Для чего нужна самоанализ написанной работы. Нужен ли самоанализ

Самоанализ - изучение человеком самого себя, стремление познать свой внутренний мир, попытка проникнуть в глубины своей собственной психики.

Всегда считалось, что для лучшего понимания других людей, прежде всего, необходимо познать себя, осознать собственные мотивы, взгляды, ощущения, свои реакции на различные события.

Самоанализу человека помогают его собственный опыт, переживания, система оценок и ценностей, но его проекции, субъективизм, искажение фактов в силу личностного восприятия мешают полноценно использовать эти данные.

Через самоанализ человек познает самого себя, выделяет главные и второстепенные части своей индивидуальности, устанавливает их общие черты, тенденции, обобщает и группирует, тем самым создавая портрет своей личности. Для систематизации знаний о себе понадобятся блокнот и ручка.

Записывание своей рукой поможет вербализировать осознание и не потерять из виду отдельный фрагмент, а также увидеть общую картину, сложенную из кусочков. Условием ведения этого блокнота самоанализа является то, что его никто и никогда не увидит, так как может подсознательно возникнуть желание показать себя исключительно в выгодном свете.

1. мое близкое окружение;
2. карьера и работа;
3. личная жизнь;
4. семья;
5. я и мой внутренний мир.

Первое направление - мое близкое окружение

Лучшее проявление личностных качеств человека происходит во взаимодействии с окружающими людьми, коллегами, друзьями и приятелями. Окружение человека говорит о его системе ценностей и взглядов. Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты!»

Первым этапом на пути к самоанализу и самопознанию является составление в своем блокнотике списка всех друзей и приятелей, с которыми вы общались в прошлом и поддерживаете отношения в настоящее время. Рядом с каждым человеком необходимо записать самые важные и существенные его качества, привычки, особенности характера.

После того как все друзья, знакомые и товарищи внесены в список, необходимо разделить их на 2 группы. В первую группу заносите тех людей, с которыми больше не поддерживаете связь с указанием причины разрыва. Во второй группе останутся те люди, с кем вы общаетесь до сих пор. Здесь тоже следует указать личностные особенности или признаки этих людей, которые удостоены вашего внимания и общения.

Теперь четко видно два списка друзей и знакомых с характерными признаками каждой отдельной группы. Это помогает осознать причины разрушенных связей, понять, как долго и почему вы способны поддерживать взаимоотношения с окружающими вас людьми; способствует выявлению стойких закономерностей.

Второе направление в самоанализе - карьера и работа

Самопознание через призму карьеры и работы включает в себя анализ отношений с коллегами и проблемы выбора своей профессии.

Изучение самого себя через анализ взаимоотношений с коллегами заключается в том, чтобы записать в блокнотик самоанализа симпатичных вам коллег и неприятных для вас сотрудников, а также самые яркие конфликтные ситуации с их участием. Желательно вспомнить все места, где вам приходилось работать и всех сотрудников, с кем вы взаимодействовали. Здесь следует отметить:

Объективные причины конфликта;
- отследить свою реакцию и ощущения во время конфликта и после него;
- вспомнить свои действия во время конфликта;
- провести такой же анализ реакций и поступков своих коллег.

Если вам удалось вспомнить все моменты и всех коллег в своей профессиональной деятельности, то вам достаточно легко будет увидеть в получившемся списке много одинаковых ситуаций и типажей людей, с которыми вы сотрудничали по работе. Красной нитью проходит модель вашего поведения и коллег, на что следует обратить внимание при самоанализе.

В этом направлении самопознания вам следует также проанализировать проблему выбора профессии. В эту часть входят все колебания интересов, даже те, которые были у вас в детстве. Самоанализ заключается в том, чтобы откровенно ответить на некоторые вопросы:

1. Какую профессию вы выбирали в детстве?
2. Какие профессии вам больше всего нравились? Чем они вам нравились? В каком возрасте?
3. Изменили ли вы своему увлечению, желаемому занятию? Почему?
4.Повлияли ли родные и друзья на выбор вашей профессии? Последовали ли вы их совету? По какой причине согласились или отвергли?
5. По каким признакам вы выбрали нынешнюю работу?

Отвечая на эти вопросы, вы разберетесь с желаемыми профессиями, причинами удовлетворения или напротив своих увлечений.

Следующим шагом в самоанализе по данному направлению является изучение реального занятия. Составляем табличку из 3 колонок. В первую колонку выписываете все виды профессиональной деятельности, которыми вы занимались до настоящего времени. Здесь же необходимо отметить временные рамки занимаемой должности. Во вторую колонку записываете стимулы и причины, послужившие ее началом. В третью - реальные причины расторжения трудового договора.

Проанализированные записи покажут те занятия, которые вас удовлетворяют и те, которые не приносят желаемого результата. Общие черты, как например, вам нравится работать с людьми или же, напротив, вам комфортнее работать с техникой; работа с произведениями искусства или живой природой помогут понять самого себя как профессионала, сузить предпочтения в выборе профессиональной деятельности и реализоваться в своей области.

Третье направление самоанализа - личная жизнь

Изучить самих себя по этому направлению помогут ваши поклонники и любимые. Снова нужно составить список, как и в случае с друзьями и товарищами.

Составляете 3 списка из тех, с кем отношения состоялись; второй список – те, кому вы были симпатичны; третий – кто был симпатичен только вам. С каждым именем записываем то, что вас привлекало в этом человеке, а что отталкивало (внутренние душевные качества, внешние данные, социальный статус и т.д.). Стараемся понять истинную причину симпатии или антипатии.

Проанализируйте людей по степени важности. Запишите причины начала и разрыва отношений с этими людьми.

По такому списку вы сможете увидеть, какой тип мужчин или женщин вас привлекает больше всего и с чем это связано. Почему вы прекращаете отношения, и какие черты вас отталкивают в партнерах.

С помощью анализа своих партнеров человек может сделать для себя неожиданные выводы. Окажется, например, что мы мечтаем о голубоглазом блондине с высоким социальным статусом, а в жизни выбираем темноволосого простого рабочего со средним заработком, но умеющим отлично ладить с окружающими и находить креативные решения в любой ситуации.

Познание самого себя с этой стороны помогает открыть глаза на те отношения, которые происходят в жизни, понять их причины.

Четвертое направление - семья

Качественное изучение самого себя дает анализ родительской семьи, которая принимала участие в вашем воспитании и заложила основы вашей личности. Те «семена», которые родители «посадили» в детстве, вы можете наблюдать в вашей нынешней взрослой жизни.

Вам следует составить психологический портрет каждого члена вашей родительской семьи, они должны быть максимально развернутыми и детальными. Распишите схему и модель взаимоотношений, которые царили в вашем доме. Опишите то, что вы ценили, а что не нравилось. А теперь составьте такой же портрет членов собственной семьи.

Внимательно посмотрите на психологические портреты обеих семей. Есть ли сходства в вашем поведении и поведении ваших родителей? Что вам нравится в этом сходстве? Что расстраивает?

Пятое направление - я и мой внутренний мир

Одно из самых сложных и длительных направлений в самоанализе и самопознании. Нужно постараться быть наиболее объективным и трезвым в оценках. Составляем для начала два списка:

1. Самые высокие достижения. Что послужило успеху?
2. Ваши промахи и провалы. Причины неудачи?

Ранжировать списки необходимо через ваши собственные отношения к произошедшему, а не так, как оценили окружающие. Перед вами теперь есть список того, на что вы способны.

Следующий шаг - определить свои достоинства и недостатки. Делаем 4 колонки: в первые 2 записываем свои личностные качества с нашей точки зрения, ваши плюсы и минусы. Оставшиеся 2 колонки – это достоинства и недостатки, по мнению окружающих вас людей, причем вполне может оказаться, что те качества, которые вы считаете плюсом, окружающие оценивают как недостаток, и наоборот.

В любом случае составленный портрет поможет определить слабые стороны, над которыми стоит работать, недостатки, которые нужно исправлять. А это в свою очередь - путь к самосовершенствованию.

Таким образом, самоанализ - занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Делая выводы, человек получает ключики к новым возможностям в своей жизни, так как понимает все причины неудач и сильные стороны своей личности, которые приведут к новым успехам. -

Инструкция

Укажите место конкретного урока в системе занятий по данной теме. Связан ли он с предыдущими и последующими урока ми. В полной ли мере учтены при подготовке программные требования, образовательные стандарты. Ответьте на вопрос: в чем вы видите специфику подготовленного вами урока ?

Укажите цели урока . Отдельно распишите воспитывающие, и обучающие задачи. Изложите информацию о том, какие специальные знания и компетенции понадобились при подготовке.

Обоснуйте выбор структуры и темпа проведения урока , характер взаимодействия и учащихся в ходе преподавания. Укажите методы и средства, использованные на занятии.

Расскажите о том, каким образом урок способствует формированию определенных умений и навыков.

Проследите и напишите, как осуществлялась теоретической и практической части урока . Как осуществлялся контроль за усвоением материала. Проводилась ли самостоятельная работа учащихся. Если да, то в какой форме.

Отметьте, были ли по итогу изменения по сравнению с первоначальным замыслом урока . Определите, какие именно и почему они возникли. Как они повлияли на конечный результат.

Расскажите о достоинствах и причинах недостатков проведенного урока . Сделайте выводы. Помните, что самоанализ урока формирует у учителя способности критически и адекватно оценивать результаты своей деятельности и осуществлять необходимые корректировки в работе.

Для любого школьного учителя или преподавателя вуза важно умение оценить свою профессиональную деятельность. Проведение самоанализа занятия позволяет преподавателю выявить недочеты и слабые места в подаче учебного материала, а также скорректировать план будущих учебных мероприятий. При анализе занятия желательно придерживаться определенной структуры и последовательности.

Инструкция

Оцените, насколько проведенное занятие соответствовало учебному , его целям и задачам. Уясните для себя, чем вызваны возможные расхождения в структуре проведенного учебного мероприятия с тем, что было запланировано. При необходимости внесите изменения в структуру , например, изменив последовательность его частей или их длительность.

Определите, насколько правильно выбрано место проведения занятия. В некоторых случаях для качественной подачи учебного материала требуется наличие наглядных пособий или технических средств . Можно ли было полнее использовать эти средства?

Рассмотрите форму проведения занятия. Чем объясняется выбор такой формы? В идеальном случае она должна соответствовать тематике занятия и уровню подготовки .

Укажите в самоанализе, насколько полно в нем использовались ваши специальные знания и навыки. Если анализ выявил недостаток -либо навыков или знаний, определите пути восполнения этих пробелов.

Ответьте на вопрос, насколько обоснованным является выбор характера взаимодействия и обучаемых. Не превращается ли занятие в монолог преподавателя, насколько полно он обратную связь и уточняющие вопросы, позволяющие , насколько понятен материал занятия?

Запишите в самоанализе, как, по вашему мнению, в занятии сочетаются составляющая и практическая его часть. Имеет ли смысл увеличить время, отводимое на практическое овладение навыками, касающихся учебного материала?

Приведите несколько положений, описывающих достоинства и занятия. Сделайте соответствующие выводы и внесите при необходимости изменения в структуру занятия и стиль преподавания.

Видео по теме

Нужен ли человеку самоанализ ? Конечно же, да. И особенно тем людям, которые стремятся стать личностью. Почему стать личностью - цель многих людей? Потому что личностью становятся только те, кто постигает свою натуру и сущность. Человек живет уже не просто потому, что родился, а умеет широко мыслить, изучает окружающий мир и свое значение в нем. Вам понадобится тетрадь с большим количеством страниц. Она служит для того, чтобы в любое время записать свои спонтанные мысли, переживания и эмоции. Для полноценного самоанализ а нужно проанализировать несколько моментов вашей жизни.

Вам понадобится

  • Тетрадь, разноцветные ручки

Инструкция

Проанализируйте отношение с противоположным полом. Отодвиньте все на второстепенный план и поговорите с собой на чистоту. Вспомните всех тех, к кому вы испытывали чувство, кто вам нравился, с кем бы хотелось связать свою жизнь. Что у них было общее? Что привлекало вас к ним? Быть может, это цвет глаз, финансовое благополучие или успешная карьера? Вспомните причину разрыва с каждым из них. В каких случаях вы расстались окончательно, а в каких остались друзьями? Это поможет понять, где вы сделали ошибки, которые привели ваши отношения к разрыву, и что помогло остаться друзьями.

Если ваша работа проверена и рецензент выразил пожелания или замечания по ее поводу, поразмыслите над его отзывом. Согласны ли вы с исправлениями, замечаниями? Научная работа предполагает самостоятельность исследования и свободу в выводах, поэтому вы имеете право оспорить рецензию. Естественно, это нужно в адекватной , соблюдая научной полемики.

Попробуйте оценить сами себя. Что вам удалось при выполнении работы , а что показалось трудным и потребовало помощи? Довольны ли вы своим трудом или хотели бы что-то переделать? Какие перспективы дальнейшей работы вы видите теперь? Каким бы не был итог, не останавливайтесь на достигнутом, нет предела совершенству!

Мотивация сотрудников на лучшее выполнение своих должностных обязанностей может быть денежная или нематериальная. Конечно, первое всегда предпочтительнее, но и о втором варианте забывать не стоит. Внимание к сотрудникам со стороны руководства ценится очень высоко.

Инструкция

Начните написание мотивации с целей, которые хотите достигнуть. Это может быть повышение производительности труда, увеличение притока новых клиентов, обработка большего количества информации, создание благоприятной обстановки в коллективе и т.д. От этого зависит то, какими методами придется добиваться положительного результата.

Продумайте, каким способом будут учитываться рабочие показатели. Это просто для организаций, занимающихся продажами. Кто больше принес денег, тот - лучший сотрудник. А вот , сколько пользы принес или дирижер? В этом случае подойдет написание общей мотивации, исходящей из затраченных на труд часов.

Самая лучшая мотивация для менеджеров по - процент от заключенных сделок. Если это уже введено, пропишите в положении конкурс на лучшего . Укажите, сколько денежных средств должно от новых клиентов, а сколько - от уже привлеченных. Человек, который выполнит или превысит эти требования, получит дополнительную премию.

Кроме того, разместите фотографию победителя на корпоративном сайте или доске почета. Опишите его заслуги. Это мотивирует других добиваться таких же высоких результатов.

Сотрудников, не связанных с зарабатыванием денег для компании, тоже обязательно нужно мотивировать. Даже если достаточно средств на это не выделено, постарайтесь обозначить для них определенные бонусы. Это может быть добровольное медицинское страхование за половину стоимости, билеты на спектакли, походы в спа-салон и т.д. Лучшему сотруднику вручайте подарочные сертификаты. Если вы - издательская компания, все это можно получить по бартеру, не тратя казенные деньги.

Пропишите в мотивации корпоративные вечеринки по поводу дня , окончания года и т.д. Их можно провести даже в . Главное, чтобы руководитель подготовил и озвучил речь, в которой благодарность за работу была вынесена не только подразделениям, приносящим деньги, но и тем, кто их работу обеспечивает.

Проведите выборы человека месяца и поздравьте его . Это может быть, например, которая моет полы чище всех. Остальной технический персонал сразу почувствует себя нужным и будет стремиться завоевать это почетное звание.

Видео по теме

Источники:

  • как написать мотивированное заявление в 2019

Совет 8: Как написать самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности – это документ, который составляет сам учитель, чтобы оценить уровень роста своего мастерства за последние три года и продемонстрировать его контролирующим организациям. В общем виде, самоанализ для преподавателей различных дисциплин имеет единую структуру.

Инструкция

В качестве эпиграфа можно выбрать цитату из классиков или авторов по . Во вступлении напишите основной принцип, которым вы руководствуетесь в своей учительской . Это заинтересует рецензента и даст ему возможность сразу оценить вас как разностороннюю личность с собственной позицией по ключевым вопросам.

Начните основную часть с указания своего , педагогического стажа и нынешнего места работы. Опишите базовую и дополнительную нагрузку, которую вы несете в учебном заведении (классное руководство, кружки, самодеятельности и т.д.) Можно упомянуть название учебных курсов, по которым вы ведете .

Структура самоанализа педагогической деятельности , вне зависимости от того, на какую вы претендуете, такова:
- результатов работы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- соотнесение результатов труда с поставленными целями и заявленными задачами;
- осмысление ценности своей работы в контексте воспитательной работы в целом.

Напишите о достижениях своих подопечных: участии в конкурсах и олимпиадах, получение и наград, их последующей учебе в высших учебных заведениях. Опишите, какой вы видите конечную цель своей работы (формирование каких навыков и способностей у учеников) и какими методами для в этом руководствуетесь.

Твои возможности, человек! Пекелис Виктор Давыдович

НУЖЕН ЛИ САМОАНАЛИЗ?

НУЖЕН ЛИ САМОАНАЛИЗ?

Недоверие к себе причина большинства наших неудач.

К. БОУВИ

Человеку нужно время от времени внимательным взглядом смотреть на свою жизнь. Без этого не может быть подлинного роста человеческой личности. Лев Толстой однажды сказал о себе: «Постоянно идет самая серьезная работа мысли: так ли я живу, проверяю себя...»

Проверять себя никогда не поздно и всегда полезно. Никогда человек не обнаруживает в себе стольких недостатков, как при самоанализе, а это – при разумном подходе – прибавляет ему сил. Правда, юмористы говорят, что никогда человек не обнаруживал в себе столько слабостей, как с той поры, когда открыл столько сил.

Думается, читатель понимает: в этой главе речь пойдет о важности человеку знать, какую часть рекомендаций, какие правила, какое количество навыков он должен получить для самосовершенствования. Для этого в первую очередь надо хорошо знать себя, для этого следует подвергнуть себя тщательному самоанализу, детальному изучению. Отсюда, собственно говоря, и начинается самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование.

Но тогда естественным прозвучит вопрос, почему же такая важная глава, с которой все должно начинаться, не стоит в начале книги, а где-то в середине?

Отвечаю: нельзя начинать самоанализ, так сказать, на голом месте, не зная круга проблем, ради которых ведется самоанализ. Образно говоря, до сих пор мы все время поднимались в гору, чтобы с ее вершины оглядеться вокруг, а затем уже сами без помощи смогли спуститься к подножию и начать новый подъем. Но уже подъем самостоятельный – теперь уже со знанием того, где и какие нас ждут препятствия, а может быть, и труднопреодолимые преграды.

В самоанализе скрыт один из крупнейших резервов личности. Его нельзя добыть никакими иными методами. К сожалению, до недавнего времени поиски лежали полностью в сфере интуиции. Только в самое последнее время проблема начала исследоваться методами современной экспериментальной науки.

Эмоциональную оценку своего «я» психологи считают одной из важнейших черт человеческого характера.

Самоанализ нужен вовсе не для того, чтобы угодить себе, а для того, чтобы полнее отдаться любимому делу, сознавая его смысл и значение для родной страны, для своего народа, для будущего, которое мы строим. Это будущее – самый совершенный строй на Земле. Именно поэтому самоанализ должен носить оптимистический характер и быть проникнут общечеловеческими интересами. Вот почему для советского человека разговор наедине с самим собой должен быть бесконечно далек от мелочного самокопания в себе: нужно быть, как говорят, не только наедине, но и на миру.

Тщательный самоанализ с целью исправления ошибок и учета опыта – отнюдь не простое дело. Тем более в наш непрерывно усложняющийся век. С точки зрения «теории игр» наша жизнь отнюдь не блицтурнир. Мы должны уметь умно, объективно обдумывать каждую вновь сложившуюся жизненную ситуацию с тем, чтобы делать оптимальные – с точки зрения пользы общества и своих интересов – «ходы». Здесь нужны предельная искренность с самим собой, самоконтроль каждого движения души, анализ различных мотивов и причин, заставивших тебя принять то или иное решение. Это необычайно трудная и необычайно важная работа. Она требует желания, воли и непрерывной тренировки. Но она и приводит к выдающимся результатам.

Казалось бы, на первый взгляд, личность – нечто «во мне», «для меня». Но нет, личность действительно – «во мне», но для других. Вот почему так важны не только для одного – самого себя, – но и для других все качества личности: доброта, отзывчивость, принципиальность, грубость, подозрительность и все другие 1500 (да-да, одна тысяча пятьсот!) свойств личности, зафиксированных в русском языке.

Раз мы говорим о личности – «во мне» – для других, то, естественно, анализируя себя, надо постоянно сопоставлять свое «я» с тем, что видишь в других.

Человек не живет в вакууме. Он учитывает оценки тех людей, с которыми контактирует, у которых черпает интересы, на которых ориентируется.

Человеческое общение всегда предполагает обратную связь, тонкий учет многообразных импульсов, исходящих от других. Эти «другие» – некая группа, в социальной психологии называемая референтной группой. У каждого из нас есть такая группа, с которой мы считаемся. Она – эта группа – в некоторой, а иногда и в значительной степени формирует наши позиции по отношению к жизненным ситуациям, а в более общем плане и наш идеал.

Работами советских психологов под руководством академика Академии педагогических наук СССР А. Петровского установлено, что личность в процессе общения постоянно поверяет себя неким эталоном и в зависимости от результатов поверки оказывается довольной собой или недовольной.

Берется длинный список этических понятий, из него выбирают и ставят по порядку наиболее распространенные и важные из 1500, о которых говорилось. Например, гордость, скромность, заботливость, аккуратность, усидчивость и т. д. Из этих понятий вы конструируете свой эталон – идеал: перечень в определенном порядке определенных качеств. Конечно, на первом месте самые ценные качества.

Затем так же создается «конструкция» из этических и других (например, волевых или профессиональных) качеств, которые мы находим в себе. Это субъективная «конструкция». Их и сопоставляют по специальной формуле и получают соответствующий коэффициент.

Если в результате самопроверки «эталонные», идеальные оценки и «субъективные», действительные, совпали, значит личность полностью удовлетворена собою, своим моральным обликом, своей волей, своей трудоспособностью и т. д. Другими словами, при такой ситуации идеальное и действительное одно и то же, субъективная оценка и есть идеал. Явление редкое, но допустимое: самооценка равна +1.

Может быть и наоборот: самооценка равна – 1. Тогда «эталонный» и «субъективный» перечень качеств личности находятся во взаимно обратном отношении. Это самая низкая оценка – такой, кстати, не бывает. Между этими оценками находятся средние данные.

Психологи утверждают, что человек имеет некий «внутренний манометр», с помощью которого каждый себя довольно точно оценивает. (Заметим в скобках: что не каждый имеет мужество высказать себе результаты самооценки.)

Чрезмерно высокая самооценка приводит к переоценке себя, а следовательно, к скептическому отношению к этому человеку референтной группы – «он о себе слишком высокого мнения!»

Чрезмерно низкая самооценка свидетельствует о развитии «комплекса неполноценности», неуверенности в себе.

Для оценки личности важна и так называемая «ожидаемая оценка» – что о тебе думает референтная группа, как она тебя оценивает; попросту: «а что за глаза о тебе говорят?» Ожидаемая оценка выясняется тем же способом.

И последний фактор: как вы сами оцениваете референтную группу, как – высоко или низко ее цените?

Выводы психологов.

Три показателя: самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы – с необходимостью входят в структуру личности, и хочет этого человек или не хочет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами его самочувствия в группе, успешности или неуспешности его поведения, позиции по отношению к себе и окружающим.

Определив правильное отношение к самому себе и правильное отношение к окружающим, человек тем самым достигнет так называемого психологического комфорта, выберет с наибольшей определенностью свое место в обществе.

Вспомните, разве не случалось нам, запутавшись в сложном анализе своих чувств и окружающей ситуации, мысленно махнуть на все рукой и положиться на простой и древний принцип: «Сердце подскажет, интуиция вывезет». А потом сожалеть о необдуманности своих поступков. Искусство действительного самоанализа – не простое дело. Но, овладев им, мы обретем могучее оружие. И в первую очередь – для проникновения в сокровищницу своих внутренних ресурсов, своих возможностей.

Теперь вполне естественно ответить на вопрос: как поставить под контроль формирование характера?

Во-первых, уместно вспомнить, что характер состоит в способности действовать согласно принципам.

Во-вторых, нужно, как говорил Николай Островский, «призвать самого себя на собственный суровый, беспристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия... выяснить свои недостатки, пороки и... решить раз и навсегда, буду я с ними мириться или нет».

Сделать такое может только человек мужественный. Значит, надо обладать мужеством строго спросить с себя самого. И не только спросить, но и правдиво ответить.

Следовательно, нужно быть справедливым во всем: в мыслях, поступках, делах.

Необходимо отказаться от эгоизма – себялюбия. Нужно руководствоваться в своих деяниях правилом: что ты можешь дать людям, как сделать так, чтобы ие причинять людям не только зла, но и неприятностей.

Надо научиться ломать дурные привычки, ломать с помощью простого приема: раз это плохо, надо действовать по принципу – «буду делать наоборот!». И тогда, выйдя на дорогу «самосознания», каждый день должен быть для вас днем победы над собой.

В работе над собой, в трудном деле самосовершенствования следить, всегда ли нам удается сохранять гармонию между своими убеждениями, взглядами, суждениями, с одной стороны, и поступками, повседневными действиями – с другой. Между прочим, еще Паскаль говорил, что о нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

Процесс соблюдения жизненной гармонии есть не что иное, как самокоррекция. Ее мы проводим всю жизнь. Она идет параллельно с самовоспитанием и самосовершенствованием. Каждому человеку необходимо знать, что в его власти усилить в себе, что – подавить. В результате мы овладеваем так называемой психологической защитой – возможностью перестраиваться, чтобы с наименьшей затратой нервной энергии получить наиболее эффективные формы приспособления к конкретным жизненным ситуациям.

Такая позиция в корне отличается от пассивного созерцания быстротекущей жизни, своей роли в ней.

Интересен опыт выдающихся людей. Многие из них в течение долгих лет вели подробнейший дневник. (Именно дневник может стать одной из важнейших форм самоанализа.) Фиксируя и разбирая каждый штрих своей жизни, внутреннее свое состояние, отношение свое к жизненным ситуациям, можно приобрести огромную власть над собой.

Нынче модно всюду применять кибернетические методы, в частности моделирование. Попробуйте научиться детально «моделировать» свое поведение на предстоящий день. Утром представьте себе события, которые могут произойти с вами; даже если вам предстоит что-то неприятное, не увиливайте, не играйте в прятки с самим собою, а постарайтесь найти наиболее достойные пути решения, выбрать благородную линию поведения.

Конечно, реальность не всегда совпадает с планом. Но если так подготовить себя к предстоящей жизненной ситуации – не окажешься застигнутым врасплох, а сможешь решить довольно сложные проблемы разумно, не руководствуясь лишь выпущенными на волю эмоциями, подающими часто не самые лучшие советы.

Отвечая на письмо О. Л. Книппер-Чеховой, А. П. Чехов писал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч., но я привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

Как воспитать в себе сдержанность – один из элементов умения властвовать собой?

Следует заметить, что умение не показать характер, не подчиниться ему – тоже признак характера, признак умения владеть собой, хотя и говорят – характер не спрячешь в карман.

Можно привести некоторые советы.

Если вы вспыльчивы, постарайтесь ежедневно в любой момент выполнять роль уравновешенного человека. При этом необходимо заставить себя спокойно реагировать на неприятное не только внешне, но и внутренне.

Кое-кому совет покажется неприятным. Выходит, надо играть, как актеру на сцене? Но еще Платон говорил: «О, сколь приятен может быть человек, когда он умеет быть самим собой».

Верно, игра в хорошего человека ассоциируется с лицемерием. Но надо помнить об удивительных законах нашей психики. При такой «игре» срабатывает «обратпая связь», и человек невольно перевоплощается в того, роль которого он «играл». При длительных тренировках грим души закрепляется, и характер меняется.

В конечном счете срабатывает эффект самовнушения, происходит своеобразная саморегуляция самочувствия. Но, конечно, применять метод необходимо с полной искренностью и убежденностью в его действенности.

Оригинальное и, надо сказать, полезное практическое применение метода «игры» в хорошего человека нашли недавно зарубежные психологи, работающие в области торговли.

Установив, что радушие продавцов существенно влияет на эффективность продажи товаров, они посоветовали владельцам крупных магазинов вменить продавцам в обязанность работать с улыбкой. Во всех отделах были вывешены специальные объявления: «Smile!» – «Улыбайтесь!»

Казалось бы, прием в лучшем случае приведет к тому, что у продавцов на лицах будут заученные, искусственные улыбки. Однако произошло на первый взгляд неожиданное. Как показало обследование, продавцы в один голос утверждали, что, даже несмотря на плохое с утра настроение, уже через час после начала работы и после того как они «надевали» дежурную улыбку, у них создавалось хорошее, радушное настроение.

Мистика? Нет, сработал эффект обратной связи. Дурное настроение обычно вызывает хмурое выражение лица. А улыбка, наоборот, улучшает настроение. В разделе «Плохому настроению – нет!» уже говорилось, что улыбка – бальзам для души и что смех называют «бегом трусцой на месте». Действительно, 3 минуты здорового смеха заменяют 15-минутную утреннюю зарядку.

Да, саморегуляция самочувствия возможна. Не верите? Попробуйте сами. И вы убедитесь, что даже самые тончайшие механизмы нашей психики поддаются самоуправлению. Кстати, об этом говорит и опыт театра: актеры в дни, совсем для них невеселые, могут выходить на сцену в ролях комических.

Итак, каждый человек, собирающийся поставить свои творческие возможности на благо общества, обязан тщательно изучить себя, знать свои слабые и сильные стороны, чтобы с максимальной эффективностью исправлять и «улучшать» свое «я». А это «я» велико и многообразно.

«Каждый человек – это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история», – писал Гёте.

Современная наука предоставляет в распоряжение человека для самоанализа целый арсенал методов и средств. Но использовать их должен сам человек, ибо никто – ни врач, ни психолог, ни какой иной «инженер человеческих душ» не в состоянии проникнуть в самые тайные уголки нашего «я», в течение многих лет изо дня в день наблюдать и изучать это «я».

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Самоанализ Самопонимание очень важно при определении цели в жизни. Существует несколько очень эффективных способов, которые дают нам понимание того, кто мы такие – автобиография, дневник, психологическое чтение.Многие люди говорят, что не желают писать автобиографию

Из книги Супермышление автора Бьюзен Тони

Глава 18 САМОАНАЛИЗ В данной главе исследуется вопрос, каким образом интеллект-карты могут помочь вам взглянуть на самого себя с новых позиций, оценить собственные потребности и долгосрочные цели. Вы также узнаете, как помочь другим в деле самоанализа, а также

Из книги Одноразовые подгузники: популярное руководство пользователя автора Комаровский Евгений Олегович

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

САМОНАБЛЮДЕНИЕ И САМОАНАЛИЗ Каждый акт самонаблюдения похож на фотографический снимок, моментальную достоверную картину вашего действительного положения в той или иной ситуации. Периодически отдельные наблюдения, отдельные фотографии могут открывать много нового.

Из книги На территории сна автора Белоусова Людмила

Самоанализ Я занялась снами, намериваясь узнать, как мне к ним относиться, куда уходит треть жизни, что скрывается за их причудливыми сюжетами, и что за необыкновенный сон приснился мне, а теперь обнаруживаю, что вообще плохо знаю саму себя. Сны рассказывают мне про меня

Из книги Самоанализ автора Хорни Карен

Глава 6 Эпизодический самоанализ Эпизодически анализировать себя сравнительно легко, и иной раз это приносит немедленные плоды. В сущности, это то же самое, что делает каждый искренний человек, пытаясь объяснить истинные мотивы, стоящие за его чувствами и поступками.

Из книги Жизнь и творения Зигмунда Фрейда автора Джонс Эрнест

Глава 14 Самоанализ (1897-) Летом 1897 года болезнь начала отступать, и Фрейд осуществил свой самый героический подвиг - психоанализ собственного бессознательного. В наши дни даже трудно себе представить, сколь важным было это достижение. Всем первопроходцам знакомы

Из книги Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего. автора Наранхо Клаудио

Из книги Искусство быть автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Мужские сексуальные страхи, хитрости и уловки в начале любовных отношений автора Зберовский Андрей Викторович

Глава 18. Ему нужен только такой секс, какой нужен только ему Если ваш новый друг (который встречается с вами вот уже два-три месяца) сам проявил инициативу к знакомству с вами, в целом производит впечатление мужчины, имеющего значительный опыт любовных и сексуальных

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Сцепка «нужен – не нужен» – упражнение Поскольку ум-эго абстрактный и отделившийся от тела, то есть от жизни, в нём изначально живёт убеждение, что он никому не нужен, человек тогда думает: «Я никому не нужен». У тела есть чувства, именно они дают ясное подтверждение, что

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Самоанализ Основной принцип поведения, определяющий природу застенчивости, – вести себя ровно и тихо. Поэтому застенчивому человеку приходится подавлять множество мыслей, чувств и побуждений, постоянно грозящих проявиться. Именно собственный внутренний мир и

Из книги Наследственные модели поведения, препятствующие достижению успеха автора Тойч Чампион Курт

Самоанализ Любое поведение, каким бы странным оно ни казалось со стороны, имеет свое логическое обоснование. Моя цель открыть ваши глаза на то, чего вы раньше не видели и не понимали. Я хочу показать это на собственном примере.По правде говоря, были некоторые вещи, которые

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Практикуйте самоанализ Самоанализ можно практиковать, обращая пристальное внимание на свои мысли и тело. СОВЕТ Для того чтобы почувствовать свое тело, сядьте и закройте глаза, затем как можно медленнее поднимите руку. Все внимание направьте на эту руку и мышцы,

Из книги Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги автора Гупта Мринал Кумар

Из книги 90 дней на пути к счастью автора Васюкова Юлия

День 53. Ежедневный самоанализ Утренние страницы.Обратитесь к восьмой главе курса и начните ведение Дневника Чувств, каждый вечер, заполняя таблицу: Любая необходимость в новых действиях вызывает сопротивление. Любые, даже позитивные изменения сопряжены с трудностями.

Самоанализ как качество личности – способность развитого разума изучать самого себя, познавать свой внутренний мир, проникать в глубины своей психики, анализировать и оценивать собственные мысли, слова, действия, поступки и переживания.

Однажды одному профессору предложили прочесть лекцию для огромной аудитории - более тысячи человек. Он согласился. Но вместо лекции сразу же задал слушателям вопрос: - Кто я? Смущённые студенты не знали, что ответить. Потихоньку, осмелев, они начали высказывать предположения: «Профессор?.. Человек?.. Мужчина?.. Учёный?» Кто-то особенно наглый даже сказал, что профессор - никто. Но на все предположения профессор лишь молча улыбался и отрицательно качал головой. Когда предположения закончились, студенты спросили у профессора, знает ли он сам ответ. Тот широко улыбнулся и сказал:

— Друзья, как вы все верно заметили, у каждого из нас много ролей: друг, отец, сын, профессор, мужчина - всё это лишь наши роли, но не мы сами. Отметая их одну за другой, может статься, что мы окажемся, как верно кто-то заметил, никем. Но для вас я был как минимум человеком, задавшим вопрос, и человеком, знающим ответ. А это уже само по себе ценно. Не правда ли? Запомните, друзья, чтобы не оказаться пустым местом с множеством ролей, нужно действовать, задавать вопросы и знать ответы. И почаще спрашивайте сами себя «Кто я?» Тогда, даже если на самом деле вы - никто, вас будут слушать тысячи человек, которые этим вопросом пока ещё не задавались.

Молодого Ницше, как-то, удивил вопрос кладбищенского сторожа: «Кто ты, откуда ты, куда ты идёшь?». Этот же вопрос он задал проходившему мимо монаху. Монах спросил: «Послушай, сторож! Сколько тебе платит твой господин? Я буду тебе платить в два раза больше, чтобы ты задавал мне эти вопросы каждый день!» Задайте себе этот действительно глубокий личностный вопрос: «Кто я? Откуда я? Куда я иду? Зачем мне туда?»

Самоанализ – искреннее мнение, как я провел время своей активности. Самоанализ – идентификация самого себя, диагностика своих проявленных и не проявленных качеств личности. Как для влюблённых вечер – самое любимое время суток, так для самоанализа вечер – время подвести итоги за день. Ещё Пифагор учил: «Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день».

Честный самоанализ стремится к объективности, иначе изучение самого себя выльется либо в самоедство, самобичевание и самокопание, либо в самообожание и самовосхваление. Словом, самоанализ незаметно превратится в самообман, в хорошо отработанный механизм самооправдания или наоборот самоистязания. Кейко Фури в «Ловушке» пишет: «По сути, главная его проблема заключалась в излишне глубоком самоанализе и в мазохистском наслаждении болью. Он никогда не уходил от страданий, наоборот, словно искал их и стремился исчерпать до дна. Запустить этот механизм могло все что угодно: и сущая мелочь, и что-нибудь серьезное. Иногда и повода не нужно было, хватало одного желание помучиться».

Самоанализ не имеет ничего общего с вредным самокопанием. О вреде самокопания пишет в «Кристине» Стивен Кинг: «Я думаю, у каждого или у каждой есть что-то вроде навозной лопаты, которой в моменты стрессов и неприятностей вы начинаете копаться в себе, в своих мыслях и чувствах. Избавьтесь от нее. Сожгите ее. Иначе вырытая вами яма достигнет глубин подсознания, и тогда по ночам из нее будут выходить мертвецы».

Словом, истинный самоанализ – это целая духовная наука самоосознания, скрупулезное исследование, предполагающее прямоту, искренность и честность при взгляде на свой микрокосмос. Объективно проанализировав себя, становишься снисходительным, сострадательным и великодушным к другим. Труднее всего на свете сказать другим, кто Я такой. Ещё Конфуций говорил: «Чем строже и безжалостнее ты осудишь себя, тем справедливее и снисходительнее будешь судить других».

Робин Шарма пишет: «Ты должен найти время разобраться в себе, то есть понять свои механизмы сопротивления и анализировать себя, особенно когда на поверхность всплывают страхи или разочарования, вместо того чтобы тратить это время на других и избегать ответственности».

Самоанализ – процесс, в ходе которого человек осознаёт, как себя вылечить. Не всегда есть врач, который со стороны скажет: — Да Вы, батенька, больны гордыней и эгоизмом. У вас закупорен разум, вы никого не хотите слушать и слышать. Живёте на багаже прошлых знаний. Поэтому не развиваетесь, личностно не растёте. Словом, деградируете помаленьку.

Человек сам должен себе сказать: — Да, я погряз в эгоизме и гордыне. Ничего себе, сколько у меня отрицательных качеств личности! Я других осуждаю, а сам ещё то чмо, весь из отклонений, чрезмерностей и излишеств. Я не могу управлять своими чувствами. Тело имеет надо мною власть. Нужно сделать так, чтобы чувствами и похотливым умом управлял трезвый разум.

Словом, самоанализ помогает не искать кого-то на стороне для диагностики внутреннего состояния человека, а сам, добровольно предлагает свои услуги. Психолог Олег Торсунов пишет: «Для того что бы разум укреплялся, человек должен заниматься самоанализом, он должен искать свои недостатки, он должен анализировать самого себя и преодолевать свои недостатки. Он должен постоянно размышлять об Абсолютной Истине, в чём заключается истина, ложь, в чём заключается, высшая цель в жизни, в чём заключается правильная жизнь. Он должен учиться этично относиться к этому миру, к окружающим людям, должен выполнять правильно свои обязанности».

Самоанализ – это ответ на вопрос: — Какова цель моих действий, для чего я всё это делаю? Когда человек отвечает на вопрос: — Для чего? он понимает, как это делать и зачем.

Самоанализ необходим человеку не для того, чтобы менять других, а для того, чтобы изменяться самому к лучшему. Другие имеют право оставаться другими и не должны прогибаться под ваш изменчивый мир. В фильме «Секрет» высказано такое суждение: «Если вы осознаете, какой вы обладаете способностью прекрасно себя чувствовать, то никогда не будете стремиться переделать других, чтобы они были такими, как вам хочется. Вы станете свободны от этой гнетущей необходимости переделать мир под себя, подгонять супруга или ребенка под свои представления. Свой мир создаете вы сами. Измениться вы можете только сами. Никто это не сделает за вас. Только вы. Все зависит только от вас».

Петр Ковалев 2015 год

Самоанализ – это анализ собственных переживаний, суждений, поступков и потребностей. Изучение человеком самого себя, своего внутреннего мира и глубин своей психики, как бы взгляд изнутри.

На данный момент самоанализ является неотъемлемой частью любой психотерапевтической или психологической работы. Через самоанализ рассматривают разные виды неврозов, психологических травм. Самоанализ используют для выявления травмирующих факторов и событий в жизни индивидуума.

Часто память молчит, но апатия, тоска и общее недовольство жизнью наваливаются все сильнее. Так реагирует психика на чрезмерное событие, справиться с которым и сохранить себя невозможно.

И психика расщепляется: часть чувств, телесных ощущений, мыслей переходит в «замороженное» состояние, а другая – начинает выживать. Но со временем психосоматика проявляется все ярче, а загоняют в глухой угол. Решение не вспоминать, неосознанно принятое в травмирующей ситуации постепенно работает все хуже.

Старые травмы необходимо проработать и вернуться к жизни, и именно здесь на первый план часто выходит самоанализ. В качестве метода терапии он выявляет значение расстройства и ослабляет напряжение.

Применение самоанализа

С помощью самоанализа разбираются причины и следствия, оцениваются действия с точки зрения истины и разума и функции психики начинают налаживаться. Объективная оценка событий, самопознание, истинная оценка собственной личности, не связанная с внутренним принуждением помогает вспомнить, принять и пережить боль.

При самоанализе следует придерживаться определенных правил. Человек должен выражать то, что он чувствует на самом деле, а не то, что обязан чувствовать по традициям или в силу своих стандартов.

Основные задачи, которые стоят перед пациентом:

  • Как можно полнее и искреннее выразить себя.
  • Понять свои бессознательные движущие силы и их влияние на жизнь.
  • Выработать способность менять установки, которые нарушают отношения с собой и окружающим миром.

Главное в самоанализе – внутреннее значение, т.е. осознание всей интенсивности чувства.

Цели

При самоанализе часто возникает чувство сопротивления, требующее проработки и анализа со стороны специалиста, который направит по самому продуктивному пути. Важно осознать, что эти трудности имеют позитивное значение. Временные ухудшения бывают всегда, они связаны с раскрытием вытесненных и подавленных травмирующих ситуаций и обязательно вызывают тревогу.

Именно раскрытие эмоций, чувств и потребностей, ранее скрытых от сознания и является одной из целей самоанализа. Столкновение с правдой о себе не только шокирует, но и освобождает, осознание пугает, но и мобилизует, приводя в активность. Самоанализ – не панацея, но он очень важен в работе с пациентами.

В повседневной жизни самоанализ необходим при реализации себя, необходимости принимать ответственные решения, отстаивать жизненные ценности и неотъемлемые права. В сущности это делает любой искренний человек, обдумывая стоящие за поступками и чувствами внутренние причины. Такой самоанализ не требует особой психологической подготовки, нужно всего лишь желание узнать и понять себя, исследуя свой внутренний мир.

Чего не следует делать при самоанализе?

Самоанализ бесполезен, если состоит из самобичевания, самообвинений или жалости к себе.

 
Статьи по теме:
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О
Распространенность аллергических заболевании
1 Аллергические заболевания в последние десятилетия все больше привлекают внимание из-за нарастающей распространенности среди населения. В статье представлены результаты исследования распространенности аллергических заболеваний за 2009-2015 годы в Липец
Военные походы александра македонского Походы александра македонского были в
После смерти царя Филиппа II престол занял его сын Александр. Весть о смене правителя разнеслась по предместьям очень быстро, после чего власти в Афинах, Фивах и некоторых других крупных городах попытались изгнать македонские гарнизоны. К тому же начали б
Скорость тела при неравномерном движении Скорость тела при неравномерном движении
1. Равномерное движение встречается нечасто. Обычно механическое движение - это движение с изменяющейся скоростью. Движение, при котором скорость тела с течением времени изменяется, называют неравномерным . Например, неравномерно движется транспорт. Авт