Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд. Россия вывела из строя американский новейший авианосец "джеральд форд"

9 ноября этого года на верфи Newport News Shipbuilding (г. Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния) состоится церемония спуска на воду нового американского авианосца Gerald R.Ford (CVN-78). Строительство головного корабля одноименного типа началось в 2009 году и вскоре перейдет в завершающую стадию. Ввод авианосца в боевой состав ВМС США запланирован на 2016 год. В дальнейшем Пентагон собирается построить еще два корабля этого типа.

Авианосец «Джеральд Р. Форд» является одним из главнейших американских военных проектов последнего времени. Подобное отношение к кораблю в первую очередь обусловлено тем, что впервые с шестидесятых годов американское кораблестроение создало и осуществляет столь крупный проект. Находящиеся в настоящее время в составе ВМС авианосцы типа Nimitz строились в соответствии с проектом, разработанным в шестидесятых годах.

С тех пор проект неоднократно дорабатывался перед строительством или модернизацией кораблей, но не претерпевал значительных изменений. Корабли типа Gerald R. Ford, первый из которых скоро будет спущен на воду, строятся по новому проекту, созданному в соответствии с нынешними требованиями военно-морских сил.

Одной из самых интересных черт нового проекта является подход к оснащению кораблей различным оборудованием. Так, по своим габаритам и водоизмещению авианосец «Джеральд Р. Форд» почти не отличается от предшественников типа «Нимитц». Корабль с полным водоизмещением около 100 тыс. тонн имеет длину свыше 330 метров и максимальную ширину по летной палубе 78 м. При этом внутреннее оснащение, радиоэлектронное оборудование, вооружение и т.п. нового авианосца можно считать большим шагом вперед.

Утверждается, что применение ряда новых систем позволит значительно сократить экипаж корабля, но при этом поднять интенсивность боевой работы авиакрыла минимум на 30%. Следствием последнего станет увеличение боевой эффективности корабля.

Более высокие характеристики нового авианосца в сравнении с эксплуатируемыми в настоящее время обусловлены применением двух атомных реакторов A1B, разработанных специально для авианесущих кораблей нового проекта. При необходимости такая энергетическая установка может выдавать мощность, на 25% превышающую максимальную мощность реакторов авианосцев «Нимитц». При этом трудоемкость обслуживания реакторов снижена вдвое.

Энергетическая установка с двумя реакторами A1B является первой системой такого типа, не требующей перезагрузки топлива в течение службы . Новые реакторы рассчитаны таким образом, что ядерного топлива хватит на все 50 лет, в течение которых будет служить авианосец. Благодаря этому, кроме прочего, повышается безопасность эксплуатации корабля, поскольку все радиоактивные материалы с момента загрузки и до списания авианосца будут находиться в герметичном объеме.

Использование более мощной энергетической установки позволило оснастить авианосец «Джеральд Р.Форд» электромагнитными катапультами EMALS. При помощи новых катапульт авианосец сможет обеспечить нормальную интенсивность полетов авиации на уровне 160 самолетовылетов в сутки. Для сравнения, современные авианосцы типа Nimitz могут обеспечить лишь 120 вылетов в сутки. При необходимости перспективный авианосец сможет поднять интенсивность полетов до 220 вылетов в сутки.

Основным элементом комплекса радиоэлектронных средств корабля Gerald R.Ford станет радиолокационная система DRB. В ее состав включены многофункциональная РЛС Raytheon AN/SPY-3 и РЛС объемного обзора Lockheed Martin VSR. Аналогичное радиоэлектронное оборудование предполагается устанавливать на новых эсминцах проекта Zumwalt. Предполагается, что РЛС VSR будет использоваться для контроля воздушной обстановки и целеуказания самолетам или кораблям. Вторая радиолокационная станция, AN/APY-3, предназначается не только для обзора или сопровождения целей, но и для управления некоторыми видами вооружения.

При проектировании нового авианосца учитывался опыт, полученный при эксплуатации предыдущих. В связи с этим была изменена компоновка ангарной палубы. Так, авианосец «Джеральд Р.Форд» имеет двухсекционную ангарную палубу. Для подъема летательных аппаратов на летную палубу корабль получил три элеватора вместо четырех, применявшихся на авианосцах предыдущего типа.

По официальным данным, новый авианосец сможет перевозить и обеспечивать боевую работу свыше 75 летательных аппаратов нескольких типов. Первоначально основной ударной силой авианосца Gerald R. Ford будут самолеты F/A-18E/F Super Hornet. Со временем к ним присоединятся, а затем и заменят, новейшие F-35C. Состав самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы, а также вертолетов различного назначения останется прежним. Кроме того, предполагается разместить на новом авианосце беспилотные летательные аппараты нескольких типов. В отдаленном будущем подобная техника может потеснить пилотируемые самолеты и вертолеты.

Для ПВО и ПРО корабля авианосец Gerald R. Ford оснастят зенитными ракетными комплексами RIM-116 RAM и RIM-162 ESSM. Такое вооружение позволит кораблю перехватывать опасные цели на дальностях до 50 км. Кроме того, для защиты от угроз в ближней зоне на авианосец установят несколько зенитных артиллерийских систем.

На данный момент собраны все основные конструкции нового авианосца и вскоре начнется завершающий этап строительства и оснащения. После ввода корабля в строй, планируемого на 2016 год, в составе ВМС США снова будет 11 авианосцев. В 2012 году, после списания авианосца Enterprise (CVN-65), количество кораблей этого класса сократилось до 10. В дальнейшем планируется перевести структуру авианосного флота на постоянное использование 10 кораблей.

В сентябре исследовательская служба Конгресса США опубликовала новые данные, касающиеся финансовой стороны строительства авианосцев. По данным службы, строительство Gerald R. Ford обошлось бюджету в 12,8 миллиарда долларов (в текущих ценах). При этом финансирование строительства было полностью завершено еще в 2011 году и с тех пор никаких средств на новый корабль не выделялось. Для компенсации роста стоимости отдельных компонентов и работ в 2014 и 2015 финансовых годах планируется дополнительно выделить около 1,3 млрд. долларов.

В ближайшей перспективе ВМС США разместят заказ на строительство второго авианосца типа Gerald R. Ford, который получит имя «Джон Ф. Кеннеди». Закладка второго корабля запланирована на следующий год. В течение 2014-2018 годов предполагается потратить на строительство около 11,3 миллиарда долларов, 944 млн. из которых будут выделены в первый год строительства. В 2018 году предполагается подписать контракт, в соответствии с которым судостроительная промышленность построит третий авианосец того же типа (имеется информация о его названии – Enterprise). Стоимость этого корабля в ценах 2014 финансового года оценивается в 13,9 миллиарда.

В планах Пентагона на ближайшие десять лет числится постройка лишь трех авианосцев нового типа. Срок службы этих кораблей составит 50 лет. Какими проектами займется американское кораблестроение после 2023 года, когда планируется спустить на воду Enterprise, пока неизвестно. К тому времени возможно обновление существующего проекта или начало работ над новым. Так или иначе, в течение ближайших 10-12 лет военно-морские силы Соединенных Штатов получат три новых авианосца, которые по своим характеристикам превосходят используемые сейчас корабли.

Как и любой другой дорогостоящий и амбициозный проект, строительство новых авианосцев подверглось жесткой критике. В свете последних сокращений военного бюджета строительство столь дорогих кораблей выглядит, как минимум, неоднозначно. К примеру, отставной офицер ВМС США Г. Хендрикс, являющийся последовательным противником современных авианосцев, регулярно приводит следующий довод против новейших кораблей. Последний из авианосцев типа Nimitz обошелся казне примерно в семь миллиардов долларов.

Головной «Джеральд Р.Форд» в итоге будет стоить почти вдвое больше. При этом нормальная интенсивность полетов, обеспечиваемая электромагнитной катапультой, составит всего 160 самолетовылетов в сутки против 120 у «Нимитцев». Иными словами, новый авианосец в два раза дороже старого, но прирост боевой эффективности, выраженный в количестве возможных самолетовылетов, составляет всего 30%. Стоит отметить, что при максимальной нагрузке на электросистемы Gerald R.Ford может обеспечить 220 самолетовылетов в сутки, но и это не позволяет достичь пропорционального роста боевой эффективности.

Авторы проекта новых авианосцев регулярно упоминали, что эксплуатация этих кораблей будет стоить меньше, чем использование уже существующих. Тем не менее, экономия на эксплуатации далеко не сразу сможет оказать влияние на финансовую часть проекта. Главная причина этого – вдвое большая цена строительства кораблей. Кроме того, не следует забывать, что авианосцы работают в составе авианосных ударных групп (АУГ), в которые также входят корабли других классов.

По состоянию на начало 2013 года эксплуатация одной АУГ обходилась примерно в 6,5 миллиона долларов ежедневно . Таким образом, экономия на эксплуатации авианосцев может не оказать значительного влияния на общие финансовые показатели соответствующих соединений ВМС США.

Еще одной проблемой финансового характера является авиационная группировка. В течение первых лет основой ударной авиации новых авианосцев будут истребители-бомбардировщики F/A-18E/F. В дальнейшем им на смену придут новейшие F-35C. Характерной неприятной чертой обоих вариантов состава авиагруппы является фактическая стоимость боевых вылетов. Согласно подсчетам Г. Хендрикса, весь жизненный цикл самолетов F/A-18, включая стоимость строительства и подготовки лётчиков, обходится военному ведомству примерно в 120 миллионов долларов.

За последние десять лет палубная авиация ВМС США, участвуя в различных конфликтах, использовала около 16 тыс. бомб и ракет различных типов. Таким образом, среднее количество боеприпасов, использованных каждым из эксплуатирующихся самолетов F/A-18 за десять лет, равняется 16 единицам. Из стоимости жизненного цикла машин следует, что каждый сброс бомбы или пуск ракеты обошелся налогоплательщикам в 7,5 миллионов долларов. Стоимость строительства и эксплуатации новейших палубных самолетов F-35C будет значительно выше аналогичных параметров современной техники. В связи с этим средняя стоимость одного сброса бомбы может увеличиться в разы.

Таким образом, уже сейчас можно с уверенностью говорить, что один из самых амбициозных американских проектов последнего времени окажется еще и одним из самых дорогих. Причем есть основания сомневаться в том, что примененные меры, направленные на экономию за счет ряда новых систем и т.п., позволят ощутимо повлиять на общие экономические показатели проекта. Тем не менее, строительство новых авианосцев – пусть даже и чрезмерно дорогих – позволит ВМС США поднять свой боевой потенциал и обеспечить возможность выполнения боевых задач в течение следующих 50 лет.

Авианосцы - это бесполезные с военной точки зрения сооружения, не имеющие никакой ударной мощи.

Роль современных авианосцев в качестве ударной силы в военных действиях близка к нулю . Самолёты, которые на них базируются, совершенно не годятся для сколь-нибудь ощутимых ударов по противнику: они не способны нести приемлемую бомбовую нагрузку из-за короткой взлётно-посадочной полосы на авианосцах. Поэтому с военной точки зрения, авианосцы являются почти бесполезными сооружениями для узкоспециализированных задач. Вся эта программа строительства, скорее всего, являлась колоссальным распилом бюджетных денег , который успешно продолжается и сегодня .

Корабль, носящий имя американского президента Джеральда Форда, - головной авианосец нового поколения. Самолёты должны будут взлетать с его палубы при помощи электромагнитных катапульт, садиться при помощи электрических аэрофинишёров.

Афера 21 века. Плавучая казарма Дж. Форд.

Спущенный на воду в ноябре 2013 корпус авианосца CVN78 «Джеральд Форд», в лучшем случае, станет полноценной боевой единицей в каком-нибудь будущем. А при определённых обстоятельствах - не станет ею никогда .

Три ключевые системы , без которых «Джеральд Форд» не функционален ещё не существуют в природе . И нельзя сказать, когда они появятся. Это двухдиапазонная радиолокационная система (DBR - Dual-Band Radar) , электромагнитные катапульты (EMALS - Electromagnetic Aircraft Launch System) и турбоэлектрическая система посадки (AAG - Advanced Arresting Gear) . Все три системы находятся в качестве опытных образцов.

Двухдиапазонный радар DBR исключён из проекта эсминцев типа Zumwalt . Отчасти - из-за сокращения расходов, отчасти - потому что неизвестно, когда будет получен действующий образец.

Система турбоэлектрической посадки AAG ещё не начала действовать даже на наземном экспериментальном комплексе NASC в Лейкхёрсте, штат Нью-Джерси. Работы над этой системой отстают от графика на 2,5 года. Только в 2015 году американские ВМС рассчитывают закончить её наземные испытания. А на корабле эта установка сможет появиться ещё позже. Естественно, если испытания пойдут гладко и система не потребует серьёзных доработок.

С электромагнитной катапультой EMALS ситуация ещё более безнадежная. Согласно сентябрьскому отчёту «сторожевого пса конгресса» - агентства GAO (US Government Accountability Office) - степень готовности EMALS в 2013 году осталась ровно такой же, какой она была в 2008 году. На сегодня EMALS - это технология, доказавшая практическую жизнеспособность, но не имеющая прототипа, близкого к реальному образцу. И это притом, что наземный стенд в Лейкхёрсте действует с 2007 года. А в 2010 и 2011 году с него даже взлетали самолёты. Американцы предлагают Индии вместе доводить до ума EMALS . Но если индийцы ещё думают, то британцы уже отказались .

В 2012 году Британия изменила проект авианосцев типа «Queen Elizabeth» под обычный трамплинный взлёт. А в авиагруппе заменила F-35C на F-35В вертикальной посадкой), хотя этот вариант самолёта - уже не истребитель , а только штурмовик, имеющий меньший радиус действия и меньшую боевую нагрузку. У такого весьма разумного решения было две причины: стоимость системы электромагнитного взлёта и посадки выросла с 1,6 до 3,2 млрд . долларов, а готовности данной системы Британии пришлось бы ожидать до 2023 года (ещё 10 лет). Ждать 10 лет британцы не захотели , тем более, что «Queen Elizabeth» будет спущена на воду в следующем году и передана Королевскому флоту в начале 2017 года.

Гребные винты и наживка для акул нового корыта для летающих чайников.

«Джеральд Форд» уже спущен на воду. Видимо, американцы подождать могут. А что, собственно, им ещё остаётся? Этот корабль изначально проектировался под электромагнитный взлёт и посадку палубной авиации. Просто взять и поставить на этот корабль паровые катапульты вместо электромагнитных - невозможно. Для этого придётся полностью переделать проект и частично разобрать уже спущенный на воду корпус.


Впрочем, вероятно, что такая судьба ждёт «Джеральд Форд». Согласно отчёту GAO , вероятность дополнительных конструктивных изменений и дорогостоящих переделок на борту уже спущенного на воду корпуса корабля - весьма высока. В своё время, видя отставание работ над отдельными системами на сроки от 2 до 4,5 лет, ВМС США отказались сдвигать график строительства корабля. Корпус спущен на воду, ключевых систем ещё нет , и это грозит «техническими открытиями в конце строительства корабля».

Несмотря на бодрые торжественные речи плановое начало испытаний «Дж. Форда» в 2016 году можно считать фантастикой. Этому кораблю, в лучшем случае, ещё лет десять стоять в достройке .

Вот так как здесь - в сухом доке - чтобы не затонуть.


Всего военно-морские силы США должны получить десять авианосцев типа «Джеральд Форд», которые заменят устаревшие авианосцы типов «Нимиц» и «Энтерпрайз». «Джеральд Форд» станет первым за последние 40 лет авианосцем нового типа в составе ВМС США . Спуск на воду последнего из этой серии запланирован на 2048 (!) год.

Просуществуют ли сами соединенные штаты до этого времени - большой вопрос.

Почему никто не боится атомных авианосцев?

Попытка решить любой локальный конфликт силами нескольких авианосцев закончится трагически - палубная авиация не способна обеспечить необходимую плотность бомбовых ударов , у неё не хватит сил, чтобы самостоятельно организовать достойное прикрытие. Часть истребителей-бомбардировщиков придётся задействовать в качестве воздушных танкеров, что ещё более сократит и без того мало количество ударных машин. В результате, при встрече с более-менее подготовленным противником (Ирак образца 1991 года) - вражеская авиация и средства ПВО перебьют авиакрылья «Нимицев» в первый же день войны.

1300 боевых вылетов в сутки - интенсивность авиаударов во время операции «Буря в пустыне» поражает воображение. Каждые несколько часов по территории Ирака прокатывались смертельные волны из 400-600 самолётов. Очевидно, что даже 10 суперавианосцев типа «Нимиц» не способны выполнить такое количество работы; они слабы перед мощью тактической авиации наземного базирования.

Ключевая проблема авианосцев в том, что палубные самолёты уступают по характеристикам «сухопутным» самолётам - истребитель-бомбардировщик «Хорнет» просто моделька на фоне многоцелевого F-15Е «Страйк Игл». «Хорнет» не в силах поднять бомбу крупного калибра (ограничение при полётах с палубы), в то время, как F-15E поднимается в небе с четырьмя 900-кг боеприпасами (не считая подвесных топливных баков, прицельных контейнеров и ракет «воздух-воздух»).

Понятно, почему супер-авианосцы ВМС США не рискнули вмешаться и предотвратить оккупацию Кувейта иракской армией летом 1990 года. Палубная авиация проявила полную пассивность и ни разу не попробовала преодолеть ПВО Ирака. «Непобедимые» авианосцы терпеливо ждали полгода , пока в зоне Персидского залива не образуется миллионная группировка Международной Коалиции при поддержке 2600 боевых самолётов и 7000 единиц бронетехники. Вклад авианосцев ВМС США в мировые конфликты просто неоценим: Ирак - 17% от общего количества боевых вылетов авиации, Югославия - 10% всех боевых вылетов авиации, Ливия - 0% .

Ржавый Ноев ковчег.

Ядерный реактор на борту американских авианосцев - дорогое и бесполезное излишество , негативно влияющее на живучесть корабля , но не имеющее никакого принципиального значения. Несмотря на все усилия американцев, ударная мощь авианосцев ВМС США всё равно остаётся на уровне плинтуса.

Свидетельств ничтожности военного значения авианосцев более чем достаточно. Пентагон понимает это лучше нас, потому в локальных конфликтах всецело полагается на военные базы США в количестве 800 единиц на всех континентах Земли.

Но каким образом вести войну, при отсутствии зарубежных военных баз? Ответ: никак . Если нет авиабаз в Южной Америке, вести локальную войну на другом конце Земли невозможно. Никакие авианосцы и десантные «Мистрали» не заменят нормальных аэродромов с двухкилометровой «бетонкой».

Основную часть жизни атомные исполины мирно спят у пирсов в своих тыловых базах в Норфолке и Сан-Диего, либо стоят в полуразобранном состоянии в доках Брементона и Ньюпорт-Ньюс. Эксплуатация авианосцев столь затратна , что адмиралы ВМС США семь раз подумают, прежде чем отправить гиганта в дальний поход. В конце концов, чтобы «навести понт» достаточно визита одного крейсера или эсминца.

Единственная «узкая» ниша , в которой могут быть применены современные авианосцы - противовоздушная оборона собственной эскадры в открытом океане. Но для решения оборонительных задач мощь «Нимица» избыточна. Для обеспечения ПВО корабельного соединения достаточно лёгкого авианосца с парой истребительных эскадрилий и вертолётами ДРЛО. Безо всяких ядерных реакторов и сложных катапульт (Реальный пример такой системы - строящиеся британские авианосцы типа «Куин Элизабет»).

США продолжают жить стандартами войны, которая закончилась 70 лет назад. И собираются консервировать своё отставание в военной сфере еще ближайшие 45 лет. Это при том, что 1-2-3 ракеты 3М54Э1 отправят такое корыто с гайками на дно за считанные минуты, которое при этом утащит за собой 2500-2700 человек высококлассного состава и особо ценных пилотов при 75 самолетах. Спасти их не удастся - корабли ордера при признаках ракетной атаки кинутся в разные стороны - слишком дорогое удовольствие спасать плавающую наживку для акул на кораблях, стоящих миллиарды долларов. Да и такая масса людей перевернет любой эсминец типа «Арли Бёрк» - других типов у СЦАки просто нет.

Вывод : строящиеся авианосцы типа «Джеральд Форд» утонули, еще не вступив в строю. Эти лохани - символ умирающих США. Мертвый тянет за собой умирающего. Мир праху их.

Дуракам везде одна дорога.

Так победим!

В остальном полагаю - США должны быть уничтожены.


АВИАНОСЕЦ CVN-78 «ДЖЕРАЛЬД ФОРД» (США)

AIRCRAFT CARRIER USS CVN-78 «GERALD FORD (USA)

01.02.2019


Электромагнитные катапульты на борту авианосца ВМС США нового поколения «Джеральд Форд» несколько раз отказывали в ходе испытаний. Об этом сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на данные Пентагона.
Как уточняет РБК, катапульты отказывали 20 раз во время 740 испытательных полетов над морем с мая 2017 года, когда авианосец передали ВМС США. При этом, отмечает Bloomberg, это не единственная проблема с авианосцем – на корабле также пока отсутствуют подъемники для передачи боеприпасов между палубами: в эксплуатацию запущен только один из 12 необходимых.
В то же время представители американских ВМС говорят о «растущих боевых возможностях» корабля и теперь должны профинансировать устранение дефектов электромагнитных катапульт, уточняет Bloomberg. При возникновении неполадок никто не пострадал, однако два запуска в итоге пришлось отменить.
Самый дорогой корабль ВМС США – авианосец «Джеральд Форд» заложили на верфи компании Huntington Ingalls Industries в Ньюпорт-Ньюс в 2009 году. Планировалось, что флот его получит уже в 2014 году. Но сначала сроки завершения строительства сдвинули на 2016 год, а затем еще на год. К задержке сдачи корабля привели, в частности, внедрение принципиально новых технологических решений, в том числе, электромагнитных катапульт.
Официально корабль приняли в состав ВМС США 2 июня 2017 года. Присвоение ему статуса полной боеготовности запланировано на 2020 год. Сейчас корабль проходит ремонт, который должен завершиться летом 2019 года.
Продолжается строительство второго авианосца нового поколения – «Джон Кеннеди». Корабелы утверждают, что опережают график на три месяца.
Авианосцы нового поколения с водоизмещением около 100 тысяч по внешнему виду и габаритам мало отличаются от авианосцев класса «Нимитц», но смогут брать на борт больше единиц авиатехники: они рассчитаны на базирование 90 самолетов и вертолетов, включая истребители пятого поколения F-35.
https://flot.com

02.02.2019


ВМС США заключили контракт почти на 15 млрд. долларов с Huntington Ingalls Industries для продолжения строительства двух атомных авианосцев класса Джеральд Ford. 31 января компания объявила, что получила модификацию контракта на сумму 15,2 миллардов долларов США на детальное проектирование и конструкцию авианосцев класса Джеральд Р. Форд, имеющих нумерацию (CVN 80) и (CVN 81).
«Впервые за более чем три десятилетия с подразделением Newport News Shipbuilding, компанией Huntington Ingalls Industries был заключен контракт на строительство двух авианосцев для ВМС США», — говорится в сообщении.
«Этот исторический контракт является значительным шагом на пути к проектированию и созданию авианосцев следующего поколения с наилучшими характеристиками для всей нации, и является определяющим моментом в истории единственного производителя атомных авианосцев в США».
По данным Министерства обороны США, компания награждается работами по детальному проектированию и строительству авианосцев CVN 80 Enterprise и пока еще безымянного CVN 81. Действующий контракт на авансовые закупки финансировался с 2016 года. Ожидается, что все работы по этому контракту будут завершены к февралю 2032 года. Решение ВМС сотрудничать с Huntington Ingalls для создания наилучшего подхода к приобретению кораблей, сэкономит для бюджета флота более 4 миллиардов долларов по всей программе в целом.
«Сегодняшнее объявление — это триумфальный шаг к возвращению флота, состоящего из 12 авианосцев и созданию военного флота из 355 кораблей, в котором нуждается наша нация», — заявила Дженнифер Бойкин, президент Newport Shipbuilding. «Самое главное для нас, это обеспечение стабильности нашей рабочей деятельности и наших поставщиков на всей территории Соединенных Штатов до конца срока выполнения контракта».
Строительство, которое началось на предприятии в 2017 году, должно успешно закончиться поставкой Энтерпрайза в 2028 году и CVN-81 в 2032 году, соответственно.
Военный паритет

04.02.2019


31 января 2019 года в Вашингтоне состоялась церемония подписания выданного министерством обороны США судостроительному предприятию Huntington Ingalls Industries — Newport News Shipbuilding (Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния) контракта стоимостью 14,917738145 млрд долл на строительство для ВМС США сразу двух очередных (третьего и четвертого) атомных авианосцев типа Gerald R. Ford с бортовыми номерами CVN 80 и CVN 81. С учетом двух выданных в тот же день тому же предприятию еще двух дополнительных контрактов (стоимостью 263,096868 млн долл и 31,097671 млн долл соответственно) на дополнительные работы по техническому проектированию данных кораблей и на произведение доработок в проекте, общая стоимость полученных 31 января Huntington Ingalls Industries — Newport News Shipbuilding единовременных контрактов достигает 15,212 млрд долл.
Основной контракт заключен по схеме с «фиксированной ценой» (Fixed Price Incentive (Firm Target) — FPIF), позволяя верфи построить два корабля по единым техническому проекту и документации при минимизации вмешательства ВМС в уже утвержденный проект и в процес строительства. Утверждается, что единовременный заказ двух кораблей по схеме FPIF позволит (в теории) министерству обороны США сэкономить более 4 млрд долл по сравнению с заказом авианосцев по отдельным контрактам — общая стоимость постройки авианосцев CVN 80 и CVN 81 с учетом заказываемых ВМС отдельно поставок вооружения и оборудования оценивается в 24 млрд долл вместо 28 млрд долл по изначальным расчетам, при этом экономия при постройке авианосца CVN 81 дожна достичь 18%.
Ранее ВМС США уже прибегали к такой практике в 1980-е годы в эпоху Рейгана-Лемана, единовременно выдав тогда Newport News Shipbuilding заказы на две пары атомных авианосцев типа Nimitz — CVN 72 Abraham Lincoln и CVN 73 George Washington (в декабре 1982 года), и CVN 74 John C. Stennis и CVN 75 Harry S. Truman (в марте 1988 года). Тогда экономия при единовременном заказе двух кораблей оценивалась в 10%.
Фактические работы по подготовке строительства первого из законтрактованных 31 января (и третьего в серии типа Gerald R. Ford) авианосца CVN 80 Enterpise были начаты Huntington Ingalls Industries — Newport News Shipbuilding еще в мае 2016 года, и с 2017 года ведется изготовление конструкций и заказ оборудования смежникам. Официальное начало строительства CVN 80 Enterpise запланировано на 2020 год, а его сдача ВМС США — на 2028 год.
Второй из заказанных 31 января авианосцев CVN 81 (название пока не присвоено) запланирован началом официальной постройки на 2023 год и планируется к сдаче в 2032 году. Авианосцы CVN 80 и CVN 81 должны заменить в боевом составе ВМС США два атомных авианосца типа Nimitz — CVN 69 Dwight D. Eisenhower и CVN 70 Carl Vinson.
Напомним, что головной американский атомный авианосец нового поколения CVN 78 Gerald R. Ford, построенный на Huntington Ingalls Industries — Newport News Shipbuilding, был передан ВМС США 22 июля 2017 года. Второй авианосец этого типа CVN 79 John F. Kennedy находится в постройке с предполагаемым сроком сдачи в 2024 году.
https://bmpd.livejournal.com


АВИАНОСЕЦ CVN-78 «ДЖЕРАЛЬД ФОРД»

Авианосцы типа CVN-78 «Джеральд Р. Форд» (англ. Gerald R. Ford class) - серия многоцелевых атомных авианосцев США, постройка которых ведётся с 2009 года. Корабль строится по проекту CVNX-1, что предусматривает создание в несколько измененном корпусе АВ типа «Честер Нимитц» качественно нового корабля. Созданы как улучшенная версия авианосцев типа «Нимиц» и отличаются от них, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, сокращённым, за счёт высокой степени автоматизации, экипажем и как следствие, меньшими эксплуатационными расходами. Помимо этого, новые авианосцы отличаются внедрением ряда новых технологий и конструктивных решений, в частности, элементов стелс-технологии. Головной корабль заложен 14 ноября 2009 года, введение его в строй планируется в 2015 году. Помимо него, запланировано строительство по меньшей мере двух кораблей, по мере принятия на вооружение авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» будут заменять авианосцы типов «Энтерпрайз» и «Нимиц».

Проектирование авианосцев нового типа «CVX» началось с 1996 года.
На начальном этапе работ над проектом авианосца распоряжением министра ВМС была сформирована консультативная комиссия, которая, сотрудничая с экспертами флота и промышленности, в частности, по проблемам перспективных технологий, призванных повысить оперативную гибкость нового авианосца, выработала следующие рекомендации. Корабль должен иметь водоизмещение не менее 100 тыс. т и большую полетную палубу для базирования на нем авиакрыла полного состава и обеспечения полетов перспективных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) практически в любых метеоусловиях. Целесообразным признано оснащение авианосца ядерной энергетической установкой (ЯЭУ), позволяющей осуществлять его экстренный переход в район предназначения на высокой скорости хода без дозаправки топливом (в связи с этим проект получил обозначение CVNX). Единая электроэнергетическая система должна обеспечить не только работу вспомогательных механизмов, но и применение перспективных систем оружия. В интересах повышения живучести корабля комиссия рекомендовала принять меры по снижению акустической и электромагнитной сигнатур, а в целях экономии средств — сократить численность экипажа, стоимость строительства и эксплуатационные расходы, а также исключить необходимость перезарядки ядерных реакторов.

АВМА CVN-78 (с корпусом авианосца типа «Нимитц») будет оборудован новой ЯЭУ и электроэнергетической системой, которая позволит обеспечить оснащение корабля электромагнитными катапультами и высокоточным оружием самообороны, энергопитание новых РЛС и перевод на электроэнергию вспомогательных паровых систем. Эти и другие нововведения получат дальнейшее развитие при проектировании АВМА CVN-79, у которого будет корпус новой (возможно катамаранной) конструкции, что позволит увеличить площадь полетной палубы, и перспективная система электродвижения.

Авианосцы класса Джеральд Р. Форд (Gerald R Ford) будут иметь такое же водоизмещение (порядка 100000 тонн), как и их предшественник авианосец класса Нимиц (Nimitz) Джордж Г. У. Буш (George HW Bush) (CVN 77), однако команда на новом авианосце будет меньше на 500-900 человек.
Сокращение личного состава было одним из ключевых параметров программы CVN 21. Предполагается, что новые технологии автоматизации, использованные при конструировании авианосца, приведут к 30% снижению эксплуатационных требований и, следовательно, сокращению обслуживающего экипажа. Другие основные различия в эксплуатационных характеристиках с классом Нимиц: повышение количества вылетов (160 вылетов в день по сравнению с 140), количество и стабильность затрат за 50-летний срок эксплуатации корабля, увеличение (примерно на 150%) генерируемой электроэнергии и ее распределение для поддержания систем корабля, созданных с применением передовых технологий.

Первые два корабля, Джреальд Р. Форд (CVN 78) и Джон. Ф. Кеннеди (CVN 79), будут введены в эксплуатацию в 2015 и 2019 году соответственно, далее корабли этого класса будут вводить в эксплуатацию с интервалом в пять лет. К 2058 году планируется спустить на воду 10 авианосцев класса Форд. CVN 78 заменит авианосец CVN 65 Энтерпрайз (Enterprise), который начали использовать в 1961 году, а завершение срока его эксплуатации рассчитано на 2015 год. Общая стоимость CVN 21, как ожидается, составит 11,7 млрд. долларов
Для перспективных авианосцев период эксплуатации составит ориентировочно 50 лет.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Полное водоизмещение 101.600 т
Размерения:
Длина 317 м,
ширина наибольшая 40.8 м
Главная энергетическая установка: АЭУ, 2 усовершенствованных водо-водяных реактора с увеличенным сроком эксплуатации.
4 ГТЗА (главных турбозубчатых агрегатов), 4 винта.
Полная скорость хода ок. 30 уз.
Экипаж (моряки, авиагруппа, вспомогательный персонал): 4660 человек.

ВООРУЖЕНИЕ

Авиационное:
75 летательных аппаратов различного назначения.
Авиационно-технические средства: электромагнитные катапульты EMALS (разработка поручена фирме General Atomics)
Зенитно-ракетный комплекс: «Усовершенствованный Си Спарроу» или RIM-116 (RAM-116).
Радиоэлектронное вооружение:
БИУС ACDS Bloc 1 (или её усовершенствованную версию),
многофункциональную АСБУ «Aejis» Mk 7 (или улучшенную версию),
РЛС с ФАР АСБУ «Aejis» Mk 7 PY-1E или PY-1F+VSR,
радиолокационные системы обеспечения авиакрыла, системы спутниковой связи, навигационные системы и пр. и пр.

Обладают десятью авианосцами, - совсем недавно их было 11, но «Энтерпрайс» списали. Сорок лет корабли этого класса не сходили с американских стапелей. Самый современный авианосец «Джеральд Форд» в 2016 году должен встать в строй, для того чтобы естественная убыль была восполнена. Естественно, что при его постройке учитывались самые последние достижения технологии. Служить кораблю предстоит полвека, за это время многое может произойти.

Авианосцы как часть глобальной стратегии США

Уже во время Второй мировой войны авианесущие корабли превратились из просто плавучих аэродромов в грозные боевые единицы флота. Впрочем, на европейском морском театре военных действий их роль оказалась не очень важной, они представляли собой слишком крупную цель, да и надобности в них особой не было. Зато против Японии их применяли широко, сказывалась потребность тактической авиационной поддержки вдали от американских берегов. Затем была Корея и Вьетнам, в течение этих региональных войн был очерчен круг боевых задач, предполагавших, что использование авианесущих соединений наиболее эффективно, если противник не обладает серьезным противокорабельным потенциалом. По этой причине в годы Холодной войны США отдавали предпочтение обычным наземным военно-воздушным базам, которые стремились как можно ближе придвинуть к границам СССР и стран Варшавского блока. Вывод из этого прост - новейший авианосец «Джеральд Форд» является средством реализации политики «большой дубинки», которой уже исполнилось более века, и будет служить средством устрашения небольших непокорных государств, находящихся вдали от берегов США.

Президент Форд

Джеральд Рудольф Форд-младший, безусловно, был выдающимся политическим лидером эпохи 70-х годов, и даже успел послужить народу США на президентском посту. Однако название нового корабля и всей последующей серии, в которой он занимает титульное место, вызвало уже на этапе проектирования, начавшегося в 1996 году, возражения руководителей Пентагона и простых офицеров ВМС. При всех своих достоинствах, по мнению многих флотских «ястребов», не заслуживает экс-президент, умерший в 2006 году, того, чтобы в честь его назвали авианосец. Джеральд Р. Форд не отличался воинственностью, был сторонником разрядки в отношениях с Советским Союзом, к тому же он стал единственным президентом, не избранным по принятой в Америке процедуре, а занявший пост «автоматически» после отставки замаравшегося в Уотергейте Никсона. Предлагалось другое гордое имя, может быть не очень оригинальное, но внушительное, «Америка». Но, несмотря на возражения, при закладке все же назвали авианосец «Джеральдом Фордом».

Проект

Замысел отличался особой амбициозностью. После столь длительного перерыва требовалось что-то особое, демонстрирующее немеркнущую славу и титаническое могущество американского флота, самого мощного в мире. Предлагались различные решения, в том числе самые революционные. Новый корабль собирались изначально построить по технологии Стеллс, придав его обводам характерную для «невидимок» угловатость. Однако, посчитав сметные расходы, руководство страны все же решило ограничиться корпусом уже проверенного проекта «Нимица» с некоторыми оправданными изменениями и сосредоточиться на технологических аспектах оснастки. Новейший американский авианосец «Джеральд Форд» и так обошелся бюджету по самым скромным оценкам в 13 миллиардов, что вдвое выше (даже с учетом падения доллара), чем расходы на предыдущие аналогичные проекты. Сумма, кстати, не окончательная.

Сравнительная эффективность («Нимиц»)

При, в общем-то, сходных характеристиках (водоизмещение 100 тыс. т, размеры полетной палубы 317 х 40 метров) с последней серией авианосцев, состоящей на вооружении в настоящее время, этот корабль имеет ряд безусловных преимуществ. Не останавливаясь на экономике, можно оценить то, что в первую очередь интересует военных моряков, а именно боевые возможности, которыми будет обладать авианосец «Джеральд Форд». Характеристики у него следующие:

  • Число самолетов авиакрыла - 90.
  • Количество вылетов в течение суток - от 160 (нормальный показатель) до 220 (максимально, в боевых условиях).

Именно последний показатель является основным аргументом критиков проекта. Устаревший «Нимиц» мог «выстреливать» в небо и принимать на свою палубу 120 самолетов в день (в обычном режиме). Боевая эффективность выросла всего на 30% при увеличении расходов на авианосец «Джеральд Форд» вдвое.

Сколько стоит сбросить бомбу?

Американцы считают все. Например, то, что за последнее десятилетие морская авиация отправила на головы сербов, иракцев, ливийцев и прочих «плохих парней» 16 тысяч бомб и ракет. Деление этой цифры на число самолетов дает цифру 18 (столько бомб в среднем доставила к цели каждая боевая единица техники). Но и это еще не все, Есть и данные по стоимости сброса каждого отдельного боеприпаса - 7,5 млн $. Дороговато? Так вот, если учитывать цену палубного самолета F-35C, которым собираются комплектовать авианосец «Джеральд Форд», и расходы на его обслуживание, то сумма эта может вырасти в несколько раз. Сам корабль тоже вдвое дороже. Следовательно, для того чтобы бюджет не треснул, нужны меры по экономии. И они были приняты, причем на принципиально-конструктивном уровне.

Как на авианосце сэкономить?

Главные статьи расходов при эксплуатации боевого корабля включают траты на содержание экипажа, топливо, амортизацию и мероприятия, связанные с учебно-боевой работой. При проектировании авианосца «Джеральд Форд» (Gerald Ford) учитывались пожелания руководства страны и командования флота о сокращении по сравнению с «Нимицем» личного состава экипажа, и Главным «пожирателем денег» на кораблях с атомной силовой установкой считается реактор (на «Форде» их два), особенно в момент замены энерговыделяющих элементов. Срок службы авианосца - 50 лет, и все эти годы он может обходиться без перезарядки. загруженное в активную зону при постройке, расходуется полвека.

Что касается экипажа, то он сокращен на тысячу человек, и состоит из 2500 членов команды. Это достигнуто за счет автоматизации многих операций. И все равно эксплуатация корабля за время его службы обойдется в сумму свыше 22 миллиардов.

ТТХ и вооружения

Следующий авианосец типа «Джеральд Форд» проект (CVN-77) будет называться «Джон Кеннеди». В течение ближайших двенадцати лет четыре корабля этого типа планируется к постановке на боевое дежурство. Известно о них не так уж много, но кое-какие данные опубликованы. Ход авианосца - 30 узлов в час) при неограниченной дальности плавания, осадка составляет 7,8 метра. Палуб 25. Надстройки спроектированы так, чтобы максимально уменьшить эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), в результате авианосец «Джеральд Форд» на экранах радаров будет «светиться» как относительно небольшой эсминец. В конструкции широко применены композитные материалы (в том числе демпфирующие шумы) и радиопоглощающие покрытия. Корабль обладает мощным радарным и навигационным оборудованием, системами обеспечения полетов, спутниковой кодированной связи и многим другим, включая систему «Иджис». Основой авиакрыла станут «Супер-Хорнеты» F-18, и, возможно F-35C, если их производство возобновят. Новейший американский авианосец рассчитан на использование широкого спектра беспилотных аппаратов. Корабельная ПВО базируется на ракетах SM-3 «Стандарт» с достаточно скромными характеристиками.

Насколько страшен «Форд»?

Корабль впечатляет и размерами, водоизмещением, количеством самолетов на палубе и под ней, и своей электроникой. Безусловно, с его появлением американский флот станет еще сильнее. Однако сам факт упора на ударные возможности авиакрыла в ущерб защите от возможного воздушного (в том числе ракетного) нападения наводит на мысль, что, в отличие от многих других систем вооружения, авианосец «Джеральд Форд» США строят не для того, чтобы им угрожать России. Флот РФ намного (в разы) уступает американскому по общему водоизмещению, но при этом имеет эффективную структуру, позволяющую держать этих морских гигантов на безопасном расстоянии.

Авианосцы - оружие карательное, для реального боя с сильным противником они малопригодны.

 
Статьи по теме:
Как приготовить свиной желудок с гречкой
Сычуг, колбик, субпродукт. Какие еще названия есть у свиного желудка? Люди, занимающиеся разведением этих забавных животных с пятачком, знают, как приготовить свиной желудок, чтобы даже самый привередливый гурман испытал гастрономическое удовольствие. Се
Зерновое кофе для кофемашины
Сегодня зерновой кофе на рынке представляют множество различных брендов. Выбор настолько велик, что даже настоящие профессионалы могут запутаться. Поэтому сегодня разговор пойдет о том, какой кофе в зернах лучше или хуже и о мастерстве cup-tester. Кофе
Домашняя ветчина из свинины в ветчиннице с грибами, черносливом и орехами
С появлением ребенка в доме начинаешь задумываться о здоровой и, самое главное, вкусной пище. Ветчинница Редмонд — это не электрический прибор, а просто дополнительный аксессуар для приготовления домашней колбасы в мультиварке. Понятно, что вареная колбас
Свинина по-китайски: простой и вкусный рецепт
Свинина по-китайски - визитная карточка китайской кухни. Существует множество способов приготовления мяса и каждый из них хорош по-своему. Практически в каждом рецепте присутствует сахар или другой подсластитель, поэтому блюдо всегда выходит восхитительно