Общественные движения. Общественное движение при александре ii - презентация

В общественном движении России в период реформ спорили, боролись за влияние те же течения, которые оформились в 30-50-е гг. XIX в. - накануне реформ. Отмена крепостного права, учреждение земского самоуправления, введение гласного, бессословного судопроизводства - эти и другии перемены,осуществленные властями создали новую общественную реальность. Из ответов на вызовы времени складывались идеология и деятельность консерваторов, либералов, революционеров 60-90-х гг.
Консервативное течение. Консерваторы, растерявшиеся было в первые годы правления Александра II (1855-1881), довольно быстро восстановили свое влияние при дворе. Этому способствовали польское восстание 1863г., «нечаевщина», террор «Народной воли». Убийство Александра II 1 марта 1881 г. превратило консервативные умонастроения в официальную идеологию правления Александра III (1881 -1894). Наиболее крупными представителями русского консерватизма были журналист М. Н. Катков и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Излюбленной идеей консерваторов было признание самодержавия исконной формой российской государственности. Они отвергали реформы, резко критиковали парламентские институты, осуждали либералов за готовность «учиться у Европы». Следовало, как говорилось в написанном Победоносцевым манифесте в связи с коронацией Александра III, «утверждать и охранять самодержавную власть для блага народного от всяких на нее поползновений».
Либеральное течение. Либеральное движение в пореформенной России не стало серьезной силой. Тому были свои причины. «Великие реформы» были начаты и проведены под влиянием тех идей, которые либералы отстаивали с 40-х гг. (освобождение крестьян, гласный и бессословный суд, свобода книгопечатания и др.). Критиковать правительство или требовать от него немедленного принятия конституции и представительного правления они и не хотели, и не могли. Положение изменилось лишь в 70-е гг., когда активизировалось земское движение. Земские деятели предлагали царю расширить права местного самоуправления, дать основные гражданские права, сделать «силу мнения» реальной опорой «силы власти». Крупнейшими представителями русского либерализма были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, С. А. Муромцев, и др. События 1 марта 1881 г. были восприняты либералами как трагедия. Их влияние на Александра III и власть было маленьким.Либерализм долгие годы не участвовал в политике.
Радикальное течение. В 60-х - начале 80-х гг. оно было представлено движением народников. Основой идеологии народничества была теория «общинного социализма», основанной на трудах А. И. Герцена: русская крестьянская община с ее коллективным землепользованием и самоуправлением есть зародыш социализма; Россия имеет уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать человечеству путь в новый - справедливый и цивилизованный - мир.
В 60-е гг. XIX в. определились различия в решении вопроса о том, как идти к социализму. Сам Герцен, не отрицая революции как «последнего довода угнетенных», предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции должны сложиться определенные политические и экономические условия. Н. А. Ишутин, С. Г. Нечаев призывали к немедленному революционному бунту, уверяя, что для революционера нравственно все, «что способствует революции».
В начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались три основных идейных течения - пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.
Идеологом пропагандистского направления был П. Л. Лавров. М. А. Бакунин, вождь бунтарского направления, разделяя представления Лаврова о роли революционной интеллигенции в развязывании революции, определял ее предназначение иначе. Революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт органически свойствен народу: молодежь должна идти в деревню, чтобы «звать к топору».
Идеолог заговорщического направления П. Н. Ткачев не разделял увлечений своих сподвижников: не следует ждать, пока народ созреет к революции, и не нужно «бунтовать» деревню. Российская монархия, по его убеждению, висит в воздухе, не имеет прочных социальных корней, общество ее ненавидит и осуждает. Задача революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату власти.
В 1874 г. началось массовое движение, в котором приняли участие тысячи молодых людей, - «хождение в народ». Они пытались поднять деревню на бунт, но их попытка провалилась.В 1876 г. была создана организация «Земля и воля». Ее члены осуществляли террористические акты против власти.Летом 1879г. «Земля и воля» раскололась на две организации - «Черный передел» (Г. В. Плеханов и др, и «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская и др)
. 1 марта 1881 г. Александр был убит членами народной воли на престол вошел александр 3 . Террор, не смог помочь народовольцам добиться своей цели
В »). Формой преодоления народничества стал марксизм. Его первым идеологом в России был Г. В. Плеханов, создавший в Женеве марксистскую груйпу «Освобождение труда» (1883).

Общественное движение при Александре II (параграф 24 – 26)

1.Консервативное:

Главными устремлениями консерваторов стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и по возможности не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Представители: граф П. А. Шувалов и М. Н. Катков.

Консерватизм как политическая сила призван придавать устойчивость обществу. Он вовсе не предполагает возврата назад. Но русские консерваторы стремились не закрепить произошедшие и необходимые для страны изменения, а пересмотреть многие из них.

2.Либеральное:

Представители либерального течения в середине 50-х гг. – К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин (западники). Они опубликовали первый печатный программный документ русского либерализма «Письмо к читателю», его основные положения:

Свой вклад в разработку либеральной программы внесли славянофилы: А. И. Кошелев в «Русской беседе», К. С. Аксаков (его формула: сила власти должна принадлежать царю, но сила мнения – народу), А. А. Краевский в «Отечественных записках», А. В. Дружинин в «Библиотеке для чтения».

В России опора либерализма в обществе была довольно слабой. Развитию либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Их крупным просчётом стало то, что в момент отмены крепостного права они не добились разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельных собственников, которые могли бы стать их опорой. Они не смогли преодолеть разобщённость своих рядов, выработать общую программу и добиться единства действий.

3.Революционное:

А) Идейным вождём революционного движения в России в конце 50-х – начале 60-х гг. стал Николай Гаврилович Чернышевский. Он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи Герцена об «общинном» социализме, ратовал за создание революционной организации.

Б) Идеи Чернышевского развивали представители радикальной интеллигенции – народники. Они рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и видели свою главную задачу в том, чтобы сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, чтобы у России появилась возможность, минуя стадию капитализма сразу перейти на новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости.

Три течения в народничестве:

Народная революция нуждалась в длительной подготовке.

Теория размышления. Идеолог анархизма, отрицающего государство. Высшим злом считал государство и взамен него предлагал создать свободную организацию, т. е. ассоциацию групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество – это общество, в котором осуществлялся бы принцип самоуправления народа. Власть следует смести революционным путём. Необходимо разрушить замкнутость организации, выявить в них вожаков и связать их между собой, наладить связи между крестьянскими и городскими работниками. В революции можно использовать энергию уголовных элементов и бродяг. Передача земли – земли фабрик, заводов капиталистическим рабочим союзам, уравнение в правах мужчин и женщин, упразднении семьи, брака, воспитание детей в духе атеизма, т. е. безверия.

Российская монархия лишена прочного социалистического фундамента. Её не поддерживают все слои населения (поддерживает армия и бюрократия). Крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию, для переворота необходимо создание законспирированной заговорщеской организации, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Захват власти. Заговор – начало революции. Но Ткачёв считал невозможным разрушение государства, по его мнению, в ходе революции должна произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

Тактика

Вести пропаганду и просвещение среди народа

Революционная молодёжь должна идти в народ, чтобы поднять его на бунт.

Заговора и террора.

Организации революционеров:

1.1861 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля». В числе организаторов были П. А. , , , .

Их программа включала:

1) созыв парламента и установление демократической республики

2) широкое местное самоуправление

3) равноправие женщин

4) передача крестьянам всей земли и объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины

Практическая деятельность – издание и распространение революционной литературы, содействие к побегам революционеров из тюрем, материальная помощь ссыльным.

1864 г. – принято решение о самороспуске.

2. 1863 – 1866 гг. - возникла организация Н. А. Ишутина (Москва) – И. А. Худякова (Петербург).

Главная задача – подготовка революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной безопасности и коллективного труда.

В 1865 г. появилась группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства, как толчка революции.

В 1866 г. Каракозов совершил покушение на Александра II , после чего революционер был казнён, организация разгромлена.

3. 1869 г. в Москве С. Г. Нечаев основал общество «Народная расправа». Основной документ «Катехизис революционера».

Планировал покрыть Россию сетью революционных организаций, связанных железной дисциплиной. Членам общества дозволено всё, что служит делу разрушения старого общества и осуществления революции.

4. 1869 г. в Петербурге Н. В. Чайковский основал кружок «чайковцев». Группа молодёжи, занимающаяся самообразованием и распространением книг Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, К. Маркса

5. 1873 г. в Москве А. В. Долгушин основал кружок сторонников Бакунина «долгушенцы». Вели пропаганду среди народа.

6. 1874 г. – «хождение в народ». Разъяснение крестьянам смысла революции и социализма.

7. 1876 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля». Её создателями были М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, С. М. Кравчинский.

Цель - переход всей земли в руки трудового крестьянства, организация жизни общества на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса.

Осуществить цель можно «только путём насильственного переворота».

Для подготовки народного восстания предполагалось использовать организаторские (пропаганда среди крестьянства и рабочих) и дезорганизаторские (индивидуальный террор) методы работы.

В 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации:

- «Чёрный передел», сторонники продолжения пропагандистской работы, возглавляемые Г. В. Плехановым

- «Народную волю», сторонники индивидуального террора, возглавляемые А. Д. Михайловым, А. И. Желябовым, Н. А. Морозовым, С. Л. Перовской, В. Н. Фигнер, М Ф. Короленко.

8. 1878 г. в Петербурге возник «Северный союз русских рабочих».Организаторами «Союза» были - Д. Н. Смирнов, А. Е. Городничий, В. И. Савельев, С. И. Волков. В программе которого содержались требования широких политических свобод – свободы слова, печати, собраний.

Вывод: все организации революционеров были разгромлены, а их члены либо повешены, либо отправлены на каторгу.

В 60-х годах XIX века формируется новое течение революционного движения под названием народники. В нее входят передовая молодежь и представители разночинской интеллигенции. Им была присуща вера в самобытное развитие России, поскольку она ближайшая, по их мнению, к социалистическому обществу. Основу нового общества они видели в сельской общине.

Известны три этапа народнического движения:
1. (1859-1861 гг.) - Проходил под лозунгом "хождения в народ";
2. (1870-е годы) - пропагандистская работа среди населения, массовое "хождение в народ" (с 1874 г.)
3. (1880-е годы) - политическая борьба с элементами террора.

В рамках народнического движения существовали два основных течения - умеренное (либеральное ) и радикальное (революционное ). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского , стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма .

Общие принципы:

1) Вера в народ. Она была характерна для сознания образованных слоев русского общества. Народ рассматривался как носитель некоего идеала. Но идеал воспринимался по-разному.

Консервативно настроенные монархисты видели в народе носителя религиозной идеи.

Леворадикальная интеллигенция видела в народе носителя идеи социальной справедливости.

Эта убежденность являлась результатом отрыва от народа, смутного сознания того, что собой являет действительно крестьянство.

2) Для народников было характерно крайне отрицательное отношение к развитию капитализма в России. Они считали капитализм строем плохим, а в России еще и искусственным. Они полагали, что капитализм в России насаждается исключительно сверху государством, не имеет никаких корней.

3) Для народников было характерно приоритетное внимание к проблемам социального характера. Они казались более существенными, чем проблемы политического характера. Проблемы политические казались производными, вторичными от социальных.

4) Для народников был характерен исторический индивидуализм. Они считали, что при надлежащей энергии можно повернуть ход общественного развития.

Наиболее крупной революционной организацией этого периода являлась «Земля и воля» (1861 - 1864). В 1879 г. с связи с усилением радикального крыла организации, требовавшего насильственных методов борьбы с царским режимом, «Земля и воля» распалась на две организации – «Народную волю», ставшую на путь террора и прямого захвата власти, и «Чёрный передел», сохранивший прежние методы революционной пропаганды.

После убийства Александра 2 в 1881г. членами организации «Народная воля» (В.Фигнер, С.Перовская, А.Ульянов, И.И. Гриневицкий).

После убийства народовольцами Александра II (1881), организация была разгромлена полицией, и к концу 1880-х гг. прекратила свою деятельность. В начале 1880-х гг. распался «Чёрный передел».

В отличие от западноевропейских государств Россия начала пе­реход к капитализму после исторически короткого периода позднего феодализма (около 100 лет). Поздний российский феодализм сохранил крепостное право с помещичьим хозяйственным укладом и крестьянскую сельскую общину, имел развитую государственную (а не частную) промышленность военной направленности. В этих условиях внутри феодализма не получили развития раннекапиталистические отношения в той мере, как это было на Западе. Россия переходила к капитализму в соответствии с развитием производительных сил, но в большей степени в силу обострения социальных отношений в деревне и под влиянием внешних условий - необходимости модернизировать экономику для выравнивания военно-экономической мощи с западноевропейс­кими державами после поражения в Крымской войне. Такая ситуация напоминала период конца XVII в., предшествующий петровской модернизации России.

При переходе к капитализму Россия не стала колониальной державой западного типа. Присоединенные и далее присоединяемые территории включались в «метрополию», во многом сохраняли свой экономический уклад и не были жестко подчинены экономике центральной России, которая не выработала форм колониальной эксплуатации. Поздний феодализм в России сохранил устойчивую сословную структуру общества, положение в нем дворянства и мощный государственный аппарат российского самодержавия - одну из самых крепких политических структур в истории мирового феодализма.

Все эти особенности определили главное отличие перехода России к капитализму - в форме общественных преобразований. Утверждение капитализма происходило не революционным путем с разрушением феодальных преград, а путем правительственных реформ с постоянным стремлением приспособить новые социально-экономические отношения к интересам отживающих феодальных классов и их государственных структур. Это неминуемо вело к усилению противоречий, замедляло социально-экономическое развитие общества, а следовательно, и ослабляло внешнеполитические позиции России в период борьбы новых буржуазных государств за свое место в территориаль­ном разделе мира. Именно здесь кроются исторические корни социального взрыва в России в начале XX в.

Наиболее вопиющим противоречием оставалось сохранение в России в середине XIX в. крепостного права - гниющего рудимента средневекового феодализма, грозившего российскому обществу массовым крестьянским бунтом. Ситуацию оценил взошедший в феврале 1855 г. на русский престол после смерти Николая I его сын Александр II. Он вошел в историю как «Царь-освободитель» крестьян (по определению Герцена). С его цар­ствованием связаны реформы, положившие начало активному переходу России на капиталистический путь развития. В основе решений Александра II было опасение, что промедление с реформами обернется большими социальными потрясениями: «Лучше освободить крестьян «сверху», чем они освободят себя «снизу»», - эту мысль он высказал в 1856 г. в речи перед московскими дворянами. Опыт европейских буржуазных революций под­сказывал российским правящим кругам необходимость прове­дения преобразований в обществе в соответствии с потребностями времени.

Реформы Александра II. Территориальные приобретения утраты

В молодости АлександрII как наследник включался в состав высших государственных органов. В отличие от своего брата великого князя Константина Николаевича и великой княгини Елены Павловны (оказавших реформам сильную поддержку) Александр II все же не был либералом. Принимая участие в государственных делах, он проявил себя больше как консерватор. Но, вступив на престол в момент острого социального кризиса, он оказался на высоте положения - создал для проведения реформ нужные административно-политические условия.

Правительственный аппарат к конкретной работе по подготовке крестьянской реформы приступил лишь в начале 1857 г., когда был учрежден Секретный комитет по крестьянскому делу. Однако слухи о возможной отмене крепостного права вызвали недовольство дворянства. Обеспокоенный Александр II решил придать гласности подготовку реформ, поручив генерал-губернатору В. И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформ. В ответ на это обращение последовал указ о создании губернских комитетов (рескрипт Назимову). В конце того же года по инициативе императора во всех губерниях стали создаваться коми­теты по обсуждению этой проблемы. На протяжении 1857 г. Секретный комитет пришел лишь к одному выводу - необходимости личного освобождения крепостных крестьян без выкупа.

Проект «Положений» (закона) об отмене крепостного права, выработанный Редакционными комиссиями (назначенными Александром II), поступил в 1861 г. в Главный комитет (бывший Секретный), а затем в Государственный совет, где еще больше скорректирован на удовлетворение помещичьих интересов. 19 февраля 1861 г. «Положения» подписаны Александром II и приобрели силу закона, в тот же день подписан Манифест, возвещающий об освобождении крестьян.

Крестьяне получили личную свободу и установленный надел земли, но не бесплатно, а за выкуп, оставаясь в поземельной зависимости, пока не расплатятся за землю полностью, считаясь «временнообязанными» помещику, т. е. должны нести прежние повинности - барщину и платить оброк. Крестьянская реформа сохраняла крестьянскую общину, поставив ее под жесткий госу­дарственный контроль: сельские старосты и волостные старшины, избираемые крестьянами, подчинялись местной (дворянской) администрации. Помещичье землевладение не только сохранилось, но и увеличилось. Нормы наделов, полагавшихся по «Положению», оказывались, как правило, меньше тех, что они имели при крепостном праве (крестьянское землепользование в стране сократилось на 1/5), во всех губерниях произошла «отрезка земли» от дореформенных крестьянских наделов в пользу помещиков. Крестьяне стали вынужденными арендовать землю у помещика для нормального ведения хозяйства. Выкуп они должны были выплатить в течение 49 лет государству, которое выдало помещикам единовременно 80 % выкупных сумм.

Отмена крепостного права стала важным историческим событием в жизни российского общества - дан мощный толчок развитию новых социально-экономических отношений. Начался второй, уже буржуазный период модернизации России. Но крестьяне оказались ограбленными, обезземеленными, обложенными непомерными платежами на десятилетия. Ограниченный характер крестьянской ре­формы в интересах помещиков привел к тому, что остались закон­сервированными наделе старые производственные отношения. По­мещики хозяйство вели попрежнему, и «отработочная система» использования крестьянского труда мало отличалась от барщины. Сельское хозяйство, чем занималось основное населения страны (более 80 %), медленно и болезненно переходило к капиталистическим отношениям, нищета и убогость сельской жизни усиливались. Все это в конечном счете вело к глубочайшему кризису.

Крестьянская реформа вызвала необходимость изменить и ряд государственных и общественных институтов, повела за собой определенную либерализацию общественной жизни. В 1864 г. проведена земская реформа, в ходе которой создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Уездные земские собрания избирались раз в три года населением уезда, губернские - формировались из представителей от уездных собраний. Выборы проводились от всех сословий, но с заметным преимуществом дворян-землевладельцев. В ве­дении земств находились местные хозяйства, народное просвещение, медицина, статистика - все в пределах уезда и губернии. Земствам запрещалось сноситься между собой и координировать свою деятельность. Будучи представительными органами местной власти, отличной от господствующей бюрократической системы, земства сыграли значительную роль в оживлении общественной жизни, в решении многих проблем благоустройства.

Однако и эта реформа носила половинчатый характер. Земства не имели высшего центрального представительного органа, функ­ции их ограничены, искусственное создание численного преиму­щества поместного дворянства делало их инструментом защиты интересов высших слоев. Более того, политика правительства по отношению к земствам была направлена на лишение их всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством, еще больше прав было предоставлено губернаторам в отношении лиц, нанимаемых земством на службу: врачей, учителей, статистов. Их могли не только изгнать из земства, но и выслать за пределы губернии. Губернатор был цензором всех печатных изданий земства - отчетов, журналов заседаний, статистических исследований. Центральная и местная исполнительные власти (бюрократи­ческий аппарат самодержавия) глушили всякую инициативу земств и их поползновения на независимую деятельность. При этом правительство не останавливалось ни перед роспуском земских собра­ний, ссылкой их членов, ни перед другими карательными мерами. Городские органы управления, созданные в 1870 г., также не ста­ли демократической формой представительной власти на местах. Власть упорно пятилась назад, стремясь включить земские органы в бюрократическую систему. Тем не менее земствам удавалось добиваться серьезных успехов, особенно в сфере народного просвещения и медицине. В этой среде быстро росли кадры разночинной интеллигенции, создавался новый социальный слой российского общества, которому было суждено сыграть большую роль в истории России.

В том же 1864 г. проведена судебная реформа - одно из самых значительных достижений во всем комплексе реформ XIX в. Старые сословные суды полностью упразднялись. Вместо них создавались суд Мировой и суд Коронный - две независимые судебные системы, которые подчинялись одному судебному высшему орга­ну - Сенату. Мировой суд решал дела о мелких нарушениях и гражданские иски, более серьезные дела решал Коронный суд. Новая система стала гласной и открытой, решение принимали присяж­ные заседатели, избиравшиеся по специальной системе от разных сословий. Следователи и судьи хотя и назначались правительством, но были несменяемы. Предполагалось, что реформа позволит создать суд, не зависимый от нажима администрации. Но как только новые суды продемонстрировали свои лучшие стороны, власть тут же начала подчинять их господствующей бюрократической системе. Уже во второй половине 60-х гг., а затем в 70-е гг. значительно ограничивается гласность - публичность заседаний и освещение их в печати; судебным чинам предписано подчиняться «законным требованиям» губернских властей. Вместо следователей все чаще стали назначаться «исполняющие обязанности», на которых принцип несменяемости не распространялся. Политические дела стали рассматриваться «Особым присутствием Сената», а затем вовсе были переданы в ведение военных судов. Однако несмотря на эти недостатки судебная реформа стала серьезным шагом к формированию гражданского общества. Кадры, выросшие в этой среде, составили значительную и активную часть разночинной интеллигенции.

В апреле 1865 г. проведена реформа печати: отменена предварительная цензура для книг и смягчена журнальная цензура. Еще раньше - в апреле 1863 г. - издан новый университетский устав, раздвинувший пределы административной свободы высших учебных заведений. В 1864 г. введено доступное всесословное образование в гимназиях, получили развитие и земские школы.

Круг преобразований замыкался серией военных реформ. В 1874 г. введена всеобщая воинская повинность, окончательно уничтожены военные поселения, военный суд реорганизован на началах судебной реформы. Еще в 1864 г. ограничено применение телесных наказаний в армии, изменено управление и организация обучения в военных учебных заведениях. Военные реформы, проводимые под руководством военного министра Д. А. Милютина, значительно повысили боеспособность русской армии. В короткие сроки создан новый паровой броненосный военно-морской флот.

Подводя итог реформаторской деятельности правительства, следует подчеркнуть, что оно пыталось решить назревшие проблемы комплексно и таким образом, чтобы обеспечить стране возможность быстро развиваться и идти в ногу с другими мощными державами. Однако когда правящая бюрократия и господствующий класс - поместное дворянство - практически ртолкнулись с необходимостью поступиться своей властью, реформы сразу начали тормозиться и свертываться. Жизненные проблемы общества оставались неразрешенными.

Переход деревни на капиталистический путь развития вызвал большой отток капиталов за рубеж. Русский барин-крепостник в значительном большинстве не мог освоить новые формы хозяй­ствования и чаще всего уезжал в столицу и за рубеж. Там проедал свои выкупные свидетельства, а затем и родовые дворянские гнезда, требуя в письмах из-за границы по-французски: «Продавайте ско­рее Россию, высылайте денег» (писал Салтыков-Щедрин). По подсчетам историка И. Я. Фроянова, за 1860 - 1867 гг. полное сальдо отлива денег за границу (несмотря на внешние займы) составило золотом и товарами не менее 450 млн руб.

Проводя преобразования внутри страны с целью усиления военно-экономической мощи государства, Александр II принимает ряд внешнеполитических шагов для сохранения положения России как великой державы. Учитывая колонизаторские устремления Запада и рост военной мощи Японии, Россия усиливает свои позиции на Дальнем Востоке. По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за содействие в противостоянии колониальным притязаниям Англии и Франции, устремившихся в Китай после Крымской войны, России переданы территории по левому берегу Амура и Уссурийский край. Русско-японские договоры 1855 и 1875 гг. закрепили за Россией весь остров Сахалин, за что Япония получила Курильские острова. В 1867 г. Александр II продал Аляску США за 7,2 млн долл., мотивируя это невозможностью ее защитить от английской колонизации и необходимостью пополнить казну (часть денег пошла в царскую семью). Россия утратила, как оказалось, богатейшие сырьевые ресурсы (золото, нефть и др.).

Первоочередной задачей дипломатии стала отмена нейтрализа­ции Черного моря (по Парижскому договору) и восстановление права иметь Черноморский флот. Ее решил талантливый дипломат, канцлер А. М. Горчаков, одноклассник А. С. Пушкина по лицею. Воспользовавшись ситуацией во время франко-прусской войны, он оповестил об отказе России соблюдать этот пункт договора. Лондонская Конференция великих держав в 1871 г. закрепила пра­ва России на Черном море. В 1864 г. завершилась Кавказская война, начатая при Александре I, Закавказье соединилось с территорией Российской империи.

На очереди стало присоединение Средней Азии, куда тянулись щупальца британского колониализма из Индии через Афганистан. Феодальные государства Средней Азии были источником система­тических нападений на русские земли и угона населения в рабство. Используя противоречия между Бухарой и Кокандом, русские войска овладели Ташкентом, и в 1867 г. на завоеванных территориях Кокандского ханства образовано Туркестанское генерал-губернаторство. В 1867 - 1868 гг. взяты Самарканд и Бухара, Бухарский эмират стал вассалом России. После Хивинского похода рус­ской армии в 1873 г. Хивинское ханство также вошло в состав России с сохранением автономии. Россия вышла к Памиру - естественным рубежам евроазиатской державы - и приобрела воз­можность получать необходимое сырье для экономики и военного дела - хлопок, ранее ввозимый из США.

Важным событием в борьбе за восстановление своего статуса великой державы стала русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. Россия выступила на защиту народов Балкан в их борьбе против турецкого ига. Солидарность с южными славянами - давняя и устойчивая традиция российской цивилизации. Еще в XVII в. беглецы от османского произвола находили приют на русской земле (такие, как Юрий Крижанич). Петр I принимал посланцев из Сербии. С тех пор поддержка южных славян вошла в официальную доктрину дипломатии России. В XIX в. в России с 40-х гг. возникло общественное движение в поддержку славянского единства. Сла­вянские комитеты, официально разрешенные властями, проводили широкие мероприятия (научные конференции и конгрессы), собирали денежные средства в защиту славян. Собранные суммы направлялись на поддержку культуры и образования южных славян. Возникали устойчивые идейные связи общественности славянских стран. На общественную мысль балканских народов оказали большое влияние идеи российских революционных демократов и народников. Некоторые российские революционеры вступали в конспиративные связи с сербами и болгарами, нелегально снабжая их оружием. Так, участник «хождения в народ» Н. К. Судзи-ловский обеспечил вооружение партизанского отряда великого болгарского поэта Христо Ботева, совершившего революционный рейд по оккупированной территории Болгарии. В 1875 г. началось восстание в Боснии и Герцеговине, весной 1876 г. восстали славяне в Болгарии. Турки жестоко расправлялись с восставшими (только в Болгарии вырезали около 30 тыс. человек). Сербия и Черногория объявили войну Турции, но силы были неравными, их борьба без внешней помощи была обречена. Российская общественность требовала от Александра II защиты славян. Европейские державы уклонились от вмешательства, так как имели в Турции свои инте­ресы и не хотели усиливать русское влияние на Балканах.

В 1877 г. Россия объявила войну Турции. Военные действия развернулись на двух театрах: Балканском и Закавказском. Рус­ская армия под руководством талантливых генералов И. В. Гурко и М. Д. Скобелева форсировала Дунай и взяла город Плевну. Зимой 1877 - 1878 гг. русская армия преодолела Балканские горы, окружила и пленила турецкую группировку. Большую помощь войскам оказывал болгарский народ. Болгары расчищали дороги, служили проводниками, оказывали помощь раненным и обмороженным. После преодоления Балкан войска в январе 1878 г. стремительно двинулись к Константинополю, но от взятия Константинополя пришлось отказаться из-за угроз со стороны Англии и Австрии. В Закавказье взята крепость Каре. Турция потерпела пора­жение и пошла на заключение Сан-Стефанского мирного договора, по которому Сербия, Черногория и Румыния получили полную независимость; Болгария, Босния, Герцеговина стали автономными княжествами. Россия вернула Южную Бессарабию и получила новые опорные пункты - Батум, Каре, Ардаган, Баязет. Запад отказался признать договор, на Берлинском конгрессе в июне 1878 г. Россия оказалась в одиночестве и вынуждена уступить. Бол­гария была расчленена на части, южная часть осталась под турецким игом. Боснию и Герцеговину оккупировала Австро-Венгрия. Англия за поддержку Турции получила от нее остров Кипр. Несмотря на это, победа в войне стала важной вехой в освобождении славянских народов и подняла престиж России как великой державы, утраченный после поражения в Крымской войне.

Непрерывные войны, требовавшие больших расходов, ослабля­ли экономику и тяжелым бременем ложились на трудовое население, усиливая тяготы, вызванные развивающимся капитализмом. Половинчатость реформ и экономические тяготы вызывали протест крестьян и рабочих в городе. Правительство усиливает репрессии. Против гнета самодержавия активно выступает революционная разночинная интеллигенция.

Развитие революционного движения

Манифест 19 февраля 1861 г. не привел к всеобщеи радости крестьян. Они ожидали совсем не такой свободы, какую получили. Сразу же после того, как 5 марта были опубликованы Манифест и «Положения», во многих районах начались крес­тьянские волнения. В это время вспыхнуло крупное восстание в Польше. На последнем этапе его подавления - летом 1864 г. - в боевых действиях со стороны самодержавия принимало участие 126 тыс. солдат и офицеров при 176 орудиях. Горьким разочарованием сменился и общественный энтузиазм, вспыхнувший в 1857 - 1859 гг. в разгар подготовки крестьянской реформы.

Значительную часть образованного общества, разочарованного характером реформ, захватили революционные настроения. Реформы открыли путь к высшему образованию выходцам из всех сословий. Дети крестьян, мещан, духовенства, оскудевшего дворянства в стенах высших учебных заведений быстро превратились в интеллигентов-разночинцев, живших своей особой жизнью. Формируется исторический феномен - российская разночинная интеллигенция. Разрыв с сословной структурой порождал в них ощущение ответственности перед простым народом, «за счет которого» они получили свое положение в обществе.

Стремление изменить «проклятую русскую жизнь» как можно быстрее и радикальнее было присуще многим интеллигентам-разночинцам, а их быстрый общеобразовательный и духовный рост придавал уверенность в том, что эти преобразования им по силам. Приняв эстафету от дворянских революционеров, восприняв их высокую духовность, способность к самопожертвованию, они счи­тали главной целью своей жизни освобождение народа, народное счастье. Продолжатель идей Герцена, Огарева, Белинского революционер-демократ Н. Г. Чернышевский становится кумиром радикально настроенной интеллигенции 60-х годов. Прокламации и воззвания, написанные им и его окружением, подвергли крестьянскую реформу резкой критике и содержали угрозу народного восстания. В ответ власти произвели ряд арестов многих деятелей революционного движения, в том числе Чернышевского, предав их суду и репрессиям. На протяжении 60-х гг. радикальные круги интеллигенции пытались создать революционные организаци: «Земля и воля» (1862 - 1864); кружок Н. А. Ишутина (член которого Д. В. Каракозов в 1866 г. стрелял в Александра II); «Народная расправа» (1869) под руководством С. Г. Нечаева.

В начале 60-х гг. возникает движение революционного народничества. Идейной его основой были мысли, выраженные в работах Герцена и Чернышевского о социализме, основанном на крестьянской общине. Свое законченное выражение идеология народничества приобрела в работах М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова и П. Н. Ткачева. Твердо убежденные в том, что человечество неизбежно придет к социализму, они особые надежды возлагали на Россию, где сохранилась крестьянская община, рассматриваемая как зародыш социалистического общества.

Народническое движение постепенно охватывало широкие слои разночинной интеллигенции. В 1874 г. в европейской части России было создано около 200 народнических кружков, которые согласовывали места и сроки «хождения в народ». Массовое хождение в народ в 1874 г. охватило больше 50 губерний, в нем участвовало 2-3 тыс. активных деятелей (в основном студентов - юношей и девушек), которым помогали втрое большее число сочувствующих. Но крестьяне не откликнулись на призывы к бунту, а правитель­ство обрушило репрессии - арестованы тысячи человек. Суд на организаторами («процесс 193-х») проходил в 1877 - 1878 гг. и стал громким политическим процессом.

Новая организация под прежним названием «Земля и воля» приняла решение поднимать крестьян путем организации деревен­ских поселений. Однако и эта тактика не принесла успеха, «поселенцев» быстро выявили и арестовали. Народники переходят к политической борьбе непосредственно с царским правительством, одной из форм которой стал индивидуальный террор против представителей власти. 24 января 1878 г. молодая учительница Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова, приказавшего высечь политического заключенного, не снявшего перед ним шапку. Она была предана суду, но суд ее оправдал, возмущенный действиями Трепова.

По вопросу о терроре организация народников «Земля и воля» раскололась на «Народную волю» и «Черный передел», участники последней выступили за пропаганду в деревне. «Народная воля» стала самой крупной революционной организацией. В ее Исполнительный комитет вошли такие яркие личности, как народный трибун, сын крепостного крестьянина А. И. Желябов, уникальный конспиратор А. Д. Михайлов и дочь петербургского губернатора, представительница русской аристократии С. Л. Перовская. Организация исходила из основного положения: «Главная созидательная сила революции - в народе», т. е. крестьянстве; крестьянское восстание поддержат рабочие и военные, а «партия должна взять на себя почин переворота». Террор, вопреки установившемуся в литературе мнению, не был главным в деятельности организации. Он стал ответом на репрессии правительства с целью возбудить рево­люционные настроения масс, дезорганизовать правительство.

Александр II после ряда покушений на него учредил в 1880 г. «Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка» во главе с графом Лорис-Меликовым, которому предоставил диктаторские полномочия. Расправляясь с революционерами, тот одновременно подготовил ряд реформ для выхода из правительственного кризиса, проект которых окрестили «Консти­туцией Лорис-Меликова». Речь же шла лишь о создании выборно­го совещательного органа при Государственном совете, Однако и этому проекту не суждено было сбыться.

1 марта 1881 г. «Народная воля» привела в исполнение вынесенный ею смертный приговор Александру II. И. И. Гриневицкий бом­бой убил царя, при этом сам был смертельно ранен. В смертном приговоре Исполнительного комитета зафиксированы все репрессии царя против народных выступлений и революционеров, его особое пристрастие к смертной казни через повешение. Убийство Александра II стало первым цареубийством в России, которое совершено не для занятия трона, а в борьбе за освобождение народа от эксплуатации.

В 60-х годах XIX века формируется новое течение революционного движения под названием народники. В нее входят передовая молодежь и представители разночинской интеллигенции. Им была присуща вера в самобытное развитие России, поскольку она ближайшая, по их мнению, к социалистическому обществу. Основу нового общества они видели в сельской общине.

Известны три этапа народнического движения:
1. (1859-1861 гг.) - Проходил под лозунгом "хождения в народ";
2. (1870-е годы) - пропагандистская работа среди населения, массовое "хождение в народ" (с 1874 г.)
3. (1880-е годы) - политическая борьба с элементами террора.

В рамках народнического движения существовали два основных течения - умеренное (либеральное ) и радикальное (революционное ). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского , стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма .

Общие принципы:

1) Вера в народ. Она была характерна для сознания образованных слоев русского общества. Народ рассматривался как носитель некоего идеала. Но идеал воспринимался по-разному.

Консервативно настроенные монархисты видели в народе носителя религиозной идеи.

Леворадикальная интеллигенция видела в народе носителя идеи социальной справедливости.

Эта убежденность являлась результатом отрыва от народа, смутного сознания того, что собой являет действительно крестьянство.

2) Для народников было характерно крайне отрицательное отношение к развитию капитализма в России. Они считали капитализм строем плохим, а в России еще и искусственным. Они полагали, что капитализм в России насаждается исключительно сверху государством, не имеет никаких корней.

3) Для народников было характерно приоритетное внимание к проблемам социального характера. Они казались более существенными, чем проблемы политического характера. Проблемы политические казались производными, вторичными от социальных.

4) Для народников был характерен исторический индивидуализм. Они считали, что при надлежащей энергии можно повернуть ход общественного развития.

Наиболее крупной революционной организацией этого периода являлась «Земля и воля» (1861 - 1864). В 1879 г. с связи с усилением радикального крыла организации, требовавшего насильственных методов борьбы с царским режимом, «Земля и воля» распалась на две организации – «Народную волю», ставшую на путь террора и прямого захвата власти, и «Чёрный передел», сохранивший прежние методы революционной пропаганды.

После убийства Александра 2 в 1881г. членами организации «Народная воля» (В.Фигнер, С.Перовская, А.Ульянов, И.И. Гриневицкий).

После убийства народовольцами Александра II (1881), организация была разгромлена полицией, и к концу 1880-х гг. прекратила свою деятельность. В начале 1880-х гг. распался «Чёрный передел».

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве