Экологический уголок в детском саду на улице. Правила оформления уголков в детском саду

ПАСПОРТ уголка природы

средней группы «Солнышко»

МБДОУ №76 города Чебоксары

Выполнила воспитатель Федорова Ирина Николаевна.

Содержание.

1. Введение.

2. Календарь природы.

3. Муляжи овощей и фруктов

4. Макеты: «Ферма», «Лес и его обитатели».

5. Демонстрационный материал.

6. Энциклопедии.

7. Художественная литература.

8. Изобразительное творчество.

9. Дидактические игры.

10. Материалы для труда.

11. Оборудование и материалы для экспериментов и опытов.

12. Картотека опытов и экспериментов.

13. Художественная литература.

14. Комнатные растения с паспортами.

15. Материал для работы с родителями.

16. Аудиозаписи со звуками природы.

Введение.

Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее Какое значение имеет уголок природы?

познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Подбор и размещение объектов в уголок природы проводилось в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами (СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11, п.7.5.)

Демонстрационный материал.

Тематический словарь в картинках «Мир животных».

Тематический словарь в картинках «Мир растений».

Альбом «Дикие звери и птицы жарких и холодных стран».

Альбом «Домашние и дикие животные средней полосы».

Альбом «Времена года»

Набор с карточками «Мир растений и грибов»

Альбом с карточками «Рыбы рек, озёр, прудов».

Набор картинок «Окружающий мир»

Энциклопедии.

Энциклопедия для малышей «Чудо повсюду» (Т. Д. Нуждина)

«Моя первая энциклопедия.» (Е. С. Чейка)

«Энциклопедия лекарственных растений.» (Мазниев Н. И.)

«Самая полная энциклопедия научных опытов.» (Балушевский С. В.)

Художественная литература.

«Рассказы и сказки» (Виталий Бианки)

Русская народная сказка «Репка»

«Алёнушкины сказки» (Д. Мамин-Сибиряк)

«Зоопарк» (В. Степанов)

Русская народная сказка «Ежова шубейка»

«Сто одёжек. Загадки в картинках.»

«Мы –Природы нашей стражи» (И. Токмакова)

Русская народная сказка «Пых»

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

«Тараканище» (К. И. Чуковский)

«Муха-цокотуха» (К. И. Чуковский)

Дидактические игры.

Лото «Растения и животные»

Лото «Весёлые зверята»

Домино «Зверюшки»

Пазлы «Там, где всегда мороз»

Мини-игра «Круглый год»

Лото «Времена года»

Домино «Зверюшки»

Набор кубиков «Тропические животные»

Набор кубиков «Птицы»

Развивающая игра «Дары природы»

Картинки с загадками «Что нарисовано»

«Животные и птицы: Как говорят и что едят»

«Чудесный мешочек»

Материалы для труда.

Фартуки.

Нарукавники.

Перчатки.

Ведёрка с крышкой.

Кисточка для смахивания пыли.

Губки и тряпочки для протирания пыли.

Тряпка для мытья поддонов.

Тазик для мытья поддонов.

Лейки.

Опрыскиватель.

Лопатка.

Палки для рыхления.

Пустой горшок для растений.

Земля для комнатных растений.

Галька.

Оборудования и материалы для экспериментов и опытов.

Увеличительная лупа

Затемнённые очки. Зеркало.

Песочные часы.

Природный материал в прозрачных закрытых емкостях (ракушки, камушки, песок, фасоль, горох, тыквенные семечки, пшено, орехи лесные, мох, ячмень, земля, глина, жёлуди, шишки лиственницы, ели, сосны, ольхи, палочки, семена клёна, семена льна)

Космический песок 4 цвета,

Мерные ложки и стаканчики.

Бумага разнофактурная и разноцветная

Гуашь, кисточки, палитра

Восковая свечка и восковые карандаши

Лоскуты тканей

Губка

Кисточки

Поднос

Пуговицы, нитки и проволока

Материалы для работы с родителями.

Папка передвижка «Играем в науку вместе с детьми»

Консультации:

«Прогулки с детьми в природу»

«Ребёнок на даче»

«Грибы»

Летний отдых»

«Домашние питомцы»

Аудиозаписи со звуками природы

«Море»

«Дуновение ветра»

«Ручеёк»

«Музыка дождя»

«Уединение в горах»

«Лес, птицы»

«Летнее деревенское утро»

2. Уголок природы в средней группе.

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи – зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6–8 видов растений.

3. Уголок природы в старшей группе.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т.д. Это могут быть 2–3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу – обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.

4. Уголок природы в подготовительной к школе группе.

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1–2 вида), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции – с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, – герани, фуксии и др. О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, – амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус и др. Первый период зимы для этих растений – период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения – камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).


К окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. 2. Опытно-экспериментальная часть по изучению влияния музыки на формирование экологического сознания у дошкольников 2.1 Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ Существуют различные формы проведения экологических занятий. Мы рассмотрим два занятия абсолютно разных по форме...

Значение имеет сюжетно-ролевая игра. РАЗДЕЛ 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность...

МУ отдел образования

Администрация Фурмановского

муниципального района

Ивановской области

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 14 «Родничок»

ОБОРУДОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ

В ДЕТСКОМ САДУ

Составила Смирнова В.П.,

старший воспитатель

Фурманов 2016г.

Уголок природы в детском саду

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Оформление детского сада – это современный дизайн групповых и раздевальных комнат, эстетично оформленные стенды, тематические уголки, прогулочные участки, спортивные и музыкальные залы. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием и схему наблюдения и составления описательного рассказа о растении.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

    В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами.

    В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев.

    В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.

    В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

1 младшая группа

Фикус, фиалка, герань, традесканция, сансевьера.

2 младшая группа

Примула,Бегония,Герань,Колеус,Бальзамин,Кливия,Аспидистра,Фикус,Традесканция,Рейнекия, Драцена (4-5 видов по 2-3 экземпляра)

Средняя группа

Примула, Бегония,Герань,Бальзамин,Кливия,Аспидистра,Фикус,Традесканция,Рейнекия,

Драцена, Хлорофитум, Агава, Аспарагус (4-5 видов по 2-3 экземпляра)

Старшая группа

2 вида Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Комнатный виноград, Традесканция, Амараллис и др. Растения, имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов.

Подготовительная группа

2 виды Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Бегония Рекс, Узамбарская фиалка. Лекарственные алоэ, Туя, Бриофиллюм, Камнеломка, Циперус.

Каждое растение с названием и схемой наблюдения

Схема наблюдения

    Высота растения - высокое, низкое

    Характер растения

светолюбивое, тенелюбивое

    Тип стебля

Прямой, вьющийся, стелющийся

    Форма листовой пластинки -

овальные, круглые, треугольные

    Ширина листовой пластинки

широкие, узкие

    Цвет листовой пластины

    Поверхность листовой пластины

тонкие, толстые, опушенные

    Края листовой пластинки

ровные, с зубчиками

    Расположение листьев

    Полив

    Уход

    За что ценится

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

    Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.

    Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.

    Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Можно сделать «сухой» аквариум .

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В уголке природы должны быть календари наблюдений:

За ростом и развитием живых существ.

Календарь наблюдений за птицами.

Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды . Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

    В 1 младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

    В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному материалу, ярким.

На планшете помещаются картинки с изображением времени года, в центре укреплена подвижная стрелка. Рядом с календарём природы обязательно ставится кукла с комплектом одежды по каждому сезону.

В средней группе календарь должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное.

Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?»

На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы изображения различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку-пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развитий у них умения «читать» календарь.

Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6-7) условных изображений погодных явлений.

Солнечно -

Дождик -

Снег -

Ветер –

Пасмурная погода -

Облачная погода -

Никакие другие значки в детском саду не даются, потому что они используются только в школе.

В крайнем случае можно использовать еще 3 знака, чтобы отметить какая погода – тепло, холодно или морозно, но рядом должны быть одетые фигурки людей.

Мороз - человек, одетый в валенки, шубу, теплую шапку.

Прохладно - человек, одетый в сапоги, курточку, легкую шапочку.

Тепло – человек, одетый в сандалии, шорты, майку, кепку.

Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому можно внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели.

Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца.

В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.

Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку.

Календарь наблюдений за птицами

Календарь для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся.

Календарь представлен листом альбомной бумаги с нарисованным деревом и кормушкой, на которых имеются прорези. После прогулки дети младшей и средней группы находят картинки птиц, которые видели на прогулке и вставляют в эти прорези.


На старшей и подготовительной группе ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений).

Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом).


Календарь наблюдений за ростом и развитием растений

За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике.

В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения.

В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья).

В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети.

Для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5.

Примерный перечень растений для посадки

лук-репка,

дольки чеснока,

корнеплоды свеклы,

морковь,

петрушка,

укроп,

листья салата

Можно выращивать по 1-2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.


Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

    Муляжи овощей и фруктов.

    Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

Ясельная группа:

1. Яблоня, рябина (листья, плоды)

2. Голубь, воробей.

3. Кошка.

Дерево-куст.

4. Елка – береза

5. Огород «В овощном магазине»

6. Дети кормят птиц

7. Картины с пейзажем осени.

8. Картинки по теме: «Что делают люди осенью», «За грибами»

11. Серия «Наша Таня» - зима

12. Серия «Мы играем» (катаемся на санках)

13. Фланелеграф «Лесные звери»

14. Картинки по теме:«Что делают люди зимой? », «Как живут домашние животные и дикие звери зимой».

17. Дикие звери (Слон, лев, тигр, обезьяна)

18. Серия «Наша Таня» - весна

19. Серия «Мы играем» - «Чья лодочка»

20. Утка с утятами

21. Кошка с котятами

22. В саду

23. Мы на огороде

24. В лесу

2 младшая группа

1. Кошка с котятами

2. Собака со щенками

3. Заяц

4. Лошадь с жеребенком

5. Корова с теленком

6. Лиса

7. Свинья с поросятами

8. Коза с козлятами

9. Медведь

Средняя группа

Картинки с образцами деревьев

Картины «Времена года»

Предметные картинки: «Цветы», «Перелетные птицы», «Растения – медоносы»

1. Кролик с крольчатами

2. Утка с утятами

3. Белка, еж

4. Времена года (в саду, на огороде и в поле осенью)

5. Серия картинок «Уход за комнатными растениями»

6. Дети кормят рыбок

7. Серия «Наши птицы»

8. Наша Таня. Ф. Толстой

9. Ветка крыжовника. П. Кончаловский

10. Клубника

11. Серия «Животные нашего леса»

12. Серия «Зимующие птицы»

13. Зимние развлечения.

14. Серия «Как дети спасали птиц»

15. Слайды «Времена года» К. Коровин

16. Зима. Г. Низский

17. К. Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна».

18. В. М. Васнецов «Аленушка»

19. А. К. Савросов «Грачи прилетели»

Старшая группа

И. Грабарь «Осенний день»

И. Левитан «Осенний день». «Осень»

И. Шишкин «Утро в сосновом бору»

И. Ерышев «Хлебное поле». «Корова».

Вон Гог «Картофель». «Корзина с яблоками»

И. Бродская «Опавшие листья»

И. Горлов «Осень»

И. Остроухов «Золотая осень». «Лошадь»

И. Шишкин «Корабельная роща»

П. Кончаловский «Поднос и овощи»

А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной». «Белки осенью (из серии дикие животные)

И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж».

К. Ф. Юон «Волшебница – зима»

Д. Я. Александров «Зимняя сказка»

Серия картин «Из жизни диких животных»

В. А. Цыплоков «Ока зимой»

И. Э. Гроборь «Февральская лазурь»

В. М. Кустодиев «Масленица»

В. Бакшеев «Голубая весна»

Я. Бродская «Март»

Серия «Как дети спасали птичку»

С. Герасимов «Последний снег». «Ива цветет», Лед прошел»

А. Саврасов «Грачи прилетели».

«Дикие животные (серия «Весна»)

А. Рылов «В голубом просторе»

А. Пластов «Ужин трактористов»

Т. Яблонская «Мой»

Д. Налбандян «Цветы»

А. Бубнов «На поле"

Подготовительная группа

И. Бродская «Упавшие листья» «Осенний туман»

Ф. Васильев «Перед дождем»

А. Совросов «К концу лета на Волге»

И. Горлов «Парк культуры». «Осень»

Жанровая живопись. Звери наших лесов (альбом эстомны, линогравюры пейзажного характера о животных, детях.

Плакаты об охране природы и животных

И. Машков. Натюрморт с самоваром

А. Пластов. Первый снег

Г. Низский «Над снегами»

П. Корин «Северная баллада»

Плакаты об охране природы

И. Бродская «Лес зимой в снегу»

Н. Ульянов «Снегири»

Плакаты об охране природы, нарисованные детьми.

А. Саврасов «Зимней пейзаж». «Иней»

В. Суриков «Взятие снежного городка»

А. Дейнека «Хоккеисты»

К. Юон «Мартовское солнце» «Лыжники» «Конец зимы»

И. Бродская «Апрель»

А. Грицай «Половодье»

Плакаты об экономии воды, тепла, электроэнергии»

В. Башеев «Голубая весна»

А. Грицай «Первые дни мая»

А. Рылов «Зеленый шум»

Плакаты: пожарная безопасность

    Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

    Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

    Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.

    Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки).

    Дидактические игры природного содержания

Ясельная группа:

1. Угадай на вкус (овощи)

2. Чудесный мешочек (на ощупь)

3. Поручения (найди лист такой же, какой покажу)

4. Раскладывания листьев по подобию

5. Лото «Домашние животные»

6. Кто как кричит?

7. Кто что делает? (птицы летают, звери бегают)

8. У каждой ветки свои детки (с еловыми и сосновыми шишками)

9. Лото «Дикие животные»

10. Игры: «Кого не стало? Кто где сидит (на ветки, на пне, на траве)

11. Полон двор (мама и детеныш)

12. Чей домик (гнездо, конура)

13. Подбери пёрышки по цвету (картинки с петушком, петушок с хвостом и без хвоста)

2 младшая группа

1. Найди, что покажу

2. Найди, что назову

3. Угадай, что в руке

4. Чудесный мешочек

5. Угадай, что съел

6. Найди, о чем расскажу

7. Найди листок, какой покажу

8. Кто быстрее найдет березу, ель, дуб

9. Рыбки живые и игрушечные (сравнения внешнего вида и поведения)

10. Выкладывание для «осени» желтого и зеленого шарфика.

11. Опиши, мы отгадаем

12. Чего не стало?

13. беги в дом, какой я назову

14. Угостим кукол

15. Кому на обед?

16. Красота живой ели и наряженной искусственной елки

17. Айболит осматривает животных – обитателей уголка природы

18. Найди такую же и назови (парные картинки животных и растений)

19. От какого растения лист (с использованием моделей листьев)

20. Какой цвет убрали?

21. Карлсон рассказывает о птичьих гнездах

22. Айболит осматривает комнатные растения.

23. Кто как передвигается (кто летает, ползает, скачет, ходит, прыгает, плавает)

Средняя группа

1. Какая сегодня погода?

2. Песенка из деревни

3. Опиши, я отгадаю

4. Продайте то, что я назову

5. Все по домам

6. Найди такой листок, как на дереве

7. Кто скорее соберет

8. Горячо – холодно

9. Кто что делает?

10. Охотник и пастух

11. Кто в домике живет?

12. Так бывает или нет?

13. Где спряталась матрешка?

14. Детки на ветке

15. Угадай, что съел

16. Какое время года?

17. Путешествие в лес, в парк в поисках диковинных снежных фигур, зверьков

18. Угадай, это зверь или птица (по модели)

19. Отбери и назови цветы, которые знаешь.

20. Покажи птиц, которые прилетают весной

21. Найди, о чем я расскажу

22. Найди дерево по описанию

23. Вини – Пух знакомит ребят с растениями – медоносами

24. Малыши в зоопарке

Старшая группа

1. Не ошибись.

2. Похож не похож

3. Вершки и корешки

4. Загадай, мы отгадаем

5. Магазин «Семена»

6. Отгадай, что за растения

7. Зоологическое лото, Ботаническое лото.

8. Кто что делает

9. Что растет в лесу. 4 времени года

10. Созрело – не созрело

11. Съедобное – не съедобное

12. Консервный завод

13. Где спрятано растение?

14. Детки на ветке

15. Магазин «Цветы», «Овощи – фрукты»

16. Лесник

17. Собери урожай. Что где растет?

18. Какое время года?

19. Летает – не летает?

20. Кто где зимует?

21. Найди дерево по описанию.

22. Открытки и картинки, на которых изображены растения. Подбери цвета лета, осени, весны и др.

23. Овощехранилище

24. Найдите, что опишу

25. Зоологическое домино

26. Что за птица?

27. Консервный завод

28. Кто где живет?

29. Что где растет?

30. Птицы, звери, рыбы.

31. Так бывает или нет?

32. Путешествие (40, 77)

33. Разведчики (сколько шагов, нахождение следов)

34. Магазин «Цветы»

35. Охотник

36. Найди дерево по семенам

37. Птицелов

38. Узнай цветок

39. Необыкновенное путешествие по временам года – «Круглый год»

Подготовительная группа

1. На животноводческой ферме

2. Где что зреет?

3. Помоги малышам

4. Вырастим яблоки

5. Хочу – не хочу. Хорошо – плохо

6. Что было бы, если бы не было леса (картинки со стрелками – лесные цепочки)

7. Лесные модницы (грибы)

8. Узнай по описанию

9. Куда поедем?

10. Как сделали томатный сок?

11. Следопыты (нахождение объектов по следам, листьям, веткам, пням)

12. Что сначала, что потом? (Процесс приготовления булочки от посева зерна)

13. Что было бы, если бы… … у совы не было острого клюва и т. д.)

14. Времена года

15. Узнай, какой ты зверь?

16. Назови меня

17. Пищевые цепочки

18. Что растет на лугу, в лесу, на клумбе? Что лишнее?

19. Морфологический ящик (Кто поймал тигренка для тигра? На чем привезли?

20. Что было бы, если бы (кошка лаяла и т. д.)

21. Загадывание загадок с зарисовками. Что это?

22. Волшебная шапочка (увеличалочка, уменьшалочка, удлинялочка: туча-тучка, тучища)

23. Спасение

24. Лиса и зайцы

25. Найди хозяина (Чьи следы зверей)

26. Экологические цепочки. Где чей дом?

27. Узнай, что это (Опрделение по части изображения зверя, птицы)

28. Найди зверя, птицу (замаскируй так, чтобы не заметили)

29. Волшебники (как вернуться в зиму)

30. Узнай дерево (по коре, цвету, почкам, по стволу)

31. Что было бы, если бы не было рыб в водоеме

32. Искусные лесные строители

33. Кто больше (признаки растения, животного, насекомого)

35. Что было бы, если бы не было насекомых

36. День здоровья

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Елена Кандакова

Доброго времени суток, всем, кто заглянул на страничку!

В октябре 2015 году я загорелась идеей по оформлению нового уголка природы .

Цель создания уголка природы – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни.

Для достижения этой цели, я создала условия для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы .

Покупать готовый уголок нет средств , бюджет не позволяет, поэтому я сделала его из подручных материалов. Администрация нашего детского сада помогла купить потолочную плитку, я её наклеила на стену между двух окон и занялась оформлением. С интернет ресурсов скачала подходящие картинки для календаря, распечатала, заламенировала (при помощи скотча, вставила стрелочки, которые я взяла от старых часов и игр. Получился календарь природы , который учитывает сезонность, время суток и дни недели.


Нарисовала дерево на листе ватмана, раскрасила и вырезала. Дерево приклеила на готовую стену из потолочных плит. Теперь мы с ребятами можем менять «наряд» дерева по сезонам.

Наше дерево осенью

Дерево зимой


Дерево весной

Летнее оформление уголка будет оформлено по сезону.

Так же определять время года и сезонные изменения помогают детям бумажные куклы, которые мы «одеваем» по сезону.

Кукла «Осенинка»

Кукла «Зимушка»

Кукла «Веснянка»

В уголке имеется подборка картин по сезонным изменениям, которые мы закрепляем на леске при помощи скрепок.




Все картинки собраны и распределены по конвертам и альбомам, с соответствующей надписью.


В календаре природы есть подборка загадок, примет, пословиц и поговорок о каждом времени года.

Все съёмные предметы (листочки, цветочки, животные, птицы и т. д.) с уголка природы складываются в коробку.


Для каждого времени года мы с моими воспитанниками изготавливаем композиции из природного и подручного материала.






Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы . Ежедневно беседуем вместе с детьми об изменениях погоды, выясняем, почему они происходят. Дети старшей подгруппы отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарем развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников.



Имеющаяся в уголке литература помогает закрепить у детей те знания, которые они получают на занятиях по ФЦКМ и то, что они не могут увидеть сами. В таких случаях на помощь приходит детская литература, в которой поэтапно все показано в красочных иллюстрациях. В свободное время дети рассматривают данную литературу. Если у них возникают вопросы, я помогаю найти на них ответы.




В уголке природы находится небольшое количество комнатных растений : бегония, глоксиния, кактус (неколючий, так как группа у нас расположена с северной стороны, мало солнечного света. За остальными растениями мы с детьми ухаживаем в небольшом мине-цветнике. Цветник располагается в переходе, возле бассейна.

На протяжении всего учебного года, мы проводим с детьми уход за комнатными растениями. Дети учатся ухаживать за растениями, поливают, протирают, рыхлят, опрыскивают. Чтобы ребёнок понимал свою неотрывность от природы , важно окружить его ею.

Поливка цветов – один из сложных приёмов. Нужно научить детей тому, что не все цветы одинаково поливают. Одни цветы не любят влагу, другие страдают от её недостатка. Так же дети учатся учитывать время года : во время усиленного роста – поливают усиленно, во время покоя – поливку сокращают.



Учимся протирать пыль с листьев растений.



Дети учатся опрыскивать комнатные растения с помощью пульверизатора.



Собирают сухие листья и рыхлят землю.


Учимся сажать цветы.



Учимся измерять (при помощи мерки) и вести наблюдения за ростом растений, все изменения записываем и зарисовываем.




На окошке располагается мини огород, который каждый год имеет разное название. В этом году дети назвали наш огород «Огород тётушки Розы» . Почему мы так назвали огород? Да, потому что мы с ребятами сделали тётушку Розу из природного материала , и она поселилась у нас на огороде!

Вместе с детьми мы выращиваем в группе лук и чеснок на «перо» , рассаду уличных цветов и овощей (петрушку, салат, огурцы, свеклу) . Создание огорода способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Помогает лучше узнать растительную жизнь, формирует исследовательские навыки. Способствует расширению представлений у детей о растениях, как о живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития. Развивает эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Дети учатся посадке семян и овощей. Для рассады мы использовали тару от киндеров, йогуртов, сметаны и др. Для почвы использовали как землю, так и опилки (при наблюдении дети отметили, что лук лучше и быстрее растет в опилках) .





Вот и посадили наш лучок и чесночок! Теперь будем ждать и наблюдать.



Примемся за посадку семян уличных цветов и овощей.






Посадили огород! Теперь будем поливать, за росточками станем наблюдать!


Ребята ждут с нетерпением первые всходы…


В свободное от занятий время дети рассматривают собранные природные «сокровища» , так они называют природный материал (ракушки, камешки, шишки, орехи и т. д.)




Является местом систематического труда и наблюдений. Где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у моих дошколят воспитывается познавательное отношение к природе , желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность, гуманность.

Спасибо, всем за внимание! Всего доброго!

Наверняка каждый родитель обращал внимание на занимательные детские уголки, расположенные в группах детских садов. На первый взгляд, это обычная игровая зона для девочек или мальчиков. Но воспитатели знают, что к созданию развивающе-игровой зоны предъявляются определенные требования. Во всех дошкольных и образовательных учреждениях действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт или ФГОС. Именно данный документ и определяет требования к детским уголкам и развивающим конструкциям.


Родители, воспитатели и руководители дошкольных учреждений должны знать, что оформление уголков в детском саду по ФГОС, соответствуют таким требованиям:

  • Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
  • Возможность видоизменять игровую среду в зависимости от изменений в обучающей ситуации.
  • Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановке для всестороннего развития детской активности.
  • Возможность вариативности – создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
  • Безопасность, надежность и высокое качество используемых материалов.


Учитывая требования ФГОС, родители могут заняться оформлением уголков в детском саду своими руками. Конечно же, в процессе создания игрового пространства важно учесть возраст детей.


Известно, что в детском дошкольном заведении группы делятся на:

  • младшую,
  • среднюю,
  • подготовительную к школе.


Это значит, что для младших деток лучше организовать уголок для простых игр. К примеру, это может быть уголок для девочек, где можно поиграть в тематические игры дочки-матери, врача. И для мальчиков – для игр с конструктором, для изучения профессии строителя, водителя.

Подготовительная группа рассчитана на детей дошкольного периода. Значит игровой уголок может быть патриотическим, рассказывающим о стране, обычаях. Здесь могут располагаться тематические картинки, прославляющие нацию. Дополнительно должно быть организовано место для развивающих игр. Лото, мозаика, пазлы на патриотическую или природную тему – все это увлекает детей 5-6 летнего возраста.


Оформление уголка детского творчества

Львиную часть времени дети в дошкольном образовательном учреждении занимаются полезными, развивающими занятиями. Одним из любимых дел каждого малыша, является создание поделки своими руками.

Чтобы развиваться в детях стремление творить, в группах детского сада часто обустраивают зоны детского творчества. Недостаточно просто поставить стол или разместить пару полочек. Уголок детского творчества должен быть привлекательным и нравится детям.

Чтобы обустроить творческую зону, можно использовать одну из следующих идей:

  • Кот Леопольд, который держит в своих лапах полку с детскими работами.
  • Композиция из радуги и солнышка.
  • Лесная поляна со зверятами.
  • Раскидистое дерево, на ветках которого разместились детские работы.


Оформление уголка довольное простое, не требующее особенных навыков и знаний. К примеру, чтобы сделать украшение с Леопольдом, показанное на фото, необходимо нарисовать изображение героя на фанере, вырезать и раскрасить. В области ладошек монтируются полочки, на которых и будут размещаться детские поделки. Очень красиво смотрится творческая зона, оформленная радугой и солнышком. Яркая радуга, вырезанная из глянцевой бумаги в сочетании с желтым солнышком и наклеенная на стену, притягивает внимание обитателей и гостей группы. В данном случае поделки размещают на полках, которые закреплены под радугой.


Уголок ИЗО

Выполняя правила ФГОС по оформлению детских тематических зон в детском дошкольном образовательном учреждении, рекомендуется создать уголок ИЗО. Учитывая, что дети очень любят рисовать, такая зона будет просто необходимой для деток разного возраста. Здесь малышам должно быть не только удобно, но и интересно. Обязательно уголок нужно наполнить необходимыми для ИЗО материалами- бумагой для рисования, карандашами, красками, фломастерами. Все это размещаем на невысоких стеллажах, чтобы деткам разного роста, было удобно достать нужный предмет.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве