Конспект занятия в начальной школе "в мире профессий". Профессия

- (лат.). 1) исключительное занятие чем либо; преподавание чего нибудь, звание, ремесло, должность, призвание к чему либо, напр. профессия ученого, профессия адвоката. 2) публичное объявление, т. е. исповедание; также в католич. церкви… … Словарь иностранных слов русского языка

профессия - и, ж. profession f., пол. profesya <лат. professio < profiteri открыто объявлять. Род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся основным источником существования. БАС 1. А по оному кантракту обязался я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Следователь … Википедия

См. занятие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. профессия дело, занятие; деятельность, род занятий, специальность; ремесло; профиль, работа, квалификация, звание, призвание … Словарь синонимов

Все профессии это заговор специалистов против профанов. Джордж Бернард Шоу Доказательство истинности любого призвания любовь к тяжелой работе, которой оно требует. Логан Пирсолл Смит Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с… … Сводная энциклопедия афоризмов

Секретарша, офис менеджер, секретутка Словарь русских синонимов. профессия №1 сущ., кол во синонимов: 3 офис менеджер (3) … Словарь синонимов

профессия - ПРОФЕССИЯ, квалификация, профиль, специальность, разг. ремесло … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Профессия - – это постоянная деятельность, требующая специальной подготовки. Профессия определяется видом и характером выполняемых строительных процессов: бетонщики выполняют бетонные работы, арматурщики – арматурные и т. д. [Бадьин Г. М. и др. Строительное… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ПРОФЕССИЯ - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, являющихся результатом специальной подготовки и приобретённого опыта работы. Понятие «профессия» может подразумевать ряд… … Большая политехническая энциклопедия

Специальность, вид трудовой деятельности личности, требующий определенного образования, подготовки и навыков, опыта. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

- (от латинского professio), род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессии порождены разделением труда и служат выражением его дифференциации. К концу 20 века число… … Современная энциклопедия

Книги

  • Профессия архитектора , И. С. Николаев. Издание 1984 года. Сохранность оечнь хорошая. На большом историческом материале рассказывается о профессии архитектора, его роли в жизни общества. Уделяется внимание методам обучения…
  • Профессия - космонавт , Стейнерт Алексей. Профессия космонавта - одна из самых сложных, редких и опасных на Земле. Тех, кто покоряет космическое пространство, смело можно назвать героями. И пока миллионы людей по всему миру…

Что такое Профессия? Значение и толкование слова professija, определение термина

1) Профессия - - англ. profession; нем. Beruf. 1. Устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием. 2. Большая группа людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью.

2) Профессия - – род занятий, вид трудовой деятельности, требующий от определенной подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.

3) Профессия - - 1. Род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологич. разделением труда и его функциональным содержанием. 2. Большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности. В об-ве существует иерархия П., зависящая от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающаяся в обществ. сознании в виде престижа профессий (см.). Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру об-ва. Поскольку профессиональное разделение труда связано с его обществ. разделением (на умственный и физич., аграрный и индустриальный, организаторский и исполнительский и т. д. труд), поскольку профессиональная структура связана и взаимодействует с соц. структурой. Граница П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы, подвижны. Нарастающая специализация труда под воздействием научно-технич. прогресса сочетается и взаимодействует с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различн. отраслям производства. В процессе интеллектуализации трудовой деятельности возрастает специализация внутри профессий умственного труда, в то же время многие его виды "технизируются" благодаря применению современных компьютерных, множительных и т. п. устройств. В рез-те растущее число профессий занимает пограничное положение в обществ. разделении труда, сочетая в себе разные его виды. П. может быть описана с помощью системы признаков, характеризующих данный вид труда, требований к работнику той или иной П. - профессиограммы, составляемой, в частности, с помощью экспертных оценок и др. методов социологич. анализа. Ф.Р. Филиппов.

4) Профессия - - 1) устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием; 2) большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельностью. Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру общества. Поскольку профессиональное разделение труда связано с делением общества на социальные группы занятых отдельными видами труда и отношениями между группами в зависимости от их социального статуса и престижа профессий, то профессиональная структура связана и взаимодействует с социальной структурой. Более детальное описание элементов П. можно выразить следующим образом: общее образование - специальная подготовка - квалификация - специальность. Значение общего образования состоит в том, что в современных условиях оно является необходимой предпосылкой профессионального развития. Специальная подготовка включает в себя специфические знания трудовых функций, которые предстоит выполнять. Уровень квалификации определяется сочетанием уровней всех элементов П., причем существует естественная зависимость последующих элементов от предыдущих. Когда П. конкретизируется, став достоянием одного лица, занятого данным видом работы, она приобретает характер специальности. П. независимо от специальности существует лишь как предпосылка, которая должна быть реализована в действительном труде. Практическая связь П. и трудовой функции достигается на уровне специальности, которая завершает профессиональное развитие работника. Система однородных специальностей образует профессиональную общность или П. в широком смысле слова. Распределение занятого населения Республики Беларусь по профессионально-должностным группам (по данным 1998) выглядит следующим образом. Руководители составляют 13,6%; специалисты высшего уровня квалификации - 26,4%; специалисты среднего уровня квалификации - 9,5%; служащие - 6,9%; работники сферы обслуживания - 8,5%; квалифицированные рабочие промышленности - 19,6%; операторы, аппаратчики, машинисты промышленных установок - 7,8%; неквалифицированные рабочие - 7,7%. Граница П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы и подвижны. Нарастающая специализация физического труда в ходе научно-технического прогресса сочетается с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различным отраслям производства. В то же время многие виды умственного труда "технизируются" благодаря применению современных компьютерных устройств. В результате растущее число профессий занимает пограничное положение в общественном разделении труда, сочетая в себе разные его виды. Г.Н. Соколова

5) Профессия - (profession) - какая-либо профессиональная группа среднего класса, характеризуемая требованиями высокого уровня технических и интеллектуальных знаний, а также опыта, автономией в найме и дисциплине, связью с государственной службой. "Традиционными" профессиями являются право, медицина, богословие и вооруженные силы, но как сам термин, так и его применение все еще обсуждаются из-за появления новых сфер специализации, расширения на всякие виды занятости и для проведения различия между индивидуумами, которые обладают точно такими же знаниями и опытом по нетехническому стандарту (например, деньги, социальный класс) . В социологической литературе дебаты касались, как правило, проблем определения и наиболее существенных особенностей профессий. До 1970-х гг. в социологических исследованиях обсуждались профессии с их собственной точки зрения и таким образом отражалась функционалистская идеология экспертов главного критерия профессионального статуса. Иллюстрируют это работы Флекснера (1915), подчеркнувшего интеллектуальный, неручной характер профессий, требовавших длительного специального обучения, крепкой внутренней организации в плане общения, дисциплины и своей практической ориентации, которая рассматривалась как альтруистическая - мотивированная скорее служением обществу, чем личной выгодой. До недавнего времени повторялись эти темы, выделявшие высокий статус, который вытекал из перечисленных характеристик. Более поздние функционалисты продолжили дебаты о характере профессий, делая акцент на различных элементах, но совпадая по главным пунктам. Толкотт Парсонс (1964) привел иное доказательство. Он начал со знакомых особенностей понятного лишь посвященным знания и альтруизма, но добавил, что на основании знаний и опыта профессионал имеет власть над непрофессионалом и что характеристики профессионализма были отличительной и все более важной особенностью современных институтов Значение широкого масштаба профессионализации стало темой многих работ, не всегда имеющих ту же точку зрения, как у Парсонса или других функционалистов. Функционалисты были склонны подчеркивать высокий престиж и самоотреченность профессий, а другие подходы - их могущество и своекорыстие. Там, где выделялись выгоды профессионализма для общества, позже критики отмечали выгоды для самих профессионалов. Одним из самых первых исследований такого рода стал труд Хьюджеса (1952), который утверждал, что профессионалы работали не просто ради выгоды клиентов. Их организации и практика защищали и приносили пользу профессионалам. В частности, требование авторитетного знания означает, что только профессионалы в состоянии судить, была ли работа выполнена должным образом, а профессиональная организация может служить для защиты скорее профессионалов, чем клиента. Этот критический взгляд типичен и для более современных подходов. Джонсон (1972), разрабатывая вопрос об отношениях между клиентом и профессионалом, обратил внимание на власть профессионалов в определении потребностей и образа действий своих клиентов, а также в решении любых споров в свою пользу. Перри (1976) изучал медицинскую профессию и доказывал, что отношения "потребитель-производитель" является менее важным соображением, чем желание установить монополию практики - избавиться от конкурентных подходов. Претензия на уникальную компетентность, подкрепленная юридически, - основная стратегия профессионализации, а саморегулирование и контроль над притоком новых кадров - существенные составляющие процесса. Преимущества профессионального (монопольного) статуса призваны гарантировать высокое материальное вознаграждение, исключить посторонние суждения о работе и обеспечить гарантированное пребывание в должности тем, кто допущен к профессии. Подобный довод рассматривает профессионализацию как эгоистичную стратегию и ломает многие различия, проводившиеся прежде между родами занятий среднего класса и рабочего класса. Квалифицированные рабочие ручного труда, например, также пытались контролировать пополнение посредством ученичества и защищать обеспеченность своих членов с помощью профсоюзного движения, "ограничительными" определениями работы, а допуск к занятию определенных рабочих мест был строго ограничен членами ремесла. Рабочие ручного труда из-за таких факторов, как технологические изменения и положение на рынке в периоды высокого уровня безработицы, достигли меньше успехов, чем профессионалы, в сохранении монопольных привилегий, но имеются признаки того, что традиционные профессии, претендующие на монополию и автономию, также находятся под давлением. Так, растущая популярность и успех нетрадиционной медицины, предложения об изменениях в юридической профессии, включая ослабление монополии юрисконсультов на составление актов о передаче имущества, а адвокатов на представление интересов клиентов в высших судебных инстанциях, являются именно такими случаями. Эти изменения, однако, не уменьшили популярности профессионализации как стратегии социальной мобильности. Ведь материальное вознаграждение и престиж все еще очевидны.

Профессия

Англ. profession; нем. Beruf. 1. Устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием. 2. Большая группа людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью.

– род занятий, вид трудовой деятельности, требующий от определенной подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.

1. Род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологич. разделением труда и его функциональным содержанием. 2. Большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности. В об-ве существует иерархия П., зависящая от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающаяся в обществ. сознании в виде престижа профессий (см.). Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру об-ва. Поскольку профессиональное разделение труда связано с его обществ. разделением (на умственный и физич., аграрный и индустриальный, организаторский и исполнительский и т. д. труд), поскольку профессиональная структура связана и взаимодействует с соц. структурой. Граница П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы, подвижны. Нарастающая специализация труда под воздействием научно-технич. прогресса сочетается и взаимодействует с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различн. отраслям производства. В процессе интеллектуализации трудовой деятельности возрастает специализация внутри профессий умственного труда, в то же время многие его виды "технизируются" благодаря применению современных компьютерных, множительных и т. п. устройств. В рез-те растущее число профессий занимает пограничное положение в обществ. разделении труда, сочетая в себе разные его виды. П. может быть описана с помощью системы признаков, характеризующих данный вид труда, требований к работнику той или иной П. - профессиограммы, составляемой, в частности, с помощью экспертных оценок и др. методов социологич. анализа. Ф.Р. Филиппов.

1) устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием; 2) большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельностью. Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру общества. Поскольку профессиональное разделение труда связано с делением общества на социальные группы занятых отдельными видами труда и отношениями между группами в зависимости от их социального статуса и престижа профессий, то профессиональная структура связана и взаимодействует с социальной структурой. Более детальное описание элементов П. можно выразить следующим образом: общее образование - специальная подготовка - квалификация - специальность. Значение общего образования состоит в том, что в современных условиях оно является необходимой предпосылкой профессионального развития. Специальная подготовка включает в себя специфические знания трудовых функций, которые предстоит выполнять. Уровень квалификации определяется сочетанием уровней всех элементов П., причем существует естественная зависимость последующих элементов от предыдущих. Когда П. конкретизируется, став достоянием одного лица, занятого данным видом работы, она приобретает характер специальности. П. независимо от специальности существует лишь как предпосылка, которая должна быть реализована в действительном труде. Практическая связь П. и трудовой функции достигается на уровне специальности, которая завершает профессиональное развитие работника. Система однородных специальностей образует профессиональную общность или П. в широком смысле слова. Распределение занятого населения Республики Беларусь по профессионально-должностным группам (по данным 1998) выглядит следующим образом. Руководители составляют 13,6%; специалисты высшего уровня квалификации - 26,4%; специалисты среднего уровня квалификации - 9,5%; служащие - 6,9%; работники сферы обслуживания - 8,5%; квалифицированные рабочие промышленности - 19,6%; операторы, аппаратчики, машинисты промышленных установок - 7,8%; неквалифицированные рабочие - 7,7%. Граница П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы и подвижны. Нарастающая специализация физического труда в ходе научно-технического прогресса сочетается с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различным отраслям производства. В то же время многие виды умственного труда "технизируются" благодаря применению современных компьютерных устройств. В результате растущее число профессий занимает пограничное положение в общественном разделении труда, сочетая в себе разные его виды. Г.Н. Соколова

(profession) - какая-либо профессиональная группа среднего класса, характеризуемая требованиями высокого уровня технических и интеллектуальных знаний, а также опыта, автономией в найме и дисциплине, связью с государственной службой. "Традиционными" профессиями являются право, медицина, богословие и вооруженные силы, но как сам термин, так и его применение все еще обсуждаются из-за появления новых сфер специализации, расширения на всякие виды занятости и для проведения различия между индивидуумами, которые обладают точно такими же знаниями и опытом по нетехническому стандарту (например, деньги, социальный класс) . В социологической литературе дебаты касались, как правило, проблем определения и наиболее существенных особенностей профессий. До 1970-х гг. в социологических исследованиях обсуждались профессии с их собственной точки зрения и таким образом отражалась функционалистская идеология экспертов главного критерия профессионального статуса. Иллюстрируют это работы Флекснера (1915), подчеркнувшего интеллектуальный, неручной характер профессий, требовавших длительного специального обучения, крепкой внутренней организации в плане общения, дисциплины и своей практической ориентации, которая рассматривалась как альтруистическая - мотивированная скорее служением обществу, чем личной выгодой. До недавнего времени повторялись эти темы, выделявшие высокий статус, который вытекал из перечисленных характеристик. Более поздние функционалисты продолжили дебаты о характере профессий, делая акцент на различных элементах, но совпадая по главным пунктам. Толкотт Парсонс (1964) привел иное доказательство. Он начал со знакомых особенностей понятного лишь посвященным знания и альтруизма, но добавил, что на основании знаний и опыта профессионал имеет власть над непрофессионалом и что характеристики профессионализма были отличительной и все более важной особенностью современных институтов Значение широкого масштаба профессионализации стало темой многих работ, не всегда имеющих ту же точку зрения, как у Парсонса или других функционалистов. Функционалисты были склонны подчеркивать высокий престиж и самоотреченность профессий, а другие подходы - их могущество и своекорыстие. Там, где выделялись выгоды профессионализма для общества, позже критики отмечали выгоды для самих профессионалов. Одним из самых первых исследований такого рода стал труд Хьюджеса (1952), который утверждал, что профессионалы работали не просто ради выгоды клиентов. Их организации и практика защищали и приносили пользу профессионалам. В частности, требование авторитетного знания означает, что только профессионалы в состоянии судить, была ли работа выполнена должным образом, а профессиональная организация может служить для защиты скорее профессионалов, чем клиента. Этот критический взгляд типичен и для более современных подходов. Джонсон (1972), разрабатывая вопрос об отношениях между клиентом и профессионалом, обратил внимание на власть профессионалов в определении потребностей и образа действий своих клиентов, а также в решении любых споров в свою пользу. Перри (1976) изучал медицинскую профессию и доказывал, что отношения "потребитель-производитель" является менее важным соображением, чем желание установить монополию практики - избавиться от конкурентных подходов. Претензия на уникальную компетентность, подкрепленная юридически, - основная стратегия профессионализации, а саморегулирование и контроль над притоком новых кадров - существенные составляющие процесса. Преимущества профессионального (монопольного) статуса призваны гарантировать высокое материальное вознаграждение, исключить посторонние суждения о работе и обеспечить гарантированное пребывание в должности тем, кто допущен к профессии. Подобный довод рассматривает профессионализацию как эгоистичную стратегию и ломает многие различия, проводившиеся прежде между родами занятий среднего класса и рабочего класса. Квалифицированные рабочие ручного труда, например, также пытались контролировать пополнение посредством ученичества и защищать обеспеченность своих членов с помощью профсоюзного движения, "ограничительными" определениями работы, а допуск к занятию определенных рабочих мест был строго ограничен членами ремесла. Рабочие ручного труда из-за таких факторов, как технологические изменения и положение на рынке в периоды высокого уровня безработицы, достигли меньше успехов, чем профессионалы, в сохранении монопольных привилегий, но имеются признаки того, что традиционные профессии, претендующие на монополию и автономию, также находятся под давлением. Так, растущая популярность и успех нетрадиционной медицины, предложения об изменениях в юридической профессии, включая ослабление монополии юрисконсультов на составление актов о передаче имущества, а адвокатов на представление интересов клиентов в высших судебных инстанциях, являются именно такими случаями. Эти изменения, однако, не уменьшили популярности профессионализации как стратегии социальной мобильности. Ведь материальное вознаграждение и престиж все еще очевидны.

Предлагаем материалы, которые помогут познакомить детей с различными профессиями. Ребенок сможет познакомиться с особенностями профессий и узнать, когда люди определенных специальностей отмечают свои профессиональные праздники.

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?»

Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни, малыш, все не так просто. Ну, вот, подумай на минутку, кем ты и вправду будешь, когда подрастешь? Царем? Королем? - Хотелось бы, наверное, но - увы!.. А что если сапожником стать? Или портным?

Как много приходится трудиться разным людям, чтобы каждому был стол и дом, книги и одежда и еще много разных полезных вещей. Некоторые полезные вещи люди просто добывают в природе. Но природными вещами в наши дни люди пользуются не очень часто. Почти все полезные вещи в наши дни они делают сами из разных материалов. Чтобы полезную вещь сделать, нужно и материал подходящий подобрать и инструмент. А еще нужно умение и время. В общем, самое время поговорить о профессиях.

Давным-давно люди жили только в теплых странах. От непогоды и врагов они укрывались в пещерах. Одевались эти древние люди в пальмовые листья или шкуры животных, добывали пищу в лесу или в воде. Готовили пищу на костре. В те давние-давние времена люди еще не умели мастерить из природных материалов полезные вещи, инструменты и машины. Не было тогда ни мастеров, ни мастерских. Не было в те стародавние времена никаких профессий.

В наши дни профессий стало очень много. Так много, что все не перечислить. Но мы этого и не будем делать. Мы расскажем только о самых важных и нужных.

История профессий

На Руси 600 лет назад появился первый царь. Звали его Иван III. С тех давних времен сохранились письма и книги. Вот какие профессии в них называют: стрелок, повар, хлебник, портной, бронник, садовник, псарь, рыболов, трубник, дьяк, мельник, утятник, сокольник, огородник, плотник, серебряный мастер, истопник, страдник, купец, суконник.

Чем занимались стрелок, повар, садовник, рыболов, мельник, огородник, плотник, серебряный мастер, купец, каменщик - понятно. А вот что делали трубник, дьяк, утятник, сокольник, бронник, хлебник, страдник, пищальник и ямчужный мастер? Про эти профессии, наверное, даже мама с папой не знают! Упоминают в старинных письмах и такие профессии, как врач, аптекарь и инженер с помощником. Пишут, что этих мастеров царь Иван Грозный пригласил из Англии.

В старину люди гордились мастерством. На другой конец города на работу в старину не ездили, а жили там же, где работали. По занятиям мастеров давали имена улицам. В древних городах были Оружейные улицы, Мясницкие, Кузнецкие. В Москве до сих пор сохранились эти древние названия. Иногда целые города называли по профессии жителей. Например, подмосковный город Бронницы!

Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются. Обучают теперь многим профессиям в специальных институтах. (Но сначала нужно еще школу закончить!)

Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Профессии нужно специально обучаться. В каждом таком деле есть свои правила. Например, столяр должен знать, как рубанок держать и как стружку снимать. У скрипача - другие правила. Скрипачу нужно уметь держать в руках смычок, а не рубанок. Конечно, скрипка из дерева сделана, но с нее не стружку нужно снимать. Скрипач двигает смычком по струнам и музыкальные звуки получает.

В каждой профессии есть свои инструменты (как у столяра - рубанок, а у музыканта - смычок). Для некоторых профессий нужны очень сложные машины. Летчику - самолет, капитану - корабль, ученому - компьютер.

Как выбрать себе профессию?

Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.

Скажем, любит человек природу. Тогда ему по душе будет работа геолога, агронома, садовода, овощевода, ветеринара, чабана, доярки, фермера, рыбовода, лесовода, охотоведа или ученого-биолога. Почти все, кто выбрал потом такие профессии, в детстве любили все живое. Были юннатами. Собирали коллекции. Выращивали дома или в саду и на грядках культурные растения. Ухаживали за домашними животными.

Другому человеку интересно все, что связано с людьми. Такому человеку по душе быть экскурсоводом, учителем, нянечкой, тренером, воспитателем, официантом, продавцом, кассиром, следователем, судьей, библиотекарем. В наши дни появилась новая профессия - менеджер.

А техника? Разве это не интересно? Сколько есть важных и полезных дел для тех, кто любит машины и механизмы! Техника - дело очень сложное и ответственное. Технику нужно очень хорошо знать. В умелых руках любая машина и механизм - чудесные помощники. В неумелых руках - это страшное зло. В технике много разных профессий.

Одно дело - обрабатывать материалы. Для этого нужно все знать о свойствах этого материала. Нужно уметь использовать подходящие инструменты. Металлы обрабатывают токари, сверловщики, фрезеровщики. Столяры и плотники обрабатывают дерево. Выделывают кожу - кожевенники. Прядильщики делают нитки из хлопка, шерсти и шелка. Ткачи делают из этих ниток ткани... И все эти профессии связаны с техникой!

А сколько есть профессий, где приходится собирать что-то полезное из готовых деталей! Это занятие по душе многим малышам. Совсем крохи собирают пирамидки из цветных колечек. Дети постарше играют в конструкторы. Любят дети собирать картинки из цветных кусочков. Взрослые монтажники собирают из огромных деталей дома и мосты. Помогают им огромные башенные краны и другие машины. Сборщик часов сидит в уютном кресле и собирает из крохотных деталей очень точный механизм - часы. Слесари-сборщики собирают автомобили, тракторы и станки.

А работа на транспорте? Здесь столько профессий, что все не перечесть. Шоферы, трактористы, вагоновожатые, летчики, капитаны перевозят людей с места на место по дорогам, по воздуху и по воде. А есть еще такие подвижные машины, как экскаваторы, бульдозеры и комбайны! Каждую такую машину нужно хорошо знать, чтобы она приносила пользу и не приносила вреда.

А если, какая-то из этих машин из строя выйдет? Кто ее будет лечить? Врач? Ветеринар? Ну конечно, нет! Для этого есть ремонтники и наладчики.

А современная электронная техника, разве это не интересно? Кто из ребят не мечтает управлять компьютером или даже космическим кораблем? Телевизор или радиоприемник уже, наверное, все пробовали включать? А кто эту технику после вас чинил? Не знаете?

Еще есть очень сложная и интересная техника для научной работы. Микроскоп, например. В него можно увидеть даже одну молекулу. Или телескоп. В него можно разглядеть самую далекую звезду.

Но оставим пока технику... Все дети любят мечтать, слушать сказки, рисовать все на свете. Есть много взрослых профессий, где сразу непонятно, чем человек занят. Сидит себе за столом. Рядом лист бумаги и карандаш. Ни животных, ни растений, ни станков, ни других людей. А человек занят. Трудится, как говорится, в поте лица. Что же он делает? Что это за профессия такая - сидеть за столом? Может быть, это - писатель, а может быть - бухгалтер или шифровальщик. Так просто по виду и не угадаешь!

Таких профессий очень много. Чтобы дело спорилось, нужен очень точный план. И очень точный расчет. В наши дни составлять планы и проводить расчеты помогают людям специальные машины - компьютеры. Их даже называют «искусственным мозгом». Помогают управляться с этими машинами программисты.

Профессий очень много - тысячи! Но есть среди них несколько десятков таких, которые люди особенно ценят и уважают. Один день в году считается для таких профессий праздником!

Характеристика понятий «профессия», «квалификация», «должность», «компетенция», «компетентность», «модель компетенций».

Слово“профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.

В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:

*требует специальной подготовки, обучения. Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, взятый «с улицы» (скажем, разносчик конвертов по почтовым ящикам или расклейщик объявлений), - это еще не профессия. Ее нужно осваивать, а для этого требуются способности и затраты труда. В каких-то профессиях – минимальные, в каких-то – гигантские. Кстати, в современном английском языке понятие «профессия» (profession) применятся только к сложным видам работы, требующим длительного обучения, все остальное называется «занятие» (occupation);

*практикуется человеком регулярно. Чаще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда. К примеру, если человек занимается преподаванием и время от времени пишет еще и статьи по тому предмету, который преподает, то его профессия – «преподаватель», а не «автор статей»;

*служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби. Хобби – занятие, совершаемое человеком ради собственного удовольствия, профессия помогает зарабатывать на жизнь. Если профессия тоже приносит удовольствие, очень хорошо. Но даже если все обстоит иначе, то, когда человек работает, он тем не менее выполняет дело вне зависимости от своего настроения (или же перестает работать, увольняясь)…

Квалификация - это совокупность свойств работника, характеризующих объем его профессиональных знаний и трудовых навыков, которыми он должен обладать для трудовой деятельности на конкретном рабочем месте.

Квалификация отражает уровень профессиональной подготовки работника и его готовности к труду высокого качества при нормальных затратах энергии. Более высокий уровень квалификации в большей части случаев обеспечивает и более высокое качество продукции.
Квалификация определяется системой тарифных разрядов рабочих и служащих, которая учитывает разницу между квалифицированным и неквалифицированным трудом и на основе этого определяет меру его оплаты.



Квалификация работника – уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности.

Профессию надо отличать от специальности и должности.

Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист, педиатр и еще несколько десятков конкретных профилей деятельности, а в профессию «слесарь» - такие, как сантехник, электрослесарь, слесарь по ремонту подвижного состава и др. Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чем-то одном, так и сразу на конкретную специальность.

Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.

Например:

  • профессия - врач, специальность - хирург, специализация - нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;
  • профессия - машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация - машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.

Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

Должность – это конкретный трудовой пост в организации. Встречаются должности, которые могут занимать только представители вполне определенной профессии. Так, участковым врачом в поликлинике имеет право только тот, чья профессия – врач-терапевт. Но некоторые должности могут быть занимаемы и представителями различных профессий. Скажем, менеджером по кадрам на предприятии бывает и психолог и юрист. А некоторые должности, преимущественно в сфере низкоквалифицированного труда, вообще не связаны с требованиями к профессии человека. Например, кондуктором в общественном транспорте может стать студент-философ, или вышедший на пенсию инженер, или даже выпускник средней школы, не получивший пока вообще никакой профессии. Бывают люди и так называемых «свободных профессий» (чаще всего это художники, скульпторы, литераторы и т.п.), которые не занимают какую-либо конкретную должность, а выполняют отдельные заказы или живут на средства от продажи своих произведений.

Профессия, специальность, должность – это разные понятия; обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей, также возможно занять разные должности.

Сколько существует профессий? Прежде чем двигаться дальше, предлагаю сделать паузу… и записать на листочке бумаги те профессии, которые ты знаешь.

Итак, сколько их получилось в твоем списке? Обычно в пределах 20-30. если вспомнилось 50 или больше – значит, ты ориентируешься в мире профессий гораздо лучше, чем большинство подростков. А сколько их всего? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессий… По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий.

ПРОФЕССИЯ, -и, ж. Основной род занятий, трудовой деятельности. По профессии инженер. Производственные профессии. Выбор профессии. Лица свободных профессий (люди умственного труда, не связанные служебными обязанностями или занимающиеся частной практикой). Самая древняя п. (о проституции). || прил. профессиональный, -ая, -ое. Профессиональное мастерство. Профессиональные интересы. П. союз (массовая добровольная организация, объединяющая работников какой-н. отрасли производства, сферы обслуживания и культуры),


Смотреть значение ПРОФЕССИЯ в других словарях

Профессия — специальность
ремесло
Словарь синонимов

Профессия Ж. — 1. Род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки.
Толковый словарь Ефремовой

Профессия — -и; ж. [лат. professio] Род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования. Выбор профессии. Получить профессию.........
Толковый словарь Кузнецова

Профессия — род трудовой деятельности человека,
предмет его постоянных занятий, а также
свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно........
Экономический словарь

Профессия — Заимствование из французского, где profession восходит к латинскому professio, образованному от profiteri – "говорить публично". Буквально значение этого слова в латинском – "объявление........
Этимологический словарь Крылова

Профессия — - предмет трудовой деятельности человек его постоянных занятий, а т.ж. свидетельство наличия у него знаний умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.
Юридический словарь

Профессия — (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом), родтрудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийсяобычно источником существования.
Большой энциклопедический словарь

Профессия — - объявляю своим делом - род трудовой деятельности требующей определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.
Исторический словарь

Программа "человек. Труд. Профессия." — - образовательная профориентационная программа, направленная на профессиональное самоопределение старшеклассников, ключевым компонентом которой являются профессиональные........
Психологическая энциклопедия

Профессия — Термин, обычно используемый для обозначения любого занятия, которое требует высокой степени развития умений и обширной специализированной подготовки с целью исполнения........
Психологическая энциклопедия

Профессия — - англ. profession; нем. Beruf. 1. Устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность........
Социологический словарь

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с