Форма правления в рф по конституции. Особенности формы правления в российской федерации

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии;

Республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

В ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Россия имеет республиканскую форму правления. Это означает, что высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современная республиканская форма правления зиждется на принципах народовластия (ст. 3), признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2), разделения властей (ст. 10).

Республики подразделяются па парламентские и президентские. Различаются они главным образом тем, какой орган - парламент или президент - формирует правительство, и, соответственно, тем, перед парламентом или перед президентом отчитывается правительство. Анализ конституционных положений дает возможность характеризовать Россию как президентскую республику, где Правительство формируется Президентом н ответственно перед ним.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Статья 1 Конституции Российской Федерации характеризует Россию как государство с республиканской формой правления.

При этом Конституция не определяет, к какой разновидности республики относится Российская Федерация - парламентской или президентской. Но в тоже время, Конституция Российской Федерации говорит нам о том, что в нашей стране предпочтение отдано президентской форме правления.

Президент Российской Федерации может быть отнесен к вполне самостоятельному виду органов государственной власти, так как провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти как это было по Конституции РСФСР 1978 г. следовательно, он не руководит Правительством. На основании Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» принятого 17 декабря 1997 года, закрепившим новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти. Правительство это высший орган, осуществляющий исполнительную власть и возглавляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Так как исполнительная власть теперь полностью возложена на Правительство, Президент не несет прямой ответственности за политику и действия исполнительной власти. Президент РФ и ветвь исполнительной власти отделяются, а это значит, что сделан шаг в сторону от модели президентской республики, созданной в Штатах, которая предполагает тесную связь между этими двумя ветвями власти.

И опять же, но Президент наделен определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у него функций исполнительной власти. К их числу, мы относим руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, обладание правом председательствовать на заседаниях правительства. Также, Президент, реализуя свои конституционные полномочия, осуществляет исполнительную власть, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, входящих в компетенцию Правительства РФ.

Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, полномочия по согласованному функционированию и взаимодействию Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в случае государственной измены или совершении иного тяжкого преступления, обязательно подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также меру ответственности правительства перед парламентом. Назначение председателя правительства согласовывается с Государственной думой; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии. государство правительство дума власть

Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Теперь Думе Правительство представляет отчет о федеральном бюджете и о его исполнении, информирует о ходе исполнения федерального бюджета, также при осуществлении контроля над исполнением федерального бюджета предоставляет информацию в Счетную палату РФ. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» на законопроекты требующие финансирования из федерального бюджета, ведение или об отмене налогов Правительство дает письменные заключения. Правительство как высший государственный орган исполнительной власти, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. Деятельность Правительства оценивается при рассмотрении практики выполнения конкретных законов палатами Федерального собрания.

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, в меру своих полномочий осуществляет независимое правосудие, исполнение судебных постановлений. Конституция предоставляет право Правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов Конституции, с запросами о толковании Конституции. В случае признания судами актов Правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента Правительство приводит указанные акты, положения в соответствие с законодательством.

Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. В России действуют федеральные, конституционные и мировые суды, составляющие судебную систему Российской Федерации.

В Конституции говорится о том, что Федеральное собрание - законодательный орган. Значит, Федеральное собрание выполняет функции издания правовых актов самой высокой юридической силы, после Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом.

Современной форме правления в Российской Федерации предшествовал симбиоз (сожительство) власти Советов и зарождающийся президентской власти в СССР. Прошло два срока правления первого Российского президента, в последующем его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления выдержала серьезные испытания. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы. По-моему, система президентской власти в России - это уже структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно сформировавшаяся.

Форма государственного устройства

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. послужила основой для упорядочения системы федеративной отношений. Одним из основополагающих принципов явилось равенство прав субъектов федерации. Данное равенство распространяется на все субъекты федерации, и реализуется как в отношениях отдельных субъектов федерации с центром, так и в отношениях субъектов федерации друг с другом.

Субъекты федерации имеют ряд общих признаков:

  • 1) Собственные местные парламенты и свои правительства (администрации);
  • 2)Иметь право на собственное законодательство;
  • 3) разделение полномочий, в конституциях оговаривается; 4)В федерациях верхняя палата парламента является органом представительства субъектов, призванным выражать их специфические интересы. Обычно, эта палата, формируется на основе равного представительства субъектов федерации;

Субъекты федерации обязательно принимают участие в решениях общефедеральных вопросов, в различных формах. Организационной формой является верхняя палата. Конституция наиболее точно определяет вопросы, решаемые без ее участия (например, внесение поправок в федеральную конституцию), для обсуждения важных вопросов созывается совещание. Для решения наиболее важных вопросов совещание созывает президент, с приглашением руководителей федерации и субъектов.

Федеративное государство, независимо от его разновидности, характеризуется следующими государственно-правовыми признаками:

  • 1) государство является единым и сложным, поскольку состоит из субъектов, при этом каждый из которых обладает значительной самостоятельностью;
  • 2) договор или конституция выступает в качестве правовой формы закрепления государственных связей;
  • 3) единая территория, образовавшаяся в результате объединения территорий её субъектов;
  • 4) помимо федерального гражданства, одновременно с ним может сохраняться гражданство её отдельных субъектов;
  • 5) органы государственной власти являются общими для всего государства. В то же время субъекты федерации вправе иметь свои законодательные и исполнительные органы государственной власти;
  • 6) единые вооруженные силы;
  • 7) денежная система единая на территории всего государства;
  • 8) система федеральных налогов.

Российская Федерация немного отлична от ряда других федераций. Природа современного российского федеративного государства состоит в том, что она основывается на конституционно-договорном, добровольном разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Документом, который заложил принцип разграничения этих полномочий, выступает федеративный договор. Его содержание и положения полностью вошли в Конституцию Российской Федерации.

Многовековая история Российского государства не могла не найти отражение в Конституции Российской Федерации, закрепившей разный статус субъектов федерации.

В ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации определено, что в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации, а далее в алфавитном порядке перечисляются сначала республики, затем края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Данный способ расположения говорит о том, что нашей страны подразделяются на различные типы. Доказательством этого деления субъектов федерации на типы служит и конституционное положение о том, что статус различных типов субъектов федерации определяется различными видами нормативных правовых актов: статус республики - Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики; статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Но тут же в ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации провозглашает равноправие всех субъектов российской федерации.

Здесь мы можем сказать, что в Конституции Российской Федерации закрепляется разделение субъектов федерации, именно в зависимости от того, каким типом они являются: - национально-государственному (республики), административно-территориальному (края, области, города), национально-территориальному (автономная область, автономные округа). Хоть такое деление в чистом виде не зафиксировано в законодательстве, но о нем можно говорить исходя из содержания статей 65-66 Конституции Российской Федерации.

Ч. 5 ст. 66 закрепляет, что «статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом». Практически же, мы видим, что республики занимают более прочное место, в системе федеративных отношений, чем другие субъекты федерации. По отношению к ним федеральные органы власти, как правило, воздерживаются от каких-либо резких методов воздействия. Этого нельзя сказать о других субъектах федерации. То есть, как бы замечаются элементы неравенства российского федерализма.

В современной форме государственного (территориально-политического) устройства Российской Федерации на лицо существенные по своему характеру изменения в форме управления территориями, регионами (федеральными округами), но пока не в самом территориальном устройстве федерации. Борьбы за полномочия и компетенцию идет внутри неизменной федеративной национально-территориальной формы организации государства. Этому во многом способствует не ясное конституционное описание российского федеративного устройства, дополненное особенностями договорного статуса отдельных субъектов федерации.

Республики, входящие в состав Российской Федерации - это субъекты с огромным политическим преимуществом, перед другими субъектами, о чем и говорится в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Главным критерием, позволяющим существовать и выделять республиканские политические системы, является национально-территориальный принцип.


Российская Федерация представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Российская Федерация представляет собой республику смешанного типа, поскольку формирование Правительства РФ осуществляет Президент РФ с участием Государственной Думы. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы.
Российская Федерация в настоящее время состоит из 89 субъектов. Это 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В настоящее время на территории России проживает более 140 народов, объединившихся в многонациональный народ Российской Федерации. В основе федеративного устройства Российской Федерации лежат такие принципы, как государственная целостность и единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправие и самоопределение народов России.
Государственная целостность и единство системы государственной власти в Российской Федерации выражается в наличии единых федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, действии федерального законодательства и иных федеральных актов на всей территории РФ, едином государственном строе субъектов Федерации. Все они, как и федеральные органы Российской Федерации, проводят принципы республиканской формы правления, обеспечивают последовательный демократизм в отношениях между органами государства и населением. Каждый субъект, самостоятельно определяя систему органов государственной власти, учитывает Конституцию РФ и общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. При этом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституция РФ исчерпывающим образом устанавливает предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. В Конституции закреплен перечень вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации, а также дается полный перечень вопросов, решаемых Российской Федерацией совместно с ее субъектами.
К исключительному ведению Российской Федерации отнесены все те вопросы, решение которых является необходимым для установления или защиты суверенитета страны либо требует единообразного решения на всей территории России: 1) защита Конституции и федеральных законов; 2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; 3) правовые вопросы создания единой общенациональной экономики и рынка; 4) основы федеральной политики и федеральных программ в области государственного, эко-
номического, экологического, социального и культурного развития РФ; 5) полномочия, связанные с обороной и внешней политикой; 6) отрасли законодательства, призванные обеспечивать равенство всех граждан независимо от места их проживания, национальности и иных обстоятельств. Это судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданское процессуальное и некоторые другие отрасли законодательства. Весьма широк круг вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В этот перечень входят вопросы, которые надлежит решать единообразно на всей территории России. Одновременно разрешается субъектам РФ дополнять, развивать федеральные законы и иные нормативно-правовые акты применительно к специфике отдельных регионов с учетом их исторических, национальных и иных особенностей.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся следующие вопросы:
обеспечение соответствия конституций, уставов, законов
субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, установле
ние общих принципов налогообложения и др.;
защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав на
циональных меньшинств, охрана исконной среды обитания и тради
ционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.;
вопросы разграничения государственной собственности, вла
дения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и дру
гими природными ресурсами, а также природопользования, охраны
окружающей природной среды и обеспечения экологической безо
пасности;
отношения в сфере образования, науки, культуры, спорта, за
щиты семьи, регулирование которых требует учета местных условий,
традиций и обычаев отдельного региона;
отрасли права: административное, административно-процес
суальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное, а также
законодательство о недрах и охране окружающей природной среды;
координация международных и внешнеэкономических связей
субъектов Российской Федерации, выполнение международных до
говоров Российской Федерации.
Конституция РФ не устанавливает конкретного перечня пределов исключительного ведения субъектов Федерации. Объем и виды их деятельности настолько велики и разнообразны, что перечислить их надлежащим образом достаточно трудно. Все, что не указано в
вышеизложенных перечнях, однозначно относится к сфере исключительного ведения субъектов Федерации.
Таким образом, Конституция РФ позволяет достаточно точно определить полномочия Российской Федерации и ее субъектов, что, однако, не исключает возможности возникновения каких-либо споров. Для их разрешения могут быть использованы согласительные процедуры, предусмотренные ст. 85 Конституции РФ. Но если согласованного решения так и не будет принято, то Президент РФ вправе прибегнуть к помощи соответствующего суда.
Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ. Конституция также допускает возможность передачи части полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с их согласия. И, наоборот, передачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части своих полномочий федеральным органам. Республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа являются равноправными субъектами Российской Федерации. Это означает, что республика не имеет каких-либо преимуществ перед краем, областью, а эти последние перед автономным округом или автономной областью. Различие наблюдается лишь, в формах нормативных актов, которыми закрепляется статус субъектов Федерации.
Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус же края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными представительными органами названных субъектов Федерации. Кроме того, по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области или автономного округа Государственная Дума может принять специальный федеральный закон об автономной области или автономном округе. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться договорами, заключаемыми между органами государственной власти автономного округа и соответствующими органами государственной власти края или области.
Конституция предусматривает возможность принятия в Российскую Федерацию новых субъектов, а также изменения статуса субъектов, входящих в состав РФ, в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом. Изменение статуса можно рассматривать как преобразование республики в край, область и наоборот. При этом субъект может получить и другое наименование. Однако права выхода субъектов из состава РФ Конституция не предусматривает.
Новая Конституция РФ определила политический режим страны как демократический и в этих целях установила систему прав и свобод личности и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права.
Основное отличие системы прав и свобод, закрепленных новой Конституцией, от ранее действовавшей состоит не столько в совокупности устанавливаемых прав и свобод, сколько в методах и гарантиях их реализации в конкретных отношениях. В частности, отменены способы участия населения в делах государства, характерные для социалистического общества, а также значительно снизился уровень гарантированности социально-экономических, культурных прав граждан, реализация которых связана с материальными затратами государства.
Конституция не содержит специальных норм, закрепляющих порядок реализации высших форм народовластия. В ней отсутствует глава, посвященная основам избирательной системы в Российской Федерации, хотя она имелась в прежней Конституции. О референдуме из Конституции можно узнать только то, что он назначается Президентом Российской Федерации. Однако не определен ни круг вопросов, по которым можно проводить референдум, ни количество голосов, необходимых для принятия позитивного решения по вопросу, вынесенному на референдум.
Конституционное умолчание относительно основополагающих вопросов реального народовластия позволило убрать из государственно-правовой практики такие действенные формы участия народа в управлении делами государства, как регулярные отчеты депутатов перед своими избирателями и отзыв депутатов, не оправдавших доверия своих избирателей. Конституция также лишила народ прав вносить проекты федеральных законов через федеральные общественные организации и политические партии. Народ лишен и возможности действенно влиять на процесс досрочного прекращения полномочий федеральных органов и должностных лиц.
Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», принятого Государственной Думой 7 июля 1995 г., на референдум не могут выноситься вопросы досрочного прекращения срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента и Государственной Думы.
В два раза повышена квота голосов, необходимая для постановки перед Президентом РФ вопроса о проведении референдума. Если по отмененному закону о референдуме Российской Федерации для такой акции было достаточно одного миллиона подписей граждан, то по действующему Федеральному закону требуется не менее двух миллионов голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме. Таким образом, по действующей Конституции реальная власть народа Российской Федерации фактически выражается в его праве приходить раз в четыре года к избирательным урнам, чтобы избрать Президента РФ, депутатов Государственной Думы или принять участие во всероссийском референдуме. Дальнейшая деятельность избранных органов и должностных лиц от волеизъявления народа не зависит. Именно такая модель взаимодействия населения и государства характеризует западную демократию и теперь механически переносится на российскую почву.
В современных условиях все материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих. потенций как личности. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь. Поэтому Конституция закрепляет ряд специальных мер по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев общества. В числе этих мер предусматривается: 1) борьба с безработицей; 2) установление минимального размера оплаты труда; 3) гарантированность общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе бесплатности высшего образования; 4) обеспечение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; 5) сохранение бесплатного пользования библиотечными фондами, сравнительно низкой платы за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.
Особое значение в современных условиях имеет государственная помощь малообеспеченным слоям, группам, которые по тем или
иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.
И тем не менее деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная политика государства не только не гарантирует достойной жизни, но и не удерживает значительную часть населения у черты бедности.
Как показывают исследования Госкомстата России, бедность значительно помолодела и переместилась в город. Начиная с 1994 г. более 60% наименее обеспеченных семей проживает в городе. До 1993 г. картина была принципиально иной: 67% малообеспеченных семей проживали на селе и 33% - в городе. Статистические органы не ведут учета численности, людей, «получающих унизительно низкую заработную плату». Однако по расчетам экономистов число работников, заработная плата которых ниже прожиточного минимума, составляет примерно 10-15 миллионов человек.
Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в том числе и в сфере охраны труда и здоровья населения. Об этом, например, убедительно свидетельствуют наблюдаемые в последние годы рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высокий уровень производственных травм, неблагоприятная экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в таких крупных городах, как Москва, Уфа, Кемерово, Самара, Омск и др.
Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь полное оздоровление экономики России является необходимым условием и действенной гарантией достойной жизни и свободного развития человека, как это предписывается Конституцией.

Форма правления в Российской Федерации. Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. Выбор полупрезидентской формы правления в Российской Федерации не был единовременным актом. Современное Российское государство по форме правления является президентской республикой.В данной курсовой работе я также ставлю задачу определения формы правления Российской Федерации на. Форма Российского государства Признаком, позволяющим установить особенности того или иного государства, является его форма. По форме правления Российская Федерация. По форме правления РФ ПРЕДСТАВЛЯЕТ. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее. Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Форма правления Российской Федерации. Единственное обстоятельство, указывающее на парламентский характер российской формы правления, по. Конституционные гарантии сохранения республиканской формы правления в Российской Федерации это

Для правового государства характерными признаками являются. Современной форме правления в Российской Федерации предшествовал симбиоз сожительство власти Советов и зарождающийся президентской власти в СССР. России исключается и на уровне Российской Федерации, и в отдельных ее субъектах. В соответствии с Конституцией он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, е государственной. В Российской Федерации существует республиканская форма правления, где главой государства является. По тому, как строятся высшие органы государственной власти являются ли они единоличными или коллегиальными. Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. По форме своего правления Российская Федерации является президентской республикой, хотя и включающей определенные черты, свойственные парламентарным. В разделе Конституционное право на вопрос По форме правления Российская Федерация заданный автором Гульчачак Бакиева лучший ответ это В соответствие. В связи с этим все государства по форме правления. Существующие формальное различие субъектов федерации по типам, обуславливающее их разностатусность, приводит к. Занимает первое место в мире по территории, шестое по объму ВВП по ППС и девятое по численности населения. В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления

Конституции гласит Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Форма государства это, прежде всего, порядок образования органов. Особенностью формы правления в Российской Федерации является то, что в силу своего федерального характера она имеет в своем составе 21 республику в. Ответы на вопросы Разное По форме правления Российская Федерация является. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на. Форма правления Российской Федерации это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в. Территория России, определяемая е Конституцией, составляет 17 125 191 км. Сейчас образовалась очередь на подписание договоров между субъектами Федерации и Российской Федерацией по. Назовите виды субъектов Российской Федерации и их. Россия по Конституции 1993 г.

Российская федерация имеет следующую форму государства:

Форма правления - республика.

Форма государственного (территориально-политического) устройства - федерация.

Государственный режим - демократический.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что РФ есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а статья 14 - как светское.

Первая характеристика: Россия - Демократическое государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Важнейшие признаки демократического государства:

а) Представительная демократия - осуществление народом власти через выборочные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, ведение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.).

В РФ представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - РФ. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст.5 Конституции РФ.

б) Обеспечение прав и свобод гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства.

Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т.е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действия органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.


Вторая характеристика: Россия - Федеративное государство.

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма . Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное государство», т.е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации - унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики - субъекты Федерации.

Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 (83 по состоянию на 01.09 2009) равноправных субъектов, из которых 21 - республики, 1 - автономная область, 10 (4) - автономные округа и 57 (56) - края, области и города (Москва и Санкт-Петербург).

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

1. РФ состоит из республик, краев, областей, автономных округов - равноправных субъектов Федерации.

2. Республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты - устав и законодательство.

3. Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в стране. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характеризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъектности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4, в которой установлено, что суверенитет РФ неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права.

Третья характеристика : Россия - Правовое государство.

Так характеризуется государство, которое во всей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только с принятием в 1993г. Конституции РФ начался процесс создания государства в России.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.

И в то же время можно выделить его основные признаки (тем более что в Конституции РФ это понятие не раскрывается).

а) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах, и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их.

б) Независимость труда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

в) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

г) Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового общества. Тем самым через верность международного права происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий, прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение данного принципа в конституции США, ФРГ, Франции и многих других государств.

Четвертая характеристика : Россия - Социальное государство. Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботится о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие.

Социальное государство призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботится об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др. Помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния.

Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики - в этом случае в связи со сменой правительств многие аспекты этой политики исчезли бы или серьезно менялись. Такое действительно имеет место, но главное состоит не в социальной политике, а в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах.

В конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст.7). Это конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является «достойная жизнь».

Однако ч.2 ст.7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран.

Пятая характеристика : Россия - Светское государство. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга.

Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст.14) раскрывает ее в следующих положениях:

- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

В России основными конфессиями являются православие и ислам , но есть и другие вероисповедания (католицизм , буддизм , баптизм , иудаизм и др.).

Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения.

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с