Борьба с половцами князья. Борьба Руси с половцами. Междоусобицы

Многие историки, изучающие историю России, часто пишут о междоусобных войнах князей и их отношениях с половцами, народом, имеющим много этнонимов: кипчаки, кыпчаки, половцы, куманы. Чаще рассказывается о жестокости того времени, но очень редко затрагивают вопрос о происхождении половцев.

Очень интересно было бы узнать и ответить на такие вопросы, как: откуда пришли они?; как они взаимодействовали с другими племенами?; какой образ жизни они вели?; в чём состояла причина их переселения на Запад и связано ли это с природными условиями?; как они сосуществовали с русскими князьями?; почему историки так негативно писали о них?; как рассеялись они?; есть ли среди нас потомки этого интересного народа? На эти вопросы нам наверняка должны помочь ответить работы востоковедов, историков России, этнографов, на которые, мы и будем опираться.

В VIII-м веке, практически во время существования Великого тюркского каганата (Великий Эль) в Центральной и Восточной частях современного Казахстана сложился новый этнос — кыпчаки. Кыпчаки, пришедшие с родины всех тюрков — с западных склонов Алтая — объединили под своей властью карлуков, кыргызов, кимаков. Все они получили этноним своих новых хозяев. В XI-м веке Кыпчаки постепенно продвигаются к Сырдарьи, где кочуют огузы. Спасаясь от воинственных кыпчаков, они переселяются в степи Северного Причерноморья. Практически вся территория современного Казахстана становится областью владений кыпчаков, которая получает название Кыпчакская Степь (Дешт-и-Кипчак).

Кыпчаки стали переселяться на Запад, практически по той же причине, что и когда-то хунны, которые стали терпеть поражения от китайцев и сяньбийцев только по той причине, что в восточной степи началась страшная засуха, нарушившая благоприятное развитие державы Хунну, созданной великим шаньюем Модэ. Переселение в западные степи оказалось не таким уж и лёгким, так как постоянно происходили стычки с огузами и печенегами (канглами). Однако, благоприятно на переселение кипчаков влияло тот факт, что Хазарского каганата, как такового, уже не существовало, ибо до этого, повышение уровня Каспия затопило многие поселения хазар, селившихся на берегах Каспийского моря, что явно потрепало их экономику. Концом этого государства служило поражение от конницы князя Святослава Игоревича . Кыпчаки перешли Волгу и продвинулись до устьев Дуная. Именно в это время у кыпчаков появились такие этнонимы, как куманы и половцы. Куманами их назвали византийцы. А половцами, кыпчаки стали называться на Руси.

Давайте рассмотрим этноним «половцы», ведь именно вокруг этого наименования этноса (этнонима), ведётся так много споров, так как версий очень много. Мы выделим основные:

Итак, первая версия. Этноним «половцы» по мнению кочеведов, произошёл от «полова», то есть это солома. Современные историки судят по этому названию, что кипчаки были светловолосыми , а может даже и голубоглазыми . Вероятно, половцы были европеоидными и не зря наши русские князья, приезжавшие в курени половцев, часто восхищались красотой половецких девушек, называя их «красными девками половецкими». Но ведь есть ещё одно утверждение, по которому можно сказать, что кыпчаки были еврорпеоидным этносом. Обращаюсь к Льву Гумилёву : «Наши предки дружили с половецкими ханами, женились на «красных девках половецких, (есть предположения, что Александр Невский был сыном половчанки), принимали крещеных половцев в свою среду, а потомки последних стали запорожскими и слободскими казаками, сменив традиционный славянский суффикс «ов» (Иванов) на тюркский «енко» (Иваненко)».

Следующая версия чем-то тоже напоминает версию, выше сказанную. Кыпчаки являлись потомками сары-кыпчаков, то есть тех самых кыпчаков, образовавшихся на Алтае. А «сары» переводится с древнетюрского как «жёлтый». В древнерусском же «половь» и означает «жёлтый». Это может быть от лошадиной масти. Половцы могли называться так потому, что ездили на половых лошадях. Версии, как видите, расходятся.

Первое упоминание о половцах в русских летописях сводится к 1055 году. Историки такие, как Н. М. Кармзин, С. М. Соловьёв, В.О. Ключевский, Н. И. Костомаров считали кыпчаков жуткими страшными варварами, сильно потрепавшими Русь. Но как говорил Гумилёв о Костомарове, что: «в собственных бедах приятнее обвинить соседа, нежели себя» .

Русские князья нередко бились между собой с такой жестокостью, что можно было бы принять их за дворовых собак, не поделивших кусок мяса. Причём, происходили эти кровопролитные междоусобицы очень часто и были они более страшными, чем какие-то небольшие нападения кочевников, допустим на Переяславское княжество. Да и здесь не всё так просто, как кажется. Ведь князья использовали половцев, как наёмников в войнах между собой. Потом же наши историки стали рассказывать о том, что Русь якобы вынесла борьбу с половецкими полчищами и защитила Европу, как щит от грозной сабли. Короче говоря, у наших соотечественников фантазий было предостаточно, но к сути дела они так и не пришли.

Интересно, что Русь защищала европейцев от «злых варваров-кочевников», а после этого Литва, Польша, Швабская Германия, Венгрия стали продвигаться на Восток, то есть на Русь, на своих «защитников». Уж больно надо было защищать нам европейцев, да и защиты-то никакой не было. Русь, несмотря на свою раздробленность, была намного сильнее половцев и те мнения историков, перечисленных выше, являются необоснованными. Так что никого от кочевников мы не защищали и никогда не были «щитом Европы», а скорее были даже «щитом от Европы».

Вернёмся к отношениям Руси с половцами. Мы знаем, что две династии-ольговичи и мономашичи, стали непримиримыми врагами, и летописцы, в частности, склоняются на сторону мономашичей, как героев борьбы со степняками. Однако, давайте объективно рассмотрим данную проблему. Как мы знаем, Владимир Мономах заключал с половцами «19 миров», хотя «князем миротворцем» его никак не назовёшь. В 1095 году он предательски убил половецких ханов, которые согласились прекратить войну — Итларя и Китана . Затем князь киевский потребовал, чтобы князь черниговский Олег Святославич либо отдал сына Итларя, либо сам его умертвил бы. Но Олег, будущий хорошим другом половцев, отказал Владимиру.

Конечно грехов было достаточно и у Олега, но всё же, что может быть более омерзительным, чем предательство? Именно с этого момента началось противостояние двух этих династий — ольговичей и мономашичей.

Владимир Мономах смог произвести ряд походов на половецкие кочевья и вытеснил часть кыпчаков за Дон. Эта часть, стала служить грузинскому царю. Кыпчаки не потеряли своей тюркской доблести. Они остановили натиск турок-сельджуков на Каваказе. Кстати, когда сельджуки захватывали половецкие курени, они забирали физически развитых мальчиков, а затем продавали египетскому султану, который выращивал из них элитных бойцов халифата — мамлюков. Кроме потомков кипчаков, в египетском халифате служили султану потомки черкесов, которые также являлись мамлюками. Однако это были совершенно разные подразделения. Половецкие мамлюки носили название ал-Бахр или бахриты, а черкесские мамлюки ал-Бурдж . Позже эти мамлюки, а именно бахриты (потомки половцев) захватят власть в Египте под руководством Бейбарса и Кутуза , а затем смогут отбить нападения монголов Китбуги-нойона (государство Хулагуидов)

Возвращаемся к тем половцам, которые всё-таки смогли остаться в Северо-Кавказских степях, в северном Причерноморье. В 1190-х годах половецкая знать частью принимали христианство. В 1223 году командующие монгольским войском в два тумена (20 тыс. чел.), Джэбэ и Субэдей , совершили внезапный рейд в тыл половцам, обойдя Кавказский хребет. Половцы в этой связи просили помощи на Руси, и, князья решили им помочь. Интересно, что, по мнению многих историков, негативно относившихся к степнякам, если половцы вечные враги Руси, то как они объяснят столь быструю, почти союзническую, помощь со стороны русских князей ? Однако, как известно, совместные войска русских и половцев потерпели поражение, причём не по причине, допустим превосходства противника, которого и не было, а по своей неорганизованности (русских с половцами было 80 тыс. чел., а монголов всего-то 20 тыс. чел.). Затем последовал полный разгром половцев от темника Батыя . После этого кыпчаки рассеялись и практически перестали считаться этносом. Часть их растворилась в Золотой Орде, часть приняла христианство и вошла в позднее в Московское княжество, часть, как мы говорили, стала править в мамлюкском Египте, а часть ушла в Европу (Венгрия, Болгария, Византия). На этом история кыпчаков заканчивается. Остаётся только описать общественный строй и культуру этого этноса.

У половцев был военно-демократический строй, практически, как и у многих других кочевых народов. Единственная их проблема заключалась в том, что они никогда не подчинялись централизованной власти. Их курени были отдельными, поэтому если и собирали общее войско, то это случалось редко. Часто несколько куреней объединялись в небольшую орду, руководителем которой был хан. Когда же некоторые ханы объединялись, то во главе выступал каган.

Хан занимал высшее положение в орде, и к именам половцев, занимающую эту должность, традиционно прибавлялось слово «кан». После него шли аристократы, которые распоряжались общинниками. Затем главы, возглавлявшие рядовых воинов. Самое низкое социальное положение занимали женщины — служанки и колодники — военнопленные, которые выполняли функции рабов. Как было написано выше, в орду входило определённое количество куреней, которые состояли из семей-аулов. На владение куреня назначался кошевой (тюрк. «кош», «кошу» — кочевье, кочевать).

«Основным занятием половцев было скотоводство. Главной пищей простых кочевников служили мясо, молоко и просо, любимым напитком - кумыс. Одежду половцы шили по собственным степным образцам. Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Домашними делами, по сообщениям Плано Карпини и Рубрука , обычно занимались женщины. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения половцев регулировались «обычным правом». Важное место в системе обычаев половцев занимала кровная месть.

В большинстве, если исключить аристократию, которая стала принимать христианство, то половцы исповедовали тенгрианство . Так же, как и тюркюты, половцы почитали волка . Конечно, в их обществе служили и шаманы, именуемыми «басхамы», которые вели общение с духами, лечили больных. В принципе, они не отличались ничем от шаманов других кочевых народов. У половцев был развит погребальный культ, а также культ предков, постепенно переросший в культ «вождей-героев». Над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили знаменитые кипчакские балбалы («каменные бабы»), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.

Половцы часто воевали, и военное дело у них стояло на первом месте. Кроме отличных луков и сабель, у них также имелись дротики и копья. Большую часть войск составляла лёгкая конница, состоящая из конных лучников. Также, в войске была тяжеловооружённая кавалерия, воины которой носили ламеллярные панцири, пластинчатые панцири, кольчуги, шлемы. В свободное время воины занимались охотой для оттачивания своего мастерства.

Опять, степофобские историки утверждали, что городов половцы не строили, однако в их землях упоминаются города Шарукань, Сугров, Чешуев, заложенные именно половцами. Кроме того, Шарукань (ныне город Харьков) был столицей западных половцев. Согласно историку-путешественнику Рубруку, продолжительное время половцы владели Тмутараканью (по другой версии в это время она принадлежала Византии). Вероятно, им платили дань греческие крымские колонии.

Наш рассказ о половцах заканчивается, однако при том, что данная статья имеет недостаточно данных об этом интересном этносе и поэтому подлежит дополнению.

Александр Беляев, Клуб Евразийской интеграции МГИМО (У).

Список литературы:

  1. 1. Гумилёв Л. Н. «Древняя Русь и Великая степь». Москва. 2010 г.
  2. 2. Гумилёв Л. Н. «Тысячелетие вокруг Каспий». Москва. 2009 г.
  3. 3. Карамзин Н. М. «История Государства Российского». Санкт-Петербург. 2008 г.
  4. 4. Попов А. И. «Кыпчаки и Русь». Ленинград. 1949 г.
  5. 5. Грушевский М. С. «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до XIV столетия». Киев. 1891 г.
  6. 6. Плетнёва С. А. «Половцы». Москва. 1990 г.
  7. 7. Голубовский П. В. « Печенеги, торки и половцы до нашествия татар». Киев. 1884 г.
  8. 8. Плано Карпини Дж. «История монголов, которых мы называем татарами». 2009 г. //
  9. 9. Рубрук Г. «Путешествие в восточные страны». 2011 г. //


Половцы – один из самых загадочных степных народов, вошедший в русскую историю благодаря набегам на княжества и неоднократным попыткам правителей русских земель если не победить степняков, то хотя бы с ними договориться. Сами половцы были разбиты монголами и расселились по значительной части территории Европы и Азии. Сейчас нет народа, который мог бы прямо возводить свою родословную к половцам. И всё же потомки у них, безусловно, есть.


В степи (Дешти-Кипчак – Кипчакская, или Половецкая степь) жили не только половцы, но и другие народы, которых то объединяют с половцами, то считают самостоятельными: например, куманы и куны. Скорее всего, половцы не были «монолитным» этносом, а делились на племена. Арабские историки раннего Средневековья выделяют 11 племен, русские летописи также свидетельствуют о том, что разные племена половцев жили западнее и восточнее Днепра, восточнее Волги, около Северского Донца.


Потомками половцев были многие русские князья – их отцы нередко брали в жены знатных половецких девушек. Не так давно разгорелся спор о том, как на самом деле выглядел князь Андрей Боголюбский. По реконструкции Михаила Герасимова, в его внешности монголоидные черты сочетались с европеоидными. Однако некоторые современные исследователи, например, Владимир Звягин, полагают, что монголоидных черт в облике князя вовсе не было.


Как выглядели сами половцы?



На этот счет нет единого мнения исследователей. В источниках XI-XII веков половцев часто называют «желтыми». Русское слово также, вероятно, происходит от слова «половый», то есть, желтый, соломенный.


Некоторые историки полагают, что в числе предков половцев были описанные китайцами «динлины»: люди, которые жили в Южной Сибири и были блондинами. Но авторитетный исследователь половцев Светлана Плетнева, неоднократно работавшая с материалами из курганов, не соглашается с гипотезой о «светловолосости» половецкого этноса. «Желтый» может быть самоназванием части народности, чтобы выделить себя, противопоставить остальным (в тот же период существовали, например, «черные» болгары).


По мнению Плетневой, основная масса половцев была кареглазой и темноволосой – это тюрки с примесью монголоидности. Вполне возможно, что среди них были люди разного типа внешности – половцы охотно брали в жены и наложницы славянок, правда, не княжеских родов. Князья своих дочерей и сестер степнякам никогда не отдавали. В половецких кочевьях были и русичи, попавшие в плен в битве, а также рабы.


Венгерский король из половцев и «половецкие венгры»

Часть истории Венгрии напрямую связана с половцами. Несколько половецких родов поселились на ее территории уже в 1091 году. В 1238 г., теснимые монголами, половцы под предводительством хана Котяна поселились там с разрешения короля Белы IV, которому нужны были союзники.
В Венгрии, как и в некоторых других странах Европы, половцев называли «куманы». Земли, на которых они начали жить, назвали Kunság (Куншаг, Кумания). Всего на новое место жительство прибыло до 40 тысяч человек.

Хан Котян даже отдал свою дочь за сына Белы Иштвана. У него и половчанки Иржебет (Эршебет) родился мальчик Ласло. За происхождение его прозвали «Куном».


Согласно его изображениям, выглядел он отнюдь не как европеоид без примеси монголоидных черт. Скорее эти портреты напоминают нам знакомые из учебников истории реконструкции внешнего облика степняков.

Личная гвардия Ласло состояла из его соплеменников, он ценил обычаи и традиции народа своей матери. Несмотря на то, что официально он был христианином, он и другие половцы даже молились на куманском (половецком).

Половцы-куманы постепенно ассимилировались. Некоторое время, вплоть до конца 14 века, они носили национальную одежду, жили в юртах, но постепенно перенимали культуру венгров. Куманский язык вытеснялся венгерским, общинные земли переходили в собственность знати, которая также хотела выглядеть «более венгерской». Область Куншаг в XVI веке была подчинена Османской Империи. В результате войн погибло до половины половцев-кипчаков. Веком позже полностью исчез и язык.

Сейчас отдаленные потомки степняков ничем внешне не отличаются от остальных жителей Венгрии – они европеоиды.

Половцы в Болгарии

Половцы несколько веков подряд прибывали в Болгарию. В XII веке территория находилась под властью Византии, половецкие переселенцы занимались там скотоводством, старались поступить на службу.


В XIII веке количество степняков, перебравшихся в Болгарию, увеличилось. Часть из них пришла из Венгрии после гибели хана Котяна. Но в Болгарии они быстро смешались с местными, приняли христианство и потеряли особые этнические черты. Возможно, сейчас в некотором количестве болгар течет половецкая кровь. К сожалению, точно выделить генетические признаки половцев пока сложно, потому что тюркских черт в болгарском этносе в силу его происхождения предостаточно. Болгары также обладают европеоидной внешностью.


Половецкая кровь в казахах, башкирах, узбеках и татарах


Многие половцы не мигрировали – они смешались с татаро-монголами. Арабский историк Ал-Омари (Шихабуддин аль-Умари) писал, что, влившись в Золотую Орду, половцы перешли на положение подданных. Поселившиеся на территории Половецкой степи татаро-монголы постепенно смешивались с половцами. Ал-Омари заключает, что через несколько поколений татары стали выглядеть, как половцы: «как будто от одного (с ними) рода», потому что начали жить на их землях.

В дальнейшем эти народности расселялись по разным территориям и приняли участие в этногенезе многих современных наций, в том числе – казахов, башкир, киргизов и других тюркоязычных народов. Типы внешности у каждой из этих (и перечисленных в заголовке раздела) наций разные, но в каждой течет доля половецкой крови.


Половцы также входят в число предков крымских татар. Степной диалект крымскотатарского языка принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, а кыпчакский – это потомок половецкого. Половцы смешались с потомками гуннов, печенегов, хазар. Сейчас большинство крымских татар – европеоиды (80 %), степные крымские татары имеют европеоидно-монголоидную внешность.

Ещё один загадочный древний народ, который расселился по всему миру - это цыгане. О том, можно узнать в одном из наших предыдущих обзоров.

Половецкое каменное изваяние. Археологический музей-заповедник «Танаис», Мясниковский район, хутор Недвиговка. XI-XII века Александр Поляков / РИА «Новости»

Формирование половецкого этноса происходило по одним и тем же для всех народов Средневековья и древности закономерностям. Одной из них является то, что далеко не всегда народ, давший название всему конгломерату, бывает в нем самым многочисленным — в силу объективных или субъективных факторов он выдвигается на ведущее место в складывающемся этническом массиве, становится его ядром. Полов-цы приходили не на пустое место. Пер-вым компонентом, влившимся здесь в новую этническую общность, стало население, ранее входившее в Хазар-ский каганат, — болгары и аланы. Более значительную роль сыграли остатки печенежских и гузских орд. Подтвер-жда-ется это тем, что, во-первых, согласно антропологии, внешне кочевники X-XIII веков почти не отличались от жителей степей VIII — начала X века, а во-вторых, на данной территории фиксируется необы-чайное разнообразие погребальных обрядов. Пришедшим исключительно с половцами обычаем было возведение святилищ, посвященных культу муж-ских или женских предков. Таким образом, с конца Х века в этом регионе происходило смешение трех родственных народов, складывалась единая тюркоязычная общность, но процесс прервало монгольское нашествие.

Половцы — кочевники

Половцы представляли собой классический кочевой скотоводческий народ. В стадах имелся и крупный рогатый скот, и овцы, и даже верблюды, но глав-ным богатством кочевника являлась лошадь. Изначально они вели кругло-годичное так называемое таборное кочевание: находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех. Однако в результате демографического роста насущной задачей стал переход к более рациональному ведению хозяйства — сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой.


Половецкая серебряная чаша с одной ручкой. Киев, X-XIII века Dea / A. Dagli Orti / Getty Images

Династические браки

Династические браки всегда являлись инструментом дипломатии. Не были тут исключением и половцы. Однако отношения не зиждились на паритете — русские князья охотно женились на дочках половецких князей, но не отправ-ляли замуж своих родственниц. Тут работал неписаный средневековый закон: представительниц правящей династии могли отдать в жены лишь равному. Характерно, что тот же Святополк женился на дочери Тугоркана, потерпев от него сокрушительное поражение, то есть находясь в заведомо более слабом положении. Однако он не отдавал свою дочь или сестру, а сам брал девушку из степи. Тем самым половцы признавались влиятельной, но не равной силой.

Но если крещение будущей жены казалось делом даже богоугодным, то «пре-дательство» своей веры не представлялось возможным, почему и не сумели добиться половецкие правители выдачи себе в жены дочерей русских князей. Известен лишь один случай, когда русская княжна (овдовевшая мать Свято-слава Владимировича) вышла замуж за половецкого князя — однако для этого ей пришлось бежать из дома.

Как бы то ни было, к моменту монгольского нашествия русская и половецкая аристократии были тесно оплетены родственными связями, культуры обоих народов взаимно обогащались.

Половцы были орудием в междоусобной вражде

Половцы не являлись первым опасным соседом Руси — угроза из степи всегда сопровождала жизнь страны. Но в отличие от печенегов эти кочевники встре-тились не с единым государством, а с группой враждующих между собой кня-жеств. Поначалу половецкие орды не стремились к завоеванию Руси, удовле-творяясь небольшими набегами. Лишь когда в 1068 году объединенные силы трех князей были разбиты на реке Льте (Альте), стала очевидной мощь нового кочевого соседа. Но опасность не была осознана правителями — половцев, всегда готовых к войне и грабежу, начали использовать в борьбе друг против друга. Первым это сделал Олег Святославич в 1078 году, приведя «поганых» для борьбы с Всеволодом Ярославичем. В дальнейшем он неоднократно повторял этот «прием» в междоусобной борьбе, за что и был назван автором «Слова о полку Игореве» Олегом Гориславичем.

Но противоречия между русскими и половецкими князьями не всегда позво-ляли им объединиться. Особо активно со сложившейся традицией боролся Владимир Мономах. В 1103 году состоялся Долобский съезд, на котором Вла-димиру удалось организовать первую экспедицию на территорию против-ника. Результатом стал разгром половецкого войска, потерявшего не только рядовых воинов, но и двадцать представителей высшей знати. Продолжение этой поли-тики привело к тому, что половцы были вынуждены откочевать подальше от рубежей Руси.


Воины князя Игоря Святославича захватывают половецкие вежи. Миниатюра
из Радзивилловской летописи. XV век
vk.com

После смерти Владимира Мономаха князья вновь стали приводить половцев для борьбы друг с другом, ослабляя военный и экономический потенциал страны. Во второй половине века произошел очередной всплеск активного противостояния, который в степи возглавил князь Кончак. Именно к нему в плен попал Игорь Святославич в 1185 году, о чем рассказывается в «Слове о полку Игореве». В 1190-е набегов становилось все меньше и меньше, а в на-чале XIII века поутихла и военная активность степных соседей.

Даль-ней-шее развитие взаимоотношений было прервано пришедшими монго-лами. Южные регионы Руси бесконечно подвергались не только набегам, но и «приводам» половцев, что разоряло эти земли. Ведь даже просто пере-движение армии кочевников (а бывали случаи, когда они отправлялись сюда и со всем хозяйством) уничтожало посевы, военная угроза заставляла тор-гов-цев выбирать иные пути. Таким образом, данный народ немало поспособ-ствовал смещению центра исторического развития страны.


Половецкое антропоморфное изваяние из коллекции Днепропетровского исторического музея Женская стела держит сосуд. Рисунок С. А. Плетневой «Пoлoвецкие каменные извaяния», 1974

Половцы дружили не только с русскими, но и с грузинами

Своим активным участием в истории отметились половцы не только на Руси. Изгнанные Владимиром Мономахом с Северского Донца, частично они под руководством князя Атрака откочевали в Предкавказье. Здесь к ним за по-мощью обратилась Грузия, постоянно подвергавшаяся набегам из горных районов Кавказа. Атрак охотно поступил на службу к царю Давиду и даже породнился с ним, отдав свою дочь замуж. Он привел с собой не всю орду, а лишь ее часть, оставшуюся затем в Грузии.

С начала XII века половцы активно проникали на территорию Болгарии, бывшей тогда под властью Византии. Они здесь занимались скотоводством или же старались поступить на службу империи. По всей видимости, к ним относятся Петр и Иван Асени, поднявшие восстание против Константинополя. При ощутимой поддержке куманских отрядов им удалось нанести поражение Византии, в 1187 году было основано Второе Болгарское царство, главой которого стал Петр.

В начале XIII века приток половцев в страну усилился, причем в нем уже участвовала и восточная ветвь этноса, принеся с собой традицию каменных изваяний. Здесь, однако, они довольно быстро христианизировались, а затем и растворились среди местного населения. Для Болгарии это был уже не пер-вый опыт «переваривания» тюркского народа. Монгольское нашествие «вы-талкивало» половцев на запад, постепенно, с 1228 года, они перебирались в Вен-грию. В 1237 году еще недавно могущественный князь Котян обратился к вен-герскому королю Беле IV. Венгерское руководство согласилось на предо-став-ление восточных окраин государства, зная о силе надвигающегося войска Батыя.

Половцы кочевали на отведенных им территориях, вызывая недовольство соседних княжеств, подвергавшихся периодическим грабежам. Наследник Белы Стефан женился на одной из дочерей Котяна, но затем под предлогом измены казнил своего тестя. Это привело к первому восстанию вольнолюбивых переселенцев. Следующий бунт половцев был вызван попыткой их насиль-ст-венной христианизации. Лишь в XIV веке они полностью осели, стали като-ли-ками и начали растворяться, хотя по-прежнему сохраняли свою военную спе-ци-фику и даже в XIX веке еще помнили молитву «Отче наш» на родном языке.

Нам ничего не известно о том, была ли у половцев письменность

Наши знания о половцах довольно ограниченны в силу того, что этот народ так и не создал своих письменных источников. Мы можем увидеть огромное множество каменных изваяний, но не встретим там никаких надписей. Све-дения об этом народе мы черпаем у его соседей. Особняком стоит 164‑странич-ная тетрадь миссионера-переводчика конца XIII — начала XIV века «Alfabetum Persicum, Comanicum et Latinum Anonymi...», более известная как «Codex Cumanicus». Время возникновения памятника определяют периодом с 1303 по 1362 год, местом написания называют крымский город Кафу (Феодосию). По происхождению, содержанию, графическим и языковым особенностям словарь делится на две части, итальянскую и немецкую. Первая написана в три столбца: латинские слова, их перевод на персидский и половецкий языки. Немецкая часть содержит словари, заметки по грамматике, половецкие загадки и христианские тексты. Итальянская составляющая для историков более суще-ст-венна, поскольку отразила экономические потребности общения с полов-цами. В ней мы находим такие слова, как «базар», «купец», «меняла», «цена», «монета», перечисление товаров и ремесел. Кроме того, там содержатся слова, характеризующие человека, город, природу. Огромную значимость имеет список половецких титулов.

Хотя, по всей видимости, частично рукопись была переписана с более раннего оригинала, создавалась не единомоментно, почему и не является «срезом» реальности, но все же позволяет нам понять, чем занимались половцы, какие товары их интересовали, мы можем увидеть заимствование ими древнерусских слов и, что весьма важно, реконструировать иерархию их общества.

Половецкие бабы

Специфической чертой половецкой культуры являлись каменные статуи пред-ков, которые называют каменными или половецкими бабами. Такое наимено-вание появилось из-за подчеркнутой груди, всегда свисающей на живот, что очевидно несло символическое значение — кормление рода. Причем зафик-сирован довольно значительный процент мужских статуй, у которых изобра-жены усы или даже бородка и одновременно наличествует грудь, идентичная женской.

XII век — период расцвета половецкой культуры и массового производства каменных статуй, появляются и лица, в которых заметно стремление к порт-ретному сходству. Изготовление идолов из камня стоило дорого, и менее состоятельные представители общества могли позволить себе лишь дере-вян-ные фигуры, к сожалению, не дошедшие до нас. Располагали статуи на верши-нах курганов или холмов в квадратных или прямоугольных святи-лищах, сложенных из камня-плитняка. Чаще всего ставили мужское и женское изва-яния — родоначальников коша — лицами на восток, но попадались святилища и со скоплением фигур. У их подножия археологи находили кости баранов, однажды обнаружили и останки ребенка. Очевидно, что культ предков играл значительную роль в жизни половцев. Для нас важность этой черты их куль-туры в том, что она позволяет четко определить, где кочевал народ.


Серьги половецкого типа. Ясиноватая, Донецкая область. Вторая половина XII — XIII век Из статьи О. Я. Приваловой «Богатые кочевнические погребения из Донбасса». «Археологический альманах». № 7, 1988

Отношение к женщинам

В половецком обществе женщины пользовались значительной свободой, хотя на них и лежала значительная часть обязанностей по дому. Отмечается четкое гендерное разделение сфер деятельности как в ремесле, так и в скотоводстве: женщины ведали козами, овцами и коровами, мужчины — лошадьми и верб-лю-дами. Во время военных походов на плечи слабого пола взваливались все заботы по обороне и хозяйственной деятельности кочевий. Возможно, иногда им приходилось и становиться главой коша. По крайней мере, найдено два женских погребения с жезлами из драгоценных металлов, бывших символами руководителя большего или меньшего объединения. В то же время женщины не оставались в стороне от ратных дел. В эпоху военной демократии девушки принимали участие во всеобщих походах, оборона кочевья во время отсутствия мужа предполагала также наличие воинских навыков. До нас дошла каменная статуя девушки-богатырши. Размер изваяния в полтора-два раза превышает общераспространенный, грудь «подтянута», в отличие от традиционного изо-бражения, прикрыта элементами доспехов. Вооружена она саблей, кинжа-лом и имеет при себе колчан для стрел, тем не менее ее головной убор несомненно женский. Такой тип воительниц отражен в русских былинах под именем поляниц.

Куда делись половцы

Ни один народ не исчезает бесследно. История не знает случаев полного физи-ческого истребления населения пришлыми захватчиками. Никуда не делись и половцы. Частично они ушли на Дунай и даже оказались в Египте, но основ-ная масса осталась в родных степях. В течение не менее ста лет они сохраняли свои обычаи, хотя и в измененном виде. По всей видимости, монголы запре-тили создавать новые святилища, посвященные половецким воинам, что при-вело к появлению «ямных» мест поклонения. В холме или кургане выкапыва-лись углубления, не видные издалека, внутри которых повторялась схема размещения изваяний, традиционная для предыдущего периода.

Но и с прекращением существования этого обычая половцы не исчезли. Мон-голы пришли в русские степи с семьями, а не переселились всем племенем. И с ними произошел тот же процесс, что и с половцами веками ранее: дав имя новому народу, они сами растворились в нем, восприняв его язык и культуру. Тем самым монголы стали мостом от современных народов России к лето-писным половцам. 

Половцы (11-13-й вв.) - кочевой народ тюркского происхождения, ставший одним из основных серьезных политических противников князей Древней Руси.

В начале 11-го в. половцы выдвинулись из Заволжья, где проживали до этого, в сторону причерноморских степей, вытесняя по пути племена печенегов и торков. После пересечения Днепра они дошли до низовьев Дуная, заняв обширнейшие территории Великой степи - от Дуная до Иртыша. В этот же период степи, занятые половцами, стали именоваться Половецкими степями (в русских хрониках) и Дешт-и-Кыпчак (в хрониках других народов).

Название народа

Народ также имеет названия «кипчаки» и «куманы». Каждый термин имеет свое значение и появился в особых условиях. Так, общепринятое на территории Древней Руси название «половцы» пошло от слова «полос», что означает «желтый», и вошло в обиход из-за того, что ранние представители этого народа имели светлые («желтые») волосы.

Понятие «кипчак» было впервые употреблено после серьезной междоусобной войны в 7-м в. среди тюркских племен, когда проигравшая знать стала именовать себя «кипчак» («злосчастная»). «Куманами» половцев называли в византийских и западноевропейских хрониках.

История народа

Половцы представляли собой самостоятельный народ на протяжении нескольких веков, однако к середине 13-го в. вошли в состав Золотой Орды и ассимилировали татаро-монгольских завоевателей, передав им часть своей культуры и свой язык. Позднее на основе кыпчанского языка (на котором говорили половцы) образовались татарский, казахский, кумыкский и многие другие языки.

Половцы вели быт, типичный для многих кочевых народов. Их основным занятием оставалось скотоводство. Кроме того, они занимались торговлей. Чуть позднее половцы сменили кочевой образ жизни на более оседлый, за отдельными частями племени закреплялись определенные земельные наделы, где люди могли вести свое хозяйство.

Половцы были язычниками, исповедовали тангерианство (поклонение Тенгри-хану, вечному сиянию неба), поклонялись животным (в частности, волк был в понимании половцев их предком-тотемом). В племенах жили шаманы, которые проводили различные ритуалы поклонения природе и земле.

Киевская Русь и половцы

Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано прежде всего с их непростыми отношениями с русичами. Начиная с 1061 г. и вплоть до 1210 г. племена половцев постоянно совершали жестокие , грабили деревни и пытались захватить местные территории. Помимо множества небольших набегов, можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь.

Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 г. под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалило несколько полей и ограбило находящиеся там деревни. Половцам довольно часто удавалось одерживать победу над русской армией. Так, в 1068 г. они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 г. во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.

От руки этих кочевников пали также войска Святополка, Владимира Мономаха (который позднее возглавил общерусские походы Руси против половцев) и Ростислава во время битвы в 1093 г. В 1094 г. половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 г. половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 г. они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.

Окончательно половцы были разгромлены в 1111 г. Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.

Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 г. В известном произведении «Слово о полку Игореве» это событие именуется побоищем с половцами. Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным. Разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события набеги стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.

Конец племени половцев

Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям, прекратило свое существование в качестве самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13-го в. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы фактически стали частью Золотой Орды и (хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее) перестали быть самостоятельными.

Борьба Руси с половцами. Междоусобицы.

К середине XI в. племена кипчаков, придя из Средней Азии, покорили все степные пространства от Яика (река Урал) до Дуная, включая север Крыма и Северный Кавказ.

Отдельные роды, или «колена», кипчаков объединялись в мощные племенные союзы, центрами которых стали примитивные города-зимовья. Ханы, возглавлявшие такие объединения, могли поднять в поход десятки тысяч воинов, спаянных родовой дисциплиной и представлявших страшную угрозу для соседних земледельческих народов. Русское название кипчаков - «половцы» - произошло, как считают, от древнерусского слова «полова» - солома, т. к. волосы у этих кочевников были светлыми, соломенного цвета.

Первое появление половцев на Руси

В1061 г. половцы впервые напали на русские земли и разбили войско переяславского князя Всеволода Ярославича. С этого времени в течение более полутора веков они непрерывно угрожали границам Руси. Эта небывалая по своим масштабам, продолжительности и ожесточению борьба заняла целый период русской истории. Она развернулась вдоль всей границы леса и степи - от Рязани и до предгорий Карпат. Проведя зиму у морских побережий (в Приазовье), половцы весной начинали кочевать к северу и в мае появлялись в лесостепных областях. Нападали они чаще осенью, чтобы поживиться плодами урожая, но вожди половцев, стремясь застать земледельцев врасплох, постоянно меняли тактику, и набега можно было ожидать в любое время года, в любом княжестве степного пограничья. Очень трудно было отразить нападения их летучих отрядов: они появлялись и исчезали внезапно, раньше, чем на месте оказывались княжеские дружины или ополчения ближайших городов. Обычно половцы не осаждали крепости и предпочитали разорять сёла, но перед крупными ордами этих кочевников нередко оказывались бессильными даже войска целого княжества.

До 90-х гг. XI в. летописи почти ничего не сообщают о половцах. Однако если судить по воспоминаниям Владимира Мономаха о своей молодости, приведённым в его «Поучении», то в течение всех 70-х и 80-х гг. XI в. на границе продолжалась «малая война»: бесконечные набеги, погони и стычки, иногда - с весьма крупными силами кочевников.

Наступление половцев

В начале 90-х гг. XI в. половцы, кочевавшие по обоим берегам Днепра, объединились для нового натиска на Русь. В1092 г. «рать велика бяше от половець и отовсюду». Кочевники захватили три города - Песочен, Переволока и Прилук, разорили множество сёл на обоих берегах Днепра. О том, был ли оказан какой-либо отпор степнякам, летописец красноречиво умалчивает.

На следующий год новый киевский князь Святополк Изяславич опрометчиво приказал арестовать половецких послов, чем дал повод для нового нашествия. Русское войско, выступившее навстречу половцам, было разбито у Треполя. При отступлении, переправляясь в спешке через разлившуюся от дождей реку Стугну, утонуло множество русских воинов, в том числе и переяславский князь Ростислав Всеволодович. Святополк бежал к Киеву, а огромные силы половцев осадили город торков, осевших с 50-х гг. XI в. по реке Роси, - Торческ. Киевский князь, собрав новое войско, попытался помочь торкам, но снова был разбит, понеся ещё большие потери. Торческ оборонялся героически, но в конце концов в городе кончились запасы воды, он был взят степняками и сожжён. Всё его население угнали в рабство. Половцы вновь разорили окрестности Киева, захватив тысячи пленных, но левобережье Днепра им, по всей видимости, ограбить не удалось; его защитил княживший в Чернигове Владимир Мономах.

В1094 г. Святополк, не имея сил бороться с врагом и надеясь получить хотя бы временную передышку, попытался заключить с половцами мир, женившись на дочери хана Тугоркана - того, чьё имя создатели былин за столетия переделали в «Змея Тугарина» или «Тугарина Змеевича». В том же году Олег Святославич из рода черниговских князей с помощью половцев выгнал Мономаха из Чернигова в Переяславль, отдав на разграбление союзникам окрестности родного города.

Зимой1095 г. под Переяславлем дружинники Владимира Мономаха уничтожили отряды двух половецких ханов, а в феврале войска переяславского и киевского князей, ставших с тех пор постоянными союзниками, совершили первый поход в степь. Черниговский князь Олег уклонился от совместных действий и предпочёл заключить мир с врагами Руси.

Летом война возобновилась. Половцы долго осаждали городок Юрьев на реке Роси и вынудили жителей бежать из него. Город был сожжён. Мономах на восточном берегу успешно оборонялся, одержав несколько побед, но сил явно не хватало. Половцы наносили удары в самых неожиданных местах, а черниговский князь установил с ними совершенно особые отношения, надеясь укрепить собственную независимость и обезопасить своих подданных за счёт разорения соседей.

В1096 г. Святополк и Владимир, вконец разъярённые предательским поведением Олега и его «величавыми» (т. е. гордыми) ответами, выгнали его из Чернигова и осадили в Стародубе, но в это время крупные силы степняков начали наступление по обоим берегам Днепра и сразу прорвались к столицам княжеств. Хан Боняк, возглавлявший приазовских половцев, налетел на Киев, а Куря и Тугоркан осадили Переяславль. Войска князей-союзников, заставив всё-таки Олега просить пощады, ускоренным маршем направились к Киеву, но, не застав там Боняка, который ушёл, избегая столкновения, переправились через Днепр у Заруба и 19 июля неожиданно для половцев появились под Переяславлем. Не давая возможности противнику построиться для боя, русские воины, перейдя вброд речку Трубеж, ударили по половцам. Те, не дожидаясь схватки, побежали, погибая под мечами преследователей. Разгром был полный. В числе убитых оказался и тесть Святополка - Тугоркан.

Но в эти же дни половцы едва не захватили Киев: Боняк, убедившись, что войска русских князей ушли на левый берег Днепра, вторично подошёл к Киеву и на рассвете попытался внезапно ворваться в город. Долго потом вспоминали половцы, как раздосадованный хан саблей сёк створки ворот, захлопнувшиеся перед самым его носом. На этот раз половцы сожгли княжескую загородную резиденцию и разорили Печерский монастырь - важнейший культурный центр страны. Срочно возвратившиеся на правый берег Святополк и Владимир преследовали Боняка за Рось, до самого Южного Буга.

Кочевники почувствовали силу русских. С этого времени к Мономаху начинают приходить на службу из степи торки и другие племена, а также отдельные половецкие роды. В такой обстановке необходимо было быстрее объединить в борьбе со степными кочевниками усилия всех русских земель, как это было при Владимире Святославиче и Ярославе Мудром, но наступали иные времена - эпоха междукняжеских войн и политической раздробленности. Любечский съезд князей в1097 г. не привёл к согласию; в начавшейся после него усобице приняли участие и половцы.

Объединение русских князей для отпора половцам

Лишь в1101 г. князья южнорусских земель помирились между собой и уже на следующий год «умыслиша дерзнути на половце и пойти в земли их». Весной1103 г. Владимир Мономах приехал к Святополку в Долобск и убедил его выступить в поход до начала полевых работ, когда половецкие кони после зимовки ещё не успели набраться сил и не способны уйти от погони.

Объединённое войско семи русских князей в лодьях и на конях по берегу Днепра двигалось до порогов, откуда повернуло вглубь степи. Узнав о движении противника, половцы выслали дозор - «сторожу», но русская разведка «устерегла» и уничтожила её, что позволило русским полководцам в полной мере использовать внезапность. Не готовые к бою половцы при виде русских обратились в бегство, несмотря на своё огромное численное превосходство. При преследовании под русскими мечами погибло двадцать ханов. В руки победителей попала огромная добыча: пленники, стада, кибитки, оружие. Было освобождено множество русских пленных. Одной из двух основных половецких группировок был нанесён тяжёлый удар.

Но в1107 г. Боняк, сохранивший свои силы, осадил Лубен. Сюда же подошли и войска других ханов. Русскому войску, в состав которого на этот раз входили и черниговцы, вновь удалось застигнуть врага врасплох. 12 августа, внезапно появившись перед половецким лагерем, русские с боевым кличем устремились в атаку. Не пытаясь оказать сопротивление, половцы бежали.

После такого разгрома война переместилась на территорию противника - в степь, но предварительно в его ряды был внесён раскол. Зимой Владимир Мономах и Олег Святославич съездили к хану Аепе и, заключив с ним мир, породнились, женив своих сыновей Юрия и Святослава на его дочерях. В начале зимы1109 г. воевода Мономаха Дмитр Иворович дошёл до самого Дона и там захватил «тысячу веж» - половецких кибиток, чем расстроил военные планы половцев на лето.

Второй большой поход на половцев, душой и организатором которого снова стал Владимир Мономах, был предпринят весной1111 г. Воины выступили ещё по снегу. Пехота до реки Хорол ехала в санях. Далее шли на юго-восток, «минуя многие реки». Спустя четыре недели русское войско вышло к Донцу, облачилось в доспехи и отслужило молебен, после чего направилось к столице половцев - Шаруканю. Жители города не решились сопротивляться и вышли с дарами. Находившиеся здесь русские пленники были освобождены. Днём позже был сожжён половецкий город Сугров, после чего русское войско двинулось в обратный путь, со всех сторон окружённое усиливавшимися половецкими отрядами. 24 марта половцы заступили путь русским, но были отброшены. Решающая битва произошла в марте на берегу небольшой реки Сальницы. В тяжёлом сражении полки Мономаха прорвали половецкое окружение, дав возможность русскому войску благополучно уйти. Были захвачены пленные. Половцы не преследовали русских, признав свою неудачу. К участию в этом походе, самом значительном из всех совершённых им, Владимир Всеволодович привлёк множество духовенства, придав ему характер крестового, и добился своего. Слава о победе Мономаха дошла «даже и до Рима».

Однако силы половцев еще далеко не были сломлены. В1113 г., узнав о смерти Святополка, Аепа и Боняк сразу же попытались проверить на прочность русскую границу, осадив крепость Вырь, но, получив сведения о подходе переяславского войска, сразу же бежали - сказывался психологический перелом в войне, достигнутый во время похода1111 г.

В 1113-1125 гг., когда в Киеве княжил Владимир Мономах, борьба с половцами проходила исключительно на их территории. Последовавшие один за другим победоносные походы окончательно сломили сопротивление кочевников. В1116 г. войско под командованием Ярополка Владимировича - постоянного участника отцовских походов и признанного военачальника - разгромило кочевья донских половцев, взяв три их города и приведя множество пленников.

Рухнуло половецкое господство в степях. Началось восстание подвластных кипчакам племён. Два дня и две ночи жестоко «секлись» с ними у Дона торки и печенеги, после чего, отбившись, отошли. В1120 г. Ярополк ходил с войском далеко за Дон, но никого не встретил. Степи были пусты. Половцы перекочевали на Северный Кавказ, в Абхазию, к Каспию.

Спокойно жилось в те годы русскому пахарю. Отодвинулась на юг русская граница. Поэтому летописец одной из главных заслуг Владимира Мономаха считал то, что он «наипаче же бестрашен поганым» - его более, чем кого-либо из русских князей, боялись язычники-половцы.

Возобновление половецких набегов

Со смертью Мономаха половцы воспрянули духом и сразу же попытались пленить торков и ограбить пограничные русские земли, но были разгромлены Ярополком. Однако после смерти Ярополка Мономашичи (потомки Владимира Мономаха) были отстранены от власти Всеволодом Ольговичем - другом половцев, умевшим держать их в руках. Был заключён мир, и со страниц летописей на некоторое время исчезают известия о половецких набегах. Теперь половцы появлялись в качестве союзников Всеволода. Разоряя всё на своём пути, они ходили с ним в походы против галицкого князя и даже на поляков.

После Всеволода Киевский стол (княжение) достался Изяславу Мстиславичу, внуку Мономаха, но теперь «половецкую карту» стал активно разыгрывать его дядя - Юрий Долгорукий. Решив заполучить Киев любой ценой, этот князь, зять хана Аепы, пять раз приводил к Киеву половцев, подвергая разграблению даже окрестности своего родного Переяславля. В этом ему активно помогали его сын Глеб и свояк Святослав Ольгович, второй зять Аепы. В конце концов Юрий Владимирович утвердился в Киеве, но долго княжить ему не пришлось. Менее чем через три года киевляне его отравили.

Заключение союза с некоторыми племенами половцев вовсе не означало прекращения набегов их собратьев. Конечно, масштабы этих набегов не шли ни в какое сравнение с нападениями второй половины XI в., но русские князья, всё более и более занятые усобицами, не могли организовать надёжную единую оборону своих степных границ. В такой обстановке оказались незаменимыми поселённые по реке Роси торки и другие мелкие кочевые племена, находившиеся в зависимости от Киева и носившие общее название «чёрные клобуки» (т. е. шапки). С их помощью воинственные половцы были разбиты в 1159 и 1160 гг., а в1162 г., когда «половци мнози», нагрянув к Юрьеву, захватили там множество торкских кибиток, сами торки, не дожидаясь русских дружин, стали преследовать налётчиков и, догнав, отбили пленников да ещё захватили в плен более 500 половцев.

Постоянные усобицы практически свели на нет результаты победоносных походов Владимира Мономаха. Мощь кочевых орд слабела, но и русская военная сила дробилась - это уравнивало обе стороны. Однако прекращение наступательных действий против кипчаков позволило им вновь скопить силы для натиска на Русь. К 70-м гг. XII в. в донской степи снова сложилось крупное государственное образование во главе с ханом Кончаком. Осмелевшие половцы начали грабить купцов на степных шляхах (путях) и по Днепру. Активность половцев возросла и на границах. Одно их войско разгромил новгород-северский князь Олег Святославич, зато под Переяславлем они разбили отряд воеводы Шварна.

В1166 г. киевский князь Ростислав послал отряд воеводы Володислава Ляха для сопровождения купеческих караванов. Вскоре Ростислав для охраны торговых путей мобилизовал силы десяти князей.

После смерти Ростислава киевским князем стал Мстислав Изяславич, и уже под его руководством в1168 г. был организован новый большой поход в степь. Ранней весной на призыв Мстислава «поискати отець своих и дед своих пути, и своее чести» откликнулось 12 влиятельных князей, в том числе и Ольговичи (потомки князя Олега Святославича), временно рассорившиеся со степной роднёй. Половцев предупредил раб-перебежчик по прозвищу Кощей, и они бежали, бросая «вежи» с семьями. Узнав об этом, русские князья устремились в погоню и захватили кочевья в устье реки Орели и по реке Самаре, а самих половцев, догнав у Чёрного леса, прижали к нему и перебили, почти не понеся потерь.

В1169 г. две орды половцев одновременно по обоим берегам Днепра подошли к Корсуню на реке Роси и Песочену под Переяславлем, и каждая затребовала к себе киевского князя для заключения мирного договора. Недолго думая, князь Глеб Юрьевич помчался в Переяславль, где тогда правил его 12-летний сын. Стоявшие же под Корсунем приазовские половцы хана Тоглыя, едва узнав, что Глеб переправился на левый берег Днепра, немедленно ринулись в набег. Обойдя укреплённую линию на реки Роси, они разорили окрестности городков Полонного, Семыча и Десятинного в верхнем течении Случи, где население чувствовало себя в безопасности. Свалившиеся как снег на голову степняки разграбили сёла и погнали пленников в степь.

Заключив мир у Песочена, Глеб по дороге к Корсуню узнал, что там уже никого нет. Войска с ним было мало, да ещё часть воинов пришлось послать на перехват вероломных кочевников. Отбивать пленников Глеб послал младшего брата Михалко и воеводу Володислава с полутора тысячами служилых кочевников-берендеев да сотней переяславцев.

Найдя след половецкого набега, Михалко и Володислав, проявив поразительное полководческое мастерство, в трёх последовательных боях не только отбили пленников, но и разгромили противника, превосходившего их как минимум в десять раз. Успех был обеспечен также умелыми действиями разведки берендеев, лихо уничтожившей половецкий дозор. В результате была разгромлена орда численностью более 15 тыс. всадников. В плен попало полторы тысячи половцев.

Через два года Михалко и Володислав, действуя в сходных условиях по такой же схеме, снова разбили половцев и спасли от неволи 400 пленников, но эти уроки половцам впрок не шли: на смену погибшим искателям лёгкой поживы из степи появлялись всё новые. Редкий год проходил без крупного набега, отмеченного летописью.

В1174 г. впервые отличился молодой новгород-северский князь Игорь Святославич. Ему удалось перехватить у переправы через Ворсклу возвращавшихся из набега ханов Кончака и Кобяка. Напав из засады, он разгромил их орду, отбив пленников.

В1179 г. половцы, которых привёл Кончак - «злу начальник», - разорили окрестности Переяславля. Летопись отмечала, что при этом набеге погибло особенно много детей. Однако враг смог уйти безнаказанно. А на следующий год по приказу своего родственника, нового киевского князя Святослава Всеволодовича, Игорь уже сам водил половцев Кончака и Кобяка в поход на Полоцк. Ещё раньше Святослав использовал половцев в короткой войне с суздальским князем Всеволодом. С их помощью он также рассчитывал выбить из Киева Рюрика Ростиславича - своего соправителя и соперника, но потерпел жестокое поражение, причём Игорь и Кончак бежали с поля боя по реке в одной лодке.

В1184 г. половцы напали на Киев в необычное время - в конце зимы. В погоню за ними киевские соправители направили своих вассалов. Святослав послал новгород-северского князя Игоря Святославича, а Рюрик - переяславского князя Владимира Глебовича. Торков вели их вожди - Кунтувдый и Кулдюр. Оттепель спутала планы половцев. Разлившаяся речка Хирия отрезала кочевников от степи. Здесь и настиг их Игорь, который накануне отказался от помощи киевских князей, чтобы не делиться добычей, и на правах старшего заставил Владимира повернуть домой. Половцы были разгромлены, и множество их утонуло, пытаясь переправиться через разбушевавшуюся реку.

Летом того же года киевские соправители организовали большой поход в степь, собрав под свои знамена десять князей, но из Ольговичей к ним не присоединился никто. Лишь Игорь промышлял где-то самостоятельно с братом и племянником. Старшие князья спускались с основным войском по Днепру в насадах (судах), а по левому берегу двигался отряд из дружин шести молодых князей под командой переяславского князя Владимира, усиленный двумя тысячами берендеев. Кобяк, приняв этот авангард за всё русское войско, напал на него и очутился в ловушке. 30 июля он был окружён, пленён и позже казнён в Киеве за свои многочисленные клятвопреступления. Казнь знатного пленника была делом неслыханным. Это обострило отношения Руси с кочевниками. Ханы поклялись отомстить.

В феврале следующего,1185 г. к границам Руси подошёл Кончак. О серьёзности намерений хана свидетельствовало наличие в его войске мощной метательной машины для штурма больших городов. Хан надеялся использовать раскол среди русских князей и вступил в переговоры с черниговским князем Ярославом, но в это время был обнаружен переяславской разведкой. Быстро собрав свои рати, Святослав и Рюрик внезапно напали на лагерь Кончака и рассеяли его войско, захватив имевшийся у половцев камнемёт, но Кончаку удалось бежать.

Святослав не был удовлетворён результатами победы. Главная цель не была достигнута: Кончак уцелел и на свободе продолжал вынашивать планы мести. Великий князь задумал летом идти на Дон и потому, как только подсохли дороги, отправился собирать войска в Корачев, а в степь - для прикрытия или разведки - направил отряд под командой воеводы Романа Нездиловича, который должен был отвлечь на себя внимание половцев и тем самым помочь Святославу выиграть время. После разгрома Кобяка чрезвычайно важно было закрепить прошлогодний успех. Появилась возможность надолго, как при Мономахе, обезопасить южную границу, нанеся поражение и второй, главной группировке половцев (первую возглавлял Кобяк), но эти планы нарушил нетерпеливый родственник.

Игорь, узнав о весеннем походе, высказал горячее желание принять в нём участие, но был не в состоянии этого сделать из-за сильной распутицы. В прошлом году он, его брат, племянник и старший сын вышли в степь одновременно с киевскими князьями и, пользуясь тем, что половецкие силы были отвлечены к Днепру, захватили кое-какую добычу. Теперь же он не мог смириться с тем, что главные события произойдут без него, и, зная о рейде киевского воеводы, надеялся повторить прошлогодний опыт. Но вышло иначе.

Войско новгород-северских князей, вмешавшихся в вопросы большой стратегии, оказалось один на один со всеми силами Степи, где не хуже русских понимали всю важность наступившего момента. Оно было расчётливо завлечено половцами в ловушку, окружено и после героического сопротивления на третий день битвы практически полностью уничтожено. Все князья уцелели, но попали в плен, и половцы рассчитывали получить за них крупный выкуп.

Половцы не замедлили использовать свой успех. Хан Гза (Гзак) напал на города, расположенные по берегам Сейма; ему удалось прорвать внешние укрепления Путивля. Кончак, желая отомстить за Кобяка, пошёл на запад и осадил Переяславль, оказавшийся в очень тяжёлом положении. Город спасла киевская помощь. Кончак выпустил добычу, но, отступая, захватил городок Римов. Хан Гза был разбит сыном Святослава Олегом.

Половецкие набеги, главным образом на Поросье (область по берегам реки Роси), чередовались с русскими походами, но из-за сильных снегов и морозов зимний поход1187 г. не удался. Лишь в марте воевода Роман Нездилович с «чёрными клобуками» совершил успешный рейд за Нижний Днепр и захватил «вежи» в то время, когда половцы ушли в набег на Дунай.

Угасание половецкой мощи

К началу последнего десятилетия XII в. война половцев с русскими стала затихать. Лишь обиженный Святославом торческий хан Кунтувдый, переметнувшись к половцам, смог вызвать несколько мелких набегов. В ответ на это правивший в Торческе Ростислав Рюрикович дважды совершил хотя и удачные, но самовольные походы на половцев, чем нарушил едва установившийся и ещё непрочный мир. Исправлять положение и снова «закрывать ворота» пришлось престарелому Святославу Всеволодовичу. Благодаря этому половецкая месть не удалась.

А после смерти киевского князя Святослава, последовавшей в1194 г., половцы втянулись в новую череду русских усобиц. Они участвовали в войне за владимирское наследство после гибели Андрея Боголюбского и ограбили храм Покрова на Нерли; неоднократно нападали на рязанские земли, хотя часто бывали биты рязанским князем Глебом и его сыновьями. В1199 г. в войне с половцами в первый и последний раз принимал участие владимиро-суздальский князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, ходивший с войском в верховья Дона. Впрочем, его поход был больше похож на демонстрацию владимирской силы строптивым рязанцам.

В начале XIII в. в действиях против половцев отличился волынский князь Роман Мстиславич, внук Изяслава Мстиславича. В1202 г. он сверг своего тестя Рюрика Ростиславича и, едва став великим князем, организовал успешный зимний поход в степь, освободив много русских пленников, захваченных ранее во время усобиц.

В апреле1206 г. удачный рейд против половцев совершил рязанский князь Роман «с братиею». Им были захвачены большие стада и освобождены сотни пленников. Это был последний поход русских князей на половцев. В1210 г. те снова ограбили окрестности Переяславля, взяв «полону много», но тоже в последний раз.

Самым же громким событием того времени на южной границе стало пленение половцами переяславского князя Владимира Всеволодовича, до того княжившего в Москве. Узнав о приближении к городу половецкого войска, Владимир выступил ему навстречу и в упорном и тяжёлом бою потерпел поражение, но всё же предотвратил набег. Более летописи не упоминают о каких-либо военных действиях между русскими и половцами, если не считать продолжавшегося участия последних в русских усобицах.

Значение борьбы руси с половцами

В результате полуторавекового вооружённого противостояния Руси и кипчаков русская оборона перемолола военные ресурсы этого кочевого народа, бывшего в середине XI в. не менее опасным, чем гунны, авары или венгры. Это лишило половцев возможности вторгнуться на Балканы, в Центральную Европу или в пределы Византийской империи.

В начале XX в. украинский историк В.Г. Ляскоронский писал: «Походы русских в степь велись главным образом в силу давней, путём долгого опыта осознанной необходимости активных действий против степняков». Он же отметил различия в походах Мономашичей и Ольговичей. Если князья Киева и Переяславля действовали в общерусских интересах, то походы чернигово-северских князей совершались лишь ради наживы и мимолётной славы. У Ольговичей были свои, особые отношения с донецкими половцами, и даже воевать с ними они предпочитали «по-свойски», чтобы ни в чём не попасть под киевское влияние.

Огромное значение имело то, что на русскую службу привлекались мелкие племена и отдельные роды кочевников. Они получили общее название «чёрные клобуки» и обычно верно служили Руси, охраняя её границы от своих воинственных сородичей. Как считают некоторые историки, их служба также отразилась в некоторых поздних былинах, а приёмы боя этих кочевников обогатили русское военное искусство .

Многих жертв стоила Руси борьба с половцами. От постоянных набегов обезлюдели огромные пространства плодородных лесостепных окраин. Местами даже в городах оставались лишь те же служилые кочевники - «псари да половцы». По подсчётам историка П.В. Голубовского, с 1061 по1210 г. кипчаки совершили 46 значительных походов на Русь, из них 19 - на Переяславское княжество, 12 - на Поросье, 7 - на Северскую землю, по 4 - на Киев и Рязань. Количество же мелких нападений не поддаётся учёту. Половцы серьёзно подорвали русскую торговлю с Византией и странами Востока. Однако, не создав настоящего государства, они были не в состоянии покорить Русь и лишь грабили её.

Борьба с этими кочевниками, длившаяся полтора столетия, оказала значительное влияние на историю средневековой Руси. Известный современный историк В. В. Каргалов считает, что многие явления и периоды русского средневековья нельзя рассматривать, не учитывая «половецкий фактор». Массовый исход населения из Приднепровья и всей Южной Руси на север во многом предопределил будущее разделение древнерусской народности на русских и украинцев.

Борьба с кочевниками надолго сохраняла единство Киевской державы, «реанимировав» её при Мономахе. Даже ход обособления русских земель во многом зависел от того, насколько они были защищены от угрозы с юга.

Судьба половцев, которые с XIII в. начали вести оседлый образ жизни и принимать христианство , похожа на судьбу других кочевников, вторгавшихся в причерноморские степи. Новая волна завоевателей - монголо-татар - поглотила их. Они попытались противостоять общему врагу вместе с русскими, но были разгромлены. Уцелевшие половцы вошли в состав монголо-татарских орд, при этом были истреблены все, кто оказывал сопротивление.

Междоусобные войны русских князей XI-XIII веков

Велика и могущественна была Русь во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого, но внутренний мир, утвердившийся при Владимире и не без труда сбережённый его преемником, сохранялся, увы, недолго. Князь Ярослав обрёл отеческий престол в жестокой междоусобной борьбе. Помня это, он предусмотрительно составил завещание, в котором чётко и ясно определил наследственные права своих сыновей, дабы не повторились впредь смутные времена первых лет его княжения. Всю Русскую землю великий князь передал пяти сыновьям, разделив её на «уделы» и определив, кому из братьев в каком княжить. Старший сын Изяслав получил Киевскую и Новгородскую земли с обеими столицами Руси. Следующий по старшинству, Святослав, вокняжился в землях Черниговской и Муромской, которые тянулись от Днепра до Волги по течению Десны и Оки; ему же отошла далёкая Тмутаракань, издавна связанная с Черниговом. Всеволод Ярославич наследовал пограничную со степью Переяславскую землю - «золотое оплечье Киева», а также дальнюю Ростово-Суздальскую землю. Вячеслав Ярославич довольствовался скромным престолом в Смоленске. Игорь же стал править на Волыни и в Карпатской Руси. В Полоцкой земле, как и при жизни Ярослава, остался княжить двоюродный племянник Ярославичей Всеслав Брячиславич.

По замыслу Ярослава Мудрого этот раздел вовсе не означал распада Руси на отдельные владения. Братья получали свои княжения скорее как наместничества, на время, и должны были чтить старшего брата Изяслава, унаследовавшего великое княжение, «в отца место». Все же братья вкупе должны были блюсти единство Русской земли, оберегать её от пришлых врагов и пресекать попытки междоусобных распрей. Русь тогда мыслилась Рюриковичами как их общее родовое владение, где старший в роде, являясь великим князем, выступал верховным распорядителем.

К чести своей, братья Ярославичи почти два десятилетия жили, руководствуясь отцовым завещанием, сохраняя единство Русской земли и защищая её рубежи. В1072 г. Ярославичи продолжили законотворческую деятельность своего отца. Ряд законов под общим названием «Правда Ярославичей» дополнял и развивал статьи «Русской Правды» Ярослава Мудрого. Была запрещена кровная месть; к смертной казни приговаривали только за особо тяжкие преступления.

Русские законы того времени не знали ни телесных наказаний, ни пыток, чем выгодно отличались от порядков в других странах христианского мира. Однако совместное законотворчество оказалось последним общим делом трёх Ярославичей. Год спустя Святослав, тяготясь своим положением правителя удела, пусть и немалого, и утратив почтение к старшему брату, силой отнял у Изяслава великое княжение. Злосчастный Изяслав оставил Русь и пустился в безрадостные странствования по Европе в тщетных поисках поддержки. Он просил помощи и у германского императора, и у Папы римского, лишился своей казны в землях польского короля и только после смерти Святослава в1076 г. смог вернуться на Русь. Мягкосердечный Всеволод Ярославич великодушно возвратил старшему брату его законное великое княжение, заглаживая прежнюю свою вину перед ним: ведь он не помешал Святославу попрать отцово завещание. Но ненадолго обрёл Изяслав Ярославич великое княжение. Не было прежнего спокойствия в Русской земле: подняли меч на своего дядю и великого князя племянники - князья Олег Святославич и Борис Вячеславич. В1078 г. в битве на Нежатиной Ниве близ Чернигова Изяслав разгромил мятежников, но и сам пал в сражении. Великим князем стал Всеволод, однако все 15 лет его княжения (1078-1093 гг.) прошли в непрестанных междоусобных бранях, главным виновником которых был энергичный и жестокий князь Олег Святославич, получивший прозвище Гориславич.

Но неужто лишь злая воля сына Святослава и ему подобных крамольников стала причиной кровавых смут на Руси? Конечно, нет. Беда гнездилась в самой ярославовой удельной системе, которая не могла уже удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было ясного, чёткого порядка ни в распределении уделов, ни в их наследовании. Каждая ветвь рода - Изяславичи, Святославичи, Игоревичи и т. д. - могла считать себя ущемлённой и требовать передела княжений в свою пользу. Не менее запутанным было и наследственное право. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде, но вместе с христианством на Русь приходит и византийское право, признающее наследование власти только за прямым потомством: сын должен наследовать отцу, минуя иных родичей, пусть и старших. Противоречивость наследственных прав, неопределённость и запутанность уделов - вот естественная питательная среда, взрастившая и Олега Гориславича, и многих ему подобных.

Кровавые беды Русской земли, происходившие от междоусобиц, усугублялись непрестанными набегами половцев, к выгоде своей умело использовавших распри русских князей. Иные князья и сами, беря половцев в союзники, приводили их на Русь.

Постепенно многие князья одумались и стали искать способ прекращения распрей. Особенно заметная роль в этом принадлежала сыну Всеволода Ярославича Владимиру Мономаху. По его предложению в1097 г. князья съехались в Любеч на первый княжеский съезд. Съезд этот рассматривался Мономахом и другими князьями как средство, которое позволит достигнуть общего согласия и отыскать способ предотвращения дальнейших междоусобиц. На нём было принято важнейшее решение, гласившее: «Каждый да держит отчину свою». Простые эти слова несли в себе великий смысл. «Отчина» - это наследственное владение, передаваемое от отца к сыну. Таким образом, каждый князь превращался из наместника, всегда готового оставить свой удел ради более почётного княжения, в постоянного и наследственного его обладателя. Закрепление уделов как непосредственных отчин было призвано удовлетворить все враждовавшие ветви обширного рода Рюриковичей, внести надлежащий порядок в удельную систему. Будучи отныне уверены в своих правах на наследственные владения, князья должны были бы прекратить прежнюю вражду. На это и рассчитывали устроители Любечского княжеского съезда.

Он действительно стал поворотным в русской истории, ибо знаменовал перелом в распределении земельной собственности на Руси. Если ранее Русская земля была общеродовым владением всех Рюриковичей, которым распоряжался великий князь, то теперь Русь превращалась в совокупность наследственных княжеских владений. С этого времени князья в своих княжествах - уже не наместники волею великого князя, как повелось со времён Владимира Святого, но полновластные хозяева-правители. Власть же киевского князя, утратившего таким образом своё прежнее право распределять уделы-наместничества по всей Русской земле, неизбежно теряла своё общерусское значение. Так Русь вступала в исторический период, важнейшей особенностью которого являлась политическая раздробленность. Через этот период в той или иной мере прошли многие страны Европы и Азии.

Но в состоянии раздробленности Русь оказалась отнюдь не сразу после Любечского съезда. Необходимость объединения всех сил против половецкой опасности и могучая воля Владимира Мономаха на время отодвинули неизбежное. В первые десятилетия XII в. Русь переходит в наступление против половцев, нанося им сокрушительные поражения. В период княжения в Киеве Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.), казалось, вернулись времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Вновь единая и могучая Русь победоносно сокрушает врагов своих, а великий князь из Киева зорко следит за порядком в Русской земле, нещадно карая мятежных князей… Но не стало Мономаха, ушёл из жизни Мстислав, и с1132 г., как сказано в летописи, «раздрашася вся Русская земля». Прежние уделы, став наследственными «отчинами», постепенно превращаются в самостоятельные княжества, почти независимые государства, правители которых, дабы возвысить себя вровень с князьями киевскими, начинают также именоваться «великими князьями».

В середине XII в. междоусобицы достигли невиданной остроты, и число их участников многократно возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств и отдельных земель; в следующем столетии, накануне нашествия Батыя, - уже 50, а в годы правления Ивана Калиты количество княжеств различного ранга перевалило за две с половиной сотни. Со временем они мельчали, дробились между наследниками и слабели. Недаром говорилось, что «в Ростовской земле у семи князей один воин, и в каждом селе - по князю». Подраставшее мужское поколение требовало у отцов и дедов отдельных владений. И чем меньше становились княжества, тем больше гонора и притязаний появлялось у владельцев новых уделов: всякий «владетельный» князь стремился захватить «кусок» пожирнее, предъявляя все мыслимые и немыслимые права на земли своих соседей. Как правило, междоусобицы шли за большее по территории или в крайнем случае более «престижное» княжество. Жгучее желание возвыситься и гордыня, происходящая от сознания собственной политической самостоятельности, толкали князей на братоубийственную борьбу, в ходе которой непрерывные военные действия разобщали и разоряли русские земли.

после кончины Мстислава Великого от Киева отпадает одно княжество за другим. В1135 г. началась многолетняя усобица в Южной Руси: то из далёкой Ростово-Суздальской земли появится

Юрий Владимирович Долгорукий и захватит Переяславское княжество, то черниговский князь Всеволод Ольгович явится с любезными ему половцами, «воюючи сёла и города… и люди секуще».

1136 год ознаменовался настоящим политическим переворотом в Новгороде Великом: князя Всеволода Мстиславича «мужи новгородские» обвинили в трусости, нерадивом отношении к обороне города, а также в том, что годом раньше хотел он сменить Новгород на более почётный Переяславль. Два месяца князь, его дети, жена и тёща находились под стражей, после чего были изгнаны. С этого времени новгородское боярство само стало приглашать к себе князей и окончательно освободилось от власти Киева.

Основной тогдашний противник ростово-суздальского князя, волынский князь Изяслав Мстиславич, в одном из писем к венгерскому королю дал яркую политическую характеристику Долгорукому: «Князь Юрий силён, а Давыдовичи и Ольговичи (сильные княжеские ветви дома Рюриковичей. - Прим. ред.) с ним суть, ещё и дикие половцы с ним, и тех он золотом приводит». Начиная с1149 г. Долгорукий трижды занимал киевский престол. В свою очередь князь Изяслав, находившийся в союзе со смоленскими князьями и зачастую прибегавший к помощи наёмников из Польши и Венгрии, с не меньшим упорством стремился изгнать Юрия из Киева. Разорительная война шла с переменным успехом, из рук в руки переходили Киев и Курск, Переяславль и Туров, Дорогобуж, Пинск и другие города. Киевляне же, подобно новгородцам, пытались играть на противоречиях между князьями, стремясь сохранить права самоуправления и независимость своего города. Однако это им не всегда удавалось.

Развязка многолетней драмы наступила в1154 г., когда один за другим ушли в мир иной соправители Киева и Киевской земли Изяслав Мстиславич и его дядя Вячеслав. В следующем году Юрий Долгорукий обратился к вокняжившемуся в Киеве Изяславу Давыдовичу со словами: «Мне отчина Киев, а не тебе». По словам летописи, Изяслав благоразумно ответствовал грозному сопернику, «умоляя его и кланяясь»: «Не причиняй мне зла, а вот тебе Киев». Долгорукий занял город. Наконец-то он оказался на вожделенном «столе отцов своих и дедов, и приняла его с радостию вся земля Русская», утверждал летописец. По тому, как отреагировали киевляне на неожиданную кончину Юрия после пира у киевского боярина Петрилы (горожане камня на камне не оставили от загородной и городской усадеб князя), смело можно сделать вывод - летописец лукавил, убеждая читателя в том, что Юрия встречали «с радостию великою и почётом».

Сын и преемник Юрия Андрей Боголюбский перенёс свою столицу во Владимир-на-Клязьме и сменил политические ориентиры. Междоусобицы разгорелись с новой силой, но главным для сильнейшего русского князя стало не обладание Киевом, а укрепление собственного княжества; южнорусские интересы отходят для него на второй план, что и оказалось гибельно для Киева в политическом отношении.

В 1167-1169 гг. в Киеве княжил волынский князь Мстислав Изяславич. Андрей Боголюбский начал с ним войну и во главе одиннадцати князей подошёл к городу. Мстислав Изяславич бежал на Волынь, во Владимир, а победители в течение двух дней грабили Киев - «Подолие и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу (т. е. районы и главные святыни города. -Прим. ред .). И не было пощады никому и ниоткуда. Церкви горели, христиане были убиваемы, а другие связываемы, женщины ведомы в плен, разлучаемые силою с мужьями своими, младенцы рыдали, глядя на матерей своих. И захватили имущества множество, и в церквях пограбили иконы, и книги, и одеяния, и колокола. И были в Киеве среди всех людей стенания и туга, и скорбь неутешимая, и слёзы непрестанные». Древняя столица, «матерь градом (городам. - Прим. ред. ) русским», окончательно потеряла былое величие и мощь. В ближайшие годы Киев разоряли ещё дважды: сначала черниговцы, а затем волынские князья.

В 80-е гг. неспокойного XII века распри между русскими князьями несколько поутихли. Не то чтобы правители Руси одумались, просто они были заняты беспрерывной борьбой с половцами. Однако уже в самом начале нового, XIII столетия на Руси вновь свершилось великое злодеяние. Князь Рюрик Ростиславич вместе со своими союзниками-половцами захватил Киев и учинил там ужасающий разгром. Усобицы на Руси продолжались вплоть до Батыева нападения. Много князей и их наместников сменилось в Киеве, много крови пролилось в междоусобных бранях. Так, в братоубийственных войнах, занятая княжескими интригами и распрями, не заметила Русь опасности страшной чужеземной силы, накатившей с Востока, когда смерч Батыева нашествия едва не стёр с лица земли русскую государственность.

 
Статьи по теме:
Как приготовить свиной желудок с гречкой
Сычуг, колбик, субпродукт. Какие еще названия есть у свиного желудка? Люди, занимающиеся разведением этих забавных животных с пятачком, знают, как приготовить свиной желудок, чтобы даже самый привередливый гурман испытал гастрономическое удовольствие. Се
Зерновое кофе для кофемашины
Сегодня зерновой кофе на рынке представляют множество различных брендов. Выбор настолько велик, что даже настоящие профессионалы могут запутаться. Поэтому сегодня разговор пойдет о том, какой кофе в зернах лучше или хуже и о мастерстве cup-tester. Кофе
Домашняя ветчина из свинины в ветчиннице с грибами, черносливом и орехами
С появлением ребенка в доме начинаешь задумываться о здоровой и, самое главное, вкусной пище. Ветчинница Редмонд — это не электрический прибор, а просто дополнительный аксессуар для приготовления домашней колбасы в мультиварке. Понятно, что вареная колбас
Свинина по-китайски: простой и вкусный рецепт
Свинина по-китайски - визитная карточка китайской кухни. Существует множество способов приготовления мяса и каждый из них хорош по-своему. Практически в каждом рецепте присутствует сахар или другой подсластитель, поэтому блюдо всегда выходит восхитительно