Жадный Демьян. Взлёты и падения главного придворного советского поэта. А. Волков. Демьян Бедный Поэт демьян бедный

13 апреля 1883 года родился Ефим Придворов, более известный под своим литературным псевдонимом Демьян Бедный. В своё время он сумел понравиться Ленину, благодаря чему обрёл славу главного революционного поэта-агитатора. В конце концов он не сумел уловить новые тренды и в итоге оказался в унизительной опале. Лайф вспоминает историю жизни главного революционного поэта и баснописца.

Согласно официальной версии, известной со слов самого Бедного, он родился в апреле 1883 года в Херсонской губернии в весьма бедной семье. Отец работал церковным сторожем и часто жил в городе. Ефим оставался с матерью, которая создала дома нечто вроде постоялого двора для заезжих. Расположение дома было удобным, так что постоялый двор пользовался популярностью. По словам литератора, мать его вела распутный образ жизни: беспробудное пьянство, беспорядочные половые связи с заезжими. Она была жестокой женщиной и постоянно его била. В свою очередь изредка приезжавший проведать их отец бил уже её.

Главным кумиром маленького Ефима Придворова был глава местных конокрадов. Тем не менее в этой атмосфере он выучился грамоте. И через некоторое время отец забрал его в город, подальше от разлагающего влияния матери. А затем его удалось устроить в Киевскую военно-фельдшерскую школу. Причем на "казённый кошт". То есть он не только не платил за обучение, но и жил на полном государственном пансионе всё времяучебы. Позднее отца убили, и Бедный до конца жизни считал, что организатором убийства была мать, подговорившая двоих случайных любовников убить его.

После окончания школы он должен был несколько лет отслужить военным фельдшером в армии, но каким-то невероятным образом ему удалось оказаться в Петербургском университете. В университет можно было поступить, только имея за плечами гимназию, а никак не фельдшерскую школу. Так что сделать это можно было лишь при очень высокой протекции.

Поддержку ему оказал сам великий князь Константин Константинович, руководивший всеми военными учебными заведениями в империи. Во время одной из инспекционных поездок ему представили юношу, который считался одним из самых прилежных учеников. И который писал верноподданнические стихи. А великий князь сам был большим любителем поэзии. Так и произошло их знакомство, благодаря которому Придворов в конце концов оказался в университете, сдав гимназический экстерн.

Владимир Ильич Ленин, Демьян Бедный - русский советский поэт, Федор Дмитриевич Панфилов - делегат от Украины (слева направо) во время работы VIII съезда РКП(б). 18–23 марта 1919 года, Москва. Фото: © РИА Новости, Википедия

Уже став знаменитым, Бедный очень любил рассказывать всем свою биографию, бравируя самыми отвратительными моментами. "Мать моя, товарищи, была *** ***ща", - сообщал он ошеломленным слушателям.

Впрочем, далеко не все верили в эти истории. Выдумывать себе тяжёлую нищенскую жизнь, полную лишений с детства, было популярнейшим трендом литераторов первых десятилетий ХХ века. Это сразу многократно повышало интерес к личности автора. Даже псевдоним он взял себе в соответствии с господствовавшими трендами. Литературу в начале века буквально заполонили Горькие, Приблудные, Голодные и прочие. Между тем главный редактор советских "Известий" Гронский, хорошо знавший Бедного ещё до революции, утверждал, что великий князь помогал молодому Придворову не просто так.

Будто бы он даже был его внебрачным отцом: "Многое в биографии и поведении Бедного до конца не ясно. Советую вам сходить к Вере Руфовне Придворовой. Поинтересуйтесь. Особенно происхождением Бедного. Вы, наверное, знаете, что Бедный был сыном Константина Константиновича Романова? Не удивляйтесь. Ведь ни для кого не было секретом, что на столе у Бедного стоял портрет Константина Константиновича. Когда я встречался с ним ещё до революции, он был тогда студентом-белоподкладочником в университете. Потом, когда Бедный примкнул к революционному движению, к нему приходил комендант императорского двора и просил вернуть всё, что у Демьяна было от К.Р. Бедный вернул… Всё это мне рассказал сам Демьян, когда ему пришлось решать вопрос о своей семье".

Впрочем, никаких убедительных доказательств этой версии нет, кроме слов Гронского. Лишь однажды в своей поэме "Горькая правда" Бедный сделал туманный намёк:

"От блеска почестей, от сонмища князей,

Как от греховного бежал я наважденья".

Однако этот отрывок можно трактовать двояко. Например, как то, что блеск почестей его никогда не интересовал (хотя здесь он, конечно, лукавил). Так или иначе, на тему связей с "сонмищем князей" в советское время он предпочитал благоразумно помалкивать.

Придворов пробыл студентом несколько лет, но так и не доучился. А потом началась война и как военного фельдшера его мобилизовали на фронт. Но уже в 1915 году необъяснимо отозвали в резерв без каких-либо видимых причин. По всей вероятности, вновь не обошлось без загадочной протекции. Но к этому моменту Ефима Придворова уже не стало. Появился Демьян Бедный.

Вредный мужик

Демьян Бедный советский поэт, Георгий Димитров лидер болгарского и международного коммунистического движения и Анри Барбюс французский писатель, журналист и общественный деятель на Первом съезде советских писателей. 1934 год. Фото: © РИА Новости, Википедия

Ещё будучи студентом киевской школы фельдшеров, Придворов писал верноподданнические стихи. Однако талант его оказался явно недостаточен, чтобы его заметили в литературных кругах. Находились патриотические поэты куда талантливее. Как, впрочем, и оппозиционные. Поэтому литературный взлёт Бедного всегда шёл рука об руку с политикой.

В начале 10-х он прибился к большевикам. Их полулегальные газеты стали площадкой для первых его стихов и басен. Уже тогда выделился и обособился особый стиль Бедного. Это была не поэзия в том виде, в каком её привыкли воспринимать читатели и слушатели, а стихотворные агитки. Бедный писал по заказу и всегда на злобу дня, высмеивая действующий режим, меньшевиков, кадетов и всех остальных, кого заказывали "литературно замочить" большевики.

Стихи Бедного были демонстративно безыскусными и лубочно-примитивными, но зато легко запоминающимися. Нельзя сказать, что за ними стоял гений или даже выдающийся литературный талант. Но это было и не нужно, потому что Бедный приглянулся самому Ленину.

Сам Ленин совершенно не интересовался искусством и ничего в нём не понимал. Даже во времена расцвета советского культа личности Ленина, когда он официально считался гениальным специалистом по любым вопросам, с сожалением признавалось, что Ильич "совсем не имел времени на искусство". Музыка его "расстраивала", Большой театр он пытался стереть с лица земли, несмотря на возражения соратников, оперу и балет считал реакционным и помещичьим искусством.

Искусство немного интересовало его исключительно в качестве инструмента пропаганды. Поэтому он и обратил внимание на Бедного. Ленин по происхождению и воспитанию не был пролетарием, с живыми рабочими практически не пересекался, но был уверен, что именно такой грубовато безыскусный и частушечно-псевдофольклорный слог Бедного идеален для рабочих. Это именно то, что они поймут и примут. Так Бедный и оказался штатным партийным литератором, или "поэтом-большевиком", как он любил себя называть. Не случайно в 1923 году Троцкий наградил его орденом Красного Знамени с формулировкой: "Меткий стрелок по врагам трудящихся, доблестный кавалерист слова".

После прихода к власти большевиков Бедный оказался глашатаем уже не заштатной революционной партии, а правительства огромной страны. Он переезжает в кремлёвскую квартиру. Веривший в его талант Ленин велел выделить Бедному специальный вагон со всеми удобствами, не уступавшими генеральским, на котором он разъезжал по фронтам. Он выступал перед красноармейцами со своими агитками, иногда скабрезными и сальными, иногда пафосными и популистскими.

В первые годы 20-х Бедный считался ведущим литератором-пропагандистом. Его частушки, песни, стихи, басни и поэмы издавались миллионными тиражами. Луначарский сравнивал его с самим Горьким. Что последнему было явно не по вкусу, хотя в своё время он и советовал большевикам обратить на него внимание, Бедного он себе ровней не считал. Впрочем, были у Бедного и критики, но не из числа "старорежимных" деятелей, а из пролеткультовцев. Литераторы, претендовавшие на звание пролетарских писателей, обвиняли Бедного в том, что он лжепролетарий и только подражает воображаемым рабочим, которых он никогда не знал.

И действительно, образ его жизни был предельно далёк от аскетического. Он жил в Кремле, имел прислугу, разъезжал по курортам, имел личный автомобиль Ford, при том что тогда на всю страну число личных автомобилей можно было сосчитать по пальцам. Когда в 1925-м у Бедного пытались забрать его личный ж/д вагон, он дошёл до самого Сталина и добился, чтобы вагон ему оставили, не навредив его гордости.

Демьян Жалкий

В конце 20-х важность Бедного для пропаганды стала таять. Времена изменились, Сталин провозгласил литераторов инженерами человеческих душ. Они должны были помогать создавать нового советского человека. Бедный на эту роль не годился, он всегда шёл на поводу у толпы, у её инстинктов, он апеллировал к ним. Но он не мог преобразовать её в нужном власти ключе.

Хотя Бедный всегда безошибочно выбирал политических покровителей, сначала Ленина, потом Сталина, и хотя по-прежнему выполнял агитационные партийные заказы на злобу дня, в нём всё меньше нуждались.

К тому же Бедный постоянно наседал на Сталина с просьбами материального характера. При этом, когда что-то просил, он одновременно устраивал глумливую комедию. Дескать, мне нужно то-то и то-то, но вовсе не для себя, сам-то я аскет и бессребреник, это мне нужно только лишь для революционного творчества.

В конце концов над Бедным стали понемногу сгущаться тучи. В 1930 году непосредственно ЦК раскритиковал в пух и прах два новых фельетона Бедного, опубликованных в "Правде". Бедный по привычке нажаловался Сталину в своём фирменном стиле, но неожиданно получил развернутую и гневную отповедь: "Когда ЦК оказался вынужденным подвергнуть критике ваши ошибки, вы вдруг зафыркали и стали кричать о "петле". На каком основании? Может быть, ЦК не имеет права критиковать ваши ошибки? Может быть, решение ЦК не обязательно для вас? Может быть, ваши стихотворения выше всякой критики? Не находите ли, что вы заразились некоторой неприятной болезнью, называемой зазнайством? Побольше скромности, т. Демьян… В чём существо ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая вами вначале довольно метко и умело, увлекла вас сверх меры и, увлёкши вас, стала перерастать в ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее".

Бедный растерялся и занервничал. Поэт решил, что самое лучшее - это перестроиться на хвалы вождю и начал писать подчеркнуто верноподданнические стихи, прославляющие Сталина. Но это ему не помогло. В 1932 Сталин распорядился выселить его из кремлёвской квартиры, причём Бедный устроил натуральную истерику из-за того, что его переселили в "крысиный сарай с фанерными перегородками". Бедный, как обычно, утверждал, что он аскет и может жить где угодно, но вот творить он в этой "заднице" не может.

В 1933-м, к 50-летнему юбилею, Бедного наградили орденом Ленина. Он воспринял это как знак закончившейся опалы и через некоторое время начал выпрашивать у Сталина дачу: "Тяжело отразилось на моём здоровье следующее обстоятельство: с осени 1931 года по сей день я не имею ни зимнего, ни летнего здорового отдыха, томясь безвыездно в городе. Чего бы я хотел? По существу, немногого: чтобы мне сделали то, чего я не имею возможности сделать сам, никакой возможности. В лучшем случае, хозотдел ВЦИКа мог бы убрать к чёрту мой нескладный сруб и поставить для меня более пристойную деревянную дачу комнат в 4–5 с необходимыми жилпостройками <… > Дорогой Иосиф Виссарионович, я был бы удручён, если б вы на секунду подумали, что моё письмо диктуется хоть тенью "личного" интереса. У меня нет тут ничего личного. Это, если хотите, у поэта чисто профессиональная потребность".

Вслед за "чисто профессиональной потребностью поэта" у Бедного появилась новая потребность. В своём непревзойдённом стиле он начал выпрашивать у Сталина новую машину: "т. Ежов на мои вздохи, что дача - "мечта", от которой меня клещами не оторвать, но 40-километровая досягаемость её для моего разбитого (а теперь уже ушедшего в капитальный ремонт) фордика весьма слабовата, сказал мне категорически: ты получишь новую машину. Прошли май, июнь, идёт июль. Ежов - по причинам, известным ему, а не мне, - прячется от меня, как чёрт от ладана".

Видимо, Бедный, давно уже не бедный, просто надоел Сталину своими бесконечными "поэтическими потребностями" и ему выключили режим максимального благоприятствования. В следующем, 1936 году его комическая опера "Богатыри" была в пух и прах разгромлена за "оплёвывание прошлого".

После жёсткой критики Бедный не на шутку перепугался и попытался оправдаться перед секретарём Союза писателей Ставским, который докладывал наверх: "Демьян Бедный, признавая, что он сделал огромную ошибку, объясняет её своим непониманием материала и своей глупостью <…> Демьян указывал на то, что у него начался приступ сахарной болезни. Говорил о том, что он не хочет умирать с клеймом врага партии <…> Дальше, прося не заносить в стенограмму, Демьян говорил, что его врагом является его библиотека. Об этом ему указывали, но он этого не понимал. Он заявил, что библиотеку свою сожжёт".

Фото: © РИА Новости/Петров, Википедия

После разгромной критики Бедного ликовала вся советская богема. Бедный относился к тому типу людей, которые бахвалятся и глумятся над поверженным, чувствуя себя на стороне победителей. Как по заказу, так и от чистого сердца, он издевался, глумился и насмехался над буржуями, монархистами, попами, верующими, эсерами, меньшевиками, белогвардейцами, троцкистами, зиновьевцами, опальными поэтами и писателями, кулаками, интеллигентами и всеми прочими, кто хоть раз попадал под каток партии. Но стоило товарищу Сталину недоумевающе поднять бровь, как Бедный начал хвататься за сердце, падать в обмороки, трясти справкой о диабете, заклинать, что он просто дурак и ни в чём не виноват. Разумеется, другие литераторы, не любившие Бедного за его спесь, не упустили случая порадоваться его унизительному падению. Госбезопасность докладывала о богемных разговорах в связи с разгромом Бедного:

"Сатирик Романов: Хорошо сделали, что хлопнули. Демьян берёт своим орденом, связями и грубятиной. На этот раз дело не вышло".

Писатель Олеша: "Демьян заелся, Демьяну дали по морде".

Поэт Лебедев-Кумач: "Нужно убрать ту матерщину со сцены и из поэзии, которую разводит Демьян и делает эту матерщину официальным языком советской поэзии".

Актёр Поль: "Очень рад, что по Демьяну ударили: он так было зазнался, что два пальца подавал".

Писатель Булгаков: "Редкий случай, когда Демьян, при его характере, не будет злорадствовать - на этот раз он сам пал жертвой, - а не подхихикивать над другими. Пусть теперь почувствует сам".

Режиссер Эйзенштейн: "Я не видел спектакль, но чрезвычайно доволен хотя бы тем, что здорово всыпали Демьяну. Так ему и надо, он слишком зазнался".

В общем, ликование было всеобщим, слишком уж одиозной была личность Бедного в творческих кругах. Конечно, при наличии большого таланта Бедному наверняка простили бы его отвратительные повадки. Но в том и дело, что большого таланта в нём никто не видел. Многие считали его выскочкой, случайно попавшимся в удачное время на глаза не разбиравшемуся в искусстве Ленину со своими агитационными частушками.

Бедный в ответ написал поэму "Борись или умирай", в которой сравнивал себя с новым Данте, спустившимся в фашистский ад. Однако некоторые моменты произведения при желании позволяли провести определённые параллели с Советским Союзом и даже намекали на недавнюю историю с разгромом Бедного. Свою поэму он принёс прочитать Мехлису, который отдал её на рецензию самому Сталину.

Тот был краток и категоричен: "Отвечаю письмом на имя Демьяна, которое можете ему зачитать. Новоявленному Данте, т.е. Конраду, то бишь... Демьяну Бедному. Басня или поэма "Борись или умирай", по-моему, художественно посредственная штука. Как критика фашизма, она бледна и неоригинальна. Как критика советского строя (не шутите!), она глупа, хотя и прозрачна. Так как у нас литературного хлама и так немало, то едва ли стоит умножать залежи такого рода литературы ещё одной басней, так сказать... Я, конечно, понимаю, что я обязан извиниться пред Демьяном-Данте за вынужденную откровенность".

В конце концов в 1938 году Бедного исключили из партии и из Союза писателей под предлогом его морального разложения. Литературная деятельность для него фактически была закрыта. Но он ещё легко отделался, в то время многие расставались с жизнью, а Сталин всё же пожалел Бедного, над которым в последнее время потешался.

Последние годы

После исключения из партии он попал под надзор НКВД. Чекисты доносили об озлобленности бывшего придворного поэта: "Озлобленность Д. Бедного характеризуется следующими его высказываниями в кругу близких ему лиц: "Я стал чужой, вышел в тираж. Эпоха Демьяна Бедного окончилась" <….> После решения об исключении его из партии Д. Бедный находится в ещё более озлобленном состоянии. Он издевается над постановлением КПК: "Сначала меня удешевили - объявили, что я морально разложился, а потом заявят, что я турецкий шпион". Несколько раз Д. Бедный говорил о своём намерении покончить самоубийством".

Однако до этого всё же не дошло. Лишённый возможности печататься, Бедный жил тем, что распродавал свою богатую библиотеку, которой гордился, и антикварную мебель. С началом войны его снова стали печатать в ведущих газетах, в некоторых случаях под новым псевдонимом Боевой. На этот раз он писал патриотические стихи и басни. Но Демьян был уже не тот, и время не то. Значительного отклика его новый образ не получил, в число главных фронтовых поэтов ему так и не удалось попасть.

Через две недели после окончания войны, 25 мая 1945 года, Демьян Бедный скончался в возрасте 62 лет. Несмотря на опалу, ему были оказаны соответствующие посмертные почести: некролог в центральных газетах от имени правительства и ведущих советских литераторов, церемония прощания в зале Союза писателей. Однако похоронили его всё же не в Кремлёвской стене, а на Новодевичьем кладбище.

Бедный Демьян - псевдоним пролетарского поэта Ефима Алексеевича Придворова.

Демьян Бедный (настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов) - русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель.

Демьян Бедный Биография

Родился в 1883 в деревне Губовке Александрийского у. Херсонской губ., в крестьянской семье (из военнопоселенцев). До 7 лет жил в Елизаветграде у отца (сторожа церкви духовного училища), потом до 13 лет у матери в деревне, в обстановке ужасающей нужды, разврата и зверства. Эти тяжелые годы дали Бедному хорошее знакомство с жизнью деревни, особенно с ее теневыми сторонами. Когда Бедному было 14 лет, отец определил его на казенный счет в закрытую военно-фельдшерскую школу. Здесь мальчик пристрастился к чтению: познакомился с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Никитиным. Здесь же имели место первые литературные опыты (сатирические стихи на школьные темы).

По окончании школы отбыл воинскую повинность, затем выдержал экзамен на аттестат зрелости и в 1904 поступил в Петербургский университет. Школа и солдатчина воспитали Бедного в строго-монархическом, национальном и религиозном духе. Студенческие волнения и события первой революции ошеломили Демьяна, но лишь с началом реакции он понемногу начинает разбираться в происходящем вокруг и проникается революционным настроением. Бедный сблизился с поэтом П. Ф. Якубовичем и через него с редакционной группой журнала «Русское Богатство», т. е. с революционно-демократическими и народническими кругами.

В январе 1909 Д. Б. дебютировал в «Русском Богатстве» стихотворением за подписью Е. Придворова.

В декабре 1910, с основанием легальной большевистской газеты «Звезда», Бедный стал сотрудничать в ней - сперва под своей фамилией, а затем под псевдонимом Демьяна Бедного, сблизился с большевистским авангардом рабочего движения и вступил в большевистскую партию. В 1912 он участвовал в основании газеты «Правда» и деятельно сотрудничал в ней, причем привлек сочувственное внимание В. И. Ленина.

В 1913 Бедный был арестован. В годы империалистской войны Бедный был мобилизован и попал на фронт. Изредка его вещи появлялись в журн. «Современный Мир» и в разных провинциальных изданиях. После Февральской революции Бедный сотрудничает в «Правде» и др. большевистских газетах. После Октябрьской Революции посещает все фронты гражданской войны, выступает на фабриках и заводах. В апреле 1923 Реввоенсовет Республики и ВЦИК наградили Бедного за его революционно-боевые заслуги орденом Красного Знамени.

С января 1925 состоит членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). Идеология Бедного - идеология крестьянина, перешедшего на точку зрения пролетариата.

Стихи Бедного периода «Русского Богатства» по содержанию и форме - обычные для того времени революционно-демократические стихи. Но участие в большевистской печати, воздействие партийных кругов и рабочего движения превратили Бедного в «большевика поэтического рода оружия» (Троцкий), в пионера пролетарской поэзии. Тематика Бедного охватывает все стороны революционной борьбы пролетариата и крестьянства за последние 15 лет. Необычайное умение быстро и сильно реагировать на общественные события придало произведениям Бедного значение своеобразной художественной летописи революции. Дореволюционные стихи говорят о забастовках, борьбе за рабочую прессу, о событиях думской жизни, быте и нравах предпринимателей, борьбе классов в деревне и т. д. В период Временного правительства Бедный борется с оборончеством, разоблачает войну, пропагандирует власть советов. Красная армия находит в Бедном своего художника-агитатора. Он откликался боевыми призывами на все крупные фронтовые события, бичевал дезертиров и трусов, обращался «к обманутым братьям в белогвардейские окопы». Одновременно отмечал недостатки советского строительства.

Особое место в его творчестве занимает тема: колебания крестьянства в революции (поэмы «Красноармейцы», «Мужики», «Царь Андрон» и др.). Весьма обширно антирелигиозное творчество: в большинстве произведений этого цикла автор говорит об обмане и лицемерии духовенства («Отцы духовные, их помыслы греховные»), в поэме же «Новый завет без изъяна» Бедный идет дальше и путем пародирования евангелия разоблачает его внутренние противоречия. Нэп вызвал Бедного на борьбу как с паническим неприятием нэпа, так и с капитуляцией перед новой буржуазией. Многочисленны также отклики на события внутрипартийной жизни (партдискуссии и т. д.).

Жанры, которыми пользуется Бедный, крайне разнообразны. Преобладают чисто-агитационные стихотворения, часто переходящие в патетическую лирику («В огненном кольце» и др.). Реже встречается лирика интимная («Печаль», «Снежинки»), тоже социально направленная. Прибегает Бедный и к эпосу: хронике («Про землю, про волю, про рабочую долю»), абстрактному сюжетному эпосу («Главная улица») и конкретному сюжетному эпосу («О Митьке бегунце и об его конце», «Клятва Зайнет» и др.). Особенно часто пользуется жанрами фольклора: песней, частушкой, былиной, сказкой, сказом.

В эпоху «Звезды» и «Правды» и империалистской войны основным жанром стала басня, превращенная им в острое орудие политической борьбы (кроме оригинальных басен, Бедный принадлежит перевод басен Эзопа). Разнообразию жанров соответствует и разнообразие стилистических приемов: Бедный пользуется и классическими метрами, и свободным стихом, и приемами фольклора. Характерно для него снижение сюжета и стиля, - прием, тесно связанный с ориентацией на широкую массовую аудиторию. Бедный любит пародировать «высокий стиль» (следует отметить бытовую трактовку евангелия в «Новом завете»). Основной источник технических новшеств стиха - фольклор, образы и ритмы пословиц, прибауток, частушек и т. д.

Популярность Бедного чрезвычайно велика: его произведения разошлись в миллионах экземплярах и имели широкий и действенный отклик в массах. По данным красноармейских библиотек Бедный самый читаемый автор. Некоторые стихи стали популярными народными песнями («Проводы» и др.). Несмотря на сочувственные отзывы печати о первых произведениях Бедного, официальная критика после революции лишь поздно обратилась к изучению его творчества. Начало серьезной критической литературе о Бедном положено лишь в 20-х гг. К. Радеком (1921) и Л. Сосновским (1923). Отдельные произведения неоднократно издавались брошюрами и книжками.

В 1923 изд-во «Крокодил» выпустило «Собрание сочинений» Бедного в одном томе, со статьями К. Еремеева и Л. Войтоловского. ГИЗ выпускает «Собрание сочинений» в 10 томах, под редакцией и с примечаниями Л. Сосновского и Г. Лелевича. Издательством Народов СССР выпущена книжка избранных стихотворений Бедного на нем. яз. в переводе И. Русса. Укр. изд. «Книгоспiлка» выпустило «Новый завет без изъяна» в переводе О. Вараввы. Биографические сведения имеются в брошюре Л. Войтоловского «Демьян Бедный», М., 1925, и в статье К. Еремеева (в однотомном собрании сочинений).

С началом Великой Отечественной войны публикации возобновились, сначала под псевдонимом Д. Боевой, потом к концу войны, под первоначальным псевдонимом. В «военных» стихах и баснях Бедный полностью противоречил своим произведениям, написанным в 1930-х годах, призывал братьев «помянуть старину», утверждал, что верит «в свой народ» и при этом продолжал восхвалять Сталина. Новые «стихи» Демьяна так и остались незамеченными. Не сумел он вернуть и прежнее положение, и расположение вождя.

Последнее критическое партийное постановление, касающееся поэта, вышло уже посмертно: 24 февраля 1952 года были подвергнуты идейному разгрому издания Д. Бедного 1950 и 1951 годы за «грубейшие политические искажения»: в эти издания были включены первоначальные варианты произведений Бедного вместо поздних, политически переработанных. В 1956 году Демьян Бедный был посмертно восстановлен в КПСС.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

  1. Из фельдшера в литераторы
  2. Свободолюбивые стихи
  3. Певец пролетарской революции
  4. Интересные факты

Д емьян Бедный быстро завоевал авторитет в большевистских кругах и получил неофициальное звание классика пролетарской поэзии. С приходом партии к власти книги поэта стали издавать внушительными тиражами, а сам литератор переехал в Большой Кремлевский дворец. Бедный стал первым советским писателем - обладателем ордена Красного Знамени. Однако в конце жизни он столкнулся с жесткой критикой, его произведения перестали печатать, а имя вычеркнули из рядов советских поэтов.

Из фельдшера в литераторы

Ефим Придворов - будущий поэт Демьян Бедный - родился 13 апреля 1883 года в деревне Губовка Херсонской губернии. Когда ему было три года, отец забрал его в Елисаветград, где работал сторожем при церковном училище. Они жили вдвоем в подвальной комнате на скромное жалованье отца. Мать лишь изредка навещала сына, но мальчика эти визиты мало радовали: «Мать с нами жила редкими временами, и чем эти времена случались реже, тем это для меня было приятнее, потому что обращение со мной со стороны матери было на редкость зверское» .

В духовном училище отец прослужил несколько лет, но в 1890 году лишился работы. Семилетнему Ефиму Придворову пришлось переехать к матери и деду в Губовку. Мать мало заботилась о сыне. Мальчик сравнивал эти годы с каторгой: «Если я остался жильцом на этом свете, она [мать] менее всего в этом повинна. Держала она меня в черном теле и била смертным боем» . Дед же, «удивительно душевный старик», сочувственно относился к внуку и жалел его. Он любил рассказывать ему об аракчеевщине в деревне и барских наказаниях. Эти суровые воспоминания деда надолго запомнились Ефиму Придворову, а позже легли в основу его стихотворений.

О многом мне поведал дед.
Суровы были и несложны
Его рассказы и ясны,
И были после них тревожны
Мои младенческие сны.

В Губовке Придворов поступил в сельскую школу. Больше всего его увлекало чтение. Он выучил наизусть сказку Петра Ершова «Конек-горбунок» и не расставался с романом «Разбойник Чуркин» Николая Пастухова. Еще школьником он начал подрабатывать: сочинял прошения как сельский писарь, читал псалтырь по усопшим и выполнял разные поручения. Большую часть заработка забирала мать, остальное он тратил на книги. Придворов закончил четыре класса школы с похвальным листом.

Осенью 1896 года Ефим Придворов поступил в военно-фельдшерскую школу в Киеве в качестве «казеннокоштного» воспитанника: учился он за государственный счет. Оставив нелюбимую мать, он с жадностью приступил к учебе.

Когда мне предлагают написать об «ужасах» военного воспитания в военно-фельдшерской школе, то мне становится просто неловко. Какие там ужасы, когда я в школе впервые почувствовал себя на свободе. Высокие белые стены, паркетные полы, ежедневно горячие обеды - да мне такое и во сне не снилось никогда. Я был на десятом небе от блаженства.

Здесь он впервые написал стихи. Патриотические строки были посвящены императору Николаю II и его миротворческому выступлению 1899 года, на котором монарх говорил о необходимости разоружения.

В 1900 году Ефим Придворов окончил школу и отправился на военную службу в Елисаветград. Работа в лазарете была нетрудной, но тяготила юношу: его все больше увлекала поэзия. В 1901 году он написал два стихотворения - «Ответ издалека» и «Лебеди», и опубликовал их в петербургском «Сборнике русских поэтов и поэтесс». Все четыре года в армии он продолжал учиться сам, чтобы получить аттестат зрелости - так он мог попасть в высшее учебное заведение.

В 1904 году Придворов экстерном сдал экзамен за полный курс мужской классической гимназии и поступил в Петербургский императорский университет. Однако юноша выбрал не медицинский факультет, а историко-филологический: он видел свое призвание в гуманитарных науках. Подрабатывал на жизнь Придворов частными уроками.

В 1905 году страну охватила волна крестьянский восстаний. После восьми лет военного воспитания революционные настроения пугали Ефима Придворова: он сторонился студенческих беспорядков и стремился сосредоточиться на учебе. Однако оградить себя от духа революции Придворов не смог - он стал задумываться над справедливостью существующего строя, а трагический исход революции и полицейский террор 1907–1909 годов показали жестокость правящей власти. Придворов перешел на сторону бунтующих.

В стихотворении 1908 года «Письмо из деревни» он называет себя «природным мужиком» и рассказывает о крестьянских бедах, о смерти родных, о всеобщем разорении и нужде. В стихотворении «Не примирился - нет!..» он сокрушается, что ему не хватает смелости присоединиться к освободительному движению. А в сочинении «Песнь моя в плену...» - терзается, что не может опубликовать свои стихи. Придворов прислал произведения в журнал «Русское богатство». Эти сочинения не напечатали, но зато студент-филолог попал в литературную среду столицы, стал посещать заседания Литературного общества. Наконец, в 1909–1910 годах четыре стихотворения Придворова появились на страницах «Русского богатства».

Свободолюбивые стихи

В 1910 году Ефим Придворов познакомился с большевиком Владимиром Бонч-Бруевичем, редактором сборника «Избранные произведения русской поэзии». Поначалу молодой поэт просто присылал ему свои стихи, ища поддержки своему творчеству. Убедившись в том, что Придворов искренне сочувствует революционным идеям, Бонч-Бруевич ввел студента в круг своих постоянных гостей-большевиков. В квартире редактора планировали действия партии в Думе, обсуждали литературные проекты и новые издания. Постепенно студент втянулся в дела большевистской партии, стал лучше разбираться в общественной жизни и существующих проблемах.

В 1911 году он опубликовал в социал-демократической газете «Звезда» несколько своих произведений: «Сонет», «Праздник», «Сыпок» (первоначальное названное «Memento!»). Также в свет вышло стихотворение «О Демьяне Бедном, мужике вредном» о борце за права крестьян. Прототипом персонажа стал дядя поэта, Демьян Придворов, по прозвищу Бедный. В родном селе его знали как атеиста и критика власти.

Резко политические стихотворения Придворова нравились большевикам. Поэта сделали сотрудником редакции газеты «Звезда». Специально для издания литератор начал писать стихи на злободневные темы: об обмане народа на выборах в Думу, о лицемерной буржуазной прессе, о продажных царских министрах. Помимо новых произведений, на страницах стали появляться стихотворения, накопившиеся за годы вынужденного молчания: «Не стало пламенных бойцов...», «Бывает час...», «Тщетно рвется мысль...», «Молчи!». Все эти сочинения могли навлечь гнев властей, поэтому подписывать их поэт решил псевдонимом Демьян Бедный. Так он подписал свою первую басню «Кукушка», которая вышла в 1912 году.

Как только появились первые стихотворения, а потом басни Демьяна Бедного в нашей «Звезде», от Владимира Ильича [Ленина] пришло к нам в редакцию письмо, в котором он запрашивал, кто такой Демьян Бедный, обращал наше внимание на этого молодого даровитого поэта и советовал нам как можно ближе привлечь его в нашу среду, к нам в газету. Он характеризовал его произведения как весьма остроумные, прекрасно написанные, меткие, бьющие в цель. И с тех пор он неизменно относился самым внимательным образом к творчеству Демьяна Бедного.

Владимир Бонч-Бруевич

К 1912 году репрессии властей против «Звезды» усилились: номера изымали из продажи, некоторые материалы облагали штрафами, редакторов сажали в тюрьмы. Работать в пролетарской газете стало опасно, к тому же эти труды почти не приносили денег. «Измытарился. Дьявольски тяжелая роль - быть литературным пролетарием», - вспоминал Бедный. Несмотря на постоянную угрозу ареста, в 1912 году поэт вступил в партию.

В 1913 году Демьян Бедный выпустил свою первую книгу - «Басни». Критики встретили издание радушно, хотя и усомнились в удачном выборе жанра. Рецензент Владимир Кранихфельд написал в «Современном мире»: «Того значения, какое басня имела в доброе старое время, она уже не возвратит себе. Для этого слишком разнообразны формы, которые имеет в своем распоряжении современная литература» . Но Демьяна Бедного интересовали подобные «устаревшие» жанры: вскоре он взялся за сказки и написал «Диво дивное», «Пирог да блин», «Сказки», «Куры».

Певец пролетарской революции

Однако не все отзывались о творчестве Демьяна Бедного благосклонно. Некоторые литераторы были против засилья «демьянов бедных». А теоретик имажинизма Вадим Шершеневич писал, что пролетарские поэты, подобные Демьяну Бедному, «не несут никаких завоеваний ни в области формы, ни в области идеологии». Даже большевикам не всегда нравились сочинения Бедного. Писатель сам признавался, что иногда брал темы «с маху» и «хватал сгоряча мимо слов Ильича».

Опала на Демьяна Бедного. Смерть поэта

После смерти Владимира Ленина в партии началась борьба за главенствующее место в ней. В этом противостоянии Демьян Бедный поддержал Иосифа Сталина. Это помогло поэту остаться на литературной передовой. В этот период он писал стихи на острые политические темы: о победе Советской армии над китайскими милитаристами, строительстве колхозов, антирелигиозной пропаганде. Среди произведений того времени - стихотворения «Нас побить, побить хотели!», «Черта с два!», атеистическое Евангелие «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна».

Однако вскоре отношение властей поменялось. В 1930 году фельетоны Демьяна Бедного «Перерва», «Слезай с печки» и «Без пощады» жестко раскритиковал секретариат ЦК КПСС. Сталин, прежде благосклонно относившийся к работе писателя, назвал эти сочинения «клеветой на СССР, клеветой на наш народ» . В 1935 году Народный комиссариат внутренних дел обнаружил дерзкие записи Демьяна Бедного о деятелях партии. Через год оперу «Богатыри» по либретто поэта сняли с показа и запретили.

В чем существо Ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлекши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата.

Иосиф Сталин

В этот период в творческой жизни Демьяна Бедного наступило затишье: Полное собрание сочинений поэта больше не печатали, его произведения в изданиях не публиковали, имя поэта убрали из учебных программ. В 1938 году Бедного исключили из партии и Союза писателей.

Владимир Айвазян. Смерть детоубийцам. Текст Демьяна Бедного. Окно ТАСС №570. 1942. Изображение: goslitmuz.ru

Павел Соколов-Скаля. Вояка-раскаряка. Текст Демьяна Бедного. Окно ТАСС №594. 1943. Изображение: goslitmuz.ru

Перч Саркисян. Фашистские «искусствоведы». Текст Демьяна Бедного. Окно ТАСС №612. 1943. Изображение: goslitmuz.ru

Только с началом Великой Отечественной войны произведения Бедного стали вновь печатать. В патриотических стихах и баснях поэт призывал соотечественников бороться за независимость, превозносил Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина. Также в эти годы вместе с другими поэтами и художниками он создавал агитационные плакаты «Окна ТАСС». Однако завоевать прежнее расположение властей литератору так и не удалось.

1. Демьян Бедный - не единственный псевдоним Ефима Придворова. В начале творческой карьеры за поэтом следили, поэтому ему постоянно приходилось искать новые способы законспирировать свою работу. Так он начал писать под другими вымышленными именами - Мужик Вредный, Друг Сердечный, Шило, Кастерный, Покойник. Это позволило литератору спокойно печатать свои произведения в нелегальных изданиях. В начале Великой Отечественной войны Бедному снова пришлось сменить псевдоним - он подписывал свои сочинения «Д. Боевой».

2. Несмотря на то что в 1930-е годы Демьян Бедный остался в стороне от культурной жизни страны, в 1937 году творческий коллектив Кукрыниксы пригласил поэта поучаствовать в создании альбома «Кого мы били», посвященного 20-летию Октябрьской революции . Литератор сочинил 13 сатирических стихотворений на белогвардейских военачальников, среди которых - Лавр Корнилов, Петр Краснов, Антон Деникин, Константин Мамонтов, Александр Колчак.

3. Современники часто сравнивали Демьяна Бедного и Владимира Маяковского , ведь они стояли у истоков советской поэзии. После Гражданской войны литераторы вместе работали над серией плакатов «Окна РОСТА». Демьян Бедный вспоминал: «Мы с Маяковским так работали, что временами казалось - нас только двое» .

Маяковский хоть и невысоко ценил художественную значимость творчества Бедного, но уважал его поэтический труд. На выступлении 1927 года в Праге Маяковский сказал: «Революционное государство оценивает развитие искусства… по тому, как искусству удается проникнуть в массы. Демьян Бедный, вероятно, с прежней точки зрения, не является поэтом, но для советского общества, если красноармейцы с его стихами на устах бросались против танков, его поэзия имеет огромное значение» .

4. Демьян Бедный пользовался расположением властей. Среди подарков правительства, которые получил поэт, - квартира в Кремле, дача в поселке Мамонтовке с большим садом и персональный вагон для комфортных путешествий по стране. Также писателю удалось собрать одну из крупнейших частных библиотек в СССР, которая насчитывала более 30 тысяч томов.

5. Михаил Булгаков внимательно следил за литературным богоборчеством Демьяна Бедного и даже собирал газетные вырезки его произведений. Некоторые исследователи считают, что диалог Берлиоза и Ивана Бездомного в первой части «Мастера и Маргариты» основан на антирелигиозных высказываниях Бедного. Так, о своей поэме «Новый завет без изъяна от евангелиста Демьяна» поэт писал: «Я взял канонические евангелия, какие они есть, и попытался… показать, что Иисус выглядит совсем иначе, чем принято изображать. Это - первый этап антирелигиозной работы. - «Посмотри, сколь твой бог жалок и омерзителен!» Второй этап. «Ни хорошего, ни плохого бога не было. Выдумка!»

Около четырех десятков лет продолжалось творчество выдающегося советского поэта Демьяна Бедного. Под таким псевдонимом выступал Ефим Алексеевич Придворов (1883–1945). Долгую и разнообразную жизнь прожил этот замечательный человек. Ему довелось сотрудничать в первых большевистских газетах «Звезда» и «Правда», быть не только свидетелем, но и участником Великой Октябрьской революции, соратником В. И. Ленина и других руководящих деятелей Коммунистической партии. Он пережил годы гражданской войны, тяжелое время преодоления разрухи и восстановления народного хозяйства. Он отдавал все силы поэта построению социализма в нашей стране. На склоне лет своих он стал свидетелем величайшего героизма советского народа в борьбе с фашистским нашествием, в меру сил способствовал его разгрому и дожил до радостных дней победы. Все испытал он - и счастье признания народом его заслуг, невиданную популярность, и горечь признания собственных ошибок, за которые ему пришлось жестоко поплатиться. Но никогда невзгоды не выбивали его из седла, он постоянно трудился с сознанием своего высокого, святого долга перед народом. С полным правом он мог заявить в «Автоэпитафии»:

Я долг исполнил свой, и смерть я встретил бодро. Я за родной народ с врагами вел борьбу, Я с ним делил его геройскую судьбу, Трудяся вместе с ним и в непогодь и в вёдро.

Первые его стихи, если не считать совсем юношеских и незрелых, появились в 1909 г. в солидном народническом журнале «Русское богатство», а последние его произведения печатали в 1945 г. советские газеты «Правда», «Известия» и «Красная звезда». За это время им было выпущено свыше двухсот книжек стихов, басен, фельетонов, сказок, поэм и песен, общий тираж которых превышает 10 млн. экземпляров. Без преувеличения можно сказать, что Демьян Бедный был одним из наиболее читаемых и популярных советских поэтов, с чьим творчеством знакомы миллионы читателей нашей многонациональной Родины.

Такая широкая известность поэта, особенно в период революции, гражданской войны и первого десятилетия социалистического строительства обусловливалась прежде всего характером его творчества, Высокая идейность произведений, боевая партийность позиции их автора сочетались с яркостью, выразительностью, простотой и общедоступностью поэтического языка. Самые сложные проблемы большевистской идеологии и общественно-политической жизни, самые острые, животрепещущие вопросы борьбы рабочих и крестьян он умел облечь в такую поэтическую форму, которая была понятна и доступна широким массам трудящихся.

Демьян Бедный - поистине народный поэт, глубоко и правдиво отразивший народную жизнь на разных этапах ее развития. Неустанно, изо дня в день призывал он трудящиеся массы на выполнение грандиозных задач построения социализма в нашей стране. Уже в пожилом возрасте, когда не грех было подвести некоторые итоги прожитой жизни и наметить ее дальнейшие перспективы, он писал в стихотворении «Мой рапорт XVII съезду партии»:

Но как бы ни был век мой краток, Коль враг пойдет на нас стеной, В боях, в огне жестоких схваток Я дней и сил моих остаток Удорожу тройной ценой… Узнает враг, кривя гримасы, Что я - не перепел в овсе, Что я - певец рабочей массы И что мои огнеприпасы Еще истрачены не все!

«Певец рабочей массы» - так самоопределил Демьян Бедный свое место в советской литературе, в рабочем строю народа, строящего социализм! Впоследствии критики называли его певцом революции, правофланговым советской поэзии. Все эти определения, дополняя друг друга, подчеркивают тесную связь его поэзии с народом, резолюцией, строительством новой жизни. Следовало бы добавить, что Демьян Бедный не только художественно изображал жизнь масс, развитие революции, но и активно участвовал своим мобилизующим стихом в подготовке и свершении самой революции, в гражданской цойне и в мирном труде победившего народа.

В 1911 г. читатели газеты «Звезда» увидели на ее страницах стихотворение «О Демьяне Бедном, мужике вредном», подписанное настоящей фамилией автора, им до тех пор неизвестной. В начале следующего года в той же «Звезде» появилась басня «Кукушка», подписанная именем героя предыдущего стихотворения. Редакция газеты, конечно, знала, что автором басни был тот же Е. Придворов. Но никто из читателей газеты и даже члены ее редакции не могли в то время предвидеть, что в литературу входит новый поэт - Демьян Бедный, и что вскоре он станет их наиболее активным сотрудником, а впоследствии выдающимся, самым популярным пролетарским поэтом. Стихотворением «Полна страданий наших чаша», появившимся и первом номере только что организованной «Правды» (1912 г.), начался славный многолетний период тесной связи поэта с рабочей газетой. Поздравляя Демьяна Бедного с сорокалетием, редакция приветствовала его как поэта-правдиста, отмечала его огромные заслуги в политическом воспитании масс.

Сотрудничество в «Звезде» и «Правде» стало для поэта большевистской школой идейной закалки и поэтического мастерства. После поражения революции 1905 г. и глухих лет наступившей реакции, именно в то время, когда он стал сотрудником большевистских газет, нарастала волна недовольства трудящихся, наступал новый подъем рабочего движения. В этих условиях поэт быстро освобождался от прежних народнических мотивов, расширял свой политический горизонт, определял идеалы, ради которых стоило жить, бороться и творить. Такие идеалы он нашел в программе ленинской партии, в ряды которой он вступает уже в 1912 г. Отныне вся его жизнь и все его творчество неразрывно связаны с народом, Родиной и Коммунистической партией.

Повседневная работа в газете требовала от него оперативности в освещении актуальных вопросов современной общественной жизни, точности политического прицела его произведений, краткости, сочности и общедоступности поэтического языка. Для выполнения этих задач Демьян Бедный избрал уже забытый в ту пору современными поэтами и казалось бы ставший достоянием истории жанр басни. Однако басня оказалась самым подходящим для него жанром в условиях его работы в подцензурной рабочей печати и в силу индивидуальных особенностей его поэтического таланта. Небольшое, обычно стихотворное произведение повествовательного рода и иносказательного характера, басня тем не менее давала возможность вместить очень большое и глубокое содержание иронического или сатирического плана. Но помимо всего она привлекала возможностью мобильно влиять на жизнь, оперативно откликаться в газете на явления текущей политики, на события дня. Этим и воспользовался Демьян Бедный, воспользовался с превосходным умением и мастерством, совершенствуя в процессе работы и преобразуя самый жанр басни, ее сложившуюся веками структуру.

Даже беглое ознакомление с напечатанными в «Звезде» и «Правде» баснями и стихотворениями наглядно показывает, насколько широк был диапазон интересов поэта. Здесь и гневный отклик на ленские события, и разоблачение предательской политики меньшевиков, и раскрытие эксплуататорской сущности буржуазии. Он радовался успехам рабочей печати, осуждал тяжелые репрессии, которым она подвергалась, призывал оказывать ей поддержку и горячо пропагандировал ленинские идеи. Редкий номер «Звезды», а потом и «Правды» выходил без стихотворения, басни, хлесткой, бичующей эпиграммы Демьяна Бедного.

Хотя содержание басен тщательно вуалировалось всевозможными аллегорическими образами, их политический смысл должен был доходить до простого рабочего - основного читателя газеты. И рабочие их понимали, обсуждая и разъясняя друг другу рассыпанные в них намеки и недоговоренности, с нетерпением ожидали следующих номеров газеты, собирая и заучивая наизусть напечатанные в них стихотворения и басни полюбившегося поэта. Но и цензоры превосходно разбирались в намеках и аллегориях пролетарского поэта, однако прямых улик он им никогда не давал. В этом и заключалось преимущество басни, на него и рассчитывал баснописец, великолепно используя возможности этого литературного жанра. И все же произведения Демьяна Бедного часто становились причиной конфискации номеров газеты, штрафов и других репрессий, которыми царское правительство хотело задушить рабочую печать.

С большим трудом удалось поэту провести через цензуру первый сборник своих произведений «Басни». Далеко не в таком составе, в каком хотелось бы его видеть автору, сборник в 1913 г. вышел в свет и сразу же обратил на себя внимание читателей и критики.

В. И. Ленин, находившийся в то время за границей, с удовлетворением встретил первую книгу поэта. Руководя рабочими газетами, он давно уже отметил глубокий ум и острое перо молодого баснописца и внимательно следил за его ростом. Сразу же после выхода книги он спрашивал А. М. Горького, интересуясь его мнением: «Видали ли «Басни» Демьяна Бедного? Вышлю, если не видали. А если видали, черкните, как находите». Вождь революции придавал большое значение художественной литературе в пропаганде социалистических идей, ибо язык образов - самое действенное, убедительное и влиятельное средство воспитания, воздействия на эмоции и сознание людей. Потому так заботливо относился В. И. Ленин к пролетарским художникам слова - А. М. Горькому и Демьяну Бедному. Он ободрял и поддерживал их, а когда следовало, то и поправлял, указывал на их неверные шаги, ошибки и промахи.

Переписка В. И. Ленина с М. Горьким, письма вождя о Демьяне Бедном показывают, как внимательно следил он за их творческим развитием, терпеливо, но настойчиво разъяснял вредность идеологических отклонений или заблуждений, с глубоким пониманием и великодушием относясь к их невольным человеческим прегрешениям. Внимание вождя к творчеству Демьяна Бедного простиралось вплоть до оперативного, заботливого и тактичного вмешательства и конкретного руководства его поэтической работой. Некоторые, наиболее важные в политическом отношении басни Демьяна Бедного, прежде чем они появлялись в большевистской печати, посылались В. И. Ленину на просмотр и одобрение. Много позже поэт с гордостью и благодарностью вспоминал: «Моею басенной пристрелкой руководил нередко Ленин сам…»

Империалистическая война чрезвычайно затруднила работу Демьяна Бедного. Он был мобилизован и отправлен, фельдшером в действующую армию. В трудных фронтовых условиях он не прекращал писать, но напечатать написанное было почти невозможно: «Правду» власти разгромили накануне войны, в печати свирепствовала военная цензура. Чудом появившаяся в харьковской газете «Утро» басня «Пушка и соха» показывала, насколько сильны были антивоенные настроения поэта. В одном из писем тех лет он сообщал В. Бонч-Бруевичу: «Если вернусь, то поведу, всю жизнь буду вести войну против войны». Так оно и было. Впоследствии поэту пришлось вести войну против интервенции и белогвардейской войны, навязанной революционному народу, а на склоне лет участвовать своим пером в Отечественной войне, которой советский народ ответил на вероломное нападение фашистской Германии.

Вернувшись из действующей армии в Петроград, Демьян Бедный задумал издать свои переводы басен Эзопа отдельной книгой. Для того чтобы сборник мог пройти через цензуру, он включил в него ради маскировки некоторые переводы, сделанные Крыловым, Дмитриевым, Хемницером, Измайловым. Но и это не помогло. Чиновник из комитета по делам печати зачеркнул все переводы Демьяна Бедного, а над его именем написал: «Знаем мы этого Эзопа!» Задуманный сборник так и не вышел.

Широкие возможности для постоянного, ежедневного разговора поэта с читателями открыли перед ним большевистские издания: «Правда», возобновившаяся сразу же после свержения самодержавия, и появившиеся в ходе Февральской революции «Известия Петроградского совета рабочих депутатов».

Русская буржуазия, воспользовавшаяся плодами победы рабочих и крестьян, сваливших царя, установившая свои порядки в стране, всеми силами стремилась ограничить революцию, остановить ее дальнейшее развитие. Празднуя триумф, она пыталась поставить точку там, где большевикам во главе с В. И. Лениным виделось продолжение, перерастание революции буржуазной в революцию социалистическую. Подавляющая часть русской интеллигенции и отсталые слои рабочих, опьяненные победой над самодержавием, склонны были разделять позицию буржуазии и считали дело революции сделанным.

В таких-то условиях и выступил Демьян Бедный 1 марта 1917 г. на страницах «Известий» со стихотворением «Тофута мудрый». В сказочной, незатейливой манере рассказав о «смуте» в «далеком-предалеком царстве», результатами которой воспользовались «кто посмелей да побогаче», «хоть бунтовали все», автор устами бедняков горестно восклицает: «Эх, недоделали мы дела!» И далее он показывал, как поступил потом народ в этом сказочном государстве: смел «богачей, как сор» и построил новую жизнь по «Коммунистическому манифесту». Аллегория «сказочки» была настолько прозрачна, что каждый читатель без труда понимал, о чем поэт ведет разговор, что речь идет о России и о самом главном, важнейшем вопросе ее жизни, ее будущности.

Даже один этот факт красноречиво говорит о том, насколько своевременными, глубокими и точно бьющими в цель были его произведения. Живым, ярким, емким и доступным языком художественных образов он пропагандировал в широких народных массах идеи большевизма. Многочисленные выступления Демьяна Бедного в рабочей прессе по самым разнообразным вопросам свидетельствуют о его непосредственном участии в делах революции, ее буднях и праздниках, в живом, противоречивом ходе событий. «Для поэта, - писал он впоследствии, - поскольку его стихи являются его делом, приятнее, полезнее и почетнее своими стихами участвовать в революции, нежели писать о революции. Участвовать в революции - это значит выполнить любое задание революции, не брезгуя никакой темой и формой…»

Степень участия поэта в жизни борющегося народа в значительной мере зависит от силы художественного воздействия его произведений на сознание народа, зависит от того влияния, которое они оказывают на деловую, творческую инициативу миллионов. То, о чем говорил в своих произведениях Демьян Бедный, затрагивало всех и каждого, было близко сердцам миллионов читателей. А своего читателя он и представлял себе как многомиллионную аудиторию рабочих и крестьян, поднявшихся к самостоятельной общественно-трудовой деятельности, но не обладавших еще в массе своей ни высокой культурой, ни опытом и навыками такой работы. И поэт видел свою задачу в том, чтобы способствовать прояснению сознания масс, выработке духовных предпосылок, крайне необходимых им в таком титаническом творческом труде. А для выполнения этой задачи пригоден был лишь ясный, простой и наиболее действенный в своей простоте поэтический язык произведений, способных мобилизовать массы, вдохновить их на ратные и трудовые подвиги. Такой язык и такие поэтические формы он постепенно вырабатывал и совершенствовал в буре революционных схваток, в огне гражданской войны, в трудовых буднях первых пятилеток.

Позднее некоторые критики упрекали поэта за прямолинейность его художественных образов и грубость поэтического языка, огульно отрицая художественное достоинство его творчества в целом. А раньше, еще до революции враждебные литераторы, стремясь снизить агитационно-мобилизующее значение, идейную силу его произведений, называли его стихи «примитивным лубком», «грубой рифмованной прозой». Отвечая на эти враждебные выпады литературных шавок, Демьян Бедный писал:

Пою. Но разве я «пою»? Мой голос огрубел в бою, И стих мой… блеску нет в его простом наряде… Я возвышаю голос мой - Глухой, надтреснутый, насмешливый и гневный. Наследья тяжкого неся проклятый груз, Я не служитель муз: Мой твердый, четкий стих - мой подвиг ежедневный. Родной народ, страдалец трудовой, Мне важен суд лишь твой, Ты мне один судья прямой, нелицемерный, Ты, чьих надежд и дум я - выразитель верный, Ты, темных чьих углов я - «пес сторожевой»!

Это было написано в сентябре 1917 г. И с тех пор поэт последовательно и неуклонно отстаивал свои позиции в литературе, всегда подчеркивал не только право, но и обязанность поэта быть на передовой линии борьбы, в самой гуще повседневного быта, в самом водовороте народной жизни. Он верно утверждал, что, разговаривая с народом, надо быть понятным ему, говорить на его языке, но в своей поэтической практике опускался иногда до грубого просторечия и упрощенчества. И в таких случаях невольно снижалось художественное качество его произведений. Иа эту сторону творчества Демьяна Бедного указывал В. И. Ленин, говоря, что поэт «грубоват», что он «идет за массами», а следовало бы идти «немного впереди» масс. Однако эта ленинская оценка, сохранившаяся в памяти А. М. Горького, не перечеркивала всего творчества поэта. Придавать ей всеобщее значение, как делали некоторые критики, было ошибочно по существу и несправедливо по отношению к поэту, творчество которого в целом всегда высоко оценивалось в прямых высказываниях В. И. Ленина. В стихотворении «О писательском труде», написанном в 1930 г., Демьян Бедный с излишней скромностью отмечал:

Я знаю, какие мне скромные средства Природой отпущены с детства,

И тем не менее, оглядывая пройденный путь, он мог с полным правом заявить о себе:

Но при этаких средствах - поистине скромных - Результатов порой достигал я огромных. Достигал не всегда; Писал я неровно. Но я в цель иногда Попадал безусловно.

В лучших своих произведениях поэт действительно достигал значительных художественных результатов, и они, эти произведения, оказывали огромное воздействие на читателей.

Разящая сатира Демьяна Бедного поистине была грозным оружием, безусловно поражавшим цели, будь то во времена революции или гражданской войны, или в период мирного строительства.

В мирное время Демьян Бедный был всецело поглощен темами строительства, воспитания советского человека, борьбой с пережитками капитализма в сознании людей, с отрицательными явлениями нашей жизни. Трудно назвать какое-нибудь крупное событие в стране, на которое не откликнулся бы поэт. Народ боролся с разрухой в хозяйстве, и поэт своим творчеством помогал ему. И не только пером, но и практическим делом. В голодные годы он отправляется «в провинцию на продработу», едет на Украину для сбора хлеба голодающим волжских областей. Советская власть объявила войну безграмотности, и поэт с жаром включается в это благородное дело. Чтобы просвещать массы, необходимо было бороться с религиозными предрассудками масс. Демьян Бедный много сделал для антирелигиозной пропаганды в стране, сатирически разоблачая церковнослужителей, показывая вред, который наносила религия строительству новой жизни. Сатирические снаряды поэта и теперь попадали в цель, поражая внешних и внутренних врагов Советской власти. Демьян Бедный по характеру своего творчества был бойцом, и на трудовом фронте он оставался верным бойцом партии.

Изображая жизнь русского народа в разные периоды борьбы за социализм, Демьян Бедный всегда подчеркивал его интернациональные связи с другими народами и прежде всего с братскими народами Советского Союза. Дружба и братство наших народов, окрепшие и закаленные в общей борьбе против эксплуататоров, явились плодом совместной победы над русской и местной, национальной буржуазией, завоеванием интернациональной политики Коммунистической партии. Своими произведениями поэт способствовал сплочению народов, еще большему укреплению братской дружбы между ними, разоблачению проявлений шовинизма и национализма.

Сатирическое начало поэзии Демьяна Бедного неразрывно связано с ее пафосным и лирическим началами. Поэт не только отрицал старое, но и страстно утверждал новое в советской действительности. Своеобразие его художественного изображения жизни состояло также и в том, что, резко выделяя отдельные детали рисуемой картины, контрастно противопоставляя черное и белое, показывая борьбу добра и зла, положительного и отрицательного, он всегда исходил из твердого убеждения в неминуемой победе первого над вторым, верил в народные силы. Это привлекало к нему читателей, служило основой его огромной популярности, какой пользовался он в годы расцвета своей творческой деятельности.

Демьян Бедный рисовал жизнь с позиций большевистской партийности, но своими индивидуально-своеобразными художественными приемами и средствами, абсолютизировать которые и превращать в непреложный канон для всей советской литературы не было никакой необходимости. Но именно это и попытались сделать некоторые критики РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей), выдвинув вредный по существу лозунг «одемьянивания литературы». Он был вреден потому, что творчество Демьяна Бедного абсолютизировалось и противопоставлялось всем остальным литературным направлениям. Проведение его в жизнь могло бы заглушить молодые ростки развивавшейся современной поэзии. Призыв рапповцев «одемьянить литературу» способен был лишь обеднить ее. К чести поэта надо сказать, что он первым выступил против этого лозунга, считая его неверным.

Кипучая повседневная деятельность Демьяна Бедного, стремление оперативно вмешиваться в текущие события, привычка не проходить мимо даже незначительных фактов требовали от поэта напряжения всех его сил и возможностей. Поэт работал, спешил, иногда ослабляя свою обычную требовательность к форме написанного, которое тут же незамедлительно печаталось в разных газетах и журналах. Но главное в надвигавшейся творческой драме поэта состояло в том, что он не учитывал возросшего уровня советского читателя, а в некоторых произведениях допустил грубые ошибки в освещении исторического прошлого русского народа. В печати такие произведения («Перерва», «Слезай с печки», «Без пощады», либретто «Богатырей») подверглись суровой критике. Поэт с большевистской принципиальностью самокритично признал ошибочность своих произведений, более того, он сделал все, чтобы исправить невольно допущенные промахи. Однако излишне суровая критика была перенесена потом и на самую личность поэта, что мешало, конечно, его работе.

И все же он не бросал пера даже в таких неимоверно трудных условиях. Он знал, что его «огнеприпасы» не истрачены до конца и чувствовал себя борцом.

В годину испытаний, когда фашистские войска вторглись на территорию нашей Родины, Демьян Бедный с удвоенной силой взялся за перо, он вновь считал себя солдатом. Несмотря на плохое состояние здоровья (диабет, гипертония), он с первых же дней войны попросил направить его на любой участок фронта, в любую фронтовую газету. Он готов был разделить с народом все тяготы борьбы против фашистских орд, продвигавшихся в глубь страны. В очень тяжелое время - враг стоял на подступах к Москве - поэт выступил в «Правде» (7 ноября 1941 г.) со стихотворением «Я верю в свой народ», где с «несокрушимою тысячелетней верой» писал:

Борьба кипит. Она в разгаре. Мы разгромим врага. Не за горами дни, Когда подвергнутся они Заслуженной и неизбежной каре.

И поэт дожил до победы, хоть насладился ею не вполне: 25 мая 1945 г. он умер. Но он успел запечатлеть в стихах заключительные события Великой Отечественной войны («Предсмертный вой», «Окруженный Берлин», «Побежденное варварство» и др.), радость и ликование победившего народа. В одном из последних стихотворений, разоблачая идеологию фашизма, обращаясь к гитлеровцам, он с гордостью за свой народ писал, подводя итог войны:

Вы ринулись на нас, как щуки на плотву, Но встретились в бою с народом-исполином. Сошлось для вас пространство клином. Вы посягнули на Москву И поплатилися - Берлином!

Творчество Демьяна Бедного вошло в историю советской литературы как очень заметное и самобытное явление. Вместе с яркой и поистине новаторской поэзией Маяковского оно составило, при всем различии индивидуального облика этих двух крупнейших поэтов, определенный и значительный этап в истории советской поэзии. Развивая традиции Крылова, Салтыкова-Щедрина и Некрасова, Демьян Бедный внес большой и своеобразный вклад в литературу, вклад сатирика советской эпохи, певца рабочих масс. Глубокая партийность творчества, органически спаянная с народностью содержания и формы, характеризует лучшие произведения этого выдающегося пролетарского поэта. Однако его произведения имеют не только историческое значение, они представляют живой, познавательный и эстетический интерес для современного читателя.

Основные издания произведений Д. Бедного

Собрание сочинений в одном томе. Изд. «Рабочей газеты», 1922.

Полное собрание сочинений в 19 томах. М., Госиздат, 1925–1930.

Однотомник. М., изд-во «Художественная литература», 1937.

Избранное. М., изд-во «Советский писатель», 1948.

Собрание сочинений в 5 томах. М., Гослитиздат, 1948.

Собрание сочинений в 8 томах. М., изд-во «Художественная литература», 1964.

Библиотечка избранной лирики. М., изд-во «Молодая гвардия», 1967.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Приложение V. Основные издания произведений русских писателей XVIII – начало XIX вв.Богданович И. Ф. Собр. соч. и переводов / Собраны и изданы Платоном Бекетовым: Т. 1-6. М., 1809-1810; 2-е изд.: Т. 1-4. М., 1818-1819.Державин Г. Р. Соч.: Т. 1-5. СПб., 1808-1816.Капнист В. В. Собр. соч.: Т. 1-4. СПб., 1787;

Основные издания произведений К. И. Чуковского Собрание сочинений. В 6 т. М.: Художественная литература, 1965–1969.Сочинения. В 2 т. / Сост. и общая редакция Е. Ц. Чуковской; Послесл. В. Берестова. М.: Правда, 1990.Полное собрание сочинений. В 15 т. М.: Терра – Книжный клуб, 2001 – наст.

Основные издания произведений Кнута Гамсуна на русском языке Полн. собр. соч. В 12 т. М., 1905–1908.Полн. собр. соч. В 5 т. СПб., 1910.Собр. соч. В 6 т. М., 1991–2000.Август. М., 2002.А жизнь продолжается. М., 2003.Виктория. М., 1994.В сказочном царстве. М., 1993.В сказочном царстве // Рюдберг Б., Фёрланд У.

ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ СОЧИНЕНИЙ Н. В. ГОГОЛЯ Сочинения П. В. Гоголя. Изд. 10-е. Текст сверен с собственноручными рукописями автора и первоначальными изданиями его произведений Николаем Тихонравовым. Т. 1-10. М., 1889.Гоголь Н. В. Полное собрание художественных произведений с

1. ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ СОЧИНЕНИЙ А. С. ПУШКИНА Полное собрание сочинений. Изд. Академии наук СССР, т. I–XVI. М.-Л., 1937–1949.Полное собрание сочинений. Изд. Академии наук СССР, т. I–X. М.-Л., 1949.Полное собрание сочинений. Под ред. М. А. Цявловского. Изд. «Academia». Гослитиздат, т. I–VI. М.-Л.,

Основные издания сочинений И. А. Крылова И. Крылов, Басни в девяти книгах. Пб., 1843.Полное собрание сочинений И. А. Крылова. С биографией его, написанной П. А. Плетневым. Тт. I–III. Пб., 1847.Полное собрание сочинений И. А. Крылова. Под ред. В. В. Калаша. Тт. I–IV. Пб., 1904–1905, то же 1918.Полное

Основные издания М. Ю. Лермонтова Прижизненные издания В 1840 году в типографии И. И. Глазунова тиражом тысяча экземпляров напечатана и единственная прижизненная книга стихотворений М. Ю. Лермонтова. В маленькой книжке (168 страниц) всего 28 произведений: 26 стихотворений и две

Основные издания сочинений М. Ю. Лермонтова Сочинения, приведенные в порядок и дополненные С. С. Дудышкиным: В 2 т. СПб.: Изд-во И. И. Глазунова, 1860.Сочинения: В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. П. А. Ефремова. СПб.: Изд-во И. И. Глазунова, 1873.Сочинения: В 5 т. / Под ред. П. А.

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ СОЧИНЕНИЙ Н. А. НЕКРАСОВА Стихотворения. СПб., 1856.Стихотворения, т. I-IV. СПб., 1879.Полное собрание сочинений и писем, т. I-XII. М., 1848-1953.Собрание стихотворений, «Библиотека поэта». Большая серия, т. I-III. Л.,1967.Полное собрание сочинений и

I. Основные издания сочинений И. А. Гончарова Полное Собрание сочинений И. А. Гончарова, т. I–VIII (подготовленное автором), издание И. И. Глазунова, СПБ, 1884.Полное Собрание сочинений И. А. Гончарова, т. I–IX (подготовленное автором), издание И. И. Глазунова, СПБ, 1886–1889.Полное

1. ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ПЕРЕВОДОВ ПЕТЕФИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ На русском языке стихи поэта появлялись начиная со второй половины XIX века. Первый перевод принадлежит В. Бенедиктову (1857), затем Петефи переводили М. Михайлов, Н. Аксенов, Ф. Берг, О. Михайлова, П. Быков, Н. Нович (псевдоним

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д. БЕДНОГО 1(13) апреля 1883 - Родился в селе Губовка Александрийского уезда Херсонской губернии (Кировоградская область).1894 - Окончил сельскую школу.1896 - Принят в Киевскую военно-фельдшерскую школу.1900 - Выпущен из школы ротным

ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФЕДОРА СОЛОГУБА Сологуб Ф. Стихи. Книга I. СПб., 1896.Сологуб Ф. Тени. Рассказы и стихи. СПб., 1896.Сологуб Ф. Собрание стихов. Книга III и IV. М., 1904.Сологуб Ф. Жало смерти. М., 1904.Сологуб Ф. Книга сказок. М., 1905.Сологуб Ф. Политические сказочки. СПб.,

Основные издания произведений Сигрид Унсет на русском языке «Весна».Перевод Е. Благовещенской. - Л.: Время, 1928.Перевод Э. Панкратовой // Унсет С. Фру Марта Оули. Весна: Романы. - М.: Прогресс-Традиция, 2003.«Возвращение в будущее».Перевод Э. Панкратовой. - М.: ОГИ,

Основные издания произведений Н.Н. Носова Собрание сочинений в 3-х томах. - М., Дет. лит., 1968-1969. Рис. Г. Валька, И. Семёнова, В. Ладягина, Г. Позина.Т. I. Рассказы, сказки, повести. 1968, 663 с.Т. II. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. 1969, 496 с. Ил. А. Лаптева.Т.

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод