Средневековье России и Европы. Кто кого учит. Русь древняя и средневековая. Эпоха царствования Ивана Грозного. История
Средневековая: Русь – это довольно аморфное, недостаточно четкое, хронологически размытое понятие, которое открывается временем начала политической раздробленности Древней Руси, прекращения существования единого Древнерусского государства и одновременного утверждения ключевых социально-экономических, политических, культурных, религиозных, идеологических институтов и категорий феодального общества, базирующихся в первую очередь на феодальной иерархии, поземельной зависимости одних слоев населения от Других. Полностью эти особенности раскрываются, не имея практически каких-либо цивилизационных противовесов, в Русском централизованном государстве XV–XVI вв. Русское средневековье завершается, видимо, рубежом XVI–XVII вв., когда Россия вступила в "смутное время" и после него повернула навстречу новым цивилизационным вызовам, которые шли из передовых западных стран, стоявших накануне буржуазных революций и падения абсолютистских, типично средневековых политических режимов.
Вместе с тем, неясность и размытость этой периодизации объясняется тем, что и в XVII в., и в XVIII в. мощные признаки средневековья, особенно на необозримых российских пространствах, продолжали определять русскую жизнь. Поэтому при подходе к решению этого вопроса постоянно следует учитывать и место, и время, и темпы цивилизационных перемен.
В основе приведенной периодизации лежит комплекс критериев и в первую очередь социально-экономический и политический признаки, феодально-иерархическая система и качество государственной структуры.
Однако этот исторический абрис учитывает лишь основные цивилизационные ориентиры, применимые б той или иной степени как к странам Западной Европы, так и к наиболее развитым регионам России и сопредельным с ней государствам Западной Азии, т.е. ко всему евразийскому пространству. Но едва мы касаемся всей территории народов России, как эти критерии начинают колебаться. Не случайно российские ученые предлагают специально для России выделить понятие позднего средневековья и раннего Нового времени.
Приходится учитывать и то, что в Западной Европе цивилизационные процессы протекали значительно быстрее, чем в России. Основные признаки средневековья подвергались там коррозии уже в XIV–XV вв. по мере могучей поступи Возрождения, наступления Реформации и прогресса на этой основе человеческой личности. Огромное значение для отхода от средневековья имели пошлине фантастические географические открытия XV–XVI вв., раздвинувшие мировые горизонты европейских стран. К тому же начала складываться мануфактурная система – предтеча свободного предпринимательства, изживания крепостнических отношений и упорной борьбы городов за свободы от феодального и королевского диктата, борьбы за самоуправление. Абсолютистская власть, феодальная иерархия, сословная система в результате остались на всё более ненадежном экономическом, культурном, психологическом фундаменте, встречали сопротивление всё больше цивилизационных противовесов, разрыхляющих феодальную почву и готовящих ее для свершений Нового времени.
XVII в. по существу открывает в Западной Европе период Нового времени – переходный к смене основных цивилизационных парадигм и постепенного утверждения: принципов такой организации общества, которые не исчерпаны и поныне. При этом основные признаки средневековья в западноевропейских странах (в зависимости от регионов) долго еще – и в XVII в., и в XVIIl в. – продолжали существовать, медленно уступая место новой европейской цивилизации, основанной на буржуазных отношениях в экономике и демократических принципах в политике. Этот процесс шел неравномерно в разных странах: быстрее в Нидерландах, Англии, итальянских городах-государствах, медленнее во Франции, Испании, германских землях.
Средневековье порой еще достаточно цепко держалось в европейском регионе. Еще грозно висела над Испанией тень инквизиции, горели на кострах подвижники-ученые в Италии и Польше, факелы Варфоломеевской ночи во Франции зловеще освещали торжество католической реакции. Кровавый режим Генриха VIII, а затем феодальная диктатура Елизаветы в Англии ставили под сомнение нарождающиеся личностные и свободолюбивые приоритеты.
В России в силу общего замедленного развития региона основные признаки средневековья появились значительно позже, чем в странах Западной Европы. Лишь на исходе существования Древней Руси они раскрываются достаточно полно, в то время как в Западной Европе они уже начали испытывать известный кризис. Более того, эти черты средневековья в России утверждаются в значительно более законченном, доведенном до логического завершения виде. Таким стало крепостное право, самодержавное феодальное государство и его крайняя форма – феодальная диктатура Ивана IV Грозного, складывание абсолютизма первых Романовых и свертывание сословного представительства.
Передовые страны Западной Европы в это время уже расставались с крепостным правом, а абсолютистские монархии оказались в глубоком цивилизационном кризисе. Русское средневековье поэтому не закончилось рубежом XVI–XVII вв., а в своих основных чертях продолжалось и далее.
Именно в этот период времени, по-видимому, складывается в своих основных чертах евразийская сущность Российского государства. Присоединение к России Поволжья и Приуралья, включение в состав России мусульманских народов Казанского и Астраханского ханств, продвижение в Сибирь постепенно превращали Россию в страну, которая и в территориальном, и в политическом, этническом, религиозном, ментальном отношениях испытывала всё большее влияние Азии. Одновременно продолжалась блокада российских границ на Западе и неудачная попытка в период Ливонской войны разорвать кольцо этой блокады. Запад воздвиг железный занавес против России, посодействовав стагнации средневековых порядков в стране и повороту ее государственного лика на Восток
Этому во многом способствовали и неудачная попытка Великого княжества Литовского (Литовско-Русского государства) стать инициатором объединения всех восточнославянских земель, и прочная опора складывающегося единого Русского государства с центром: в Москве на Золотую Орду, а затем сокрушение Московским государством самой Орды и овладение (в какой-то мере) ее политическими традициями.
Победа великого литовского князя Ольгерда при Синих Водах над золотоордынским войском (1363 г.), разгром Дмитрием Донским Мамая на Куликовом поле (1380 г.), знаменитое стояние на Угре (1480 г.) и триумф Ивана III в борьбе с Золотой Ордой означали окончательное поражение Востока в его противостоянии с Западом.
Но уже нарастало новое противостояние Востока и Запада – надвигалась турецкая угроза после сокрушения Византийской империи турками-османами. На этот раз Россия осталась на периферии грозных событий, однако языки всепожирающего мусульманского пламени достигали и российских пределов, постоянно подогревая воинственную ненависть Крымского ханства к Руси, воодушевляя надежды поверженных мусульманских ханств на Волге.
Всё это не способствовало повороту российской цивилизации в западном направлении, консервировало евразийские черты российской политики и российской жизни, хотя общие цивилизационные параметры общественного развития, заданные передовыми странами Запада, властно диктовали России необходимость приобщения страны к этим складывающимся общечеловеческим ценностям. Однако попытки в этом направлении были робкими, единичными и несистемными, они были задавлены средневековыми представлениями и общественной практикой.
Ведущими процессами на Руси стали дальнейшее укрепление помещичьего сословия как социальной и военной опоры Русского централизованного государства, продолжение закрепощения российского, и в первую очередь русского крестьянства, усиление самодержавных феодальных черт в политической системе страны.
Во всех этих процессах развития страны в рамках средневековья важное место занимала Русская православная Церковь, все более встраивавшаяся в политическое состояние общества и во многом определявшая его социально-экономические, колонизационные, культурные процессы. Влияние Церкви порой было всеобъемлющим и противоречивым. С одной стороны, она цементировала общество на путях политической консолидации страны, се борьбы за независимость и суверенитет; способствовала развитию русской культуры, укреплению нравственности народа, укоренению в нем гуманистических тенденции, преодолению отсталых языческих черт, в том числе путем приобщения к христианству народов Поволжья и Приуралья; активно участвовала в экономическом прогрессе страны благодаря усилиям в области организации крупного вотчинного хозяйства и поддержки внутренней колонизации страны. С другой стороны, Церковь поддерживала основные средневековые политические институты и традиции; претендовала на ведущую роль в системе новой российской государственности; вставала стеной на пути новых цивилизационных веяний с Запада; способствовала изоляции России от остального не православного мира и ее всё более агрессивному противостоянию этому миру. Это противостояние особенно обострилось из-за выдвижения Церковью идеи "Москва – Рим", которая стала государственной средневековой пропагандистской панацеей, прикрывавшей и оправдывавшей цивилизационное отставание страны.
Именно средоточие всех этих противоречивых черт российской жизни иа фоне развития евразийского пространства привело к тяжелейшему социально-экономическому и политическому кризису, закончившемуся "смутным временем".
Общая характеристика средневековой Руси
В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков, сформировались православно-христианские общественные идеалы и базовые ценности, сложилась богатейшая культура. Об этом периоде существует огромная историография. Среди вопросов, традиционно вызывающих дискуссии историков, следует назвать такие, как: происхождение термина «Русь », роль экзогенных факторов на ранних этапах становления древнерусской государственности, генезис феодализма у восточных славян и роль геополитического фактора, повлиявшего на специфику русской истории и культуры, концепцию Предвозрождения в русской культуре конца XIV–XV в. и др.
В истории средневековой Руси прослеживаются три периода: I – древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.; II – вторая половина XIII-XV в.; III – начало XVI-XVII в.
Историю Древнерусского государства можно разделить на три этапа. Первый из них – это время довольно длительного «собирания» восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х годов IX в. почти до конца Х в. Второй этап – это время существования относительно единого Киевского раннефеодального государства, приблизительно со времени князя Владимира I до 20-х годов XIII в., когда оно окончательно распалось на независимые княжества. И, наконец, третий этап – господство феодальной раздробленности – от 20-х годов XII в. до монгольских нашествий 30-40-х годов XIII в.
Объединение восточнославянских земель было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Славянская в своей основе Киевская Русь вобрала балтские, финно-угорские племена, причем объединение Севера и Юга было ускорено участием в этом процессе варяжских дружин.
В рамках Древнерусского государства происходил генезис феодализма, специфика которого отразилась на формировании его основы – феодальной земельной собственности, социально-классовой структуре. Особенно значимым фактором развития явилось принятие в конце Х в. христианства, превратившегося в форму господствовавшей в средневековом обществе идеологии, определявшей психологию и социальное поведение людей того времени.
Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры, которая обрела совершенно новые черты. Наиболее значительным после принятия христианства стало византийское влияние, однако и оно вскоре было переосмыслено и переработано на основе самобытной культуры, истоки которой восходят к глубокой древности.
Историю русских земель II периода можно разделить на три этапа. Первый охватывает 40-е годы XIII – начало XIV в. и характеризуется глубоким демографическим кризисом, замедлением социально-экономического развития, что явилось следствием монголо-татарского нашествия 30-х годов XIII в. Второй этап приходится на XIV столетие. В это время кризис постепенно преодолевается, ускоряется развитие феодальных отношений, складываются политические центры, борющиеся за ведущее положение в регионе, делаются первые попытки освобождения от иноземного ига. Третий этап – XV в.– характеризуется сравнительно быстрыми темпами роста производительных сил, вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно-угорским населением за счет внутренней колонизации в Северо-Восточной Руси. Укрепляются города. К концу XV в. образовалось государство типа сословной монархии – Московское государство, добившееся полного освобождения от монголо-татарской зависимости. Начиная с XV в. постепенно складывались предпосылки формирования новых народностей, выделения их языков, особенностей материальной и духовной культуры. В пределах Русского государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси .
Русская культура за два с половиной века прошла путь от страшного разорения, приостановившего ее развитие, через упорное возрождение, приведшее к высочайшим достижениям конца XIV-XV вв. Многообразная по своим местным особенностям, она все более складывалась как единое целое.
В III период в условиях Московского государства в основных чертах сформировался феномен России. Тогда же родилось и закрепилось само название страны.
Медленной поступью уходила в прошлое средневековая Русь. В XVII в. процесс генезиса капиталистических отношений был уже необратимым. Претерпело существенные изменения государственное устройство России – из сословно-представительной монархии она превращалась в абсолютистскую монархию. Наступил кризис религиозной идеологии и церковной организации. Общество стало более открытым. В течение середины второй половины XVI–первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории – подготовки страны к эпохе реформ Петра I.
От Киевской Руси до Московского царства. - Русское право в средние века.
От Киевской Руси до Московского царства
Русский народ как обособленная этническая общность сформировался в рамках славянства - обширного этноса, обитавшего в центральной, южной и восточной частях Европы, испытавшего влияние миграционных процессов первой половины I тысячелетия, известного как Великое переселение народов. Славянские племена, закрепившиеся на востоке Европы, разместились в северо-западном районе (ильменские славяне, объединенные затем новгородской вечевой республикой с приглашенным князем), в Смоленском и Полоцком крае (кривичи), на западном берегу Днепра (поляне). Большое влияние на процесс формирования древнерусской народности оказали местные (балты, угро-финские племена) либо соседние автохтонные племена и народы, часть которых уже имела свою государственность или протогосударство (скифы, сарматы, готы в VIII в. до н. э. - IV в. н. э.), и особенно взаимоотношения с государствами хазаров и аваров (IV-VII вв.). Непосредственному образованию древнерусского государства в VIII в. предшествовало сосуществование трех соседствующих государственных объединений - Куявии (Киевское княжество), Славии (Новгородское княжество) и Артании (предположительно Тмутараканское княжество на Таманском полуострове). Если в этническом плане славяне и русь не тождественны, то исторически допустимо говорить о том, что и варяги (русь), и славяне севера Восточно-Европейской равнины, и угро-финны, жившие с последними чересполосно, оказались в границах единого полиэтнического государства - Киевской Руси.
В VIII-X вв. на территории Дона и Северного Кавказа находилось государство Хазарского каганата, которое по своему составу было тоже полиэтническим и подчинило себе около 25 государств в качестве вассальных. В столице государства Итиле было судебное учреждение, в котором семь судей использовали нормы шариата, византийского законодательства, Торы и обычного права. Для ж
В VIII в. создаются благоприятные предпосылки для объединения восточных славян, проживавших в новгородской и киевской землях. Им помогли в этом приглашенные, по летописному преданию, в 862 г. на княжение варяжские вожди, среди которых легендарный Рюрик обосновался в Новгороде, а его воеводы Аскольд и Дир в Киеве. Сплочению двух земель способствовал рост к тому времени значения торгового пути от Балтики до Черного моря по рекам и волокам (путь «из варяг в греки»). В этом смысле охранные заботы в обеспечении безопасности вдоль этого торгового пути сходны с заботами племени курейшитов о безопасности караванного пути с пряностями через Аравийский полуостров. К этому племени, как известно, принадлежал и род пророка Мухаммеда, создателя государства, протянувшегося поначалу вдоль этого торгового пути. Киевские князья часть своих завоевательных походов посвятили расширению торговой территории и обеспечению наиболее выгодных условий торговли. Например, все войны с Византией заканчивались торговыми договоренностями.
Древнерусское государство возникло как своеобразная федерация племен. Поэтому важными задачами новой политической организации, помимо традиционного сбора налогов, охраны порядка, обороны границ, стало налаживание мирных, плодотворных межплеменных и межгосударственных отношений.
Основными формами феодального поземельного владения были княжеский домен и вотчина. Земля приобреталась в результате пожалования, наследования или купли. Киевское княжество оформляется как типичная раннефеодальная (сеньориальная) средневековая монархия во главе с великим князем, у которого с другими князьями существуют фиксированные традицией (включая принуждение оружием) или договором вассальные отношения. Усиление удельных князей вызвало к жизни появление нового органа власти - княжеского съезда, на котором решались вопросы войны и мира, раздела земель, вассальных взаимоотношений. Великий князь опирался в своей деятельности на дружину и совет старейшин, в который входили бояре и «княжьи» мужи. Княжеским дворцовым хозяйством ведали тиуны и старосты. В городах имелись княжеские наместники, в сельской местности - волостели. Местное управление опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Существовала и система кормлений (сборы с местного населения). Крестьянская община (вервь) осуществляла земельные переделы, расследование преступлений на своей территории, решала отдельные налоговые вопросы и споры.
Князь и его дружинники (по возрасту и по социальному положению они делились на «старших» и «младших») составляли слой служилых людей. Другую категорию составляли свободные - купцы, ремесленники и «люди» (крестьяне-общинники). Низший разряд образовался из людей зависимых, попавших в кабалу или рабство.
Боевые соратники князя, именуемые боярами, со временем превращаются в земледельцев-вассалов (вотчинников). Они широко используют в своих взаимоотношениях с крестьянами-общинниками внеэкономическую (захват, насилие) и экономическую (кабала, долг) эксплуатацию. Подобную же манеру властвования одновременно над землей и людьми во все больших масштабах используют и князья. В X в. княгиня Ольга установила пункты («погосты») и сроки сбора дани, регламентировала ее размеры (уроки). В начале XI в. князем Владимиром (980-1015) устанавливается десятина - налог в пользу церкви.
Крещение Руси и превращение христианства в государственную религию оказали заметное влияние на правовую и политическую культуру населяющих ее народов. Это содействовало укреплению военных, экономических, политических и культурных связей с Византией и другими христианским странами, распространению письменности и грамотности, введению христианских норм морали, более гуманных, чем языческие. Монотеизм (единобожие) содействовал идейному оправданию и укреплению государственного единства во главе с монархом, но одновременно с этим содействовал появлению режима самодержавия, своеобразного цезарепапизма на русской почве, особенно после упразднения патриаршества в правление Петра I.
В XII-XIII вв. получает распространение система иммунитетов, освободившая боярские вотчины от княжеского управления и суда, причем бояре получили право свободного «отъезда» (менять сюзерена). Существовали также внутренние и внешние причины, содействовавшие феодальной автономии и княжеской удельщине. Последняя была отчасти вызвана неудачной системой наследования княжеского престола по боковой линии - не от отца к сыну, а от брата к брату, как это практиковалось у некоторых тюркских племен, например у печенегов. Следствием стало усиление политической раздробленности и распад Киевской Руси на конфедерацию феодальных государств. На северо-западе возникли автономные городские вечевые республики - Новгородская (1136-1478) и Псковская (1348-1510). В северо-восточной части Руси центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского. В период удельной раздробленности владимирские князья сумели расширить свои земли и создать крупный княжеский домен, в котором служилое дворянство стало главной социальной опорой князя. В первой половине XIII в. русские князья стали данниками Золотой Орды, сохранив свою администрацию, веру и церковь. Некоторые князья осуществили заимствование ордынских приемов налогообложения, организации ямской службы, отдельных видов войска и казенного финансового ведомства.
После распада Золотой Орды на самостоятельные ханства - Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское - последние поочередно захватываются усилившимся Московским государством, которое преобразовалось из княжества вначале в великорусское царство, а затем и в российскую империю. Важную роль в этом выполняла церковь. Она со временем превратилась в обладательницу значительных земельных владений и материальных ценностей, хотя наряду с этим существовало духовенство, ориентирующееся на духовные ценности («нестяжатели»). Идея самодержавного царства нашла последовательную разработку и поддержку в среде церковных деятелей и просветителей (концепции: «Москва - Третий Рим», «православное царство», «царь - помазанник Божий»).
Присущая самодержавию централизация облегчалась и обусловливалась не только византийским и восточным влиянием, но также тем обстоятельством, что опорой режима, помимо церкви и закрепощенного крестьянства, было не аристократическое вотчинное, а служилое поместное дворянство. Города на Руси были в большей степени гарнизонными укреплениями и хранилищами, нежели средоточием самоуправления, ремесел и торгового общения.
Самодержавная (автократическая, авторитарная) тенденция в развитии русского государства временами наталкивалась на сопротивление сословно-представительных учреждений - княжеские съезды, вечевые собрание городов, земские соборы. Особенно влиятельными оказались Земские соборы X V I - X V I I вв., на одном из которых состоялось избрание на царство первого правителя из династии Романовых, пребывавшей у власти три столетия. Последним словом политико-административной организации в Московском царстве стало введение приказной системы управления. Наряду с Боярской думой возникли приказы (протоминистерства) постоянные, подразделявшиеся на региональные (Сибирский, Казанского дворца, Малороссийский и др.), общегосударственные (посольский, поместный, большая казна и др.) и дворцовые (большого дворца, казенный, конюшенный, сокольничий, царская мастерская, царицына мастерская палата). В разряде временных приказов числились тайных дел, счетный, монастырский и др.
Русь историческое название земель восточных славян, происходящее от летописного племени русь, основавшего Древнерусское государство. В некоторых источниках, относящихся к XI-XII векам, употребление понятий Русь или Русская земля ограничивается лишь Киевским княжеством как коллективным владением князей-Рюриковичей и местом великокняжеского престола. С XII века название постепенно переходит на все удельные княжества. В историографии термин Русь распространяется на всю территорию Древнерусского государства с момента его основания в 862 году. В результате политического разделения Руси, впоследствии возникли уточняющие термины, такие как Малая Русь, Великая Русь, а также позднесредневековые деления по колористической схеме. В титулах монархов и представителей духовной власти, претендовавших на общерусскую легитимность, традиционно использовалась приставка «всея Руси». С конца XV века в трудах православных книжников Русь начинает фигурировать в эллинизированной форме Рос(с)ия, которая впоследствии стала в Русском государстве официальной. Понятие Русь широко распространено в фольклоре и поэзии, в том числе в таких оборотах как Святая Русь.
Как следует из летописных источников, государство восточных славян Русь получило своё название по варягам-руси. До призвания варягов, славянские племена, что населяли территорию будущего «первого русского государства», жили под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Русская земля ».
Наиболее ранним историческим документом, свидетельствующим о существовании Древнерусского государства, являютсяБертинские анналы
В которых сообщается о прибытии в мае 839 года к франкскому императору Людовику Благочестивомувизантийского посольства от императора Феофила. В составе византийской делегации находились послы народа рос (rhos ), посланные в Константинополь правителем, обозначенным в тексте как хакан (chacanus ). Древнерусское государство, о котором практически ничего не известно, в этот период времени условно обозначается в современной историографии как Русский каганат.
В ряде летописей сохранились следы того, что ранние сведения о Руси также связывали с периодом правления византийскойцарицы Ирины
(797-802 гг.). По мнению исследователя летописей М. Н. Тихомирова, эти данные происходят из византийских церковных источников .
О религии древних славян почти ничего не известно, так как праславянская общность располагалась вдали от центров цивилизации. Узнать какие-то факты о мифологии и религии древних славян можно лишь при помощи мифолого-лингвистических реконструкций. До принятия христианства практически вся восточнославянская мифология находилась в рамках явления, называемого древнерусским язычеством, поэтому почерпнуть сведения о ней мы можем из древнерусских письменных источников. Следует, однако, отметить, что, во-первых, религия правящей верхушки и простого народа всегда значительно различаются, и, во-вторых, в источниках рассматриваются, как правило, персонажи верхнего уровня, языческие божества, а персонажи низшей мифологии обычно остаются в стороне.
Культура Руси.
живопись
После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.
Зодчество
До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.
Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранниеправославные
Церкви были главным образом сделаны из дерева.
Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
- Культура и цивилизация - страница 2
- Культура и цивилизация - страница 3
- Типология культур и цивилизаций - страница 2
- Типология культур и цивилизаций - страница 3
- Общая характеристика первобытности
- Периодизация первобытной истории
- Материальная культура и социальные отношения
- Духовная культура
- Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
- Формирование религиозных представлений
- Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
- Доосевые культуры Древнего Востока
- Раннее государство на Востоке
- Художественная культура
- Культура Древней Индии
- Мировосприятие и религиозные верования
- Художественная культура
- Культура Древнего Китая
- Уровень развития материальной цивилизации
- Государство и генезис социальных связей
- Мировосприятие и религиозные верования
- Художественная культура
- Общая характеристика и основные этапы развития
- Античный полис как уникальное явление
- Мировосприятие человека в античном обществе
- Художественная культура
- Общая характеристика европейского средневековья
- Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
- Общественная и политическая системы средневековья
- Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
- Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
- Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
- Художественная культура и искусство средних веков
- Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
- Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
- Развитие экономики
- Социально-политические отношения
- Особенности ислама как мировой религии
- Художественная культура
- Художественная культура - страница 2
- Художественная культура - страница 3
- Византийская картина мира
- Общая характеристика византийской цивилизации
- Общественная и политическая системы Византии
- Византийская картина мира
- Византийская картина мира - страница 2
- Художественная культура и искусство Византии
- Художественная культура и искусство Византии - страница 2
- Экономика. Социально-классовая структура
- Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
- Эволюция политической системы
- Эволюция политической системы - страница 2
- Эволюция политической системы - страница 3
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
- Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
- Художественная культура и искусство
- Художественная культура и искусство - страница 2
- Художественная культура и искусство - страница 3
- Художественная культура и искусство - страница 4
- Содержание понятия и периодизация эпохи
- Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
- Изменения в мировоззрении горожан
- Содержание эпохи Возрождения
- Гуманизм – идеология Ренессанса
- Титанизм и его «обратная» сторона
- Искусство эпохи Возрождения
- Общая характеристика Нового времени
- Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
- Социальная и политическая системы Нового времени
- Картины мира Нового времени
- Художественные стили в искусстве Нового времени
- Общие сведения
- Характеристика основных этапов
- Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
- Социальный состав российского общества
- Эволюция политического строя
- Система ценностей российского общества
- Система ценностей российского общества - страница 2
- Эволюция духовной культуры
- Соотношение провинциальной и столичной культуры
- Культура донского казачества
- Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
- Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
- Две линии в истории русской культуры XIX в.
- Роль литературы в духовной жизни российского общества
- Художественная культура Нового времени
- Художественная культура Нового времени - страница 2
- Художественная культура Нового времени - страница 3
- Общая характеристика периода
- Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
- Либеральная альтернатива преобразования России
- Социал-демократическая альтернатива преобразования России
- Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
- Серебряный век – ренессанс русской культуры
- Общая характеристика периода
- Общая характеристика периода - страница 2
- Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
- Основные тенденции развития западного искусства
- Проблемы истории советского общества и культуры
- Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
- Экономика
- Социальная структура. Общественное сознание
- Культура
- Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
- Идеология. Политическая система
- Экономическое развитие советского общества
- Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
- Культурная жизнь
- Политическое и социально-экономическое развитие современной России
- Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
- Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
- Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
- Развитие культуры
Общая характеристика средневековой Руси
В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков, сформировались православно-христианские общественные идеалы и базовые ценности, сложилась богатейшая культура. Об этом периоде существует огромная историография.
Среди вопросов, традиционно вызывающих дискуссии историков, следует назвать такие, как: происхождение термина «Русь», роль экзогенных факторов на ранних этапах становления древнерусской государственности, генезис феодализма у восточных славян и роль геополитического фактора, повлиявшего на специфику русской истории и культуры, концепцию Предвозрождения в русской культуре конца XIV–XV в. и др.
В истории средневековой Руси прослеживаются три периода: I – древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.; II – вторая половина XIII-XV в.; III – начало XVI-XVII в.
Историю Древнерусского государства можно разделить на три этапа. Первый из них – это время довольно длительного «собирания» восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х годов IX в. почти до конца Х в. Второй этап – это время существования относительно единого Киевского раннефеодального государства, приблизительно со времени Владимира I до 20-х годов XIII в., когда оно окончательно распалось на независимые княжества. И, наконец, третий этап – господство феодальной раздробленности – от 20-х годов XII в. до монгольских нашествий 30-40-х годов XIII в.
Объединение восточнославянских земель было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Славянская в своей основе Киевская Русь вобрала балтские, финно-угорские племена, причем объединение Севера и Юга было ускорено участием в этом процессе варяжских дружин.
В рамках Древнерусского государства происходил генезис феодализма, специфика которого отразилась на формировании его основы – феодальной земельной собственности, социально-классовой структуре. Особенно значимым фактором развития явилось принятие в конце Х в. христианства, превратившегося в форму господствовавшей в средневековом обществе идеологии, определявшей психологию и социальное поведение людей того времени.
Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры, которая обрела совершенно новые черты. Наиболее значительным после принятия христианства стало византийское влияние, однако и оно вскоре было переосмыслено и переработано на основе самобытной культуры, истоки которой восходят к глубокой древности.
Историю русских земель II периода можно разделить на три этапа. Первый охватывает 40-е годы XIII – начало XIV в. и характеризуется глубоким демографическим кризисом, замедлением социально-экономического развития, что явилось следствием монголо-татарского нашествия 30-х годов XIII в. Второй этап приходится на XIV столетие.
В это время кризис постепенно преодолевается, ускоряется развитие феодальных отношений, складываются политические центры, борющиеся за ведущее положение в регионе, делаются первые попытки освобождения от иноземного ига. Третий этап – XV в.– характеризуется сравнительно быстрыми темпами роста производительных сил, вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно-угорским населением за счет внутренней колонизации в Северо-Восточной Руси. Укрепляются города.
К концу XV в. образовалось государство типа сословной монархии – Московское государство, добившееся полного освобождения от монголо-татарской зависимости. Начиная с XV в. постепенно складывались предпосылки формирования новых народностей, выделения их языков, особенностей материальной и духовной культуры. В пределах Русского государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси.
Русская культура за два с половиной века прошла путь от страшного разорения, приостановившего ее развитие, через упорное возрождение, приведшее к высочайшим достижениям конца XIV-XV вв. Многообразная по своим местным особенностям, она все более складывалась как единое целое.
В III период в условиях Московского государства в основных чертах сформировался феномен России. Тогда же родилось и закрепилось само название страны.
Медленной поступью уходила в прошлое средневековая Русь. В XVII в. процесс генезиса капиталистических отношений был уже необратимым. Претерпело существенные изменения государственное устройство России – из сословно-представительной монархии она превращалась в абсолютистскую монархию. Наступил кризис религиозной идеологии и церковной организации. Общество стало более открытым. В течение середины второй половины XVI–первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории – подготовки страны к эпохе реформ Петра I.