Виды слушания

НАТА КАРЛИН

В нашем мире умению говорить правильно и красиво, уделяется масса внимания. Организованы курсы и тренинги, выпущено множество познавательных программ, которые способствуют развитию дара речи, учат правильным оборотам и умению высказывать свои мысли. Однако мы забываем о том, что в человеческом общении важно не только говорить, не менее значимо – слушать и слышать собеседника.

Умение слушать других считается одним из проявлений культуры, хорошего воспитания и самодостаточности. Человек, внимательно слушающий собеседника, заставляет испытывать его положительный эмоции, такие как:

  • Приятное волнение;
  • Ощущение собственной важности и нужности.

Слушая собеседника, вы даете ему почувствовать себя счастливым, таким образом, выражая свою поддержку, и его искусству оратора.

Человек, умеющий внимательно слушать, узнает много нового, обдумывает и составляет в голове правильный, логический ответ на свои вопросы. Эта способность помогает добиться в социуме уважения, а в карьерном росте значительных высот. Если вы научитесь «не отключать» свой мозг в тот момент, когда вам что-то рассказывают, не думать о посторонних вещах, вы поймете, что через человеческое общение познается мир с его плюсами и минусами.

Как развить в себе умение слушать и понимать людей?

Вы не перебиваете человека, смотрите ему в глаза и делаете вид, что слушаете. Однако вы ловите себя на мысли, что не понимаете, и не осознаете слов, сказанных им. Поэтому запомните правила, которые помогут вам развить в себе умение слушать и слышать собеседника:

Тренировка

Умение слушать начинается с введения мозга в состояние, близкое к ощущениям младенца. Он воспринимает окружающие звуки, оценивая их и деля на хорошие и плохие. Его внимание концентрируется на всех звуках, с целью извлечь из этого важную для себя информацию, и воспользоваться ей в будущем. Тренируйтесь оценивать слова, которые вы слышите от собеседника, выделяя самое важное и отметая ненужное.

Сознание

Старайтесь, чтобы все, что повествует вам человек, ведущий с вами беседу, доходило до вашего сознания. Слушайте активно, подключая к этому процессу не только физиологические способности организма к слуху, но и процесс восприятия и осмысления информации.

Выслушивайте до конца

Не старайтесь перебивать человека в тот момент, когда он говорит что-то не так. Расставляйте у себя в голове «галочки» на тех моментах, где вам требуется уточнение, опровержение или дополнительный вопрос. Не вступайте в полемику до тех пор, пока не дослушаете то, что вам хочет рассказать собеседник. Понимайте слова, которые он произносит, и подтекст, с которым говорит.

Лучше выслушать до конца и понять, чем перебить, устроить скандал и обидеть человека незаслуженно.

Сопереживание

Во время беседы с человеком, мысленно ставьте себя на его место. Постарайтесь «влезть в его шкуру» и пережить те ощущения, которые он испытывает. Прочувствовав человека, вы поймете истинный смысл его слов, точнее уловить ту цель, которую он преследует, беседуя с вами. Психологи шутят, что для того, чтобы слышать человека у нас есть одно ухо, а для того, чтобы понимать смысл его слов – другое.

Стиль общения у каждого человека особенный. Образованные и тактичные умеют формулировать фразы, выстраивать логичное повествование, и рассказывать так, что поневоле можно заслушаться. Но не все мы одинаковы, иногда приходится слушать того человека, который вам приятен, но даром общения наделен в меньшей мере. Тогда судите не то, как правильно говорит человек, а то, что он старается вам сказать. Избавляйтесь от сознания собственного превосходства над собеседником. Концентрируйтесь на содержании беседы.

Критика

Не думайте о других проблемах во время разговора, даже в том случае, если вы считаете тему разговора не интересной. Извлекайте рациональное зерно из каждой беседы. Случается так, что в обычной беседе, можно найти что-то важное и познавательное. Критически оценивайте то, что вам говорят, но ловите суть беседы и ищите центральные моменты.

«Галочки»

Как уже говорилось выше, ставьте «галочки» на тех моментах в общении, которые требуют развернутого ответа или дополнительной информации. Но не позволяйте вашим мыслям уйти от темы разговора. Не формулируйте ответную речь в момент, когда собеседник еще говорит. Концентрируясь на правильном ответе, вы упускаете кульминацию беседы, и дальнейшее развитие темы.

Оптимизм

Если вы вступаете с человеком в разговор с целью узнать интересное и полезное для себя, подразумевается, что вы полны оптимизма и желания слушать собеседника. Старайтесь найти ту ниточку, которая связывает вас с этим человеком в данный момент, и не упускать ее из виду на продолжении общения. Почувствовав внутреннюю взаимосвязь, вам станет приятным тот разговор, в который вы вступили.

Мысли

Выбрав тему беседы, не отступайте от нее, не отвлекайтесь на обдумывание мелочей, которые в данный момент вам не нужны. Ухватив нить нужной информации, мыслительный процесс сконцентрируется на основной теме беседы. Тогда вы легко сможете увязать все полученные от человека факты с той картиной, которую «рисует» вам мозг.

Напрягайте мозг

Если перед вами стоит цель – повысить мозговую активность, начинайте познание материала с азов. Только после этого приступайте к сложным задачам. Теперь, ища ответа у собеседника на сложный вопрос, вы сможете построить логическую цепочку из полученной информации, где каждое звено будет на своем месте.

Синестезия

Это сложное слово объединяет возможность человеческого мозга концентрировать и обрабатывать информацию, полученную из нескольких источников. Мы общаемся с миром посредством 5 каналов связи: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкусовых рецепторов. Подкрепляйте полученные в беседе данные другим каналом связи.

Воображение

Развитие умения слушать невозможно без работы воображения. Ученые выяснили, что слушаем мы левым полушарием мозга, однако в процессе осмысления полученной информации, в работе задействован весь мозг. Поэтому, слушая собеседника, рисуйте перед собой картины того, о чем он рассказывает. Пусть это касается лекции, которую читает преподаватель, «напишите» в голове формулу, которая изображена на доске. Вы сможете связать воедино слова, которые он произносит, значение символов и запомнить это уравнение.

Открытость

Не уходите от проблемы, которая вам неприятна в словах оратора. Несогласие вы выразите позже. А пока выслушивайте точку зрения человека, сравнивайте аргументы, ищите смысл между строк и расставляйте приоритеты. Уважайте чужую точку зрения, она имеет право на жизнь так же, как ваша собственная.

Скорость мыслительного процесса

Задействуйте . Пока оппонент говорит, вы можете оценить его слова, предвидеть дальнейшее развитие монолога, обобщить факты, взвесить все «за» и «против», и сформулировать ответ.

Рассеянность

Люди, страдающие отсутствием концентрации внимания, одни из самых плохих собеседников. Если вы чувствуете свой недостаток, не думайте о нем в процессе общения. Если вы не будете заострять внимание на том, что сейчас ваш мозг «отключится» от темы разговора, и вы этого боитесь, то этот факт не свершится. Этот недостаток поддается «лечению» – забудьте о нем, и предайтесь беседе с интересным человеком.

Перерыв

Скорее, это касается деловых переговоров. Нельзя же, попросить лектора прерваться на 5 минут для того, чтобы мозг отдохнул, и с новой силой взялся за усвоение информации. В деловой беседе такой ход возможен. Слушайте собеседника до тех пор, пока чувствуете, что в состоянии воспринимать информацию, исходящую от него. Как только вы начинаете отвлекаться от темы беседы, делайте перерыв. Десяти минут вполне достаточно.

Разговорное общение

Добивайтесь совершенства в умении правильно изъяснять свои мысли и грамотно формулировать фразы.

Учитесь у них быть интересным и строить правильный монолог. Совершенствуя это умение, вы сможете быть таким же интересным собеседником, которого с удовольствием станут слушать, не перебивая.

Поза

Удобное положение тела при общении гарантирует 50% успеха. Если вы сидите на твердой низкой табуретке, то через несколько минут ваши мышцы «воспротивятся» такому положению тела. Вы станете отвлекаться на свои ощущения дискомфорта, и беседа зайдет в тупик. Человек поймет, что вы его не слушаете, и просто прекратит повествование. Расположитесь с удобством (возможным в конкретной ситуации), и приготовьтесь к беседе.

Здоровье

Большое значение для способности восприятия информации, имеет физическое и духовное здоровье слушателя. Если вы находитесь в хорошей физической форме, спокойны и готовы к общению, то слушать вам будет не только интересно, но и приятно.

Тест «Какой я слушатель?»

Ответьте на все вопросы «да» или «нет». Каждый положительный ответ – 1 балл.

  1. Я улавливаю мысль, и дальше слушать мне не интересно.
  2. Жду окончания повествования.
  3. Сосредотачиваю внимание на теме разговора.
  4. Ищу подтекст.
  5. Перебиваю, но только для того, чтобы уточнить детали или поддакнуть.
  6. Завожу разговор на другую тему, если эта мне неинтересна.
  7. Подмечаю .
  8. Не считаю нужным .
  9. Извлекаю рациональное зерно из любой беседы.
  10. Выслушиваю до конца даже тогда, когда не согласен с оппонентом.
  11. Обдумываю ответ во время монолога партнера.
  12. Не вслушиваюсь в пространные повествования собеседника.
  13. Выделяю только нужное и важно для меня.
  14. Слушаю из вежливости.
  15. Отождествляю себя с оратором.
  16. Перебиваю в тот момент, когда не согласен с человеком.
  17. Чаще киваю головой в знак согласия.
  18. Четко и правдиво отвечаю на поставленный вопрос.
  19. Люди любят со мной разговаривать.
  20. После речи собеседника высказываю свою точку зрения.
  21. Не разговариваю с незнакомцами.
  22. Стараюсь не отводить взгляда от глаз собеседника.
  23. Принимаю точку зрения оппонента, но имею свою собственную.
  24. Делаю вид, что слушаю, пока скучаю.
  25. Обдумываю решение проблемы в тот момент, когда человек еще говорит.
  26. Понимаю, что смысл сказанного для каждого человека может быть свой.
  27. Поправляю ошибки собеседника (смысловые и фонетические).
  28. Не слушаю тех, кто недостоин моего внимания.
  29. Получаю удовольствие от разговора с людьми.
  30. Я больше слушаю, а меньше говорю.

Посчитайте количество баллов:

От 25 до 30 – отличный слушатель.

От 20 до 24 – хороший слушатель, но нужно совершенствовать это умение.

От 10 до 14 – плохой слушатель.

До 9 баллов – анализируйте свои ошибки, иначе люди откажутся общаться с вами.

1 марта 2014

Если ты хочешь научиться ладить с людьми, то тебе прийдется освоить умение слушать. Не смотря на кажущуюся простоту, мало кто придает этому серьезное значение. Вместе с тем, это критически важный навык для того, чтобы хорошо понимать окружающих и чтобы у них возник к тебе интерес. Умение слушать напрямую помогает . Специалист по психологии эффективного общения пишет о том, что именно умение слушать — является мощным рычагом влияния на людей, а не умение говорить (как можно подумать).

Почему важно уметь слушать собеседника?

  • Сами поставьте себя на месте твоего собеседника. Когда ты говоришь и тебя не слушают — это можно расценить как неуважение и невнимание. Это может вызвать раздражение и даже агрессивную реакцию. Умение слушать собеседника — это по меньшей мере признак того, что ты его хотя бы пытаешься понять, даже если его позиция не совпадает с твоей. Кроме того Умение слушать собеседника — это признак более высокой культуры.
  • Когда человека слушают, это дает ему почувствовать себя значимым и даже более счастливым. Когда ты слушаешь, что говорит человек, ты можешь лучше его понять и вы вместе сможете найти какое-нибудь общее решение обсуждаемой проблемы или вопроса. А человек, которого слушают с большей вероятностью будет к вам отзывчивым и предложит свою помощь, чем в общем случае.
  • Предприниматели знают, что умение слушать — это важный навык для ведения переговоров и бизнес-встреч. Если ты будешь невнимательно слушать своего потенциального клиента, то это может привести к так называемой упущенной прибыли.
  • Умение слушать других людей помогает не только наладить с ними контакт, но также позволяет узнавать много нового, т.к. каждый новый человек, с которым ты общаешься — это целый мир с уникальным опытом и знаниями.
    Если ты страдаешь забывчивостью, то возьми блокнот и делай пометки во время встречи.

В том случае, если начать целенаправленно обращать внимание на свое умение слушать других, то этот навык начнет очень быстро у вас разбираться. Мы сделали подборку из 18 советов как научиться слушать других.

Разивите и себя умения слушать — как научиться слушать:

  1. Начни с самого простого. Вынь наушники из ушей, когда ты просто ходишь в городе по своим делам. В течение дня ты можешь услышать немало интересного из разговоров других людей.
  2. Слушайте любого человека, не делайте вид, что вы его слушаете. Слушайте на 100% . Отвлекитесь от своего мобильного телефона и от своих проблем и послушайте, о чем думает другой человек. Общение с другими людьми — это весьма увлекательный процесс, который может принести тебе много полезных знаний.
  3. Более глубокие люди меньше говорят и больше слушают . Не перебивай собеседника, дай ему договорить и не делай поспешных суждений на его счет до тех пор, пока он до конца не выразит свою позицию.
  4. Развивай эмпатию. Чтобы полностью понять другого человека, нужно попытаться встать на его место и оценить, а как бы вы себя повели и что бы чувствовали, если бы попали в такую же ситуацию? То есть нужно уловить не только смысл, но и эмоции собеседника. Развивай свой эмоциональный интеллект.
  5. В то же время когда тебе что-то говорят, постарайся вникнуть в суть сообщения , и не обращать на форму подачи этого сообщения. Например, многие люди с трудом могут выражать свои мысли. Это не значит, что они не умны или недостойны внимания. Внимательно выслушай его, помоги, если нужно — сформулировать мысль.
  6. Всегда критически оценивай то, что тебе говорят. Допустим, тебе что-то говорит авторитетный человек. Это еще не значит, что все, что он сказал — истина в последней инстанции. Вполне возможно, что умный человек в данный момент несет бред или заблуждается. И наоборот — даже из самой скучной лекции можно вынести для себя что-то полезное. Критически оценивай все, что слышишь. Например, СМИ могут быть предвзятыми, а статья или репортаж могут быть субъективными (ненаучными и не всегда корректными).
  7. Не стоит обдумывать ответ пока говорит твой собеседник. Так ты можешь пропустить мимо ушей важную информацию. Мозг человека плохо приспособлен для многозадачного режима .
  8. Психологи советуют быть оптимистичными при прослушивании другого человека. Это значит, что ты должен быть изначально настроен на извлечение пользы из беседы. — крайне полезное качество.
  9. Выделяй главную идею , постарайся уловить суть, о чем идет речь. Это намного лучше, чем цепляться за отдельные маловажные детали. Хотя и говорят, что дьявол в деталях.
  10. Тренируйся слушать. Этим можно заниматься незаметно для других людей на учебе, работе или в кругу друзей. Мозг человека обладает удивительным свойством нейропластичностью. Это означает, что он сам подстраивается под ежедневно выполняемые задачи, с которыми ты сталкиваешься. И если поначалу тебе будет сложно сосредоточиться на том, что говорит собеседник, то со временем тебе будет удаваться делать это все лучше и лучше.
  11. Когда ты слушаешь кого-то, то слушание будет более эффективным, если ты также будешь поддерживать и визуальный контакт с собеседником. Это еще называют синестезией . Это когда ты воспринимаешь что говорит твой коллега не только посредством ушей, но и другими чувствами. Есть вербальные пути общения (через слова), а есть невербальные (жесты, мимика, поза и т.д.). В частности, в таком случае ты сможешь понять, когда человек лжет или что-то недоговаривает, так как это, как правило, хорошо заметно даже по интонации голоса.
  12. Визуализируй то, что тебе говорят. Представь себе образы в голове. Это поможжет лучше запомнить то, что тебе говорит собеседник.
  13. Воспринимай то, что тебе говорят без эмоций . Нужно понимать, что разные люди могут иметь разную точку зрения на один и тот же вопрос и это нормально, ведь именно в споре рождается истина.
  14. Слушай что говорится между строк . Иногда человек не говорит что-то прямо. Но это может прослеживаться, что называется в контексте. Если есть сомнения, то можно задать наводящие вопросы. Кстати, умение задавать правильные вопросы также важно, как и умение слушать собеседника.
  15. Делай небольшие перерывы в общении. Люди теряют внимание когда слушают что-то монотонное. Это нормально. Поэтому если бизнес-встреча затянулась, то может быть полезным сделать небольшой перерыв в переговорах — встать — выйти на свежий воздух, заварить чашечку кофе, поговорить о чем-нибудь отвлеченном.
  16. Даже если ты невнимателен (я отношусь к таким людям), то не стоит об этом переживать. Думай о практике общения как о способе прокачать свою внимательность и вскоре ты станешь очень внимательным человеком. Важно захотеть и много практиковаться. Почти любые интеллектуальные умения и навыки поддаются тренировке подобно мышцам.
  17. Больше практикуйся в общении. Чем больше ты будешь общаться с людьми, тем лучше они будут тебя понимать.
  18. Слушай в комфортной позе . Не стоит принимать закрытую позу, т.к. собеседник это видит и подсознательно также начинает напрягаться. Все это не лучшим образом влияет на ваши коммуникации.

Так или иначе умение слушать очень поможет развить навыки общения с другими людьми. А это не только очень полезно в деловом мире, но и крайне интересно само по себе. Если у вас есть что добавить — пишите в комментарии!

Учитесь слушать — это важнейшее условие правильного понимания точки зрения собеседника, а в целом — залог успешной деловой коммуникации. Настоящее «искусство слушать» проявляется в том, что слушающий:

  • всегда воздерживается от выражения своих эмоций во время того, как говорящий излагает информацию;
  • «помогает» говорящему ободряющими жестами (кивками), улыбкой, краткими репликами, ненавязчиво, но так, чтобы он продолжал беседу.

Статистика утверждает, что 40 % рабочего времени современных администраторов посвящены слушанию, тогда как на речь тратится 35 %, на чтение — 16 %, на письмо — 9 % служебного времени. Однако действительно умеют слушать лишь 25 % менеджеров.

На умение слушать влияет все: личность человека, его , интересы, пол, возраст, конкретная ситуация и т.д.

Помехи слушанию

В беседе создаются помехи слушанию:

Внутренние помехи — неумение отключить свои мысли, которые кажутся гораздо значительнее и важнее, чем то, что прямо сейчас говорит партнер; попытка вставить свою реплику в монолог говорящего, чтобы создать диалог; мысленная подготовка ответа (обычно возражения);

Внешние помехи слушанию, например собеседник говорит недостаточно громко или вообще шепотом, обладает яркими манерами, которые отвлекают от сути его речи, монотонно «бубнит» или, наоборот, «глотает» слова, говорите акцентом, вертит в руках посторонние предметы, беспрерывно поглядывает на часы, суетится и т.п. К внешним механическим помехам можно отнести: шум транспорта, звуки ремонта, постоянное заглядывание в кабинет посторонних, телефонные звонки, а также некомфортные условия в помещении (жарко или холодно), плохую акустику, неприятные запахи; отвлекающую внимание окружающую обстановку или пейзаж, плохую погоду; даже цвет стен в помещении играет важную роль: красный — раздражает, темно-серый — угнетает, желтый — расслабляет и т.д.

Виды слушания

Американские исследователи общения выделили четыре вида слушания:

Направленное (критическое) — слушающий сначала критически анализирует получаемое сообщение, а потом старается его понять. Это полезно в тех случаях, когда обсуждаются различного рода решения, проекты, идеи, мнения и т.д., так как позволяет отобрать самую полезную с заданной точки зрения информацию, однако малоперспективно тогда, когда обсуждается новая информация, сообщаются новые знания, потому что, настраиваясь на отторжение информации (а именно это подразумевает критика), слушающий не сможет сосредоточить свое внимание на том ценном, что в ней содержится; при таком слушании интерес к информации отсутствует; о

Эмпатическое — слушающий больше «считывает» чувства, а не слова. Это эффективно, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции, но малоперспективно, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции;

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней. Это полезно в ситуациях, когда партнер стремится выразить свою точку зрения, отношение к чему-нибудь, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает отрицательные эмоции; когда ему трудно выразить словами то, что его волнует или он застенчив, неуверен в себе;

Активное (рефлексивное) слушание характеризуется установлением обратной связи с говорящим посредством: расспрашивания — прямого обращения к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов; перефразирования — высказывания той же мысли другими словами, чтобы говорящий смог оценить, правильно ли его поняли; отражения чувств, когда слушающий основное внимание уделяет не содержанию сообщения, а чувствам и эмоциям, которые выражает говорящий; резюмирования — подведение итога услышанного (резюме), что дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты.

Как стать идеальным бизнес-слушателем

Не прерывайте и не перебивайте своего собеседника . Дайте возможность человеку закончить свою мысль. Тишина заставляет человека продолжать говорить. Выслушивайте клиентов, и они, чтобы заполнить тишину, будут продолжать отвечать на заданный вопрос.

Не посматривайте на часы . Если хотите узнать, который час, сделайте это незаметно, иначе собеседник воспримет этот жест как отсутствие интереса к нему и желание поскорее от него освободиться.

Не заканчивайте предложение за своего собеседника . Терпеливо дождитесь, чтобы собеседник высказал свою мысль до конца, не перебивайте его нетерпеливым: «Это вы уже говорили», что может отбить у человека всякое желание продолжать общение с вами.

Задав вопрос, дождитесь ответа . Даже если возникшая после вопроса пауза затянулась, все равно не соблазняйтесь ответить вместо собеседника. Пауза — это знак того, что ваш партнер в данный момент обдумывает вопрос, готовит ответ на него. Пауза, может быть, вас и нервирует, но если вы задали вопрос, имейте терпение дождаться ответа.

Ваша поза не должна быть развязной и «закрытой» от собеседника . Не разваливайтесь на стуле, сядьте прямо, можно слегка наклониться вперед. Это покажет вашу заинтересованность в беседе.

Не ведите переговоры, если вы себя плохо чувствуете. При плохом самочувствии сложно сосредоточиться на другом человеке и показать собеседнику, что вы его слушаете. Лучше перенести встречу.

Поддерживайте постоянный визуальный контакт . Даже если вы внимательно слушаете собеседника, но при этом не смотрите ему прямо в глаза, он сделает вывод, что вам неинтересно, поэтому вы витаете в мыслях далеко от него и его проблемы.

Разворачивайтесь к собеседнику лицом . Неэтично беседовать с человеком, находясь по отношению к нему боком или спиной, а липом к компьютеру или к чему-то еще. Обязательно развернитесь к собеседнику всем корпусом, одного поворота головы недостаточно.

Кивайте . Это очень эффективный способ показать собеседнику, что вы его слушаете и понимаете. Однако, кивая чересчур усердно, вы передаете собеседнику сигнал, что ваше терпение закончилось и ему пора заканчивать беседу.

Установите вербальную обратную связь. Реплики вроде «Да, конечно, это интересно...» и т.п. призваны вербально подтвердить, что вы слушаете собеседника. Это очень важно для поддержания контакта.

Не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Если вам что-то не ясно, вы не уверены, что правильно поняли собеседника, задайте уточняющие вопросы. Так вы произведете впечатление человека, старающегося не упустить важные моменты беседы. Существует множество уточняющих вопросов: «Вы имеете в виду, что...», «Правильно ли я вас поняла...», «Поясните, пожалуйста...», «Вы хотите сказать...» и др.

Не поддавайтесь соблазну опровергать новую для вас информацию. Люди предпочитают спорить. Если вы услышали от собеседника то, что не соответствует вашим убеждениям или отличается от ваших представлений, не накидывайтесь на него и не обороняйтесь, отстаивая свою точку зрения. Лучше просто спросить: «Откуда у вас такие сведения?», «Почему вы так считаете?», «Чем объясняется ваша позиция?»

Избегайте синдрома: «А у меня...» Клиент может рассказывать о чем угодно, не надо пытаться произвести на него впечатление своим «еше более крутым» личным опытом, перехватывая у него инициативу. Клиент, после того как его перебили, может вообще замолчать и закрыться.

Делайте пометки. Это имеет следующие преимущества: вы подавляете в себе импульс прервать говорящего; вы на бумаге можете отреагировать на возможную начинающуюся у вас злость и успокоиться для вашего ответа в дальнейшем; уже при слушании вы сможете отделить важное от второстепенного; действительно войти во все существенные проблемы, что особенно важно, когда придет ваша очередь говорить; ваш партнер по переговорам сделать вывод, что к нему серьезно относятся, если делают для себя заметки во время выступления.

Умение слушать собеседника

Успешность во многом зависит не только от умения передать информацию, но и от умения ее воспринять, т.е. слушать.

Один мудрый человек сказал, что у нас два уха и один рот и использовать их нужно именно в этой пропорции, т.е. слушать в два раза больше, чем говорить. На практике получается наоборот.

Представление о том, что слушать можно по-разному, а «слушать» и «слышать» -- это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания. Все обладатели здоровых и работоспособных органов слуха могут слышать, но для того, чтобы научиться слушать, нужна тренировка.

Неумение слушать — основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. При кажущейся простоте (некоторые думают, что слушать — значит, просто помалкивать) слушание — сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определенных навыков и общей коммуникативной культуры.

В литературе выделяется два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание - это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно» и т.д.

В деловом, как и в любом другом общении, важно сочетание нерефлексивного и рефлексивного слушания. Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: «Я не понял», «Что Вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточним это» и т.п.

Перефразирование — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: «Как я понял Вас...», «Вы думаете, что...», «По Вашему мнению...».

При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, Вы чувствуете...», «Вы несколько расстроены...» и т.д.

При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего, для чего используются фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...». Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.

Типичные ошибки слушания

Рассеянное внимание. Существует ошибочное мнение, что можно делать два дела одновременно. Например, писать отчет и слушать своего коллегу. Время от времени можно кивать, изображая внимание смотреть в глаза собеседнику. Но внимание сосредоточено на отчете, и человек лишь смутно представляет себе, о чем говорит собеседник. Избежать ловушки рассеянного внимания можно путем расстановки приоритетов: выбрать то занятие, которое важнее.

Отсеивание происходит в тех случаях, когда заранее составляется мнение о том, что пытается сказать собеседник. В результате внимание обращается лишь на ту информацию, которая подтверждает первое впечатление, и отбрасывается все остальное, как не имеющее отношение к делу или незначительное. Избежать этой ловушки можно только в том случае, если подходить к любой беседе непредвзято, не делая никаких исходных предложений и выводов.

Перебивание собеседника во время его сообщения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, а мужчины — женщин. При перебивании нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника.

Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что же собеседник пытался сказать на самом деле.

В процессе активного слушания нужно:

  • оставаться непредвзятым. Любые комментарии, особенно критического характера, усиливают нежелание собеседника говорить о глубоко затрагивающих его проблемах. Это затруднит и идентификацию его действительных чувств, мотивов и потребностей;
  • изучать выражение лица собеседника, его жесты и позу, выявляя степень его правдивости;
  • обращать внимание на тон сообщения. Любое несоответствие между содержанием и формой может указывать на глубоко спрятанные чувства;
  • слушать не только слова. Важные части сообщения часто передаются паузами, выделением слов и колебаниями. Длинные паузы и повторения выдают тревогу;
  • облегчить задачу сдержанным, застенчивым или немного косноязычным собеседникам, вставляя в их монологи подбадривающие комментарии, такие, как «понимаю», «конечно». Одновременно улыбаться, смотреть на собеседника и принимать заинтересованный вид;
  • попытаться поставить себя в положение собеседника, взглянуть на ситуацию его глазами и услышать все его словами;
  • проверить свое понимание услышанного при помощи вопросов: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «почему?», «как?»;
  • использовать прием, носящий название ПИН, для получения дополнительных идей, информации и комментариев. Это значит, что нужно начинать с Позитивных моментов предложения собеседника, затем находить Интересное и только потом обращаться к Негативным аспектам его идей.

Формирование коммуникативных навыков требует и времени, и терпения.

Успех делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Все понимают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что “слушать” и “слышать” - это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания.
Французскому писателю-моралисту Ж. Лабрюйеру принадлежит изречение: “Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой и своим остроумием, значит, он вполне доволен и вами”.
Неумение слушать - основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. При кажущийся простоте (некоторые думают, что слушать - значит просто помалкивать) слушание - сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определенных навыков и общей коммуникативной культуры.
Стили слушания. Манера слушания складывается у человека стихийно и зависит от его пола, психического склада, занимаемого служебного положения, профессии.
Различают мужской и женский стили слушания. Мужской стиль характеризуется вниманием к содержанию разговора. Само слушание длится 10-15 секунд. Как только становится ясно, о чем идет речь, сосредоточиваются на критических замечаниях или перебивают собеседника. Женский стиль слушания характеризуется большим вниманием к эмоциональной стороне сообщения, самому процессу общения, а не к содержанию разговора. Женщины лучше понимают чувства говорящего, видят его как личность, реже перебивают. Оба стиля слушания имеют преимущества и недостатки. Мужской стиль слушания может вызвать у собеседника дискомфорт, а то и помешать ему высказаться; женский стиль в отдельных ситуациях может быть малоэффективен.
Чтобы научиться слушать, нужно прежде всего проанализировать свою манеру слушать: к какому стилю ее можно отнести, позволяет ли она получить необходимую информацию от собеседника и удовлетворить его потребность высказаться.
Тем, кто обнаружил у себя недостатки мужского стиля слушания, можно посоветовать давать собеседнику время высказаться. Не все в состоянии сразу точно выразить суть дела. Если говорящего перебить, он может смутиться и вообще не добраться до нее. Умение слушать требует доброжелательности и терпения. Отсутствие этих качеств приводит к конфликтам в общении.
Если вы склонны заражаться настроением говорящего, нужно сосредоточиваться на информационной стороне разговора. Расположитесь немного дальше обычного от эмоционального собеседника и вслушивайтесь в смысл его слов, а не в интонацию.
Процесс слушания имеет два этапа: на первом происходит собственно слушание собеседника, на втором - после обдумывания и уточнения сказанного высказывается свое отношение к услышанному.
В литературе выделяются следующие виды слушания.
Нерефлексивное (пассивное) слушание - это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. На первом этапе не следует перебивать говорящего, ограничивая свое участие в беседе короткими репликами типа: “Да!”, “Ну-и-ну!”, “Продолжайте”, “Интересно”, “Да, понимаю” и т. д. Когда собеседник останавливается, уместны слова: “Продолжайте, прошу вас”, сочувственное молчание или одобрение высказанного.
Рефлексивное (активное) слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Оно необходимо чаще всего в деловых контактах с целью получить как можно больше информации от партнера. Активное слушание предпочтительнее пассивного по следующим причинам: вследствие многозначности слов и выражений возможно неправильно истолковать сообщение; собеседник не всегда умеет четко и определенно выразить свои мысли; собеседник может избегать открытого самовыражения или намеренно скрывать информацию.
Приемы активного слушания: Уточняющие вопросы для выяснения смысла выражения или слова: “Что вы имеете в виду?”, “Простите, я не понял...”, “Пожалуйста, уточним это” и т. п. С помощью данных вопросов допускается перебить говорящего на первом этапе. Наводящие вопросы уместно задавать, когда собеседник умолкает. Они помогут собеседнику рассказать о каких-то не затронутых им сторонах дела. Побуждение - прямая просьба остановиться на определенном моменте, стимулирует беседу. При отражении чувств акцент делается на отражении слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: “Вероятно, вы чувствуете...”, “вы несколько расстроены...” и т. д. Перефразирование - новая формулировка сообщения для проверки его точности. Применяется, если собеседник выражается неясно. Начать перефразирование можно так: “Вы хотите сказать, что...”, “Вы имеете в виду, что...”, “Как я понял вас...”, “Вы думаете, что...”, “По вашему мнению...” и т. п. В том случае, когда партнер специально затемняет суть дела, такой прием позволяет выявить его истинные соображения. Резюмирование - подытоживание основных идей и чувств собеседника, например: “Итак, если я вас правильно понял...”, “Вашими основными идеями, как я понял, являются...”, “Если теперь подытожить сказанное вами, то...”. Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.
Когда значение сообщения выяснено, можно высказать свое мнение или совет.
Чтобы поддержать расстроенного собеседника, применяют эмпатическое слушание, состоящее в передаче говорящему чувства сопереживания, что выражается в позе, жестах, мимике, взгляде, репликах одобрения или сочувствия: “Конечно...”, “Еще бы...”, “Я понимаю...” и т. д. Эмпатическое слушание целесообразно лишь тогда, когда удается точно понять эмоциональное состояние собеседника.
Необходимость ритуального слушания может появиться в официальной обстановке. Встретив старого знакомого в ситуации, не располагающей к обстоятельной беседе, следует ограничиться ритуальным приветствием и, задав формальный вопрос: “Как дела?”, не добиваться подробного ответа. Вам нужно лишь вежливо выслушать, а затем сказать нечто вроде: “Рад за тебя” или “Надеюсь, скоро все наладится”.
Среди типичных ошибок слушания можно выделить: перебивание собеседника во время его сообщения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. Руководитель чаще перебивает подчиненных, а мужчины - женщин. При перебивании нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника; поспешные выводы заставляют собеседника занять оборонительную позицию, что сразу же возводит преграду для конструктивного общения; поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что собеседник пытался сказать то же самое; непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказать реальную помощь. Прежде всего нужно установить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную помощь; отсутствие всяких эмоций на лице собеседника или, наоборот, преувеличенный эмоциональный отклик на услышанное; привычка собеседника смотреть в сторону; скептицизм в выражении лица партнера.
Установки и правила продуктивного слушания: Чтобы лучше понять собеседника, его мысли и чувства, необходимо заранее настроиться на то, что разговор с ним будет полезен и приятен, т. е. нужна установка одобрения. Она проявляется в положительном отношении к собеседнику, даже если он вам несимпатичен. Доброжелательное отношение со стороны слушающего приводит любого человека в спокойное состояние, при котором ему легче выражать свои мысли, быть более откровенным. Нужно уметь также сосредоточиться на теме разговора, забыть о своих проблемах, следить за ходом мысли собеседника. Когда становится ясно, о чем собеседник хочет сказать, возникает соблазн перебить его или отдаться течению собственных мыслей. Чтобы этого не произошло, используйте высвободившееся время для того, чтобы понять, искренен ли партнер, что кроется за его информацией, можно ли ей доверять и т. д. Понаблюдайте за жестами, мимикой, выражением лица партнера. Они дополняют, а нередко и проясняют смысл сказанного. Старайтесь сдерживать себя при попытке прервать собеседника. Прежде чем ответить, дайте ему возможность высказаться. Невербальными жестами покажите ему, что вам интересно его слушать. Давайте собеседнику время на формулирование мыслей. Многие люди думают вслух и идут к своей точке зрения как бы на ощупь. Поэтому первое высказывание часто является лишь начальным, грубым приближением к основной мысли. Для того чтобы человек открыл и выразил свою мысль до конца, вы должны дать ему время высказаться спокойно и не торопясь. Не подчеркивайте своим поведением, что его трудно слушать. Проявляйте внимание при слушании. Используйте различные типы и приемы слушания в зависимости от цели говорящего и ситуации общения. Повторите своими словами и про себя высказывание собеседника. Выделите в сказанном главную мысль или основные пункты и поинтересуйтесь, это ли имелось в виду. Выполнение этого правила оградит вас обоих от неясностей и недопонимания. Избегайте поспешных выводов. Поверхностные суждения являются очень мощным коммуникативным барьером. Воздерживайтесь от скоропалительных оценок. Лучше попытаться понять собеседника и ход его мыслей до конца. Не заостряйте внимание на речевых особенностях партнера по общению (неправильные ударения в словах, манеру выражать мысли и вести себя во время беседы). Если вы считаете себя хорошим собеседником, вас не должны отвлекать манеры и выразительные средства, которыми он пользуется. Реагируйте спокойно. Хороший слушатель всегда сдерживает волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содержание сообщения. Не лицемерьте. Бывает так, что, когда нам уже ясно, что речь собеседника начисто лишена информации и время тратится впустую, мы начинаем притворяться: высказываем подчеркнутое внимание к партнеру, но то же время невербальными проявлениями (рассеянный взгляд и т. д.) даем понять, что нам неинтересно продолжать разговор. Так вот, во-первых, не надо настраивать себя на то, что беседа будет пустой и неинтересной (ведь всякая информация полезна). А во-вторых, не нужно притворяться. Лучше тактично попросить собеседника обратиться к фактам. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя отвлекает все: звук с улицы, телефонный звонок, хождение людей и т. д. И наоборот, хорошего слушателя не отвлекает ничего - он либо сядет так, чтобы ничего не видеть, либо сконцентрирует внимание только на словах партнера. Не всю информацию удается вложить в слова. Часть ее доносится, дополняется изменением тональности и окраски голоса, мимикой, жестами. Общий смысл сказанного собеседником можно открыть, только обращая внимание на эти очень важные детали. Следуйте за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности. В деловой информации следует выделять главное, самое существенное и отсеивать не относящееся к делу. Хороший слушатель анализирует, какие факты являются побочными, второстепенными, а какие - главными, основополагающими. Он ориентируется на информационную ценность, сравнивает их друг с другом. Не монополизируйте разговор, не стремитесь лидировать в разговоре и оставить последнее слово за собой. Собеседник, который стремится занять явно доминирующее положение в любой ситуации, чаще всего плохой слушатель. “Забивая” собеседника своей активностью, мы рискуем упустить то ценное, что могли бы от него услышать. Приспосабливайте темп мышления к речи и темп речи к мышлению. Скорость мышления в 3-4 раза превышает скорость речи. Когда мы слушаем собеседника - мы не пассивны, наш мозг усиленно работает.
Правила для слушающего Не жалейте времени для того, чтобы выслушать партнера. Терпеливо и уважительно относитесь к говорящему. Не перебивайте партнера, выслушайте его до конца. Дайте партнеру выразить себя в общении, стимулируйте его активность. Используйте речевые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего.

Как отвечать на обвинения

Отношения между людьми, увы, или к счастью, мало изменились за тысячелетия. Способы защиты от обвинений разработаны еще Аристотелем. Данные приемы сформулированы с учетом его рекомендаций.

1. Прием «Ну и что?»

Признать, что действительно, происшествие имело или имеет место, но оно не такое страшное (вредное и т.п.), как это изображает оппонент. Или оно не имеет таких размеров, таких последствий и т.п. Или же: «Да, это было некрасиво (малодушно, несправедливо и т.п.), но зато...» и покажите, что, поступив плохо, вы избежали худшего зла или ваш поступок привел к таким последствиям, которые вполне его оправдывают.

2. Прием «Роковая случайность».

Объяснить свой поступок стечением обстоятельств, которые вынудили вас поступить против желания. Или вы сделали (поступили) так по ошибке, нечаянно.

3. Прием «Я не хотел этого!»

Поступок оказался именно таким помимо вашей воли. Хотели одного, а получилось другое. Вы сами при этом пострадали.

4. Прием «Сам не лучше!»

Обратите внимание на самого обвинителя, утверждая, что прежде он сам или кто-то из его единомышленников делал нечто подобное. Этот прием нейтрализует впечатление от обвинения, но может породить новую волну упреков и накалить обстановку.

5. Прием «Вы сами виноваты!»

Показать, что в том, что вы так поступили или поступаете, виноват сам обвинитель. Например, если человека обвиняют в том, что он не выполнил работу в срок, он может вернуть обвинение, напомнив, что обвинитель позже обещанного предоставил для этого материалы и, следовательно, сам виноват в том, что так получилось.

6. Прием «Я стал другим».

В ответ на воспоминание о вашем некрасивом поступке можно спокойно заметить, что это было давно, с тех пор вы во многом изменили свои взгляды, научились чему-то.

Трудно сказать, будет ли иметь смысл продолжать полемику после нейтрализации обвинений, но репутацию, скорее всего, удастся сохранить.

Таким образом, очевидно, что знание важнейших логических и психологических аспектов спора, владение стратегией и тактикой ведения спора позволяет уверенно чувствовать себя грамотно действовать в любом виде спора.

Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает жатву

(французский лексикограф)

В этом лаконичном высказывании – один из секретов общения.

Умение слушать – своего рода искусство, которым владеют не все. Плохо слушающий:

4. думает о своем;

5. возражает собеседнику, не дослушав;

6. перебивает;

7. договаривает за собеседника;

8. мученически терпит, когда собеседник выскажется;

9. равнодушен к предмету разговора.

Не умея слушать, мы теряем доверие и расположение собеседника, который мог бы стать нашим товарищем, другом или деловым партнером.

Что же дает умение слушать в общении, в частности, в деловом? Оно позволяет понять собеседника, получить от него полную информацию, воспринять советы и предложения, сделать общение комфортным для собеседника и, следовательно, произвести на него хорошее впечатление.

Полноценное, продуктивное слушание требует определенных сознательных усилий, которые со временем становятся навыками. По сути, умение слушать означает умение общаться.

 
Статьи по теме:
Житийная литература «Сказание о Борисе и Глебе»
В XIX веке жанр жития переживал упадок. Казалось, что за двести лет на русской земле, прежде столь щедрой на подвижников, молчальников, святителей, юродивых, перевелись святые. За время существования Священного Синода, с 1721 по 1917 год, коронация в Росс
Что такое проектно-сметная документация
Капитальный ремонт объекта капитального строительства – одновременная разработка рабочего проекта и сметы, чертежи и расчеты производятся после утверждения проектного задания. состав:Раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – те
Волошин Александр Стальевич
Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" и ОАО "Первая грузовая компания"Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" (с сентября 2010 года), ОАО "Первая грузовая компания" (с февраля 2012 года). Ранее - председатель совета директоров РАО "ЕЭС Р
Аншлюс австрии - презентация
13 марта 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Для Гитлера аншлюс не только создал плацдарм для наступления на Чехословакию, но и стал личной местью Родине за непризнание в молодые годы.Блеф в Берхтесгадене Разбитая после Первой мировой войны Ав