибирской тайги - хантов и манси - основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой или дерном.

У амурских народов - рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни (нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи), - в качестве зимнего жилища использовались четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей. В зимнем доме обычно жили две-три семьи, поэтому очагов в нем было несколько. Летние жилища были разнообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой.

Юрта

Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири (восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов) являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком.

Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим более часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг.

Внутреннее устройство юрты было строго регламентировано. В центре располагался очаг. Место напротив входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; здесь же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую (левую) и женскую (правую) половины (если стоять лицом к северной ее части). В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской - утварь и продукты питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей.

У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, (хакасы, западные тувинцы, западные буряты) получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной или многогранной крышей.

Балаган и ураса

Жилище якутов было сезонным. Зимнее - "балаган" - бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX века традиционным летним жилищем якутов являлась ураса - коническая постройка из жердей, покрытых берестой. В берестяные оконные рамы вставляли кусочки стекла или слюды, а в бедных семьях зимой - куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны. Вдоль стен располагались дощатые нары - "орон". Жилище делилось на правую (мужскую) и левую (женскую) половины. В северо-восточном углу находился камелек - примитивный очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали - почетный (юго-западный) угол.

Жилые и хозяйственные помещения усадьбы якуты всегда обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей. Внутри усадьбы ставили резные деревянные столбы - коновязи, к которым привязывали лошадей.

 
Статьи по теме:
Сонник: к чему снится океан
Каждую ночь человеку снится около 5-8 снов. Обычно утром, проснувшись, мы не помним ничего из приснившегося. Нам кажется, что и видений не было. Но бывают такие сны, которые потрясают своей масштабностью или силой вызванных чувств, необычной эмоциональной
Cонник киви, к чему снится киви во сне видеть
Если вам приснился сочный киви, то вероятно подсознание сигнализирует, что нужно побольше кушать свежих фруктов. К чему еще снится этот образ? Сонник поведает о самых актуальных интерпретациях того, что случилось видеть во сне. На зависть всем! Экзотиче
К чему снится пруд с рыбами, что ждет наяву?
На вещи. Если пруд во сне грязный - вас ожидают домашние размолвки или чья-то болезнь. Если вам снится чистым пруд, полный «играющей» рыбы - то наяву дела ваши пойдут успешнее, чем прежде, и вас ждут развлечения. Если человек видит пруд с мутной водо
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег