Преодолеем вместе. Поведение ребенка — будьте внимательны

Физическое и психическое развитие человека всегда является результатом взаимодействия многих различных факторов. Одни из этих факторов наследуются, на другие влияет окружающая среда, процессы взросления и обучения. За свою жизнь человек проходит много разных ступеней развития, каждой из которых характерен определенный конкретный уровень.

Существует много факторов, способных вызвать нарушение развития ребенка. Частая причина - нарушение функции головного мозга, наследуемое или предопределенное травмой или болезнями. Нарушение гормонального обмена вызывает нарушение физического роста и психического развития. Социальные проблемы могут стать причиной нарушения развития человека. Дети, чье развитие нарушено, отличаются своей беспокойностью. Такое отклонение предопределяют факторы, которые могли быть обнаружены в период беременности, во время родов или в первый год жизни младенца.

Причины отклонений

Наиболее частые причины нарушения развития ребенка:

  • Наследственные болезни.
  • Нарушение гормонального равновесия.
  • Психическая травма беременной.
  • Инфекции.
  • Неправильное питание.
  • Социальные проблемы.
  • Окружающая среда.

Повреждения, способные нарушить развитие, случаются и во время родов, особенно большая опасность возникает при нехватке кислорода (гипоксии). Однако важным является и рост плода в период всей беременности. В зависимости от времени повреждения нарушения развития могут быть очень тяжелыми или при рождении даже не замеченными, а выявленными в процессе роста ребенка. Кроме того, развитие может нарушиться вследствие нарушения циркуляции и стока спинномозговой жидкости и мозгового кровотечения. Развитие ребенка 1-3 лет может нарушиться после черепно-мозговых травм, инфекций или психических травм.

Диагностика

Поведение ребенка может измениться: внимание его легко направлять; ему тяжело сконцентрироваться; он постоянно повторяет одни и те же действия. В школе такие дети беспокойны, движения их быстры с подергиванием, они постоянно гримасничают; пишут, сильно нажимая на карандаш. Интеллект таких деток может быть нормальным, однако некоторые познавательные компоненты занятий (например, кратковременная память, планирование действий) нарушены, замедлилось их развитие. Могут выявиться разные частичные нарушения: речи, движений и ориентации. Частое нарушение в этой области - это легастения (трудности в обучении навыкам письма и чтения).

Нарушения психического развития

Зачастую родители испытывают шок, если у них рождается ребенок с нарушением психического развития. Они не сразу могут осознать и смириться с тем, что их ребенок всегда будет не таким, как все. Умственно отсталый ребенок полностью зависит от родителей и других людей, его интеллект никогда не будет таким, как у здорового человека. Родители часто спрашивают себя, почему это случилось именно с ними. У них возникает много психологических, физических и финансовых трудностей. Однако, несмотря на все проблемы, они не должны забывать, что из-за своей немощи в большей степени страдает их ребенок. И он особенно нуждается в их любви и заботе. Однако родители, которые воспитывают такого ребенка, рассказывают, что со временем смиряются с судьбой, меняются их идеалы и критерии оценки. Родители, братья, сестры и близкие больного ребенка становятся более чуткими и заботливыми. Они испытывают радость даже при малейшем успехе ребенка.

Вследствие инфекции у 5-10% беременных женщин происходят выкидыши или повреждения плода. Негативное влияние на психику ребенка могут оказать цитомегалия, токсоплазмоз и особенно краснуха. По этой причине необходима вакцинация девочек в возрасте пятнадцати лет против краснухи.

Прежде всего, необходимо проконсультироваться с врачом, который установит степень нарушения психического развития и вместе с родителями примет решение о возможном стимулировании умственного развития ребенка. При тяжелых финансовых затруднениях необходимо обратиться в социальную службу и поинтересоваться наличием льгот, пособий или другой помощи.

Родители часто не знают, действительно ли их ребенок умственно отсталый или его естественное развитие замедлено. Сегодня имеется много литературы, предназначенной для родителей, в которой содержатся специальные таблицы, схемы, помогающие распознавать симптомы нарушения психического развития. К педиатру необходимо обратиться, если ребенок:

  • до 13-й недели не держит головку, когда его посадят;
  • до окончания 3-го месяца не пугается (не реагирует) громких звуков;
  • 4-5-месячный держит ладошки крепко сжатыми в кулачок и совсем не смеется;
  • на б-ом месяце внезапно перестает гукать;
  • с 6-го месяца у него проявляется косоглазие, его глаза начинают подергиваться, голова направлена в сторону.
  • 7-месячный еще не берет игрушку;
  • 9-месячный еще не может самостоятельно перевернуться со спины на живот;
  • 10-месячный еще не произносит простые слоги (мама, па-па);
  • 11-месячный еще твердо не сидит;
  • годовалый ребенок с помощью взрослых еще не сделал ни одного шага, не способен большим и указательным пальцем брать мелкие предметы или не отличает близких людей от чужих.

Лечение

Родители, заметив симптомы нарушения развития, прежде всего должны обратиться к своему педиатру. Врач основательно обследует ребенка, пригласив психолога, логопеда, кинезотерапевта, и подготовит программу коррекции. Обычно в лечебную программу включена и поведенческая терапия.

Незначительные нарушения функции головного мозга, которые явились причиной нарушения развития, детский организм способен преодолеть сам. Однако из-за неправильного поведения родителей или других людей эти нарушения могут зафиксироваться, а их последствия останутся на всю жизнь.

1.1. Понятие «ребенок с нарушениями психического и физического развития»

К детям с особенностями развития относят тех, у которых финические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных условиях. Понятие «ребенок с нарушениями психического и физичес­кого развития предполагает наличие серьезных отклонений в развитии, вызванных болезнетворными влияниями и обуслов­ливающих необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания.

Дети с отклонениями в развитии - сложная и разнохарак­терная группа. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе разви­тия ребенка, другие лишь коррегироваться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормаль­ного развития ребенка определяют различные формы психолого-педагогической работы с ним.

В основе отклонений в развитии лежат, в одних случаях, ор­ганические или грубые функциональные нарушения централь­ной нервной системы, в других - периферические поражения отдельного или нескольких анализаторов. Значимыми явля­ются и неблагоприятные семейные формы воспитания ребенка, которые могут привести к «педагогической запущенности». Причины, приводящие к возникновению детских аномалий,

подразделяются на врожденные и приобретенные (подробно они будут рассмотрены ниже). Подчиняясь в целом общим законо­мерностям психического развития ребенка, развитие аномаль­ного имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л. С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребенка, согласно ко­торой наличие дефекта какого-то одного анализатора или интел­лектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития. Слож­ность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.

Так, при нарушении слухового восприятия, возникшего в ре­зультате повреждения слухового аппарата и являющегося пер­вичным дефектом, появление глухоты не ограничивается выпа­дением функции слухового восприятия. Слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи. И если глухота возникла до периода овладения речью, то как следствие насту­пает немота - вторичный дефект. Такой ребенок сможет овла­деть речью только в условиях специального обучения с исполь­зованием сохранных анализаторных систем: зрения, кинестети­ческих ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения головного мозга, порождает вторичное нарушение высших познаватель­ных процессов, проявляющихся в ходе социального развития ре­бенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реак­циях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли. Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может вы­зывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в оп­ределенных условиях воздействуют на первичный фактор. Так, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой ос-

нове речевых последствий является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект. Ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии ин­тенсивных занятий устной речью, т. е. преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, оптимально используются воз­можности остаточного слуха. Необходимо широко использовать психолого-педагогическое воздействие на вторичные отклонения аномального ребенка, так как они в значительной степени до­ступны коррекционному воздействию, поскольку их возникно­вение связано с действием главным образом средовых факторов развития психики. Органический дефект ведет к невозможности или крайней трудности усвоения ребенком культуры, а ведь лишь на базе такого усвоения могут сформироваться высшие психичес­кие функции человека, его сознание, его личность. Л. С. Выготс­кий писал, что «недостаток глаза или уха означает поэтому прежде всего выпадение серьезнейших социальных функций, перерожде­ние общественных связей, смещение всех систем поведения» 1 .

Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. «Чем дальше отстоит симптом от первопричины,- пишет Л. С. Вы­готский, - тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию. Получается, на первый взгляд, парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторич­ным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле ока­зывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов, непос­редственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принци­пиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено» 2 .

Согласно этому положению Л. С. Выготского, чем дальше разведены между собой первопричины (первичный дефект био­логического происхождения) и вторичный симптом (наруше-

1 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т 5. С. 63.

" Там же. С. 291.

ние в развитии психических процессов), тем больше возмож­ностей открывается для коррекции и компенсации последнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания.

Например, в речевом развитии глухого ребенка труднее всего исправить недостатки произношения звуков и слов, ибо неправильность устной речи, с точки зрения ее произноси­тельной стороны в данном случае, зависит от невозможностей говорящего полностью обеспечить слуховой контроль за собс­твенной речью. Вместе с тем другие стороны речи (словарный запас, грамматический строй, семантика), имеющие опосредо­ванную связь с первичным дефектом, в условиях специального обучения коррегируются в большей степени за счет активного использования письменной речи.

В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ре­бенка. Они являются способом приспособления личности ре­бенка к определенному вторичному дефекту развития.

Источником приспособления аномальных детей являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора заме­няются интенсивным использованием сохранных.

На развитие аномального ребенка оказывают существенное влияние степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения имеют раз­ный уровень выраженности, т. е. существует прямая зависи­мость количественного и качественного, своеобразия вторич­ных нарушений развития аномального ребенка от степени и качества первичного дефекта.

Своеобразие ребенка с нарушенным развитием зависит также и от времени возникновения первичного дефекта. На­пример, характер аномального развития детей с врожденным или рано приобретенным умственным недоразвитием отлича­ется от развития детей с распавшимися психическими функци­ями на более поздних этапах жизни. Возникновение умствен­ной отсталости в период, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает иную, отличную струк­туру этого дефекта и специфику аномального развития.

В коррекционной педагогике выделяются основные 10 катего­рии детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети:

    с нарушениями одного из анализаторов: с полной (то­тальной) или частичной (парциальной) потерей слуха или зрения, неслышащие (глухие), слабослышащие или, как их раньше назвали, тугоухие;

    незрячие (слепые), слабовидящие;

    со специфическими речевыми отклонениями (алалия, об­щее недоразвитие речи, заикание);

    с нарушениями опорно-двигательного аппарата (цереб­ральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита);

    умственно отсталые и с различной степенью выражен­ности задержки психического развития (разные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности);

Ф со сложными нарушениями (незрячие умственно отста­лые; слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушениями речи и др.);

Ф аутичные (активно избегающие общения с окружающими людьми).

У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются:

а) ряд достаточно резко выраженных специфических для каждой группы особенностей, не свойственных нормально раз­вивающимся детям, т.е. нарушения системы психической де­ятельности. Например: грубое нарушение пространственной ориентировки и координации движений у незрячих (слепых) детей, ущербность моторики у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, да и многое другое, что препятствует успешной адаптации детей в окружающей их социальной среде;

б) своеобразие и трудности в овладении родной речью, ко­торые особенно очевидны у детей с пониженным слухом и спе­цифическими речевыми нарушениями;

в) отклонения в приеме, переработке и использовании ин­формации, поступающей из окружающей среды. Так умственно отсталые дети, рассматривая предмет, выделяют в нем немногие части и свойства, далеко не всегда осмысливают их значение.

К числу основных задач 1 , решаемых коррекционной педаго­гикой, относятся следующие:

    комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей физического и психического развития детей, отклоняю­щихся от нормы;

    определение качественного своеобразия структуры их нарушений;

» разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий детей с нарушенным развитием; обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении и коррекции недо­статков их познавательной деятельности и личности;

* обоснование принципов организации системы разнооб­разных специальных учреждений, создающих оптималь­ные условия для воспитания и обучения отклоняющихся в развитии детей;

    установление закономерностей коррекционного учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в специаль­ных детских садах и школах, а также при индивидуаль­ном обучении. Определение целей, задач, содержания, принципов и методов воспитания, обучения, трудовой и социальной подготовки различных категорий детей с на­ рушением развития;

    разработка специальных технических средств, помогаю­щих детям с отклонениями в развитии более успешно и в разных аспектах познавать окружающую их действительность, устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми;

    определение путей и средств профилактики возникнове­ния нарушений развития у детей;

    нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в разви­тии, в социальной среде - в семье, в учебных и трудовых коллективах.

1 Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. 2-е изд. М.: Флинта, 2000.

Основные положения коррекционной педагогики строятся на базе теоретических обобщений фактических материалов, полученных путем экспериментальных исследований и целе­направленных систематических наблюдений за отклоняющи­мися в развитии и нормально развивающимися детьми раз­личных возрастов. Эта работа осуществляется в клиническом, физиологическом, нейрофизиологическом, психологическом и педагогическом направлениях.

Процесс обучения аномальных детей опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения - постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррек­ция и компенсация аномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего разви­тия, помня, что «принцип и психологический механизм воспи­тания здесь те же, что и у нормального ребенка» 1 .

Тема 2. Дети с нарушениями в развитии

Понятие среднестатистической нормы развития. Функциональная

норма как генеральная стратегия специальной помощи детям с наруше-

ниями в развитии. Понятие фактора отклоняющегося развития. Биологиче-

ские и социальные причины возникновения нарушений в развитии. Поня-

тия «аномальный ребенок», «дети с особыми нуждами», «дети с ограни-

ченными возможностями здоровья», «дети с нарушениями в развитии».

Идеи Л.С. Выготского о первичности дефекта и вторичных отклонениях в

развитии ребенка. Понятия «дефект», «структура дефекта», «органические

и функциональные нарушения», «коррекция», «компенсация», «социали-

зация» и «интеграция». Взаимосвязь развития, обучения и воспитания в

работе с детьми с нарушениями в развитии.

Специальная психология возникла и развивалась как пограничная об-

ласть знаний, ориентированная на практическую деятельность и теорети-

ческую дефектологию. Понятие нарушенного развития входит в круг по-

нятий, объединенных термином дизонтогения, который обозначает раз-

личные формы нарушений онтогенеза. В зависимости от ведущей модаль-

ности первичного нарушения принята классификация лиц с особенностями

в развитии: дети с умственной отсталостью, дети с задержкой психическо-

го развития, дети с нарушениями речи, дети с нарушениями слуха, дети с

нарушениями зрения, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

дети с нарушениями поведения, дети с нарушениями эмоционального раз-

вития, дети с комплексными нарушениями. Под нарушением (устаревшее

«дефект») в специальной психологии понимается недостаток одной из

функций, который нарушает психическое развитие только при определен-

ных обстоятельствах. Л.С. Выготский пишет, что на начальных этапах раз-

вития «проблемного» ребенка главным препятствием к его обучению и

воспитанию является «первичный дефект». При отсутствии коррекционно-

го воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать

вторичные отклонения, и именно они мешают социальной адаптации ре-

бенка. Возникают педагогическая запущенность, расстройства эмоцио-

нально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-

личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и

ощущениями неуспеха. Эти понятия и включает в себя «структура нару-

шения». Т.о., Л.С. Выготский выделил в структуре нарушения первичное и

вторичное нарушение, а его последователи, опираясь на его описание

трудностей социализации ребенка с особенностями в развитии, выделили и

третичное нарушение. Особое значение для полноценного психического

развития ребенка с особыми нуждами играет целенаправленное обучение

и воспитание, т.е. особым образом организованная внешняя среда, которая

призвана своевременно скорректировать и скомпенсировать нарушения в

развитии. Процесс развития ребенка с тем или иным нарушением двояким

образом социально обусловлен: социальная реализация нарушения с одной

стороны, социальная направленность компенсации на приспособление к

тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный

тип развития, составляют ее вторую сторону. Согласно Л.С. Выготскому,

линия «дефект-компенсация» и есть центральная линия развития ребенка с

особенностями в развитии. Положительное своеобразие ребенка с тем или

иным нарушением создается в первую очередь не тем, что у него выпада-

ют те или иные функции, а тем, что выпадение функции вызывает к жизни

новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности

на нарушение, компенсацию в процессе развития.

Гипервозбудимость, отставание в развитии, проблемы в общении ребёнка далеко не всегда вызывают у родителей беспокойство. Многие считают нарушения индивидуальными особенностями и ждут, когда малыш «израстётся». Всегда ли такая тактика оправдана, и чем она может обернуться, когда придёт время идти в школу? Как помочь будущему первокласснику?

Эксперт портала «Сибмеда» – Людмила Кожевникова, директор Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся».

Главное – своевременность

То, что состояние детей, имеющих какие-либо нарушения развития в раннем возрасте, поддаётся коррекции, для специалистов сегодня – неоспоримый факт. Правда, результаты могут быть разными – всё зависит от структуры нарушения и возраста начала системой работы. И всё же, своевременное, а точнее, максимально ранее вмешательство с принятием комплексных мер сегодня даёт существенный эффект, отмечают эксперты. Увы, для многих родителей это не всегда очевидно.

«Независимо от сложности дефекта, при обеспечении систематической работы с ребёнком до 7-ми лет сегодня можно достигнуть очень многого, – рассказывает Людмила Кожевникова. – Тем не менее, в Новосибирской области, как и по всей стране, очень много семей, в которых при обнаружении у ребёнка какого-либо нарушения говорят: «подрастёт – израстётся», «я сама в 5 лет заговорила» и так далее. Такой, скажем, не совсем серьёзный подход в плане развития детей ведёт к негативным результатам. Не надо быть ни врачом, ни педагогом, чтобы понять: если у ребёнка в определённые периоды наблюдается отставание в развитии от возрастной нормы, нужно срочно обращаться к специалистам».

Известно, что в развитии ребёнка существуют так называемые сенситивные периоды, когда с помощью психолого-медико-педагогического воздействия любое нарушение в развитии наиболее эффективно корректируется. В сложных случаях состояние ребёнка в этот период способно просто выйти на более высокий уровень.

Наиболее удачен в этом отношении период, который Людмила Кожевникова называет «золотым» – от нуля до 3-х лет. Многое можно сделать и в так называемый «серебряный» период – от 3-х до 7 лет. Всё дело в том, что именно в это время особенно велика способность организма к включению компенсаторных возможностей, а также адаптации к новым условиям и мобилизации всех жизненных ресурсов.

Сегодня специалисты всё чаще используют термин «абилитация», хотя в обиходе ещё осталось привычное «реабилитация». Отличие «абилитации» от «реабилитации» в том, что, если во втором случае специалист помогает пациенту (в данном случае – ребёнку) вернуть утерянные функции (например, в результате аварии), то в первом случае речь идёт о развитии функций, отсутствующих с рождения.

Абилитация до 7-ми лет крайне важна ещё и потому, что в этот промежуток времени перед ребёнком, который начинает учиться в школе, ставятся новые обучающие задачи. К этим задачам ребёнок должен быть готов психологически и эмоционально. В свою очередь, их трудно, а то и вовсе невозможно решить, не пройдя предыдущие этапы развития.

Сегодня, как заметила Людмила Алексеевна, детей, имеющих проблемы с развитием в первом классе, немало. Часто среди проявлений таких проблем встречается гипервозбудимость, социальная и физическая неготовность, проблемы общения, неусидчивость, трудности с концентрацией внимания и так далее. И это ещё не самые печальные симптомы.

«Много встречается и социальной незрелости, и неврологической патологии, и психоневрологии в связи с отсутствием до 7-ми лет полной диагностики, и как следствие, своевременной систематической коррекции Родитель ожидает, что ребёнок, придя в школу, будет делать то же, что и все, но так не получается. И на данном этапе начинается бег по кругу специалистов с ожиданиями быстрого исправления всех проблем у ребенка. А уже в 10-12 лет никакой колоссальной динамики быть не может, и у родителей, не занявшихся ребёнком своевременно, наступает разочарование и нередко опускаются руки».

И всё-таки, как не упустить тревожных звоночков? Для этого существуют специальные скрининг-тесты, где прописаны обязательные навыки и умения ребёнка в том или ином возрасте. Найти их несложно: к услугам родителей –книжные магазины и газетные киоски, и, конечно, интернет. При нахождении несоответствия умений ребёнка его возрасту нужно обратиться к педиатру, который, в свою очередь, направит родителя с ребёнком к узким специалистам.

Абилитационная терапия: классические методы

Сегодня нуждающейся семье доступно множество методов абилитации. Многие из них можно бесплатно получить в муниципальных и государственных учреждениях, а некоторые вполне применимы в домашних условиях.

Основная тенденция современной абилитационной терапии – комплексный подход. Если раньше ребёнок с нарушениями развития был отдан на откуп одним лишь врачам, то сейчас медицинская составляющая детской реабилитации – лишь часть комплексной терапии. Помимо врача, с ребёнком сегодня работают психологи и педагоги (а в некоторых случаях врач нужен лишь при наличии у ребёнка соматического заболевания).

В то время, как головной мозг ребёнка получает дополнительное питание с помощью лекарственных препаратов, специалисты психолого-педагогического профиля помогают ребёнку формировать и автоматизировать новые навыки, интегрировать их в свою жизнь. Таким образом, у ребёнка не только активизируются физиологические возможности, но и стимулируется способность к различным видам деятельности – мозговой, когнитивной, игровой, речевой и так далее.

Некоторые новые направления детской абилитации специалисты уже называют классикой. Речь идёт, например, о позиционной терапии, которую начали применять в нашей стране около 20 лет назад. Суть позиционной терапии в том, чтобы нивелировать патологические с точки зрения физиологии позы ребёнка и формировать правильные. По словам Людмилы Кожевниковой, сегодня без такой терапии в самом раннем возрасте просто не обойтись, особенно при нарушении опорно-двигательного аппарата. Сегодня для позиционной терапии существуют всевозможные технические средства.


Свою эффективность продемонстрировали и мотивирующие абилитационные технологии. Их использование также требует специального оборудования, в данном случае это специальные тренажёры и велосипеды. Ребёнок, зафиксированный на таком велосипеде, крутит педали и понимает, что ему это нравится и его захватывает этот процесс. По словам специалистов, это помогает ребёнку справиться не только с расстройствами вестибулярного аппарата, но и с психоневрологическими нарушениями. Оборудование для такой терапии изначально производили лишь в США, сегодня «мотивирующие» велосипеды изготавливаются и в нашей стране, в том числе в Новосибирске.

Дельфинотерапия: хорошо, но недостаточно

Что касается таких «экзотических» методов реабилитации, как, например, иппотерапия, дельфинотерапия и канистерапия (контактирование с собаками в лечебных целях), то, несмотря на то, что они, по словам Людмилы Кожевниковой, заслуживают не менее серьёзного отношения, чем «классика», столь нетрадиционная терапия всё же вторична.

«Канистерапия, иппотерапия – это очень хорошо, любое животное даёт ребёнку позитив , – говорит Людмила Алексеевна. – Но и такая терапия должна быть системной. Рассчитывать на то, что вы 2-3 недели позанимались и у вас будут изменения, не стоит. Некоторые родители говорят: мы летом поедем на дельфинотерапию, и этим ограничиваются. Конечно, этого недостаточно, и только на эти методы не стоит возлагать надежды, они помогут лишь в комплексе с другими методами».


К вспомогательным методам детской абилитации относят и музыкотерапию. По словам специалистов, если правильно использовать при работе с ребёнком музыкальное сопровождение, терапия дает очень хорошие результаты. Сегодня даже существуют различные методики этого направления.

А вот водные процедуры, хоть и не относятся к первоочерёдным методам абилитации, неизменно остаются лучшим подспорьем на пути к позитивным переменам. По словам специалиста, если ребёнок будет не менее двух раз в неделю заниматься в бассейне, это пойдёт на пользу не только абилитационному процессу, но и общему состоянию ребёнка.

Абилитационные центры: где получить помощь?

Сегодня в любом городе работают муниципальные реабилитационные центры, где льготникам предоставляются места за счёт бюджета, учреждения здравоохранения и образования. Льготы на получение реабилитационных услуг получают все дети с нарушением развития, которым установлен статус психолого-медико-педагогической комиссией или в бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов).

Много сегодня и частных центров, предоставляющих услуги абилитации. Свои «плюсы» и «минусы», как водится, есть везде. Что же выбрать родителям?

Чтобы попасть государственное учреждение, порой необходимо выждать очередь, которая может растянуться на месяцы. Однако из этой ситуации есть выход: по словам Людмилы Кожевниковой, специалисты могут и должны научить родителей необходимым методам абилитации детей в домашних условиях.


Что касается частных центров и специалистов, то их «минус» в отсутствии системной работы. Обычно коммерческие центры предоставляют родителям возможность посещать любые занятия и процедуры в любое время, что может способствовать перегрузке ребёнка всевозможными манипуляциями. А это, по словам специалистов, сказывается на ребёнке не самым лучшим образом.

«У родителей часто бывает такая ошибка: как только они увидели положительную динамику, они пытаются усилить воздействия на ребёнка, не понимая, что тем самым можно усугубить состояние ребенка и получить регресс , – говорит Людмила Кожевникова. – Это может дойти до стимулирования патологической активности головного мозга, которая в некоторых случаях может стимулировать эпиактивность и даже эпилептические приступы».

Выход из этой ситуации – повышенная внимательность к ребёнку. Людмила Кожевникова советует родителям проявлять чуткость к состоянию своего чада, принимать во внимание возраст ребёнка (чем младше ребёнок, тем меньше должна быть нагрузка) и не перегружать его в погоне за результатами.

Введение

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие подобных недостатков не предопределяет неправильного, с точки зрения социума, развития. Л.С. Выготским утверждалось, что «аномальный ребенок не неправильно, а иначе развитый».

Тем не менее, в специальной психологии к аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относят детей, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Цель работы: исследовать классификации нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: нарушения детского развития.

Классификация нарушений развития

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, которые нуждаются в специальных обучающих и воспитывающих мероприятиях.

  • Детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • Детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • Детей с нарушением речи (логопаты);
  • Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Детей с умственной отсталостью;
  • Детей с задержкой психического развития;
  • Детей с нарушением поведения и общения;
  • Детей с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемых, глухих или слепых дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеть в процессе развития, обучения и воспитания ребенка. Например, у детей с нарушениями речи и ЗПР. У других дефекты лишь сглаживаться, а в частных случаях только компенсироваться.

Т. А. Власовой и М.С. Певзнер предложены следующие категории:

  • 1) детей с отклонениями в развитии, которые вызваны органическими нарушениями ЦНС;
  • 2) детей с отклонениями в развитии, вызванные функциональной незрелостью ЦНС;
  • 3) детей с отклонениями, вызванные депривационными ситуациями.

Итак, как мы видим, некоторые подгруппы переходят из классификации в классификацию, иные представлены лишь в единичных вариантах, или из одной системы в другой объединяются.

К примеру, Г.Н. Коберником и В.Н. Синевым выделяется похожая классификация. Они выделют следующие группы:

  • 1) детей со стойкими нарушениями слуховой функции (глухих, слабослышащих, позднооглохших);
  • 2) детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих);
  • 3) детей со стойкими нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы;
  • 4) детей с тяжелыми речевыми нарушениями;
  • 5) детей с комплексными расстройствами;
  • 6) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • 7) детей с задержкой психического развития;
  • 8) детей с психопатическими формами поведения.

В таблице ниже представлены варианты психического дизонтогенеза, согласно В.В. Лебединского.

Исходя из работ В.И. Лубовского «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» и А.Р. Лурия «Мозг и психика» допускается единство контролирующего пункта центральной управляющей системы, посылающей двигательные команды. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности (ВНД) влияют на способности к овладению социальным опытом, познание действительности. Биологические факторы создают предпосылки психического развития человека. Без сомнения слепота и глухота есть факторы биологические, но не социальные.

«Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями».

Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Социокультурный статус ребенка определяется наследственными биологическими факторами, социальной стратой жизни ребенка.

Сложность структуры атипичного развития обусловлена наличием первичного дефекта, который вызвал биологический фактор, и вторичных нарушений, возникших под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Рассмотрим практических пример: повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота - вторичный дефект.

Важная закономерность - соотношение первичного, вторичного и третичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский на основании исследований утверждал: «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом».

Теория Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных особенностях психики, к первичным дефектам относит частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение межфункциональных связей.

Первичный дефект - следствие таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатологов, психиатров, патопсихологов.

Проявление первичного дефекта происходит в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.

Вторичные дефекты возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, при условии, что социальным окружением не компенсируются эти нарушеня, а напротив детерминируются отклонения личностного развития. Таким образом, дефектом, который препятствует нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозится усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

Исходя из этого, интеллектуальная недостаточность, которая возникла в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), становящиеся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.

Третичные недостатки являются недосформированностью психических свойств личности умственно отсталого ребенка. Их проявление происходит в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенной или заниженной самооценке, негативизме, невротическом поведении. Принципиальный момент: вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляют его, при отсутствии целенаправленной и систематизированной коррекционно-реабилитационной работе.

Согласно исследованиям Бгажноковой И.М. Бикметова Е.Ю., Сизоненко З.Л., Юлдашевой О.Н., Лебединской К.С., Лебединского В.В., большинство детей с ОВЗ в реферативных группах проявляют вторичные поведенческие нарушения, что в большинстве случаев определяется их эмоциональной неуравновешенностью, неумением контролировать и корректировать свое поведение в учебе и общении со сверстниками.

Поведенческие проявления включают в себя:

Дети не могут длительно сосредоточиться на выполнении определенного задания, быстро теряют интерес к нему, систематически отвлекаются на уроках, требуют постоянного внимания со стороны педагога в школе, родителя, психолога, наставника - педагога дополнительного образования - вне школы.

Опираясь на концепцию Л.С. Выготского о первичных и вторичных проявлениях в структуре дефекта, можно утверждать, что при раннем начале коррекционной работы максимально используется пластичность нервной системы в коррекции первичного дефекта, и возможности для коррекции довольно перспективны.

Чтобы нейтрализовать проблему нужно гармонизировать детско-родительские отношения, в том числе посредством психологической разгрузки и снижения уровня эмоциональных переживаний, которые связаны с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ.

Исходя из результативности лечебно-восстановительные эффекты проявляются через активацию центральных нервных механизмов, регулирующих вегетативные функции, психическую и двигательную активность, эмоции и поведение, т.е. через повышение неспецифической резистентности организма. Технология аудиовизуальной стимуляции позволяет контролировать психоэмоциональное состояние, не используя медикаменты, воздействие посторонних установок и внушений и формирования зависимости к ним.

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О