Связь современной географии с другими науками. Связь методики обучения географии с другими науками

Не существует ни одной абсолютно изолированной от других знаний науки. Все они тесно переплетены друг с другом. И задача любого учителя или преподавателя - максимально раскрыть эти межпредметные взаимосвязи. В этой статье мы детально рассмотрим связи географии с другими науками.

Межнаучные связи - что это такое?

Межнаучные (или межпредметные) связи - это взаимосвязи между отдельными дисциплинами. В ходе учебного процесса они должны устанавливаться учителем (преподавателем) и учащимся. Выявление таких связей обеспечивает более глубокое усвоение знаний и способствует более эффективному их применению на практике. Поэтому учителю необходимо акцентировать особое внимание на этой проблеме при изучении любой науки.

Выявление межпредметных связей - это важный фактор построения содержательной и качественной системы образования. Ведь их осознание учеником позволяет ему более глубже познать объект и задачи конкретной науки.

Науки, изучающие природу

Система наук, изучающих природу, включает в себя физику, биологию, астрономию, экологию, географию и химию. Их еще называют естественными научными дисциплинами. Пожалуй, главное место среди них принадлежит физике (ведь даже сам термин переводится как "природа").

Взаимосвязь географии с другими науками, изучающими природу, очевидна, ведь у всех у них - общий объект исследования. Но почему же тогда его изучают разные дисциплины?

Все дело в том, что знание о природе очень многогранно, оно включает множество разных сторон и аспектов. И одна наука постигнуть его и описать просто не в состоянии. Именно поэтому исторически сформировалось несколько дисциплин, которые изучают разные процессы, объекты и явления, происходящие в окружающем нас мире.

География и другие науки

Интересно, что вплоть до XVII века наука о Земле была единой и целостной. Но со временем, по мере накопления новых знаний, объект её изучения все более усложнялся и дифференцировался. Вскоре от географии откололась биология, а затем и геология. Позже еще несколько наук о Земле стали самостоятельными. В это время на основе изучения различных компонентов географической оболочки формируются и укрепляются связи географии с другими науками.

Сегодня в структуре географической науки значится не менее пятидесяти различных дисциплин. Каждая из них отличается своими методами исследований. В целом география делится на два больших раздела:

  1. Физическая география.
  2. Социально-экономическая география.

Первая изучает природные процессы и объекты, вторая - явления, которые происходят в обществе и экономике. Зачастую связь между двумя узкими дисциплинами из разных разделов учения может и вовсе не прослеживаться.

С другой стороны, связи географии с другими науками очень тесные. Так, наиболее близкими и "родными" для нее являются:

  • физика;
  • биология;
  • экология;
  • математика (в частности, геометрия);
  • история;
  • экономика;
  • химия;
  • картография;
  • медицина;
  • социология;
  • демография и другие.

Причем на стыке географии с другими науками часто могут формироваться совершенно новые дисциплины. Так, к примеру, возникла геофизика, геохимия или медицинская география.

Физика и география: связь между науками

Физика - это, по сути, и есть чистая Данный термин встречается в работах древнегреческого мыслителя Аристотеля, который жил еще в IV-III ст. до нашей эры. Именно поэтому связь географии с физикой очень тесная.

Сущность атмосферного давления, зарождение ветра или особенности формирования ледниковых форм рельефа - раскрыть все эти темы очень сложно, не прибегнув к знаниям, полученным на уроках физики. В некоторых школах даже практикуют проведение в которых органично сплетены физика и география.

Связь этих двух наук в рамках школьного образования помогает ученикам глубже познать учебный материал и конкретизировать свои знания. Кроме того, она может стать инструментом у школьников к "смежной" науке. Например, ученик, который ранее не очень ладил с физикой, может вдруг полюбить её на одном из уроков географии. В этом заключается еще один важнейший аспект и польза межпредметных связей.

Биология и география

Связь географии с биологией, пожалуй, наиболее очевидна. Обе науки изучают природу. Вот только биология концентрирует свое внимание на живых организмах (растения, животные, грибы и микроорганизмы), а география - на абиотических её компонентах (горные породы, реки, озера, климат и т. п.). Но поскольку связь между живыми и неживыми компонентами в природе очень тесная, это значит, что и данные науки априори связаны.

На стыке биологии и географии сформировалась абсолютно новая дисциплина - биогеография. Главный объект её изучения - биогеоценозы, в которых и взаимодействуют биотические и абиотические компоненты природной среды.

Эти две науки также объединяет вопрос В поисках правильного ответа на него географы и биологи консолидируют все свои усилия.

Экология и география

Эти две науки взаимосвязаны настолько тесно, что иногда предмет их исследования даже отождествляют. Решение любой экологической проблемы просто невозможно без обращения к аспектам географической науки.

Особенно прочной является связь экологии с физической географией. Она вылилась в формирование совершенно новой науки - геоэкологии. Впервые этот термин ввел Карл Тролль в 1930 годах. Это комплексная прикладная дисциплина, изучающая структуру, свойства и процессы, которые проходят в среде обитания человека, а также других живых организмов.

Одной из ключевых задач геоэкологии является поиск и разработка методов рационального природопользования, а также оценка перспектив устойчивого развития конкретных регионов или территорий.

Химия и география

Еще одна дисциплина из класса естественных наук, которая имеет довольно тесные связи с географией, - это химия. В особенности она взаимодействует с географией почв и почвоведением.

На основе этих связей возникли и развиваются новые научные отрасли. Это, в первую очередь, геохимия, гидрохимия, химия атмосферы и геохимия ландшафтов. Изучение некоторых тем географии просто невозможно без соответствующих знаний химии. Прежде всего речь идет о следующих вопросах:

  • распространение химических элементов в земной коре;
  • химическая структура почвы;
  • кислотность грунтов;
  • химический состав вод;
  • соленость океанической воды;
  • аэрозоли в атмосфере и их происхождение;
  • миграция веществ в литосфере и гидросфере.

Усвоение данного материала учащимися будет проходить более эффективно в условиях интегрированных уроков, на базе лабораторий или кабинетов химии.

Математика и география

Отношения между математикой и географией можно назвать очень близкими. Так, научить человека пользоваться географической картой или планом местности без элементарных математических знаний и навыков невозможно.

Связь математики с географией проявляется в существовании так называемых географических задач. Это задания:

  • на определение расстояний по карте;
  • на определение масштаба;
  • на вычисление высоты горы по температурным градиентам или градиентам давления;
  • на расчеты по демографическим показателям и тому подобное.

Кроме этого, география в своих исследованиях очень часто использует математические методы: статистический, корреляционный, моделирования (в том числе компьютерного) и другие. Если же говорить о экономической географии, то математику и вовсе можно смело назвать её "сводной сестрой".

Картография и география

Связь этих двух научных дисциплин ни у кого не должна вызывать ни малейших сомнений. Ведь карта - это язык географии. Без картографии эта наука просто немыслима.

Существует даже особый метод исследований - картографический. Он заключается в получении нужной для ученого информации из различных карт. Таким образом, географическая карта из обычного продукта географии превращается в источник важных сведений. Данный метод исследований применяется во многих учениях: в биологии, истории, экономике, демографии и так далее.

История и география

"История есть география во времени, а география - это история в пространстве". Эту необычайно точную мысль выразил Жан-Жак Реклю.

История связана исключительно с общественной географией (социальной и экономической). Так, при изучении населения и экономики конкретной страны нельзя обойти стороной её историю. Таким образом, юный географ априори должен в общих чертах разбираться в исторических процессах, которые протекали на определенной территории.

В последнее время в среде ученых появляются идеи о полной интеграции этих двух дисциплин. А в некоторых вузах уже давно созданы смежные специальности "История и география".

Экономика и география

География и экономика также очень близки. По сути, результатом взаимодействия между этими двумя науками стало появление совершенно новой дисциплины под названием экономическая география.

Если для экономтеории ключевым является вопрос "что и для кого производить", то экономическую географию интересует прежде всего другое: как и где производятся те или иные блага? А еще данная наука пытается выяснить, почему производство того или иного продукта налажено именно в этой (конкретной) точке страны или региона.

Экономическая география зародилась еще в середине XVIII века. Её отцом можно считать величайшего ученого М. В. Ломоносова, который ввел в обиход этот термин в 1751 году. Вначале экономическая география носила чисто описательный характер. Потом в сферу её интересов вошли проблемы размещения производственных сил и урбанизации.

На сегодняшний день экономическая география включает в себя несколько отраслевых дисциплин. Это:

  • география промышленности;
  • сельского хозяйства;
  • транспорта;
  • инфраструктуры;
  • туризма;
  • география сферы услуг.

В заключение...

Все науки связаны друг с другом в большей или меньшей степени. Связи географии с другими науками также довольно тесные. Особенно если речь идет о таких дисциплинах, как химия, биология, экономика или экология.

Одна из задач современного учителя - выявить и показать ученику межпредметные связи на конкретных примерах. Это крайне важное условие для построения качественной системы образования. Ведь от комплексности знания напрямую зависит эффективность его применения для решения практических задач.

География представляет собой целую систему наук, в которые входят, как и естественные науки, так и общественные.

Понятие географии как науки

Совокупностью наук о планете Земля называют географию. Трудным является вопрос о разграничении географии с геологией, так как последняя наука находится в области физической географии и порой становится на ее место.

Но исторические данные говорят о том, что именно география начала раньше исследовать физико-географические вопросы. Сложность определения географии, как конкретной науки, подтверждается географическими конгрессами, которые географы проводят совместно с этнографами, геологами, физиками и астрономами. Все больше появляются проектов, которые раскрывают географию, как науку, в более полном объеме.

География: система наук

О географии принято говорить, как о целой системе наук, каждая из которых изучает природные, территориальные и производственные комплексы и компоненты, которые в них входят. География подразумевает комплексное и детальное изучение природы, населения и хозяйства, и объединение различных дисциплин в одной систему продиктовано их тесной взаимосвязью.

Изучение таких объектов происходит с целью наиболее эффективного применения всех природных ресурсов, создания благоприятной среды для проживания населения и размещения производства в рациональных параметрах. Система географических наук сформировалась в процессе дифференциации и развития самой географии, как науки знаний о хозяйстве, природе и населении разных территорий Земли.

Сам процесс развития науки привел к изучению отдельных компонентов природной среды – таких, как почва, климат и рельеф, или компонентов хозяйства, например, промышленность и сельское хозяйство. Со временем появилась надобность синтетического исследования территориальных сочетаний компонентов.

В системе науки география выделяют:

Естественные науки – физическая география, геоморфология, океанология, география почв, климатология, геокрилогия, биогеография, гидрология суши и другие;

Общественные науки географии, к которым относится общая экономическая и региональная география, география различных отраслей хозяйства (например, промышленности или транспорта), география сельского хозяйства, география населения или политическая география;

Страноведение;

Картография, специальная техническая наука, которая входит в систему современных наук географии по причине общности главных задач с иными географическими науками.

География для меня всегда казалась одной из первых наук на уровне с математикой и той же физикой. Её значимость ни чем не ниже и в жизни вполне может пригодиться. Но как география выделяется среди других наук и какие имеет с ними связи?

География среди наук

Известно, что любая наука связана с остальными. География - не исключение. Если углубиться в её изучение, то можно понять, что она связана с:

  • физикой;
  • медициной;
  • математикой;
  • биологией;
  • историей;
  • экологией;
  • картографией;
  • социологией и другими.

Интересно, что соотношение географии и некоторых других наук могут вызвать формирование совершенно новой дисциплины. Например, геохимии, геофизики и даже медицинской географии.


География с физикой и биологией

Можно сказать, что физика и есть искомая наука про природу. Без знаний в области физики тяжело объяснить принцип зарождения ветра, пояснить сущность давления в атмосфере или даже как происходит формирование рельефных форм ледника.

Перейду к биологии. Связь этих двух наук самая очевидная. Ведь они занимаются изучением природы. Разницей является то, что биология включает в себя изучение всего живого мира, а география занимается её абиотическими компонентами. Совокупность географии и биологии называется биогеографией. По сути, это все науки про природу, но с разными направлениями.

Географическая связь с науками

Начну с математики, она имеет очень близкие отношения с географией. Ведь никто не сможет научиться пользованию картой без простейших знаний в математике. Проявление связи этих наук заключается в расчете масштаба, определении какого-либо расстояния на карте или же рассмотрении демографических показателей и т. д.

Теперь хочу обратиться к истории. Она связана с географией экономической, а также социальной. Для изучения экономики и населения какой-то страны нельзя обойтись без истории.

Раз зашла речь об экономике, то разберу её связь с нашей наукой. Даже существует выделенная дисциплина под названием экономическая география. Она разбирает различные проблемы с размещением сил производства и также вопросы урбанизации.

Современная география связанная со многими науками, например с математикой, ведь приходится делать много вычислений, определять координаты, время в пути, и тому подобное. Также география тесно связанна с геологией, ведь геологи и географы по сути взаимно дополняют друг друга касательно полезных ископаемых. История и география тоже тесно переплетаются, особенно что касается археологических раскопок, например. С химией связана география в плане изучения климата, химического состава разных веществ, почвы, горных пород, вод рек и океанов.

Современная география связанная со многими науками, например с математикой, ведь приходится делать много вычислений, определять координаты, время в пути, и тому подобное. Также география тесно связанна с геологией, ведь геологи и географы по сути взаимно дополняют друг друга касательно полезных ископаемых. История и география тоже тесно переплетаются, особенно что касается археологических раскопок, например. С химией связана география в плане изучения климата, химического состава разных веществ, почвы, горных пород, вод рек и океанов.

До сих пор география воспринимается многими как наука, которая составляет карты земли и полезных ископаемых. Вот сидит в тиши кабинета, географ, который и город свой не покидал и глубокомысленно водит заскорузлым пальцем по глобусу, ища "белые пятна", а другой рукой поправляя разбитые очки-велосипед. Нет, география сейчас наука, которая все больше и больше становится симбиозом комплекса наук, которые изучают Землю, его недра, народонаселение, распределение производительных сил, ресурсов, оптимальное распределение экономик на поверхности Земли, климатические условия и их зависимость от расположения гор, океанов, ледников и так далее. Скажу больше, сейчас география замахнулась на космические просторы - географы уже изучают Луну и ближайшие планеты. И связь с другими науками у географии двусторонняя.
География и физика с техникой. Географам для изучения земной толщи необходимы современные сложные приборы. Она их получает от технарей-физиков. Представляя им результаты своей работы дает физикам возможность изучить новые явления и усовершенствовать эти приборы.
География и геология. Это географы, совместно с другими науками дают геологам наводку где какие полезные ископаемые следует искать. В ответ, получая результаты деятельности геологов уточняют свои технологии и инструменты. Геофизики изучают не только климат и причины изменения климата, но уже дают долгосрочные прогнозы и пытаются найти способы изменения климата. И делают они это в содружестве с физиками, химиками, геологами и представителями многих других наук. Совместно с биологами и палеобиологами они изучают изменение живого мира в динамике, в движении, пути миграции и причины, влияющие на изменение численности представителей живой природы. Вместе с энергетиками они изучают возможности внедрения альтернативных источников энергии, основанных на природных явлениях вроде приливов, ветров, термальных вод. Вместе с экономистами, историками и социологами экономику, ресурсы и способы их оптимального использования. Проводя аналогии с земной географией географы помогают астрономам составлять карты поверхности ближайших планет. Связей так много, что география стала одной из всеобъемлющих наук.
Ну что, похож современный географ на симпатичного маразматического Паганеля?
Нет, он на острие современной науки и его инструментом является не глобус, а самые современные приборы и технологии

1.2. Связь методики обучения географии с другими науками.

Всякий учебный предмет представляет собой педагогическую «проекцию» науки, построенную с учетом возрастных особенностей школьников и их предшествующей подготовки, а также специфики той социальной и природной среды, в которой школьники проживают.

Связи методики обучения географии с географическими науками имеют особенно большое значение при разработке содержания школьной географии, т.е. в решении вопроса о том, каков тот круг научных географических знаний и умений, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения географии. Конструирование и совершенствование содержания географического образования – задача непреходящей важности и значения. Показательно, что одна из центральных задач совершенствования содержания географического образования состоит в том, чтобы полнее отразить в нем современный уровень развития и достижение системы географических наук. В современной школе изучаются основы географической науки, а не сама по себе научная география. Средства обучения и приемы работы с ними в значительной мере также определяются методами исследования географической науки. Так, например, картографический метод исследования, наиболее специфичный для географии, находит широкое применение в школьном обучении в виде системы работы с картами. В старших классах видное место занимает работа с экономической и демографической статистикой, что соответствует статистическому методу исследования, столь важному для экономической географии. Полевые методы исследования научной географии в школьном обучении представлены учебными экскурсиями и наблюдениями. Во всех курсах школьной географии широко применяется присущий географической науке территориальный, пространственный подход к рассмотрению объектов и явлений природы и общества.

Связи методики обучения с дидактикой. Дидактика образует общую научную основу методики всех учебных предметов. Методика обучения географии развивается в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой. Содержание школьной географии разрабатывается на базе теории содержания общего и политехнического образования в современной общеобразовательной школе, а система методов обучения географии и требования к ним соотносятся с дидактическими классификациями методов обучения вообще. В уроке географии реализованы важнейшие положения дидактики, касающиеся этой главной в современной общеобразовательной школе формы организации обучения и т.д. Связь методической науки с дидактикой является диалектически сложной: методика обучения географии не только опирается на общие положения дидактики, но и обогащает последнюю, выявляя особенности и пути успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии. Дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всем учебным предметам. В дидактику, например, вошли такие результаты исследований по методике обучения географии, как 1) способы объективной проверки и оценки знаний и умений учащихся, 2) условия и пути развивающего обучения, 3) общие подходы к определению системы мировоззренческих идей и пути их формирования у школьников и т.д.

Связи методики обучения географии с психологией. Методика обучения географии имеет тесные связи с психологией. Эти связи обусловлены тем, что открытые психологией закономерности помогают найти наиболее эффективные средства, методы и приемы обучения, воспитания и развития личности ребенка, сконструировать педагогически грамотный процесс формирования у учащихся основ географического мышления. Действительно, обучение географии не будет успешным, если педагог не сумеет использовать последние достижения психологии в изучении познавательной деятельности детей. В последние годы методические исследования все более широко опираются на данные общей, психологической и возрастной психологии, как следствие усиления внимания к тому, как учится ученик. Методическая наука использует данные психологии как опосредованно, через закономерности и принципы дидактики, так и непосредственно. Особенно большое влияние на развитие методики обучения географии оказывают психологические теории учения Н.А. Менчинской, Д.И. Богоявленского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Е.Н. Кабановой-Меллер и др. Основополагающими для современной методики обучения являются идеи и принципы теории развивающего обучения, выдвинутые Л.С. Выготским, а также его учениками и последователями. Согласно данной теории, обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ученика; правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового развития.

По мере развития методики обучения географии углубляются ее связи с логикой, кибернетикой, нейрофизиологией.

1.3. Цели обучения географии.

Строгое определение целей обучения имеет принципиально важное значение для решения всего комплекса проблем методики и психологии всякого учебного предмета, в том числе географии. От целей обучения зависят задачи, содержание, методы и приемы, организационные формы, средства, а также общая направленность процесса обучения географии.

По широте и многообразию целей обучения география занимает одно из ведущих мест среди других учебных предметов в современной общеобразовательной школе. Цели обучения географии традиционно объединяются в следующие три группы:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Дать учащимся знания основ современной географической науки, картографии, геологии и др., раскрыть научные основы охраны природы и рационального природопользования;

Способствовать экологическому, экономическому и политехническому образованию школьников;

Вооружить школьников доступными для них методами изучения природных и социальных объектов и явлений;

Сформировать у учащихся географическую культуру, подготовить школьников к самообразованию в области географии и смежных с ней наук.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

сформировать у учащихся диалектические взгляды на природу как на объективную реальность, находящуюся в непрерывном становлении, изменении, преобразовании и развитии;

Способствовать нравственному и экологическому воспитанию школьников, формированию у них гуманного, бережного и ответственного отношений к окружающей природной среде;

Внести вклад в трудовое воспитание и профориентацию, помочь в выборе будущей профессии и выборе жизненного пути;

3.РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

Развивать познавательные интересы к географическим знаниям и проблемам состояния окружающей природной среды;

Способствовать развитию у школьников таких высших психических функций, как осмысленное восприятие, творческое воображение, мышление в понятиях, произвольная память, речь и др.

Привить школьникам систему умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.), позволяющих успешно решать разнообразные проблемы реальной жизни.

В зарубежной литературе по проблемам методики обучения географии в качестве основной цели географического образования рассматривается формирование пространственных представлений, умений и навыков или совокупности географических реакций.

По нашему мнению, в качестве стратегической цели географического образования следует рассматривать формирование географического мышления как определенного способа решения задач типа «человек-природа-общество» в их территориальном или пространственном аспекте. Географическое мышление в указанном понимании является мышлением системным, комплексным, пространственным, научным, диалектическим, обобщенным. Оно развивается по мере роста детей и приобретения опыта об окружающем мире. С точки зрения культурно-исторического подхода, географическое мышление является одной из высших психических функций

Цели обучения географии имеют деятельностный характер, то есть они могут быть достигнуты только в процессе учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Определение целей обучения имеет прямое отношение к разработке программ и созданию учебников, а также к организации процесса обучения географии в реальных условиях современной общеобразовательной школы.


Глава 2. Изучение страноведческого курса в школьной географии.


... (на территориях по месту жительства, учебы), т.е. своей местности в рамках так называемой «малой родины». Поэтому в данном исследовании, во главу угла экологического обучения и воспитания в системе школьного географического образования положен краеведческий принцип, то есть всестороннее комплексное изучение «малой родины» 47, 49. В целом региональная направленность образования...




Школьников практически отсутствует материал о значении научного предсказания возможных изменений в природе. Глава 2. Методические условия использования основ географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России». 2.1. Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при...

России»). Материал повышает интерес учащихся к географии, обладает определенным профориентационным потенциалом, а также прививает учащимся интерес к чтению книг. 3. Методика формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии 3.1 Методические рекомендации по проведению недели географии «Памяти знаменитого полярника – Г.Я. Седова» Неделя географии в...

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с