В системе развивающего обучения по эльконину давыдову. "Концепция развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова"
Принципы развивающего обучения по Д.Б.Эльконину и В.В Давыдову:
– основой развивающего обучения служит его содержание, от которого произвольны методы организации обучения;
– развивающий характер учебной деятельности как ведущей связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания и способы их применения при решении учебных задач;
– учебный предмет является своеобразной проекцией науки, т.е. в сжатой и сокращенной форме обучающийся воспроизводит процесс получения знания;
– теоретическое мышление формируется у обучающихся в ходе включения их в учебную деятельность, в процессе решения учебных задач.
Под учебной задачей понимается такая задача, которая определяется педагогом или составляется самим обучающимся для выполнения в процессе учения в целях формирования обобщенных способов действий. Ее решение состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается путем выполнения следующих действий: постановка педагогом или самостоятельная формулировка обучающимися учебной задачи; преобразование условия задачи с целью определения причинно-следственных отношений между изучаемыми объектами; моделирование выделенных отношений в предметной, графической и буквенной формах; преобразование модели отношений для изучения их свойств в “чистом виде”; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
В теории В.В. Давыдова основным направлением педагогической деятельности являлось развитие интеллектуальных способностей ученика. В соответствии с этой теорией структура учебной деятельности включают следующие компоненты: учебно-познавательные мотивы, учебную задачу, учебные операции, моделирование, контроль и оценку. При этом деятельность школьника представляет собой не просто усвоение учебного материала, а включение в реальную преобразовательную деятельность.
Особенностями содержания развивающего обучения по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову являлись следующие.
– специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание учеником генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования;
– повышение теоретического уровня образования, передача учащимся не только эмпирических знаний и практических умений, но научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей;
– основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения (наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные закономерности, фундаментальные категории; понятия в которых выделены внутренние связи; теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами).
В дидактической структуре учебных предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений. Особенностями методики является организация целенаправленной учебной деятельности – особой формы активности учащегося, направленной на изменение самого себя как субъекта учения; проблемное изложение; использование учебных задач; организацию коллективно-распределительной деятельности, диалога, полилога; оценку результатов деятельности ученика. Особое место уделяется содержательной рефлексии учащихся, поиску и рассмотрению существенных оснований и собственных мыслительных действий.
В теории развивающего обучения Л.В. Занкова основными принципами являются:
– целенаправленное развитие личности на основе организации комплексной развивающей системы;
– системность и целостность содержания;
– ведущая роль теоретических знаний;
– обучение на высоком уровне трудности;
– продвижение в изучении материала быстрыми темпами;
– осознание ребенком процесса обучения; активизация в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы личности учащегося;
– проблематизация содержания;
– вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
– работа над развитием всех детей.
Принцип ведущей роли теоретических знаний у Л.В. Занкова отличается от аналогичного принципа в концепции Д.Б. Эльконика и В.В. Давыдова. Центральное место в организации развивающего обучения по Л.В. Занкову занимает работа учащихся по разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках принципов системности и целостности, доминирующий подход – индуктивный. Особое место отводится процессу сравнения, развитию анализирующего наблюдения, способности к выделению разных сторон и свойств явлений, их четкому речевому выражению. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.
Анализируя концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л. В. Занкова можно заключить, что источником активности является не сам обучающийся, а специальным образом организованное обучение. Включение ученика в учебную деятельность, организованную по теоретическому типу делает ее субъектом обучения, однако ученику не предоставляется право самому выбирать способы и формы учебной деятельности.
В последнее время разработана развивающая парадигма образования «Школа 2100». Она строится на признании гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. В ее основу легли личностно и культурно ориентированные принципы:
– адаптивности (мобильная система обучения детей с разными способностями и уровнем подготовки);
– развития (создаются соответствующие условия развития, при которых ученик максимально развивает себя);
– психологической комфортности (снятие факторов, создающих стрессы в учебном процессе, создание комфортной атмосферы, которая стимулирует творческую активность учащихся);
– ориентировочной функции знаний (знания рассматриваются как ориентировочная основа для дальнейшей познавательной и продуктивной деятельности);
– учебной деятельности (развитие умений ставить цели, овладение приемами предметно-практической, учебной, познавательной деятельности, контроля и оценки);
– опоры на предыдущее развитие (утверждается, что прежде всего необходимо опираться на природные способности, которые уже сформированы);
– креативности (развитие не только творческих способностей в художественной деятельности, но и способностей самостоятельного решения задач, нахождения выхода из неординарных ситуаций, умения совершать самостоятельный выбор, принимать решения).
Названная парадигма находится в оппозиции к знаниевой, поскольку ориентирована на личность ученика как равноправного субъекта обучающего процесса. По мнению авторов концепции школа – 2100 должна не формировать человека, а выращивать в нем способности, поддерживать все то, что связано с его личностным развитием.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
«Учитель- это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» В.М. Лизинский План презентации: 1. Об авторах методики Эльконина-Давыдова 2. История развития системы Эльконина-Давыдова 3. Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова 4. Особенности авторской методики Эльконина- Давыдова 5. Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова 6. Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова
3 слайд
Описание слайда:
Введение Система образования, созданная и апробированная Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, сегодня является популярной и эффективной во многих учебных учреждениях. Особенностью данной прогрессивной системы является формирование у ребенка ряда научных понятий, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности. Важно, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводится в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне.
4 слайд
Описание слайда:
Об авторах методики Эльконина-Давыдова. Даниил Борисович Эльконин Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) – известный доктор психологических наук, профессор, популярный отечественный психолог. Даниил Борисович – один из ярких специалистов детской психологии, автор прогрессивной теории возрастной периодизации психического развития. Эльконин относится к группе советских психологов, составляющих основу выдающейся научной школы под руководством Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин является автором большого количества монографий и научных статей, раскрывающих вопросы теории и истории детской психологии, изучающих психологию учебной и игровой деятельности ребенка. Также много времени автор посвятил исследованию развития речи детей и вопросам обучения чтению.
5 слайд
Описание слайда:
Василий Васильевич Давыдов Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998) – выдающийся психолог и педагог, академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор. Давыдов учился в школе рабочей молодежи и после ее окончания поступил в МГУ на факультет психологии и философии. После завершения данного ВУЗа Василий Васильевич преподает в Институте психологии, тесно сотрудничая с Д. Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным, следуя учению Л.С. Выготского. Василий Васильевич Давыдов опубликовал более 250 статей и создал образец прогрессивной школы мышления с развивающим обучением, которая успешно используется в наше время. Также Давыдов является автором теории учебной деятельности и ее диагностики развивающих эффектов, теории различных типов мышления и т.д. Василий Васильевич Давыдов признан одним из выдающихся теоретиков и практиков современной педагогики, который создал первое общественное движение учителей и организовал Ассоциацию «Развивающее обучение».
6 слайд
Описание слайда:
История развития системы Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова известна в педагогической системе более 50 лет. Еще в далеком 1958 году Эльконин открыл на базе учебного учреждения № 19 экспериментально-исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника». В 1976 году данное учреждение приняло запрос от Минпросвещения РСФСР, который предполагал разработку содержания совершенно новой начальной системы образования.
7 слайд
Описание слайда:
История развития системы Эльконина-Давыдова В широкую педагогическую практику система Эльконина-Давыдова была введена в 1991 году. Через три года по инициативе В.В. Давыдова была организована Международная ассоциация «Развивающее обучение», объединяющая педагогов единомышленников, специалистов по развивающему обучению и руководителей школ нового типа. В 1996 году система Эльконина-Давыдова получила статус государственной системы. Теперь данная система стала на один уровень с классической системой образования и системой Л.В. Занкова.
8 слайд
Описание слайда:
Задачи системы Эльконина-Давыдова Организовать класс в единое учебное сообщество, деятельность которого направлена на совместное формирование целей и задач, а также нахождения способов и средств их решения в процессе групповой деятельности. Внедрить в учебный процесс технологию оценивания без фиксирования конкретных оценок. Данная разработка создает условия для формирования и развития у младшего школьника понятия самооценки и самоконтроля своей деятельности. Обозначить у младшего школьника его возрастные периоды, позволяющие сформировывать и применять необходимую для определенного этапа педагогическую методику для увеличения эффективности образовательного процесса. Сформировать содержание предметных дисциплин через систему постановки определенных целей и решения учебных задач. Перейти на новый тип взаимодействия между педагогом и классом, учителем и учеником, а также между учащимися.
9 слайд
Описание слайда:
Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах: Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия. Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением. Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка. Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка теоретическое мышление. Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе. В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.
10 слайд
Описание слайда:
Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова Методика Эльконина-Давыдова использует на уроках подводящий или побуждающий вид диалога. Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности. Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, рекомендуется разделить класс на мини группы и предложить каждой из них выдвинуть гипотезу или версию решения поставленной задачи.
11 слайд
Описание слайда:
Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова У ребенка школьного возраста теоретическое мышление развивается благодаря решению им учебных заданий. Главным показателем формирования логического мышления у учащегося является способность осуществлять предметно-умственные операции. Например, при неправильном решении поставленной задачи школьник останавливается и начинает рассуждать о том, почему он решает задачу именно таким способом. В случае верного решения задачи ученик может искать вспомогательные способы ее решения. Теоретическое мышление постепенно формируется и развивается у школьников, при переходе из одного класса в другой. Также важными показателями формирования теоретического мышления у ребенка является его умение планировать действия, и выполнять мыслительный анализ: что является на данный момент важным, а что второстепенным действием. Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач.
12 слайд
Описание слайда:
Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова применяется во многих школах. Данная система обладает рядом преимуществ, в сравнении с традиционным обучением. Рассмотрим некоторые из них более детально. Система Эльконина-Давыдова направляет учебную деятельность школьника не на получения хорошей оценки, а на личностный рост и саморазвитие. Ребенок начинает стремиться к новым достижениям и получению актуальных знаний и навыков. На уроке большое количество времени посвящается приобретению теоретических знаний и развитию логического мышления. Система Эльконина-Давыдова формирует у ребенка творческий потенциал, навыки анализа полученной информации, а также способность мыслить масштабно.
Развивающее обучение – инновационный тип освоения детьми знаний, пришедший на смену прежней объяснительно-иллюстрированной системе. Развивающее обучение построено на активной деятельности самого ребенка. Учитель не передает готовые знания, а «учит учиться»: формирует познавательную самостоятельность, развивает , способствует выработке идей и нравственных , активной позиции по жизни. Развивающее обучение популярное на сегодня направление, в рамках которого рассматриваются несколько авторских концепций. Одна из них – теория Эльконина-Давыдова.
Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов – отечественные педагоги и психологи, которые начали развивать свою концепцию с 1959 года, а в 1995-1996 году добились того, что их теория развивающего обучения была признана государственной системой обучения в начальной школе. И хотя оригинальная система ориентирована на начальные классы, в настоящее время разрабатываются идеи ее внедрения на всех ступенях образования. Концепция Эльконина-Давыдова получила мировую известность и популярность.
Вопрос связи обучения и развития активно изучается с 30-х годов XX века. Уже тогда ученые разбились на два лагеря: одни отвергают влияние обучения на развитие и отрицают сам факт возможности развивающего обучения. Другой лагерь признает феномен развивающего обучения.
Развивающее обучение предполагает:
- вовлеченность ребенка в разные ;
- использование игр и дискуссий;
- обогащение , речи.
Обучение ведется согласно индивидуальным, возрастным и личностным особенностям. Программа строится так, чтобы немного опережать актуальное развитие ребенка, то есть нацелена на ближайшее развитие, стимулирует, ускоряет и направляет его.
Учебные задачи постепенно усложняются, что требует от ребенка поиска новых способов решения, не известных ранее. Схема обучения – «цель, средство, контроль». Для успешного обучения ребенок должен самостоятельно регулировать учебно-познавательную деятельность согласно заданной цели. Естественно, цель должна осознаваться самим учеником.
Концепция Эльконина-Давыдова обеспечивает гармоничное и целостное . Она ориентирована на раскрытие внутреннего потенциала и скрытых возможностей. Цель системы – «обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему». То есть обучение предполагает дальнейший переход в саморазвитие и самообучение, умение личности выискивать проблемы и ставить цели, находить способы их решения.
Традиционное обучение и система Эльконина-Давыдова
Концепцию Эльконина-Давыдова противопоставляют традиционному обучению: последнее выстраивается от частного к общему, от конкретного к абстрактному, от единичного к целому, а развивающее обучение строится прямо противоположно.
Традиционное обучение развивает эмпирическое мышление, а развивающее – теоретическое. В чем разница:
- Эмпирическое мышление позволяет классифицировать предметы, группировать, выделять общее для группы понятие и согласно ему дифференцировать предметы. Этот вид мышления играет важную роль в повседневной жизни, позволяет упорядочивать предметы, ориентироваться в мире.
- Теоретическое мышление позволяет выявить через анализ системы ее генетическую основу. В дальнейшем на этой основе находятся другие предметы, которые могут входить в эту систему. Это позволяет находить нестандартные решения.
Таким образом, эмпирическое мышление основано на сравнении, теоретическое – на анализе. Сравнение выделяет формальное сходство, предметы могут относиться к одному классу, но быть не связанными между собой. Анализ позволяет выстраивать целую систему. Теоретическое мышление расширяет возможности, так как позволяет заглянуть в содержание предметов, эмпирическое знание опирается на наблюдение и сравнение внешних признаков.
Особенности обучения
Базовыми компонентами мышления выступают анализ, планирование и рефлексия. В процессе развивающего обучения:
- ученики получают не готовые знания, а сами выясняют условия их происхождения;
- выявленные предметы и процесс деятельности ученики фиксируют в виде абстрактной модели.
Развивающее обучение учит детей решать больше частных задач за короткий промежуток времени (развивается проблемное мышление). Обучение проходит в сотрудничестве с родителями и педагогами через совместный поиск. Даже минимальное участие ребенка повышает у него веру в собственные силы. Формируется убеждение в том, что познание возможно только в рамках деятельности. Обязательна организация коллективно-распределительного типа.
Урок по системе развивающего обучения имеет следующие особенности:
- дискуссии и игры для выявления проблем;
- исключение правил, аксиом, схем (дети сами их выводят в процессе деятельности);
- отсутствие отметок, качественная оценка («молодец»), что создает положительный ;
- минимум домашнего задания;
- исключение ненужных знаний – память не перегружается далеким от практики и жизни материалом.
В ходе такого урока дети не только получают знания, умения и навыки, но и учатся аргументировано отстаивать свою позицию, перепроверять информацию и верить фактам, понимать и учитывать позицию другого человека, требовать доказательства и объяснения. Они осознанно выбирают усваиваемые в дальнейшем дисциплины.
Психологические основы обучения
К базовым принципам системы Эльконина-Давыдова относятся:
- дифференциация этапов обучения согласно психическому развитию ребенка;
- ориентация на ближайшую зону развития с обновлением содержания обучения;
- активная деятельность ребенка, создание условий для этой деятельности, а не передача готовых знаний;
- предметность, то есть самостоятельное определение предмета изучения и представление его в виде процесса, системы, модели, знаков.
Любое обучение так или иначе способствует психическому и личностному развитию детей, но не каждая образовательная система обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности и творческого начала. Более того, некоторые виды обучения способствуют обратному развитию, то есть регрессу, например, когда задачи не соответствуют возрасту или актуальному психическому развитию ребенка (слишком простые или слишком сложные).
Развивающее обучение учитывает:
- новообразования возраста;
- ведущую деятельность новообразования;
- содержание и способы осуществления этой деятельности;
- взаимосвязь ведущей деятельности с другими видами деятельности;
- способы определения уровня развития возрастных новообразований;
- связь уровней развития новообразований и особенностей организации ведущей деятельности.
Развивающее обучение разрабатывается индивидуально для конкретного возраста. Классическая концепция ориентирована на младший школьный возраст, новообразованиями которого являются:
- учебная деятельность со своим субъектом;
- абстрактно-теоретическое мышление;
- произвольное управление поведением.
Традиционное обучение не может развить этих новообразований, оно закрепляет ранее достигнутые функции. Чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память (свойственны традиционному мышлению) – все это приобретения дошкольного возраста.
Результаты обучения
У детей, отучившихся по программе Эльконина-Давыдова, отмечаются следующие усредненные особенности развития и личностных качеств:
- высокий уровень внимания, растут аттенционные способности (распределение внимания между несколькими видами деятельности);
- развитие памяти близко к высокому уровню, опосредованная память находится на высоком уровне, наблюдается регулярный рост кратковременной, смысловой, опосредованной памяти (у четвероклассников значительно выше, чем у третьеклассников);
- осведомленность, способность к классификации и обобщению, аналогическому мышлению находится на высоком уровне у четвероклассников и на близком к высокому уровню у третьеклассников, то есть наблюдается тенденция роста вербально-логического мышления до достижения высокого уровня в четвертом классе;
- высокий уровень невербального интеллекта, но пик приходится на третий класс;
- высокая способность к поисковому планированию;
- воображение (оригинальность и гибкость) находится стабильно на среднем уровне, близком к высокому;
- мотивация на успех;
- средний уровень .
Выпускники школы Эльконина-Давыдова умеют решать нестандартные задачи, находить выход из , самостоятельно планировать и выстраивать жизнь, искать новые источники информации, саморазвиваться, способны к сотрудничеству и работе в , вместе с тем самостоятельны и ответственны за свои результаты. Желание и умение учиться, формируемое системой развивающего обучения, упрощает течение подросткового и юношеского возраста, помогают в профессиональном и жизненном самоопределении.
Дети, обучающиеся по системе развивающего обучения, чаще других становятся победителями олимпиад, выше, чем у сверстников с традиционным обучением. У выпускников развивающей школы самооценка, как правило, выше, чем у сверстников из традиционной школы, и они меньше подвержены комплексам.
Недостаток системы
Обойдя частные точки зрения, можно выделить только один недостаток системы Эльконина-Давыдова – не существует на практике подобной системы для среднего и старшего звена школы. Таким образом, после начальных классов ребенку придется перестраиваться на традиционное обучение, либо нужно искать пути частного обучения.
Перестройка будет даваться тяжело, особенно в момент или при условии смены места обучения, некорректных действий педагогов (подавление самостоятельности и активности ребенка, ущемление его личности).
Уже несколько десятков лет система пользуется популярностью в образовательных учреждениях. На основе авторской концепции были разработаны системы обучения Л. И. Айдаровой, Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, А. К. Марковой, В. В. Рубцовой, М. М. Разумовской, В. В. Репкина. Принцип развивающего обучения – основной принцип современной системы образования. Его стараются учитывать и внедрять на других ступенях образования.
обучение экспериментальный занков эльконин
Другой системой, ставшей популярной, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Система Эльконина-Давыдова наиболее адаптированная методика раннего развития для современных детских садов и школ. Она с успехом используется как самостоятельно, так и в качестве одного из элементов многих учебных программ.
Данная система раннего развития существенно отличается от традиционной методики. Программы, разработанные основоположниками методики, применяются при обучении различным предметам: математике, родным и иностранным языкам, изобразительному искусству и даже музыке.
Главная идея системы Эльконина-Давыдова заключается в том, что для усвоения материала необходимо отойти от традиционного подхода в обучении, помочь ребенку не напрямую достигать поставленной цели, а скорее находить способы достижения цели, анализировать альтернативы, аргументировано отстаивать свое мнение и таким способом приходить к решению.
Система не предполагает заучивания фактов, классификаций и установленных правил. Она направлена на выявление системности в подходе к решению той или иной задачи, выявлению главного и второстепенного в этой системности.
Концепция предполагает развитие мышления у ребенка. Занятия не проводятся в игровой форме, скорее перед детьми ставятся цели, после чего дети объясняют (желательно вслух) свою логику решения задания. Особенностью системы Эльконина-Давыдова являются активные дискуссии, которые развиваются в детских группах. В ходе дискуссии, дети открывают для себя преподаваемый предмет с различных сторон и точек зрения.
Так же следует отметить, что оценок в начальной школе детям не ставят, а домашние задания практически отсутствуют. Все проверки знаний и закрепление материала проходят во время занятий. Суть проверки заключается в том, что для решения новой задачи, ребенку необходимо использовать уже пройденный материал.
Поскольку во время уроков дети активно общаются и имеют полную свободу в рассуждениях, поэтому занятия проходят в легкой и приятной форме, у них не происходит переутомления, что помогает избежать нежелания учиться, а наоборот рождает желание вновь возвращаться к урокам.
Система Эльконина-Давыдова постоянна таким образом, что обучение будет более эффективным если ребенок не станет воспринимать на веру уже доказанные правила, а постарается сам их вывести, прикладывая к этому свои умения, опыт и знания.
Принципы системы Эльконина-Давыдова
Одним из важнейших принципов системы Эльконина-Давыдова является утверждение, что процессы воспитания и обучения являются единым целым. Это значит что, воспитывая ребенка, Вы его обучаете, а в ходе обучения невозможно избежать собственно воспитательного процесса.
Также следует отметить, что система Эльконина-Давыдова предполагает различные подходы к обучению у разных возрастных групп детей. Так, например, в дошкольных учреждениях следует делать больший акцент на возможностях воображения у ребенка и стараться через него пропускать информацию.
В младшем школьном возрасте у детей начинается период активного обучения. Ребенок легко и глубоко воспринимает новую информацию, а значит, благодаря искреннему интересу может воспринять большие объемы информации.
В подростковом возрасте система Эльконина-Давыдова предлагает делать акцент на общении. Именно посредством общения воспринимается большая часть информации, а с ней и знания. Качество и глубина общения достигается участием детей в различных группах, например, спортивных, музыкальных или любых других тематических по интересам.
Так же к основополагающим принципам концепции можно отнести:
1. разнообразие групп (считается, что каждый предмет необходимо изучать в новой группе, чтобы развивать логическое мышление, а не шаблонно реагировать на привычных оппонентов и их реакции);
2. развитие образного и логического мышления;
3. изменение способов обучения в зависимости от возраста ребенка;
4. исключение неправильного ответа, с акцентом на пути к правильному ответу http://www.kengyru.ru Сластёнин В.А. педагогика. Учебное пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003. 334с..