Что значит креативность. Что значит креативный человек. Гипотезы происхождения креативности

Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

В широком смысле - нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Имеется также в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем.

Креативность с точки зрения психологии

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике - Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • вербальную креативность
  • образную креативность
  • отдельные креативные способности:
    • беглость - этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
    • гибкость - этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
    • оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
    • способность видеть суть проблемы.
    • способность сопротивляться стереотипам.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению , умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Гипотезы происхождения креативности

Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве. [ ]

По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета , появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад .

См. также

  • Чиксентмихайи, Михай , психолог, исследователь креативности.

Примечания

Диагностика общих познавательных способностей. - М.: «ИП РАН», 1997.
  • Дружинин В. Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) - СПб.; Питер,2007.
  • Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. М. 1997.
  • Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
  • Станислав Райх «Психодиагностика креативности (обзорная статья)» Киев. 2011 - 6 с.
  • Одаренность: способности, мотивация и творчество: пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / Н. Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 88 с.
  • Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew . 1969. № 2.
  • Torrance E. P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
  • Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.
  • Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity - intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33.
  • Ссылки

    • Реут Д. В. Сладкое проклятие креативности // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC’2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.3. М.: Институт проблем управления РАН, с. 91-123.

    Введение

    Глава 1. Феномен понятия креативности в трудах зарубежных и отечественных психологов

    1.1 Исследование феномена креативности в трудах зарубежных психологов

    2 Исследование термина креативности через творческие способности в трудах отечественных психологов

    1.3 Уровни и варианты отношения креативности с флексибильностью

    Глава 2. Диагностика уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста

    Заключение

    Библиографический список


    ВВЕДЕНИЕ


    С античных времен философы и ученые стремились познать всю сущность внутреннего мира человека, его тайные стороны, лабиринты души. В наше время не все загадочные стороны человеческой души раскрыты. Понимание процесса становления человека, раскрытие исторического предназначения, всей предыстории и, несомненно, его будущего важно для нашего общества.

    Во все времена, творческое начало человека включает в себя не только развитие личности, но и создает культурную сферу всего человечества в целом. Деятельность, созданные личностью ценности, которые впоследствии вливаются в океан культуры, обуславливается «творчеством». В толковых словарях слово «творчество» раскрывается как «создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». Л.С. Выготский писал, что «творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники». Через свое творческое начало человек проявляет отношение к обществу, стремление к постоянному движению, раскрывает внутренний мир через создание креативных идей. Такие люди более открыты для получения информации извне, все происходящее с окружающими воспринимается как личные трудности и тогда возникает стремление к их решению.

    Способность к творчеству, поиск необычных путей к достижению цели, видение мира особенным образом - все это является креативностью. В современном мире человек вынужден быстро меняться, непрерывно расти и развиваться, чтобы быть востребованным обществом. Творческий потенциал способствует самосовершенствованию человека, не бояться новых открытий, быстро адаптироваться к требованиям и изменяющимся условиям. Креативность создает благоприятные условия для целостного развития личности, ее самораскрытию, самодостаточности, самореализации, толерантности.

    В наше время общество не отвергает креативных людей, а наоборот стремится развивать творческие натуры. Существует ряд ситуаций, решить которые может только один человек - креатор. В безвыходных ситуациях толчком к решению часто становятся креативные люди. Ведь именно сейчас мы наблюдаем появление новых технологий, изобретений, новейших моделей в сфере техники, решения дизайнерских проблем и т.д.

    Актуальность исследования креативности представляется нам необходимым. В свете последних тенденций, к творческим способностям уделяется особое значение: креативность мышления приветствуется в сферах профессиональной деятельности, без нее уменьшается возможность успешности реализации своих планов, в самореализации своего творческого «Я», и в культуре.

    Поэтому темой курсовой работы мы выбрали «Креативность - что это такое?». Мы попытались охватить труды и исследования как зарубежных так и отечественных ученых, психологов: Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Д.Б. Богоявленская, Г.В. Залевский, Е.С. Ермакова, А. Маслоу и другие.

    Гипотеза: существует связь между креативностью и флексибильностью.

    Целью данной работы является: изучение феномена креативности в трудах отечественных и зарубежных психологов и применение теоретических знаний на практике.

    Были поставлены следующие задачи:

    1.Охарактеризовать понятия креативности.

    .Рассмотреть основные концепции исследования креативности зарубежных и отечественных ученых.

    .Рассмотреть уровни креативности и варианты отношения с флексибильностью.

    Практическая значимость курсовой работы заключается в выявлении уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.


    ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПОНЯТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ


    1Исследование феномена креативности в трудах зарубежных психологов


    Исследования креативности достаточно сложны и вызывают разнообразные споры, так как эмпирические факты очень широки. Креативность, которая рассматривается в концепциях ученых и психологов, раскрывается в виде головоломки, разгадать которую до конца еще никому не удалось.

    В 60-е годы насчитывалось более 60 определений креативности и число их растет. Все определения были разделены на шесть типов: гештальтистские, описывающие креативный процесс с точки зрения разрушения существующего гештальта для построения более лучшего; инновационные определения ориентировались на оценку креативности по новизне конечного продукта; экспрессивные или эстетические термины опираются на самовыражении создателя; динамические или психоаналитические основаны на описании креативности в терминах взаимоотношений «Оно», «Я» и «Сверх -Я»; проблемные - определяют креативность через последовательное решение ряда задач; шестой тип включает определения, которые не подошли по содержанию ни к одному типу.

    Креативность часто рассматривается как нечто противоположное комформности, обыденности, предполагающие нестандартные подходы в отличие от общепринятых.

    «Креативность (англ. creativity) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.» Креативность рассматривается со стороны важнейшего и относительно независимого фактора одаренности личности, который редко можно выявить с помощью тестов интеллекта и достижений в сфере научных исследований. Она определяется восприимчивостью человека к новым идеям, внутренним творческим потенциалом.

    С научной точки зрения, креативность рассматривается как сложное, многоплановое, не однородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. Изучением креативности занимались такие личности как Л. Терстоун, З. Фрейд, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, А. Маслоу, Д. Харрингтон и другие.

    Л. Терстоун проанализировал возможную роль в креативности способностей быстро усваивать и разными способами использовать новую информацию. Он отметил роль в творческих достижениях индуктивного мышления и некоторых особенностей восприятия, а также обратил внимание на то, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы. Креативность стали рассматривать, как способность создавать новые идеи, стали напрямую связывать с творческими достижениями.

    Посвященные креативности исследования можно разделить на два направления. Одно из них составляет исследования, основанные на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Сторонником этого направления был Дж. Гилфорд.

    Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, которые характеризуют креативность. В их число входит: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающихся от общепринятых взглядов); любознательность (чувствительность к тем проблемам, которые не вызывают интерес у других); иррелевантность, способность к разработке гипотезы (логическая независимость реакций от стимулов); фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

    Американский психолог объединил эти факторы под общим названием «дивергентное мышление».

    Дивергентное мышление получило определение как мышления «расходящегося», протекающего в разных направлениях, предполагающего возможность не одного, а множества правильных решений. Именно благодаря Дж. Гилфорду данная тема стала активно изучаться и приобрела значимость в диагностике креативных способностей человека, в решении практических образовательных задач.

    Кроме дивергентного мышления Дж. Гилфорд выделяет и конвергентное мышление, более линейное, логическое, предполагающее одно правильное решение задачи или проблемы. Такой вид мышления изучался с помощью теста Айзенка на определение коэффициента интеллекта IQ, отражающий в основном вербальные, математические способности. Одновременно с коэффициентом интеллекта IQ в психологию вводится коэффициент креативности CQ , обозначающие интеллектуальные способности человека к творчеству; в основе тестового измерения которого используется определение уровня развития дивергентного мышления. Холодная М.А. отмечает, что креативность - это дивергентность в узком значении слова.

    Согласно Дж. Гилфорду, «дивергентное мышление необходимо в решении проблем, имеющих многочисленные правильные ответы» . Отсюда следует, что от характера задачи зависит какое мышление в деятельности человека оказывается доминирующим: конвергентное или дивергентное.

    Е. Торренс считает, что «креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению». Он разделил творческий процесс на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. К перечню Дж. Гилфорда Е. Торренс добавляет еще три характеристики: «адекватность», «сопротивление замыканию», и «абстрактность».

    Х. Гейвин под креативностью рассматривал способность человека получать ценные результаты нестандартным способом. Он считал, что «творческие люди не просто поступают оригинальным образом; результаты их поведения целесообразны и полезны».

    Но не все психологи считают креативность особым качеством, одной из разновидностей общих способностей. Некоторые из них, например такие ученые как Н. Марш, Ф. Верной, С. Берт и другие, рассматривают креативность, как одну из сторон интеллекта, которую нельзя измерить традиционными интеллектуальными тестами. В этом их убеждают результаты исследований, показывающих зависимость оценок креативности от особенностей окружающей среды, характера усвоенных знаний и навыков прошлого опыта. «Так, Э. Орлеги и В. Юлаки, изучив 1165 школьников из Англии, Шотландии и Германии, установили, что оценки креативности являются функцией социоэкономического положения. Во всех странах дети, принадлежащие к привилегированному классу, получили более высокие оценки по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов».

    Исследователь Т. Любарт считает, что понятие креативность включает в себя процесс экспериментирования с новым, полученным в процессе творчества результатом. «Креативность - это способность генерировать новые результаты в рамках тематики. Эти результаты должны быть новыми в том смысле, что они должны выходить из рамки копирования того, что уже существует» .

    На примере двух детских садов Д. Гуднау показал, что обучение детей активному манипулированию предметами приводит к более нестандартному их использованию. В. Уорд в своем исследовании увеличил число дивергентных ответов у детей, поместив их в богатую информацией среду.

    Зависимость уровня оценки креативности от окружающей среды позволяет, изменяя последнюю, формировать и развивать креативность. Окружающая среда в первую очередь должна отличаться богатством информации и вольной атмосферой для творчества. Исходя из этого, Ф. Хеддоном и Г. Литтоном были обнаружены более высокие оценки креативности у учащихся школ, где использовались более неформальная организация учебного процесса чем, с более формальными школами.

    Дж. Геладе отмечает многоаспектный характер креативности, на который могут оказывать влияние различные факторы социального происхождения, таких как культура или язык. По мнению Х. Ли и Х. Ким культура также может оказывать влияние и на уровни креативности, и на способы ее измерения и изучения .

    Развитие креативности зависит от тех ценностей, особенностей культурного наследия, традиций народа, поддерживаемых данным обществом. Поэтому в США велико значение творчества, американские школы стремятся к развитию креативной личности, используя при этом различные программы обучения, что способствует к росту уровня креативности школьников.

    С точки зрения Д. Леонарда и В. Свэп, креативность является процессом развития и выражения новых идей, которые могут быть полезными. Они не рассматривают креативность как талант, поэтому она может быть рассмотрена как целенаправленный процесс, для организации которого требуется подход, который позволяет максимально использовать индивидуальную одаренность, опыт и квалификацию.

    Не только окружающая среда, исторически сложившаяся культура и традиции влияют на развитие креативности, немало важную роль также играют и личностные особенности. Личностный подход уделяет особое внимание эмоциональным и мотивационным факторам. В отношении связанных с креативностью личностных особенностей, результаты исследований разных психологов схожи. Выделены некоторые черты личности (агрессивность, непризнавание чужих мнений и социальных ограничений, самонадеянность, самодовольство), отличающие не креативных от креативных. С другой точки зрения, это свидетельствует о существовании общего типа креативной личности, в отличие от типа не креативной личности. Проведенные исследования на детях и молодых людях показали, что личностные черты испытуемых совпадают. Это дает возможность предсказывать уровень креативности на основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.

    Существует еще одно мнение, что творческие достижения связаны с неврозами, патологией нервной системы и мозга. Л. Кронбах видел причину креативности в плохой регуляции мыслительного процесса, в неумении выделять необходимые идеи.

    Г.Домино показал, что матери креативных детей имели патологические личностные особенности. Но есть ученые, придерживающиеся совершенно противоположной точки зрения. И выделяют у высококреативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей среды, к конфликтным ситуациям. Ф. Бэррон и Р. Кеттелл выявили реже встречающиеся психозы у креативных личностей, чем у населения в среднем, но чаще замечали эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонности к самоубийству. Ф. Бэррон объясняет это высокой чувственностью к окружающей среде.

    Понятия креативности можно рассматривать в двух направлениях: креативность как творческое отношение к жизни и как психический процесс. А именно, те виды креативности, который напрямую участвуют в появлении творческого замысла, новаторство или творческий компонент креативности. И те, от которых последний процесс зависит опосредованно (адапторский компонент или ремесленный).

    Исследование креативности с разных точек зрения ученых так и не выявили одной общей теории. Изучение процессов творчества в наше время также не дает единого представления об этом понятии, что еще раз доказывает трудность решения загадки «креативности».


    2Исследование термина креативности через творческие способности в трудах отечественных психологов


    Понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом).

    Продукты творчества разнообразны. Это и технические изобретения, и новые стили в искусстве, и новые идеи в науке. На создание творческого продукта влияют, с одной стороны, уникальность человека, а с другой - окружающие его люди, обстоятельства жизни, происходящие события.

    «Проще было бы постулировать некоторые положения креативности и дать определения основным понятиям по данной теме, чем рассматривать воззрения различных авторов на творчество. Однако сделать это трудно, хотя бы потому, что, может быть, никакая другая психологическая проблема не является столь значимой для психологов» .

    В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Л.Б. Ермолаева - Томина считает, что воображение, прежде всего творческое (продуктивное), является наиболее ярким и типичным проявлением креативности.

    Даная способность определяется как индивидуально-психологическая особенность человека и выражает его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению. Под ними понимают высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, отношений, свойств, их систем и действий, отвечающих требованиям деятельности. Соответственно, можно рассматривать способности к творчеству как индивидуально-психологическую особенность человека, выражающую готовность к овладению и успешному выполнению творческой деятельности. Этого подхода придерживаются как отечественные, так и зарубежные авторы.

    По мнению К.К. Платонова «способность к творчеству является высшим уровнем проявления активности в деятельности. Творческая способность - это особый способ выполнения интеллектуальной деятельности, характеризующий высшую степень активности мыслящего субъекта» . Так творческие способности рассматривают как деятельность, индивидуально-психологические особенности интеллекта, т.е. отождествляются творческая активность и интеллектуальная.

    Существуют и другие определения творческих способностей. Ю.И. Салов и Ю.С. Тюников определяют креативность как «творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания» .

    Т.А. Барышева и Ю.А. Жигалов пишут, что «понятия «творчество» и «креативность» дифференцируются; первое выступает как процесс и результат, второе - как субъективная детерминанта творчества», т. е. как мотивационно - потребностная основа творчества. Обоснование своего утверждения авторы видят в том, что креативность не всегда воплощается в творческую продуктивность: «В продуктах творчества реализуется не только креативность, но и изменение самой деятельности под воздействием объективных условий» .

    Творчество не является только креативностью, и креативность не может быть только субъективной детерминантой творчества. Она является, прежде всего, творческой способностью.

    С.И. Макшанов и Н.Ю. Хрящева определяют креативность как способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. Н.Ю. Хрящева отмечает, что креативность проявляется в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образы проблемы. Существенными условиями актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Отмечается и способность к нестандартному поведению, а также осознанию и развитию своего опыта .

    В.Г. Каменская и И.Е. Мельникова понимают креативность как личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов.

    Креативность - системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т. д. .

    Большинство ученых считают, что продукт отражает наличие креативности. Но чтобы признать такой продукт креативным, необходимы определенные критерии.

    С. Медник выделяет одним из критериев осмысленность. Считает, что чем больше результат соответствует требованиям, тем он больше креативен. Такой критерий позволяет разграничить продуктивные творческие и непродуктивные девиантные формы креативности. Главной операцией в ходе творческого процесса, как считает Медник, является операция сравнения.

    И.А. Малахова, считая креативность универсальной способностью к творчеству, обращает внимание на такие критерии как: дивергентное и конвергентное мышление, качественные показатели мыслительной деятельности, воссоздающее и творческое воображение, интеллектуальное и эмоциональное творческое самочувствие, интеллектуальная инициатива, включающая творческую активность, чувственность проблемы, легкость в поиске проблемы.

    А.М. Матюшкин в структуру креативности включает следующие компоненты: невербальную и вербальную любознательность; интуитивность личности; легкость владения языком как средством формулирования мыслей.

    Определение критериев креативности в различных сочетаниях является основой изучения творческих способностей.

    Д.Б. Богоявленская исследовала показатели креативности по его процессу, рассматривая активность интеллекта в виде единицы анализа творчества. В своих исследованиях она ставит проблему творчества не только как проблему интеллекта, продуктивного мышления, а как проблема личности человека: «интеллектуальная активность - это интегральное образование, которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации» . В структуру интеллектуальной активности Д.Б. Богоявленская включает умственные способности и мотивационные факторы. Взаимодействие данных подсистем формирует то свойство личности, которое определяет индивидуальный уровень интеллектуальной активности, т.е. креативность.

    Проблема креативной сущности человека волновало не только ученых - психологов, но и философов. Философские теории отражают сверхъестественную природу возникновения креативности личности. Н.А. Бердяев считал, что «творческое начало в человеке - необходимый момент его богоподобия, который, вместе с тем, определяет ход истории, путь человечества к Царству Божьему» , и призывал активно понимать эсхатологию с творческой стороны. В философском труде «Самопознание» Н.А. Бердяев раскрывает принцип самопознания, реализуя его через правило: «Развивать потребность познать себя, свой тип, свою судьбу» . Еще один принцип, присущий Н.А. Бердяеву, - это принцип творческой самореализации: «Подлинная жизнь - есть творчество, и это единственная жизнь, которую я люблю… Без творческого подъема нельзя было бы вынести царства мещанства, в которое погружен мир» .

    Креативность интеллекта человека определяется природой личности, логически построенным внутренним диалогом мышления человека. Креативность является основой продуктивного развития личности, потенциалом, способствующем ее росту, присущий каждому человеку. Креативность - это способности индивида к творчеству, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от приятых шаблонов. Творчество все чаще начинает рассматриваться как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ взаимоотношений с миром.


    3Уровни креативности и варианты отношения с флексибильностью


    Так же как и разнообразны подходы к исследованию креативности, определяют и различные уровни креативности. Развитие креативности проходит как минимум две ступени. Первая - это формирование «первичной» креативности как общей творческой способности, которая не специализируется по отношению к конкретной области жизнедеятельности человека, и в основном проходит в сензетивном периоде, у детей 3 - 5 лет. В этот период основное значение имеет подражание взрослому как креативному образцу. Вторая ступень проходит в подростковом и юношеском возрасте, примерно 13 - 20 лет. На основе «общей» образовавшейся креативности формируется «специализированная», т.е. способность к творчеству, которая связана с конкретной сферой деятельности, как дополнение и альтернатива.

    М. Фельдман выделил «большую» креативность, связанную с внесением каких-либо изменений или дополнений в имеющиеся знания, и «малую» креативность характеризующуюся умениями украшать жилье цветами или умением подбирать цветовую гамму в интерьере. Имеющийся уровень креативности, который проявляет тот или иной творческий человек, может определяться в исторической перспективе.

    Дж. Гилфорд исследовал уровни креативности с помощью разработанных им тестов на вербальную и невербальную креативность. Он выделял 6 параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого количества идей; семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость - увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование .

    Е. Торренс определял уровни креативности с помощью четырех показателей: беглость - «способность человека создавать большое количество осмысленных идей (рисунков)», оригинальность - «способность давать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы», разработанность - «способность детально разрабатывать придуманные идеи», абстрактность названий - «способность выделять главное, способность понимать суть проблемы»; тем самым определяя очень высокий или превосходный уровень (выше 70 баллов), уровень выше нормы (от 66 до 70 баллов), несколько выше нормы (61 - 65 баллов), норму (40 - 60 баллов), уровень несколько ниже нормы (35 - 39 баллов), уровень ниже нормы (30 - 34 балла) и очень низкий уровень (менее 30 баллов) .

    Для определения уровня креативности Е. Торренс разработал формулу перевода сырых баллов в Т-баллы, с помощью которых определяется значение по каждому показателю креативности. Из этих данных была составлена таблица средних - арифметических значений и стандартных отклонений показателей образной креативности.

    Чтобы проследить варианты отношения креативности с флексибильностью мы рассмотрим понятие последнего термина.

    Понятие «флексибильности» рассматривается с разных направлений исследований и часто противопоставляется понятию «ригидности». В своих трудах «Фиксированные формы поведения» Залевский Г.В. дает следующее определение ригидности - «от латинского rigeo, rigiditas, что значит быть негибким, жестким, окостенелым». «Противоположное ригидности свойство обозначается термином «флексибильность»» .

    «Как синонимы ригидности и/или флексибильности употребляются такие термины, как инертность, тугоподвижность, неповоротливость, … вязкость, косность, фиксированность, фиксация,… консерватизм… упрямство, подвижность, динамичность, лабильность, пластичность, эластичность, гибкость, вариативность, переключаемость, беглость, адаптивность, механизированность, функциональная фиксированность, тормозимость, фиксированная установка…» .

    Залевский Г.В., проведя исследования, разделил людей по степени выраженности ригидности на четыре типа: флексибильные - испытуемые, успешно справившиеся с тремя основными заданиями («решение арифметических задач», «прохождение словесных лабиринтов» и «унификация изображений объектов») и оказавшиеся флексибильными по результатам двух вспомогательных методик («Анкета самооценки ригидности Фйзенка - Белоуса» и «Калифорнийский психологический опросник»), показавших наибольшую корреляцию с основными методиками; гипофлексибильные - не справившиеся хотя бы с одним из основных экспериментальных заданий; гипоригидные - потерпевшие неудачу уже в двух случаях; ригидные - не решившие все три экспериментальные задачи и оказавшиеся ригидными по результатам двух вышеуказанных вспомогательных методик.

    Испытуемые, проявляя флексибильность или ригидность в неречевой деятельности, оказываются флексибильными или ригидными и в речевой деятельности.

    Дать определение флексибильности можно лишь через противопоставление ее ригидности. Таким образом, флексибильность мы можем определить, как способность личности изменять один элемент или программу поведения в целом, если требует ситуация.

    В своем исследовании Г.В. Залевский разделил людей по степени проявления ригидности: «флексибильные; гипофлексибильные; гипоригидные; ригидные» . В результате этих исследований были выявлены определенные особенности: флексибильные в неречевой деятельности испытуемые являются флексибильными и в речевой деятельности.

    Также Г.В. Залевский кроме линейно расположенных на континууме «ригидность-флексибильность» личностей, выявил людей, характеризующихся промежуточными типами . В результате чего поведение испытуемых было разделено на три более мелкие группы: «гипоригидные - находят иной способ решения только после неадекватно прорешенной задачи с новыми условиями; модификаторы - решают задачу с новыми условиями правильно, но не простым или прямым способом, а модифицированным привычным способом; субъективисты - применяют к решению задачи с новыми условиями способ, который на самом деле не приводит к правильному решению, но они его применяют и записывают требуемый ответ, искренне убежденные, что правильно решили задачу» .

    Дж. Реефиш выделяет следующие черты флексибильной личности: «отсутствие скованности, экстравертированность и социальная открытость. Внимание к людям, разговорчивость, быстрый личностный темп, оригинальность, спонтанность, независимость; нерутинность, адаптивность, терпимость к изменениям, беспорядку и неопределенности; самоутверждение, сострадание. Требовательность, откровенность; отсутствие навязчивых и персеверативных тенденций; отсутствие тревожности и чувства вины. Надежность, эмоциональная развитость, подвижность» .

    А.В. Петровский предлагает свою формулировку личностной флексибильности (вариативности, гибкости) - «носящая положительную нравственную окрасу способность индивида легко отказываться от несоответствующих ситуаций или задач средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях деятельности» . Высоковариативной личностью, которая включена в систему межличностных отношений, А.В. Платонов называет людей с высокой степенью сформированности личностной флексибильности. К личностной ригидности (консерватизму) он отнес противоположные характеристики.

    Другими учеными к флексибильности относятся следующие характеристики: «высокое творчество», «независимость от поля», «аллоцентризм», «самоактуализация». В данном случае, люди флексибильны в своем подходе к жизни, восприимчивы к окружающим стимулам.

    «Когнитивная флексибильность может быть определена как способность перестраивать концептуальную картину окружающего мира при получении новой информации, противоречащей старой картине мира. В этой связи полезно вспомнить теорию Дж. Келли, придававшего большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Личность - это исследователь (ученый) собственной жизни, который воспринимает «свой» мир при помощи четких понятийных схем, или моделей - конструктов» .

    Так как конкретных и точных исследований отношений креативности с флексибильностью учеными не проводилось, то мы можем только предполагать о взаимоотношении этих терминов. Креативность отвечает за творческое восприятие мира не только с образной стороны, но и с вербальной. Флексибильность в свою очередь отвечает за гибкость мышления человека, способ быстро находить выход из сложившейся ситуации, что тоже можно сравнить с креативной стороной человека.

    Можно выдвигать различные точки зрения по отношению зависимости креативности от флексибильности или флексибильности от креативности. Но за неимением точных научных данных, и невозможностью проведения исследований с разными слоями населения, точного ответа на вопрос о взаимодействии креативности и флексибильности мы дать не можем.


    ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


    1 Анализ результатов диагностики уровня образной креативности или творческих способностей с помощью методики Е. Торренса


    Целью проведения тестирования образной креативности с помощью теста Е. Торренса является выявление уровня развития креативности у детей дошкольного возраста.

    Задачей данного тестирования было ознакомление с тестом Е. Торренса и определение уровня креативности у детей от 5 до 7 лет.

    Тестирование проводилось в МОУДОД ДШИ п.Каменоломни и ГБУСОН РО «СП Огонек».

    В ходе исследования было протестировано 7 дошкольников, 3 испытуемого было учащимися Детской школы искусств и 4 испытуемых воспитанники социального приюта «Огонек».

    Первое тестирование проводилось с детьми из приюта «Огонек». 11 июня 2012г. были протестированы Любовь Смолева (6,5 лет) и Виктория Тюрьморезова (6 лет). Все наблюдения были занесены в таблицу, составлены диаграммы результатов уровня креативности [приложение 1].


    Таблица 1

    № п/пФ.И. испытуемогоРезультаты наблюдения1.Смолева ЛюбовьВо время проведения тестирования вела себя активно, рассматривала предложенные субтесты, рассуждала какой рисунок и где изобразить. Все субтесты были выполнены без особого труда. За временные рамки не заходила.№ п/пФ.И. испытуемогоРезультаты наблюдения2.Тюрьморезова ВикторияВо время проведения теста вела себя спокойно, выполняла работу не спеша, иногда смотрела на изображения другого испытуемого. Долго обдумывала рисунки в субтесте №2. Подсматривала изображения в субтесте №3. Активности в беседе не проявляла.

    После обработки субтестов испытуемых были получены следующие результаты:


    № СубтестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 1060 Образная креативность2750665310806 Сумма баллов17141865Т-баллы44,548,266,655,848,2952,70

    рис. 1 Графическое представление результатов Любови Смоленой в т-баллах


    По результатам данных исследования показатели беглости, оригинальности, абстракции названия и замыкания находятся в пределах нормы. Показатель разработанности чуть выше нормы, что отражает достаточно высокие способности испытуемого разрабатывать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, расширять их границы.

    Таблица 3

    Суммирование первичных данных Виктории Тюрьморезовой

    № СубтестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 0030 Образная креативность2860616310806 Сумма баллов18141516Т-баллы45,8948,2760,9441,9451,1449,64

    рис. 2 Графическое представление результатов Виктории Тюрьморезовой в т-баллах

    Б - беглость, О - оригинальность, Р - разработанность, Н - название, З - замыкание.


    По результатам данных беглость находится ниже нормы, остальные показатели в пределах нормы.

    июля 2012г. были протестированы Смолев Сергей и Иванова Аурика. Первый субтест был выполнен с удовольствием, но времени на его завершение потрачено больше. Испытуемые попросили выполнить данный субтест еще раз. Последующие тесты выполнялись с меньшим энтузиазмом [приложение 2].

    При обработке испытуемых были получены низкие результаты уровней креативности.

    Наблюдение за испытуемыми также были занесены в таблицу, а результаты представлены в виде диограммы.

    Таблица 4

    Результаты наблюдения поведения испытуемых во время теста образной креативности Е. Торренса

    № п/пФ.И. испытуемогоРезультаты наблюдения1.Смолев СергейВо время проведения тестирования вел себя активно, постоянно разговаривал, рассказывал кого и почему нарисовал в 1-ом субтесте. Остальные субтесты выполнял не охотно, без интереса. Не смог придумать и дорисовать фигуры.2.Иванова АурикаПервый субтест выполнен с интересом, сразу придумала рисунок. Выполняла все молча, пыталась сделать рисунок ярким. Остальные субтесты были начаты без интереса.креативность флексибильность торренс

    Таблица 5

    Суммирование первичных данных Смолева Сергея

    № Суб тестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 0031 Образная креативность242011133131 Сумма баллов76521Т-баллы30,8241,0042,0844,7236,8639,10

    Показатели беглости и замыкания находятся ниже нормы, что может свидетельствовать о низкой мотивации испытуемого и неусидчивости. Остальные показатели находятся в пределах нормы. Более высокий показатель по абстрактности названий, чем другие показатели, может свидетельствовать о вербальных качествах испытуемого.

    рис. 3 Графическое представление результатов Смолева Сергея в т-баллах

    Б - беглость, О - оригинальность, Р - разработанность, Н - название, З - замыкание.


    Таблица 6

    Суммирование первичных данных Аурика Иванова

    № Суб тестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 1021 Образная креативность211010132001 Сумма баллов32411Т-баллы25,3437,3640,1941,9439,7136,91

    рис. 4 Графическое представление результатов Ивановой Аурики в т-баллах

    Б - беглость, О - оригинальность, Р - разработанность, Н - название, З - замыкание.


    Показатели беглости, оригинальности, замыкания находятся ниже нормы, разработанность и абстрактность названия достигают нормы уровня креативности.

    Исследования, проведенные в детской школе искусств, показали другие результаты. Испытуемые неохотно шли на контакт. Дети в возрасте от 5,5 до 6 лет менее усидчивые, им необходима смена деятельности. Двое из испытуемых после первого субтеста не захотели продолжать тестирование, ссылаясь на усталость и желание выполнить задание дома. Одна из испытуемых под небольшим давлением все - таки закончила тестирование. [приложение 3]

    Данные тестирования были также обработаны и занесены в таблицу, была построена диаграмма уровня креативности.


    Таблица 7

    Суммирование первичных данных Лущиковой Даны

    № Суб тестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 1010 Образная креативность211011132122 Сумма баллов35412Т-баллы25,3440,0940,1941,9439,7137,46

    рис. 5 Графическое представление результатов Лущиковой Даны в т-баллах

    Б - беглость, О - оригинальность, Р - разработанность, Н - название, З - замыкание.

    По данным результатам все показатели достигли пределов нормы, кроме показателя беглости. Что может свидетельствовать о низкой мотивации, так как испытуемый не желал изначально выполнять субтест.

    У всех испытуемых прослеживаются низкие показатели по уровню беглости, что может свидетельствовать о низкой мотивации, или на стремление к детальной разработке рисунков.

    Чтобы более точно проследить результаты испытуемых мы составили сводную таблицу показателей.


    рис. 8 Графическое представление результатов образной креативности испытуемых в т-баллах

    А1, А2, А3 - испытуемые Детской школы искусств

    Б1, Б2, Б3, Б4 - испытуемые приюта «Огонек»


    По данной таблицы можно проследить уровни развития креативности детей старшего школьного возраста, как из благополучных семей, так и детей по каким-то причинам попавших в социальный приют.

    Сопоставляя результаты необходимо рассматривать не только разделение групп на детей из благополучных семей и оставшихся без присмотра родителей, но и на тот фактор при каких обстоятельствах дети попали в социальный приют, учитывать внешние факторы и психологическое состояние детей (настроение, усталость, концентрацию внимания на выполняемое задание) и другие факторы. Так, например, у Смолевых Любови и Сергея мать считается без вести пропавшей. В истории карт детей отмечены общительность, соответствие интеллекта норме. Другие испытуемые имеют или отставание в речевом развитии или беспокойность.

    Из-за небольшого количества испытуемых в полном объеме проводить параллель между группами детей нельзя. В дальнейших работах и тестированиях мы постараемся выявить закономерности, влияющие на развитие креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    С давних времен ученых интересовала разгадка творческих способностей человека. Выдающиеся люди науки и искусства стали первыми объектами исследований. Знания особенностей творческих личностей психологи черпали из работ литераторов, историков, искусствоведов, которые прикасались к проблемам творческой личности, так как нет творения без творца. Изначально способности к творчеству считались уникальным феноменом, и немногие могли обладать ими. По мере развития психологической науки, теорий и концепций, подходов в области исследования творчества ученые пришли к выводу, что творческие способности есть у каждого, различается материал творчества, мера выраженности, масштаб достижений, значимость, а процесс творчества одинаков для всех.

    Основным элементом культуры и человечества - творчество. Креативность - это способность личности и предпосылка к творчеству. Развитие креативности с раннего возраста необходимо, так как творческий человек разрешает жизненные ситуации быстрее, имеет поставленные цели и стремление изменять окружающий мир боле ярко.

    Чтобы проследить развитие теорий креативности, своей работе мы проанализировали труды отечественных и зарубежных психологов: Е. Торренса, Дж. Гилфорда, Д.Б. Богоявленской, Г.В. Залевского, Е.С. Ермаковой, А. Маслоу и других.

    У каждого ученого существует свой взгляд на возникновение креативных, творческих идей. С момента изучения феномена творчества и до наших дней насчитывается более 60 определений креативности.

    Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Дж. Гилфорд установил, что творческой личности свойственно дивергентное мышление. Творческое мышление, по его мнению, характеризуется следующими особенностями: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность.

    П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта: 1) оригинальность; 2) осмысленность; 3) трансформация; 4) объединение. Кропли считает, необходимым отличать «псевдокреативности» и «квазикреативности». Л. С. Выготский творческой деятельностью называет такую деятельность человека, которая создает нечто новое. П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам. Гилфорд считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: 1) оригинальность, нетривиальность; 2) семантическая гибкость; 3) образная адаптивная гибкость; 4) семантическая спонтанная гибкость.

    Креативность указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Причем сходство в мышлении прослеживается, прежде всего, именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации.

    После рассмотрения теоретического материала, возникло предложение исследовать уровни креативности у старших школьников, так как именно в этом возрасте происходит формирование творческих качеств личности.

    Для исследования уровней мы использовали тест Е. Торренса для определения уровней образной креативности дошкольников. Данный тест был проведен с детьми Детской школы искусств и с воспитанниками социального приюта «Огонек».

    Результаты данного исследования были различными: от низкого уровня креативности до предела нормы. Делать какие-либо выводы на основании данных исследование нельзя, так как не все дети по каким-либо причинам прошли тест полностью.

    После проведенного анализа теоретической части и применения теста Е.Торренса на практики мы в полной мере убедились в важности более глубокого изучения креативной стороны личности не только у детей, но и у людей разной возрастной категории. Ведь креативная сторона личности способствует более успешному становлению человека в обществе как личности, адекватному восприятию личности окружающего мира, адаптации в постоянно меняющемся укладе социума. Поэтому участие родителей, педагогов, общества в развитии креативных способностей с раннего детства необходимо в наше время.


    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


    1.Акимова М.К. Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2005 - 304 с.

    .Алдер Г. CQ, или мускулы творческого интеллекта/пер. с англ. С.Потапенко. М.: ФАИР - Пресс, 2004г 496с

    .Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1990, 336 с.

    .Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов и вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - М. 2002г, 317 с.

    .Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, с.-672.

    .Ваулина Т.А., Зуева Д.Е. Проблема развития креативности в мировом образовательном пространстве//Вестник Томского государственного университета №351 2011г. с 121.

    .Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды/ Отв. ред.: А.Л. Журавлев, М.А. Холоднов, В.Д. Шадриков. - М.,стр. 156

    .Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. Москва: Томск: Издательство Том. Ун-та, 2004. 460 с.

    .Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Изд. Питер, 2012г, 448 стр.

    .Калмыкова А.А. Проблема развития креативности в исследованиях отечественных и зарубежных ученых // Сборник научных трудов Сев-КавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 8.

    .Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М: «Смысл», 2006г., 532 с

    .Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. - Минск, 2002г, 158 с.

    .Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М., 2003г, 168 с.

    .Мерсианова А.П. Флексибильность личности - новое «старое» понятие в психологии и цель современного образования. Журнал: Вестник КАСУ №1 2006г.

    .Николаева Е.И. Психология детского творчества. - СПб: Речь, 2006г, 220 с.

    .Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986г, 205 с.

    .Психология развивающейся личности. Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. - 240с.

    .Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003, 256 с.

    .Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство. - Санкт - Петербург.: «ИМАТОН», 1998г. 169 с

    .Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика плюс, 2002. 48 с.

    .Мир философии - мир человека / Ред.кол.: Ю.Н. Солонин. - М., 2007

    .Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей. Классические тексты / Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. - 368с.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Креативность – (англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий) – творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
    Википедия

    Креативная личность интуитивно чувствует, что нужно для создания новой идеи, решения трудной задачи: добавить одну деталь или перевернуть все вверх ногами, придумать принципиально новое или разобрать и сложить по-другому нечто уже привычное, действовать вопреки сложившимся стереотипам или просто найти способ взглянуть на статические системы динамически…

    • Креативность – это создание это создание нового из того, что уже есть.
    • Креативность – это решение проблем совершенно новым неординарным способом.
    • Креативность – это отказ от стереотипного мышления.
    • Креативность – это гибкость и оригинальность.
    • Креативность – это предрасположенность к анализу и синтезу.
    • Креативность – это способность интуитивно почувствовать правильное направление мысли.
    • Креативность – это умение генерировать большое количество идей.

    Ведь креатив – не просто творчество, а способность к новому необычному видению проблемы или ситуации.

    Преимущества креативности

    • Креативность помогает решать сложившиеся проблемы, ведь именно хорошая идея способна помочь найти выход из тупиковой ситуации.
    • Креативное мышление подталкивает личность находить самые необычные пути развития.
    • Креативность делает жизнь бесконечно разнообразной.
    • Креативность позволяет реализовать творческий замысел.
    • Креативность помогает найти пути для самореализации.

    Проявления креативности в повседневной жизни

    • Реклама. Креатив не только делает рекламное послание уникальным и запоминающимся, но и способствует экономии средств.
    • Решение управленческих задач. Умение найти необычный ход, необычную мотивацию, инновационное решение – всё это способствует наилучшему ведению бизнеса.
    • Современное искусство. Многие считают, что в искусстве всё давно сказано, все темы исчерпаны. Новаторские идеи и произведения, неординарное креативное видение мира позволяет современным авторам по-новому раскрыть даже самые изученные темы.

    Как развить креативность

    Знаменитый Абрахам Маслоу считал, что креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

    Генрих Альтшуллер видел в креативности «вдохновение по заказу». Разработанные им методы, входящие в систему ТРИЗ, завоевали большое количество последователей. Именно с тех пор завязался ожесточенный спор между сторонниками творчества и технологий изобретательства.

    Наверняка неоднократно многие из нас сталкивались с отсутствием вдохновения и идей. Предлагаем вам несколько методов, которые могут натолкнуть вас на нужную мысль.

    • Метод мозгового штурма. Один из самых распространенных и используемых методов. Несколько человек предлагают свои идеи и соображения по определенной проблеме. Основное, что нужно помнить, – идеи должны высказываться любые, без стеснения «ляпнуть что-нибудь не то». Этому должен содействовать модератор.
    • Метод синектики. Базируется на свойстве нашего мозга устанавливать ассоциативные связи. Используются 4 вида аналогий: прямая, символическая, фантастическая, личная.
    • Метод фокальных объектов. Заключается в выборе любых предметов и присоединении их признаков к объекту, который мы хотели бы совершенствовать. Суть данного метода – в сочетании самых невероятных характеристик с объектом и дальнейшем их додумывании до состояния реальности.

    Золотая середина

    Шаблонность

    Креативность

    Вычурность

    Крылатые выражения о креативности

    Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее. - Пол Торренс - Никогда не делайте так, как конкуренты. Никогда не делайте лучше конкурентов. Всегда делайте ИНАЧЕ, чем они. - Виталий Ильинский - Нет никакой разницы между ситуациями, когда у вас родилась хорошая идея, но так и осталась нереализованной, и когда идея вообще не появилась. - Джек Фостер - Вы никогда не достигнете известности и успеха, если не разработаете большую идею. - Дэвид Огилви - Если реклама не продает, значит, она не креативна. - Дэвид Огилви - Матюшкин Л.М. / Загадка одаренности В книге описана история исследований одаренности в России и за рубежом, популярно излагаются данные современных исследований и авторская концепция развития одаренности. Альтшуллеp Г.С. / Как научиться изобретать В эту книгу вошла краткая история развития ТРИЗ, описание алгоритма решения изобретательских задач с подробными разборами задач и некоторые приемы разрешения технических противоречий. Викентьев И.Л. / Приемы рекламы и PUBLIC RELATIONS В издании изложена апробированная методика создания рекламы и акций Public Relations: от постановки задачи до приемов её решения. Иванов Г.И. / Формулы творчества, или Как научиться изобретать На многочисленных примерах автор показывает процесс перехода от случайного, неуправляемого метода проб и ошибок к управляемому творчеству высокого уровня. Книга может служить популярным учебным пособием для всех, кто желает развить свои творческие способности. Марина Никитина

    Слово «креативность» произошло от английского «create» – творить, создавать. Понятия «креативность» и «творчество» иногда используются в речи как слова-синонимы, но между ними есть разница.

    Креативность – это способность создавать оригинальные идеи, решать стандартные задачи нестандартным образом. Творчество – это создание уникального, авторского творения, продукта творчества.

    Креативность рождает идеи, творчество претворяет их в жизнь.

    Природа креативности

    Креативность – это характеристика мыслительной деятельности, генерирующей абсолютно новые, уникальные идеи. Креативное мышление – способность мыслить творчески, креативно.

    Умение видеть проблемную ситуацию нестандартно, с новой стороны, под другим углом говорит о том, что человек использует креативный подход в мышлении. Креативное мышление – основа творческого процесса.

    Если у человека есть врожденный талант, то креативность определена генетически и физиологически. Творческий человек всегда мыслит креативно. Креативность и творчество сочетаются в личности и обуславливают друг друга.

    Традиционно способность мыслить нестандартно и творчески определяют как функцию правого полушария головного мозга. Если правое полушарие доминирует над левым, у человека правополушарный тип мышления, определяемый как «Художник».

    В детстве, когда еще не усвоены нормы, правила, шаблоны и стандарты мышления, люди мыслят креативно. У детей хорошо , воображение, смекалка. Они выдумщики и фантазеры. Во взрослом возрасте люди чаще копируют и воспроизводят уже имеющиеся идеи, отказываясь от собственных.

    Взрослым людям нужно активизировать творческое мышление, которое часто подавляется логикой, чтобы открыть и реализовать скрытый личностный потенциал.

    Креативность помогает в личной жизни справляться с трудностями и кризисными этапами, в профессии – стать успешным и востребованным специалистом.

    Творческое мышление обязательно для специалистов сферы искусства и культуры и ценится в других сферах человеческой деятельности.

    В сферах жизни, где присутствует конкуренция, креативность ценится как возможность выгодно выделиться, найти нужную нишу в обществе. Она прописывается в резюме, отзывах, рекомендациях, при составлении психологического портрета как важная личностная характеристика.

    Творческая креативность прогрессивна, конструктивна и позитивна. Итогом творческого процесса становятся открытия, изобретения и рационализаторские предложения.

    Характеристика творческого мышления

    Создание новых идей невозможно без участия в процессе мышления других психических познавательных процессов.

    Креативность обуславливают три психические процесса:

    Воображение. Способность создать образ, визуализировать идею и управлять ею. Творческий человек мыслит образами, сопоставляет и изменяет воображаемые картины. Они рождаются в сознании человека, словно сами по себе, когда он вдохновляется идеей создать нечто новое. Но любой мыслительный образ это продукт деятельности мозга, даже если она бессознательная.
    Внимание. Креативный человек любознательный, умеет заинтересовываться. Он видит нестандартно привычные вещи потому, что рассматривает их внимательно, подробно, полноценно. Творческие способностиможно развивать только тогда, когда присутствует живой интерес к конкретному виду деятельности.
    Память. Творческий процесс предполагает багаж знаний и опыта, которые можно вспомнить и проанализировать. Прошлый опыт накладывает отпечаток на настоящее. Скрытые воспоминания неожиданно всплывают, преобразовываются и дополняются творческими идеями.

    Развивая воображение, внимание и память, человек развивает креативность и творческие способности.

    Креативность включает особенности творческого мышления:

    беглость – это скорость мышления, генерация множества идей в короткий промежуток времени;
    оригинальность – способность мыслить неординарно, по-новому;
    гибкость – умение использовать разные способы генерации идей и быстро переключаться;
    открытость и восприимчивость – готовность воспринимать и изучать новую информацию;
    образность – способность создавать целостные идеи, единый образ, картину;
    абстрактность – способность обобщать, создавать сложносоставное общее на основе частного и простого;
    детальность – способность подробно изучать, детализировать изучаемый объект;
    вербальность – способность рассказать, обозначить словами идею;
    стрессоустойчивость – способность придумать нечто новое в стрессовой, необычной ситуации.

    Эти критерии креативности отличают ее от шаблонного, типичного мышления.

    Развитие креативности

    Креативность мышления и творческое отношение к жизни помогают . Креативность развивает личность, интеллект, эмоционально-волевую сферу, способности.

    Развитие креативности предполагает , испытывать себя в творческой деятельности, заниматься тренировкой познавательных процессов (внимания, воображения, памяти).

    Упражнений по развитию креативности множество. Классический пример: придумать как можно больше новых функций определенного предмета. Как и где еще можно использовать вилку, чашку, карандаш и другие бытовые предметы? Придумывая варианты, включить фантазию и отключить логику.

    Творчество алогично, удивительно, восхитительно, и иногда кажется бессмысленным.

    Творческий человек отключает внутренний контроль, выходит за рамки привычного, ловит всплывающие в сознании мысли, чувства, образы и преобразовывает их в идеи.

    Упражнения, развивающие креативность:

    Связать несвязное. Выбрать наугад два случайных предмета и попытаться найти сходство между ними. Какой один предмет получится при слиянии двух? Как им пользоваться? Можно соединять два разных, случайно выбранных слова и составить связный рассказ.
    Несуществующее животное. Это проективная методика, которая диагностирует качества личности и уровень креативности. Нужно нарисовать животное, которого нет в природе, «сотворить» новое существо. Если тренироваться рисовать нечто новое, неизвестное, фантастическое, развивается креативность мышления.
    Письмо наоборот, чтение или произношение слов с конца в начало. Это популярная детская игра. Слово «творчество» превращается в «овтсечровт». Чем длиннее слово, тем сложнее выполнять задание.

    Интересный факт. Люди, пишущие левой рукой чаще, чем те, кто пишет правой, становятся творческими личностями. Так как левую часть тела контролируется правое полушарие, если писать левой рукой, развивается образное мышление, воображение, интуиция.

    Чтобы стать креативным человеком нужно учиться находить новое в привычном, почаще фантазировать, мечтать, воображать.

    Занимаясь творчеством, нетворческий человек развивает креативность. Рисование, лепка, кулинария, конструирование и другая деятельность, предполагающая создание нового продукта своими руками и умом, совершенствует способность мыслить нестандартно.

    23 марта 2014

    англ. creativity) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. К. рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности (см. Одаренность общая), который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, К. определяется не столько критическим отношением к новому с т. зр. имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.

    Важным этапом в изучении К. послужили работы Дж. Гилфорда (1967), выделившего конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление (см. Интеллект). Большинство заданий в тестах на К. ориентировано на выявление дивергентных способностей: они не предполагают определенного числа ответов; оценивается не правильность ответов, а соответствие заданию; поощряется поиск нетривиальных и неожиданных решений.

    П. Торренс (1974) определил К. как процесс появления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения. Рассмотрение К. как процесса позволяет выявить структуру К. (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах К., разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают К. в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.

    Помимо тестов для определения К., используются специальные опросники со списками ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, характеризующих творческих людей. Эти анкеты м. б. адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа продуктов творчества используются оценки экспертов: ученых, художников, изобретателей. Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном суждении (см. Гениальность, Талант).

    Высокие показатели К. у детей отнюдь не гарантируют их творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями (см. Одаренные дети). Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост К., а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют след.: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников. Препятствуют развитию К.: избежание риска; стремление к успеху во что бы то ни стало; жесткие стереотипы в мышлении и поведении; конформность; неодобрительные оценки воображения (фантазии), исследования; преклонение перед авторитетами. См. также Психология творчества. (Е. И. Щебланова.)

    КРЕАТИВНОСТЬ

    Обозначает умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми.

    Креативность

    creativity) В 1949 г. Дж. П. Гилфорд посвятил свое президентское обращение к Американской психол. ассоц. теме К., отметив, что анализ реферативных изданий показывает неутешительную картину: из 121 тыс. резюме статей по психологии только 186 касаются этой темы. С тех пор ситуация коренным образом изменилась; начиная с 1970 г. ежегодно в среднем появляется 250 диссертаций, статей и книг на эту тему. Целый ряд журналов подтверждает законность данной области исслед. (напр. Gifted Child Quarterly; Imagination, Cognition and Personality; Journal of Creative Behavio; Journal of Mental Imagery). Вместе с тем К. до сих пор не имеет сколько-нибудь точного определения в психологии, и потому попытки измерить К. вызвали бурную полемику. Различные об-ва создали совокупность терминов для описания видов деятельности, к-рые имеют сходство с тем, что зап. психол. тесты квалифицируют как проявление К. (или творчества). Первой гексаграммой (или гуа) китайской классической "Книги перемен" ("И-Цзин") яв-ся цянь, или "творческий принцип". Эта гексаграмма выражает креативное действие Источника всего сущего, к-рый заставляет "объекты принимать соотв. форму", и Великого человека, вступающего во взаимодействие с этими формами, когда приходит время. Этот творческий принцип вступает в действие, когда великие люди гармонизируют свой образ жизни с универсальным течением. Конфуций добавляет: "Действительно велика мощь Созидания: все сущее ведет от него свое начало; эта мощь пронизывает всю Вселенную". В большинстве восточных, африканских и традиционных индейских культур люди пользовались творческим воображением для обогащения и улучшения повседневной жизни; новые изобретения обычно считались даром божеств или духов, к-рые использовали людей в качестве каналов связи с обычным миром (эти представления чрезвычайно напоминают идею Скиннера о том, что созидатель ничего не добавляет к своему творению, а выступает лишь в роли локуса, через к-рый действуют средовые факторы). Вместе с тем в нек-рых из этих об-в чел., создавшего нечто необычное (напр., маску), могли обвинить в нарушении традиций. Талантливые ремесленники ценились везде, но истинные новаторы часто подвергались нападкам. В зап. цивилизации не все люди имели равные возможности для творческого самовыражения; в частности, не ценилось и не поощрялось творчество женщин, поэтому им трудно было развивать свои навыки (напр., логического мышления) или вести определенный, в частности уединенный, образ жизни, что часто необходимо для творчества. Слово "К." связано с понятием зарождения, или истока (origin itself) и соответственно с родственным термином "оригинальность" (originality). Одни психологи полагают, что продукты творчества непременно должны иметь некую соц. ценность или получить одобрение др. людей, в то время как другие предпочитают концентрировать внимание на процессе создания таких продуктов. Предпринимаются тж попытки определить К. как уникальное достижение, способность или атрибут человека или нек-рой общности людей. Каждое из этих определений подразумевает существование уровней достижения, полезности или оригинальности, предполагая, что одни люди, группы, процессы или объекты могут быть более творческими, чем др. Т. о., с позиций зап. психологии термин "К." может использоваться для описания процесса создания чего-то нового в результате осознания пробелов в челов. знании, четкого определения этих дефицитов, поиска решений для их восполнения, формулирования гипотетических решений с их последующей проверкой и донесения до людей конечного продукта. Попытки измерить степень К. привели к разработке тестов и оценочных шкал дивергентного мышления, творческого мышления, творческого восприятия и творческой деятельности. Для выявления творческих личностей стали применяться биографические опросники. Любой из этих подходов может быть использован для выявления лиц с высоким творческим потенциалом с целью предложить им специальное обучение. В США действуют специальные программы, причем нек-рые из них в масштабе всей страны. Вместе с тем эти методы оценки К. неоднократно подвергались критике в отношении содержательной и конструктной валидности и надежности соотв. тестов и шкал, ясности их инструкций и их применимости к разным популяциям, полноты оценки, а тж зависимости получаемых рез-тов от ситуационных и контекстуальных факторов. Обнадеживающие рез-ты получены при оценке уровня и/или типа К. при помощи естественных заданий, напр. сочинения стихов или коротких рассказов, сборки мозаики или решения стихийно возникающих задач. Несмотря на все свои недостатки, тесты К. широко используются в исследовательских проектах. Баррон и Херрингтон подсчитали, что в 70 исслед. были выявлены положительные, статистически значимые связи "между показателями дивергентного мышления по различным тестам и приемлемыми нетестовыми проявлениями творческой деятельности". Вместе с тем в нек-рых исслед. тестовые показатели К. не коррелировали значимо с творческим поведением или творческими достижениями, что говорит о важности выявления релевантных творческих способностей в каждой профессиональной области и подборе соотв. тестов для их измерения. В когнитивных исслед. идентифицированы такие качества творческого мышления, как придание значения расширенным рабочим совещаниям, разнообразная "игра" с идеями, использование нестандартных стратегий, анализ парадоксальных элементов проблем, переключение с общего на частное и обратно. Были тж выявлены нек-рые общие личностные характеристики творческих людей, такие как придание высокой ценности эстетическим качествам опыта, широта интересов, энергичность, тяготение к сложным задачам, независимость суждений, автономность, интуиция, уверенность в себе, способность разрешать парадоксы или примирять явно противоположные или конфликтующие элементы в Я-концепции, твердое осознание себя как творческой личности. Помимо этого более развитые творческие способности имеют первенцы в семье и дети, рано потерявшие родителей. Эти обстоятельства, по-видимому, приводят к "интенсивно переживаемому детству", часто связываемому с последующими творческими достижениями. Группы творческих людей сильно различаются по ряду др. показателей, в частности, у писателей и их близких родственников чаще обычного встречаются аффективные расстройства, тогда как ученые-исследователи растут "интеллектуальными бунтарями" и склонны разрывать близкие связи с родительской семьей в период отрочества-юности. Программы обучения творчеству исходят из предположения, что творческую деятельность можно существенно усилить. Это допущение не получает всеобщей поддержки у психологов, придающих решающее значение биолог. детерминантам и научению в раннем детстве. Авторы нек-рых подходов к развитию К. признают, что за короткое время нельзя сколько-нибудь существенно повлиять на важные для творчества навыки и умения, т. к. эти составляющие творческой деятельности включают в себя такие элементы, как знание предмета, технические навыки, когнитивный и рабочий стили. В рез-те эти программы придают особое значение мотивации на задачу (посредством моделирования, фантазирования, поощрения самостоятельного выбора, безоценочности и др.), чтобы дать возможность чел. выразить свои способности, не подрывая веру в них. Нек-рые авторы таких программ занимают более оптимистическую позицию в отношении повышения К., делая ставку на когнитивные, а не социально-психологические методы. Напр., программы мозгового штурма делают упор на отсрочку суждения, синектика стимулирует творческую активность путем обучения развивать аналогии, программы решения творческих задач учат людей генерировать нестандартные идеи, используя такие методики, как объединение двух или большего числа несочетаемых понятий. Нек-рые программы для школьников, напр. Purdue creativity training program и Productive training program, оказались эффективными в том, что касается повышения показателей по стандартным тестам К. В дальнейшем предстоит выявить генетические маркеры творческой деятельности, свести воедино данные исслед. личностных и когнитивных особенностей творческих людей, оценить роль измененных состояний сознания в творческом мышлении, определить роль безумия в блокировании или, наоборот, облегчении творческого выражения, идентифицировать семейные и школьные факторы, способствующие воспитанию творческих личностей. В мире существует множество соц., экономических и экологических проблем, требующих творческого подхода, что говорит о значимости этой области психологии и востребованности труда психологов, посвятивших себя изучению творческого принципа "И-Цзин" и его проявлениям в челов. жизни. См. также Абстрактный интеллект, Морфология искусства, Человеческие факторы, "Мягкий" детерминизм, Бессознательные умозаключения С. Криппнер

    Креативность

    Словообразование. Происходит от лат. creatio - созидание.

    Специфика. Характеризует готовностью к продуцированию принципиально новых идей. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

    Диагностика. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.

    Формирование. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

    КРЕАТИВНОСТЬ

    Термин, используемый в специальной литературе практически в том же значении, как и в популярной, а именно для обозначения умственных процессов, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. См. дивергентное мышление, инсайт (3, 4).

    КРЕАТИВНОСТЬ

    от лат. creatio - созидание) - способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». К. включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание К. характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию. В психологии выделены два основных направления изучения К. Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости. Во-вторых, К. рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Один из создателей теории К. Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров К.: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого количества проблем; 3) семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; 4) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем развития К. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с К. лишь до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К.- выявление личностных качеств, с которыми она связана. К. является профессионально важным качеством для операторов-руководителей, операторов-исследователей (см. Типы операторской деятельности). Для диагностики К. могут использоваться батареи тестов Гилфорда (10 тестов на вербальную К. и 4 - на невербальную) и Торранса. В состав батареи Торранса входит 12 тестов, диагностирующих три сферы творчества: словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление. Для оценки уровня К. при использовании данной батареи используются три показателя: 1) легкость - быстрота выполнения задания; 2) гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходеопытов; 3) оригинальность, оцениваемая минимальной частотой данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых.

     
    Статьи по теме:
    Презентация по теме безопасность опасные предметы
    Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
    Основные идеи философии эпикура
    15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
    Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
    Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
    Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
    Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве