Библиотека моего детства. Читатели - о библиотеках Новосибирской области. Будущее библиотек и библиотеки будущего


Наш девиз: «Читать – это модно!»
Библиотека будущего… Об этом я еще размышляла 40 лет тому назад, когда впервые переступила порог моей библиотеки. Почему «моей», спросите, наверно, вы? Потому, что именно здесь, прошла вся моя жизнь, именно здесь, духовно росла я, мои читатели и развивалась моя библиотека. В 2015 году мы отметили 85-летний юбилей библиотеки. И я горда тем, что много лет возглавляю эту библиотеку. А ведь все мечты становятся реальностью. Когда-то я мечтала, чтобы моя библиотека стала не только культурным досуговым центром, но и центром образовательным. Теперь это так и есть. Я мечтала, чтобы в библиотеке будущего были компьютеры. Мои мечты сбылись. Сейчас библиотека – это компьютеризированная и подключенная к Интернету система. Когда-то я мечтала, чтобы в библиотеке был электронный каталог. Теперь у нас есть электронный каталог, и мы работаем по программе ИРБИС.
Раньше машинки-то печатной не было, все писалось от руки, и сценарии, и отчеты, и планы, подсчитывали свои показатели работы на простых счетах, а не на калькуляторе. А теперь мы всей этой техникой владеем в совершенстве. В библиотеке есть множительная техника, чудесная, фантастическая машина, мечта всей моей жизни, всегда хотела выпускать свою газету, теперь имею эту возможность. Один раз в месяц, у нас выходит «Библиотечная газета», на страницах которой мы публикуем все новости нашей библиотеки. Читателям полюбилась новая газета, и они с удовольствием ее читают. Выпускаю в библиотеке и поселковую газету «Покровская панорама», на страницах которой односельчане узнают обо всех новостях своего села. А сколько в год мы выпускаем печатной библиотечной продукции: буклеты, листовки, рекомендательные списки литературы, рекомендательные пособия…, не перечесть… Когда бы мы об этом мечтали? А теперь все это есть в библиотеке. Современные технологии творят чудеса и способствуют знакомству, дружбе в интернете, общению по скайпу с писателями и поэтами! Разве мы об этом когда-то мечтали? А теперь это реальность. Теперь мы имеем возможность организовать свой сайт, блог, открыть другие страницы в социальных сетях и рассказать о своей работе, показать библиотеку в фотографиях, в видеороликах… Мы разве мечтали когда-то об этом? А теперь сами фильмы снимаем и выкладываем в интернет! Для кого-то может быть это будущее, а для нас уже реальность! Интернет предоставил многие возможности работы с читателями. В нашей библиотеке «прижилась» интересная форма работы, как «Праздник чтения», который мы проводим вот уже несколько лет. Он может включать множество разных мероприятий для разных групп населения, для детей разного возраста. Своим читателям посылаем на электронную почту отрывки из наиболее популярных книг. После таких писем, читатели с удовольствием, посещают наши мероприятия, и берут книгу на дом - ведь ее нужно дочитать! Только благодаря интернету мы собираем с ребятишками пазлы в онлайне, составляем и отгадываем онлайн-ребусы. После таких игр детям хочется почитать книгу. Освоили новый сервер по составлению интерактивных плакатов, выпускаем буктрейлеры, плейкасты. Для многих сельских библиотек– это еще на грани фантастики, но для нас это уже реальность. По мнению известного специалиста в области библиотековедения А. В. Соколова» «Библиотека сегодня - основа образования, культуры, науки, социального благополучия, гарантия экономического подъема, гарантия стабильности государства». С этим утверждением нельзя не согласиться. Библиотека каждой страны, каждого народа является культурным достоянием нации. Библиотека - это храм знаний, это очаг, и если удается поддерживать огонь в этом очаге, значит, нация не обречена на забвение, значит, будет прогресс и процветание. А роль сельской библиотеки на селе огромна. Она является связующим звеном с системой библиотек района, области, страны и, наконец, всего мира.
А еще я мечтаю о библиотеке – музее, и скоро моя мечта осуществится, нашелся замечательный спонсор, Жилин Б.В. и ждем средства от ООО "Газпром Добыча -Оренбург", на средства спонсоров будет изготовлена музейная мебель. Скоро в библиотеке откроется мини – музей «Село и люди». Односельчане смогут познакомиться с историей своего села, музейными экспонатами, которые мы собираем все вместе по крупицам.
Очень хочется превратить нашу библиотеку в прекрасный мир, где хранится книга, так нужная нашему читателю, чтобы в библиотеке были большие читальные залы, чтобы там было светло, тепло, уютно, чтобы росли цветы, «…а еще лучше, чтобы попугайчики были, дети бы с ними играли. Чтобы было много столов, а за столами будут сидеть читатели, любые, и дети, и взрослые! Чтобы сказочные герои сами приходили из книг и общались с читателями. И всем будет хорошо..!» - так сказал один наш юный читатель. И будет чудо – библиотека. Библиотека-сад. Вот было бы здорово. Но пока об этом мы мечтаем. Библиотека у нас небольшая, но огромная по содержанию работы. Все, о чем я говорила выше, это только большое подспорье в работе библиотеки, но никакие гаджеты, никакие электронные книги, никакие библиороботы никогда не заменят нам «живую» книгу, которую можно держать в руках, ощущать ее запах, слышать шелест страниц и скромного труженика - библиотекаря, который добросовестно, со знанием дела выполняет свою простую и такую нужную нам всем работу - доводит до каждого читателя книгу. И от того, каков он, этот человек, зависит немало. Если он внимателен, отзывчив, заинтересован, доброжелателен, значит, он станет настоящим другом для своих читателей. И приходить в библиотеку для каждого станет потребностью. И каждый читатель навсегда подружится с книгой.
Наше село не живет без библиотеки… В мороз ли, в стужу, спешат от мала до велика в храм знаний выбрать ту или иную книгу, посидеть в тишине, полистать новые журналы, посмотреть мероприятие, подготовленное библиотекарями или просто пообщаться, «излить душу», как в народе говорят, а для этого в библиотеке работает два клуба - «Клуб интересных встреч» и клуб «Хозяюшка». У нас всегда много читателей. Потому, что «… здесь радость, свет, здесь хорошая аура…», как говорят наши читатели. И это очень радует. Пусть этот свет остается и в библиотеке будущего. Без живого Слова и Света невозможно будет жить.
Вот поэтому я - библиотекарь. И говорю это с гордостью, всегда, везде, всем уже 40 лет! Потому, что очень люблю свою профессию. За 85 лет существования наша библиотека превратилась из скромной сельской «избы–читальни» в современное учреждение культуры, которое эффективно выполняет информационную, образовательную и просветительскую функции, радует читателей своей красотой, новизной, новинками любимой литературы, новыми формами работы и теплотой творческих встреч. А еще я хочу, чтобы в библиотеке был игровой зал для детей, со сказочными персонажами из детских книг, чтобы познакомившись с ними, юные читатели захотели прочитать книгу. Хочется, конечно, иметь еще мультимедийный зал, городские библиотеки этим уже не удивишь, а вот сельские об этом только мечтают. А самое главное, чтобы в библиотеке будущего всегда был Читатель и Библиотекарь! Будут работать библиотеки, значит, будет процветающая страна, а народ наш будет духовно развит. Вот поэтому наша библиотека - территория общения, творчества и вдохновения.
В заключении хочу добавить небольшое стихотворение заслуженного учителя России, нашей односельчанки, Вихровой Р.Г., она называет библиотеку «… удивительный дом, наша замечательная библиотека, где вас всегда радушно встретят приветливые и улыбающиеся библиотекари – профессионалы своего дела…»
Есть в селе удивительный дом,
Сто вопросов задать можно в нем,
Вам ответы помогут найти,
Не забудьте в него лишь войти…
И еще одно:
Хозяйкам дома благодарности не счесть
За творческое вдохновение,
За профессиональное достоинство и честь
За мудрость, радость встреч, общение…
Не забудьте войти в удивительный дом, который называется - библиотека!
Пусть всем будет хорошо и в настоящем и в будущем!
Филиппова В.М., заведующая П-Покровской сельской модельной библиотекой

Юбилей - всегда повод оценить настоящее и задуматься над будущим. Именно поэтому, в год 75-летия библиотеки, читателям было предложено поучаствовать в творческой лаборатории «Библиотека будущего». Была сделана специальная анкета, главным вопросом которой стал вопрос о том, как каждый из читателей видит библиотеку в 2035 году, в год ее столетнего юбилея. Предлагалось описать, нарисовать свое видение. Желающих рисовать нашлось очень немного! А вот описания дают повод и задуматься, и удивиться, и улыбнуться - среди них обнаружилось много интересного! Как вам, например такое:

Тридцать пятый год двадцать первого века.
Я иду, как и прежде, в библиотеку.
Взяв журналы и книги, идут за столы
Добродушные люди огромной страны.
В моде знания, а не дурацкий успех,
Россия читает опять больше всех…
В «краевую» иду, как на пышный парад,
Так же как приходил четверть века назад.

А. В. Задорин

Выводов делать не буду, предлагаю ознакомиться с отрывками наиболее интересных описаний (авторский стиль и пунктуация сохранены):

«Мне кажется, что библиотека будущего будет оборудована различной современной техникой. Подходя к зданию, можно будет нажать на кнопку, выбрать нужный зал и сразу появится лифт, который довезет до места назначения. В каждом зале будет электронный архив, набрав нужный код, нужно будет подождать минуту и книга автоматически появится. Книги обычные, а вот столы и стулья оборудованы персонально для каждого человека. На столе лампа, отсек с бумагой и ручками, также полочки для книг, рядом со столом стул, автоматически подстраивающийся персонально под каждого человека» (Персман К.)

«Все, наверное, в электронном виде… А бумажные книги -на редких раритетных выставках. И руками нельзя будет трогать ☺» (Карцева В.)

«1 Органичное сочетание «старой» библиотеки и новых технологий; 2 Ускоренный поиск и получение любой информации; 3 При желании чтение on-line дома с библиотечного сайта» (Супрун О. Н.)

«В 2035 году бумажные книги будут издаваться только небольшими тиражами, для ценителей. Библиотеки станут местом общения людей, которым не нравятся контакты через Интернет для обсуждения литературы и встреч с авторами…» (Поздняков В. Т.)

«…Все книги есть в электронномвиде. Все библиотеки объединены в одну глобальную сеть, поэтому любая когда-либо выпускаемая книга, статья, журнал и. т.д. может быть в любое время доступна. Бумажные варианты книг сохранены и продолжают печататься… А еще наконец-то откроется кафе и библиотека будет работать круглосуточно (и вопрос в час ночи «Как пройти в библиотеку?» никого смущать не будет)» (Куршакова К.И.)

«Библиотека будущего - это место, где можно мгновенно получить любую информацию (текст, музыка, видео и т.д) и скопировать себе (бесплатно причем). Должны быть удобные современные условия для работы с информацией непосредственно в библиотеке. Книги, конечно, должны сохраниться. Но, возможно, будет индивидуальная система заказа печатания какого-либо произведения на бумаге, потому что есть удобные электронные ридеры, компактные и не напрягающие глаза» (Финникова А.)

«Мне кажется, к этому времени будут очень развиты информационные технологии, скорее всего будет множество компьютеров, в которых можно будет найти всю необходимую литературу. Многие, скорее всего, будут жалеть о том, что обычные книги, сделанные из бумаги, старинные - не популярны, их мало.» (Яковлева Т. О.)

«Не будет библиотеки уже в 2025 году. Пари… По крайней мере в нынешнем виде. Разве музей печатного дела??Печально…» (Копылов В.)

«Фасад в крупных нарисованных цветах или ярких геометрических фигурах, блестит стеклом и пластиком ☺. Внутри мебель в стиле хай-тек, несколько кафе. Обычные бумажные книги - для «гурманов» - в свободном доступе, остальное - на современных компьютерах с большими видеопанелями в оцифрованном виде ☺» (Хорина В. В.)

«Состоит из двух частей: музейной - бумажные носители, рабочей - электронные» (Костикова Е.М.)

«Лично я считаю, что библиотека не должна становиться другой. Зачем? Пусть будут те же столы, книги, журналы… А внедрение новых технологий лишь для того, чтобы быстрее «добраться» до интересующей Вас книги. А кому не нравятся ветхие издания или книжная пыль, пусть сидят в своем Интернете, ограничиваясь его скудными ресурсами» (Соколова И. П.)

«…сожалению, библиотека в 2035 г. способствовать общению не будет. Кругом компьютеры, новые технологии и … совсем мало людей» (Ковалева М.)

«Удобная мягкая мебель, большие залы, свободный доступ, кафе, можно пить кофе и читать, укрывшись пледом, много ламп, и много закутков для читателей, интернет Wi-Fi» (Анонимно)

«Люди летают по библиотеке на специальных электрических приборах, которые выдаются каждому при предъявлении читательского билета. Везде вместо консультантов стоят роботы, у которых в головах есть электронный каталог всех книг. Книги приносят за 5-10 секунд. Каждый час предлагают кофе и бутерброды всем читателям библиотеки» (Якимова А. В.)

Издавна принято называть библиотеку сокровищницей знаний. Но вряд ли все мы полностью отдаем себе отчет в значении книгохранилищ для человечества. Где же, как не в книгах собраны знания, искусства и мечты, весь опыт, вся мудрость человеческого рода, вначале копившаяся по крохам в устных преданиях у костров каменного века, а ныне разрастающаяся подобно катящемуся снежному кому. Если бы вдруг исчезли все книги, журналы, газеты, то через несколько поколений люди стали бы бродячими охотниками, дикарями. Почти подобное случалось в древние времена, когда книг было мало, грамотных людей и того меньше, и вся культура той или иной страны сосредоточивалась в одном городе. Тогда при нападении врага побежденная страна подвергалась жестокому грабежу, немногочисленные носители культуры погибали или продавались в рабство, библиотеки уничтожались. В результате полностью исчезала культура, а с ней забывался и весь народ, забывался до тех пор, пока терпеливые изыскания ученых не открывали случайно уцелевших остатков письмен, документов, а главное — книг, воскрешая из небытия великолепные произведения творческой мысли.

Сейчас книг выпускается все больше и больше. Но их обилие имеет две стороны: хорошую и плохую. Книги могут буквально захлестнуть человека и превратиться из источника информации и эстетического удовольствия в непролазные дебри мешанины.

Я начал читать самоучкой в четыре года, читал быстро и за пятьдесят лет одолел очень много книг, доставивших мне море радости. И в то же время не могу спокойно думать о массе ерунды, множестве плохих мелкодушных книг, которые пришлось прочитать вместе с хорошими. Я, конечно, упустил много прекрасных произведений, бесплодно потратил бездну времени. Хочется воскликнуть вместе с Гесиодом (несколько перефразируя его):

"Нет ничего что бы в жизни было прекраснее книги хорошей.
Но ничего нет ужаснее книг нехороших!"

Читателю второй половины нашего века уже труднее, чем было мне. В результате массового выпуска недорогих изданий, очень быстрого производства книг во всем мире накопились горы печатных произведений. Ежегодно на разных языках выходит множество книг, литературных журналов, альманахов. Если прибавить к этому еще тысячи научных журналов, публикующих разнообразнейшую и разнокачественную научную информацию, растущую невероятными темпами, то станет очевидно, что и способному человеку все труднее быть в курсе даже самых общих достижений науки и искусства. Через одно-два поколения это будет и вовсе невозможно.

Таков исторический ход событий, и — хотим мы этого или не хотим — неизбежно наше превращение в полузнаек, если не будет в корне реорганизована вся система чтения. Тут-то и выступает все важнейшее значение библиотекаря. До сих пор идеалом библиотекаря был вдумчивый знаток книги, всегда готовый помочь найти необходимое и резко отличавшийся от равнодушных "выдавателей" литературы. Теперь такой "знаток" может сам заблудиться в дебрях сотен миллионов (а скоро и миллиардов) названий, о которых он уже не в силах иметь никакого суждения, кроме разве лишь инстинктивного. Нам нужен библиотекарь-ученый, умеющий разыскивать нить необходимой дачному читателю книжной информации — буквально Ариаднину нить среди лабиринта знаний.

Жизнь властно требует нового. Бессмысленным становится выпуск миллиардов громоздких книг, на которые мы расходуем наши лесные запасы. Подходит время книгофильмов — микроскопически малых и чудовищно емких хранителей печатного слова. Необходимыми становятся библиотеки, далеко ушедшие от хранилищ редких изданий и кабинетов инкунабулов средних веков, отдельные черточки которых еще проскальзывают в структуре наших библиотек. Хранение микрокниг — дело для современной техники сравнительно простое. Гораздо более важна организация обслуживания читателя, которая, нужно прямо признать, с точки зрения современных потребностей, находится на низком уровне. Скоро массы книг не будут громоздиться непроворотными горами на километровых полках книгохранилищ. Но этого мало. Теперь мечты и смекалка библиотекарей должны быть направлены на то, чтобы в содружестве с техниками создать библиотеки нового типа, работающие по принципам кибернетических машин и памятных устройств. Нужно создать "автоматические линии" для получения информации о книгах. Необходимы устройства, которые я назвал бы "разматывающей нитью" для постепенного углубления в тот или другой научный вопрос, тему. Надо сконструировав приборы, которые смогут автоматически передавать конспекты по любым книгам. Я считаю, что конспекты (не аннотации) должны стать обязательным сопровождающим элементом книги или книгофильма.

В них нужно отражать не только содержание произведения, но и его художественные достоинства, стиль и другие особенности, закодированные какими-то определенными шифрами.

Я далек от мысли намечать в этой статье технические аспекты построения информации читателя в библиотеках будущего, а пытался лишь передать ощущение назревших больших перемен в библиотечном деле, роль которого будет все больше возрастать.

Мне представляется библиотека, похожая на гигантскую автоматическую телефонную станцию, соединенную специальной установкой с каждым абонентом-читателем. Среди сложных автоматов я вижу инженеров хранения и выдачи знаний и опыта человечества — библиотекарей будущего, уверенно разбирающихся в кодах и шифрах тематических "нитей" и "линий" вкусов, интересов, запросов каждого читателя. Тогда ему не придется переваривать своим умом тонны книжной шелухи и становиться более или менее образованным только к закату жизни. Умные машины, "память" которых свободна от всяких слабостей и случайностей человеческой памяти, помогут отобрать лишь те книги, которые принесут ему наибольшую пользу. Полученное таким путем "образование" сделает каждого человека достойным членом коммунистического общества.

МОСКВА, 19 апр - РИА Новости. Институт библиотеки, насчитывающий уже не одну тысячу лет, сегодня быстро меняется под влиянием цифровых технологий. Корреспонденты РИА Новости попытались сформулировать главные тренды, которые будут определять трансформацию идеи хранилища знаний в ближайшие годы.

Для многих людей понятие библиотеки уже сейчас ассоциировано не с учреждениями, выдающими книги напрокат, а с онлайновыми базами данных, содержащими электронные тексты. Этот тренд очевиден и неминуем, а некоторые радикально настроенные "прогрессисты" считают, что места для "офлайновых" библиотек в будущем и вовсе не останется.

Большинство экспертов, тем не менее, полагает, что традиционные библиотеки сохранятся как класс, хотя и претерпят существенные изменения.

Чтобы отразить все стороны процесса, мы разделили десять трендов на две равные группы: тенденции развития виртуальных электронных библиотек и перспективные новации для библиотек традиционного формата. В основу статьи легли как мнения российских экспертов - писателей и практиков библиотечного дела, так и материалы ряда зарубежных футурологических исследований.

1. Информация в "облаке"

Проекты оцифровки и систематизации библиотечного контента быстро развиваются во всем мире, несмотря на заметное сопротивление со стороны книгоиздателей. Темпы этого процесса позволяют надеяться, что в обозримом промежутке времени в интернете появятся высокоцентрализованные хранилища информации, содержащие, например, практически весь мировой библиотечный фонд.

Если удастся решить проблемы копирайта, то подобной "облачной" онлайн-библиотекой можно будет воспользоваться с любого устройства, имеющего доступ в интернет и экран, подходящий для чтения.

"Для меня библиотека будущего - это электронная библиотека на моем коммуникаторе - с поиском, каталогом, рубрикатором, - говорит основатель электронной библиотеки Lib.ru Максим Мошков. - Пожалуй, единственное отличие футуристической библиотеки от уже существующих - там должны быть все книги, а не жалкие проценты, как сейчас".

2. Всеохватывающая система поиска

Сегодня, чтобы найти подходящую книгу или статью в электронном формате, зачастую нужно перерыть множество сайтов (в том числе сомнительного содержания). И даже при этом нет гарантии успеха. Между тем, быть может, вовсе не обязательно концентрировать весь мировой книжный фонд в едином цифровом хранилище. Информация вполне может храниться на множестве библиотечных серверов, разбросанных по всему земному шару, но при этом индексироваться единой общедоступной поисковой системой, способной выдать нужные данные на первой же странице. Поисковые системы общего назначения вроде Google уверенно движутся в этом направлении, хотя и далеки пока от идеала.

3. Автоматизированный перевод и интерпретация

Доступ ко всем знаниям мира - еще не все. Иметь доступ к информации и возможность ее потреблять - не одно и то же. Барьерами здесь могут стать как незнание языков, так и непонимание читателем специализированных текстов, например, насыщенных профессиональными терминами.

Современные сервисы онлайн-переводов пока не годятся для художественных произведений, да и "технический" смысловой перевод хорошо работает не для всех языковых пар. Впрочем, прогресс технологий позволяет надеяться, что уже в ближайшем будущем любой из нас сможет наслаждаться как стихами на суахили, так и медицинскими трактатами на древнегреческом.

4. Мультиформатная медиасреда

Говоря о библиотеке, мы традиционно подразумеваем хранилище прежде всего текстов. Между тем, в современном мире накапливается все больше мультимедийной информации - изображений, аудио- и видеозаписей. Логично предположить, что в библиотеке будущего данные в разных форматах будут органично увязаны.

К примеру, пользователю, ищущему "Код да Винчи" будет предложен не только текст книги в электронном формате, но и иллюстрированный путеводитель к ней, одноименный фильм, аудиокнига, форумы фан-клуба читателей и т.д. А если какое-то произведение еще не было переведено в формат аудиокниги профессиональными актерами, то автоматизированная система (в "облаке" или на персональном ридере) сделает это, причем не обескураживая монотонностью "машинной озвучки".

5. Персональное устройство чтения

Сегодня мы читаем электронные книги на множестве разных экранов: персонального компьютера, ридера, смартфона, планшета. Однако со временем эти устройства становятся все более похожи друг на друга.

Продвинутые специализированные "читалки" уже малоотличимы от планшетов: тот же цветной экран с поддержкой видео, мощный процессор, беспроводные интерфейсы, возможность установки дополнительных приложений... Границу между смартфоном и планшетом для устройств с диагональю экрана в 5-6 дюймов провести еще труднее. А действительно "персональным" компьютером для многих людей постепенно становится планшет, заменяя традиционные десктопы и ноутбуки.

Вероятно, в ближайшем будущем роль книги для большинства людей станет выполнять некий универсальный персональный коммуникатор, совмещающий также "профессии" компьютера, телефона, навигатора, электронного кошелька, связки ключей, персонального врача и т.п.

6. Библиотека-музей

В эру гаджетов и электронных носителей информации бумажные экземпляры книг, вероятно, останутся только в немногочисленных офлайн-библиотеках. А сами библиотеки эволюционируют в некое подобие музеев, где можно познакомиться с "настоящими бумажными книгами", прикоснуться к ним, ощутить особый "библиотечный" запах и атмосферу.

Писатель Павел Крусанов, например, считает, что традиционный формат сохранят только библиотеки государственного значения, где будут храниться редчайшие издания, а книга станет особо ценным объектом, документом эпохи.

7. Мультимедийный центр

Высокотехнологичные средства визуализации - например, сферические проекционные экраны, продвинутые системы дополненной реальности, голографические проекторы - пока слишком сложны и вряд ли станут повседневными предметами обихода в ближайшие годы. Но то, что чересчур дорого для частного применения, может оказаться вполне приемлемым для публичных учреждений, в том числе библиотек.

Изощренные технологии визуализации могут быть полезны для отображения разнообразного мультимедийного контента - от интерактивных объемных карт Земли или космического пространства до 3D-моделей знаменитых архитектурных сооружений.

8. Хранилище ощущений

Это, по сути, развитие идеи мультимедийной библиотеки, где информацию можно воспринимать не только зрительно или на слух, но и посредством всех пяти органов чувств. Так, например, рестораторы смогут приходить в такую "супербиблиотеку" за идеями новых блюд (чтобы продегустировать коллекцию эталонных вкусов, не потребуется долго корпеть с нужными ингредиентами), а парфюмеры - за каталогом запахов.

9. Клуб живого общения

Подобный формат уже получает распространение в мире. Из места, куда люди приходили за информацией, библиотеки постепенно превращаются в места "встреч по интересам". Уютные залы с книжными стеллажами, мягкими креслами, где можно отдохнуть от городской суеты, выпить кофе, пообщаться с друзьями, и найти новых знакомых постепенно привлекают все больше людей, уставших от обезличенного общения в интернете.

10. Центр сохранения локальной культуры

В эпоху глобализации вопросы самобытности и поддержки местной культуры становятся особенно актуальными. Каждый год в мире "умирают" несколько языков и множество исследователей предлагают свои решения, как переломить эту печальную статистику. Библиотеки могут взять на себя роль "хранилища" национального языка и локальной культуры конкретного района, не говоря уже об образовательных функциях.

"Думаю, что в российской глубинке еще долго сохранятся именно те традиционные библиотеки, к которым мы привыкли, - считает писатель Михаил Елизаров. - Мне кажется, в этом есть некий эстетизм".

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП№2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Беседа знакомит детей дошкольного возраста с миром книжной культуры и с правилами поведения в детской библиотеке

Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к книге
2. Воспитать потребность общения с книгой
3. Сформировать бережное отношение к книге
4. Привлечь в детскую библиотеку новых читателей

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с Вами поговорим про книги. А что же такое книга? (ответы детей)
Воспитатель: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.
Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы), потом из пергамента (тонкой кожи животных).


Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.
Воспитатель: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)
Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.
Загадка:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.


Воспитатель: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей умеющих читать уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга твой друг – без неё как без рук.
Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

Воспитатель: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)
Воспитатель: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.
Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека.


Что же такое библиотека? (Ответы детей) Кто был в библиотеке?
Воспитатель: Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.
Стихотворение про библиотеку:

Сто чудес для человека
Сохранит библиотека!
Стеллажи стоят у стен
Ожидая перемен.
Книги интересные,
Писатели известные,
Выставки, музеи,
Чудеса, затеи.
Коллектив добросердечный
Ждут читателей, конечно.
Маленьких детишек –
Тех, кто любит книжки!

Воспитатель: На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.


В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.


Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)
Воспитатель: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.


В библиотеке есть два больших зала:
Первый зал называется – абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.
Второй зал называется – читальный зал. Подумайте и скажите почему? (ответы детей)
Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.
Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)


Воспитатель: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;
НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;
НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;
НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;
НЕЛЬЗЯ вырывать листы;
НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг
Воспитатель: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)
Воспитатель: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

Воспитатель: А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей? (Ответы детей)


Воспитатель:

Унывать друзья, не станем,
Клей прозрачный мы достанем.
Поработаем руками
И починим книгу сами!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!
 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен