Заниженная самооценка. Что делать с заниженной самооценкой

Самооценка человека влияет на его жизнь. Кажется, что от оценки самого себя можно не отталкиваться. Однако именно то, как человек себя воспринимает и во что верит, будет зависеть его благосостояние и счастье. Заниженная самооценка со всеми своими признаками никогда не дает счастья. Причины ее возникновения самые разнообразные. Однако именно их устранение позволяет избавиться от низкой самооценки.

По-другому заниженную самооценку можно назвать так: «чувство собственного ничтожества» и «комплекс жертвы». Человек по каким-то объективным или необъективным причинам отрицательно себя воспринимает. Он себя не любит, не уважает, не ценит. Что касается личного потенциала, то человеку кажется, что он у него вовсе отсутствует.

Может ли человек с низкой самооценкой достичь каких-то высот? Нет. Даже имея какие-то цели, он скорее будет превращать их в мечты и желания, нежели прилагать усилия, чтобы их реализовать. Человек, который относится к себе как к ничтожеству, ничего не способному достичь и сделать, не сможет прыгнуть выше головы. Он будет думать, что другие люди более счастливые и удачливые, нежели он. Хотя разница будет заключаться лишь в том, что окружающие пытаются прыгнуть выше проявленных возможностей, а человек с низкой самооценкой будет делать выводы, ничего не предприняв и не сделав.

Заниженная самооценка находится на первом месте по распространенности. Вокруг каждого живет множество «жертв» и «ничтожеств». Нередко эти люди лишь притворяются таковыми, а на самом деле обладают завышенной самооценкой. Однако позиция жертвы помогает им достигать желаемого. Если есть достижения, значит, речь не идет о низкой самооценке. В этом и заключается разница:

  • При завышенной самооценке человек достигает желаемого, даже если проявляет качества личности с низким самомнением.
  • При заниженной самооценке человек никогда не достигает целей, постоянно страдает и ничему не радуется.

Что такое заниженная самооценка?

Что же такое заниженная самооценка? Это оценивание человеком самого себя с позиции «я ничтожество», «я ничего не могу», «у меня ничего не получится» и т. д. Это отрицательное отношение к самому себе по сравнению с другими людьми, что выражается в формуле «Я-, Другие+».

Окружающие кажутся более успешными, умными, красивыми и достойными, нежели человек думает сам о себе. Заниженная самооценка берет свое начало с детства, когда воспитанием человека занимаются родители, а проявиться она может в любом возрасте. Сопутствующими качествами, которые развиваются в человеке с заниженной самооценкой, являются:

  1. Неуверенность в себе и личном потенциале.
  2. Конфузливость.
  3. Боязнь получения отказа.
  4. Трусость.
  5. Боязнь не быть принятым в обществе.
  6. Нерешительность.
  7. Отсутствие веры в собственную привлекательность.
  8. Застенчивость.
  9. Чрезмерная обидчивость.
  10. Боязнь показаться смешным.
  11. Неумение защитить себя и свою честь.
  12. Неуважение и нелюбовь к себе.

Говорить о том, что человек с низкой самооценкой будет достигать успехов, не приходится. Вот почему люди с данным качеством мечтают о том, чтобы повысить самооценку. Говорят, что лучше обладать завышенной самооценкой, нежели заниженной. Конечно, ни одна из крайностей не дает счастья человеку, однако в завышенной самооценке есть одно преимущество перед заниженной – высокомерный человек достигает успехов хоть в чем-то, в то время как человек, считающий себя ничтожеством, никакого счастья не достигает.

Заниженная самооценка является наиболее распространенной. Это кроется в тех причинах, которые ее формируют, а также в моральных устоях общества, которые пропагандируются.

Общей чертой завышенной и заниженной самооценок является то, что человек не смотрит на себя реально. Особенностью заниженной самооценки является то, что человек отмечает в себе преимущественно недостатки, в то время как за другими людьми видит исключительно достоинства.

Человек не оценивается себя адекватно, когда он видит свои достоинства и недостатки. При низкой самооценке он замечает лишь свои недостатки, зачастую их преувеличивая и акцентируя на них внимание. Что же касается достоинств, то они, по мнению человека, возможно, имеются, однако настолько незначительные, что на них не следует обращать внимание.

Успехов невозможно достичь, отмечая за собой лишь недостатки. Вот почему человек с заниженной самооценкой ничего не достигает. Более того, он настолько зациклен на собственных изъянах и слабых сторонах, что культивирует в себе. Он делает все, чтобы они еще больше проявились.

Причины заниженной самооценки

Главными причинами заниженной самооценки являются:

  1. Родительское оценивание человека в возрасте, когда он был маленьким.
  2. Согласие с мнением окружающих людей как единственной истиной.
  3. Заострение внимания на собственных неудачах.
  4. Высокий уровень притязаний.

Свое зарождение низкая самооценка берет еще с детства, когда ребенок не способен оценивать себя адекватно, поэтому опирается на мнение своих родителей. Значимые для него люди являются Богами, чьему мнению он полностью доверяет. Если родители постоянно критикуют, сравнивают ребенка с другими детьми, указывают на его недостатки, не проявляют любви, говорят о том, в чем он плох, то непременно развивается низкая самооценка. Ребенок начинает считать, что постоянная критика в его адрес и нахождение в нем недостатков – это норма.

Заниженную самооценку нередко родители формируют, когда возводят других людей в идеал, которому нужно соответствовать ребенку. Малыш должен вести себя так или быть таким, как некие люди, на которых указывают родители. Поскольку даже взрослому человеку трудно быть не собой, другой личностью, возникает конфликт между желаемым и действительным. Ребенок начинает себя критиковать за собственную неспособность быть другим, не собой.

Заострение внимания на внешних дефектах или болезненности ребенка также может привести к понижению самооценки. Если родители приучают ребенка оценивать себя с позиции того, насколько он красив, имеет много игрушек, здоров, силен и т. д., то любое несоответствие идеалам будет понижать самооценку ребенка.

Все люди сталкиваются в любом возрасте с критикой окружающих. Если воспринимать ее на веру, как истину и неопровержимую аксиому, то непременно самооценка будет низкой. Окружающим людям привычнее критиковать, нежели восхищаться друг другом. Поэтому нередко самооценка человека будет зависеть от мнения окружающих и чаще всего быть заниженной.

В развитии заниженной самооценки немалую роль играет то, на чем акцентирует внимание человек. У всех случаются неудачи и проблемы. Однако у тех, кто заостряет на этом внимание, погружается в пучину отчаянья и депрессии из-за возникшей неудачи, формируется заниженная самооценка.

Более того, к ней приводит еще завышенность требований по отношению к себе. Когда человек хочет достичь высоких результатов за кратчайшие сроки, он непременно сталкивается с трудностями и сложностями, которые в итоге он не способен решить и устранить. Очередная неудача приводит к разочарованию в самом себе, потому что были поставлены слишком высокие требования, непосильные обычному человеку.

Признаки заниженной самооценки

Людей с низкой самооценкой достаточно легко выявить. Они проявляют определенные признаки заниженной самооценки, которыми являются:

  • Негативное отношение к себе: отсутствие любви, уважения, самоценности и пр.
  • Выбор, окружение себя и установление отношений с людьми, которые будут относиться к человеку соответственно его личной самооценки: не любить его, критиковать, унижать и пр.
  • Постоянные жалобы на обстоятельства, жизнь, невозможность что-либо изменить.
  • Обзывание себя слабаком, невезучим и т. д.
  • Вызывание жалости у окружающих.
  • Зависимое поведение от отношения окружающих людей. Его можно ранить, обидеть, испортить настроение и пр.
  • Замечание в других недостатков, которыми сам обладает.
  • Обвинение окружающих в собственных бедах с целью переложить на них ответственность.
  • Стремление быть слабым и больным, чтобы получать от людей то внимание и заботу, которую он не получает, будучи здоровым.
  • Неухоженный внешний вид. Поза и жесты являются нерешительными, замкнутыми, закрытыми.
  • Постоянное нахождение в себе недостатков.
  • Отношение к посторонней критике как к доказательству собственной неполноценности, оскорблению, душевной ране.
  • Отсутствие друзей.
  • Фамильярное, хвастливое, показательное поведение с целью скрыть негативное отношение к себе.
  • Неспособность принять решение.
  • Неспособность выполнить новое действие, поскольку возникает страх перед совершением ошибки.

Как избавиться от заниженной самооценки?

Завышенная и заниженная самооценки являются крайностями, в которые люди впадают. При столкновении с неудачей завышенная самооценка мгновенно падает, а при достижении успеха человек вдруг начинает чувствовать себя всемогущим. Это указывает на нестабильность самооценки, которая не позволит полноценно жить человеку. Как избавиться от заниженной самооценки?

Можно обратиться за помощью психолога на сайте сайт, а можно самостоятельно справиться с рассматриваемой проблемой. Психологи дают такие советы:

  1. Начните отмечать свои достоинства. Побольше акцентируйте внимание на них. Чтобы не перейти к завышенной самооценке, следует видеть свои достоинства и недостатки, нормально относясь к обеим сторонам своей личности.
  2. Радовать себя. Начните наконец-то жить в свое удовольствие. Не следует отказываться от своих обязанностей и работы, однако и не нужно отказываться от тех увлечений, которые вам приносят счастье.
  3. Полюбите себя. Любовь заключается в принятии себя со всеми сильными и слабыми сторонами. Вы – обычный человек, который может обладать изъянами наряду с достоинствами.
  4. Следить за своей внешностью. Не обязательно делать из себя топ-модель или ложиться под скальпель хирурга. Достаточно просто оценить свою естественную, природную внешность и сделать ее привлекательной.
  5. Тренируйте силу воли, что можно сделать через занятие спортом, самоконтроль и пр.
  6. Смените мышление на позитивный лад. Поменьше погружайтесь в плохие мысли. Они могут у вас возникать, но позвольте и хорошим думам заполонять вашу голову.

Итог

Заниженная самооценка не намного лучше завышенной. Человек постоянно живет в собственных иллюзиях, которые мешают ему адекватно видеть себя и оценивать поведение окружающих. Нередко другие люди этим пользуются, что приводит к печальному итогу, когда человек вновь сталкивается с разочарованиями. Чтобы этого не случилось, необходимо видеть себя в реальном свете и оценивать свой потенциал объективно, принимая все свои достоинства и недостатки наравне.

Как мы относимся к себе, так к нам относятся и другие. Заниженная самооценка – синдром, который может привести к серьезным проблемам как в карьере, так и в личной жизни.

Перфекционизм

Перфекционизм может быть как проявлением заниженной самооценки, так и ее причиной. Перфекционист, стремящийся к несуществующему совершенству или просто к высоким стандартам редко получает удовлетворение от своей работы и поэтому более восприимчив к критике. Он стремится соответствовать тому идеальному образу, который сам для себя создал, и, не достигая его, испытывает чувство разочарования в себе, вплоть до презрения.

Речь

Человек с заниженной самооценкой постоянно использует в своей речи определенные слова. Во-первых, это негативные фразы, выражающие отрицание: «невозможно, не уверен, не готов, не обладаю соответствующими знаниями; да, но…».

Во-вторых, постоянные извинения. И в-третьих, фразы, принижающие ценность поступков и труда человека. Наверняка вам знакомы отговорки: «мне просто повезло», «большую часть работы сделали мои коллеги, а я им просто помогал» и так далее. Люди с заниженной самооценкой плохо воспринимают комплементы и благодарность, стремясь сразу поспорить с похвалой и доказать обратное. Почему? Все дело в комплексе вины. Не важно за что. Возможно, работа сделана на их взгляд недостаточно хорошо или они приложили мало усилий, исполняя просьбу,даже если выполнили ее. Чувство вины – следующий признак, по которому можно определить человека, который не мнит о себе слишком много.

Чувство вины

Чувство вины, как и перфекционизм может быть причиной заниженной самооценки. Как говорит психолог Дарлин Лансер, в случае если человек чувствует себя глубоко виноватым и долгое время не может себе этого простить, он будет постоянно упрекать себя за это, напоминать про свой "груз на сердце" и постоянно стыдиться за свои поступки. В конечном итоге, он потеряет самоуважение и вместе с этим самооценку.

Зависимость может быть и обратной. Человек с заниженной самооценкой страдает от постоянной самокритики и не способен адекватно воспринимать ошибки прошлого. Отсюда и невротическое чувство вины у неуверенных в себе людей

Депрессия

Согласно исследованию доктора психологических наук, Ларс Мадслен - причиной зачастившей депрессии или постоянного плохого настроения тоже может быть неуверенность в себе. По ее словам, самооценка – ключ как к развитию, так и излечению от депрессии, которая считается серьезной психологической проблемой.

Оправдания

Людям с низкой самооценкой свойственно оправдывать других, даже если их действия противоречат всем нормам поведения. Обычно они аргументируют это тем, что у каждого свои обстоятельства, что всех можно понять. Психологи объясняют подобную позицию попыткой избежать критики в свой адрес, с которой вполне можно столкнуться, осуждая других.

Отсутствие инициативы

Что действительно мешает людям с заниженной самооценкой в профессиональной сфере, так это отсутствие инициативы. Такой человек, получивший определенные полномочия, при любой возможности передаст их в чужие руки. Неудивительно, ведь он не уверен, что справится со своей задачей, даже если он «ас» в своей сфере. В споре с собеседником он тоже едва ли сможет отстоять свою позицию, предпочтя согласиться с оппонентом.

Нерешимость

Ответственность за свои решения такие люди нести не готовы. Они вообще предпочитают ничего не решать. Вдруг они допустят ошибку, и решение окажется неверным. В таком случае, избежать критики не удастся. Самое страшное для неуверенных себе людей – критика близких: родных, друзей, которых они бояться потерять. Ведь именно такой, по их мнению, будет плата за неправильное решение.

Многое в жизни человека зависит от того, как он оценивает свои возможности. Такая оценка субъективна, то есть не может быть точной и в большой степени строится на вере. Вере человека в себя, в свои силы и способности. В значительной мере она зависит от воспитания.

В детстве человек плохо ориентируется в мире и полагается на мнения авторитетов. Основными авторитетами, на мнение которых человек полагается, являются родители. При этом, родители тоже имеют самооценку, которая может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Психологи считают, что большинство россиян имеют заниженную самооценку

Человек с заниженной самооценкой удобен окружающим. Он удобен окружающим, его легко использовать. Он требует меньше оплаты за свой труд, чем человек с адекватной самооценкой. Он не стремится командовать, предпочитая подчиняться. Он уступчив и покладист.

Часто это очень даже квалифицированные специалисты. Они стремятся скорее исправлять и нагружать себя, нежели требовать от других.

Стараются заслужить уважение и одобрение окружающих. Когда получают похвалу, радуются, для них это важно. Но похвалы хватает ненадолго. Часто такой специалист больше работает за признание, чем за материальное вознаграждение. Стремится показать людям, какой он хороший.

Какие особенности поведения указывают на заниженную самооценку?

Привычка оправдываться
Возникновение напряжение среди людей, так как важно им понравится.
Склонность критиковать себя – навыки, способности, внешность. И ругать себя за неудачи. Страх неудачи.
Привычка жаловаться на беспомощность, неспособность изменить ситуацию, вообще на жизнь.
Сутулость, взгляд в землю, скованность в движениях, невнятная или тихая речь.

Низкая самооценка заставляет человека чувствовать себя плохим и недостойным. Недостойным признания, обеспеченности, высказывать свое мнение, привлекать к себе внимание. Недостойным быть красивым, заметным, артистичным, самобытным, привлекать к себе внимание.

Человек боится того, что если на него будет обращено внимание окружающих, они увидят его недостатки, «уродства». Которые он приписывает себе, которые ему, возможно внушили в детстве. И которые он всеми силами стремится скрыть. Став незаметным, задобрив окружающих.

Отсутствие веры в себя не позволяет ставить себе достойные цели. Он считает, что не справится, что нужны учителя, наставники или партнеры. А сам – не справится. Часто это выливается в повышенную тревожность и различные зависимости. От алкоголя, от людей, и т.д.

Безрадостную картину я нарисовал, не так ли?

Но все не так плохо, ибо люди это как правило, нормальные, часто очень квалифицированные и грамотные. А вся проблема заключена в субъективной оценке себя.

А что такое оценка?

Вот я вижу яблоко. Красивое, спелое. Я оцениваю его высоко. Начинаю есть, а внутри нахожу червяка, который давно там живет.
Моя оценка данного яблока быстро меняется на низкую.
Что послужило толчком? Опыт.

Но человека оценить сложнее, особенно когда надо оценить себя. Ведь я воспринимаю себя изнутри, а мне хочется точно знать, какое отношение я вызову у окружающих.

Да и я бываю разным, в разном настроении, с разной энергетикой, с различными мыслями.
И состояние окружающих тоже зависит от ситуации, погоды и времени суток.

Или вот я встречаю незнакомого человека. Если я хочу оценить его отношение ко мне по его реакции, то часто ничего не получается. А почему?

А тот человек сам еще не знает, как ко мне относиться. Он только собирает информацию обо мне.

На что он будет в первую очередь ориентироваться? На мой внешний вид, на мое поведение. На мои слова, на то, как я сам отношусь к себе. Какое отношение ко мне я ему подсказываю. То есть, я сам формирую его отношение ко мне.

В статьях психологов можно найти много советов, как менять свое поведение, как играть . Я не буду давать вам эти советы. Они слабо работают. Тут важна комплексная работа. Работа с движениями, эмоциями, мыслями. И все это одновременно.

Тут может помочь работа со сменой установок, убеждений, которые идут из детства. Многое нам внушили в детстве, и часто это мешает жить и действовать. Тут желательна помощь психолога. Надо относиться к этому спокойно. Психолог – это не психиатр. Диагнозов мы не ставим. Запугиванием не занимаемся.

Просто те изменения, которые мы хотим в себе получить, с психологом часто происходят в десятки раз быстрее, чем при самостоятельной работе над собой. Которая тоже возможна и необходима, конечно. И время, и затраты с лихвой окупаются. Так что, работа над своей самооценкой – это хоть и сложно, но возможно. Желаем вам удачи на этом пути!

  • Что делать с заниженной самооценкой?

Самооценка - это представление человека о различных аспектах своей личности в соотношении с аналогичными качествами других людей. Она затрагивает многие стороны психики и существенным образом определяет место, поведение и деятельность индивида в повседневности. Заниженный уровень самооценки - достаточно распространенная проблема, значительно ухудшающая качество жизни человека.

Причины заниженной самооценки

Несмотря на то, что самооценка - это комплекс личных представлений индивида о различных качествах его личности, она напрямую связана с поведением окружающих. В подавляющем большинстве случаев такие установки формируются на этапе первичной социализации, иными словами, в процессе взаимоотношения ребенка с момента своего рождения с родителями, другими близкими людьми, сверстниками, воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, учителями в школе и т. п.

Различные составляющие самооценки формируются в результате систематических или однократных замечаний окружающих людей. При этом такие высказывания по тем или иным причинам должны иметь значение для индивида. Последнее связано с тем, что неактуальные сообщения в большинстве своем игнорируются. Актуализация актов коммуникации в данном случае может быть достигнуто двумя способами, применяемыми как одновременно, так и по отдельности:

  • критическое замечание получено от человека (людей), имеющего высокий авторитет у индивида - кто-то из близких родственников, друзей, одноклассников, учителей и пр.;
  • замечание по содержанию и (или) форме пересеклось с определенными личными переживаниями индивида.

Следует помнить, что критические замечания - это в некоторой степени условная формулировка, поскольку в реальности на самооценку могут повлиять как непосредственно вербальные высказывания, так и сообщения, передаваемые мимикой, жестами, или полное игнорирование окружающими определенных сторон личности или деятельности индивида.

Существуют три состояния самооценки:

  • заниженная;
  • нормальная;
  • завышенная.

Приемлемое состояние возникает, когда оценки окружающих в целом соответствуют реальным качествам индивида, его способностям и достижениям.

Заниженная самооценка у ребенка может сформироваться, когда:

  • ребенка значительную часть времени игнорируют. Как результат, он сам перестает воспринимать себя как равноправного субъекта коммуникаций и как человека, чьи личные качества соответствуют минимально допустимому уровню. Возможны другие несколько отличающиеся по своей форме сценарии. К примеру, родители не учитывают мнение ребенка при выборе способа проведения его досуга, хобби, спортивной секции и пр.;
  • ребенку предоставляют явно неадекватные критерии «хороший-плохой». Оценка любому действию или качеству всегда дается в определенных условных границах, где обозначается идеал, к которому нужно стремиться, и крайне негативная модель, которой нужно всеми силами избегать. Проблемы с самооценкой могут возникнуть тогда, когда позитивный (негативный) образ таковым по своей сути не является, обладает качествами, соответствовать (избегать) которым в детском возрасте невозможно. Например, в качестве идеала может преподноситься выдуманный персонаж или сильно искаженный массовой культурой образ реального выдающегося человека;
  • личным качествам или поступкам ребенка дается неадекватная оценка. Идеальных людей не существует. Детям в силу почти полного отсутствия жизненного опыта, только начавшим свое формирование интеллектуальным, творческим, физическим способностям, свойственно ошибаться, не всегда правильно понимать и выполнять задания. Часто родители занижают самооценку ребенку, когда требуют от него труднодостижимых спортивных или творческих результатов, особенно если такого рода деятельность не интересна малышу. Затем в случае неудачи неоправданно жестко его наказывают.

Заниженная самооценка может сформироваться как в отношении всех, так и отдельных личных качеств, как то:

  • физиологических - голоса, состояния внешности, например, ребенка могут критиковать за ожирение или, наоборот, худобу;
  • интеллектуальные, творческие, спортивные способности.

На практике проблема заниженной самооценки очень часто возникает из-за:

  • систематического абьюза (сексуального, эмоционального или психического насилия, отсутствия заботы со стороны взрослых в отношении ребенка). В этом случае может наблюдаться как преступное поведение - побои, изнасилования, оскорбления, так и менее интенсивная агрессия. К примеру, ребенка наказывают или сильно ругают за малейшие провинности. В большинстве случаев абьюз проявляется со стороны родителей, но аналогичное поведение могут демонстрировать любые взрослые, с которыми контактирует ребенок - кто-то из дальних родственников или из числа соседей, преподаватель детского сада или творческого кружка, учитель в школе, тренер в детской спортивной секции и пр.;
  • игнорирования достижений ребенка взрослыми, при этом ему регулярно приводятся в качестве положительных примеров образцы поведения другого человека. Фактически подобные сообщения звучат (воспринимаются) как: «Жаль, что ты не добился(-ась, никогда не сможешь добиться) подобного». Крайне важно здесь то, что реальные качества (достижения) самого ребенка могут быть ничуть не менее значимыми или даже превосходить предъявляемый идеал. Как вариант, взрослые не предпринимают никаких усилий, чтобы помочь малышу развиваться в перспективных направлениях, например, не дают ему заниматься спортом при наличии подходящих физических данных;
  • конфликтов со сверстниками. Дети только начинают усваивать нормы жизни в обществе и учиться контролировать собственное поведение, поэтому они нередко проявляют к окружающим крайние формы агрессии, особенно если аналогичные действия или эмоции проявляет кто-то еще из числа сверстников. Объектом нападок, как правило, становится ребенок, отличающийся от них своей внешностью или поведением - имеющий физический или психический дефект, материальное положение семьи которого противоположно окружающему большинству (малыш из полной материально обеспеченной семьи в окружении социально неблагополучных детей и, наоборот, - крайне бедный в окружении богатых) и др. Поскольку ребенок примерно половину всего своего времени проводит в школе, одноклассники имеют на него не меньшее (или даже большее) влияние, чем родители. Отчасти это связано и с тем, что для детей крайне важно положительное отношение сверстников.

У детей заниженная самооценка формируется легче, чем у взрослых. Это связано с тем, что в зрелом возрасте представления человека о самом себе, своих достижениях и качествах прочно закреплены и усвоены, а их слом и замена другими подчас возможны только в результате психотравмирущей ситуации или продолжительного психического насилия.

Чем опасна заниженная самооценка?

Заниженная самооценка, как и любое другое состояние психики, отличающееся от нормы, ухудшает качество жизни пациента. Необоснованно негативное восприятие личных качеств и достижений становится причиной следующих форм поведения или психоэмоциональных реакций:

  • сознательный отказ от определенного рода занятий. Человек с заниженной самооценкой ошибочно полагает, что никогда не сможет добиться положительных результатов. При этом теряется взаимосвязь, присущая подавляющему большинству видов деятельности, - «упорный труд-достижение успеха». На практике человек может отказаться от поступления в учебное заведение, трудоустройства, начала творческой или спортивной карьеры и др.;
  • отказ от коммуникации с другими людьми. Человек убежден, что не достоин общения с окружающими (в особенности с представителями противоположного пола) и любая попытка коммуникации заранее обречена на провал;
  • постоянная чрезмерная самокритика и неудовлетворение собой. Удовлетворения от позитивных результатов не возникает из-за предубеждения, что с задачей можно было справиться еще лучше;
  • повышенная чувствительность к критическим замечаниям со стороны других людей. При этом не имеет значения, насколько обоснованы подобные действия или высказывания. Сторонняя критика может спровоцировать неадекватную реакцию, в том числе явную физическую или вербальную агрессию;
  • негативное восприятие окружающей действительности. Ни одно происходящее событие или явление не вызывает у человека позитивных эмоций;
  • отказ от равноправия в отношениях с другими людьми. Из-за боязни потерять партнера или друзей человек полностью отказывается от личных интересов в пользу интересов других, к примеру, не высказывает недовольство по поводу определенных форм досуга или обращения с ним;
  • враждебное отношение к окружающим, которое играет роль защиты от подчас мнимой агрессии;
  • пристрастное отношение к качествам или достижениям других людей;
  • постоянное чувство вины даже неудачи, случившиеся в далеком детстве, в том числе мнимые;
  • временные трудности или неудачи воспринимаются как постоянные;
  • перфекционизм, единственным приемлемым результатом становится полный идеал и совершенство.

Перечисленные реакции и формы поведения имеют крайнюю степень. В реальности они зачастую проявляются не столь ярко и редко когда у одного человека наблюдаются каждая из них.

Приведенные реакции и поведение имеют явно деструктивный характер, поэтому могут привести к разрушению социальных связей, личностной или профессиональной деградации. Характерно, что такие результаты еще сильнее занижают самооценку, поэтому при негативном сценарии возможно разрушение многих устойчивых свойств личности.

Помимо этого заниженная самооценка нередко приводит к:

  • сильному психоэмоциональному истощению, поскольку выполнение обычных повседневных действий требует чрезмерных усилий, которые возрастают еще и по причине крайне острых реакций на критику, неудачи и временные трудности;
  • развитию психических или невротических расстройств;
  • развитию заболеваний самой разной природы;
  • частому недомоганию, бессонницы, приступам мигрени, головокружения .

Заниженная самооценка: признаки

В ряде случаев для индивида не очевидна его заниженная самооценка. Окружающие также не всегда способны понять, в чем именно кроется причина того или иного поведения человека, поскольку он может вести себя агрессивно и высокомерно. Таким образом, единственным достоверным способом определения самооценки является комплексное психологическое обследование, которое включает в себя:

  • исследование образа жизни пациента, беседу с его близкими. Эти методы имеют большое значение в тех случаях, когда заниженная самооценка является симптомом психического или невротического расстройства;
  • применение опросников самоотношения. Часть из них имеет комплексный характер, другие исследуют только определенные аспекты восприятия индивидом собственного Я;
  • свободную беседу с пациентом, в ходе которой он должен дать ряд четких ответов на вопросы, характеризующие различные аспекты восприятия собственного Я. Например, насколько счастливым человеком он себя считает, какие люди по его мнению счастливы и почему и пр. Набор вопросов и последующая интерпретация полученных на них ответов имеет возрастную корреляцию.

В целом заниженную самооценку можно распознать по следующим признакам и критериям:

  • отношение к индивиду окружающих его людей. Уровень самооценки задает соответствующую модель поведения, которая, в свою очередь, определяет характер взаимоотношений с другими людьми;
  • неопрятный внешний вид;
  • человек часто испытывает жалость к самому себе. Такая оценка объясняется тем, что индивид воспринимает себя лишь как объект событий и явлений. Его состояние не определяется собственными поступками;
  • человек регулярно жалуется на происходящие события. В связи с чем его жизнь воспринимается как череда неудач;
  • человек обвиняет других в своих неудачах и его текущем состоянии;
  • фиксация на прошлых неудачах;
  • неадекватная реакция на критику. Критические замечания провоцируют агрессию или, наоборот, полную апатию;
  • отказ от самостоятельного принятия решений или попытки полного доминирования над окружающими.

Как повысить заниженную самооценку?

Постоянное чувство страха, вины, обиды, неспособность адекватно выстроить собственное поведение крайне осложняют жизнь людям, у которых занижена самооценка. Что делать в этом случае, не всегда очевидно, а универсальных решений проблемы не существует.

Как правило, только психолог или психиатр может помочь исправить нарушения самоотношения. Предварительно проводится обследование, позволяющее определить текущее состояние пациента, в частности, является ли заниженная самооценка симптомом психического или невротического расстройства. По возможности устанавливаются примерные причины проблемы. Дальнейшие действия может быть разным:

  • устраняются внешние факторы, ставшие причиной заниженной самооценки. В подавляющем большинстве случаев это относится к пациентам-детям. Если проблема обусловлена абьюзом, требуется вмешательство контролирующих и правоохранительных органов. При конфликтах со сверстниками, хорошие результаты часто показывает смена учебного заведения на такое, в котором состав учащихся будет близок к личности ребенка;
  • назначается курс приема препаратов. Во многих случаях показаны седативные средства. При невротических и психических расстройствах препараты подбираются в зависимости от текущей клинической картины;
  • назначается физиотерапия, в частности, лечебная гимнастика. Метод помогает нормализовать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Выполнение упражнений постепенно повышает самооценку, а групповые занятия формируют навыки коммуникации;
  • проводятся сеансы когнитивно-поведенческой терапии. Существует огромное число прикладных методик, основанных на этом направлении психиатрии. Подавляющее большинство специалистов сходится во мнении о высочайшей эффективности такого подхода при устранении психологических проблем, а также лечении психических и невротических расстройств.

Привет. Сегодня поговорим о самооценке и как с ней жить.
Заниженная самооценка и как с ней бороться - это тема наших сегодняшних размышлений. Потому что если приглядеться, то мы увидим, как сильно наше отношение к себе влияет на нашу жизнь. Я три раза проходила психологический тест по самооценке и каждый раз мне выдавало новый результат. Согласно тем тестам, у меня и завышенная, и нормальная, и заниженная самооценка. Кому верить? :) Если вы так же, как и я сомневаетесь какой тип ваш, то советую узнать побольше про признаки заниженной самооценки

  1. В вашей речи много негатива? Знайте, что первый признак низкой самооценки - это частое присутствие в вашей речи таких фраз, как: «я не смогу, это невозможно, я этого не умею, всё плохо» и прочее.
  2. Постоянное стремление к совершенству. Если вы часами наводите красоту на своем лице, перед тем как выйти в магазин. Если вы видите свои и чужие недостатки и постоянно пытаетесь их жестко исправить. Стремление к идеальности-признак неуверенного отношения к себе.
  3. Чувство вины. Если вы постоянно извиняетесь за свои оплошности. Или выполняете задание, чтобы в очередной раз оказать всем, что у вас ничего не получается, то стоит быть настороже.
  4. Люди с заниженной самооценкой бояться проявлять инициативность . Часто принимают позицию «Быть ниже травы, тише воды». Они не хотят выделяться, потому что не уверенны в себе.

Если у вас присутствуют такие признаки низкой самооценки, то нужно быть внимательнее к следующему разделу.

Как бороться?

Бороться не надо, надо принять ситуацию и искать ей решение. У меня, кстати, много знакомых, которым срочно нужно решение этой «проблемы». Тут срочность не нужна, тут нужна глубина решения.
Уверена, что если вы когда-либо читали статьи о борьбе с заниженной самооценкой, то вы встречали некоторые из следующих советов:


В общем, я согласна я каждым пунктом. Стоит понять, как быть красивой без косметики (чтобы научиться любить свою внешность), надо знать свои положительные стороны (чтобы не зацикливаться на негативе). Иногда стоит почитать аффирмации на любовь, чтобы сконцентрироваться на любви и свете и так далее.
Это всё нужно выполнять.

Копаем вглубь

Однако, хочу предупредить, что часто причины заниженной самооценки кроются гораздо глубже. Эти пункты могут помочь устранить поверхностные симптомы, но для того, чтобы понять, как бороться с заниженной самооценкой, на некоторых стадиях придется обратиться к специалисту.

Наши проблемы, связанные с низкой самооценкой, кроются в детстве. Если вы чувствовали, что вас не любят или постоянно обвиняют в чем-то. Если ваши родители или друзья игнорировали ваше мнение или смеялись над вами. Всё это может оставить глубокий след, который до сих пор влияет на вас в виде заниженной самооценки.

Такие вопросы решает психологи. Они помогают вам узнать причины вашего негативного отношения к себе и профессионально устраняют их. Лечение происходит через душевную боль, через слезы, потому что причина может оказаться слишком большой болячкой, которую не хочется трогать. Например, ваши мама и папа хотели научить вас самосовершенствоваться, но неправильно выбрали методы. Они постоянно вас сравнивали с более успешными ребятами, во всех ваших достижениях они указывали на недостатки, таким образом, они сформировали в вас низкую самооценку.

Но вы повзрослели, теперь пришло время взять на себя ответственность и избавиться от груза прошлого. Хотите ли вы, чтобы и через 10-20 лет, вы были так же неуверенны в себе? Наврядли. Поэтому ответ на то, как бороться с заниженной самооценкой, это - взять ответственность за сою жизнь в свои руки , пойти к специалисту и решить проблему.
Ваша жизнь станет легче и гармоничнее.

Это то, что я хочу для вас (и вы тоже).
Ваша Джун.

 
Статьи по теме:
Тематическое занятие на тему:
Урок мужества «Давайте, люди, никогда об этом не забудем...» Оформление доски : плакаты с цитатами о Сталинграде; Сталинградской битве; рисунки детей, посвященные годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Подсчитайте, живые, Сколько ср
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Губка- губочка Эксперименты с губками
Евгения Куваева Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Грибы» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе на тему «Грибы » . Цель : дать представление о грибах и ягодах ,
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение