Как сформировать полезные привычки? Формирование полезных привычек

Когда-то я пытался привить себе полезную привычку писать по три страницы текста каждое утро, сразу после того, как я проснусь. Это было здорово, ведь побывав на западной Украине, я просто не мог не написать о жилье в Карпатах , горах и отдыхе. И в итоге я не заметил, как стал писать каждый день на разные темы. Затем я привык к полезному питанию (то есть я питаюсь, только если голоден, никогда не перекусываю, стараюсь есть медленно и так далее). Затем я стал делать зарядку и самомассаж каждое утро. Просыпаться рано. И все это получилось (но, конечно, не сразу). Вопрос не в том, предрасположены вы к этой привычке или нет.

Вопрос в том, КАК вы формируете полезную привычку, а не в том, КАКУЮ КОНКРЕТНО. Ведь внедрение привычки в жизнь - это ежедневная кропотливая работа, и, своего рода, искусство. Искусство, которому учатся не за один месяц. И я могу гарантировать вам, что если вы примените советы ниже к любой привычке в вашей жизни, то у вас все получиться. Ну что, пора бегать по утрам?

Как сформировать полезную привычку

  1. Выберите только одну привычку. Не пытайтесь сразу внедрить всё. Начните бегать. Когда пройдет одна или две недели, и вы заметите, что вам это дается легко - добавьте еще одну привычку. Например, рано просыпаться. Приступайте к следующей привычке только после того, как прочно закрепили предыдущую.
  2. Будьте добры к себе. Поверьте, если вы захотите тягать тяжести (в народе это называется бодибилдингом) каждый день по часу - вы очень быстро сдадитесь. Если вы начнете с 10 минут, и понемногу будете увеличивать продолжительность занятий, вы добьетесь успеха. Лучше возьмите цифру, которая с самого начала НИКОГДА не будет для вас обременительной. Порою даже 6-7 минут занятий в день кажутся невыполнимыми.
  3. Записывайте результаты. Ведите график соблюдения привычек в электронном или бумажном виде. Напишите в своем дневнике привычку, а напротив неё распишите дни недели либо числа месяца. Как только вы выполните привычку - зачеркните этот день.
  4. Не позволяйте себе «маленькие слабости». Курильщики, я думаю, меня поймут. Когда бросаешь курить, порой страстно хочется закурить «еще одну сигаретку». И эта еще одна сигаретка - всего лишь спусковой крючок, после которой вы выкурите еще несколько пачек (хорошо, если не блоков). То же самое и с полезными привычками. Если вы хотите есть здоровую пищу, но периодически позволяете себе много сладкого, колы и другой вредной пищи, то очень скоро все вернется на круги своя.
  5. Позволяйте себе «маленькие подарки». Не путайте «подарки» и «слабости». Подарками вы должны баловать своего «внутреннего ребенка» или «внутреннего художника». Купите себе то, что будет связано с вашей новой привычкой, и что будет радовать вас. Если вы уже месяц подряд бегаете по утрам, купите себе новые кроссовки, в которых вы чувствуете себя классно. Если пишите по 5 страниц в день - новую ручку. Радуйте себя мелочами.
  6. Считайте, сколько дней вы соблюдаете привычку. Если вы пропустили какую-то привычку два дня подряд или два раза на одной неделе, начните отсчет заново. Инерция стремится к инерции. Чем больше вы пропустите дней за раз, тем сложнее вам будет вернуться к привычке. Если вы пропустили всего один день за неделю - просто не включайте в общий счет пропущенный день, но посчитайте, что вся неделя была удачной.
  7. Устройте себе выходной. Выберите воскресенье или любой другой день в качестве выходного. Если вы неукоснительно следовали привычке 6 дней кряду, то можете смело зачеркнуть одну или две привычки на воскресенье, словно вы их уже сделали. И сделайте её. Или не сделайте. Всё равно. Устройте себе отдых и делайте всё, что вам хочется (но не то, что помешает дальнейшему формированию привычки). Гуляйте на природе. Общайтесь с друзьями. Спите весь день. Это поможет вам зарядиться энергией и силами на всю следующую неделю.
  8. Ведите временной и количественный учет. Записывайте, сколько времени за день вы посвятили привычке. Например: бег - 20 мин., медитации - 12 мин. Ведите и количественный учет, если это возможно. Например - количество отжиманий, приседаний и так далее.
  9. Наслаждайтесь процессом. Наслаждайтесь тем, что вы делаете. Радуйтесь тому, что у вас получается. Не слушайте НИКОГО. Если кто-то говорит вам, что вы «должны» бегать по утрам, но вас отвращает уже сама идея бегания по утрам - смело отказывайтесь. Возможно, это не ваше. Если же привычка вас не радует ни сейчас, ни в перспективе, то зачем она вам?

Сколько нужно времени для формирования привычки?

И последнее - сколько нужно для формирования привычки? Ученые говорят о цифре 21. Но не верьте им. Верьте своему организму. Если вы уже сами автоматом выполняете определенное действие, то вы уже сформировали привычку. Не важно, соблюдали вы ее 28 или 60 дней. Не останавливайтесь до тех пор, пока не увидите, что это действительно стало для вас привычным и естественным.

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей и учителей является увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧЕК

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей и учителей является увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Разные привычки возникают в различные годы жизни. Значит, "фактор времени" не только не безразличен для их воспитания, но, наоборот, чрезвычайно важен. Родители должны помнить, что воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше. Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное - сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту, привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и он чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, она мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.

Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей - возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке.

Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и происходит как бы "закладка" соответствующих привычек. Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые.

Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал книги, где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Ребенок научился застилать свою постель - овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, - следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.

Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей тех или иных привычек, обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим продуман, и проявлено достаточно много требовательности со стороны родителей, а нужные привычки у детей все же не возникают.

Рассмотрим подробнее, как же формируется новая привычка? Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что привычки воспитывают не столько словами, сколько делами.

Ваш ребенок вначале просто наблюдает за хорошими действиями, причем ни один раз, а затем пробует повторить увиденное. Если у ребенка получилось повторить – все, привычка сформировалась. Теперь задача – ее закрепить. И закрепляется она, если ребенок наблюдает ее долгий промежуток времени.

Опыт показывает, что для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, важен его результат: приводило ли это действие к удовольствию или к неудачам и огорчениям.

Таким "подкреплением" может быть положительная оценка действия ребенка со стороны взрослых, детского коллектива или непосредственное удовольствие от результата труда, от процесса действия (наслаждение музыкой, книгой, природой и т.д.). Напротив, неудачи, неприятности, связанные с действиями, мешают превращению последних в привычку.

Если, например, родители хотят создать у детей привычку делать утреннюю зарядку, нужно позаботиться, чтобы в первые недели дети к моменту подъема успевали хорошо выспаться, чтобы в комнате не было холодно (поэтому лучше начитать летом), чтобы упражнения были подобраны в меру трудные, чтобы утренние дела после зарядки приносили удовольствие. Одним словом чтобы первые несколько недель зарядку было делать легко, приятно и весело. В дальнейшем ребенок должен делать зарядку и в те дни, когда в комнате прохладно или когда он не выспался. В том то и сила привычки, что она помогает преодолевать трудности. Однако для того, чтобы эта привычка сформировалась и хоть немного окрепла, в самом начале нужно обеспечить ей благоприятные "подкрепления". Если этот первый этап не обдуман, не подготовлен родителями, дети начинают делать зарядку, а затем бросают.

Девочка, которая умеет расчесываться и плести косы станет содержать свои волосы в порядке лишь в том случае, если у нее есть привычка расчесываться и ухаживать за волосами. Кому не знакома распространенная фраза " Что нужно сказать девочке (бабушке, мальчику, папе)?" И ребенок обычно отвечает: "Спасибо". Не нуждаются в напоминании только те дети, у которых сформировалась привычка так отвечать. Частично привычки и навыки приобретают автоматизированный характер.

Если малыш был обучен умываться перед сном, и будет совершать эти действия ежедневно, на первых порах по указанию старших, а затем без напоминаний, то спустя какое-то время привычка станет более стойкой, и он вряд ли сможет пойти в кровать, не умывшись. Если использовать навык лишь периодически, а не постоянно, то закрепляться привычка будет хуже. Когда ребенку после приема пищи не напоминают все время о том, что следует высказывать свою благодарность, то привычка так и не будет сформирована.

Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду онанизм, сосание пальцев, языка, грызение ногтей. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т. п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой.

Опыт показывает, что процесс искоренения вредных привычек детей требует значительного времени и что нельзя перекладывать всю тяжесть борьбы с вредной привычкой на еще не окрепшую волю ребенка. Родители должны терпеливо оказывать ему помощь. Но обычно бывает так: объяснив детям вред и недопустимость той или иной привычки, они берут с них слово "больше так не делать", а затем, в случае повторения действия, всячески подчеркивают обман, нарушение обещания. Они забывают при этом, что дурная привычка (например, грызть ногти) уже "залегла" в нервной системе ребенка и чтобы преодолеть ее, от него требуется необычайный, не соответствующий его возрасту сознательный контроль над своим поведением, не ослабевающий ни на минуту. Что же удивительного в том, что при самом искреннем желании сдержать слово и "не делать так больше" старая привычка вдруг "прорвется" у ребенка. От привычки одним обещанием - "больше так не делать" - не избавишься. Делать это нужно постепенно. Привычка формировалась постепенно, и избавляться от нее нужно постепенно.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Дорогие родители, вы знаете, что «ваши дети станут похожими на вас; поэтому старайтесь сами быть такими, какими в будущем хотите видеть их».

Родители обязательно должны уделять большое внимание воспитанию своего ребенка. И во многом, примеры родителей вырабатывают привычки детей.

Тот факт, что дети, вырастая, становятся похожими на своих родителей, заставляет каждого взрослого человека задуматься над своим поведением, внутренним состоянием.

Полезные привычки родителей обязательно отразятся на формировании характера вашего чада.

«Если ребенок видит, как его родители неизменно ведут себя доброжелательно, сдержанно и достойно, если он видит, что они способны приводить в порядок свою собственную жизнь - тогда глубоко внутри себя он однажды ощутит, что именно так и ему следует строить свою жизнь».

На основе привычек у ребенка формируются черты характера.

Прививая, например, ребенку навыки самостоятельности и хозяйственной помощи взрослым, родители могут надеяться на то, что в будущем их малыш будет трудолюбивым. Потому что трудиться он начнет еще задолго до того как сможет осознать, что трудолюбие это весьма ценное качество любого члена нашего общества. И в остальном, то же самое. Приучая детей чистить зубы, заботиться о младших, бережно относиться к одежде, вовремя ложиться спать, быть благодарным и т.д. мы формируем у них такие черты характера, как отзывчивость, чистоплотность, вежливость, пунктуальность. Привычки - это основа основ. Недаром гласит народная мудрость: "Привычка - вторая натура", потому что они сохраняются надолго и могут повлиять на всю дальнейшую жизнь.


Есть много важных и полезных привычек, на которые требуется не больше пяти минут в день, а чтобы заметно изменить жизнь к лучшему, на них нужно тратить хотя бы по полчаса, но регулярно, уверен писатель Эс Джей Скотт. Он предлагает подойти к вопросу системно и создать блоки дел, которые помогут не сдаваться и выдержать испытания прокрастинацией, плохим настроением и другими соблазнами отложить все на завтра. «Теории и практики» публикуют отрывок из его книги «Лучше каждый день: 127 полезных привычек для здоровья, счастья и успеха» , которую выпустило издательство «Альпина Паблишер».

Метод блоков: краткое определение

Понятно, что перенять привычку нелегко . Дел по горло, и число их растет. Реально ли встроить нечто новое в ежедневную рутину? Я утверждаю: у вас не просто достаточно времени для выработки любой новой привычки; вы можете включить в рабочий график буквально десятки привычек без каких-либо негативных последствий для распорядка дня. […]

В целом суть проста: сформировать важные для себя привычки, объединяя их в блоки.

Объединить привычки. В блоки. Раз плюнуть, правда?

Метод хорош тем, что снимает стресс от появления массы новых дел. Вы начинаете с нескольких простых, но эффективных привычек, а затем увеличиваете их число. Вы и сами не заметите, как они встроятся в ежедневный график.

Этот блок привычек станет такой же органичной частью дня, как и обычные процедуры, которым вы следуете, когда встаете утром и собираетесь на работу, а вечером укладываетесь спать.

Почему цели важны

Лучший способ создать блок - объединить действия, относящиеся к вашим жизненным запросам. Нет смысла множить случайные привычки, которые не имеют смысла лично для вас. Каждая из них должна быть связана с вашими целями. Тем легче выстроить из них логичную систему.

У всех нас разные цели. Поэтому не существует правильного ответа на вопрос о том, какие привычки важны. Однако практика показывает, что почти каждую задачу можно отнести к одной из следующих категорий:

1. Карьера. Цели этой категории связаны с повышением производительности труда, увеличением оборота капитала, продвижением по служебной лестнице. Чего бы вы ни хотели - усовершенствовать рабочий навык или улучшить структуру бизнеса, - карьерные цели важны, ибо напрямую влияют на остальные шесть сфер жизни.

2. Финансы. Чем вы старше, тем важнее эти цели. Как вариант: сделать пенсионные накопления, улучшить кредитную историю, погасить задолженность по кредитной карте, сделать долгосрочные капиталовложения.

3. Здоровье. С помощью реализации этих целей вы сумеете поддерживать хорошую физическую форму и придерживаться правильного питания. В этой категории может быть много подцелей: сбросить вес, начать выбирать полезные продукты, разнообразить пищевой рацион, заниматься зарядкой.

4. Досуг. Данная категория целей связана с занятиями, важными лично для вас. Зачастую нам не до этого: хватает других забот. Однако, если вечно отказывать себе в приятном, это скажется на качестве жизни. Примеры целей: запланировать отпуск, уделять больше времени близким, найти себе хобби (скажем, пивоварение, охота, кулинария, рисование).

5. Организация жизни. Эти цели помогут вам упорядочить и разгрузить жизнь. Например: навести порядок в окружающей обстановке, чтобы в ней не было ничего лишнего, в частности регулярно убирать дома и избавляться от вещей, которые перестали приносить радость.

6. Взаимоотношения. Цели этой категории связаны с улучшением взаимоотношений с людьми, которые для вас важны, например с родными и близкими, друзьями. Можно улучшить свои социальные навыки, найти романтического партнера… да и просто поработать над своим характером, чтобы с вами было легче общаться.

7. Духовность. Эта сфера имеет особый смысл для каждого из нас. Сюда входят медитация и молитва, йога и помощь другим, аутотренинг. По большому счету к данной категории можно отнести все, что помогает обрести душевное спокойствие и гармонию.

Как видите, ставить можно разные цели. Вот почему важно отследить то, что для вас по-настоящему важно. Для этого пригодятся вопросы, к которым мы сейчас перейдем.

12 вопросов о цели

Если вы хотите определиться с целями, сперва вам нужно выявить желания. Время ограничено, и силы стоит тратить лишь на те цели, которые того заслуживают. Чтобы найти подходящие для вас привычки, советую воспользоваться простым упражнением. Если вы ответите на следующие 12 вопросов, то сможете наметить небольшие действия, которые станут частью вашего расписания.

1. «Может ли мелкая привычка помочь с выработкой большой?» (Почему бы не складывать тренировочный костюм с утра, чтобы он был наготове, когда вы вечером пойдете в спортзал.)

2. «Часто ли я расстраиваюсь в конце дня из-за того, что мне не удалось сделать важные вещи?» (Определите ключевые задачи на завтра и включите их в свой календарь.)

3. «Какие быстрые действия повышают мне настроение?» (Например, просмотр короткого мотивационного видео с утра.)

4. «Какие пять целей для меня наиболее важны?» (Какие ежедневные действия могут способствовать достижению этих пяти целей?)

5. «Какие занятия мне нравятся?» (Так можно выбрать хобби. Допустим, вам по душе бегать, вязать, путешествовать, читать.)

6. «Какие сферы моей финансовой жизни нуждаются в улучшении?» (Если вы в долгах, начните с этого. Если у вас лежат деньги в банке, следует заняться созданием инвестиционного портфеля.)

7. «Могу ли я улучшить отношения с людьми?» (Подумайте о связях с родителями и детьми, близкими и друзьями. Какие ежедневные поступки помогут этим отношениям?)

8. «Что доставляет мне радость?» (Делайте это каждый день или хотя бы каждую неделю.)

9. «Как мне повысить свою духовность?» (Вы можете, например, регулярно молиться, заниматься йогой или аутотренингом.)

10. «Каким навыком я всегда хотел овладеть?» (Пусть освоение и изучение этого навыка войдет в привычку. Это может быть пивоварение, игра на музыкальном инструменте, изучение нового иностранного языка, да мало ли что еще.)

11. «Что я могу сделать для своего района или какого-то важного дела?» (Все мы верим во что-то. Если вы решите каждый день уделять этому время, вам будет по силам помочь другим людям.)

12. «Как улучшить качество моей работы и получить повышение?» (Например, можно освоить навык, ценный для компании.)

Задайте себе эти вопросы, и они помогут вам найти привычки, адекватные вашим целям. Это не так сложно: нужно лишь понять, что для вас важно, и встроить это в свой график.

У каждого из тысяч читателей книги будет собственный, уникальный ответ на эти вопросы. А значит, у каждого будет собственный, уникальный блок привычек. […]

Решение: к цели - через блоки привычек

В чем суть формирования блоков? Допустим, у вас есть цель или мечта. Прежде всего надо понять, какие небольшие действия работают на нее. Затем выстроить из них пошаговую, логически последовательную программу. И наконец, использовать надежные психологические стратегии, которые сделают программу неотъемлемой частью дня. […]

С блоками жизнь пойдет на лад, ибо нет нужды волноваться, когда вы займетесь этими небольшими, но важными делами. Вы лишь включите их в программу и примете решение не отступать от них.

Более того, повтор одних и тех же полезных действий изо дня в день удивительным образом скажется на долгосрочных целях. […]

13 шагов по созданию блока привычек

Ключ к постоянству состоит в том, чтобы рассматривать блок привычек как единое действие, а не ряд отдельных задач. Не хочу показаться занудой, но, если вы хотите, чтобы привычка закрепилась, надо понимать, что это целый процесс. В частности, вам предстоит: 1) подыскать для нужного дела время; 2) найти триггер; 3) запланировать, что делать, чтобы задача была выполнена. И так далее и тому подобное.

Что я имею в виду?

Если рассматривать каждый элемент группы как отдельное действие, придется всякий раз создавать напоминание и отслеживать каждый пункт. А это обременительно. Но если воспринимать всю программу как одну привычку, ее будет легче зафиксировать в памяти и регулярно соблюдать.

Поначалу создание блока может быть в тягость. Но мало-помалу дело пойдет, и вы увидите, что не боги горшки обжигают. Ключ к успеху следующий: начать с малого, сформировать мышечную память по выполнению этого распорядка и постепенно добавлять новые задачи. Чуть ниже вы увидите, как все это делать.

Рассмотрим 13 шагов по формированию постоянного блока привычек. Это логичный метод, который хорошо показал себя на практике и не создает ощущения перегруза. Если вы будете строго следовать ему, то увидите, как легко можно добиться значительных перемен в своей жизни.

Шаг 1: начните с пяти минут

Как закрепить новую привычку? Важно сделать ее «до смешного простой». Этот урок я почерпнул из книги Стивена Гайза «Mini-привычки - Maxi-результаты».

Допустим, вы хотите ежедневно заниматься литературным творчеством. Поставьте себе цель: ни дня без абзаца. Ничто не мешает написать и больше. Но один абзац - это минимум. Только он позволяет считать задачу на день решенной. То есть нужна простая цель, которая позволит победить инертность. Главное - приступить. А приступив, мы обычно делаем больше, чем планировали.

Советую применять стратегию мини-привычек к блокам. Прежде всего важно добиться постоянства. Поэтому начните с пяти минут, выбрав одну или две привычки, а затем увеличивайте их число по мере того, как программа будет доходить до автоматизма.

Вам кажется, что за пять минут ничего не успеешь? […] Есть десятки привычек, требующих минуты или двух. А уж пять минут - целое богатство. Вы сами удивитесь, сколь многое можно успеть за столь краткий промежуток времени.

Шаг 2: сосредоточьтесь на маленьких победах

Выстройте программу вокруг привычек, которые не требуют усилий. Эти маленькие победы создадут определенный эмоциональный заряд, их легко запомнить и достичь.

Когда я говорю о маленьких победах, я имею в виду действия, для которых почти не нужно усилия воли: выпить витамины, взвеситься, наполнить литровую бутылку водой или обдумать цели на день.

Вы скажете, что это легко. Но в этом и состоит смысл. Начинать надо именно с таких действий, поскольку они снижают вероятность того, что у вас вылетит целый день из-за изобилия обязанностей и общей занятости. […]

Шаг 3: найдите время и место

Каждый блок должен быть привязан к триггеру, соотнесенному с определенным местом и временем дня (или тем и другим сразу). Вот примеры того, как это может выглядеть.

Дома утром: начать утро с нужного блока - отличный способ получить заряд бодрости. Внедрите целую серию привычек, позитивно влияющих на вашу жизнь. Это также улучшит выполнение важных задач в первой половине рабочего дня.

Примеры мелких привычек: медитация, анализ целей, аутотренинг, чтение книги в жанре нон-фикшн, стакан питательного коктейля.

На работе утром: прибыв на работу, не набрасывайтесь сразу на электронную почту и социальные сети (как большинство людей), а попробуйте выжать максимум из первых утренних часов, создавая среду, которая позволит сосредоточиться на главных задачах.

Примеры мелких привычек: выявление трех приоритетных дел на день, определение следующих шагов по топ-проектам, устранение всего отвлекающего и работа над самым трудным вопросом.

На работе во время обеденного перерыва: середина дня - отличное время для очередной серии привычек. Вы на славу поработали и, наверное, устали. Настало время перекусить на рабочем месте (до блока привычек или после нее), а затем перейти к действиям, которые подготовят вас к остальному дню.

Примеры мелких привычек: медитация, быстрая ходьба, семиминутная зарядка и гимнастика, звонок приятному человеку.

На работе, под конец рабочего дня: последние несколько минут на работе - отличное время для включения блока привычек, поскольку это подготовит вас к успеху, когда вы вернетесь утром (или после выходных). Вы были заняты весь день, и маленькая финальная программа воодушевит вас и поможет проанализировать достигнутое.

Примеры мелких привычек: запись в дневнике, выявление важных задач на следующий день, учет хронометража (сколько времени понадобилось на каждое дело).

Дома, рано вечером: еще один блок привычек можно уместить между возвращением домой и сном. Более того, это идеальное время для работы над небольшими личными проектами, которые для вас важны, но не требуют неотложного внимания.

Примеры мелких привычек: обучение какому-то навыку, составление плана питания на неделю, анализ расходов, уборка определенной части дома.

В спортивном зале (или там, где вы занимаетесь): да, блок привычек неплохо поместить и сюда. Более того, сделать это весьма уместно, ведь это поможет выполнить важные упражнения в кратчайший период времени. Сами упражнения - не часть блока. Но есть много поддерживающих привычек, которые закрепят их. Например, можно потянуться, выпить смузи, взвеситься, записать спортивные результаты или создать плей-лист с любимой музыкой или подкастами.

Шаг 4: привяжите блок к триггеру

Слово «триггер» люди понимают по-разному. Я бы определил его так: это сигнал, который напоминает о нужном действии, используя одно из пяти чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Триггеры важны, ибо в массе своей люди не способны запомнить большое число задач. Им нужны напоминания, стимулы к действию. Так, будильники и мобильники часто служат триггером к утреннему пробуждению.

Есть два основных вида триггеров. Первый - это внешние триггеры (например, сигнал смартфона, извещающее уведомление, стикер на холодильнике). Внешние триггеры эффективны, поскольку создают условный рефлекс: как только раздается звонок, вы выполняете определенную задачу.

Второй вид - внутренние триггеры . Например, чувства, мысли и эмоции, связанные с какой-либо сложившейся привычкой. Это похоже на царапину, которую нельзя не почесать.

Знакомо ли вам желание срочно проверить свой аккаунт в социальной сети? Если да, оно было прямым следствием внутреннего триггера.

Важно уяснить разницу между этими видами триггеров - и не только потому, что она позволит сформировать надежный блок привычек, но и потому, что поможет победить дурные привычки, стесняющие личный рост.

Позвольте объяснить.

Триггеры (отрицательный пример)

[…] Если вы когда-либо заводили аккаунт в этих сетях, вы не могли не заметить, как в них устроена система оповещения. Едва кто-то ставит лайк, репостит, ретвитит или репинит ваш материал, вы получаете уведомление. Звучит сигнал - и вы откликаетесь, как собака Павлова.

На эти триггеры можно буквально подсесть, ведь они служат «наградой» за контент, который людям по душе. Более того, в какой-то момент вы заходите в социальную сеть только затем, чтобы узнать мнение читателей о вашей последней записи. […]

На мой взгляд, если триггеры создают зависимость, их роль отрицательна . Например, когда вы ощущаете потребность заходить на сайт по много раз на дню. Более того, зачастую вы замечаете бессознательное желание посетить такой сайт, не имея ни ясной причины, ни четкой мотивировки, а словно вам нечем заняться.

Это классический пример внутреннего триггера. Регулярное обращение к социальной сети создало у вас постоянную привычку. Всякий раз, когда вам скучно или внимание рассеялось, вы можете быстро получить дозу дофамина, зайдя на любимую страничку. А те «несколько минут», что вы планировали потратить на нее, обычно превращаются в полчаса или больше потерянного времени.

Технологические компании регулярно используют внешние триггеры для создания внутренних триггеров. Так они набирают «постоянных клиентов». Они знают, что устойчивый внешний сигнал увеличит общее пользование, особенно если продукт развеивает скуку рутины. А в конечном счете пользователи будут обращаться к их продукту даже тогда, когда для этого нет особых мотивов.

Получается следующая картина. Если продукт нацелен на положительный эффект - скажем, приложение Mint для управления финансами, - он запрограммирован на формирование хороших привычек. Но если продукт приносит вред - дурацкая видеоигра вроде Trivia Crack, - он запрограммирован на формирование вредных привычек. […] А теперь, если вы простите мне мои негативные высказывания насчет социальных сетей, позвольте заметить, что понимание триггеров весьма полезно. С его помощью можно наполнить свою жизнь полезными привычками. Поговорим об этом далее.

Триггеры (положительный пример)

Я советую создать триггер для каждого блока привычек. К примеру, зубную нить можно класть на видное место (скажем, на полку в ванной комнате, рядом с щеткой). Это послужит визуальным напоминанием о необходимости ею воспользоваться (до или после того, как вы почистите зубы).

Число примеров можно увеличивать. Если вы хотите сформировать триггеры для привычек, рекомендую иметь в виду следующее:

1.Триггер должен быть уже существующей привычкой. Он может быть действием, которое вы автоматически совершаете каждый день: принимаете душ, чистите зубы, проверяете СМС, идете к холодильнику, садитесь за рабочий стол. Это важно, поскольку вы должны быть стопроцентно уверены, что не пропустите напоминание.

2. Триггером может быть определенный момент дня. Напоминать о привычке способен какой-либо момент из ежедневного графика: к примеру, вы просыпаетесь, обедаете или выходите из офиса. Опять-таки, что бы вы ни выбрали, это действие должно быть автоматическим.

3. Триггер должен быть легким для выполнения. Если действие (хотя бы и ежедневное) представляет трудность, его эффективность как триггера снижается. Даже если вы регулярно занимаетесь спортом, использовать спорт как триггер не стоит: можно случайно пропустить день.

4. Триггер не должен быть новой привычкой. Для выработки постоянной привычки нужно от 21 до 66 дней, а иногда и дольше, если привычка особенно сложна. Поэтому новую привычку нельзя назначать триггером: нет полной уверенности, что она станет постоянным действием.

Это лишь несколько приблизительных правил для выбора триггера. Чтобы упростить их еще больше, советую ориентироваться на любую из следующих привычек (ведь вы наверняка следуете им каждый день): завтракать; обедать; ужинать; чистить зубы; садиться в машину перед работой; входить в дом после работы; приходить на работу (или уходить с работы); включать компьютер утром; настраивать таймер-сигнал на телефоне; хранить визуальное напоминание в каком-то важном месте (скажем, на компьютере, холодильнике или телевизоре).

Как видите, о привычке могут напомнить самые разные виды триггеров. Лучше всего соотнести триггер с первой привычкой блока . Цель состоит в том, чтобы создать триггер, стимулирующий к действию, а затем переходить к остальным мелким шагам, сверяясь с чек-листом. Поговорим об этом далее.

Шаг 5: создайте логичный чек-лист

Чек-лист - важнейшая часть блока. В нем должно быть отмечено, какие действия, в какой последовательности и где вы выполняете, сколько времени отведено на каждое из них. Да, в этом есть определенный педантизм. Но зато не уходят силы на размышления: все инструкции под рукой.

О чек-листах мы уже говорили, и повторяться незачем. Достаточно сказать, что следует создать последовательность небольших действий. Переход от одного к другому должен проходить без лишних усилий.

Шаг 6: отчитывайтесь о своих достижениях

Вы наверняка слышали о законе инерции (первом законе Ньютона). Вот как он звучит: «Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние».

Иными словами, если вы долго раскачиваетесь по утрам, то вам нужен лишний «толчок», который заставит вас действовать. Людям часто не удается сформировать нужные шаблоны поведения, поскольку им легче оставить все как есть, чем делать нечто новое и потенциально неприятное.

Вырабатывая привычки, я усвоил важный урок: чтобы держаться важной цели, нужно перед кем-то отчитываться. Недостаточно взять и принять решение. Значимые вещи в жизни требуют надежного плана действий и круга поддержки, к которому вы будете обращаться в случае препятствий. Так обстоит дело и в мире бизнеса, и в личном развитии. Если у вас есть человек, способный подбодрить вас (или дать пинка под зад, когда вы отлыниваете), вы с большей вероятностью не забросите начатое.

Отчитываться можно разными способами: сообщать о своих успехах в социальных сетях, рассказывать о новой затее знакомым и даже наказывать себя за уклонение от графика с помощью такого приложения, как Beeminder.

Лично для меня оказались полезными два способа.

Первый способ: мобильное приложение Coach.me. Оно отлично помогает поддерживать и закреплять новые привычки: вы словно носите в кармане настоящего коуча (со всеми его плюсами и минусами). О том, как вы соблюдаете программу привычек, вы ежедневно докладываете другим пользователям. И можете поверить: одно лишь понимание, что о ваших успехах узнают посторонние, послужит достаточной мотивацией, чтобы не бросить новые привычки.

Второй способ: доверять свои успехи, проблемы и будущие планы какому-нибудь человеку. Это подстегнет вас, едва мотивация начнет слабеть. И вообще полезно наличие советчика, с которым вы делитесь сомнениями. […]

Шаг 7: придумывайте маленькие приятные награды

Сформировать серию привычек - это настоящее достижение. А значит, за него полагается награда.

Поощрение самому себе - отличный мотив не отступать от ежедневной программы. Это может быть и просмотр любимого телешоу, и покупка полезного лакомства, и даже короткий отдых - в общем, все, что доставляет радость. Один лишь совет: избегайте наград, которые устраняют пользу от выработанной привычки. Скажем, если вы выполнили серию небольших действий, нацеленных на потерю веса, то не должны вознаграждать себя кексом в 400 калорий! Это обессмыслит предыдущие усилия. […]

Шаг 8: сосредоточьтесь на повторах

Формируя блок привычек, в первые недели поставьте во главу угла повторы. Очень важно не забросить программу - даже если вы иногда пропускаете одно или два небольших действия. Постоянство важнее всего. Повторы вырабатывают мышечную память. А когда вы повторите программу достаточное число раз, она станет такой же неотъемлемой частью вашего графика, как чистка зубов.

Не считайте катастрофой, если время от времени день будет вылетать. Что поделаешь, это случается и с лучшими из нас. Но ни в коем случае не допускайте пропуска двух дней подряд. Так вы покатитесь по наклонной плоскости: сбить расписание станет очень просто. Если давать слабину достаточно часто, вы забросите программу. И это подводит нас к следующему совету…

Шаг 9: не прерывайте цепочку

Одну из самых ценных мыслей, касающихся привычек, я слышал от известного юмориста Джерри Сайнфелда. Беседуя с начинающим комиком, он дал простой совет: ни дня без творчества. Ни в коем случае не пропускайте день, даже если вы не в настроении. (Знакомый совет, правда?)

В начале каждого года Сайнфелд вешает на стену календарь и помечает большим красным крестиком всякий день, когда пишет новый комедийный материал. Ему нет нужды постоянно выдавать много контента. Важно лишь не допускать пропусков в работе. Он ставит себе задачу никогда не прерывать цепочку .

Крестики в календаре стимулируют желание не отставать ни на сутки. Чем больше смотришь на беспрерывную вереницу красных пометок, тем больше ты готов преодолеть инертность и взяться за работу.

Цель сохранения цепочки состоит в том, чтобы устранить любые предлоги. Сознание изобретательно подбрасывает нам причины, почему можно сделать пропуск.

«Ты устал / занят / перегружен / болен / страдаешь от похмелья/находишься в депрессии». Чем не веская причина сделать исключение всего лишь на один день? Но вот сегодня вы пропустили день, послезавтра - еще один… И чем дальше, тем легче будет уклониться от графика, когда вы не в духе.

Поэтому мой совет прост: ставьте себе (посильные) ежедневные цели, которые вы будете осуществлять, что бы ни случилось. Не допускайте никаких отговорок. Можно ограничиться какой-нибудь маленькой целью, включающей лишь два или три действия. Важно одно: о цели нужно помнить всегда, даже когда вы находитесь не в лучшей форме.

Шаг 10: ожидайте препятствий

Соблюдение даже самых постоянных привычек сопряжено с трудностями и препятствиями. А если вы будете делать что-либо достаточно долго, я даже гарантирую, что без внезапных проблем вы не обойдетесь.

Скажем, я совершаю пробежки с 1990 года. Легко посчитать, что у меня за плечами 27 лет бега на длинные дистанции. С чем я только не сталкивался за эти почти 30 лет: скука, многочисленные травмы, странные болезни (особенно досаждали скарлатина и перикардит), нападения собак, неоднозначные дорожные ситуации и опасные инциденты с прохожими .

Как вы можете догадаться, эти многочисленные происшествия делают жизнь интереснее. С пробежками точно не соскучишься. Но вместе с тем я понял, насколько значима стойкость, как важно не отступать от задуманного, когда трудно.

Рискну даже сказать, что препятствия полезны. Они учат выдержке. Они помогают обрести антихрупкость, о которой говорит Нассим Николас Талеб в своей книге «Антихрупкость».

Итак, не думайте, что выполнение программы пойдет без сучка и задоринки. Проблемы неизбежны. Но, когда они появятся, вы столкнетесь с выбором: сдаться или победить. И надеюсь, что вы не захотите выбрасывать белый флаг.[…]

Шаг 11: продумайте регулярность привычки

Как мы уже сказали, некоторые группы привычек не требуют каждодневного внимания. Вообще привычки бывают: 1. Ежедневными. 2. Еженедельными. 3. Ежемесячными.

Начните с небольшого блока ежедневных привычек. Но мало-помалу, как освоитесь, советую создать серии привычек для каждой из упомянутых групп. В идеале сюда должны входить разного рода проверки - они важны, но о них легко забыть: например, изучение выписок по кредитной карте и осмотр сигнализации. А также планирование развлечений.

Делая эти задачи частью стабильного графика, вы добиваетесь того, что они будут выполнены, а не станут очередным нерешенным вопросом.

Шаг 12: постепенно увеличивайте блок

Вернемся к первому шагу процесса: «Начните с пяти минут». Если посвящать привычкам лишь ограниченное время, толка будет мало. Вот почему я советую добиться получасовой программы, состоящей как минимум из шести мелких привычек.

Не форсируйте события. В первую неделю программа должна составлять пять минут. Во вторую неделю увеличьте время до десяти минут, а в третью - до пятнадцати. Повторяйте этот процесс, пока не дойдете до получаса, заполненного серией небольших действий.

Увеличение блока не означает, что нужно как попало лепить привычку к привычке. Следует убедиться, что все идет стабильно и у вас нет внутреннего сопротивления выбранному порядку.

Если вы испытываете стресс, скуку или перегрузку, не игнорируйте эти чувства. Если вы заметите, что начинать все труднее и труднее (например, из-за ), либо уменьшите число привычек, либо задайтесь вопросом: чем вызвано желание пропустить день? Чем лучше вы поймете причину отсутствия мотивации, тем легче будет ее побороть.

Шаг 13: формируйте только одну привычку за раз

Насчет того, как много времени уходит на формирование постоянной привычки, идут серьезные споры. Одни говорят: 21 день. Другие: несколько месяцев. Согласно исследованию Филиппы Лалли, опубликованном в European Journal of Social Psychology , для превращения действия в постоянную привычку нужно от 18 до 254 дней, причем средняя величина составляет 66 дней.

Отсюда вытекает урок: не следует формировать больше одной привычки за раз, поскольку с каждым дополнительным действием будет все труднее соблюдать график.

Лично я задумываюсь о новом блоке только тогда, когда перестаю воспринимать привычку как привычку. Когда она становится лишь частью того, что я делаю каждый день, даже не задумываясь, почему и как я это совершаю.

Только когда вы чувствуете, что блок привычек уже отработан, можно добавить к своему расписанию новую привычку. Единого для всех порядка не существует. Все очень индивидуально.

Формирование привычки – это процесс, направленный на установление определенного образа поведения, имеющего сложившийся характер и приобретающий для человека значимость потребности. Образуется подобный механизм выстраивания жизненного поведения путем повторения одного и того же действия систематически и неоднократно, подкрепляя процесс или результат позитивными эмоциями и ощущениями. Обычно негативные привычки формируются самостоятельно, без участия внутреннего критика и вмешательства волевого компонента, тогда как формирование полезных привычек часто требует от человека контроля своего поведения, разработки целой системы поощрений и .

Психологический аспект, отражающий момент установления какого-либо поведенческого проявления, как привычного, проявляется в исчезновении волевых усилий при исполнении повторяемого действия или снижении остроты познавательных трудностей. Тут подключается физиологический компонент, для которого привычка – это установление новых прочных нейронных связей после определенного количества повторов. Что в психологическом, что в физиологическом смыслах, а также на ментальном и соматическом уровнях при первых разах выполнения непривычного действия наблюдается сильное сопротивление во многих частях организма из-за того, что выполняемое является новым и соответственно требует большей ресурсной затратности.

С течением времени нейронные связи становятся более сильными, и для их активации при следующих обращениях к данной деятельности будет требоваться меньшее количество энергии. Кроме того, однажды сформированные привычки способны успешно поддерживаться длительное время без подкрепления с внешней стороны и вновь актуализироваться после длительного перерыва, но при возобновлении необходимых условий. Ту можно вспомнить, что даже если вы год не писали ничего от руки, то при необходимости заполнить бланк, вы сделаете это автоматически, так же как и езда на велосипеде вспоминается за секунды после многолетнего перерыва. Это обусловливается тем, что однажды установленные нейронные связи довольно легко восстанавливаются или не исчезают вообще.

Формирование привычки к здоровому образу жизни

Формирование полезных привычек считается более долговременным, однако, это лишь субъективное ощущение, если у человека недостаточная мотивация. В реальности все привычки требуют различного времени, и какие-то складываются за пару дней, а для формирования других необходимы месяцы. Тут имеет влияние и скорость выработки рефлекторного поведения и особенности психики, и внешние факторы.

Здоровье – это не операции, вернувшие вам жизнь и препараты, которые вы будет принимать, а то, как сформируете свою будничную жизнь. Именно ежедневные привычки к определенным моментам дают хорошую форму и самоощущение. Первое основополагающее на контролировании чего и изменении в лучшую сторону следует сконцентрировать свое внимание – качество сна, засыпания и утреннего пробуждения. Если вы не высыпаетесь, каждое утро вскакиваете от звонка будильника, при этом не чувствуете, что отдохнули, следует изменить своим привычным ритмам. Самый яркий показатель того, что вы все сделали правильно для своего организма – это пробуждение без будильника в отличном состоянии при меньшем количестве сна. Смещая режим в сторону отсутствия ночных бдений необходимо позаботиться о помощи своему организму в засыпании, тут отличными помощниками будут физические нагрузки, насыщенная жизнь и организация режима и ритуалов (можете принимать ванну или читать по главе любимой книги перед сном, но позаботьтесь о плавном переходе к спокойному режиму).

Заведите себе ежедневник и введите планирование в ежевечерние процедуры – это одновременно поможет структурировать всю свою жизнь и не задерживаться в выполнении необходимого, а также поможет следить за формированием новых привычек. Посудите сами, когда действие еще не стало вашим автоматизмом, то легко про него забыть или отложить, если же оно является пунктом ежедневного плана, то вы его выполните, да еще и получите эмоциональный бонус за свершенное.

Планирование также помогает следить за сроками исполнения, ведь четко спланированный предыдущий день поможет избежать доделывания отчетов в полночь, а значит, вы встанете с бодростью и силами. К планированию относится не только расписание вашей деятельности, но и вашего питания. Если стараться, то о своих обедах и перекусах необходимо позаботиться заранее, выбрав свежие и полезные продукты, приготовив еду. Подобное требует большей дисциплинированности, чем покупка хот-дога или сухариков на бегу.

Постепенно приучайте свое тело к физической активности, степень и частота которой должна рассчитывается относительно ваших потребностей, возможностей и начального уровня. Если ваше тело не знает, что такое спорт, то сразу отправлять его на усиленную тренировку в спортивную секцию может оказаться сверхнагрузкой и лучше начать с ежедневных зарядок. Когда небольшие нагрузки станут для вас привычны и легки можно постепенно наращивать количество и интенсивность. Ориентируйтесь в этом вопросе на собственные ощущения и возможно советы профессионального тренера, а не на скорость ваших друзей, поскольку способность к и физические возможности у всех различны.

Соблюдение гигиены – неотъемлемая часть здоровья, поэтому до автоматизма необходимо довести регулярность гигиенических процедур относительно собственного тела (душ, чистка зубов, мытье рук), а также окружающего пространства (чистка дома, одежды, рабочего помещения).

Во всех данных аспектах выработки привычки к здоровью, вы должны уметь проявлять гибкость в нахождении методов реализации. Если спортклуб закрыли на ремонт, то продолжать тренировки можно на отрытых площадках, пробежками в парке или в другом заведении; недоступность ванной комнаты для полноценной гигиены решается с помощью влажных салфеток и жидких антисептиков; отрегулировать сон можно при помощи берушей и масок для сна или взяв дополнительный выходной; проблемы со временем, сказывающиеся на приготовлении здоровой пищи можно решить с помощью ресторанной продукции, отвечающей вашим стандартам или выбором фруктов и творога как перекуса, вместо чипсов. В общем, у вас должна остаться привычка и потребность поддерживать здоровье в любых условиях и искать для этого подходящие методы.

Этапы формирование привычки

В формировании новой привычки, какой бы сферы она ни касалась, все равно должны быть пройдены одинаковые этапы формирования. Первоначально становится вопрос выбора и определения приоритета формирования нового жизненного подхода, где из всех необходимых привычек вначале потребуется сосредоточиться на одной. Работать одновременно над множеством задач, меняя жизнь кардинально, может получаться непродолжительное время (около недели), после чего ресурс организма закончится и вас отбросит на самый начальный этап. Поэтому дождитесь полного формирования одной привычки и потом беритесь за следующую.

Следующий момент – определение собственной мотивации в обретении новой привычки. Нужно установить ваш внутренний смысл и потребность в подобных изменениях, понимание к чему приведет в дальнейшем. Действовать не понимая конечной цели является энергозатратным мероприятием, кроме того само непонимание зачем вы чего-то достигаете, будет являться саботажным фактором, в то время как хорошая внутренняя мотивация и осознанное желание будут помогать.

Следующий этап – конкретные действия, где стоит распланировать этапность достижения задуманного результата. Ставя себе цель, необходимо определить сроки, сформировать соответствующий режим дня, включить в ежедневное расписание пункты по выполнению задачи. Старайтесь не брать сразу большие объемы (если хотите начать бегать по утрам, лучше начинать с пятисот метров, чем с пяти километров), разбивание больших достижений на малые, но доступные цели являются основным механизмом в качественном продвижении к результатам. После того, как вы разбили свою цель на этапы достижения необходимо неукоснительно им следовать. Тут начинается самое сложное, поскольку потребуется выполнение действий регулярно и постоянно, какие бы оправдания не подсказывали новые жизненные ситуации. Для стимуляции и чтобы не падать духом, отлично будет завести не только ежедневник будущих планов, но и дневник для фиксации полученных достижений, которые не дадут все бросить на середине пути.

Обычным является формирование привычки за 21 день и к концу этого термина действительно видны первые результаты, но первую неделю нужно максимально держать себя в руках. Выполнение чего-то нового легко и с энтузиазмом дается в первый день, чуть хуже во второй, а через неделю становится мукой и причиной развития нереальных фантазий, почему стоит все бросить. Недельный интервал – самый кризисный момент, пережив который дальше становится легче.

Через три недели происходит физиологическое формирование новых нейронных связей и фактически можно считать привычку сформированной, но расслабляться рано, т.к. через этот промежуток времени старые связи и привычки еще не разрушены. Таким образом, у вас есть два равнозначных пути выбора поведения, после трех недель вы выходите в ноль, где появляется осознанный выбор, как жить дальше. Для окончательного закрепления привычки понадобится около полутора месяцев, соответственно по прошествии трех недель вы продолжаете следить за собой с той же строгостью. Многие, расслабляясь на данном этапе, начинают пропускать ежедневные тренировки, делать себе все большие поблажки, чем подкрепляют старые нейронные связи.

Окончательно сформированной привычка считается на этапе ее повторения в течение трех месяцев. После такого промежутка любой механизм (физических нагрузок, режима дня, употребления продуктов) становится ведущим в вашей деятельности и теперь, чтобы от него избавиться необходимо будет пройти весь путь заново.

Почему привычка формируется за 21 день

Много где говорится о том, что возможно формирование привычки за 21 день, и возникает вопрос, почему именно такие сроки указываются. Это эффект был замечен хирургом М.Мальцем, работавшим с пациентами в пластической хирургии. В ходе своей деятельности он заметил, что именно такое минимальное количество времени необходимо пациенту для того, чтобы проявились показатели привыкания к своим новым формам или отражению в зеркале. При этом, описывая подобную закономерность, распространение которой хирург заметил не только в операционной практике, но и в личной жизни при формировании своих новых привычек, он указывал, что три недели – это минимальный термин для формирования нового ментального образа.

Было указано, что чем выше сложность задуманной новой привычки, чем дальше она находится от исходного состояния жизни человека, тем дольше она формируется. Т.е. наметив цель вставать в шесть утра, при том, что ранее просыпались в семь, вы достигнете ее значительно проще и быстрее, сформировав новый механизм, чем человек, пробуждающийся к десяти. Кроме того на длительность формирования влияет эмоциональный фон процесса перестройки – когда человек получает позитивные эмоциональные подкрепления, видит и чувствует улучшения, то это стимулирует процесс, если же изменения связаны с напряжением, раздражением и стрессом, то затянуться формирование привычки может на месяцы.

В психологии была обнаружена достаточность данного временного промежутка, чтобы человек успешно овладел новым навыком, увидел первые результаты его использования, при этом остается свобода выбора есть ли необходимость в постоянном поддержании данной модели. Чем полезнее и приятнее оказывается новый навык, тем больше мотивации поддерживать его выполнение. Это означает, что 21 день не программирует человека на строгое исполнение, а является своеобразным тест-драйвом задуманного, что дает возможность изменить стратегию при отсутствии желаемых результатов.

Множество экспериментов подтвердили факт изменения мозговой активности именно через три недели постоянного воздействия или волевого изменения поведения. За это же время происходит адаптация к новой еде, новой обстановке в квартире. Считается, что именно за такой срок формируются новые нейронные связи, отвечающие за легкое выполнение новой деятельности и полное ее освоение.

Формирование вредных привычек и их профилактика

Привычки требуют не только формирования, но и коррекции, поскольку некоторые из них мы хотим привить, а некоторые развиваются самостоятельно, причем не все имеющиеся у нас привычные модели поведения являются полезными.

Формирование вредных привычек мешает не только физическому здоровью человека, как принято думать в большинстве случаев, но затрагивают также эмоциональную и мотивационную сферу, где препятствуют достижению целей и благоприятному течению жизни, а в межличностных отношениях могут разрушать имеющиеся связи.

Возникают вредные привычки у людей, не имеющих четкой внутренней дисциплины и чувства ответственности за собственные поступки. Те, кто поддается сиюминутным желаниям, внушению со стороны других людей, со временем могут обнаружить себя связанными по рукам и ногам негативными действиями, от которых сформирована потребность. Сюда относится не только алкоголь и наркотики, но также негативные формы поведения, такие как зависимое поведение, излишняя жестокость, стремление к повышенному уровню адреналина, и, казалось бы, обычная . Люди, без определения своих внутренних ценностей, жизненных целей не рассчитывают временную перспективу, полагаются и действуют относительно настоящего момента, где не каждое поведение может быть благоприятным для будущего. Стремление к экспериментам также может закончиться приобретением негативных зависимостей, особенно некоторые химические виды формируются с первого приема.

Трудности с построением коммуникации, полученные травмы, тревожные и депрессивные расстройства могут стать причинами появления негативных привычек у тех, кто пытается справиться самостоятельно с подобными тяжелыми состояниями. Даже если не рассматривать злоупотребление химическими веществами, возможны варианты установления режима дня, негативно сказывающегося на самочувствии, погружение в среду виртуального общения, вместо живого или полная изоляция.

Соответственно и профилактические методы по предотвращению формирования негативных привычек должны сводиться к укреплению внутренней позиции человека. Это включает работу, направленную на развитие зрелой личности, поиск жизненных смыслов и ориентиров, установления собственных границ и потребностей, разработку жизненной стратегии. Чувствительное отношение к происходящему в жизни человека может помочь избежать формирования вредного способа жизни, а вместо этого выработать позитивную линию поведения, ориентированную на взаимодействие с другими людьми и поиск выхода из сложной ситуации при помощи поддержки, терапии, участия, переформатирования своей системы смыслов, вместо ухода от проблематики и подмены понятий.

Привычки бывают профессиональные и бытовые, социальные и индивидуальные, полезные и вредные, возникающие постепенно или практически мгновенно. Согласно другому делению, привычки бывают физические, эмоциональные и поведенческие. См.

Формирование привычки: приучение

Привычка - результат повторения и обычно формируется на 21 день (при ежедневном повторении). Станет ли привычка чертой характера? См.

Как отучиться от вредных привычек?

Вредной привычкой может быть и курение , и привычка недовольно топать ножкой, когда что-то не выходит, не получается, и привычкаМесть . Методы отучения от вредных привычек:

Выбор зависит от многих факторов, где влияет и возраст (возможность обратиться к разуму), и умение работать над собой, и прочна ли вредная привычка. Пока привычка не закрепилась, можно (и даже лучше) не обращать на нее внимания, переключая себя или другого на другие дела , занятия, увлечения. Если же привычка уже закрепилась, отвлечение не помогает.

Подробнее смотри:

В жизни человека привычки играют очень важную роль: полезные - благоприятную, вредные - неблагоприятную. От того, как полезные из их числа соотносятся с вредными, во многом зависитсчастье и благополучие индивида.

Как отмечал К.Д. Ушинский, «воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них свое знание, строит его прочно. Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу».

В жизни каждого из нас многое определяется именно характером наших привычек : направленность личности, характер и наклонности вкусовые предпочтения, манера держаться и т.п. . Как уже и говорилось, поведение складывается из действии, а действие - из отдельных движений, имеющих определенную последовательность (сочетание) и направленных на какой-лиоо объект всегда с целью овладения им.

Управление движением предполагает произвольные его начало и окончание, изменения темпа, величины затрачиваемого усилия Само же движение осуществляется благодаря автоматическому механизму, данному природой в виде определенного строения и свойств двигательного аппарата. В результате многократного повторения отдельных движения для их осуществления уже не требуется специального контроля, и они осуществляются автоматически, т.е без участия сознания. Эти автоматизированные системы предметно направленных действий получили название навыков.

Яндекс.ДиректВсе объявления Развитие человека через тренинги Это эффективно! Тренинги по саморазвитию в Новосибирске. Отзывы. Рейтинги.samopoznanie.ru

Благодаря приобретению навыков индивид становится способным выполнять все более сложные действия, решать все более сложные двигательные задачи, на все более высоком уровне осуществлять взаимодействие с объектами окружающего. При этом контроль за «течением» действий постепенно заменяется их планированием. Без приобретения навыков невозможно было бы ни учиться ни работать, ни обслуживать себя в быту. Объясняется это тем что навык разгружает сознание от необходимости контроля над каждым отдельным движением или простым действием и позволяет оперировать все более сложными и совершенными их комплексами.

Процесс выработки навыков происходит ежедневно, непрерывно и в значительной степени самостоятельно.

У любого взрослого индивида много двигательных навыков, и все они приобретены в процессе индивидуального развития - путем отбора нужных, целесообразнных движений из общего количества возможных для человека, а также последующего их совершенствования и закрепления

Развитие системы движений тесно связано с развитием психики. Образы элементов окружающего мира, их сопоставление и взаимосвязи являются основой мышления. Формируясь в мозге, они становая элементами мысли. Перенос внимания индивида от одного образа к другому, от самих образов к связям между ними составляет сущность элементарного движения мысли, а оно есть элементарное умственное действие. Автоматизация этого процесса означает выработку мыслительных навыков.

Умение - это навык или совокупность навыков, четко соотнесенные решением какой-либо двигательной задачи, чаще произведением изменений в объектах окружающего мира. Если для выработки навыка обязательно повторение действий, то для проявления умения это не всегда необходимо: умение порою возникает ситуационно, при появлении какой-либо существенной цели, благодаря сочетанию навыков, которыми уже располагает индивид. Умение - это еще и способность индивида сочетать навыки, подчиняя определенное количество эффективных действий (навыков) решению какой-либо масштабной задачи.

Привычки формируются так же, как и навыки, путем повторения тех или иных движений и действий, но представляют собой особое явление психики и поведения. Привычка - это действие, которое становится для индивида как бы обязательным, причем не с точки зрения его обязанностей перед кем-либо, а как бы его обязанностью перед самим собой. Подобно тому как живое существо, у которого выработался условный рефлекс , не может не совершить соответствующего действия при наличии соответствующих условий, так и привычка: индивид не может не произвести того или иного действия, когда наступает определенная ситуация (совокупность условий или единичный значимый фактор).

Если индивид не выполнил привычного действия, он ощущает определенное беспокойство и психологический дискомфорт.

Понятие привычки подразумевает не только способность индивида произвести определенное действие, но и потребность сделать это. А формирование привычки означает не столько возникновение нового навыка, сколько появление побуждения к постоянному осуществлению соответствующей последовательности движений или действий.

Наблюдения показывают, что привычка может сложиться раньше, чем полностью сформировался навык, и тогда совершенствование навыка затрудняется: если выработка навыка - довольно гибкий процесс, то привычка формируется по типу фиксации, затвердения определенной последовательности движений; и главное ее свойство (наряду с обязательностью) - консерватизм: привычки способны «отстаивать» в психике самих себя и именно благодаря этому превращаться во «вторую натуру» индивида. А навыки могут совершенствоваться сколь угодно долго, пока они не стали устойчивой привычкой.

Таким образом, понятие привычки означает: - обязательность действия (в той или иной ситуации); - приоритет данного действия перед другими (в этой ситуации); - четкую определенность того или иного действия (в той или иной ситуации).

Характерно различие между навыком и привычкой: хотя и первое, и второе вырабатывается путем повторения определенных движений (действий), навыки у индивида находятся как бы в резерве, образуя его двигательный потенциал. Привычка же активно напоминает о себе, как только возникает соответствующая ситуация, а порою и внеситуационно. Привычка, в отличие от навыка, обладает побудительной силой, и это не всегда ведет к хорошему.

Для превращения действия в привычку важна регулярность его осуществления, включение в качестве постоянного элемента в систему действий индивида. Само по себе действие редко может стать привычным, если оно осуществляется вне системы действий, в которую оно включается в качестве элемента. Или же если в основе его осуществления не лежит какая-либо потребность, изначально заложенная природой. Например, легко формируются привычки, связанные с приемом пищи: сама потребность в пище побуждает человека к постоянному осуществлению необходимой системы действий. И поэтому в данном случае привычка принимать пищу определенным образом есть способ реализации изначально существующего побуждения. Иными словами, привычка принимать пищу определенным образом становится вторичной потребностью, базирующейся на потребности первичной - в пище.

Итак, привычка - это последовательность связанных между собой условно-рефлекторных движений, образующих определенное действие, активирующаяся тоже условно-рефлекторно в определенной ситуации и служащая решению той или иной стандартной задачи.

Привычкой может- быть также последовательность элементарных действий, которые образуют более сложное действие, способное решать более сложную, но тоже стандартную задачу, - это более сложная привычка. Привычка вырабатывается всегда на определенную ситуацию.

Поскольку условный рефлекс проще, чем привычка, о нем говорят, что он «вырабатывается», тогда как привычка «формируется» или «складывается» (из нескольких частей).

И в случае условного рефлекса, и в случае привычки важна повторность сочетания некоторых факторов: условный рефлекс как важнейшая основа поведения и жизнеобеспечения не может и не должен вырабатываться на случайные, незначимые факторы, природа как бы себя проверяет. Повторение сочетания означает (для самой природы!) его неслучайность, а следовательно, и возможную жизненную важность. Но, поскольку привычка - это сочетание нескольких условных рефлексов, она вырабатывается дольше, чем обычный условный рефлекс. Кроме того, условный рефлекс вырабатывается на какой-либо один безусловно значимый фактор, привычка же вырабатывается в ответ на ситуацию плюс некое побуждение к действию, которое при формировании привычек ребенка задается ему взрослыми. Если у условного рефлекса подкрепителем является жизненная польза, непосредственно заложенная в безусловном подкрепителе - инстинкте, то у привычки эта польза может быть опосредованной ситуацией, поведением окружающих, их одобрением или неодобрением.

Привычки могут быть ситуационными (чаще) и внеситуационными (реже). Ситуационные привычки находят себе место при определенных условиях, проявляют себя в определенных ситуациях, но при этом и они могут стать отражением и выражением индивидуальных черт человека, формируя неотъемлемые его особенности. Именно сочетанием привычных действий определяется такое свойство индивида, как его манеры: манера говорить, манера держаться, манера общаться, характер походки.

Говоря об осознанности или неосознанности условных рефлексов и привычек, нужно иметь в виду, что индивид не контролирует их выработку, если на это окружающие специально не обращают его внимания. О наличии или отсутствии у него того или иного условного рефлекса или привычки он может узнать или со слов окружающих, видящих его со стороны, или по результатам своих действий. Если они его удовлетворяют, индивид продолжает использовать их неосознанно; если же они его не удовлетворяют, то, выясняя причины этого неудовлетворения, он постепенно доходит и до анализа особенностей своего поведения. А такое выяснение причин неудачи родственно объективации, но осуществляется не по ходу дела, а по его завершении. В то же время овладение навыком чаще происходит под контролем сознания, и индивид способен отследить этапы этого освоения.

Манера - это сочетание привычек, формирующих поведенческий облик индивида.

Еще один аспект привычек - предпочтения, они зависит как от индивидуальных особенностей организма, так и от доступности тех или иных предметов.

Итак, привычка - это явление условно-рефлекторного характера, но более сложное, поскольку она объединяет в себе некоторое число условно-рефлекторных действий (движений) и активируется тоже условно-рефлекторно. Привычка обладает и главнейшими свойствами условного рефлекса: обязательностью (или повышенной вероятностью) того или иного действия в той или иной ситуации, предпочтением (выбором) именно данного действия (или движения) из всего того их числа которым располагает индивид, сигнальным характером начала действия - именно в ответ на некий пусковой фактор в окружающей среде.

Привычка обладает свойствами доминанты и условного рефлекса. Но, в отличие от развитой внеситуационной доминанты, привычка - это ситуационная доминанта; привычка привязана к ситуации и только постепенно (и далеко не все привычки) обретает свойство внеситуационности.

Привычка - это и своего рода установка психики на определенное действие: стоит этой обстановке возникнуть, как действие совершается. Иными словами, привычка, как и установка, обладает способностью выжидать подходящего момента. Но развитая установка подчиняет себе множество ситуаций, подобно тому как привычка подчиняет себе множество условных рефлексов: здесь прослеживается аналогия. Обладающий привычкой индивид как бы нацелен на определенное действие и обязательно совершит его, как только представится возможность. Но, как правило, привычка не подчиняет себе различные ситуации, как это делает установка, а подчиняется их течению и смене.

Существенное отличие привычек от установок и доминант - внешнее проявление (привычек): они изначально демонстративны, тогда как установки и доминанты индивида остаются скрытыми не только для окружающих, но и для него самого.

Наличие привычек порождает уверенность индивида в его по-веденииТскольку он даже неосознанно «знает», что нужно делать в той или иной ситуации, без мучительных (порою) раздумий. Привычка уже выработавшись, несет в себе опыт субъективно удачной для индивида деятельности: не будь этого, она бы не закрепилась. Следовательно привычка - это форма накопления индивидом жизненного опыта.

Совокупность привычек формирует двигательный стереотип индивида - постоянное и устойчивое сочетание действий, которое занимает существенное место в структу ре его активности.

Привычки разгружают внимание и сознание индивида, позволяя ему направлять их на более существенные, менее элементарные, более значимые объекты, процессы, явления окружающего.

Совокупность и качество привычек определяет культурный облик индивида и степень его цивилизованности. Особенно это относится к привычкам самообслуживания и характеру его предпочтений в той или иной сфере окружающего.

Сочетание привычек может образовывать «поведенческие модули». К примеру, поведенческий модуль «выйти из дому» включает в себя: погасить свет, проверить окна, запереть дверь. Индивид обычно делает это автоматически. Но, если у него возникает какая-либо тревога, он начинает раскладывать этот модуль на отдельные действия и проверяет каждое из них по отдельности, да еще и не один раз. Тревожность проявляется именно в этом родственном объективации действии - проверить все составные части поведенческого модуля.

Привычка тесно связана с ритуалом - особой сверхценной последовательностью действий, осуществляемых в той или иной ситуации.

Выполнение привычных действий позволяет индивиду постоянно получать удовлетворение от достигнутого: небольшое, но надежное, ведь прочая деятельность не всегда его приносит, а это вызывает психическое напряжение.

Привычки позволяют находить смысл в доступном и повседневном и облегчают проблему поиска «смысла жизни»: в привычных действиях смысл заложен автоматически. И хотя это не столь уж возвышенный смысл, зато смысл жизненный и надежный. Ведь привычка-это механизм придания значимости ранее индифферентным, ничем не побуждаемым действиям, способ канализации жизненной активности индивида.

В ходе развития ребенка привычки формируются раньше, чем такие психические новообразования, какуровень притязаний , завышенность которого нередко несет индивиду множество неприятностей. Привычка - это наша постоянная связь с детством, с периодом, когда она была сформирована. Она проносится индивидом через всю его жизнь, служа одним из существенных механизмов преемственности поколений.

Привычка - надежный способ адаптации индивида к условиям существования: она облегчает жизнь, снижая уровень нагрузки как физической (вследствие «отработанности» действий), так и психической ввиду отсутствия необходимости осуществлять для каждого действия процессы мотивации, целеполагания и смыслообразования.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен