Виды односоставных предложений предложения полные и неполные. Неполные предложения в русском языке

По строению и значению различают полные и неполные предложения.

В полных предложениях есть все главные и второстепенные члены, необходимые для завершенности строения и полноты выражения значения (Христя зажгла небольшой ночник и постановила его на трубе (П. Мирный)).

Неполными называются такие двусоставные или односоставные предложения, в которых пропущено одно или несколько членов (главных или второстепенных), которые понятны из контекста или ситуации. Неполнота строения и содержания таких предложений не мешает им выступать средством общения, так пропуск тех или иных членов не нарушает их смысловой завершенности. Чаще всего в речи употребляются неполные предложения с пропущенным сказуемым (В зеленый Журавное летят журавли, а лебеди - [летят] в Лебедин (П. Воронько)).

Неполные предложения по своей структуре делятся на такие же типы, что и полные. Они также могут быть распространены или нераспространенными, двусоставных или односоставными. Следует иметь в виду, что двоскладне предложения с пропущенным подлежащим или сказуемым остается двусоставных, хотя произносится и пишется только один главный член.

Пропущенный член неполного предложения можно воспроизвести: 1) из предыдущего предложения или из части того самого сложного предложения (Ложь стоит на одной ноге, а правда - [стоит] на двух [ногах] (Нар. тв.)), 2) со следующего предложения (Да жестами [скажу]. Но сказать нельзя), 3) по содержанию самого неполного предложения, т.е. на пропущенный член указывают слова, синтаксически зависимые от него (Не в службу, а в дружбу [помоги]) 4) из ситуации речи: все участники общения знают, о чем идет речь, поэтому то или иное слово может выпускаться (К библиотеки [идешь]?).

Пропуск членов предложения является чрезвычайно важным способом экономии языковых средств, он позволяет кратко и быстро выложить информацию. Поэтому неполные предложения широко представлены в разговорной речи и в художественных произведениях, прежде всего в диалогах и полилог. Ведь при чередовании вопросов и ответов реплики образуют единое целое, в котором не нужно повторять уже сказанное.



В неполных предложениях на месте пропущенного члена (чаще всего сказуемого) при наличии паузы ставится тире (Колос полный гнется, а пустой - вверх торчит (Нар. тв.)).

Тире не ставится, если нет необходимости в специальном подчеркивании паузы (Не давай зайцу морковь беречь, а лисы кур сторожить (Нар. тв.)).

Изучение курса русского языка (5-9 кл.) по стабильным учебникам. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Кулибаба И.И)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 86% школ.

Свободное владение родным русским языком - стратегическая цель курса, достижение которой определяется успешным решением задач, связанных с реализацией специальных целей (формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, а также общепредметных задач: воспитание учащихся, развитие их логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и др.).

Изучение курса русского языка по параллельным комплексам. Учебный комплекс под редакцией Бабайцевой В.А.

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 20% школ.

Цель курса - изучение русского языка и обучение связной речи. Основные задачи: изучение основ науки о языке, развитие речи учащихся, формирование орфографических и пунктуационных навыков. Внесены некоторые изменения в понятийно-терминологическую систему (например, введен термин "морфемика"), что обусловлено усилением практической направленности обучения русского языка. В основе программы и учебного комплекса - концентрический принцип подачи материала.

Изучение курса русского языка по параллельным комплексам. Учебный комплекс под редакцией Разумовской М.М.

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 3% школ.

Призвана обеспечить языковое развитие учащихся, овладение ими речевой деятельностью. Усилена речевая направленность на основе расширения понятийной базы обучения связной речи, а также на основе усиления функционально-семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Структура курса: 5 кл. - переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 кл имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; в 8-9 кл. предусмотрено освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Программа по русскому языку для средней школы. Под ред. Панова М.В.

Предназначена для школ и классов с углубленным изучением русского языка, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Используется примерно в 3% школ. Изучение русского языка строится на основе системного подхода.

Основные этапы в истории создания программ.

Стабильные учебники по русскому языку начали создаваться после Постановления ЦК ВКП (б) от 13 февраля 1933 г. "Об учебниках для начальной и средней школы". До этого времени согласно теории "отмирания учебника" в школьной практике широко применялись пособия, не содержащие систематического изложения теоретических сведений. Это так называемые подвижные, "рассыпные" учебники, составлявшиеся из отдельных заданий, "тетрадей", брошюр, выпусков и т.п. Само слово "учебник" было в то время заменено названием "рабочая книга".

После указанного постановления начиная с 1933 г. были созданы следующие стабильные учебники:

Шапиро А.Б. Грамматика. - Ч. I и II. Учебник выдержал 11 изданий и выходил с 1933 по 1936 г.

Бархударов С.Г., Досычева Е.И. Грамматика русского языка. - Ч. I и П. С 1944 г. учебник выходил под редакцией академика Л.В.Щербы (без указания авторов). Книга выдержала 14 изданий и издавалась с 1938 по 1952г.

Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Учебник русского языка. - Ч. I и II.

Учебник издавался с 1954 г. и действовал: I часть - до 1969 г., II часть-до 1970г.

Начиная с 1970 г. школьный курс русского языка представлен в следующих учебниках для V-IX классов:

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 5 класс / Науч. редактор Н.М.Шанский. (а также 6 и 7)

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8 класс.

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 9 класс.

В настоящее время наряду с названными в общеобразовательной школе используются еще два учебных комплекта, рекомендованные Министерством образования РФ.

1. Разумовская М.М., Львова С.И., Богданова Г.А., Капинос В.И. и др. Русский язык. С 5 по 8 класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.

2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 классы.

Русский язык: Практика. 5 класс: Сборник задач и упражнений / Сост. А.Ю.Купалова; Науч. редактор В.В. Бабайцева.

Русский язык: Практика. 6-7 классы: Сборник задач и упражнений / Сост. Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова; Науч. редактор В.В.Бабайцева.

Русский язык: Практика. 8-9 классы: Сборник задач и упражнений / Сост. Ю.С.Пичугов; Науч. редактор. В. В. Бабайцева.

Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 классы и 8-9 классы / Науч. редактор В.В. Бабайцева.

В старших классах (X-XI) для обобщения и повторения учебного материала рекомендуются учебники:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.

Греков В.Ф., Чешко Л.А. Пособие по русскому языку в старших классах.

Создаются и используются в школьной практике учебные пособия, предназначенные для углубленного изучения русского языка и самообразования. Например:

Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-11 классы. Для учебных заведений с углубленным изучением русского языка.

Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. Для вечерних школ и самообразования.

КАК ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются: информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная.

В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).

Учебник и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в учебнике в отличие от программы дается трактовка языковых явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются упражнения на закрепление знаний, формирование языковых, правописных и речевых умений. Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание языковых понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.

Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения о языке в виде текстов и внетекстовые компоненты; аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т.п.).

Тексты о языке составляют основное содержание учебников по русскому языку. Они делятся на основные и дополнительные. В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т.п. В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т.п.

Аппарат организации работы включает прежде всего те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями языка, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.

Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т.п.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.

Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.п.

Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

То есть такие, в которых пропущен один из членов, нередко встречаются как в разговорной, так и в литературной речи. Отсутствовать в них могут не только второстепенные, но и главные члены предложения - подлежащее либо сказуемое.

Их смысловая нагрузка легко восстанавливается как из контекста (из предложений, предваряющих данное), так и из знания собеседником или читателем ситуации.

Пример неполного предложения:

Где ваш брат?

Здесь «Уехал» - неполное предложение, состоящее из одного слова. В нем пропущено подлежащее, но можно понять из предыдущего высказывания, о ком именно идет речь (о брате).

Определенную сложность представляет различение неполных и односоставных предложений, в которых пропущено либо подлежащее, либо сказуемое. Здесь можно пользоваться следующим критерием. Например, из предложения «В лесу собирают ягоды» совершенно непонятно, кто именно совершает действие. Возьмем другой пример: «А где твои подруги? - В лесу собирают ягоды». Здесь пропущено подлежащее, но из контекста можно легко установить, кто именно совершает указанное действие (подруги). Значит, в первом случае мы имеет дело с односоставным, а во втором - с неполным двусоставным предложением, хотя перечень слов в них совершенно одинаков.

Следует отметить, что диалог с неполными предложениями - это наиболее частая, характерная ситуация их употребления. Педагогу, исследуя такие примеры в учебной практике, достаточно просто создать у учащихся представление о неполном предложении как о разновидности полного - в отличие от односоставных предложений, где один из (обязательно!) главных членов не пропущен, а попросту невозможен. Для этого можно также сопоставлять полные и неполные предложения. В неполном все члены сохраняют те же грамматические формы и функции, что и в полном. В свою очередь, также могут быть неполными, если слово, которое в них пропущено, можно легко восстановить из контекста:

Как тебя кличут, девица?

Неполные предложения (примеры можно найти ниже) могут быть двух типов, в зависимости от того, каким образом восстанавливается их смысл: контекстуальные либо ситуативные. Внутри первых выделяют:

Знания - сила.

Что же касается знаков препинания в неполных предложениях, то в них часто ставится тире. Его роль в этом случае, как уже говорилось выше, - замена пропущенного слова, обычно сказуемого.

Я пришел с занятий рано, а сестра - поздно.

В этом примере тире заменяет слово «пришла», позволяя избежать некорректных, ненужных повторений.

На столе - хлеб и фрукты.

В этом примере тире употреблено вместо отсутствующего сказуемого (эллиптическое предложение).

1. Понятие о неполном предложении.

2. Типы неполных предложений.

3. Неполные предложения в диалогической речи.

4. Эллиптические предложения.

5. Использование неполных и эллиптических предложений.

В русском языке с учетом структуры предложения выделяются неполные предложения.

Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры. Те или иные формально организующие его члены (главные или второстепенные) без называния ясны из контекста или речевой ситуации.

Функционирование неполных предложений связано с закономерностями построения текста.

Например, в предложении: Вот этот сок нужен липе, тот ландышу, тот - сосне, а тот папоротнику или дикой малине. (Куприн).

Только 1-я часть характеризуется полнотой грамматической структуры, а все остальные - неполные, пропуск главных членов в них - сокнужен - обусловлен контекстом, т.е. наличием их в 1-ой части предложения.

Неполнота грамматической структуры этих предложений проявляется в употреблении слов в функции зависимых членов: форма определения тот (м. р., ед. ч., И. п.) обусловлена формой неназванного сок , форма дополнений ландышу, сосне, папоротнику, малине (Д. п.) - неназванным управляющим сказуемым нужен .

Таким образом, несмотря на свое отсутствие, эти члены участвуют в формировании неполных предложений. Неполнота грамматической структуры таких предложений не мешает им служить целям общения, потому что пропуск тех или иных членов не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений.

Неполные предложения по своей структуре относятся к тем же типам, что и полные. Они могут быть распространенными и нераспространенными, двусоставными и, как считают некоторые лингвисты, односоставными. Но мы с вами берем за основу точку зрения лингвистов, которые считают, что все односоставные предложения - полные.

Односоставность и неполнота предложения совершенно разные понятия. Неполные предложения имеют в своей структуре пропущенные члены, односоставные не имеют вообще какого-то одного главного члена. В неполных пропущенные члены, как правило, восстанавливаются. В односоставных этого быть не может. Кроме того, в неполных предложениях могут пропускаться не только главные члены, но и второстепенные. Могут пропускаться сразу несколько членов, например:

1) Здесь дороги первый раз разделились :

2) одна пошлавверх по реке ,

3) другая - куда-то вправо . (3-е предложение неполное, пропущено подлежащее и сказуемое.)

Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные.

Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении, если оно сложное.

Пр.: По одну сторону прорыва, скрестив руки, в женском малиновом берете - фигурант с голубыми глазами и маленькими черными усиками над загнутыми в мефистофельскую улыбку тонкими, змеистыми губами. По другую стоял начальник, и каждый знал, что начальник сейчас за правду стоит и ни одной минуты не поколеблется (Пришвин).

В 1 предложении опущено сказуемое стоял (во 2 предложении оно имеется), а во 2 - часть обстоятельства сторону (в 1 предложении однотипное обстоятельство дано полностью по одну сторону).

Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой.

Например: предложение Идет! дополняется деятелем-подлежащим в зависимости от обстановки речи (поезд, учитель, автобус и т.д.)

-Ваня! - слабо доносилось со сцены.

-Дай желтый (ситуация речи подсказывает, что имеется в виду желтый свет).

- Я - в лавочку - муки надо и соли. Не надо муки, не надо соли, - проговорил он, - на дворе сыро, слякоть.

- Я резиновые надела , - сказала молодая женщина (имеется в виду сапоги).

Следует отметить, что деление предложений на ситуативные и контекстуальные в известной мере условно, так как словом контекст нередко обозначают и ситуацию речи. Кроме того, в письменной речи ситуативные предложения приобретают некоторые свойства контекстуальных предложений, так как ситуация речи описывается, получает словесное выражение, например:

-Как мил! - сказала графиня Марья, глядя на ребенка и играя с ним (Л. Толстой)

В зависимости от вида речи различаются неполные диалогические и монологические предложения , которые могут быть как в устной, так и в письменной речи.

Диалогические неполные предложения представляют собой взаимосвязанные реплики диалога (диалогическое единство).

Например:

-На перевязку иди.

-Убьют...

-Ползком…

-Все одно не спасешься.

В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим.

В монологической речи можно выделить неполные предложения с учетом уровневых различий синтаксических единиц:

а) неполные предложения, в которых не повторяется часть сложной формы слова или часть цельного словосочетания, составляющих один член предложения, например:

Я решил заняться ловлей певчих птиц; мне казалось, что это хорошо прокормит: я буду ловить , а бабушкапродавать (М. Горький).

б) неполные предложения, входящие в состав сложных предложений разных типов, например:

Юность богата надеждами, а старость - опытом.

Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, не упомянутого в контексте, т.е. в смысловом отношении не являющегося необходимым для передачи данного сообщения. Отсутствующее и не нуждающееся в восстановлении сказуемое, однако, участвует в формировании строя этих предложений, потому что в них имеются второстепенные члены состава сказуемого. В этом отношении эллиптические предложения сближаются с неполными.

Следует отметить, что эти предложения не нуждаются ни в контексте, ни в ситуации, для того, чтобы составить представление о действии или состоянии. Оно выражается всей конструкцией в целом, цель которой сообщить о месте, времени, способе, характеризующих действие или состояние, или указать на объект действия.

Пр.: За домом - сад, залитый солнцем.

Широки родные просторы. В недрах уголь, золото и медь.

Лексическая ограниченность отсутствующих глаголов-сказуемых проявляется в однотипности построения эллиптических предложений: члены, их составляющие, немногочисленны.

Второстепенные члены в них либо обстоятельства места и реже времени или причины.

Пр.: Всюду степь; В пять часов проверка.

либо дополнение со значением замещающего предмета:

Пр.: Вместо ответа молчание.

Эллиптические предложения относят иногда к неполным. Однако некоторые лингвисты считают такие предложения неполными лишь в историческом плане и не относят их к неполным в современном русском языке (Гвоздев А.Н.)

Такие предложения действительно не могут квалифицироваться как неполные, потому что их неполнота является структурной нормой. Это типизированные построения, не нуждающиеся в восстановлении каких-либо членов предложения, они являются достаточно полными (даже вне контекста) с точки зрения их коммуникативного задания.

Неполные и эллиптические предложения используются в основном в сфере разговорных стилей. Они широко употребляются как примета разговорности в художественной литературе или при передаче диалога, и в описаниях. Разные виды неполных и эллиптических предложений имеют и конкретную стилистическую закрепленность.

Например, в диалоге господствуют предложения неполные ситуативные и эллиптические с объектным распространителем:

Начали чинить правосудие: кого за волосы, кого за уши (Г.).

Описаниям больше свойственны эллиптические предложения. Особенно характерны для ремарок драматических произведений. Можно привести пример, как строит описание-ремарку Горький: описание содержит краткую характеристику обстановки действия:

Пр.: В левом углу - большая русская печь, в левой - каменной стене - дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя... Везде по стенам пары. Посередине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное.

Некоторые виды контекстуальных неполных предложений могут быть воспроизводимы и в речи научной. Разные типы неполных и эллиптических предложений как факт живой разговорной речи в последние годы широко применяются в языке газеты. Эти конструкции дают богатый материал для выработки структуры заголовков, многочисленные эллипсы здесь - это уже своего рода стандарт. Язык газеты стремится к динамичности, броскости. Пр.: (примеры из заголовков газет) Ученые - Родине.

Мир - Земле.

Радио - школьникам.

Контрольные вопросы

1. Какие предложения называются неполными?

Неполные предложения – простые предложения с неполной реализацией структурной схемы словосочетания или предложения.

Предложения бывают неполные монологически и диалогически (неполнота более свойственна)

Виды неполных предложений:

Структурно полные, семантически неполные (Ей что-то почудилось.)

2. структурно неполные, семантически неполные:

Ситуативно-неполные (- Автобус идет? – Идет.)

Контекстуально-неполные (По деревне едет царь. Едет.)

3. структурно неполные, семантически полные – эллиптические предложения.

Эллиптические предложения – двусоставные предложения, в которых при названном субъекте пропущен глагол, который можно восстановить по зависимым от него словоформам => семантика предложения зависит от контекста или ситуации.

1)Предложения со значением движения, перемещения (Татьяна в лес, медведь за нею.)

2) Предложения со значением «бить», «ударять» (Вот я тебя палкой!)

3) Предложения со значением мысли, речи (Я ему про Фому,а он мне про Ерему.)

4) Предложения со значением «брать», «хватать» (Я за свечку, свечка - в печку)

Синтаксически нечленимые предложения – предложения, которые невозможно разделить на члены предложения (слово=предложению), находятся в оппозиции с синтаксически члениными.

Значение определяется на основе последующего или предыдущего контекста; не имеют всего комплекса грамматических признаков, свойственных синтаксически членимым предложениям => считаются синтаксическими высказываниям.

Морфологическое выражение – частицы, междометия, модальные слова, фразеологические сочетания, да/нет.

1)утвердительные – с прямым утвердительным ответом на поставленный вопрос или выражение согласия с чьим-либо высказыванием. (слова – да, так, хорошо, верно, конечно, правильно и т.д.)

2)отрицательные – являются прямым отрицательным ответом на поставленный вопрос или выражают несогласие с чьим-либо высказыванием (слова/сл.-соч – нет, ни-ни, никак нет, не может быть, ни за что, ничуть и т.д.)

3)вопросительные - содержат вопрос с оттенком утверждения, отрицания, побуждения и т.д.; произносятся с отчетливой вопросительной интонацией (слова – да, нет, хорошо, правда, разве, неужели, ой ли, а ну и т.д)

4)междометные:

Эмоциональные – выражаются различные чувства: радость, горе, удивление, испуг и т.д.

(непроизводн. междометия – ах, ох, ух, ура и т.д.;

производн. междометия - батюшки, матушки, господи;

междом.соч-я – боже мой, батюшки-светы, черт возьми и т.д)

Побудительные – выражается волеизъявление, побуждение к действию:

Призыв откликнуться – алло, ау, эй

Призыв на помощь – караул

Призыв к молчанию – тс, чш, шш

Призыв к вниманию – чу

Побуждение к движению или к остановке – айда, марш, стоп, шабаш

Если междометие входит в состав простого предложения, оно не образует междометного предложения. (Ах, кабы ночь поскорее. – А. Островский.)

Синтаксически нечленимые предложения, служащие для выражения правил этикета, содержат благодарность, приветствие, извинения, просьбу. (модальные слова – спасибо, пожалуйста, здравствуй, прощай, до свидания и т.д)

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 17. Предложения полные и неполные. Типы неполных предложений. Нечленимые предложения.:

  1. Классификация простого предложения. Членимые и нечленимые предложения. Дву- и односоставные предложения, их отличия. Полные и неполные предложения. Вопрос об эллиптических предложениях. Знаки препинания в неполных и эллиптических предложениях.
  2. Полные и неполные предложения. Вопрос об эллиптических предложениях. Знаки препинания в неполных и эллиптических предложениях.
  3. 6. Конструктивный минимум (=основа) ПП. Распространённые и нераспространённые предложения. Номинативный минимум. Неполные предложения. Эллиптические предложения.
  4. Структурно-семантическая классификация предложений. Простое и сложное предложения, их отличительные признаки. Классификация предложений по функции и эмоциональной окраске. Классификация предложений по отношению к действительности.

Делятся на полные и неполные. Если ни один (главный или второстепенный член) не пропущен - это полное предложение: За окном тревожно шумели деревья. Если же один из необходимых членов отсутствует, то такое предложение называется неполным.

Неполные предложения, их признаки

Основными признаками неполного предложения выступают следующие:

  1. В неполном предложении пропущенные члены легко восстанавливаются из контекста любым из участников ситуации или разговора. Так, например, если группа людей ждет кого-то из своей компании, то фраза: «Идет!» Будет им понятна. Из ситуации легко восстанавливается подлежащее: Артем идет!
  2. Неполные предложения подтверждаются наличием в них зависимых от пропущенного члена слов: Похорошела, расцвела, просто чудо! Смысл данной конструкции можно восстановить только из предыдущего предложения: Я вчера встретила Анну.
  3. Довольно распространено употребление неполного предложения как одной из частей сложного: Антон способен на многое, ты - ни на что! Во второй части данного сложного бессоюзного предложения видна неполная конструкция, в которой пропущено сказуемое (Ты не способен ни на что. )

Помните, что неполное предложение - это вариант полного.

Диалог с неполными предложениями

Особенно часты такие типы предложений в диалогах. Например:

Кем ты будешь, когда вырастешь?

Художником.

Во втором предложении смысл не будет понятен без предыдущей фразы. Формально это должно звучать: Я буду художником . Но говорящий облегчает структуру предложения, сведя его к одному слову, делая таким образом речь более динамичной, что и является одним из признаков разговорной диалогической конструкции. Но важно помнить, что существуют и предложения недосказанные, которые не являются неполными. Это прерванная по тем или иным причинам мысль: Я, кажется, знаю, что делать! А что, если… Нет, не выйдет! данном предложении не восстанавливается пропущенное слово.)

Неполные предложения: их варианты

В качестве неполных могут выступать как двусоставные, так и односоставные предложения, распространенные и нераспространенные. А возможность пропуска слов, как уже упоминалось прежде, объясняется легкостью восстановления их из ситуации речи, структуры самого предложения (речь идет о сложных предложениях) или из контекста. Неполные предложения характерны для разговорной речи. Их следует отличать от односоставных предложений, имеющих один главный член. Между прочим, даже такие предложения могут быть неполными:

Куда идешь?

На вечеринку.

В этом диалоге полным является лишь первое предложение: определенно-личное, односоставное. А два последующих - неполные односоставные. Дополним их: иду (куда?) на вечеринку - определенно-личное; (ого!) хорошо - безличное.

Неполные предложения: примеры пунктуации

Тире часто служит пунктуационным сигналом того, что перед нами неполное предложение. Его ставят на месте пропущенного слова. Как правило, оно обусловлено наличием здесь интонационной паузы: Справа стоял мой товарищ, а слева - незнакомый парень (пропущено слово "стоял"). На подоконнике - засохшая герань в горшке (пропущено слово "находилась").

 
Статьи по теме:
Сонник: к чему снится океан
Каждую ночь человеку снится около 5-8 снов. Обычно утром, проснувшись, мы не помним ничего из приснившегося. Нам кажется, что и видений не было. Но бывают такие сны, которые потрясают своей масштабностью или силой вызванных чувств, необычной эмоциональной
Cонник киви, к чему снится киви во сне видеть
Если вам приснился сочный киви, то вероятно подсознание сигнализирует, что нужно побольше кушать свежих фруктов. К чему еще снится этот образ? Сонник поведает о самых актуальных интерпретациях того, что случилось видеть во сне. На зависть всем! Экзотиче
К чему снится пруд с рыбами, что ждет наяву?
На вещи. Если пруд во сне грязный - вас ожидают домашние размолвки или чья-то болезнь. Если вам снится чистым пруд, полный «играющей» рыбы - то наяву дела ваши пойдут успешнее, чем прежде, и вас ждут развлечения. Если человек видит пруд с мутной водо
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег