Украинцы и русские – не один народ! Русские и украинцы — один народ

Что-то опять стал наблюдать всплеск укрославянского вЯличия,слишком часто из уст укропатриотов стали звучать утверждения о том,что они, чернобровые, и есть мегаславянский народ,а вот русские есть лишь болгароязычная чухна и смесь разных наций,а украинцы не в пример им просто образец этнической чистоты. Поскольку единственным свидетелем этнической частоты может быть только такая наука, как генетика, то давайте обратимся к ней и проверим насколько велика доля славянской и неславянской крови в двух наших этносах.


По Y-ДНК(мужской) главным славянским маркером является гаплогруппа R1a1 (мутации М-458 и Z-280), доставшаяся славянам от праиндоевропейских предков - из всех индоевропейских народов R1a1 чаще всего встречается именно у славян, причём именно у северных славян - южные славяне генетически ближе румынам и албанцам и R1a1 у них редок. Данные о распределении R1a1 среди славянских народов приводит Европедия:

Как мы видим,у украинцев представительство R1a1(43%) ниже,чем у поляков,белорусов и русских(46%), но выше,чем у чехов, словаков и южных славян. Таким образом, "генетических чистых" славянских народов вообще не существует, а украинцы по представительству славянской первоосновы немного уступают русским.

Это те данные,что нам даёт официальная генетика. Но если вы не доверяете выборке и выводам официальной науки,то каждый может самостоятельно проверить своё этническое происхождение через анализ ДНК,для этих целей существует международный проект в области молекулярной генеалогии и популяционной генетики -

В описании этого проекта сказано:"Привлекая к сотрудничеству специалистов различных наук (историков, генетиков, лингвистов, археологов), генетические генеалоги помогают подтвердить либо опровергнуть ту или иную гипотезу (этногненеза народов). Выводы и оценки во многом носят сравнительный характер, зависят от наличия и пополнения статистических данных. Данный проект призван способствовать этому(накоплению статистических данных)". И вот какие статистические данные,то есть гаплогруппы Y-ДНК,реальных людей из трёх славянских стран накопил проект:

Украина Россия Польша

R1a1 101(21,1%) 322(39,4%) 433(41,35%)

всего 478 819 1049 участников.

Изумительная статистика! Россия с её многочисленным неславянским населением - ещё раз напомню,что это данные по странам, а не по этническим группам - лишь немного отстала от Польши по представительству славянской гаплогруппы R1a1 и в два раза обогнала Украину, в которой 97% населения славяне. Почти насмешкой звучит утверждение, что украинцы в отличие от русских смогли сохранить чистоту этноса - практически все генетические маркеры, найденные у русских, найдены и у украинцев, причём наиболее экзотические гаплогруппы чаще находят именно на территории между Доном и Саном,и в большем количестве. А миф о якобы финно-угорском происхождении русских и вовсе при близком рассмотрении развеивается: основная гаплогруппа уралоязычных народов - N1 - найдена лишь у 14,7% россиян; для сравнения, одна только E1b - западнобалканская гаплогруппа африканского происхождения - найдена у 16,5% украинцев.

Вообще, генетические исследования показывают, что влияние Балкан на генофонд украинцев было просто огромно - в совокупности основные гаплогруппы Балкан - E1b,I2,Т и J2 - составляют 37,5% генофонда украинцев согласно официальной науке (см. таблицу Европедии) и 38,7% по статданным СЕМАРГЛ - в два-три раза больше,чем у русских и поляков; впрочем, J2 украинцы могли получить и из Кавказа, посредством тюркских племён - субклад J2a4b, характерный для вайнахских народов, часто находят на Украине.

(Карта представительства гаплогруппы I2 - Украина целиком лежит в ареале распространения этой характерной для Балкан гаплогруппы.)

(Гаплогруппа E1b1b и её распространение в Африке, Европе и Азии)

Ещё более интересно изучать представительство восточноазиатских (монголоидных) гаплогрупп в генофонде славян. Миф о монгольском происхождении русских хоть уже и обветшал, но ещё сохраняет популярность среди некоторых непритязательных украинцев, но увы и ах, генетики свидетельствуют о другом - монголоидные гаплогруппы C, О и особенно Q чаще находят не в России, а на Украине; согласно Европедии именно Украина показывает наибольшее число находок гаплогруппы Q в Европе (4%, см.таблицу и карту):

Здесь следует отметить,что на Украине встречается почти только один субклад этой гаплогруппы -Q1b1, также найденный у уйгур, хазарейцев и у 5% евреев-ашкеназов - думается,только один народ мог наградить родственными восточноевразийскими генами сразу и евреев, и украинцев - то были тюрки-хазары.

Таким образом,по статистике СЕМАРГЛ восточноевразийский (монголоидный) компонент генофонда (по Y-ДНК) составляет у украинцев 5,64%, у русских - 3,17%, по данным Европедии - 4% у украинцев и 1,5% у русских. Также интересно,что у славян найдена и типично негроидная гаплогруппа E1a , причём на Украине опять-таки оную находят чаще. Западная и Южная Азия тоже оставили свой след в генетической истории славян - гаплогруппы J1, R2 и Н; по СЕМАРГЛ они в целом дают 12,34% украинского и 6,06% русского генофондов - и снова азиатское влияние более отчётливо проявляется у украинцев, а не у русских.

А вот русским зато больше досталось западноевропейских и североевропейских генов, гаплогруппы R1b и I1 в совокупности дают 11% русского и 7% украинского генофондов по данным Европедии, и 15,26% и 11,5% - по статданным СЕМАРГЛ.

(Распространённость гаплогруппы R1b в Европе).

Другим свидетельством североевропейского влияния на русский генофонд является гаплогруппа N1 - оная является родовым маркером финно-угорских народов, но также велико её присутствие в генофонде балтских народов (им она тоже досталась от финно-угров), найдена она и у скандинавов - изучение ДНК русских дворян из колена Рюрика показало,что легендарный варяг тоже был носителем гаплогруппы N1c1. Распределение гаплогруппы N1 среди русских неравномерно - наиболее густо оная представлена на Русском Севере, на землях бывших Новгородской и Псковской республик, в Центральной России встречается уже намного реже, а в Южной России встречается даже реже, чем на Украине. По сведениям Европедии N1 в сумме даёт 23% генофонда русских (в два раза меньше славянской гаплогруппы R1a1), по СЕМАРГЛ -14,7% (в 2.5 раза реже,чем R1a1). По мтДНК (женской) финно-угорское влияние чуть более заметно, но не более того:

Таблица Бориса Малярчука: русские региональные популяции по мтДНК (верхняя таблица) и Y-ДНК (нижняя) - как мы видим, по Y-ДНК только русские псковского региона близки финно-уграм и балтам, а остальные группы русских ближе к друг другу и другим славянским народам; по мтДНК генетическое расстояние русских популяций друг от друга шире. Восточноевразийское (монголоидное) влияние на русский генофонд по мтДНК тоже незначительно и связано не с татарским или монгольским, а с финно-угорским влиянием:

Даже на Русском Севере восточноевразийские гаплогруппы мтДНК в сумме дают только 4-5%, а у русских Центра и Юга монголоидных гаплогрупп мтДНК даже чуть меньше, чем у западных славян.Всего согласно исследованию Малярчука и К" восточноевразийский компонент мтДНК русских составляет 1,9%, украинцев - 2,3% (gentis.ru/info/mtdna -tutorial/freq). В целом мтДНК-генофонд русских и украинцев довольно близок и характеризуется преобладанием гаплогрупп H, U, V и J, типично европейских.

Итак, представительство славянской гаплогруппы R1a1 у русских выше, чем у украинцев, а представительство неславянских - ниже. Из посторонних влияний в русских наиболее заметно генетическое влияние финно-угров, а также Западной и Северной Европы, в то время как у украинцев более заметно влияние Балкан и Западной и Восточной Азии - скорее всего азиатские гены достались украинцам от тюркских народов, поскольку тюрки Черноморско-Каспийской степи сами есть генетическая смесь Восточной и Западной Азии, Кавказа и Европы. Вот и делайте вывод,какой из двух славянских народов более славянский. В завершении размещаю ещё одну таблицу - "среднестатистические" лица спортсменов из разных европейских стран;не кажется ли вам,что лица русского,белорусского и украинского атлетов удивительно похожи?


Итак, принцииальное:
РУССКИЕ - НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОДВИГА.
УКРАИНЦЫ - НАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДА.
БЕЛОРУСЫ - НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА.

Три государствообразующих народа. Чтобы не было замечаний, претензий и обид, перечислять их будем в порядке уменьшения количественных параметров - численности населения и размера территории страны.

Народ - Население государства, жители страны. Нация, национальность или народность . (словарь Ожегова)

Будем использовать преимущественно слово “народ” и только в заголовках “нация”, которое является практически синонимом слова “народ”, но лучше звучит в выражениях “нация коллективного/индивидуального подвига/труда” (см. ниже по тексту).


ПРЕДЫСТОРИЯ
Мои размышления и выводы из них - обобщающий взгляд, основанный на имеющемся опыте родственных, дружеских, товарищеских, деловых и случайно-неслучайно бытовых встреч и отношений в течение уже не малых лет жизни программиста и руководителя советской и постсоветской эпохи.

Приводимые примеры и словесные иллюстрации кратки и неполны, поскольку не ставилась задача однозначно доказать с их помощью обобщения. Да к тому же, выбрав некую систему координат, можно доказать в этой системе практически любое утверждение. Равно как и опровергнуть в выбранной системе можно любой тезис. Вопрос в корректности, правильности самой системы координат и логики доказательства. То есть, “имеющий глаза да увидит”.

Родители. Отец уроженец Запада Минской области (была под Польшей до 1939-го года), мать уроженка Востока Минской области (входила в состав СССР всю его историю), срединной области Беларуси. Будучи белорусом по отцовской и материнской линиям в известных мне 3-х поколениях, то есть, «типичным», о 3-х народах речь веду только в позитивном ключе. В принципе не люблю давать людям отрицательных оценок. Всякое бывало, но в крайнем случае - встанешь и уйдёшь. В прямом и переносном смысле. Уйдёшь из сферы взаимодействия с человеком или хозяйствующим субъектом. К счастью, в подавляющем большинстве случаев было конструктивное, продуктивное взаимодействие. Как и должно быть.

Пишу не про экономику, а о том, что думаю про русский, украинский и белорусский народы. Личное отношение - люблю их всех, русских, украинцев и (всяк кулик своё болото хвалит) белорусов. Искренне уважаю и ценю каждый из трёх народов и их типовых представителей. А они, типовые представители, - позитивные люди.

ЛОГИКА РАЗМЫШЛЕНИЙ
Рассуждаем ретроспективно с проекцией на настоящее время, поскольку характер народа формируется не за настоящий небольшой временной промежуток. Не за годы и десятилетия. Характер народа, как и сам народ, - текущий итог его жизни, провалов и свершений за многие столетия и даже тысячелетия.

В историческом процессе формирования трёх народов, как и любой крупной общности людей, огромное значение имели факторы духовно-нравственные, природно-климатические, политические и социо-культурные. Кратко упомянём о них, но не будем подробно рассматривать их влияние на становление русских, украинцев и белорусов. Эти процессы хорошо описаны историками и политологами, имеющими признанный авторитет в научном мире.

После развала Советского Союза, в напряжённых условиях вплоть до ведения военных действий на приграничных территориях, говорить только о хорошем будет странно для многих сторонников крайних точек зрения. И у каждого в его системе координат есть своя правда, против которой трудно возражать, которую «не переиначишь». Но то в частной системе координат. А надо бы для объективности подняться над ситуацией, над географией и временем. Потому, повторяюсь, будем о позитивном. Ведь, как известно, наши негативные стороны и недостатки - продолжение наших же достоинств и наоборот. Всё перемелется - мука будет.

Хороший пример эволюционного преодоления разногласий между народами - ситуация на столетиями передвигавшейся границе Франции и Германии. А границы практически всех стран на протяжении истории двигались постоянно. Германо-французские военные конфликты приводили к напряжённым отношением и вражде между странами и людьми, особенно в приграничной зоне. Области Эльзас и Лотарингия переходили «из рук в руки» французов и немцев многократно. Последний раз - в 1944 году, когда Эльзас и Лотарингия переданы Франции. Сейчас это французские департаменты Верхний Рейн, Нижний Рейн и Мозель. А все споры о том, чья это территория, окончены либо перенесены в маргинальную зону, и по большому счёту конфликтов и дискуссий между французами и немцами нет.

Исходим из постулата, что у каждой большой группы населения, у каждого народа есть свои уникальные положительные качества. Которые особенно хорошо раскрываются в большом, национальном масштабе. На работе ли, отдыхе ли, в бою ли. Каждый народ вносит свой нужный и уникальный вклад в мозаику мира.

С учётом перекрёстных генетических связей за многие столетия в чистом виде русского, украинца, белоруса вряд ли найдёшь. Поскреби любого жителя этой части Восточной Европы - увидишь в 3-м, 5-м или 10-м колене то ли венгра, то ли китайца, то ли француза. Не говоря уж о булгарине, еврее, кавказце, поляке, прибалте или татарине (опять же, в алфавитном порядке, чтобы без намёков). Так что, под русским/украинцем/белорусом будем понимать человека, живущего на территории России, Украины, Беларуси во многих поколениях и имеющего соответствующие народные черты характера и поведение.

ОБЩАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ ТРЁХ НАРОДОВ
Пять сильных факторов легли в основу характеров русских, украинцев и белорусов:


  1. Генетическая близость русских, украинцев и белорусов. К примеру, специфическая восточнославянская гаплогруппа R1a1, передающаяся только по мужской линии с Y-хромосомой, есть у большей части мужского населения России, Украины и Беларуси. А в городах и сёлах глубинки доходит до трёх четвертей. Близкородственная генетика позволяет рассматривать три народа в их единстве со своими характерными особенностями.

  2. Религия . Большое влияние на формирование народного характера оказало христианство, преимущественно к православной ветви которого три народа принадлежат уже более тысячи лет.

  3. Природные условия . Климат, баланс тепла и холода, в течение календарного года, характер и плодородность почвы, наличие рек, озёр и морей в значительной степени определяли образ жизни людей.

  4. Оседлый образ жизни . Все три народа не кочевые, тысячелетиями жили на практически одной территории. Границы территории проживания изменялись, но сердцевина, центр проживания и формирования народа размещался в одном регионе. Соответственно, огромное значение в формировании народного характера имело ведение хозяйства, по большей части, хозяйства сельского.

  5. Оборона своего народа, страны . Задачи отражения внешней агрессии, практическое решение военных вопросов в большой степени формировали характер трёх народов, живших в разное время как в единой стране, так и по отдельности.

Не стоит рассуждать о банальностях, лучше выделять типовые, принципиальные качества. Чтобы понять архетипические черты 3-х народов, рассмотрим две важнейшие дихотомии:

1. Дихотомия “Индивидуализм / Коллективизм”

Индивидуальное творчество

Индивидуализм - Склонность вести деятельность индивидуально и в составе маленькой ячейки общества. В основном, в составе семьи либо круга близких родственников.

Коллективное творчество

Коллективизм - Склонность преимущественно к общественной деятельности, когда в состав неким образом организованной массы людей входят не только родные и хорошо знающие друг друга люди, но и не близко знакомые и не знакомые между собой.

Классические определения:

Индивидуализм - Принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества. Стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности. (словарь Ожегова)

Коллективизм - Принцип общности, коллективное начало в общественной жизни, в труде, в какой-нибудь деятельности. (словарь Ожегова)

2. Дихотомия “Труд / Подвиг”

Труд и подвиг составляют дихотомию, поскольку эти два явления противоположны по своей сущности. Труд - достаточно равномерный процесс, растянутый в продолжительном времени. Подвиг - резкий рывок, решение нерешаемой в режиме размеренного процесса (например, процесса трудового) задачи и/или рывок с выходом на новый уровень системы.

Летняя страда

Труд - Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. (словарь Ожегова).

Два вида труда:


  1. Производственный труд. Деятельность человека, непосредственно связанная с созданием материального и интеллектуального продукта собственными силами, а также с помощью технических и интеллектуальных средств производства

  2. Управленческий труд. Деятельность человека, направленная на управление коллективом.

Труд ратный - труд во время военной кампании либо при подготовке к ней, когда планово и непланово проводятся соответствующие мероприятия и работа. Ратный труд нельзя считать отдельным видом труда, поскольку его можно разложить на производственный и управленческий. Производственный - непосредственное использование военным человеком себя, технических средств и вооружений для достижения военно-оборонного результата. Управленческий - руководство воинским подразделением, группой военнослужащих.

Героиня

Подвиг - Героический, самоотверженный поступок. Совершить подвиг. Воинский подвиг. Трудовой. Подвиг во славу Родины. (словарь Ожегова)

Два вида подвига:


  1. Боевой подвиг. Совершается ради своего боевого подразделения, ради группы незнакомых людей, ради народа, ради Родины.

  2. Трудовой подвиг. Трудовое свершение, сверхрезультат, достигаемый не за зарплату и премии, но для достижения принципиально новых результатов труда, для прорыва на качественно новый производственный уровень.

Подвиг совершается не ради себя любимого. И не ради своих близких родственников - детей, родителей, супруга. Совершить героический поступок для сохранения собственной жизни, жизни своей семьи вполне естественно и диктуется нашими природными склонностями. Подвиг в полном смысле этого слова совершается ради кого-то вне семейного ареала.

В настоящей статье не рассматривается духовно-религиозный опыт подвижников, а в социальном, житейском смысле подвиг ради себя - полная бессмыслица.

Две приведённых дихотомии составляют важную систему координат , в которой будем рассматривать русский, украинский и белорусский народы, характеризовать их. Не оценивать, а именно характеризовать. Образуется своеобразное двухмерное пространство дихотомий.

Пространство характеров трёх славянских народов

Соответственно, есть четыре сочетания из вышеприведённых дихотомий:


  1. Индивидуализм + подвиг.

  2. Коллективизм + подвиг.

  3. Индивидуализм + труд.

  4. Коллективизм + труд.

Первый вариант (индивидуализм + подвиг), невозможен, как это следует из приведённого выше рассуждения о подвиге. Подвиг ради себя и своих близких - не подвиг, а естественный поступок психически нормального человека.

Каждому из трёх народов свойственны все четыре качества рассматриваемых дихотомий . Их представители в истории добротно трудились и проявляли чудеса боевого и трудового подвига. Граждане каждого из них проявляют и индивидуалистические, и коллективистские качества. Но есть превалирующие качества, которые характеризуют большинство людей соответствующего этноса.

Хорошей иллюстрацией, подтверждением характера любого народа являются детали быта. К примеру, кухня, и фольклор - сказки, сказания, былины, пословицы. Чем мы и воспользуемся в дальнейших рассуждениях. Например, кочевые народы, соответственно их образу жизни, имеют фольклор (сказания, былины и притчи) о пространствах и странах, по которым им приходилось перемещаться. Чего практически нет у оседлых земледельческих народов.

РУССКИЕ. НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОДВИГА


“Утро на Куликовском поле” (А.П.Бубнов)

Суровые и неровные в пространстве и времени природно-климатические условия жизни формировали русский народ. Постоянным, неспешным и размеренным темпом не проживёшь в таких в условиях.

Русскому человеку свойственен коллективизм в значительно большей степени, чем человеку из Западной Европы. Само слово «соборность» - русского происхождения, отражает реалии душевного склада и жизни русского народа.

Известно, что русскому человеку свойственно предельно мобилизоваться для выполнения серьёзной задачи.

Хозяйственная жизнь.

Практически вся территория исторической России, на которой происходило формирование русского этноса, - зона рискованного земледелия. Лето короткое, вегетативный сезон длится недолго, и сельскохозяйственная работа в этот короткий тёплый период предельно мобилизовывала людей. Работали все на то способные участники хозяйства. От посевной до сбора урожая - максимальный режим отдачи сил и энергии. Не будешь участвовать в коллективном труде в таком мобилизационном режиме - физически не переживёшь длинную холодную зиму. В средних широтах России сельскохозяйственные работы велись чуть более полугода, а на Севере и того меньше. Далее наступала зима, во время которой кроме поддержки в рабочем состоянии скота, да обеспечения текущей жизни семьи, пропитания да сугреву, серьёзных забот не было. По большому счёту, можно было просто «на печи лежать».

Часто возникающие войны на большой негустонаселённой территории также требовали нечеловеческих усилий всех, мужчин и женщин, стариков и детей. Соседство с этнически разнородными кочевыми народами на Востоке и хорошо вооружёнными и организованными на Западе определяло готовность к обороне страны, города, семьи. Участие в военных действиях боеспособной части мужского населения и дальние военные походы требовали предельной мобилизации. Даже большей, чем в хозяйственной деятельности русского народа.

Соответственно, когда тепла, времени и вооружений было маловато, сама жизнь заставляла русского человека решать хозяйские и житейские задачи в режиме подвига. Подвига в смысле социальном, соборном. Когда человек совершает поступок, проявляет чудеса героизма ради близких и далёких от него людей. Ради общины, ради народа, ради страны.

Русская кухня

Русская кухня проще, чем кухни южных народов, например, чем кухня украинская. На характер русской кухни накладывали отпечаток два обстоятельства - регулярные посты, достаточно широко практиковавшиеся в народе, и северное короткое лето, не позволяющее выращивать в изобилии различные виды растений, плодов, овощей и злаков, разводить большое количество скота. Сказывалось и не очень многочисленная и разнообразная фауна лесов и полей северных широт.

Преимущественно ржаная мука и выпечка из неё - хлеб, оладьи, блины. Супы - щи, расольники, уха, окрошка. Творог, сырники. Репа и разнообразные каши в докартофельную эпоху. Не часто приготовляемые мясные блюда до 18 века также формировали характер народной кухни.

Русские сказки

Бросается в глаза, что очень многие герои русских сказок - герои в полном смысле этого слова. Персонажи совершают выдающиеся боевые и трудовые подвиги, терпят суровые лишения и невзгоды, готовы на всё ради блага народа, Родины.

Русские пословицы

Собором и чёрта поборем.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Дружный табун и волков не боится.
Лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле.
Двух смертей не видать (дум смертям не бывать), а одной не миновать.
Суп да каша - пища наша.
Доброе братство — дороже богатства.
Днём раньше посеешь - неделей раньше соберёшь.
Кончил дело - гуляй смело.
Один в поле не воин.

УКРАИНЦЫ. НАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДА.

Семейное хозяйство

Около половины нынешней территории Украины находится в тёплых широтах вне зоны рискованного земледелия. Тёплый и более благоприятный климат по сравнению с ареалом проживания белорусов и русских исторически позволял украинскому народу получать больший урожай и меньше беспокоиться о холодной зиме.

Длинное лето, высокая продуктивность сельского хозяйства давали возможность трудиться на земле большую часть года. Соответственно, можно было постоянно и размеренно, не легко, но не форсируя, работать, чтобы обеспечить себя и близких пропитанием. Индивидуально, со своими ближайшими родственниками можно было обеспечить себе достаточно сытную жизнь.

Показательны украинские частные хозяйства. Ухоженная добротная хата с подворьем, чистые цветущие сад и поле, урожайная плодородная практически идеально присмотренная земля.

Оборона, ведение военных действий

Вместе с тем, воевать приходилось украинскому народу также немало. Более индивидуальный характер украинца проявлялся и в ведении военных действия. Быт и боевой характер «городка» вольных казаков Запорожской Сечи - тому пример.

Украинская кухня

Украинская кухня, без сомнения, лучшая среди кухонь восточных славянских народов. Самые вкусные борщи - украинские, вареники - известный воспетый в литературе украинский бренд. Более вкусной солянки, чем в недорогом придорожном кафе городка Умань мне за пределами Украины не доводилось пробовать. Топлёное или просто подогретое молоко в конце 80-х годов в кафе на киевском Крещатике имело неповторимый вкус, какого не припомню в Минске и городах России. Великолепные мясные блюда из свинины и говядины, уток и кур. Много вкусных овощных блюд и гарниров. Правда, по вопросу первенства украинского сала среди гурманов могу поспорить - белорусское в его разнообразных формах приготовления не хуже.

Украинские сказки

Многие герои украинских сказок - смекалистые люди, умно разрешающие встающие разнообразные и непростые житейские проблемы.

Украинские пословицы

Силою не хвались - краще трудись.
Маленька праця краща за велике безділля.
Без діла сидіти, то можна одубіти.
Праця людину годуэ, а лінь марнуэ.
Хату руки держать.
Гірко поробиш — солодко з’їси.
Де два українці, там три гетьмани.
Чужа хата гірше ката.
Хто дбає, той і має.
Роби на дворі - буде й в коморі.

БЕЛОРУСЫ. НАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА


Труженники БелАЗа

Хозяйствование, оборона и военные действия

Территорию проживания белорусского этноса нельзя назвать очень благоприятной для ведения сельского хозяйства. Беларусь, как и Россия, находится в зоне рискованного земледелия. Лето не длинное, вегетативный период не очень продолжительный. Да ещё «дрыгва» (бел.) - трясина и болота, коими богата была белорусская земля до тотальной мелиорации середины ХХ века. Соответственно, на большей части Беларуси требовались мобилизация и сильное коллективное начало для ведения сельского хозяйства.

Плотность населения выше, чем в России, но территория постоянно на протяжении веков была ареной сражений и войн. Бывали войны, в которых погибало более половины населения. Сама жизнь диктовала необходимость обороняться вместе, работать вместе. Выработался своеобразный белорусский характер. «Упёртый» (“упарты”, бел.) белорус упорно работает в летний, без избытка тепла, сельскохозяйственный период. Работает в значительной степени коллективно, потому как условия жизни требуют опоры на соседей и односельчан. Защищался во время военных действий тоже коллективно.

Простые условия жизни, простая пища, забота о выживании близких требовали общественного организационного начала, которое стало основой характера белорусского народа.

Белорусская кухня

Белорусская кухня проста и вполне сытна. Попроще украинской, но тоже интересна. Много мясных, мучных и картофельных (бульбяных) блюд. Мачанка, сало, полендвица, зразы известны за пределами Беларуси и любимы в народе. Драники, клёцки, колдуны, запеканки, бабки. Достаточно долгий холодный период приучил белоруса готовить соления и варенья “на зиму”. Квашеная капуста и огурцы - прекрасные источники витаминов, распространённые и любимые блюда белорусского народа. Свежие овощи и фрукты в основном употреблялись в пищу в тёплый сезон и несколько месяцев осени-зимы.

Белорусские сказки

Белорусские сказки, как и украинские, широко представляют народных героев, смекалистых умных мужиков и баб.

Белорусские пословицы

Адклад не ідзе ў лад.
Лепшая радня - свая раўня.
Без працы няма чаго хлеба шукаці.
Дружная праца - крыніца багацця.
Праца з балота робіць залота.
Хто працуе, таму і шанцуе.
Ад ляноты чакай бядоты.
Хоть ручки черны, да работа бела.
Чужое добро вылезет сквозь ребро.
Молчанка не пушит, а ссору потушит.

ИТОГ
Настоящее.

Русские, украинцы и белорусы обладают уникальными наборами качеств. Рассмотренные склонность к труду и подвигу, индивидуализм и коллективизм в разной степени проявляются, но присущи каждому из трёх народов. Дополняют три славянских народа друг друга своими характером и колоритом, и это важно. Полностью “покрывают” приведённую выше систему координат, где заполняются все возможные варианты национального характера. Образуют многоцветную и завершённую мозаику восточнославянских народов. Которая в свою очередь полноценно вписывается в общечеловеческую мозаику.

Будущее.

Возникающие вопросы и проблемы на постсоветском, большом евразийском пространстве и являющиеся серьёзным испытание для нас всех, разрешатся. Конструктивное сотрудничество и добрососедский спокойный мир наступят, как это было совсем недавно. Каким будет этот мир, какие формы и названия будут, - жизнь покажет. С учётом того, что глобализация - объективный процесс. Вопрос лишь в сущности и формах глобализации.


Мір и мир

——————————————————————————————-

Восточные славяне с самого появления Киевской Руси составляли единую этническую общность. Этот факт, конечно, сейчас часто ставится под сомнение. Как и том, что наименование «Русь» относилось к небольшой территории Среднего Приднепровья. А затем, постепенно оно начало расползаться по землям, населенным восточными славянами. И получилось, что в Киеве и Новгороде, Полоцке и Смоленске, Владимире-Волынс ком и Суздале жил один, русский народ. Причем народное единство не ставилось под сомнение даже тогда, когда Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. И сомневались в этом и жители юго-западной части некогда Киевской Руси, попавшие под польско-литовску ю власть.

В начале 60-х годов XVI-го века монах Исайя Камянчанин из Литовской земли отправился в Московскую. Он хотел попросить рукописный экземпляр Библии, чтобы издать ее на пользу «нашему народу христианскому рускому литовскому да и рускому московскому да и повсюду всем православным христианом».

В 1621 году Киевский митрополит Иов Борецкий составил антиуниатское произведение «Протестация». В нем он писал следующее: «Естественнее было и патриаху, и нам, и казакам действовать на стороне Москвы, с которой у нас одна вера и служба Божия, один род, один язык и общие обычаи».

Спустя несколько лет он разработал план воссоединения Юго-Западной и Северо-Восточной Руси. Причем ему очень активно помогали в этом запорожские казаки. Предложение было отправлено в Москву. Но время было неспокойное, а Русское государство – слишком слабое. Поэтому план Борецкого воплотить в жизнь тогда не удалось.

Если покопаться в воспоминаниях Брацлавского воеводы Адама Кисиля, который воевал на стороне поляков во время восстания Богдана Хмельницкого, то можно обнаружить интересную запись. В письме архиепископу Гнезненскому он написал: «Кто может поручиться за них? Одна кровь, одна религия. Боже сохрани, чтоб они не замыслили чего-нибудь противного нашему отечеству». Таким образом, он выражал свое опасение, что Хмельницкому помогут московиты.

После тех событий полностью воссоединить Русское государство не удалось. К нему примкнули Левобережье, Смоленщина и Киев. А под поляками осталась Правобережная Украина и Белоруссия. Но местное население тяготело к России. Вот тогда-то, по мнению многих историков, и началось насильное формирование украинской этничности. В общем, в ход пошла политика.

Чтобы удержать подконтрольные земли и обезопасить себя от возможных бунтов, польские магнаты решили искоренить русское население. Коренному населению запрещалось занимать государственные должности, а также сильно ограничивалась их свобода. Получилось просто: поляки – господа, русские – рабы. Этот проект был обнародован в 1717 году. Шляхта и католическое духовенство приняло его на «ура». Но это официально. На деле же, этот процесс был запущен давным-давно, еще в 16-м веке. Искусственно формировались понятия «Украина» и «украинцы». Их же противопоставляли России и русским (московитам).

Коренным жителям западной Украины устраивали промывку мозгов, доказывая, что они «недочеловеки». И изменить эту ситуацию можно было лишь двумя способами. Первый – отказаться от своих корней и «памяти предков». Так сказать, очиститься и стать поляком, принявшим католичество. Второй – смерть. Выбор не велик.

Из года в год, из десятилетия в десятилетия шла эта «работа». Ее результаты очевидны.

Что при Хмельницком, что сейчас активно поднимается вопрос о древности украинского языка. Мол, ему много столетий и раньше, во времена Киевской Руси, славяне говорили исключительно на нем. Да и вообще, это были даже не славяне, а некие «укры» - творцы никому не известной, но «великой» державы.

Сторонники данной версии почему-то умалчивают про один любопытный факт. Давно доказано (причем в тихие и спокойные времена), что украинский язык начал свое формирование ориентировочно во второй половине XVI-го века. В аккурат после знаменитой Люблянской унии (собственно, тогда же поляки и начали формировать самих украинцев, отделяя их от русских). Ведь именно тогда западно-русский диалект затрещал по швам. Белоруссия осталась принадлежать Литве, которая и повлияла на формирование современного белорусского языка. А малороссы (украинцы) попали под воздействие польского.

Собственно, именно польско-русский суржик и родил украинский язык, который, как губка, впитывал в себя новые слова. Поэтому-то в украинском так много именно польских слов. Например, «знов» - «опять», «зникать» - «исчезать», «уряд» - «правительство» и многие, многие другие. Под влиянием польского говора русские слова начали менять свой «окрас», становясь более полонизированным и. Но, так уж получилось, что полностью изменить язык не удалось. И имеем то, что имеем. И не польский, и не русский. Украинский. Даже «мова» и та досталась от ляхов. И звучала она вот так: «Жолнире до Кыева прыихалы с тым интентом, аби впрод козаков, а за тым во вшисткой Украини русь выстынаты аж до Москвы». Эта фраза из «Львовской летописи» 1630 года.

Но вместе с этим именно литературный русский язык не исчез. Его удалось сохранить церкви вплоть до Переяславской рады. Затем, пройдя тернистый путь становления, на свет появился Николай Гоголь – полтавчанин, который оформил классическую украинскую прозу.

А никакого «древнеукраиског о», на котором, якобы, говорили жители Руси, не было. Иначе «Слово о полку Игореве» выглядело несколько иначе, а не так: Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославлича? Начати же ся той песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню». Это самое начало «Слова».

А в Киеве на рубеже II-XII веков была написана «Повесть временных лет»: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». Написано-то на древнерусском, а не каком-либо другом языке.

Но все это оспаривается. Некоторые «историки» утверждают, что вся история была сфальсифицирован а по приказу сначала Петра Первого, а затем и Екатерины Второй. Тогда исчез древнеукраинский язык, «Слово» и «Повесть» были переписаны, старинные документы поделаны, а и все археологические находки. Мол, искореняли москали как могли всю память о великих украх и их могучем государстве.

Знаменитый чешский славяновед Любора Нидерле в 1924 году опубликовал монографию. Он застал гибель Российской империи, видел, как в очередной раз соседние народы пытаются вбить клин между великорусами и малорусами (кое-что напоминает, правда?). И Нидерле написал следующее: «И Белоруссия, и Украина, и Великороссия - даже если каждая из них получит свою политическую самостоятельност ь, все же останутся частями единого народа... Слишком много общего еще и до сих пор связывает части русского народа между собой. И тот грешит против себя и славянства, кто насильно разбивает то, что сковали века».

Соглашаться с этим или нет – выбор каждого личного характера. Как и с тем, что украинская народность была сформирована искусственно польскими захватчиками, а русские объединились вокруг Москвы при попытках сбросить татаро-монгольск ое иго.

Украинцы и русские - не один народ! - ответ депутатов Верховной Рады послу Зурабову. Украинцы - это европейцы, а русские - азиаты, выяснили в парламенте. Заявление посла РФ Михаила Зурабова о том, что украинцы и русские являются единым народом вызвало бурную реакцию киевских националистов, которые обвинили российского дипломата в оскорблении государственности Украины и потребовали депортации главы дипмиссии. Чтобы понять, что вызвало возмущение украинских патриотов, корреспондент РИА «Новый Регион»попросил депутатов Верховной Рады назвать десять доказательств того, что украинцы и русские - совершенно разные народы.

Владимир Полохало, Блок Юлии Тимошенко:

«Историческую реальность опровергнуть невозможно. Украинцы и русские - это разные народы. И это очевидно.

Развитие украинской нации имеет свои закономерности. Главные отличия - это язык, территория, культура. Несмотря на то, что Украина была долгое время частью империй, а именно - Российской, Австро-Венгрии, Речи Посполитой, никто не может опровергнуть нашу идентичность. Зурабов - не профессионал по этническим вопросам. Поэтому такое заявление - это провокация, причем, сознательный миф, который навязывается нам Россией. У россиян ностальгия, теперь это не империя. Поэтому это заявление Зурабова тестовое, проглотим мы это или нет.

По всем признакам мы разные. Наш язык абсолютно отличается от русского. Украинский больше похож на польский. Культура у нас тоже своя, как и Церковь. Православие в Украине отличается от российского, поэтому у нас так много конфессий. В ментальном плане украинцы - индивидуалисты, а у россиян коммунитаристская психология, у них «общак», а мы не коллективисты. Именно поэтому мы ментально ближе к европейцам, а они - к азиатам. Поэтому у нас так много греко-католиков. Мы больше надеемся на себя, а не на царя-батюшку и державу. То есть, у россиян действует патернализм, а у нас, к сожалению, это явление тоже есть, но не в такой степени, поскольку это отголосок советских времен. Но мы все больше избавляемся от этого. Поэтому украинцев, селян с их индивидуализмом уничтожали в сталинский период. Именно в этом суть социоцида Сталина».

Андрей Парубий, «Наша Украина»:

«Первое наше отличие - это история. Украина имеет намного давнюю историю. В те времена, когда Киевская Русь была одной из крупнейших держав на европейском континенте, на территории Московского княжества были только леса и болота.

Во-вторых, это цивилизационное отличие. Украина - славянское государство, тогда как Россия - это совмещение разных народов и культур, большая часть РФ - на территории Азии.

В-третьих, мы унитарное государство, Россия - федеративное, а, значит, мы живем по разным принципам.

В-четвертых, у нас разный язык. Например, у нас есть слово «дружина» от слова друг, а в России - супруга от слова «запрягать». Это отображает наш разный менталитет и отношение к женщине.

Украина, как по территории, так и по укладу - Европа, а Россия - Азия, что отображается в политическом плане. Мы тяготеем к европейскому народовластию, а россияне привыкли к авторитаризму. Соответственно, у нас можно проводить мирные акции, а у них невозможно. У нас свободная пресса, а у них только официальная позиция. Поэтому по всем признакам мы разные».

Сергей Мищенко, Блок Юлии Тимошенко:

«Отличия налицо: в языке, культуре, истории. Украинцы и россияне - это однозначно разные народы. Корней совместных у нас много, но, например, как у чехов и немцев. Но все мы произошли от Адама и Евы, поэтому все народы одинаковы».

Ксения Ляпина, «Наша Украина»:

«На месте Януковича я бы задумалась, зачем Зурабов делает такие заявления. По логике, после заявления о том, что украинцы и россияне - один народ, вытекает то, что мы должны иметь единое государственное руководство. И что-то мне подсказывает, что этим руководством будет точно не Янукович. Поэтому это заявление направлено на испытание прочности действующей украинской власти. В Кремле уже готовы стать таким руководством Украины.

Мы не будем скатываться к расовым отличиям россиян и украинцев. Но мы имеем разную историю, культуру, ментальность. Мы по-разному смотрим на исторические события. У нас своя историческая правда в отношении Мазепы, Голодомора и так далее. Россияне всегда были оккупантами, и не зря они всегда смотрят на нас с позиций своей победы, говоря, что мы проиграли. Поэтому для одних Мазепа - предатель, а для других - герой. Мы - народ, который боролся против оккупантов. Такая история и сформировала разное видение, ментальность.

Украинцы всегда боролись за свободу, чего никогда не было у россиян, у которых превалирует татарская ментальность Орды. У них даже царь приходил к власти по крови, а у нас гетьман выбирался. Вот вам глубокое ментальное отличие.

Украинцы постоянно работают, а россияне, я не хочу оскорблять их, но это нет. Мы никогда не хотели захватить кого-то, что отличается от россиян, которые всегда мыслили категориями империи».

Советская пропаганда неизменно говорила о вечном братстве трёх восточнославянских народов, возникших на месте Киевской Руси – русского, украинского и белорусского. Тогда же, с 1930-40-х годов, утвердилась привычная формула «польско-литовские интервенты», которой обозначают захватчиков, воевавших с Россией в Смутное время, овладевших на время Москвой и от которых потом ополчение Минина и Пожарского освобождало российскую столицу. Вроде бы Украина и Белоруссия тут ни при чём. Однако давайте разберёмся, что представляли собой в начале XVII века Польша и Литва.

С начала XIV века Великое княжество Литовское (ВКЛ) начало резко расширяться на юг и восток, поглощая западные княжества распавшейся Киевской Руси. Русское население часто само признавало над собой главенство литовских князей, чтобы обрести защиту от насилий монголо-татар. Так в состав ВКЛ постепенно вошли нынешняя Белоруссия, большая часть Украины, часть областей нынешней России (Смоленская, Брянская, частично Тверская, Калужская, Тульская и Орловская). Войска ВКЛ в конце XIV века уже нередко схватывались с войсками Великого княжества Московского. В летописях все эти столкновения фигурируют как войны с Литвой. Однако необходимо учесть, что примерно 90% населения ВКЛ в то время составляли прямые предки белорусов и украинцев, а языком государственных документов ВКЛ до конца XVII века оставался диалект древнерусского.

В 1385 году ВКЛ заключило династическую унию с королевством Польшею. С этого момента католическая религия стала пользоваться привилегированным положением в ВКЛ, однако его православное население боролось за равноправие и не раз добивалось отмены ограничений для православных подданных. Многие белорусские и украинские магнаты и шляхта ещё долго исповедовали православие. В 1569 году ВКЛ и Польша договорились о соединении «на вечные времена» в Речь Посполитую (Республику, потому что король в ней избирался знатью), причём граница между ними изменилась. В ВКЛ были оставлены только Литва и Белоруссия, тогда как вся Украина стала землёю польской короны.

В России Литвою называли преимущественно Белоруссию до конца XVIII века, когда, присоединив эту страны к России, императрица Екатерина II официально переименовала её. Когда с конца XV века Московское государство повело частые войны с Литвою за «возвращение наследства Рюрикова дома», то воевали в этих войнах между собой, в основном, именно русские и белорусы. Этнических литовцев в войске ВКЛ было намного меньше, чем татар – в московском войске.

При этом имена «белорусы» и «украинцы» в те времена совсем не были распространены. Господствующим самоназванием украинцев было «русины» (на Москве их, однако, называли «черкасами»), а белорусы звались по своему государству – «литвины». Даже в середине XVII века, во время войн за независимость с Польшей и Россией, украинские казаки официально назвали своё государство «гетманством Русским Украинским». Так оно именуется в договоре об унии с Польшей 1658 года.

Разумеется, украинцы и белорусы, то есть «черкасы» и «литвины», как добрые подданные своих королей, обязаны были воевать по их призыву против врагов Речи Посполитой. И воевали они хорошо – храбро, со знанием дела, с не меньшим пылом и азартом, чем их братья-славяне из Московского государства. А главным врагом Речи Посполитой на протяжении нескольких столетий была именно Москва.

Мы часто встречаем в литературе слова о том, что польско-литовские люди осаждали Троице-Сергиеву лавру и Смоленск, разбили русское войско под Клушино, заняли Москву, охотились за юным Михаилом Романовым, что Иван Сусанин геройски завёл их в болото и погубил, и т.д. Когда мы читаем это, не лишне помнить, что подавляющее большинство этих польско-литовских людей, в этническом смысле, составляли украинцы и белорусы, ибо большинство подданных Речи Посполитой принадлежали к этим двум народам.

По оценке литовского гетмана Станислава Жолкевского, во время осады польско-литовским войском Смоленска в 1609-1611 гг. одних только украинских казаков в нём было 30 тысяч. Общее же число вошедших в Московское государство в ту пору запорожцев, по мнению современников, превышало 40 тысяч.

Украинцы и белорусы были не только рядовой массой войска, которых, как некоторым может показаться, польские и литовские магнаты вели против их великорусских собратьев. Среди них были и крупные военачальники, крепко воевавшие Московскую землю в Смутное время. Украинский казацкий гетман Пётр Сагайдачный в 1618 году повёл 20 тысяч своих казаков на Россию. В то время как польское войско короля Владислава (претендента на царский престол) подступало к Москве, украинское войско Сагайдачного взяло десятки крупных городов к югу от Москву, среди них – Курск, Елец, Ряжск, после чего пришло под Москву на помощь к королю. Рейд Сагайдачного помешал Москве оказать отпор Сигизмунду и вынудил согласиться на перемирие, отдав Смоленск Речи Посполитой. На Украине в то же время Сагайдачный прославился как покровитель православных братств и школ, борец за права православных.

Белорусами по происхождению, правда, давно принявшими католичество, были, например, Сапеги и Лисовские. Ян Пётр Сапега, брат великого канцлера литовского, был одним из военачальников ЛжедмитрияII, предводительствовал осадой Троице-Сергиевой лавры в 1608-1610 гг., участвовал в обороне польско-литовским гарнизоном Москвы от Первого ополчения в 1611 году. Александр Лисовский, объявленный в Литве преступником, тоже вначале служил второму самозванцу, успешно воевал с войсками московского царя Василия Шуйского, после чего, заслужив прощение от короля Сигизмунда III, воевал в его армии под Смоленском. Самое знаменитое его деяние относится к 1615 году, когда Лисовский во главе «летучего» кавалерийского отряда в 600 человек совершил тысячевёрстный рейд вокруг всей Москвы по маршруту Брянск – Калуга – Ржев – Торжок – Шуя – Муром – Алексин и благополучно, с богатой добычей, вернулся в ВКЛ. Московские воеводы оказались бессильны против его быстроты и неуловимости.

 
Статьи по теме:
Житийная литература «Сказание о Борисе и Глебе»
В XIX веке жанр жития переживал упадок. Казалось, что за двести лет на русской земле, прежде столь щедрой на подвижников, молчальников, святителей, юродивых, перевелись святые. За время существования Священного Синода, с 1721 по 1917 год, коронация в Росс
Что такое проектно-сметная документация
Капитальный ремонт объекта капитального строительства – одновременная разработка рабочего проекта и сметы, чертежи и расчеты производятся после утверждения проектного задания. состав:Раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – те
Волошин Александр Стальевич
Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" и ОАО "Первая грузовая компания"Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" (с сентября 2010 года), ОАО "Первая грузовая компания" (с февраля 2012 года). Ранее - председатель совета директоров РАО "ЕЭС Р
Аншлюс австрии - презентация
13 марта 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Для Гитлера аншлюс не только создал плацдарм для наступления на Чехословакию, но и стал личной местью Родине за непризнание в молодые годы.Блеф в Берхтесгадене Разбитая после Первой мировой войны Ав