Гид по стилю. Поль Пуаре: «Я художник, а не портной

Гениальный, удивительный человек Поль Пуаре по праву заслужил звание императора парижской моды. Он по своему не совсем скромному признанию (что простительно великим талантам) «одевал эпоху», самых красивых и знатных женщин тех времен. Среди его клиентов - вся европейская, в том числе и русская аристократия, а также творческие личности. А его современниками были Коко Шанель, Жак Дусе, Чарльз Уорт, Н. П. Ламанова и т. д.

Поль Пуаре, биография: ранние годы

Будущий великий кутюрье родился в Париже в семье торговца текстильными товарами. О том, каким было его детство, сказать трудно, ведь достоверных данных нет. В своей биографической книге П. Пуаре в большей степени уделяет внимание и шляпкам, которые уже в то время занимали его ум и фантазию. С юных лет он кроил и шил самостоятельно для своих сестер. Уже тогда талант мальчика пробивался наружу и требовал признания.

Поль Пуаре вырос вместе с тремя сестрами, причем одна (Николь Грульт) впоследствии занималась созданием платьев и даже имела свой Дом моды в Париже. Вторая тоже обрела славу, правда, уже выдающейся шляпницы. Несмотря на явное увлечение сына модой и всем, что с ней связано, отец не желал принимать это всерьез, поэтому настоял, чтобы мальчик отучился в школе. После ее окончания он устроил его на работу рассыльным у знаменитого мастера по изготовлению зонтиков. Но вскоре Поль Пуаре (фото см. ниже) ушел из мастерской. Взяв отрезы шелковой ткани, он стал шить свои первые наряды для куклы, подаренной некогда сестрам.

Начало творческого пути

Свою карьеру будущий великий мастер начал с работы у известного французского модельера, коллекционера и мецената Жака Дусе, затем было ателье Чарльза Уорта, где он в основном занимался дизайном и пошивом верхней одежды (манто, накидки). А уже в 1903 году Поль Пуаре основал свой собственный Дом моды. Успех был поистине молниеносным и ошеломительным, в первую очередь благодаря уже приобретенным связям и популярности у знатных клиенток, аристократии.

Он активно пропагандировал возвращение к моде античных времен и ввел в обиход платья в виде туник и пеплос, а также предложил парижанкам новый, как сейчас сказали бы, тренд - кимоно.

Семейная жизнь

Поль Пуаре - модельер с эмоциональным характером, яркая и увлекающаяся натура. Без музы он существовать просто не мог. Ею стала Дениза Буле, на которой он женился в 1909 году. По признаниям самого мастера, именно она являлась воплощением всех идеалов. Очаровательная женщина из провинции удивила горожан, а в ярких, уникальных и изысканных нарядах, создаваемых специально для нее, раскрылась ее красота. Каждый их выход в свет превращался в событие, сенсацию. Пару обсуждали пресса и общество. Безусловно, присутствовало в их жизни стремление к эпатажу публики, доходящего порой до грани скандальности. Именно в этот временной промежуток Поль Пуаре (платья см. на фото) обретает славу самого именитого кутюрье мира, его сопоставляют с художником, творцом, а новинки льются, словно из

Семейная пара прославилась и в качестве устроителей грандиознейших костюмированных вечеров, которые проводились ежегодно. Каждый праздник имел свою тему, но особенно прославился вечер «1002-я ночь», состоявшийся в 1911 году.

К сожалению, не все красивые истории имеют соответствующее продолжение и завершение. Супруги развелись в 1928 году, когда финансовое благосостояние Пуаре пошло на спад. В чем крылась истинная причина расставания спустя столько лет, сказать уже никто не может. Однако в одном из газетных интервью Дениза обвинила его в жестокости, а Пуаре, в свою очередь, назвал ее поведение оскорбительным.

Этнические мотивы в творчестве

В 1910 году после посещения балета «Шахерезада» в Париже Поль Пуаре был настолько впечатлен, что не смог пройти мимо очарования и загадочности Востока. Впервые в его коллекциях появились модели с этническими мотивами, а еще через год он даже организовал костюмированную тематическую вечеринку «Тысяча вторая ночь». Сам кутюрье предстал в образе влиятельного падишаха. После столь грандиозного события восточные мотивы в одежде надолго завладели светскими львицами. Шаровары и юбка-брюки, тюрбаны - все это превратилось из экзотики в наряд для вечернего выхода.

Русский стиль в работах кутюрье

Впервые с русскими талантами Пуаре столкнулся при посещении балета, которому рукоплескала вся Европа. Привлеченный самобытностью и колоритом, он решил поехать в турне по Восточной Европе, в том числе в Москву и Петербург. Именитый кутюрье пришел в полный восторг от русского народного костюма (пышных сарафанов, кичек, косовороток, кокошников, платков и шалей). Он даже привез некоторое количество одежды с собой в столицу моды. Сочные, живописные цветы и орнамент - все это Поль Пуаре (платья представлены на фото) использовал для создания первой в мире коллекции одежды с русскими мотивами. Называлась она «Казань».

Армяк от Поля Пуаре

В своем исконном варианте под данным элементом традиционно русского костюма понимается крестьянский кафтан с прямыми рукавами и спинкой, неотрезной в линии талии. Армяк Поля Пуаре - это стилизованный, впервые сшитый для жены Денизы костюм. Для него использовалась темная роскошная ткань, подчеркивающая самобытность и колорит русского стиля.

Бессмертное творение кутюрье

Гардероб современной женщины просто немыслим без элегантной и сексуальной юбки-карандаш. А между тем история ее создания уходит корнями в начало двадцатого века. Именно тогда был создан прототип - "хромая юбкаюбка" годе. Поль Пуаре назвал ее именно так в связи с тем, что узкий подол затруднял движение, и женщины вынуждены были семенить, перемещаясь маленькими шажочками. "Хромая юбка" легла в основу не только силуэта "карандаш", но и годе, знаменитого и популярного силуэта "русалка" для вечерних и свадебных нарядов.

Книги П. Пуаре

Наперекор судьбе и нелегким жизненным обстоятельствам в 1930-х годах кутюрье выпускает в свет три свои книги: «Мода и Финансы», «Одевая эпоху» и «Возвращайтесь!». Все они, по сути, представляют собой мемуары. Колоссальные труды, читать которые - одно удовольствие, целая череда знаменитых имен, ярких событий на фоне драматической истории двадцатого века.. Поль Пуаре был личностью незаурядной и многогранной, его приглашали в качестве лектора в Сорбонну, а театры иногда давали заказы на создание

Забвение великого модельера

С 20-х годов прошлого столетия тенденции капризной моды начали претерпевать изменения, сказались на этом и мировые политические потрясения, война. В истории все закономерно, и одни имена сменяются другими. Так случилось и с Полем Пуаре. Особенно часто среди его конкурентов упоминается не менее великая Коко Шанель. Модельер просто не мог адаптироваться к так быстро изменившемуся миру, в результате чего был вытеснен с модного олимпа. После 1925 года он оказался на пороге бедности и вынужден был продать свою мастерскую, коллекции картин и других предметов искусства. Умер он в полном забвении и бедности в 1944 году. И только спустя полтора десятка лет публика вновь вспомнила это имя - Поль Пуаре. Эскизы и сохранившиеся экземпляры авторской одежды были выставлены его бывшей женой. Время сделало еще один виток, и, пройдя страшную войну, люди захотели той забытой, яркой, необузданной красоты.

В 2005 году из личной коллекции жены и детей Пуаре было продано более шести сотен различных предметов гардероба. Некоторая часть лотов сопровождалась фотографиями из личного семейного архива. Чудом сохранившиеся вещи (не всегда в хорошем состоянии) разошлись по знаменитым мировым музеям моды.

Поль Пуаре - двадцатого столетия, подаривший женщинам свободу в прямом и переносном смыслах. Он совершил революцию в дамском гардеробе, первым предложив отказаться от корсетов, длинных кос, и примерить на себя брюки. Яркая звезда талантливого мастера, к сожалению, блистала недолго, но имя его навсегда вписано в историю.

Француз Поль Пуаре, родившийся в 1879 году, сын торговца тканями, добился невероятных высот,создавая наряды для Сары Бернар, Габриэль Режан и Мистангетт, деливших между собой столичную сцену и славу элегантнейших женщин Парижа.

Работать он начинал подмастерье в ателье по производству зонтов, а в свободное время придумывал оригинальные платья для кукол и шил их из остатков шелка. В 1896 г. юный Поль, сын лавочника, поступил на работу в лучший парижский салон ― к Жаку Дусе. Здесь он провёл годы, послужившие первыми ступеньками к Олимпу моды.


«Нет ничего важнее, чем внешний вид», - вывод, к которому приходит П. Пуаре и который становится его убеждением на всю жизнь.

И именно в это время произошел его первый дебют - известность к модельеру пришла, когда он представил сценический костюм для актрисы Габриэль Режан: манто из черной тафты, расписанное розово-лиловыми и белыми ирисами, сверху покрытое черным тюлем. .


Актриса Габриэль Режан


Актриса Габриэль Режан

В 1903 г., после военной службы и недолгой работы в Доме Чарльза Ворта по приглашению его сына Жан-Филиппа (1901—1903 гг.), Пуаре открыл собственный салон на Рю-Аубер, 5.

Ни одна модница не могла зашнуровать корсет или, наоборот, освободиться от этого панциря без посторонней помощи. И только с приходом Пуаре появилась одежда, в которую можно было без особого труда облачаться самостоятельно. »


Американская миллионерша и меценатка Пегги Гугенхейм в костюме П. Пуаре из золотой парчи, расшитой разноцветным жемчугом (слева) / Ансамбль из восточных шароваров и верхней части с открытой спиной, 1926 г. (справа)

Большой интерес вызывают эксперименты дизайнера с кроем и конструкцией - тем более примечательные, что сам Пуаре шить не умел, а скорее пользовался техникой укутывания и драпировки женской фигуры. Появилась «хромая юбка» - длинная и узкая, что дамы могли в ней передвигаться лишь крошечными шажками,


Восточное платье в стиле ампир. Поль Пуаре (слева) / Ансамбль из шелка в восточном стиле. Поль Пуаре (справа)


Платье из музея «Метрополитен». Поль Пуаре. «Тысяча и вторая ночь»

Именно он предложил женщинам одевать к завтраку шаровары тогда, когда еще никто и подумать не мог, что женщины будут носить через несколько десятилетий брюки.

Привычную гамму цветов, пастельную и «неврастеничную» (по выражению Пуаре), мастер заменил фейерверком алых, зеленых, королевских синих, оранжевых, лимонных, всегда ярких и чувственных красок. Поль был первым модельером, который попытался объединить под знаком одного марки-бренда сразу и духи,и одежду, и аксессуары. Он первым из модельеров того времени создал свои духи, назвав их Rosin, в честь старшей дочери.


Эманюэль Буле и Поль Пуаре на парфюмерной фабрике "Розина", Корбевуа, около 1925 года. Фотограф Борис Липницки

Забота о создании фирменного стиля привела Пуаре к мысли о собственных «эксклюзивных» тканях.

Огромную роль в костюме играли дополнения: туфли, перчатки, зонтик, ювелирные украшения (серьги, броши, браслеты, цепочки, кольца).



Поль Пуаре состоялся не только как художник, но и большой и талантливый организатор в мире моды. В 1912 году он учреждает самый эпатажный журнал того времени - Газетт дю бон тон («Журнал изысканного тона»).

С женой Дениз они регулярно устраивали костюмированные маскарады.


Дениз


Поль Пуаре (в центре справа) среди актеров и друзей на празднике святой Екатерины. 1925 г.


Поль Пуаре и актриса Жозефина Бейкер во время шуточной вечеринки 1925

Ему принадлежит идея создания школы искусств, которую он назвал именем другой дочери, Мартины. Пуаре отобрал в муниципальных школах парижских предместий небольшую группу - 15 художественно одаренных девочек 12-13 лет. Детская школа декоративных искусств на улице Сент-Оноре стала первой школой такого рода во Франции. Пуаре берет девочек на пансион и даже платит каждой небольшую сумму денег. Система преподавания в школе, так же как и принципы обучения персонала в Доме Пуаре, была новаторской. Пуаре не спешил, как когда-то Чарлз Ворт, «учить руки», он хотел развить душу, воспитать личность, обострить зрение, пробудить любовь к прекрасному.
Продукция этой школы - ковры, вышитые покрывала, обои, абажуры и прочая мелочь для оформления домашнего интерьера — продавалась в небольшом магазине. Еще до Первой мировой войны филиалы «Мартины» появились в Берлине, Лондоне и даже в Новом Свете, в Филадельфии.

Через шесть месяцев после открытия детской школы Пуаре создает на ее базе профессиональную декоративно-прикладную студию, где детским рисунком придается стилистическая завершенность. Как и школа, студия называется «Мартина». Пуаре рассылает рисунки «мартинок» на текстильные предприятия, на фабрики декоративных тканей, обоев и ковровые производства; он отсылает их и в Севр, где по ним выполняются росписи по фарфору.
В 1912 году он добивается участия учениц в выставке Осеннего Салона. Исследователи отмечают, что Пуаре первому пришла в голову оригинальная мысль соединить авангардистское мышление в области декоративно-прикладного искусства, столь впечатлившее его в Вене и Берлине, с примитивизмом - то есть создать на новой основе творческий синтез разума и чувства. Детская школа и декоративная студия «Мартина» внесли существенный вклад в историю развития декоративно-прикладных искусств Франции.

Начавшаяся 1 августа 1914 года мировая война разом меняет все. Движимый чувством долга, Поль Пуаре уходит в армию. Но война оборачивается для Пуаре не ужасами окопной жизни, а личными унижениями, тяжело переносимой безликостью и бесполезностью далеко не героического существования. Для невежественного полкового начальства Пуаре - всего лишь ремесленник-портной, «нагло заявляющий, что не умеет шить». В качестве дисциплинарного взыскания он принужден пришивать пуговицы к солдатской амуниции. Это унизительное для Пуаре занятие позволяет ему детально изучить армейскую униформу, громоздкую, с обилием ненужных деталей, и внести предложение по усовершенствованию ее кроя и значительному сокращению расхода ткани и времени на пошив. Более того, благодаря проявленной энергии ему удается довести свои предложения до конкретных результатов.

После Первой мировой войны он перестал быть модным, его модели были слишком вычурны для этого времени.



Пуаре, как и Жак Дусе, не смог приспособиться к демократизации моды. Безудержная энергия и фантазия художника далеко не всегда подкреплялись трезвым деловым расчетом. Многие интересные начинания были крайне невыгодными в финансовом отношении. В результате накопился огромный долг. В 1926 г., надеясь спасти свое предприятие, он распродал личную коллекцию - десятки полотен Матисса, Кеса ван Донгена, Вламинка и Пикассо, драгоценности жены. Но вырученных денег катастрофически не хватало, и прославленный Дом Пуаре пришлось закрыть. Но деятельность П. Пуаре на этом не заканчивается. Он работает в театре, издает мемуары, книги по кулинарии, занимается любимой им живописью.

Титул «Короля моды» парижанин Поль Пуаре (1879-1944) присвоил себе сам, но для этого у него были веские основания. Недаром многие историки костюма склоны считать его отцом моды ХХ столетия. Хотя в истории моды он, в первую очередь, остался не как создатель ошеломляющих нарядов из «плотоядных восточных шелков», а как «освободитель» из плена корсета, нижних юбок и панталон.


Пуаре перед отъездом в Данию со своими манекенщицами, портным Кристианом и продавщицей Рен. Из альбома фотографий 1925 года "На память о путешествии Поля Пуаре в Копенгаген." Музей Гальера

В 1929 году выходит из печати автобиография Поля Пуаре. В ней, написанной на закате творческого успеха, нет ни тени горечи. Книга буквально пропитана счастьем. Она поражает своим пониманием глубинной сути того обширного явления, которое мы называем «модой», которое исходит не от опыта или разума, а от самого сердца творца, влюбленного в жизнь.
Поль Пуаре скончался в Париже в 1944 году в нищете и забвении.

«Я не ждал, пока мой успех вырастет сам по себе. Приходилось безумно много работать…» Но работа его больше походила на акт творения, чем на работу в обычном смысле этого слова.


Поль Пуаре

Поль Пуаре, освободивший женщин от корсета

Его называли императором французской моды. Имя Поля Пуаре обладало такой магией, что тысячи женщин на Земле, от Санкт-Петербурга до Рио-де-Жанейро, в начале ХХ века только и думали о том, как бы получить удивительное платье от великого мэтра моды. Восхищение им сочеталось с подражанием. Немало потрясающих современных ему домов моды - «Пакен», «Дреколь», «Сестры Калло», «Каюэ» - старались хоть чем-то на него походить. Дошло до того, что мама французского писателя Ромена Гари, находясь в глубокой нужде, решилась в 1918 году на открытие в Вильно поддельного «филиала» Поля Пуаре - и имела успех! Волшебная магия созданий Поля Пуаре не померкла и сто лет спустя после открытия им Дома моды в Париже.

Поль Пуаре родился в 1879 году; его родители торговали текстилем - и неудивительно, что сестры Поля Пуаре тоже стали известными создательницами моды. Николь Грульт, урожденная Пуаре, успешно развивала свой дом в 1910–1920-е годы, в некотором роде соперничая с братом, хотя ни в чем не достигла ни его славы, ни его изящества. Другая сестра, Мадлен, была популярной и оригинальной шляпницей - и ее работы заслуживают большего внимания.

Первые шаги Поля Пуаре связаны с Домом моды «Раудниц»; потом с 1899 года он работает у Жака Дусе, признанного виртуоза стиля «бэль-эпок». Затем последовали два года работы в Доме Уорта у детей создателя высокой моды.

Полю Пуаре поручено было создавать не только коллекции дневных платьев, но и уличных манто - и он достиг первых успехов. Когда в 1903 году Поль Пуаре открыл свой первый Дом моды на улице Обер возле парижской «Гранд-опера», судьба улыбнулась ему. Витрины его небольшого магазина были оформлены так оригинально и с таким изящным вкусом, что многие клиенты Уорта и Дусе стали одеваться у Пуаре. В 1905 году Поль Пуаре женился на элегантной красавице Дениз Буле, ставшей матерью его троих детей и первой манекенщицей в его Доме. На следующий год Пуаре провозглашает «модную революцию» и создает первое платье без корсета, названное им «Лола Монтес». Через два года начинают выходить альбомы с его моделями работы Поля Ириба, талантливого художника, ставшего впоследствии любовником Коко Шанель. Кстати, отношения Шанель и Пуаре всегда были прескверными. Как-то, несколько лет спустя, когда черные платья Шанель уже были заметны в моде, Поль Пуаре, встретив ее на рауте, спросил: «Отчего вы всегда в черном, мадмуазель Шанель, это что - траур?» Шанель со свойственной ей дерзостью ответила: «Да, траур по вам!» Нельзя в этом не увидеть предзнаменования.

Яркие цвета стали лейтмотивом творчества Поля Пуаре, и то, что он мог объединить в один букет, поражало и поражает смелостью решений. Другим шагом к ориентализму в его моделях были созданные им в 1911 году юбка-штаны, оказавшиеся настоящей сенсацией. Они стали очень популярны после восточного костюмированного бала «1002 ночи», организованного Пуаре в саду его роскошного парижского особняка.

В 1913 году на работу к Полю Пуаре поступает молодой петербургский художник, иллюстратор моды Роман Тыртов, взявший себе псевдоним Эрте и прославившийся позднее под этим именем. Знаменитым созданием Эрте для Пуаре стала юбка-«абажур».

Первая мировая война поломала творческие планы великого кутюрье. Его экзотические и экстравагантные туалеты никак не вязались с новыми реалиями, к тому же он сам был призван в армию. Финансы Дома Пуаре пришли в упадок, и его возрождение в 1920-е годы оказалось очень трудным делом. Модели Пуаре казались уже не такими удобными и практичными, как модели его конкурентов. На него по-прежнему смотрели с обожанием, но не покупали так много, как раньше.

Дела пошли так плохо, что в 1925 году он пустил в продажу акции Дома Пуаре для широкой публики и почти совсем разорился, создав экстравагантные павильоны «Любовь», «Оргия» и «Удовольствие» по случаю выставки ар-деко в Париже. Кроме Дома моды, у Пуаре были также успешные дома дизайнерских духов «Розина» и набивных тканей и домашних аксессуаров «Мартина» - названные так по именам старших дочерей. Но и они не спасли дело. С 1927 года Пуаре практически прекращает показы высокой моды. Затем следует болезненный развод с любимой супругой и переезд на Лазурный Берег, где Пуаре пытается создать маленькое дело, которое после кризиса 1929 года успеха не имеет.

В 1930-е годы Пуаре пишет книги и мемуары, торгует марочным вином. Он умер, всеми забытый, в Париже в 1944 году. Во время войны в поисках заработка он даже обратился на биржу труда, где указал место своей последней работы: «Поль Пуаре». Но молодой клерк сказал, что о таком Доме ему ничего не известно. Так проходит земная слава? Нет, она не проходит. Если вы по-настоящему талантливы!

Русский час Поля Пуаре

Когда в 2005 году в Париже на аукционе Друо распродавались модели от Поля Пуаре, к ним были прикованы взоры многих модников мира.

С молотка в течение двух дней ушло свыше 500 лотов вещей из личного гардеробы жены Поля Пуаре - Денизы и их дочерей - Розины, Мартины и Перрины. Сегодня найти вещи с грифом этого великого мэтра моды, открывшего свой дом более ста лет назад, и хлопотно, и дорого. Но, скажем правду, и на аукционе в Париже цены были не малые - Пуаре ждали и охотились за ним собиратели и музеи со всех концов света. Особенно много купил парижский музей моды дворца Галлиера и Музей искусства моды на рю Риволи.

Теперь платья с грифом этого мастера, перевернувшего в начале прошлого века представления о женской красоте и снявшего корсет с наших бабушек или прабабушек, стоят от семи до шестидесяти тысяч евро и доходят порой до ста тысяч евро.

Мы много и часто говорим сегодня о влиянии дягилевских балетов на творчество Поля Пуаре, о колористике Бакста и ориентализме, который прослеживается в его творчестве после премьеры фокинской «Шахерезады» в 1910 году. Однако влияние России на творчество мастера вовсе не ограничилось балетной сценой. Привлеченный блеском русского двора и широкими возможностями, которые Россия тогда, как и теперь, давала иностранным модельерам, Поль Пуаре с группой манекенщиц в 1911 году отправился с показами в Москву и Петербург. Москву он полюбил! Причиной тому стала его дружба с выдающейся московской создательницей мод - Надеждой Петровной Ламановой, которую Пуаре знал и ранее по Парижу. Судя по его воспоминаниям, Ламанова хорошо накормила кутюрье и показала ему Кремль, Щукинский музей современной живописи и блошиный рынок на Сухаревке. Пуаре был в восторге от народных русских костюмов - сарафанов, косовороток, кокошников, кичек, шалей и платков и привез их в Париж изрядное количество. Цветы и орнаменты этих ярких русских изделий очень вдохновили кутюрье, и он создал в Париже 1911 года первую в мире коллекцию платьев на русскую тему под названием «Казань». Эту коллекцию русских вышивок и уборов, сапог и сарафанов продавали в Париже, и мне лично удалось купить и стать счастливым обладателем семи лотов.

Как грустно было осознавать, что ни один отечественный музей не решил приобрести в свою коллекцию ни одного предмета из тех, что должны бы составить предмет гордости национальной моды. Ведь мода на русское в одежде пришла к нам от Поля Пуаре, а ее отголосками были работы Ламановой и русских эмигрантов в Париже 1920-х годов! Не нашлось в нашей стране спонсоров для покупки этих уникальных, ни с чем не сравнимых моделей! На аукцион, собравший в общей сложности сумму около полутора миллионов евро, были выставлены вещи из коллекции семьи мэтра, с которыми решила расстаться его внучка.

В 2007 году состоялись еще одни торги, где на этот раз было выставлено в три раза меньше лотов. Впервые на продаже были представители русских музеев, но, увы, их финансовые возможности оказались не на высоте. Зато свои собрания пополнили музеи из США, Японии, Латинской Америки, Франции. Теперь ими любуется весь мир.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

MARDI GRAS Поль Сезанн Мир этого художника такой огромный, богатый и суровый, с такими художественными вершинами, что они кажутся недоступными. Может быть, отчасти поэтому, не сумев проникнуть в этот мир, картины Поля Сезанна называли «неполноценными», а его самого

Из книги Бодлер автора Сартр Жан-Поль

ОТКУДА МЫ? КТО МЫ? КУДА МЫ ИДЕМ? Поль Гоген Летом в конце 80-х годов прошлого века многие французские художники съехались в Понт-Авен. Съехались и почти сразу же разделились на две враждебные группировки. К одной относились художники, вставшие на путь искания и объединенные

Из книги Тайна Иппокрены автора Белоусов Роман Сергеевич

Из книги Книга лидера в афоризмах автора

ПОЛЬ ДЖОНС В РОЛИ ТАИНСТВЕННОГО ЛОЦМАНА Книги Купера на протяжении почти ста лет были любимым чтением юношества всех стран, и, читая воспоминания, например, русских революционеров, мы нередко встретим указания, что книги Купера служили для них хорошим воспитателем

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

ЖАН ПОЛЬ Жан Поль (Иоганн Пауль Фридрих Рихтер) (1763–1825) – немецкий писатель. Мужество не в том, чтобы слепо пренебрегать опасностью, а в том, чтобы увидеть ее и преодолеть. В действиях будьте так же велики, как и в мыслях. Человек должен быть доступен для страстей, но

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Гоген (Gauguin) Поль (1848–1903) Французский художник, один из крупнейших представителей постимпрессионизма. Родился в семье журналиста, рано лишился отца, в юности несколько лет служил моряком, с 1871 г. 12 лет работал преуспевающим биржевым маклером. Под влиянием своего опекуна,

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Сезанн (C?zanne) Поль (1839–1906) Французский живописец, представитель постимпрессионизма, один из наиболее значительных художников последней трети XIX - нач. XX в. С его именем связывают кардинальные перемены в искусстве XX в. Детство и юность будущего художника прошли в

Из книги Политическая история брюк автора Бар Кристин

Из книги автора

СЕЗАНН ПОЛЬ (род. 19.01.1839 г. – ум. 22.10.1906 г.) Выдающийся французский художник-постимпрессионист, создавший предпосылки для развития абстракционизма и кубизма. Всю жизнь искал свой путь в искусстве Поль Сезанн. Его творчество невозможно ограничить рамками какого-либо

Из книги автора

СИНЬЯК ПОЛЬ (род. 11.11.1863 г. – ум. 15.08.1935 г.) Известный французский художник-неоимпрессионист (дивизионист, пуантилист), пейзажист, маринист, историк и теоретик искусства. Один из основателей (1884 г.), а затем президент Общества Независимых художников (1908–1934 гг.). Автор

Из книги автора

Поль Валери (1871–1945) поэт... Когда произведение опубликовано, авторское толкование не более ценно, чем любое прочее. ... Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью. ... Из двух возможных слов всегда выбирайте самое простое. ... Слабость силы заключается в том, что она

Из книги автора

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (1905–1980) философ... Смысла жизни не существует, мне придется самому создавать его! ... Ничто не меняется так часто, как прошлое. ... Если человечество вдруг исчезнет, оно в самом деле убьет своих мертвецов. ... Как приятно впадать в безнадежное отчаяние.

Из книги автора

Мишель Поль Фуко (1926–1984) философ Человек начинается не со свободы, но с предела, с линии непреодолимого.... Нет справедливой цены. Дешевизна не более и не менее точна, чем дороговизна. ... Безумие – это всегда смысл, разбитый вдребезги. ... Человек не является ни самой древней,

Из книги автора

Жан Поль Жан Поль (Иоганн Пауль Фридрих Рихтер) (1763–1825) – немецкий писатель. Мужество не в том, чтобы слепо пренебрегать опасностью, а в том, чтобы увидеть ее и преодолеть. В действиях будьте так же велики, как и в мыслях. Человек должен быть доступен для страстей, но

Карьеру модельера начал с работы у Жака Дусе, затем перешел в ателье Чарльза Фредерика Уорта . В 1903 году Пуаре основывал «Дом Пуаре и raquo» .

В период 1890-1910 годов модельер пропагандировал возвращение к античной моде : предлагал Парижу платье в виде туники и пеплос , а также ввёл моду на кимоно в Европе. Пуаре в 1905 году он предложил рубашечный покрой женского платья без корсета.

Также кутюрье является изобретателем так называемой «хромой юбки» - юбки с шириной ниже колена около 30 см, которая позволяла передвигаться исключительно семенящей походкой.

Поль Пуаре - первый модельер, выпустивший собственную марку духов (1911 год), назвав их в честь своей старшей дочери Розин (Rosine). Он лично выбрал аромат, придумал дизайн флакона, упаковки и рекламу .

Пуаре господствовал в моде до Первой мировой войны , очень много сотрудничал с театрами в создании костюмов, но в 1927 году закрывает свой модный дом. Историки моды полагают причиной ухода Пуаре из мира высокой моды излишнюю вычурность моделей для того времени. Пуаре не смог приспособиться к эмансипации, демократизации и индустриализации моды после Первой мировой войны, он относился к созданию костюма как к искусству , что в межвоенный период не было востребовано.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пуаре, Поль"

Примечания

Литература

  • Марк Тангейт. Построение бренда в сфере моды: от Armani до Zara = Fashion Brands. Branding Style from Armani to Zara. - М .: Альпина Паблишер , 2014. - 310 с. - ISBN 978-5-9614-4618-0 .
  • Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага: Артия, 1986. - С. 608.
  • Shaeffer, Claire B. Couture Sewing Techniques. - Taunton Press, 2001. - С. 218.
  • Алексей Мокроусов. Эмансипация тела // The New Times, 2011. № 39. 21 ноября.

Отрывок, характеризующий Пуаре, Поль

Через полтора часа времени большинство игроков уже шутя смотрели на свою собственную игру.
Вся игра сосредоточилась на одном Ростове. Вместо тысячи шестисот рублей за ним была записана длинная колонна цифр, которую он считал до десятой тысячи, но которая теперь, как он смутно предполагал, возвысилась уже до пятнадцати тысяч. В сущности запись уже превышала двадцать тысяч рублей. Долохов уже не слушал и не рассказывал историй; он следил за каждым движением рук Ростова и бегло оглядывал изредка свою запись за ним. Он решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони. Ростов, опершись головою на обе руки, сидел перед исписанным, залитым вином, заваленным картами столом. Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из под рубашки, эти руки, которые он любил и ненавидел, держали его в своей власти.
«Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!… И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!… И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось.
«Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я всё так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты, и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось, и что такое совершилось? Я здоров, силен и всё тот же, и всё на том же месте. Нет, это не может быть! Верно всё это ничем не кончится».
Он был красен, весь в поту, несмотря на то, что в комнате не было жарко. И лицо его было страшно и жалко, особенно по бессильному желанию казаться спокойным.

Новатор моды, создатель нового стиля и совершенно новых идей и форм. Не будь его, история моды ХХ века могла бы сложиться совершенно иначе. Поль Пуаре родился в парижской семье торговца одеждой в 1879. Его отец и мать хотели сделать из него зонтичного мастера и отдали в подмастерья к производителю зонтиков. Но Пуаре с детства интересовался модой, одеждой, рисовал эскизы нарядов для сестринских кукол. Потом начал для них шить платьица из остатков тканей для зонтиков. Он был в себе столь уверен, что направился со своими эскизами в Дом моды “Раудниц” к Мадлен Черуи и убедил купить свои наброски. Так началась его работа «фрилансера».

Уже в 1896 году Пуаре поступает на работу в Дом моды “Дусе” (Doucet). Пройдя школу Жака Дусе, он проникся духом высокой моды. По совету наставника, Пуаре сам начал перенимать манеры поведения и стиль одежды у представителей высшего общества и вскоре его можно было увидеть в английских костюмах на модных вечеринках. Роскошные муслиновые платья, шикарные клиентки, изысканная мебель XVIII века и великолепная коллекция живописи – всё это произвело на Поля такое впечатление, что по возвращению из армии он знал, что будет только модельером и самым лучшим. Пуаре устраивается на работу в самый престижный и старинный из Модных Домов – Дом Моды Ворта. Старика Ворта уже не было в живых, Поль работал с его сыновьями Шарлем-Филиппом и Гастоном Люсьеном. Достигнув определенных успехов у Ворта, Пуаре решается открыть собственное предприятие.

На занятые у мамы деньги он открывает в сентябре 1903 года свою фирму на рю Обер, 4, Париж, недалеко от Гранд Опера. Его успех был ошеломляющим. Пуаре входит в историю моды как великий реформатор. Он изменил силуэт женского платья, ввел в моду новые цвета и ткани. Пуаре создал гораздо больше, чем новая одежда – он создал новый стиль и новый образ жизни. Важным для Поля этапом в моде и стиле было то, что он освободил женщину от оков корсета с утягивающей талией. Это было в 1906 году. Он поднял талию выше, под грудь, тем самым удлинив ноги. Это заставило женщин следить за фигурой и худеть.

Годом ранее Пуаре женился на Денизе Буле, стройной 19 летней девушке. Она и стала его музой и вдохновительницей для создания новых образов и силуэтов. «Как здорово найти мужчину, являющегося вашим супругом, — говорила она, — который еще и одевает вас так, будто вы явились из волшебной страны». Вместе они создали то, что называется творческим тандемом. В каждом из ее выходов был признак нового веяния и эпатажа, который доходил до скандальности. Это были первые ростки рекламы, которые живы и по сей день.

В 1908 году Пуаре издал первый в истории моды буклет с рисунками моделей платье, и таким образом еще больше укрепил свою репутацию самого влиятельного парижского кутюрье. Благодаря своей возлюбленной и собственному новаторству, новинки моды от Пуаре сыпались как из рога изобилия. Юбка-кий, юбка-брюки и, конечно, пресловутое платье-абажур.

Дизайнер организовывал множество пышных и костюмированных вечеринок. Когда в 1911 году Пуаре придумал это платье-абажур — гости согласились надеть его, лишь бы попасть на вечеринку в стиле сказок «Тысячи и одной ночи». Пуаре был на вечеринке в роли султана, а Дениза – шахини. Газеты писали: «Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почетные супруги политиков готовы бросить всё и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды». Но пресса также говорила о влиянии на его творчество рисунков и эскизов Бакста, созданных для русских балетных сезонов в Париже. Хотя сам дизайнер это влияние отрицал.

В 1911 году Пуаре в очередной раз взрывает моду, представив на показ публике «хромую» юбку, которая вызвала настоящий фурор. Узкие юбки уже не были новостью, они появились еще в начале века. Но то, что предложил Поль, превзошло все ожидания. Платье спадало мягкими складками от груди до колена, а потом резко сужалось книзу, причем так, что женщина могла лишь как гейша семенить ногами. Это соответствовало его идеалу восточной женщины-куртизанки и было очень в духе Востока, который так любил Пуаре. «Хромые» юбки оказались в центре всеобщего внимания. Они стали поводом для осуждений и карикатур, но тем не менее модницы во всю носили их, добавляя к ним меха, воротники, узкие рукава и длинные узкие перчатки, которые усиливали эффект футляра.

В течение последующих нескольких лет Пуаре жил насыщенной жизнью. Он выпустил духи «Розин» (le Parfums de Rosine), названные в честь одной из дочерей, объездил всю Европу с показами, открыл Школу декоративных искусств, и назвал её в честь другой дочери «Мартин» (Atelier Martine).

Но в 1920–е годы для Пуаре начинается время мрачных перемен и упадка, и связано это с женской эмансипацией и новым ритмом жизни, который мастер не учел. Появились новые конкуренты, которые также стали законодателями моды: «Ланвен», «Пату», «Вионне», «Сестры Кало». Но самым большим его врагом стала Шанель. Она ненавидела его за бывшие успехи и звания императора парижских мод. А Пуаре не мог выносить ее маленькие черные платья. Шанель не только создает иные образы в моде, но и выпускает новый аромат, который приобретает широкую популярность. Это известные Сhanel №5. Однажды, встретившись в Гранд Опера Пуаре спросил Шанель: “Мадмуазель Шанель, вы вечно в чёрных платьях. Это что, траур?”. Находчивая и острая на язык, Шанель ответила: «Да, по вам!».

Но настоящий финансовый упадок Пуаре начался в 1924 году, а в1927 году ему и вовсе пришлось закрыть свой Дом моды, а в мировой моде вскоре воцарилась простота от «Chanel». Эпоха театральности закончилась, а падение великого метра показало, что удача может отвернуться даже от самого великого мастера.

В 1929 году Дениза Пуаре развелась с мужем-банкротом. Однако она сохранила коллекцию его моделей и эскизы интерьеров, а также изделия декоративно-прикладного искусства. Сам Пуаре совершенно разоренный, уезжает в Канны, где принимается за живопись, думая, что так он сможет поправить свое положение и развозит по магазинам на велосипеде бутылки марочных вин по элитным ресторанам. Собравшись с духом, он пишет книги «Одевая эпоху» и др. Это немного улучшает сложившееся положение модельера. В начале Второй Мировой войны Поль Пуаре перебирается обратно в Париж и записывается на биржу труда, где и умирает 28 апреля 1944 года в полном забвении.

Но как часто бывает, гениев вспоминают после смерти. С конца 1950-х начинается возрождение интереса к его творчеству. А в 1960-е – эпоху хиппи – возникает мода носить винтажные вещи от Пуаре. В мае 2005 года состоялась огромная аукционная продажа изделий Пуаре, где в течении 2-х дней ушло больше 500 лотов за огромные деньги. Путь Пуаре продолжает движение.

 
Статьи по теме:
Житийная литература «Сказание о Борисе и Глебе»
В XIX веке жанр жития переживал упадок. Казалось, что за двести лет на русской земле, прежде столь щедрой на подвижников, молчальников, святителей, юродивых, перевелись святые. За время существования Священного Синода, с 1721 по 1917 год, коронация в Росс
Что такое проектно-сметная документация
Капитальный ремонт объекта капитального строительства – одновременная разработка рабочего проекта и сметы, чертежи и расчеты производятся после утверждения проектного задания. состав:Раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – те
Волошин Александр Стальевич
Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" и ОАО "Первая грузовая компания"Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" (с сентября 2010 года), ОАО "Первая грузовая компания" (с февраля 2012 года). Ранее - председатель совета директоров РАО "ЕЭС Р
Аншлюс австрии - презентация
13 марта 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Для Гитлера аншлюс не только создал плацдарм для наступления на Чехословакию, но и стал личной местью Родине за непризнание в молодые годы.Блеф в Берхтесгадене Разбитая после Первой мировой войны Ав