Командный коучинг от девида клаттербака. Типы коучей и принципы их работы

Есть ряд принципов коучинга, которые важно принимать во внимание. Прежде всего есть 5 принципов Милтона Эриксона: Изначально со всеми людьми все в порядке, их не надо чинить, внутри каждого есть гений. У всех есть все необходимые ресурсы для достижения ваших целей. Каждый может научиться тому, чему он хочет. В каждый момент времени мы делаем наилучший выбор из всех возможных. У каждого действия есть изначально позитивное намерение. Одним из важнейших принципов работы является конфидециальность. Это фундамент отношений. Основная задача создать безопасное пространство, в котором можно будет смело искать ответы. Коучинг - это командный подход, работа в паре коуч-клиент. Это длительные развивающие отношения, союз ради ваших интересов и целей. Необходима поддержка в развитии и воодушевлении. Коучинг - это разделение ответственности. Каждый человек проживает свою жизнь самостоятельно, и только он сам знает наверняка, как наилучшим образом это сделать. Поэтому ответственность за принятие решений полностью на вас. Из этого вытекает еще один важный принцип - отсутствие советов со стороны коуча. Просто задаются сильные вопросы, которые стимулируют вас к поиску ответа. В процессе диалога ваш мозг начинает эффективно работать и вы сами находите наилучшие ответы на свои вопросы из всех возможных вариантов.

В процессе отношений коуч занимает безоценочную позицию - может принимать мнения и взгляды других людей такими, какие они есть. Все люди разные и каждый имеет право на свою уникальную точку зрения. Коучинг - работает с настоящим и будущим клиента. Коучинг помогает понимать, что вы уже точно умеете делать, и помогает развить то, что вы можете. Т.е. помогает создать новые возможности и способности, развить свой потенциал. Коучинг помогает быть лучше других, лучше себя. Прыгнуть выше головы. Возможность открыть в себе неизвестные ресурсы и возможности и работать больше чем на 100%. Идти на шаг впереди других.

Очень важно соблюдать экологичность при достижении цели. Ведь если вы пожертвуете чем-то значимым в своей жизни или жизни окружающих вас людей, ваш успех не будет полностью приносить удовлетворение. В коучинге также есть сильный акцент на действия, которые вы будете предпринимать для решения своих задач и достижения своих целей. Можно бесконечно строить планы, выражать желания и декларировать намерения. Но без действий они так и останутся нереализованными. Ваша жизнь - движение к цели, где будет очень полезна подотчетность, т.е. возможность сверять продвижения в своих шагах с коучем, получать от него отклик, поддержку и ободрение. Это будет дополнительным внешним стимулом для самостоятельной работы.

Ключевые слова коучинга - развитие, новое видение, раскрытие и реализация потенциала, личностный рост, достижение цели. Осуществляя работу со своим подопечным, коуч должен руководствоваться следующими принципами: коучинг потенциал персонал цель

Вера в способности человека

Джон Уитмор отмечает, что основополагающим принципом коучинга является твердая уверенность в том, что практически все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они выказывают в своей повседневной жизни. Коуч верит, что внутри каждого человека есть ответы на волнующие его вопросы. Вера руководителя в подчиненных заметно может повысить их мотивацию, сотрудники будут стараться оправдать оказанное доверие.

Принцип единства и взаимосвязи

Здесь применим "закон единого поля". Позитивные результаты в одной сфере деятельности приводят к достижениям в других. Проработка личностных проблем во взаимоотношениях, например, с персоналом влияет на другие виды деятельности. Решив самостоятельно и хорошо трудную задачу, сотрудник может обнаружить необходимость изменения принципов выполнение другой работы или изменения произойдут в отношении с коллегами.

Принцип равенства

Необходимое условие коучинга - это так называемое "коммуникативное сотрудничество" и взаимоотношения на равных между коучем и его клиентом. Метод коучинга направлен на формирование партнерских отношений между коучем и руководителем, также внутри фирмы и с клиентами. Коучинг не ставит своей целью поучать клиента чему-нибудь и наставлять его "на путь истинный". Партнерство же создает благодатную почву для сотрудничества. Уже отношение к другому человеку как равному повышает уровень, культуру и продуктивность взаимодействия.

Отсутствие готовых ответов

Коуч не предлагает своему подопечному готовых ответов, тот должен сам до всего дойти, коуч лишь помогает, стимулирует активность клиента. Это связано с тем, что "знать дорогу и пройти ее - совсем не одно и то же". Если задачей является развитие, то предложение готовых ответов будет "медвежьей услугой" для клиента. Более того, предложение готового варианта просто провоцирует собеседника сказать "да, но..." и выложить тысячу и одну причину, почему он так не может сделать. В случае же, когда решение вырабатывается самим клиентом, он принимает его и сам несет ответственность за выполнение этого решения. А руководитель, придерживающийся принципов коучинга, не дает жестких инструкций подчиненным относительно выполнения заданий, не объясняет подробно, как они должны выполнять данное им поручение, а если подчиненным что-то не понятно, задает вопросы.

Часто, чтобы достичь результатов, клиенту приходится «выходить из зоны собственного комфорта», где существует чёткая иерархия организационной структуры и календарный план работ. Это невозможно сравнить с «предложениями и готовыми решениями» консультанта или «натаскиванием» на тренинге. Хотя тренинг и консалтинг в свое время нужны и даже необходимы компании, но они подразумевают несколько иную, меньшую «глубину погружения» и личной вовлеченности сотрудников в процесс изменения себя и своей деятельности в компании и в жизни. Кроме того, результаты тренинга, коучинга и консалтинга лежат в разных плоскостях: профессиональных навыков, функций и творчества. Именно творчеством и занимаются коуч и клиент.

Не смотря на отличия, коучинг ни в коем случае нельзя противопоставлять психотерапии, консалтингу, тренингу, проверенным временем стилям менеджмента. Все присутствует во всем. Как коучинг есть в работе менеджера, психотерапевта, консультанта, бизнес-тренера, так и в коучинге присутствуют элементы, техники разных направлений, течений, вариантов управления людьми, обучения, консультирования, коррекции. Отличия лишь в структуре работы, ее форме и последовательности, направляющих акцентах. Коучинг, это не самостоятельная дисциплина, это всего лишь метод консультирования, стиль менеджмента. Поэтому может быть коуч-психотерапия, коуч-консультирование, коуч-тренинг, коуч-менеджмент. Приставка «коуч» означает, что работа базируется на философии коучинга, принципах его работы.

Основное отличие коучинга от других методов консультирования, обучения, и, в том числе, менеджмента состоит в том, что коуч не дает клиенту готовых решений и ответов, не указывает, что и как надо делать, а помогает ему найти наилучшее решение самостоятельно.

Задача коуча при этом - помочь клиенту активизировать оба полушария, задействовать все его возможности и способности, помочь клиенту повысить ясность восприятия, развить осознание. (Как правило, люди не следуют чужим советам. Если же следуют, то только лишь для того, чтобы было кого обвинить в случае неудачи).

Существует несколько типов коучей:

Внешний коуч. Его, как правило, приглашают для консультирования топ-менеджеров, и тогда они вместе с коучем ищут решение сложной проблемы. Основная цель - помочь руководителю осознать, что он хочет получить от своей деятельности, какие цели он перед собой ставит и как он будет их достигать. Вся работа сводится к общению с руководителем.

Внутренний коуч:

  • · решает оперативные задачи, связанные с деятельностью компании, взаимодействует со специалистами различных отделов;
  • · занимается постановкой системы коучинга в организации, проводит групповые и индивидуальные работы, призванные к формированию нового способа взаимодействия между людьми и лучшему пониманию себя каждым сотрудником организации. Такой подход дает ощутимый результат компании, позволяя сделать огромный рывок для достижения ее цели.

Коуч создает условия, побуждает клиента к расширению сознания и их совместную деятельность можно назвать сотворчеством. В своей работе коуч руководствуется следующими принципами :

  • 1. Принцип ответственности. В профессиональной деятельности коуч должен взять ответственность за результат своей деятельности на себя, не перекладывать ответственность на другого и не обвинять в своих ошибках других.
  • 2. Принцип единства и взаимосвязи. Позитивные результаты в одной сфере деятельности приводят к достижениям в других. Проработка личностных проблем во взаимоотношениях, например, с персоналом влияет на другие виды деятельности в организации.
  • 3. Принцип маятника. Формирование гибкости мышления, осознание стереотипов и алгоритмов своего поведения. Осознание собственной стратегии успеха.
  • 4. Принцип равенства. Коммуникативное сотрудничество, так называемые - субъект - субъектные отношения. Метод коучинга направлен на формирование партнерских отношений между коучем и руководителем, внутри фирмой и клиентами.
  • 5. Принцип иерархичности развития. Развитие каждой личности происходит поэтапно и соответствует определенному уровню.

Конечно, нельзя утверждать, что коучинг является панацеей. Но говорить о том, что он является эффективным инструментом, безусловно, можно. В нашей стране он только получает развитие.

Коучинг продолжает уверенно осваивать территорию постсоветского пространства. Он занимает прочие позиции в управлении людьми и процессами на украинских предприятиях.

Преимущества его применения очевидны. Сегодняшний бизнес делает ставку на эффективность своих сотрудников. А используя коучинг, руководитель оптимизирует движение к цели за счет повышения КПД подчиненных. Да и реализация мечтаний многих лидеров бизнесов - самообучающаяся организация - возможна именно с этой технологией XXI века.

Сегодня в центре нашего внимания будет одна из разновидностей коучинга, а именно командный коучинг - это специально организованный процесс взаимодействия участников, при котором они сами решают проблему/задачу быстро и слаженно. Возможны различные сценарии и формы проведения, в зависимости от запроса, ожидаемого результата, количества и состава участников. Обычно запрос на командный коучинг дает собственник или то-менеджер.

Типичные запросы на командный коучинг - «Повышение продаж», «Разработка эффективной кадровой политики», «Корректировка стратегии», «Улучшение качества обслуживания клиентов», «Повышение эффективности работы отдела», «Налаживание взаимодействия между подразделениями», «Улучшение коммуникации между линейными руководителями», «Создать единое видение будущих преобразований», «Разработать план внедрения изменений» и т.д.

Рассмотрим механизм работы командного коучинга сквозь призму возможных ошибок.

1. Халатное отношение к подготовке мероприятия.
Важно! Подготовка - 70% успеха командного коучинга.

  • Важно четко сформулировать вопрос-проблему-задачу и определить желаемый результат.
  • Разработать сценарий и 2-3 варианта развития событий.
  • Иметь в арсенале пакет методов наработки идей и принятия решений группой, «разогревов», метафор и анекдотов в тему.
  • Выбрать и согласовать участников (те, кто имеет непосредственно отношение к решению и смежных к этой задаче участников)
  • Подготовить и разослать желательно за 1-2 недели, минимум за 3 дня информационное письмо-приглашение для участников, содержащее название, проблему/задачу/вопрос, время, дату и место. Оно может содержать и просьбу подготовить заранее какие-то детали.
  • Выбрать место. Лучше не на рабочих местах, чтобы убрать привязку к обычным «ролям». Топ-команды желательно вывозить из города на 2-3 дня для полного «переключения» в режим «выходим за рамки». Плюс необходим воздух и свободное пространство для передвижения.
  • Позаботиться о технической стороне. Использовать доски, флипчарты, разноцветные карточки, клей-распылитель, маркеры, заготовки в виде рисунков и схем, музыку, при необходимости - проектор.

2. Экспертная позиция коуча в содержании обсуждения. Интерпретация слов и смыслов на свой лад.
Важно! Коучу необходимо убирать свое мнение о содержании и не давать советы. Он отвечает за качество ведения процесса, используя коучинговые инструменты, не участвуя ни в наработке идей, ни в принятии решений.
Крайне важен навык коучингового слушания - умения слушать и слышать, не соизмеряя с собственным опытом, и того, что стоит за словами. Это стимулирует группу и каждого участника искать решение и брать ответственность на себя.

3. Направление группы к «единственно правильному» заведомо известному решению.
Важно! Один из принципов коучинга - отношения «без игр». И если есть уже решения, то их лучше озвучить, презентовать, а не «играть» в демократию. Сотрудники это чувствуют и понимают, отсюда и низкая вовлеченность и, как следствие, демотивация не только в процессе этого командного взаимодействия, но и в работе в целом. Сотрудники выходят с таких мероприятий разочарованные происходящим, да и будущим решаемых вопросов. Кроме того, у них создается устойчивое мнение, что это пустая трата времени и сил.
Задача коуча - задавать вопросы и предлагать технологии, выводящие участников за рамки привычных шаблонов и стереотипов, за пределы области экспертности и знаний участников.

4. Задействование только логики и анализа, не стимулируя творческие части мозга участников.
Важно! Создать и поддерживать атмосферу творчества, свободного и спонтанного «думания», открытости, искренности, веселья, удовольствия. Ведь если искать «ответы» задаваемых бизнесом задач за пределами привычных и стандартных решений, да еще и используя потенциал группы, можно найти просто «сокровища», которые принесут организации значительный доход.
Кто всегда спонтанен и легко придумывает, удивляет полетом фантазии и не оценивает: «Так ли?/Не так ли?»? Конечно, ребенок. А ребенок любит играть. Именно игра способна «снять» с нас привычные роли, освободить от стереотипных и шаблонных клише. К примеру, «красная» - значит «шапочка», «серый» - значит «волк». Или «красная» - «армия», «серый» - «кардинал».
Эти игры называются разогревающие или «Ледоколы».
Название отражает их суть - расколоть и растопить «лед» привычного, шаблонного, стереотипного, рамочного левополушарного мышления и «включить» правое полушарие, где таятся скрытые ресурсы творческого спонтанного, образного мышления.

Примеры игр - ледоколов:

  1. «Найди применение». Объединить участников в команды не больше, чем по 7 человек. Предложить им найти как можно большее количество идей для применения предмета (зубочистка, бутылка, штопор, стакан и т.д.). Через 5 минут устроить соревнование. Команды по очереди называют свои неповторяющиеся идеи. Побеждает та, которая назовет большее количество идей.
  2. «Что объединяет?». Модификация предыдущего. Предложить командам найти, что объединяет две различных вещи. К примеру, авторучку и ракету, толковый словарь и зебру, Деда Мороза и электричку, солнце и матрац и т.д.
  3. «Движение идей». Участники садятся в круг. Один называет любое слово, сидящий слева называет ассоциацию на это слово, так оно движется по кругу. Задача группы придумать в конце «сценарий», логически соединяющий первое и последнее слово.
  4. «Вращение идей». Каждый участник в кругу пишет на одной бумажке существительное, передает ее влево, и глагол, передает вправо. Участники, получив два слова, придумывают смысл, который их объединяет.
  5. «Улучшатели». Напишите 15 существительных на листках бумаги, положите их в «шляпу» или в любую емкость, вытаскивайте первое слово, затем - второе. Задача: Как улучшить первое при помощи второго?
  6. «Сочини историю». Начните историю, сказав 2-3 фразы, Предложите участникампредложив участникам по очереди продолжить, говоря одно предложение за один раз.
  7. «Найди противоположности». Назовите слово, участники придумывают как минимум 3 противоположности. Таких слов должно быть минимум, как число участников.
  8. «Глобальная задача». Объедините участников в группы, предложив им решить глобальные мировые проблемы с помощью случайных объектов в комнате. К примеру, голод в мире, бездомные и т.д.
  9. «Картинки». Предложите участникам изобразить что-то в рисунке (фильм, игру, песню, компанию, команду, себя, свою деятельность, ход сессии и т.п.).
  10. «Цвет человека». Предложите участникам определить, какого цвета могли бы быть известные люди. Пусть объяснят, почему.
  11. «Цвет настроения». Пусть участники расскажут, какого цвета их настроение и почему.
  12. «Что Вы видите?». Можно показать участникам заготовленные заранее нарисованные цветные геометрические фигуры и попросить их индивидуально записать то, что они видят. Пусть озвучат, затем сделать еще 3 таких круга: записать и озвучить.
  13. «Импровизация». Взять 5 случайных вещей. Положить в центре комнаты. Предложить участникам придумать по 3 нестандартных способа их использования. Зачитывать по очереди, неповторяющиеся.
  14. «Передай мячик». Участники передают мяч по кругу необычным неповторяющимся способом.
  15. «Проходка». Выстроить участников в две шеренги. Внутри каждый участник проходит неповторяющимся способом.
  16. «Стройся». Молча, не договариваясь, построиться всем участникам в шеренгу или колонну по цвету глаз, по году рождения, по цвету волос, по цветам одежды и т.д.
  17. «Необычная эстафета». Участники делятся на две-три команды. По сигналу ведущего участники должны выполнять следующие задания:
  • бежать треугольником! Но не по треугольнику, а именно треугольником. Как бегают треугольники?
  • теперь, в другую сторону, побежали пунктиром;
  • побежали квадратиками;
  • в косую линеечку;
  • столбиком;
  • всмятку и т. п.

Причем, каждый сам решает, как бежать.
Итак, игры используются для того, чтобы стимулировать «творческую продуктивность»:

  • Выйти за рамки шаблонного и стереотипного
  • «Переключить» наш мозг из режима логического и линейного в режим креативного
  • Поощрять любые нестандартные идеи
  • Убрать внутреннего «цензора» и «критика»
  • Снять привычные роли и маски
  • «Добыть» энергию и энтузиазм
  • Повысить уровень доверия
  • Настроиться на «волну» сотрудничества

5. Поощрение среды «я начальник - ты дурак».
Важно! Создавать среду «без погон», «равный-равный», где каждый будет услышан. Задача коуча - помочь команде и каждому сотруднику осознать и максимально эффективно использовать свои сильные стороны, определить общие цели и достигать их с наименьшими усилиями. Тогда улучшатся взаимоотношения, возрастет мотивация и поднимется настроение. Все это крайне необходимые условия для нахождения лучших решений. В противном случае сотрудники будут разочарованы формальным подходом и опасаться проявлять инициативу, активность и творчество.

6. Упускать цель коучинга из фокуса, позволять прерывать процесс и уводить в сторону.
Важно! Коучу необходимо держать нить и вести процесс коучинга, а не вовлекаться в содержание. Именно поэтому рекомендуется брать для коучинга своих команд внешних коучей, которым это сделать проще.
Также оставаться в русле центральной темы, помогают промежуточные итоги. Они дают возможность свериться с целью, сфокусироваться на конечный результат.

7. Поощрение или отсутствие реакции коуча на «оценку» идей и критику действий друг друга коллегами.
Важно! Создать атмосферу продуктивности и согласованности. Этому способствуют четкие правила и договоренности с группой вначале сессии коучинга команды. Кроме того, коуч делится открыто своими чувствами, слышит и уважает каждого в группе, показывая личный пример.
Предлагаю 5 простых правил наработки идей в коучинге команд, которые помогут при ошибках в пунктах 4-5:

  • Все идеи поощряются.
  • Нет критике, оценке и негативным суждениям.
  • Важно количество, а не качество.
  • Принцип «равенства». Руководители «снимают погоны». Каждый человек и каждая идея имеют равную стоимость.
  • Весело и с удовольствием.

Таким образом, мы «бросаем вызов» традиционным мыслям, держим «в узде» критическое аналитическое» мышление, поощряем творчество, стимулируем сотрудничество.

8. Низкая энергетика коуча. Ощущение вялости и «болота».
Важно! Коучу необходимо быть эмоционально заряженным, с высоким уровнем энергии, интереса и желания действовать.

9. Отсутствие завершенности.
Крайне важно! Необходимо, чтобы сотрудники в конце сессии перевели наработанные идеи в конкретные планы действий. Их вовлеченность в процесс, раскрытие своего творческого потенциала, нахождение лучших решений, согласованное взаимодействие, ощущение значимости своего вклада в общее дело, автоматически «включает» мотивацию и ответственность за исполнение решений.


Что такое командный коучинг?

Это специально организованный процесс взаимодействия членов команды, стимулирующий интеллектуальный и психо-эмоциональный диалог между ними, и направленный на достижение общекомандных целей

Командный коучинг основывается на тех же принципах, что и . Коуч ставит перед командой вопросы, и организует процесс поиска ответов на них. Однако, работа командного коуча отличается от работы фасилитатора или модератора процесса. Коуч работает не только на уровне СОДЕРЖАНИЯ (видение, цели, проблемы, решения, оцифровка результата и критериев), но и на уровне ОТНОШЕНИЙ между членами команды. Цель коуча - помочь команде стать единым целым, наладить такое взаимодействие внутри команды, когда оказывается возможным поставить командные цели выше личных. Это относится как проектным, так и управленческим командым. В отношении последних за годы практики у меня выработалось правило - в коучинге команда работает над достижением только тех целей, которые оказываются важными для всех без исключения членов команды , с теми, где возможна сшивка личных и организационных целей. Иначе работа коуча превращается в имитацию бурной деятельности, и только. И, конечно, при работе с командой от коуча требуется иной, более комплексный уровень навыков, владение специфическими технологиями и моделями работы. Кроме умения работать с групповой динамикой, где хороши навыки модерации, фасилитации процесса, нужны еще глубокое понимание принципов работы с сопротивлением человека, системный подход к реализации изменений в компании.

Основная задача командного коуча:

а) провести команду через все стадии формирования за более короткий, чем обычно, временной промежуток (для вновь создаваемых команд);

б) способствовать команде в переходе на качественно новый уровень функционирования (для уже существующих команд).

Командный коучинг реализуется на основе регулярных встреч (сессий) коуча с командой, а так же сессий индивидуального коучинга для лидера и членов его команды.

В управлении производством в конечном счете все сводится к трем факторам: люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удасться сделать. Ли Яккока

Результаты командного коучинга:

    команда способна самостоятельно вести продуктивный внутрикомандный диалог для решения бизнес-задач;

    сократилось время на поиск решений, а их качество стало выше прежнего

    повысился уровень осознанности, ответственности и самодисциплины в отношении целей и ценностей, как на уровне индивидуума, так и команды в целом;

    каждый член команды осознал собственный вклад в достижение целей, ощущает свою связь и взаимозависимость с другими членами команды;

    раскрылся потенциал участников, т.к. каждый смог проявить творческий подход, был выслушан и поддержан;

    улучшилась коммуникация, сформировался единый язык и общее смысловое поле;

    развились и укрепились навыки совместной работы, конструктивного решения конфликтов;

    каждый член команды получил «прививку» уважительного отношения друг к другу, без которого в дальнейшем командная работа для этих людей уже просто немыслима;

    произошел позитивный сдвиг в сознании каждого члена команды от формулировки «Мой успех» к формулировке «Наш успех»;

    достигнута синергия взаимодействия и команда наслаждается ее результатами.

Целевая аудитория командного коучинга:

    Управленческая команда

    Проектная команда

    Отдел/подразделение организации, где есть необходимость в командной работе.

Примеры ситуаций, для которых командный коучинг наиболее эффективен

    Необходимо помочь группе людей стать командой, провести ее через все этапы командообразования за непродолжительный период времени

    Уже существующей команде необходимо выйти на новый уровень эффективности, повысить КПД

    Поменялся один или несколько членов команды, и необходимо согласовать или заново сформулировать видение, цели и принципы работы

    В команду пришел новый лидер. В этом случае работа начинается с индивидуального коучинга лидера команды, а затем проводится командный коучинг

    Корпоративная культура организации больше не отвечает стратегическим целям и видению управленческого звена, изменить ее нужно за короткое время

    Экономический кризис и его последствия для организации - уход клиентов, возрастающие конфликты между подразделениями, разинтеграция процессов и отношений между людьми и т.д.

    Лидер устал все «волочить» на себе, хочет разделения ответственности и передачи полномочий своей команде, а команда не готова принять эту ответственность.

Основные этапы командного коучинга в организации

    Первая встреча с лидером команды и другими заинтересованными лицами. Формулируется запрос на коучинг. Коуч проясняет ожидания заказчиков командного коучинга, представители организации знакомятся с технологией проведения командного коучинга, выясняют для себя возможные результаты, выражают пожелания к процессу. В целом беседа касается трех блоков предстоящей работы: организация, команда, лидер.

    Организовывается встреча с членами команды (обязательно для управленческих команд), на которой происходит личное знакомство коуча с членами команды, еще раз озвучиваются цели, причины и возможные результаты предстоящей работы. В случае необходимости командным коучем проводится презентация технологии командного коучинга.

    Подписывается договор с описанием содержания работы коуча, уточняются вопросы конфиденциальности, подотчетности, времени и частоты коуч-сессий командной работы, стоимости услуг, составляется график встреч.

    По согласованному графику проводятся сессии командного коучинга. В параллели могут проводиться индивидуальные коуч-сессии для лидера или членов команды для повышения эффективности работы и ускорения получения результатов.

    Оценка результатов проводимой работы проводится дважды: в середине и в конце командного коучинга.

    Командным коучем пишется отчет о проделанной работе, который направляется руководителю организации и другим заинтересованным лицам.

    Отдельно по запросу проводится диагностика команды (роли, психологическая совместимость, эмоциональный интеллект и т.д.). Используются проверенные диагностические методики, их результат становится достоянием всей команды. Обсуждению результатов диагностики может быть посвящена отдельная коуч-сессия.

Как заказать командный коучинг

Для знакомства с командным коучингом пригласите меня на встречу и/или закажите презентацию

Хорошим стартом может быть:

  • заказ диагностики команды
  • обучение навыкам коучинга руководителей вашей организации высшего и среднего звена
  • индивидуальный коучинг

В настоящее время существуют несколько классификаций (видов) коучинга. Основная классификация, которой придерживаюсь я, построена на выделении видов коучинга на основе количественного состава партнеров (клиентов), с которыми одновременно работает коуч, и масштабами «среды», вовлеченной в этот процесс. Исходя из этого основания, коучинг бывает:

  1. Индивидуальный.
  2. Групповой (командный).
  3. Организационный.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных видов коучинга.

Индивидуальный коучинг

Данный вид коучинга – это работа один на один. Никто не должен вмешиваться, так как коучинг – очень тонкий процесс и посторонние звуки, звонки, запахи будут отвлекать внимание партнера (клиента).
В ходе работы с партнером (клиентом) решаются конкретные индивидуальные задачи.

Этот вид коучинга может затрагивать различные сферы жизни: бизнес, карьера, семья, взаимоотношения, здоровье, спорт, постановка целей, личные качества, творчество, дети, деньги и т.д.

Коучинг «один на один» может быть разовой встречей или системным процессом. Все зависит от потребностей самого клиента. Если нужно решить 1-2 относительно «несложных» вопроса, то это займет от 1-2 до 8 сессий , если же клиенту необходимо ускоренное развитие и формирование гармоничной модели жизни, то необходимо использовать системный подход. Для этого необходимо работать с коучем 1-2 раза в неделю в течение более длительного срока. Как правило – это 10 сессий и более .

Групповой (командный) коучинг

Данный тип работы предполагает работу не с одним партнером (клиентом), а с целой группой людей.

«Да как же это возможно?!» – спросите вы. «Ведь у каждого свои вопросы?!». Особенность данной сессии состоит в том, что у этих людей имеется общий (сходный) вопрос (цель, задача). Они могут быть семьей, спортивной командой, партнерами по бизнесу или общественной организацией. Не имеет значения, сколько их, главное чтобы цель была одна на всех, и каждый был заинтересован в ее достижении и принимал полную ответственность за это.

Командный коучинг, как правило, рассматривают как частный случай группового коучинга, хотя это и не всегда так.

Организационный коучинг

При этом вам не обязательно самостоятельно определять, какой вид коучинга вам необходим. Вам достаточно просто позвонить или написать мне и изложить суть своей задачи (проблемы). Все остальное мы определим вместе с вами.

В каких случаях нужен коучинг

Перечень таких случаев (ситуаций) практически безграничен. Приведу вам лишь некоторые из них.

Для кого-то коучинг – это техника, позволяющая расставить приоритеты в жизни. Нам всем знакомы ситуации, когда в компании одновременно идет несколько проектов, необходимо решать множество текущих вопросов, которые появляются постоянно. В то же время руководителю необходимо развиваться как личности, поддерживать свое здоровье, видеться с семьей, в конце концов. Нужно успеть все, а для этого необходимо уметь расставлять приоритеты.

Коучинг позволяет сбалансировать жизнь, выделить наиболее важные задачи, составить так называемый план действий, который позволит учесть все свои интересы, а также цели и задачи компании.

Коучинг также необходим тому, кто находится в «кризисной (трудной) ситуации». Не все идет гладко, но человек понимает, что из любой ситуации можно найти выход, которого он в одиночку просто сейчас не видит. Это так называемое «коробочное мышление» (ограниченное, как если бы человек смотрел в щель в небольшой коробке и больше ничего не видел). Коуч помогает руководителю увидеть картину действительности полностью и понять, как в этой ситуации нужно действовать, расширяя ее границы.

Коуч-технологии также необходимы для развития лидерских качеств. Здесь мнения расходятся: некоторые полагают, что лидерство – это врожденное качество, другие – что приобретенное. Есть также мнение, что, имея задатки к лидерству, человек может это качество развить и «отшлифовать». Коучинг действительно позволяет это сделать, но здесь важно осознанное желание клиента стать лидером. И часто, на этапе формирования запроса выясняется, что клиент хотел стать лидером, но не задумывался, что означает это понятие, а также что даст ему лидерство в будущем.

Коучинг обязательно необходим любому первому лицу организации (крупного структурного подразделения).

Ни для кого не секрет, что успех компании зависит от того, насколько личные цели сотрудников и цели компании согласованы между собой и осознанны. Нельзя одновременно забраться на две вершины одной горы, если они находятся на расстоянии друг от друга.

С помощью коучинга собственник бизнеса (генеральный директор) может создать видение будущего компании с учетом интересов всех сторон и на несколько лет вперед, составить более эффективный план развития и оптимизировать текущую работу компании.

Первым лицам компании (владельцы, топ-менеджеры, генеральные директора) коучинг нужен в большей мере, чем рядовым сотрудникам. То, как руководитель видит свою компанию, ее будущее проецируется на сотрудников и их поведение. И достаточно часто руководители не совсем ясно себе представляют, что и как нужно делать, а подчиненные, к сожалению, мыслей читать не умеют.

Или наоборот — руководители четко и ясно знают, что и как делать, но перед сотрудником ставят «размытую» цель. Соответственно результат отличается от ожиданий руководителя, и очень часто в худшую сторону. От ясности поставленных целей и правильности принятых решений руководителем — зависит успех и будущее компании.

Список таких ситуаций, в которых необходим коучинг, можно было бы продолжать бесконечно. Более подробно такие ситуации и возможные результаты коучинга изложены в разделе «За что вы платите деньги ».

Как понять, что ваша компания или менеджмент нуждаются именно в коучинге?

  • Вы провели корпоративный тренинг, а желаемого результата нет.
  • Есть желание познакомиться с новым методом управления и внедрить его в своей компании — управление в стиле коучинг.
  • Есть готовность и желание улучшать свою работу, брать ответственность за действия на себя, и при этом учитывать мнения окружающих.
  • Есть готовность развиваться, ставить новые цели и идти к ним.
  • Виден «бег на месте или по кругу» и пора что-то менять.
  • Есть желание узнать — как можно сократить время на реализацию текущих проектов.
  • Если считаете, что «нам не нужны советы — мы сами все знаем и нас надо только направить».
  • Есть ощущение «болота». Когда затягивает все глубже и глубже, нужен тот, кто его поможет осушить.
  • Компания находится в трудном (предкризисном, кризисном) состоянии и нужно найти выход.
  • Нужен человек (коуч) со стороны, который поможет найти решения проблем и воплотить решения в жизнь.
  • Нет четкого видения будущего компании, куда ей двигаться и как правильно расставить приоритеты.

Перейти к регистрации

Современные методы управления и коммуникаций!

Ни один успешный продукт или компания не строятся на способностях только одного человека.
Менеджмент - это искусство мотивировать и вдохновлять команду на достижение цели. Каждый из нас знает на своем опыте, как отличаются группа людей и сильная команда. Но что составляет основу сильной команды? Как мы можем последовательно выстроить результативную команду? Сегодня больше, чем когда-либо, способность тренировать командное мышление является ключевым навыком в управлении проектами.

Аудитория тренинга

Лидеры бизнеса, руководители всех уровней (руководители отделов, менеджеры среднего звена, топ -менеджеры), которым необходимо использовать потенциал и ресурсы проектной команды для эффективного достижения целей компании.


Сертификационный тренинг Международного Эриксоновского Университета коучинга.


Цели и задачи тренинга

Повышение личной эффективности и улучшение результатов работы.
Умение расставлять приоритеты и оптимизировать используемые человеческие ресурсы.
Управлять командными процессами - стимулирование инновационного мышления через динамические паттерны групп, команд и организаций
Навыки создания совместного видения и плана действий.
Навыки вовлечения сотрудников в проектную работу.
Работа с ресурсами собственного стиля руководства.
Освоение новых методов управления проектными командами.
Навыки повышения мотивации сотрудников для достижения корпоративных результатов.
Навыки повышения инициативности сотрудников и способы достижения поставленных целей.

Темы, освещаемые в тренинге:

Раздел 1. Введение в тренинг. Управление проектами и коучинг в современной организации.

Важность командной работы. Как осуществляется фасилитация команды.
Командный интеллект, командный разум, эффект взлета результативности.
Типы управления командами .

Раздел 2. Техника принятия командных решений:

Чем команда отличается от группы?
Стили руководства. Их преимущества и недостатки.
Как ускорить принятие эффективного командного решения?
12 вопросов Gallup International и их использование для диагностики мотивации в команде.

Раздел 3. Как ставить командные цели:

Каковы критерии эффективной формулировки целей?
Как повысить качество работы через цели которые: позитивны, подконтрольны, SMART и экологичны.
Распределение приоритетов.
Командный договор - на проект и на встречу.
Четыре стадии планирования проекта: вдохновение, внедрение, мотивирование и завершение проекта.

Раздел 4. Принципы организации проектной команды: Что используют лучшие менеджеры при работе в проектной команде?

Основные принципы, необходимые для достижения успеха в проектной работе.
Парадоксы управления проектной командой - как внедрить изменения?
Как люди вовлекаются в то, что делают и в то, чего хотят?
Ключевые навыки вдохновения и рамка результата.

Раздел 5. Навыки построения отношений:

Виртуозные навыки раппорта.
Методы восстановления раппорта.
Как уменьшить вредное воздействие интриг и трудных отношений в коллективе.

Раздел 6. Коучинг команд. Как задавать Великие вопросы:

Что такое поощряющий диалог?
Что нужно спросить у группы, чтобы она получила максимальную пользу?
Техника задавания вопросов по логическим уровням.
Какие вопросы максимально мотивируют людей?
Как с помощью вопросов направлять ваших сотрудников к четким целям и результатам?
Когда нужно создавать мыслительные карты? Стратегии эффективного лидерства.

Раздел 7. Вопросы по нейрологическим уровням

Вопросы, соответствующие структуре работы нашего мозга.
Вопросы по главным деталям нашего плана.
Как усилить понимание навыков лидерства через принципы системности и баланса.
Как усилить свое понимание стратегий и целей через видение "большой картины".

Раздел 8. Стадии развития команд:

Стадии развития команд: тренинг - тестирование - коучинг - партнерство.
Как достигаются цели на каждой стадии?
Какой стиль руководства важен на каждой стадии развития команды?

Раздел 9. Повышение качества командного диалога:

Как сформировать командный диалог?
Какова роль лидера в команде?
Функции команды - стадии коучинга.

Раздел 10. Фасилитация команд - управление совещанием:

Роль руководителя в повышении эффективности работы команды на совещании.
Важные моменты в планировании совещания и в процессе совещания.
Мозговой Штурм - сердце командного диалога. Как сделать мозговой штурм максимально эффективным?
Создание Хартии команды.

Раздел 11. Создание командной истории:

Вдохновляющая метафора.
Для чего создается командная история?
Самая лучшая история про опыт командного взаимодействия.
Как сформулировать командную историю для этой проектной команды.

Раздел 12. Формирование ценностей команды:

Колесо ценностей, как инструмент поднятия мотивации.
Ключевые ценности команды
Как совместить индивидуальные ценности участников проекта?
Действия команды на основе самых ключевых ценностей.

Раздел 13. Формирование миссии:

Основные подходы к формированию миссии.
Какие ключевые характеристики должна содержать миссия?
Создание вдохновляющей миссии: какой она должна быть?
Что такое видение?
Усиление миссии через командное видение.

Раздел 14. Стратегия разработки проектов по методу Уолта Диснея:

Три разных уровня мышления.
Процесс планирования проекта по шагам: Мечтатель, Реалист, Критик.
Основные аспекты каждой стадии.
Как руководитель может провести команду по шагам?

Раздел 15. Разработка проекта в соответствии со стадиями развития:

Стадии развития мастерства.
Как люди учатся.
Характерные черты каждой стадии.
Действия руководителя на каждой стадии: формирование, концентрация усилий, медленный рост, быстрый рост, стабильность, прорыв, мастерство.
Сложности и ключевые аспекты каждой стадии развития проекта.

Раздел 16. Составление проекта. Анализ рисков:

Что делать, если план проекта не работает?
Картезианские вопросы.
Прояснение ситуации и выход из конфликта.
Как привести команду к новому комплексному решению?

Раздел 17. Создание рабочей атмосферы для проектной команды:

4 области, на которые руководитель обращает внимание
Создание четкой перспективы.
Создание значимых результатов и достижений.
Комфортная атмосфера.
Вовлечение сотрудников в смысл и долгосрочное влияние проекта.
Кто Ваши акционеры?
Создание баланса в четырех сферах.

Раздел 18. Подведение итогов проекта:

Каким будет лучшее подведение результатов?
Ключевые идеи для поощрения сотрудников
After Project Review, как инструмент обучения проектной команды.
Демонстрация эффективности в коротких вдохновляющих диалогах.
Использование формата самооценки.
Празднование успехов.
Использование проверочных списков для достижения успеха.

Раздел 19. Обратная связь в проекте:

Использование шкалы, критериев в процессе подачи обратной связи.
Механизмы подачи позитивной обратной связи.
Парадоксы обратной связи.
Мышление направленное на достижение успеха и мышление, направленное на поражение.

Подведение итогов, заполнение менеджерами плана личного развития навыков управления проектной командой.

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О