"игровые технологии в образовательном процессе доу". Доклад «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский
17 октября 2013 г. вышел в свет приказ N 1155 г
. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", где прописаны
основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. Согласно ФГОС ДО, сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались и использовать для этого разные педагогические технологии.
Что же такое педагогическая технология?
\ В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогические технологии» рассматривается как:  Компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования.  Инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную этапность (пошаговость), а также конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога.  Система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития
личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, то есть как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат. В ФГОС делается акцент на то, что игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности.
Игра
- наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать границ между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева и др.). Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А.В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную актив- ность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно- ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Это подтверждают результаты исследования Л. А. Абрамян, которые показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции. Использование сюжетно – ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не
вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:
 свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию педагога, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности;  творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность;  эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;  деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;  деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.  деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени. Важна и другая сторона явления: экологические знания, которые вызывают положительную реакцию у детей, будут использоваться ими в процессе игры активнее, чем те, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности. С. Л. Рубинштейн считает, что игра - это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающей действительности. « Людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». И.А.Комарова, предлагает использовать игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, и С.Н. Николаева, которая считает, что игровые обучающие ситуации способствуют формированию у дошкольников системы представлений о природе, а это в свою очередь является эффективным средством воспитания детей. Огромная роль в воспитании у детей осознанно-правильного отношения к природе принадлежит игровым обучающим ситуациям. Использовать сюжетно- ролевые игры и разнообразные игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги – экологи С.Н.Николаева и И.А.Комарова.
Что же такое ИОС?

Форму обучающей игры
воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
Цель игровой технологии
- не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. 2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна

соответствовать следующим требованиям:
1.
Технологическая схема
– описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. 2
. Научная база
– опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. 3.
Системность
– технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. 4.
Управляемость
– предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. 5. Э
ффективность
– должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам. 6.
Воспроизводимость
– применение в других образовательных учреждениях.
Игровая технология строится
как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенной общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т. д.
Особенностью игровых технологий
является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.
Использование игровой обучающей ситуации

в педагогическом процессе

важно по целому ряду причин:
 они дают возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствуют становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствуют потребностям детей в общении и познании окружающей природы, поэтому они должны быть так же широко использованы в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;  непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;  непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;  все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;  в игровой комплекс включаются игры и игровые обучающие ситуации на развитие разных анализаторов (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);  экологические знания, полученные в игровой деятельности и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка. В работе по экологическому образованию детей важным является использование разных типов игровых обучающих ситуаций, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами, деятельность.
При подборе игровых обучающих ситуаций, прежде всего, необходимо

уделять внимание следующим вопросам:
 формированию понимания самоценности природы;  осознанию ребенком себя как части природы;
 воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;  формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;  пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;  формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;  формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе повседневной жизни.
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая

игра. Её характеризуют следующие моменты:
 она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;  оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;  в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;  игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;  воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Игровые ситуации основаны на следующих принципах:
 Отсутствии принуждения;  Поддержке игровой атмосферы, реальных чувств детей;  Взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;  Переходе от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным. Игровые обучающие ситуации (И.О.С.) – специальная форма сюжетно – ролевой игры, разработанная Светланой Николаевной Николаевой.
Она выделяет несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Игровые обучающие ситуации делятся на три типа:

Первый тип ИОС
- использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы.
Второй тип ИОС
связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.
Третий тип ИОС
- это различные варианты путешествий
1.Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино» Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных

группах
, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым
млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.
2.Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков. Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними. Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя
или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе. Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают. Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.
АЛГОРИТМ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ С ЛИТЕРАТУРНЫМ

ПЕРСОНАЖЕМ

Построение ИОС:
имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
Организация ППРС для ИОС

Содержание игры:
дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей.
Проведение игры
: объявление названия и сюжета от имени персонажа, распределение ролей, выступление персонажа в одной из двух функций: выполнение роли знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака, поддержание воображаемой ситуации в соответствии с сюжетом с помощью игрового персонажа
Руководство игрой:
постоянное поддержание специальными приемами воображаемой ситуации того пространства, в котором протекает игра, наблюдение за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, ролевых взаимоотношений; Насыщение игры ролевыми диалогами и игровыми действиями, через
которые осуществляется дидактическая цель.
3.И

гровые обучающие ситуации типа путешествий
Еще один вид ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей.
Путешествия


в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия, Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).
Игра-путешествие
как разновидность игровой ситуации предполагает наличие единого сюжета, в основе которого лежит воображаемое путешествие детей, преодоление трудностей, встречи с разными персонажами. Игры-путешествия могут иметь разнообразное содержание – путешествие по стране и городу, миру величин, красок, звуков. Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. Важным является то, что игры путешествия - это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику.

АЛГОРИТМ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ ТИПА

ПУТЕШЕСТВИЙ

Построение ИОС
: имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
Организация ППРС для ИОС
: наличие игрушек, атрибутов, специально организованного пространства и предметной среды
Содержание игры
: дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей.
Проведение игры
: объявление названия и сюжета в основе которого лежит воображаемое путешествие детей, преодоление трудностей, встречи с разными персонажами, распределение ролей, принятие роли на себя, поддержание воображаемой ситуации в соответствии с сюжетом.
Руководство игрой
: постоянное поддержание специальными приемами воображаемой ситуации того пространства, в котором протекает игра, наблюдение за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, ролевых взаимоотношений; Насыщение игры ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые осуществляется дидактическая цель.
Таким образом, делаем вывод что:
1.Все игровые обучающие ситуации требуют от воспитателя определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру - в ряде случаев он исполняет одновременно две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается воспитателем, который проводит игру с детьми. 2.Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки отведенного времени, но это неопасно, т.к. хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. 3.Каждая тема игровых обучающих ситуаций должна иметь свою цель, содержание, не повторять предыдущую ситуацию, но быть связанной с ней. 4.Каждая игровая обучающая ситуация должна содержать небольшой объем новых знаний, которые позволят дошкольникам постепенно и более надежно усвоить материал;
5.Включать в содержание игровых ситуаций больше вопросов продуктивного характера, этим достигается умственная и речевая активность детей; 6.Для поддержания интереса к персонажу, в каждую встречу следует вносить элемент новизны: детали костюма, натуральные предметы, дидактические плакаты, наборы мелких картинок, видеоматериал, игрушечный телевизор, показ слайдовых презентаций и тд. 7.Для создания интереса, необходимо создать условия и обстановку для проведения игровых обучающих ситуаций, особенно ИОС типа путешествий. 8.Игровые обучающие ситуации будут давать положительный результат, если будут сочетаться с другими формами работы с детьми
Заключение
: Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность, поэтому она широко используется нами в практике. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Игра, как метод экологического воспитания, это игра специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников. Дети погружаются в игровое действие, активно участвуют в создании воображаемой ситуации.
Благодаря использованию ИОС:
- решаются основные воспитательно-образовательные задачи; - повышается активность детей в процессе обучения; - снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности; - развивается эмоциональная отзывчивость. -игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Игровые обучающие ситуации, помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование таких игровых обучающих ситуаций с другими формами работы, способствуют формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе и ко всему живому. При использовании игровых ситуаций на занятиях дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы, задают много дополнительных, интересующих их вопросов. В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками ИОС можно использовать не только в экологическом воспитании, но и во всех направлениях развития и образования детей (во всех о.о.), а также при организации самостоятельной деятельности детей.
Литература:
1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42. 2. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с. 3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с. 4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с. 5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с. 6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49. 7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с. 8. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил. 9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

«… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

Эрик Берн

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

выделяет следующие компоненты игровых технологий:

Мотивационный

Ориентационно-целевой

Ценностно-волевой

Оценочный

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов.

установочный элемент

игровые ситуации

задачи игры

правила игры

игровые действия

игровое состояние

результат игры

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

Необходимость объяснения родителям важности игры

Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)

Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру

Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

МЫ РАССМОТРИМ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

Игровые тренинги –

Сюжетно – ролевые игры

Театрализованные игры –

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,

мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы

фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах

деятельности детей: двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,

развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми, становление ценностей здорового образа жизни.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Игровые технологии в детском саду» «МДОБУ Сурокский детский сад «Солнышко» Подготовила: Воспитатель Иванова Н.Г.

2 слайд

Описание слайда:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский

3 слайд

Описание слайда:

В свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.

4 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, воспитывающих умение владеть собой. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс; осваивать ряд учебных элементов.

5 слайд

Описание слайда:

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Её задачи: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

6 слайд

Описание слайда:

Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно: Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам. Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

7 слайд

Описание слайда:

Требования к игровой технологии Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях

8 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях». Особенности игровых технологий

9 слайд

Описание слайда:

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: - знания методики игровой деятельности; - профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр; - учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

10 слайд

Описание слайда:

Отличие игровой технологии от игры В отличие от игр вообще, игровая технология обладает существенным признаком четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма ООД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

11 слайд

Описание слайда:

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Его значение: - активизирует воспитанников; - повышает познавательный интерес; - вызывает эмоциональный подъём; - способствует развитию творчества; - максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры; - позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

12 слайд

Описание слайда:

Целевые ориентации игровых технологий: Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества,коллективизма, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.

13 слайд

Описание слайда:

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя! Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность « прожить » в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Сюжетно - ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Основной источник, питающий сюжетно - ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно - ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

16 слайд

Описание слайда:

Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно - мотивационными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно - ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

17 слайд

«Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.


Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.


В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя Игровая технология


Создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому". Мария Монтессори итальянский педагога и психолога ()




Зайцев Николай Александрович (р.1939) педагог-новатор из Санкт-Петербурга Автор пособия "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре и на системности подачи материала. Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.


Вадимович Воскобович инженер-физик, российский изобретатель и авторов развивающих игр для детей. Особенность развивающей методики Воскобовича состоит в том, что он попытался совершить путь от практического опыта к теории. В основном это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Отличительной особенностью этих игрушек является сочетание сказки и головоломки. По методике Воскобовича, которую сам он назвал «технологией», ребёнок с помощью игр попадает в развивающую среду, названную «Фиолетовый лес».


Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей "Новая математика" ("New Mathematics"), идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев. Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания и воображения. С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы. В настоящее время во всем мире для развития детей и подготовки к школе широко используются "Логические блоки Дьенеша" в различных вариантах исполнения: объемные и плоскостные.


Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер () разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.



Глен Доман американский врач- нейрофизиолог (1920 г.р.) Филадельфия Основатель Института достижений человеческого потенциала. Основная идея методики: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни. Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности. Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам. Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти. Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой. Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делать это искренне и радостно, с использованием фактов.



Сесиль Лупан (г.р. 1955) Бельгия "Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь". Нужно не «обучать» детей по строгому графику, а развивать врождённые "склонности" малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме


Железновы Сергей Станиславович Екатерина Сергеевна Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.



Достоинства игровых технологий игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение; игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; одним из главных достоинств является повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе; посредством игры задействуется ближняя перспектива в обучении; игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

наталья киреева
Методическая разработка по теме «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Слово «технология » происходит от греческого слова : «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология » - наука о мастерстве.

Какая технология расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни? (ИГРОВАЯ ) (слайд 2)

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий . Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры , ее методологических основ , выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи : формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этих проблем является технологический подход к организации образовательной работы с детьми .

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов , способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ .

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована :

Для освоения образовательной темы или содержания изучаемого материала;

В качестве НОД или его части

Как часть образовательной программы , формируемой коллективом ДОУ.

Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи :

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства , активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность. (слайд 3)

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Место и роль применения игр в учебном процессе , сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. (слайд 4)

1)В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности :на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.

2) По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр :

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, и др.

3) Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики . Укажем лишь важнейшие из применяемых типов : предметные, сюжетно-ролевые (творческие, интеллектуальные игры, игры с готовыми правилами (дидактические, подвижные) . Хочу остановить своё внимание на группе игр по характеру игровой методики :

5). По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Рассмотрим группы игр по характеру игровой методики :

I группа предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

Например игра «Чудесный мешочек» Цель : уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов , дети овладевают сенсорными эталонами.

«Времена года» Цель : систематизировать знания детей о явлениях неживой природы.

«Найди по листу дерево» , «Узнай на вкус» , «Найди такой же листик» Цель : помочь различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность. И др. игры.

II группа игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

выделяется : Технология организации сюжетно-ролевой игры Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой.

Сюжетно-ролевая игра включает в себя сюжет игры, содержание, роль.

Сюжет- сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, и представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

4. Роль- средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Коротковой, игры развиваются в следующей последовательности :

Младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

Средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

Старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра- драматизация)

Н. Я. Михайленко выделяет следующие принципы организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве :

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом , чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия , так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.

Игра не появляется у ребёнка сама собой, а формируется у него стихийно, или целенаправленно. Ребёнок поэтапно овладевает всё более сложными способами построения игры, в следующей последовательности :

1. Предметно-действенный способ построения игры.

От одного года до 2,5 лет.

Это может начинаться, как только ребёнок овладел рядом простых практических действий, освоил назначение бытовых предметов (ложкой едят, расческой причесываются) .

2. Ролевой способ построения игры.

От 3 лет до 5 лет.

Приход к ролевому поведению в игре связан с возможностями ребёнка соотносить, сравнивать свои действия с действиями других людей, с развитием речи.

Ролевое поведение как способ построения игры можно формировать, начиная с 2,5- 3 лет.

3. Сюжетосложение. Возраст от 5 лет может быть выделен как условная граница перехода к формированию сюжетосложения - способа построения игры.

В нашей группе мы выделили игровые центры , в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры. Организуя игру, я стараюсь занять позицию включённого партнёра : прошу ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

Игра должна развёртываться особым образом , так, чтобы для ребёнка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развёртывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении двух условий :

1. использование многоперсонажных сюжетов с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры : персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Состав игры при этом принимает вид «куста» :

Приведём примеры нескольких конкретных «кустов» ролей :

Если для использования в игре реалистической тематики нам педагогам придётся подумать о том, как построить возможный «куст» ролей, то сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру (главный герой сказки обычно последовательно взаимодействует с остальными персонажами); они также могут быть использованы как основа для игры с детьми. Игры по мотивам сказочных сюжетов целесообразно развёртывать с детьми, у которых менее развито ролевое поведение, они чувствуют себя в такой игре более уверенно.

Рассмотрим формирование «куста ролей» на конкретных примерах.

примера :

Миша, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофером? А я - пассажир. Давай, будто на красный свет поехали, а нас милиционер остановил?

Я теперь буду полицейским.

Педагог проверяет права, спрашивает :

Куда едете?

Давай рядом с твоей машиной ехала ещё одна машина – грузовик. Я теперь - шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог починить.

Педагог благодарит педагогов за помощь.

Сколько ролей имеет этот «куст» сюжетной игры?

Педагог : Как мы видим, сюжет развёртывается постепенно. В первом событии в игре взаимодействуют шофёр и пассажир, во втором - шофёр и полицейский, в третьем – шофёр и шофёр другой машины.

У ребёнка могут возникнуть собственные предложения в ходе игры -необходимо их принять. Ребёнок может отвергнуть полицейского, а предложить съездить на заправку, на работу к маме, в магазин и т. д.

Педагог :Однако переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать ещё более отчётливым, используя особые методические приёмы . Одним из них является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек - телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор» .

Например :

Приглашаю педагогов- немножко по играть. Игра может строится на основе уже известных детям сюжетов с парными взаимодополнительными ролями («дочки - матери» , «больница» , «магазин» и т. п.). Первоначально, чтобы помочь детям включиться в «телефонные разговоры» , воспитатель распределяет роли следующим образом : себе берёт основную роль (например, «доктора» , а детям предлагает одинаковые дополнительные роли («пациентов» ).

Выбрав спокойное место и расположившись так, чтобы все участники были обращены лицом друг к другу (за столиками или на ковре кружочком, педагог вводит смысловую ситуацию и предлагает роли двоим, вовлечённым в игру педагогам-детям : «Давайте поиграем в телефон. Здесь как будто ваши дома. У каждой телефон. А это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. А вы как будто заболели. Давайте, вы мне звонили, вызывали врача. Дзинь. У меня телефон звонит. Алле! Это доктор у телефона. Кто мне звонит?. Больная девочка? Что у тебя болит?»

Педагог развертывает ролевой диалог с одним педагогом-ребёнком (выясняет характер болезни, предлагает больной прийти в больницу или, наоборот, обещает приехать к ней домой и т. п., а затем переходит к взаимодействию со вторым участником : «Опять у меня телефон звонит. Дзинь. Это доктор слушает. Кто мне звонит? Еще больная?» Диалог со вторым ребёнком-«пациентом» строится аналогичным образом , но взрослый несколько изменяет содержание своих вопросов, реплик, отталкиваясь от инициативных ролевых высказываний ребёнка.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры -совместным сюжетосложением.

Сюжетосложение включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнёров-сверстников : обозначать для них (пояснять, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к всёболее сложным преобразованиям знакомого сюжета , а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре : она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности :

1. Совместное «вспоминание» (пересказ известной сказки) .

2. Частичное преобразование известной сказки . Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта, волшебного средства. В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы.

3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.

Немного поиграем : приглашаю 3-4 педагогов- помощников для демонстрации примера, предлагает их сесть в круг, начинает сказку :

У Емели была сестра, и родители попросили отвезти её в детский сад….

Педагоги-дети продолжают начатый сюжет.

Например, Но Емеля не знал, где находится детский сад. Емеля попросил друга найти детский сад. Они вместе отправились в дорогу. По дороге Емеля предложил зайти в магазин, чтобы купить сестре конфетку. Вместе они смогли отыскать детский сад, забрать сестрёнку и угостить её вкусной конфеткой.

Педагог приглашает педагогов для демонстрации примера :

Я буду волк, а ты - Красная Шапочка (я повстречал тебя в лесу.)

Игра проводится по сказке. Можно предложить, будто волк и Красная Шапочка отправились к бабушке вместе с волком…и т. д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности дошкольников, их свободной фантазией.

Совместную сюжетную (творческую) игру с детьми я организовываю в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобным является время перед полдником и после него, когда дети находятся в помещении групповой комнаты. Организовав самостоятельную деятельность всех детей группы на доступном для них уровне (предоставив детям предметы для манипулирования, сюжетные игрушки, материалы для конструирования, уделяли время для игры с тем или иным ребенком или парами детей, преследуя цели формирования у них игровых умений .

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей это игры с готовыми правилами (обычно и называемые дидактическими) . С дошкольниками могут быть использованы : игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента : сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Чтобы обеспечить «приобретение такого опыта» , важно научить детей самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера : кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т. д. Дидактические игры вызывают у дошкольника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования , во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов , сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т. д. Составление программ таких игр забота каждого педагога.

Д/И «Найди дружочка»

Говорят на вкус и цвет

Что друзей на свете нет

Мы игрушки разберём

И товарищей найдём.

Разбирайте игрушки, пока музыка звучит – вы двигаетесь; музыка останавливается – слушаете внимательно задание.

1. Ты на цвет свой посмотри

И пару себе найди.

2. Ты на форму посмотри

И пару себе найди.

IV группа игр, интеллектуальных игр : игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай» , «Что? Где? Когда?» и т. д. Данные важная составная часть образовательной работы познавательного характера.

Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Мы с вами сейчас поиграем в интеллектуальную игру :

«Заморочки из бочки

Вопросы :

1. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в : «Дочки-матери» , «Парикмахерская» , «Больница» , «Детский сад» , «Магазин» , «Автобус» , «Пароход» , в средней группе добавляются «Кукольный театр» , «Столовая» .)

2. Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? («Аптека» , «Поликлиника» , «Салон красоты» , «Библиотека» , «Мы строители» , «Космонавты» , «Военные» )

3. Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? (это умение ребенка действовать в воображаемом плане , что ведет к построению воображаемой ситуации ; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).

4. Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры? (соответствующая предметно-развивающая предметно-игровая среда ; определенные знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности; совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога; создание игровой ситуации ).

5. Это воспроизводится сфера деятельности, которая детьми, представляющий собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. (Сюжет)

6. Это то, что воспроизводится ребенком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни. (Содержание)

7. Это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. (Роль) .

Молодцы, справились с вопросами. Ну что, ж, идем дальше. А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума под названием : «И все-таки игра!» .

1. Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел)

2. Современный легкий детский конструктор. (лего)

3. Спутник жизни детей. (игрушка)

4. Любимая самостоятельная деятельность детей. (игра)

5. Первая игрушка малыша. (погремушка)

6. Место покупок в быту и в игре. (магазин)

7. Что распределяют между собой участники игры? (роль)

8. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры. (атрибуты) .

Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, они направлены на развитие творчества, инициативности детей, формирование радости. В процессе игры , вследствие гибкости игровой технологии , ребенок сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации.

Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на образовательной задаче , которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение образовательной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации , приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Рефлексия семинара-практика

“Пять строчек по правилам”. Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка – это название темы

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы.

4 строчка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме .

5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Например :

2. веселая, развивающая

3. выяснить, оценить, развить

4. я люблю придумывать игры

5. моделирование ситуации (разыгрывание ролей)

 
Статьи по теме:
Маршрут первой камчатской экспедиции
Первая Камчатская экспедицияБудучи любознательным по природе и, как просвещённый монарх, озабоченным выгодами для страны, первый русский император живо интересовался описаниями путешествий. Царь и его советники знали о существовании Аниана – так назывался
Транквилизаторы (анксиолитики): фармакологические свойства, направления совершенствования, проблемы безопасности применения
В психиатрической практике применяется достаточно обширная группа фармакологических препаратов. Психиатрия использует транквилизаторы чаще других медицинских областей. Но они применяются не только для лечения психопатических заболеваний.Так что такое тран
Послекурсовая терапия (ПКТ)
Для контроля уровня этих гормонов необходимо использовать специальные препараты, но производство тестостерона в большинстве случаев все же замедляется. После прекращения использования анаболиков атлетам необходимо в кратчайшие сроки восстановить синтез му
 Происхождение мумие Из чего делается мумие алтайское
Ученые и альпинисты сняли ролик о залежах мумиё: https://www.youtube.com/watch?v=gHU30ds17r0. Из видно, что мумиё прямо-таки растет внутри гор, стекает, как смола, по каменистым отложениям и застывает в причудливых узорах. Прииски для добычи мумиё имеют о