Когда появился сын божий. Иисус Христос Бог или сын Божий

Для того чтобы нам разобраться кто на самом деле является Богом, а кто нет и отличить Истинного Бога от ложных богов, необходимо сперва дать точное определение слову «Бог».

К примеру, задав кому-нибудь вопрос, «что такое стол?» мы можем получить множество ответов. И если мы, не знаем что обозначает слово «стол», то и не сможем точно определить, что является столом, а что нет. Иногда и табурет на стройке, и покрывало расстеленное на земле мы можем назвать столом, и хотя они кое в чем могут заменять нам стол, на самом деле столом не являются.

Но что делает стол столом? - спросите вы. Ответ: - его функция, то есть его роль или его изначальное предназначение.

«Стол » - это мебельное изделие, имеющее горизонтальную приподнятую поверхность, предназначенную для размещения на ней предметов или для выполнения работ (принятия пищи, игр, рисования, обучения и др. деятельности).

Таким образом, мы видим, что столом является мебельное изделие, которое изначально имеет или несет эту функцию. Все остальное, что не имело этой функции изначально или несет ее лишь временно хоть и называется столом, на самом деле столом не является.

Так же не все те кто, упомянут в библии словом «Бог» являются Богом Истинным, многие на ее страницах, предстают перед нами ложными богами.

«Бог » - это объект поклонения, которому мы отдаем власть управлять нами. Но истинный Бог имеет эту власть законно и по праву, потому что Он наш Творец и наша жизнь зависит от Него.

Бог - это не должность, которую выбирают. Настоящий Бог - это сущность, которую признают.

  • В библии словом «Бог» обозначается объект поклонения, потому как только Богу принадлежит поклонение.

Иоанн описывает свою попытку поклониться ангелу и что из этого вышло. Он пишет: «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись » (Откр.19:10).

Сам Бог предостерегает нас от таких действий, говоря: «Я Господь, Бог твой , Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им , ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх.20:2-5). И еще: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты , взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им , так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор.4:15-19).

Но «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим.1:25). Исходя из этого мы видим что тот кому ты поклоняешься, чью власть ты признаешь над собою того ты и делаешь своим богом, кому ты поклоняешься, тот для тебя и бог: (бог века сего, бог чрева, идолы, кумиры, и т.д.).

А потому писание говорит: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2Кор.4:3,4).

Присваивая же эту власть себе, ты сам пытаешься стать для себя богом или не только для себя. Прежде чем стать сатаной Люцифер сказал в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов , на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему » (Ис.14:13,14).

Соблазняя наших прародителей взять на себя власть и ответственность принять решение отвергнуть власть Бога, сатана так же привлек их внимание, к этому вопросу говоря: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5).

Итак, нашим богом называется тот, кто имеет власть руководить нами. Но Истинный Бог - это Тот Кто имеет эту власть изначально, а не путем воровства, завоевания, наделения или присвоения ее себе.

  • В Еврейском понимании Бог это всегда Творец неба и земли. Если не Творец, то и не Бог.

«Ибо все боги народов ничто, — идолы, а Господь небеса сотворил» (1Пар.16:26), (Пс.95:5).

И не только небеса, землю и весь мир, но и нас самих.

  • Нельзя разделять Бога.

По изображению. Как некоторые делят Его, говоря что: в кусте, горящем и не сгорающем, в столпе огненном и облачном, в сиянии славы над крышкой ковчега - являлся Бог. А вот в архангеле Михаиле или в человеке Иисусе Христе - это уже не Бог. Мы же не делим человека, говоря что: в плавках или пижаме - это человек, а вот в костюме или в маске это уже не человек.

По имени или названию. Саваоф, Адонай, Иегова - это Бог, а вот Сущий, Иисус, Дух Святой - это уже не Бог. Как если бы Иван, Петр, Николай - это люди, а вот имена Маша, Петя, Вася - к человеку никакого отношения не имеют.

По статусу, действию или роли. Судия Праведный, Отец Вседержитель - это Бог, а вот Сын Божий, Ходатай, Утешитель - это уже не Бог. Мы же не хотим чтобы нас так делили что: президент, проповедник - это человек, а плотник, сантехник, прихожанин - это уже не человек.

Так что же делает Бога - Богом? Одно имя, один образ или что-то еще? Если Бог может иметь много имен, может принять любой образ, то Богом его делает, Его функция, Его роль в нашем мире. Функция Бога - управлять вселенной. А поклонение - это признание за Ним этой власти.

Может ли функция Бога зависеть от образа, который Он принимает или от имени, которым Он называется? Чтобы понять это вернемся к предыдущему примеру:

Должен ли стол обязательно быть красным, зеленым, синим, желтым или прозрачным что бы быть столом? Может ли он быть железным, пластиковым, стеклянным или обязательно деревянным? Может ли стол быть круглым, квадратным, треугольным, овальным или обязательно прямоугольным? Будет ли он столом, если будет иметь только одну ножку или две или три, шесть, восемь или для этого необходимо непременно иметь четыре ножки? Влияет ли цвет, форма, материал или опоры на то может ли эта мебель быть столом? Нет. Но столы могут различаться не только по форме, цвету, опоре или материалу, но и по предназначению. Бильярдный стол, например, отличается от теннисного, кухонного, письменного, и т.д. Цвет, форма, опоры, предназначения не влияют на функцию стола, и пока функция его как стола не изменится, стол останется столом.

То же относится и к Богу, потому что мы поклоняемся Богу не как образу, но как Творцу, как Тому, Кому Единственному принадлежит поклонение и вся власть во вселенной.

  • В сотворенном Им мире Бог берет на Себя функцию или роль - управления вселенной.

Бог взял на Себя руководство и управление всем, что Он сотворил.

Теоретически Бог мог бы сотворить наш мир и оставить его, что бы понаблюдать, что из этого выйдет, мог бы не открываться нам, и мы ничего бы о Нем не знали. Он не был бы тогда нашим Богом и оставался бы всего лишь нашим Творцом.

Сколько же имен у Бога? И зачем Ему их так много, ведь Он один? Разве не достаточно было бы Ему одного имени? Или недостаточно было Ему одного образа?

Чтобы явить нам разные сферы Своего управления Бог не только использовал для этого разные имена, но и открылся нам в трех различных Своих проявлениях - личностях.

  1. Чтобы показать Свое запредельное существование и недосягаемую, центральную сферу управления, и в тоже время заботливую власть, Бог открывается нам как - Отец. Всякий раз, когда описывают верховную власть Бога, Которого нельзя ни увидеть, ни понять, ни объяснить, то подразумевается личность называемая - Отец.
  1. Чтобы явить материальную - видимую сферу управления, открыть Себя Своему творению, наглядно показать Свой характер, Свои чувства и отношения. Чтобы жить с нами, вести за Собою, наставляя, подавая пример как надо жить, полоняться и служить Творцу. Чтобы спасти нас став нашим Заместителем в смерти вечной, Он открылся нам как Сын Божий и Сын Человеческий - видимое проявление Бога. Всякий раз, когда Бог общается с творением, используя видимый образ, то эта личность - Иисус.
  1. Чтобы открыть внутреннюю - духовную невидимую сферу управления, не как далекого Бога, но как Того Кто рядом с каждым из нас и работает внутри каждого: опекая, являя Свое присутствие, производя рождение свыше, осуществляя влияние, обличая, наставляя, напоминая, поддерживая, Он открыл Себя нам как Дух Святой. Каждый раз, когда мы осознаем влияние Бога на наш ум, чувства и волю то эту личность мы называем - Дух Святой.

И хотя все это Один и Тот же Бог, но Он предстает и действует в нашем мире как три отдельные личности.

Без представления Единого Бога явленного в трех отдельных личностях попытка объяснить, кто такой Бог была бы еще более запутанной. Попробуйте объединить все три личности Бога в одну и дать объяснение действиям Бога в нашем мире и самому пониманию кто такой Бог: кого можно считать Богом, а кого нет.

  • Если что-то не укладывается в нашем понимании, то это не означает, что этого нет, это означает, лишь то, что мы еще чего-то не понимаем.

Некоторые вещи чтобы использовать, такие как телевизор, телефон, самолет, и т.д. не обязательно понимать, как они устроены, или как действуют. Достаточно знать, что они есть и просто пользоваться ими.

Некоторые объяснения могут показаться слишком запутанными и непонятными как высшая математика для первоклассника. Непонятные функции, объясняемые непонятными терминами и теориями. Но это не значит, что теперь их необходимо отвергнуть, заявляя, что такого быть, не может, раз оно не укладывается в нашей голове? Нет. Нужно просто принять это на веру, потом когда станем умнее, поймем.

Для многих таким вопросом является объяснение природы Бога: Как три различные личности могут оказаться одним и тем же Богом? Или как Иисус может быть на 100% Бог и на 100% человек? Как может в 100% умещаться 200%?

Итак, Истинный Бог - это Тот Кто управляет и руководит вселенной и Кому принадлежит вся власть, Служение и поклонение на основании того что Он является Творцом, Искупителем и любящим, заботливым Господином. Поклонение Богу - это признание над собою Его власти и служение Ему.

Иисус есть Бог. Поклонитесь Сотворившему небо и землю.

  • Кто такой Сын Божий - Бог или не Бог?

Сегодня многие задают этот вопрос. И те, кто не желает признавать Иисуса Христа Богом, говорят, что Сын Божий это просто человек, имеющий Божественную природу.

Но Библия не дает нам такого понимания как полубог - наполовину бог на половину человек, как не дает и понимания полупоклонения. Ты либо поклоняешься, либо нет. Понимание полубогов, людей имеющих божественную природу, таких как Геракл, Геркулес и т.д. существует только в языческой культуре, в мифах и легендах придуманных человеком, но, ни как не в Слове Божьем.

Иисус не является полубогом, потому что в Нем присутствует не 50 процентов божественности ни 90 процентов, а все 100 процентов, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно » (Кол.2:9).

Иисус признал, что Он Бог говоря о Себе, что Он есть Сын Божий. Он говорит: «Я и Отец — одно . Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом . Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий ? (Иоан.10:30-36).

Фактически называя Себя Сыном Божиим, Иисус заявляет о том, что Он Бог. И евреи правильно поняли Его, когда собирались побить камнями, не за добрые дела, а за то, что Он по их словам: «будучи человеком, делает Себя Богом».

  • Только Бог может прощать грехи, потому что грех это восстание против Бога.

«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует ? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи , — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мар.2:5-11).

  • Иисусу принадлежит законное поклонение:

Заявляя, что Иисус не Бог, а всего лишь Сын Божий, люди пытаются лишить Его поклонения, которое по праву принадлежит Ему, потому что библия говорит: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи » (Матф.4:10). Об этом же Бог говорит и в Законе Своем: «Я Господь Бог твой да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. … не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20:2-5). То есть если Христос не Бог то поклоняться и служить Ему нельзя, а если мы Ему служим и поклоняемся, то становимся нарушителями заповеди Божьей, а по сути беззаконниками, отвергающими Закон Божий. Но мы знаем, что беззаконники Царства Божьего не наследуют. Так как же тогда они относится к тем, кто служит и поклоняется Христу? Не Сам ли Бог призывает нас это делать?

Вводя Первородного во вселенную Бог говорит: «И да поклонятся Ему все ангелы Божии» (Евр.1:6)

Всякий раз, когда Бог называет богами людей или идолов это сопровождается негативным описанием, как если бы они украли у Него это положение. Но Иисус «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу ; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних » (Фил.2:6-10).

Как мы только что прочитали, Иисус не считал воровством быть равным Богу. Апостол Фома, будучи иудеем от рождения воспитанным в том, что нельзя поклоняться никому кроме Бога, признает Иисуса Богом, говоря: «Господь мой и Бог мой! » (Иоан.20:28). И мы видим, что Христос не останавливает его, как ангел остановил Иоанна, но принимает поклонение Себе как Богу. Таким образом, Иисус оставляет нам только два варианта Его восприятия. Мы либо соглашаемся с апостолом, и с Самим Иисусом, что Он является Богом. Либо признаем Христа самозванцем и богохульником - эгоистичным грешником и даже как пророка Его воспринимать, не имеем права. В таком случае Он умер за грех Свой, а мы остались без надежды на спасение.

В дополнение к словам Фомы признающего Христа Богом Иоанн пишет: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий , и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан.20:31). Другими словами он говорит: вот Кем является Сын Божий.

В своих посланиях Иоанн говорит: «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь ; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную … . Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная » (1Иоан.5:12-20).

Фактически мы видим, что начиная с первой главы через все евангелие, все послания и даже книгу откровения, Иоанн показывает нам Иисуса как Истинного Бога Вседержителя, Творца неба и земли, Того Кому принадлежит честь, слава, величие и поклонение, Альфу и Омегу, Который был, есть и грядет.

Апостол Павел вторя Иоанну так же подчеркивает это утверждая, что Сам Бог называет Иисуса Христа Богом говоря «о Сыне: престол Твой, Боже , в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже , Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих » (Евр.1:8-10), и призывает всех Ангелов поклониться Ему говоря: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии » (Евр.1:6).

«их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог , благословенный во веки, аминь» (Рим.9:5).

  • Служение во Святилище показывает, что только Бог может понести на себе грех мира.

«И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх.25:8).

«И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне; и буду обитать среди сынов Израилевых , и буду им Богом, и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их » (Исх.29:44-46).

«И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: … И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе» (Исх.30:1,6).

«Если же все общество Израилево согрешит по ошибке и скрыто будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать , и будет виновно, то, когда узнан будет грех, которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного скота тельца в жертву за грех и приведут его пред скинию собрания; и возложат старейшины общества руки свои на голову тельца пред Господом и заколют тельца пред Господом . И внесет священник помазанный крови тельца в скинию собрания, и омочит священник перст свой в кровь и покропит семь раз пред Господом пред завесою [святилища]; и возложит крови на роги жертвенника, который пред лицем Господним в скинии собрания , а остальную кровь выльет к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания; и весь тук его вынет из него и сожжет на жертвеннике; и сделает с тельцом то, что делается с тельцом за грех; так должен сделать с ним, и так очистит их священник, и прощено будет им » (Лев.4:13-20).

Служение по очищению народа Божьего от греха представленное в прообразах показывало, что только Бог мог понести на себе грех людей.

Служением во святилище Бог желал научить людей, что грех не исчезает бесследно и ни куда не девается. Кто-то должен понести за него заслуженное наказание. Поэтому символически грех с возложением рук переносился на жертвенное животное которое умирало вместо грешника, и потом с кровью жертвенного животного вносился во святилище где кропился на жертвенник курения который пред лицем Господним в скинии собрания, пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения. Таким образом, посредством крови животного грех переносился с человека на Бога, Который обитал во святилище и там же являлся народу Своему. Этим символическим служением Бог показывал, что только Он может понести грех мира и простить нас. Но так как Бог не виновен, то раз в году происходило очищение святилища, и тот грех народа, который Бог брал на Себя, теперь возлагался на козла отпущения, символически представлявшего сатану - истинного виновника греха.

Фактически Иоанн креститель заявляет что Иисус и есть Тот Бог Который жил во Святилище и Который берет на себя грех мира, когда говорит: «вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира ». А так же он подтверждает свои слова еще и следующими высказываниями: «Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня » (Иоан.1:29,30). «Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Иоан.1:27). «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Иоан.1:34).

Из Священного Писания мы знаем, что Иоанн креститель родился раньше, чем Иисус, но почему же, тогда он говорит, что Христос был прежде, не потому ли что признавал Его Богом.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог … . И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан.1:1,14). «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18).

Слово переведенное на наш язык как «единородный» не греческом языке звучит как «Моногенез» и более точно переводится: как единственный в своем роде где Моно - один, генез - ген, то есть одного и того же гена. А из криминологии мы знаем, что если ДНК или ген совпадает, то образцы относятся к одному и тому же человеку. К тому же в оригинале (на греческом языке) в данном предложении вместо слова «Сын» стоит слово «Бог», и звучит оно так: «Бога никто увидел когда-либо; единородный Бог - Сущий в лоне Отца Тот рассказал».

  • То, что Христос родился, не означает, что Его не было до этого момента.

«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан.8:58). Никто из сотворенных существ не может так сказать. Так может сказать лишь Тот Кто обладает бессмертием и способностью самостоятельно принимать любой образ, а так же сменять его по Собственному желанию сколько угодно раз. Такой властью и способностью обладает только Бог. Отсюда понятно желание евреев за эти слова побить Христа камнями.

  • Только Бог может принимать любой образ, какой пожелает.

Если бы творение могло бы принимать любой образ, то это было бы уже спиритизмом или реинкарнацией и подтверждало бы учение о бессмертии души. Но бессмертен только Бог.

  • Евреи не знали другого Бога кроме Того Который открылся им на Синае, провозгласив Закон Свой из среды огня, Того Кто общался с Моисеем в кусте горящем и не сгорающем, Кто вел их в столпе огненном и облачном и т.д.

Пророк пишет:

«От вечности Иисус Христос и Отец суть одно ». (ЖВ1:92)

«Отрок Иисус не обучался в школе при синагоге. Мать была Его первым учителем. Он постигал истину из ее уст и из Писаний пророков. Сидя на коленях у Своей матери. Он теперь учился тому, что Сам некогда говорил Израилю через Моисея ». (ЖВ7:8) (кн. Желание веков 7-я глава 8-й абзац)

«Горящий куст, в котором Христос явился Моисею, обнаруживал присутствие Бога . Символ, который наглядно изображал Божество, был обыкновенным кустом, ничем не примечательным. В нем пребывал Бог. Бесконечно милостивый. Бог скрыл Свою славу в скромном образе, чтобы Моисей мог смотреть и не погибнуть. Так, и в столпе облачном днем, и в столпе огненном ночью. Бог общался с Израилем, открывая людям Свою волю и являя им Свою благодать. Слава Господня была умалена. Его величие сокрыто, чтобы слабый ограниченный человек мог вынести его. Так же и Христос должен был прийти "в уничиженном теле нашем" (Фил. 3:21) и "стать подобным человеку". В глазах мира Он не был наделен тем величием, которое привлекало бы к Нему. И все же Он — Бог во плоти , свет неба и земли. Его слава была затенена. Его величие и могущество сокрыты, чтобы Он мог быть ближе к людям, отягченным скорбями и искушениями». (ЖВ1:104)

«Именно Христос сказал Моисею из куста на горе Хорив: "Я есмь Сущий… Так скажи сынам израилевым: Сущий послал Меня к вам" (Исх. 3:14) . Это было обетование о спасении Израиля. Поэтому, когда Он явился "в образе человеческом". Он назвал Себя Сущим (Я есмь). Вифлеемское Дитя, кроткий и смиренный Спаситель и есть Бог, "явившийся во плоти" (1 Тим. 3:16). Он говорит нам: "Я есмь пастырь добрый"; "Я — хлеб живый"; "Я есмь путь, истина и жизнь"; "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Ин. 10:11; 6:51; 14:6; Мф. 28:18). Я есмь залог исполнения всех обетовании. "Я есмь. Не бойся". "С нами Бог" — это залог нашего освобождения от греха, заверение в том, что мы имеем силу повиноваться законам Неба». (ЖВ1:108)

«Священник держал на руках Того, Кто был больше Моисея. И когда он вписывал в книгу имя Младенца, его рука выводила имя Того, Кто был основанием всей иудейской религиозной системы. … в Вифлеемском Младенце была сокрыта слава, перед которой склонялись ангелы. Несмышленое дитя было обещанным Семенем, на которое указывал первый алтарь у врат Едема. Это был Примиритель, Который открыл Себя Моисею как Сущий. Это Он в столбах, огненном и облачном, вел по пустыне Израиль ». (ЖВ5:12,13)

«11 И когда иудеи отошли от Бога, они в значительной степени исказили учение о жертвенном служении. Это служение было учреждено Самим Христом ». (ЖВ2:11)

«Священники, служившие в храме, утратили понимание сути своего служения. Они уже не видели в символах того, что ими обозначалось. Совершая служение, они действовали как актеры в спектакле. Обрядовые установления, предписанные Богом, превратились в средство для ослепления ума и ожесточения сердца. Такое служение Богу стало бесполезным, и Бог ничего не мог сделать для человека. Всю эту систему надлежало отменить ». (ЖВ3:17)

«Спаситель пришел не для того, чтобы отменить сказанное патриархами и пророками, — ведь Он Сам говорил их устами. Все истины Слова Божьего исходили от Него ». (ЖВ29:30)

«"Посему Сын Человеческий есть господин и субботы". Эти слова полны наставления и утешения. Поскольку суббота сотворена для человека, она является днем Господа. Она принадлежит Христу, потому что "все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:3). Он сотворил все. Он сотворил и субботу. Он выделил ее в память о днях творения. Суббота указывает на Христа как Творца, освятившего ее . Она свидетельствует: Тот, Кто сотворил все на небе и на земле. Кто все содержит, является Главою церкви и благодаря Его силе мы примирены с Богом. Ибо, говоря об Израиле, Он сказал: "Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их" (Иез. 20:12). Поэтому суббота является символом силы Христа, освящающей нас. Суббота дается всем, кого освящает Христос. Как знамение.Его освящающей силы суббота дана всем, кто через Христа становится частью Божьего Израиля». (ЖВ29:32)

«Иисус окидывает взглядом толпу, и каждый чувствует на себе Его испытующий взор. Кажется, что Он, преисполненный достоинства, воспаряет над всеми, и Божественный свет освещает Его лицо. Вот он начинает говорить, и Его ясный, звучный голос — тот самый голос, который произнес на горе Синай заповеди закона , ныне нарушенные священниками и начальниками, теперь гулко звучит здесь, в храме: "Возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли"». (ЖВ16:15)

Евреи знали только одного Бога, Того Кто сотворил наш мир, отделил и освятил субботу, открыл Себя Моисею как Сущий, Бог Авраама, Иссаака и Иакова, вел по пустыне Израиль в столбах, огненном и облачном, установил им обрядовое служение и лично произнес на горе Синай заповеди закона, где говорится: «Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов перед лицеем Моим», и этим Богом, оказывается, был Иисус Христос. «Иисус нежный сострадательный Спаситель, был Богом, который «явился воплоти» (1Тим.3:16)» (ПкХ1:13).

Таким образом, по логике вещей те, кто заявляет, что Иисус не Бог, должны были бы скорее сомневаться в том, что Отец является Богом, но здесь они снова запутываются: как может быть Сын главнее Отца? Не является ли тогда Кто-то из Низ другим Богом? Еще одним? По их пониманию если Отец - Бог и Сын тоже Бог, а двух или трех Богов быть не может то Кто-то из Них является лишним. В их тесной ограниченной голове уложиться не может что все три личности - это один и тот же Бог. Как и Сам Иисус заявляет: «Я и Отец - одно » (Ин.10:30), то есть не Мы вместе, а Я и Отец это одно и то же.

А для тех, кто любит более детально мне понравилась данная работа: «Иисус Бог. Аргументация и доказательства »

«И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился » (Откр.11:15-17).

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель . Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний ; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною ; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому , облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый . И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся ; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти » (Откр.1:8-18).

«И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их . И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном » (Откр.21:3-7).

  • Подведем итог и ответим на вопрос: «Является ли Иисус Богом?»

Когда мы знаем, кого Священное Писание называет Богом, то ответ прост как дважды два. Если Иисусу поклоняются то Он Бог, Если не поклоняются, то Он не Бог. Но библия говорит, что Ему поклоняются не только люди, но и ангелы, и это свидетельствует нам о том, что Он Бог.

Теперь определим, является ли Сын Божий Истинным Богом или ложным. И опять Писание говорит: если Он является нашим Творцом, значит Он Бог истинный, если не является - значит ложный. И как мы видим из библии Иисус является нашим Творцом, а значит, Он является истинным Богом. Иоанн богослов пишет о Нем: «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Иоан.5:20).

Итак мы увидели что Иисус - является Богом, Которому поклоняются и Которому поклонение принадлежит по праву на законных основаниях, так как Он Творец, а значит Он является истинным Богом. В связи с этим у нас остается только два варианта как воспринимать Его: Либо как Того же Самого Бога, но явившегося во плоти либо как еще одного Бога. Но так как двух Богов быть не может, то все кто на словах заявляет, что Христос не Бог, под маской борьбы с многобожием, на деле, поклоняясь Ему, фактически сами создают многобожие: делая отдельными богами и Сына и Отца . Ибо мы определили, что Священное Писание богом называет того кому поклоняются, и что поклонение принадлежит только Богу.

“Одно из самых главных различий между кошкой и ложью то, что у кошки только девять жизней.”

Марк Твен, Календарь Простофили Вильсона

Сын Божий, сын Давида или сын человеческий? Иисус называется “сыном Давида” четырнадцать раз в Новом Завете, начиная с самого первого стиха (Матфей 1:1). Евангелие от Луки отмечает сорок одно поколение между Иисусом и Давидом, а от Матфия – двадцать восемь. Иисус, дальний потомок, чисто метафорически может называться “сыном Давида”. Но как тогда нам понимать именование “сын Божий”?

“Трилемма” – обычное предположение христианских миссионеров, заявляющее, что “Иисус был или сумасшедшим, или лгуном, или сыном Божьм, как он утверждал.” Аргумента ради давайте согласимся, что Иисус не был ни сумасшедшим, ни лгуном. Давайте также согласимся, что он был точно тем, кем он утверждал. Но кем же в точности он был? Иисус назвал себя “сыном человеческим” часто, последовательно, возможно даже решительно, но где он называл себя “сыном Божьим?”

Давайте приостановимся. Во-первых, что означает “сын Божий”? Ни одна законная христианская секта не предполагает, что Бог взял жену и имел ребёнка, и уж тем более никто не думает, что Бог породил ребёнка через человеческую мать вне брака. Кроме того, предположение, будто бы Бог физически спаривался с элементом Его создания, отдающее богохульством древнегреческой мифологии, пока что находится вне пределов религиозной терпимости.

Без рационального объяснения, доступного в пределах убеждений христианской доктрины, единственное средство для понимания этого вопроса: создание ещё одной относящейся к доктрине тайны. Вот тогда-то мусульманин и вспоминает этот вопрос, изложенный в Коране:

“Он – Первосоздатель небес и земли. Как может быть у Него сын, если у Него нет супруги? Он сотворил всякую вещь и ведает обо всем сущем.?” (Коран 6:101)

…в то время, как другие кричат: “Но Бог может всё!” Однако, исламское мировоззрение таково, что Всевышний не делает ничего не соответсвующего Его Святости. Согласно исламской доктрины, характер Бога является неотлемемой частью Его сущности и согласуется с Его величеством.

Итак, что же означает “сын Божий”? И если Иисус Христос имеет столь исключительные права, почему в Библии сказано: “...ибо Я – Отец Израилю, и Ефрем – первенец Мой” (Иеремия 31:9) и “...Израиль есть сын Мой, первенец Мой” (Исход 4:22)? Взяв из контекста Послания к Римлянам 8:14, читаемое как “Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии,” многие учёные заключают, что “Сын Божий” является чистой метафорой и, как со словом christos , не подразумевает исключительность. В конце концов, Оксфордский Словарь Иудаизма подтверждает, что в еврейской идиоме “Сын Божий” является явно метафорическим, ссылаясь на то, что “сын Божий” – термин, иногда встречающийся в еврейской литературе, библейской и постбиблейской, но нигде не подразумевается физическое происхождение от Божества.” Библейский словарь Хастинга комментирует:

В семитских языках “сыновство” – концепция, несколько свободно используемая, для обозначения морали, а не физических или метафизических отношений. Таким образом “сыновья дьявола” (Jg 19:22 и т.д.) – злые мужчины, не потомки дьявола; и в Новом Завете “дети свадьбы” являются свадебными гостями. Так что “сын Божий” – человек, или даже люди, которые отражают характер Бога. Есть небольшое свидетельство, что название это использовалось в еврейских кругах Мессии, а сыновние отношения, подразумевающие больше, чем моральные отношения, будут противоречить иудейскому единобожию.

В любом случае, кандидаты в “сыновья Божии” начинаются с Адама, согласно Луке 3:38: “...Адамов (сын) Божий.”

Тем, кто опровергает цитированием Матфея 3:17 (“И се, глас с небес глаголющий: сие есть сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение “) скажем, что что Библия описывает много людей, включая Израиля и Адама, как “сыновей Божиих.”Как во II Царств 7:13- 14, так и в I Паралипоменоне, говорится: “Он (Соломон) построит дом имени Моему и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет мне сыном.”

Целые нации упоминаются как сыновья, или дети Бога. Примеры включают:

Бытие 6:2, “Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих…”

Бытие 6:4, “В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим…”

Второзаконие 14:1, “Вы сыны Господа Бога вашего.”

Иов 1:6, “И был день, когда пришли сыны Божии предстать перед ГОСПОДА…”

Иов 2:1, “Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред ГОСПОДА…”

Иов 38:7, “При общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости?”

Филиппийцам 2:15, “Чтобы быть вам неукоризненными и чистыми, чадами Божьими непорочными среди строптивого и развращённого народа…”

1 Посл. Иоанна 3:1-2, “Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими... Возлюбленные! Мы теперь дети Божии…”

В Евангелии от Матфея 5:9 Иисус говорит: “Блаженны миротврцы, ибо они наречены будут сынами Божьими.” И далее, в 5:45, предписывает своим последователям достигать благородных черт характера: “да будьте сынами Отца вашего небесного.” Не исключительно его Отца, но их Отца… Hastings, James. Dictionary of The Bible . p. 143.

Христа мы называем Сын Божий. О том, как раскрывается понятие «Сын Божий» в Ветхом и Новом Заветах, а также — была ли божественность Христа открыта людям до Его воскресения, — протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, зав. кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной академии.

Исцеление слепорожденного. Фрагмент фрески. Сретенский монастырь

Сын Божий и Мессия — в чем разница?

Одна из важнейших богословских идей Церкви — учение о Личности Иисуса. Споры о Личности Христа начались еще при земной жизни Спасителя. Однако христология — учение о Христе как Втором Лице Святой Троицы, Боге-Слове, Сыне, равном Отцу и ставшим Человеком, первоначально выраженное в Новом Завете, раскрывается подробно и детально лишь к IV в. Но в Евангелии мы часто встречаем выражение «Сын Божий», которое, на первый взгляд, указывает на Божественность Христа. Так ли это?

Первые сомнения возникли у современных богословов в начале XX века. Они справедливо указывали, что традиционное церковное понимание выражения «Сын Божий» как Христос, Второе Лицо Святой Троицы, равный Отцу, не вписывается в контекст целого ряда повествований Нового Завета. Маловероятно, например, чтобы идею единства Иисуса, распинаемого на Кресте, с Богом могли выразить не только римский сотник, но и «те, которые стерегли с ним Иисуса», воскликнувшие: «воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54; Мк. 15:39), — тем более что евангелист Лука иначе передает смысл слов сотника: «истинно человек этот был праведник» (Лк 23:47). Непонятно и то, как столь возвышенную идею, сочетающую в себе элементы ветхозаветного монотеизма и христианского триединства, мог с ходу принять только что исцеленный Христом слепорожденный, толком даже не слышавший его проповеди и не бывший его учеником (Ин 9:35-38). Да, он проявил твердость в вере в исцелившего его Христа как «пророка » (Ин 9:17) — но это свидетельствует лишь о том, что он был тверд и в иудейской вере, которая предполагала исключительный монотеизм и не допускала возможности иной личности Бога, кроме единого Сущего. И в то же время он с готовностью исповедует свою веру во Христа как «Сына Божия» (Ин 9:38).

Конечно, исследователям первой половины XX века было известно, что выражение «Сын Божий» использовалось в ряде текстов Ветхого Завета в переносном смысле — как указание на праведную личность или личность, имеющую особую связь с Богом по благодати и служащую Богу. «Сынами Божиими» названы в Ветхом Завете ангелы, как находящиеся в непосредственной близости к Нему и исполняющие Его поручения (Иов. 38:7; Пс. 88:7 и др.). Своим «сыном» и «первенцем» назвал Господь народ Израильский (Исх. 4:22; Ос. 11:1; Иер. 31:9). «Сынами Божиими» псалмопевец именует членов еврейского народа (Пс 28:1). Этот же термин используется для указания на праведников из рода Сифа (Быт. 6:2, 4).

Но в ряде случаев в Ветхом Завете «Сыном Божиим» назван и грядущий Мессия. Причем то, как Он назван Сыном, допускает понимание и в переносном смысле, как «Сына Божия» — пророка, понятное современникам пророков и многим поколениям их потомков иудеев, и в прямом, — как Царя Израилева, Который спасет Свой народ: «Вот, наступают дни, говорит Господь, — и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер. 23:5-6; ср. Пс. 131:11). Или: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе». (Пс. 2:6-8), — что могло стать возможным и понятным только со времени возвещения новозаветного Откровения: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есьм корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». (Отк. 22:16).

Однако в период перед пришествием Спасителя идея трансцендентности Божества в еврейском народе настолько усиливается, что фраза «Сын Божий» начинает пониматься исключительно в переносном смысле. К III-II вв. до Р.Х. термин «Сын Божий» как Мессия почти не встречается в богословской лексике тех источников, которые были известны ученым к середине XX века. Не вошел он в этом значении и в перевод Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык Семьюдесятью толковниками. Этот перевод (известный как Септуагинта) был осуществлен в среде александрийских иудеев примерно в тот же период III-II вв. до Р.Х. В ряде случаев образное указание оригинального текста на ангелов как «сынов Божиих» заменено здесь на буквальное раскрытие символики термина «ангелы» (напр., Иов 38:7, и др.). Так что в распоряжении новозаветных ученых до середины XX века не было ни одного еврейского текста из Палестины, относящегося к периоду накануне пришествия в мир Спасителя, в котором фигурировало бы выражение «Сын Божий» в значении Мессии.

Кумранское откровение

Все это подтолкнуло некоторых исследователей, требующих «демифилогизировать» традиционное христианство (прежде всего — Р. Бультмана и его последователей), выступить с шокирующим заявлением о том, что выражение «Сын Божий» не использовалось ни Господом Иисусом Христом, ни апостолами, а вошло в христианское богословие после распространения христианства в грекоримском мире — путем заимствования идеи божественности римских императоров. Ряд римских императоров (Юлий Цезарь, Октавиан и др.), действительно были провозглашены сенатом после их смерти «божественными», и тогда императоры-преемники, которые, как правило, были их родными или приемными сыновьями, получали титул divi filius — «сын божественного» (так именовались Октавиан, Тиберий и др.). Такое объяснение объявляло евангельскую историю недостоверной, а христианское богословие — восходящим к римскому языческому культу, и не могло быть принято исследователями, разделяющими церковное учение о богодухновенности Священного Писания.

Переломный момент в исследованиях наступил во второй половине XX века, когда в 1946-1952 гг. был найден ряд кумранских рукописей, имеющих религиозный характер и датируемых с III в. до Р.Х. по сер. I в. по Р.Х. Рукописи были полностью опубликованы только в начале 1990-х гг., и примерно тогда же стало развиваться альтернативное по отношению к первоначальному и ставшему хрестоматийным воззрение на их происхождение. Содержание рукописей и археологические раскопки в Кумране последних 10-15 лет подтолкнули исследователей к мысли, что в Кумране не было религиозного поселения ессеев и рукописи были написаны не членами этого замкнутого религиозного движения, как считалось ранее, а представителями разных течений иудаизма в разных местах Палестины. В этом случае рукописи могут рассматриваться как остатки неизвестной библиотеки (возможно даже — Иерусалимского храма), в которой были представлены религиозные тексты различных кругов иудейского общества периода позднего Второго храма (IV в. до Р.Х - I в. по Р.Х.). Библиотека была спрятана в пещерах Иудейской пустыни во время осады римлянами Иерусалима в 68 г., видимо, с целью сохранить ее от уничтожения.

Если все перечисленное выше верно, то тексты рукописей могут служить ценным источником для анализа религиозного мировоззрения иудеев времен Христа Спасителя. На этой позиции стоят сегодня многие ученые.

Именно кумранские рукописи изменили сделанные ранее выводы ученых о том, что сам термин «Сын Божий» был почти полностью изгнан книжниками из богословского употребления. В манускрипте 246 из 4-й пещеры, который так и называется «Сын Божий», написано о воцарении «необычного царя, правящего вечно»: «Он будет называться Сыном Божиим, они будут называть Его Сыном Всевышнего, <...> Его Царство будет вечное Царство, и Он будет праведен во всех путях Своих. Он будет судить землю в праведности, и каждый пребудет в мире. Войны прекратятся на земле, и каждый народ поклонится Ему». О некоем «Сыне Божием первенце», на которого Бог возложил «корону небес и славу облаков» говорится и в свитке 369 из 4-й пещеры («Молитва Еноха»). Мысль о том, что «Бог родит Мессию», содержится и в кумранской рукописи «Устав собрания» (имеющей, впрочем, ессейское происхождение).

Эти документы позволили исследователям сделать вывод о том, что выражение «Сын Божий» во времена Спасителя было в иудаизме особым титулом Христа Мессии, но Мессии, не имеющего божественной природы. Тогда становятся абсолютно понятными и восклицания сотника, и исцеленного слепорожденного. Наиболее ярко это подтверждают евангельские слова Нафанаила, который, только познакомившись с Иисусом, воскликнул: «Равви! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев» (Ин 1:49). Фраза «Сын Божий» в иудаизме употреблялась исключительно как титул Мессии-человека, хотя и наделенного, по благодати, особыми качествами.

Мессия или Бог?

Значит ли это, что в Евангелиях выражение «Сын Божий» также означает только Мессию-человека, понимаемого порой в узком смысле как царь Израилев (как в устах Нафанаила)? Близкого к Богу, исполненного Его благодатью, и оттого носящего имя «Сын Божий», но не единосущного Богу-Отцу?

С такой позицией нельзя согласиться. Внимательное чтение евангельского текста показывает, что Христос постепенно подводил своих последователей к мысли о том, что мессианское выражение «Сын Божий» означает не просто Мессию, но и Бога! Иногда Христос подводил слушавших к пониманию Своей Божественности через свои дела, наивысшим из которых было Его воскресение из мертвых, возможное только Богу. Засвидетельствовав это событие, ап. Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:28). Но значит ли это, что божественность Христа не была открыта людям до Его воскресения? Но и до воскресенья Он явно Сам говорил об этом, как, например, в беседе с Никодимом (Ин.3:1-21) или иудеями: «Я и Отец — одно» (Ин 10:30). Евангелисты свидетельствуют, что окружавшие Христа люди, особенно религиозно грамотные, хорошо поняли Его весть о себе: Его хотели побить камнями за богохульство, поскольку Он «делает Себя Богом» (Ин 10:33), и именно богохульство было главным обвинением Христа на суде (Мф. 26:63-65). Знаменитое исповедание веры св. ап. Петра, когда на вопрос Христа апостолам: за кого они Его почитают, Петр от их лица ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16), также относится к случаю прямого понимания сыновства как равенства Богу — ведь у ап. Петра имеется важная оговорка о «Живом» Боге. Поэтому Христос так высоко ставит данное исповедание, указывая, что знание об этом ему открыли «не плоть и кровь, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16:17), и что на камне этой веры Он построит Церковь Свою.

Четвертое Евангелие, где Иоанн Богослов напрямую свидетельствует о божественности Христа Его словами: «Я и Отец — одно» (Ин.10:30), было написано апостолом на несколько десятилетий позже первых трех, синоптических, — уже после разрушения Иерусалимского храма, после размежевания христиан и иудеев, не принявших Мессию из Назарета. Казалось бы, в христианской среде иудейский мессианский титул должен был получить более однозначное понимание — что и произошло в Церкви почти через пятьсот лет, когда евангельское выражение «Сын Божий» стало мыслиться только в привычном нам догматическом смысле. Но поскольку одной из целей Иоанна Богослова было восполнение тех пробелов, которые имеются в первых трех Евангелиях, любимый ученик Господа посчитал уместным ради уточнения учения о Христе как Боге активно использовать и другие термины, говоря об Иисусе как воплотившемся «Единородном» «Слове Божием».

Эти два термина — «Слово Божие» и «Единородный» — уже не могли быть поняты иначе, как равенство Сына Отцу по природе. Это у нас, людей, изрекаемое слово ограниченно по смыслу и по своему существованию во времени — в силу нашей собственной ограниченности. Но Бог-Отец абсолютен — поэтому и Слово Его, чтобы адекватно выразить Его абсолютный разум, должно быть абсолютным. Отец вечен, тогда и Слово Его должно быть вечным, чтобы непрестанно выражать Его. Наконец, Отец есть совершенная Личность, и Слово Его также должно быть совершенной Личностью, чтобы в полноте выразить Его бытие.

Термин «Слово» дает именно тот смысл единства природы и различия Двух Личностей, который позже, в IV в., и был выражен отцами-каппадокийцами в философской терминологии, позволившей сформулировать основные понятии святоотеческой христологии. Евангелие от Иоанна, где апостол свидетельствует о Христе как божественном Сыне Отца, стало главной богословской почвой для преодоления соблазна арианства, пытавшегося истолковать понятие «Сын Божий» исключительно в переносном смысле и вызвавшего ожесточенные богословские споры в Церкви на протяжении почти всего IV в. Однако именно эти споры, в конечном счете, послужили уяснению библейского учения о Сыне Божием и утверждению православного исповедания воплотившегося Сына как равного по Божеству Отцу.

Спрашивает Иван
Отвечает Александр Дулгер, 08.03.2010


Мир Вам, брат Иван!

Ваш вопрос, Иисус Бог или Сын Божий, неправильно поставлен с точки зрения логики. Он равнозначен вопросу - Иисус Бог или Бог?

Давайте прибегнем к человеческому сравнению. Кто может родиться от лягушки? Лягушка, пресмыкающееся. Кто может родиться от птицы? Птица. Кто может от человека? Только человек. И никак иначе. В человеческом языке слово "сын" подразумевает того, кто имеет такую же природу как и отец. От человека не родится птица, а от лягушки млекопитающее. Кто же может родится от Бога? Только Бог, имеющий такую же божественную природу. Сын и отец по своей природе всегда равны. Они могут быть не равны по возрасту, по богатству, по власти, по авторитету, но по природе они равны всегда.
Я конечно же не хочу сказать, что Христос был когда-то рожден. Это просто пример из нашего с вами материального мира. Поэтому в Писаниях Христос и назван Сын Божий, чтобы подчеркнуть Его природу равную Богу Отцу.

В Писаниях сказано: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил." ()

Слово "единородный" в греческом оригинале означает единственный в своем роде, уникальный. "Сущий в недре Отчем" означает особую близость с Отцом. Этим подчеркивается Его отличие от "сынов Всевышнего" () и "сынов Божьих" ( , ), которые являются творением и применительно к которым эти имена даны просто чтобы подчеркнуть их образ и подобие Творцу.

Кстати, в некоторых древних рукописях этого евангелия этот текст звучит так: "Бога не видел никто никогда; Единородный Бог (гр.ориг. "тэос"), сущий в недре Отчем, Он явил." Какой вариант был в оригинале нам не известно. Оба варианта используются в современных переводах.

Теперь, обратимся к интересующему Вас тексту:
"Он же (Иисус) сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. " ()

Здесь Иисус не отвергает свою божественность, а подчеркивает свое мессианство. Если юноша признал в нем необычно доброго и благого человека, как никто другой, то это может означать только то, что перед ним Мессия - Сын Божий, посланный Богом на землю открыть всем Его благость.

Поэтому в приведенном выше тексте () и сказано "Он явил". Явил что? Благость и любовь Божию людям.

Иисус неоднократно подчеркивал, что Он ничего не делает Сам от Себя, по своей воле или по своему разумению. Придя на землю и воплотившись в человеческой плоти Христос смирил себя, сокрыл Свою божественность и всецело действовал по воле Небесного Отца.

"Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу ;
но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя , быв послушным даже до смерти, и смерти крестной." ()

"Я...ничего не делаю от Себя , но как научил Меня Отец Мой, так и говорю." ()

"Я ничего не могу творить Сам от Себя ." ()

"Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним." ()

Христос Иисус мог бы учить людей, противостоять греху, исцелять и делать добрые дела Своей божественной силой и под руководством Своей божественной природы. Но тогда Он не был бы пример для нас. У нас не было бы шанса повторить Его дела. Поэтому Он добровольно смирил (умалил) Свою божественную природу и во всем жил как обычный человек, полагаясь на силу молитвы, на веру в Божьи обетования из Писаний и на водительство Святого Духа, который руководил Его добрыми делами, как об этом и сказано в .

В этом смысле Его ответ "Никто не благ, как только один Бог" отражает Его зависимость от Святого Духа в служении людям добрыми делами, то есть в благости.

PS: Для ясного понимания, хотелось бы отметить, что от рождения Иисус был святым (см.). Он от рождения имел доброе и чистое сердце, не испорченное грехом. Его желание добра людям от рождения было частью Его характера и Его личности. Если говорить о мотивах Его поступков, Он не нуждался в побуждении к добру свыше, как иногда нуждаемся мы. Но Он нуждался в силе свыше, чтобы творить добрые дела: исцелять, учить, воскрешать, итп., а также нуждался в водительстве Святого Духа, чтобы знать: как, когда, где и для кого это делать.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Иисус Христос, Его жизнь":

27 окт Согласно Библии, Бог есть Дух, а не плоть. Почему же все христиане утверждают, что Иисус Христос, который родился человеком, а значит являлся плотью, является Богом (Эдуард)

1. Почему Иисус назван «Христом»

«Иисус» (евр. Иегошуа) — буквально означает «Бог мое спасение», «Спаситель».

Это имя было дано Господу при рождении через Архангела Гавриила (Мф. 1, 21), «потому что Он родился спасти человеков».

«Христос» — означает «Помазанник», по-еврейски помазанник — «Машиях», в греческой транскрипции«Мессия (messias)» .

В Ветхом Завете помазанниками называли пророков, царей и первосвященников, служение которых прообразовывало собой служение Господа Иисуса Христа.
В Священном Писании говорится о помазании: царей Саула (1 Цар. 10, 1) и Давида (1 Цар. 16, 10); первосвященника Аарона и его сыновей (Лев. 8, 12-30; Ис. 29, 7); пророка Елисея (3 Цар. 19, 16-19).
«Пространный Катихизис» объясняет наименование «Христос» применительно к Спасителю тем, что «Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя» .
Таким образом, в наименовании «Иисус Христос» содержится указание на человеческое естество Спасителя.

2. Иисус Христос - истинный Сын Божий

Наименованием Иисуса Христа Сыном Божиим устанавливается личностная самотождественность Иисуса Христа со вторым Лицом Пресвятой Троицы. «Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сей же самый Сын Божий назван Иисусом, когда родился на земле, как человек».

В Священном Писании наименование «сын Божий» употребляется не только по отношению к Иисусу Христу . Например, так называются верующие в истинного Бога (Быт. 6, 2-4; Ин. 1, 12).
Однако Священное Писание не оставляет сомнений в том, что наименование «Сын Божий» применительно к Иисусу Христу употребляется совершенно в особом смысле. Так, Сам Иисус Христос для выражения Своего отношения к Богу Отцу использует наименование «Отец Мой » (Ин. 8, 19), тогда как в отношении всех других людей - «Отец ваш » (Мф. 6, 32):
«Восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин. 20, 17).
При этом Спаситель никогда не использует выражение «Отец наш», не объединяя Себя в Своем богосыновстве с прочими людьми. Различие в словоупотреблении указывает на разное отношение к Отцу: «Отец ваш» употребляется в значении усыновления людей Богу, а «Отец Мой» - в собственном смысле .

3. Предвечное рождение Сына Божия

На особый характер богосыновства Иисуса Христа указывают слова Символа: «Единородного, иже от Отца рожденнаго… рожденна, не сотворенна» .

Прежде всего это значит, что Сын не есть тварное существо .
Термин «рождение » означает произведение из собственной сущности , тогда как «творение «- произведение из ничего или из иной сущности .

При рождении наследуются существенные свойства, то есть сущность, поэтому родить можно только подобного себе, в то время как при творении создается нечто новое , сущностно отличное от творца.

Родить можно только равное себе по достоинству существо, тогда как творец всегда выше своего творения. Кроме того, рожденный всегда личностно отличен от родившего, ибо
«в собственном смысле слова «рождение» есть добавление ипостаси».

Из учения о происхождении Сына от Отца посредством рождения следует, что Сын
1. не есть творение Божие;
2. происходит из сущности Отца и, следовательно, единосущен Отцу;
3. обладает равным с Отцом Божественным достоинством;
4. личностно отличен от Отца.
Рождение от Отца является личным (ипостасным) свойством Сына Божия, «которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы’.

«Бог… существует в вечном вневременном бытии без начала и конца… Для Бога всё - «ныне». В этом вечном настоящем Бога, до сотворения мира, Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным, всегда существующим рождением… рожденный от Отца и имеющий Свое начало в Нем, Единородный Сын Божий всегда существовал, или, вернее, «существует» - несотворенный, вечный и божественный».

Слова «рожденнаго прежде всех век» указывают на предвечный характер рождения, говорят о совечности Отца и Сына . Эти слова Символа направлены против еретика Ария, считавшего, что Сын Божий имел начало Своего бытия.

Таким образом, «Сын Божий» есть собственное имя второго Лица Пресвятой Троицы и по смыслу фактически равнозначно наименованию «Бог».

Именно так и понимали Господа Иисуса Христа современные Ему иудеи, которые «искали убить Его… за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5, 18).

Поэтому в Символе исповедуется вера в Иисуса Христа как в «Бога истинна от Бога истинна» . Это означает, что «Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец».

Слова «Света от Света» призваны хотя бы отчасти пояснить тайну предвечного рождения Сына Божия.
«Смотря на солнце, мы видим свет: от сего света рождается свет, видимый по всей подсолнечной; но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы».

4. Иисус Христос есть Господь

На Божественное достоинство Иисуса Христа указывает также и наименование Его Господом.

В Септуагинте наименованием Kyrios. (Господь) передается имя «Иегова» , одно из основных имен Божиих в Ветхом Завете. Поэтому для греко-язычной иудейской и христианской традиций «имя Господь (Kyrios) есть одно из имен Божиих». Таким образом, Иисус Христос «называется Господом … в том разуме, что Он есть истинный Бог» .

Вера «во Единого Господа Иисуса Христа» и была тем главным исповеданием, за которое первохристиане готовы были умереть, ибо оно утверждает тождественность Иисуса Христа со Всевышним Богом.

5. Образ явления Святой Троицы в мире

Слова Символа «Имже вся быша» заимствованы из Ин. 1, 3: «Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть».
В Священном Писании о Сыне Божием говорится как о некоем орудии, посредством которого Бог Отец творит мир и управляет им. «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16).

Поскольку Лица Пресвятой Троицы единосущны, Они обладают единым действием, но отношение каждого из Лиц Троицы к единому действию различно. Свт. Григорий Нисский объясняет, каким образом Лица Пресвятой Троицы относятся к Божественным действиям:
«Всякое действование, от Бога простирающееся на тварь, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым»

Подобные высказывания можно найти у многих отцов Церкви. Обычно для пояснения этой мысли свв. отцы обращаются к Рим. 11, 36: «Яко из Того и Тем и в Нем всяческая» (слав.). На основе этих слов ап. Павла возникло святоотеческое выражение: «из (от) Отца через Сына в Духе Святом».

Таким образом, в Божественных действованиях отображается троичность Ипостасей и их неизреченный порядок. Причем, образ внутрибожественной жизни отличен от образа откровения Пресвятой Троицы в мире. В предвечном бытии Троицы рождение и исхождение совершаются «независимо» одно от другого, тогда как в плане Божественного домостроительства имеет место своя вневременная последовательность: Отец выступает как Источник действия (свойства), Сын - как Явление или Совершитель, действующий посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как завершающая, являющая и усвояющая Божественное действие Сила.

Так, «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). При этом Отец есть Источник любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16).
Сын есть Явление Любви, Откровение ее: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего» (1 Ин. 4, 9).
Святой Дух усвояет любовь Божию человекам: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5, 5).

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве