Социальное обучение. Социальное образование и его значение для социальной работы

Понятие «социальное образование». Феномен социального образования. Функции социального образования. Соотношение понятий «образование», «воспитание», «обучение». Генезис понятия «социальное образование». Основные теоретические подходы к социальному образованию. История социального образования в России. Международные и российские нормативно-правовые документы в области образования. Защита прав детей в сфере образования. Инклюзивное образование. Защита прав инвалидов на образование. Закон РФ «Об образовании» (2013 год). Место бакалавра социальной работы в образовательных учреждениях. Проблемы современного образования и социального образования.

Ответ:

Под социальным образованием стали понимать: подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; · подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;

· социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства - времени;

· формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентации, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

Совершенствование содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы).

Во-первых, потребности практики, проблематика, которая является предметом забот современного общества Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии преподавательского корпуса, их подготовленность, научные интересы. В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы.



При этом требуется массовое просвещение к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района, поселения, области, края, республики. Подготовка людей к социальной самозащите, обучение основам сохранения, безопасности жизни.

Совершенствование содержания социального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Цель социальной работы состоит в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, в стимулировании их к преодолению собственными усилиями возникающих у них личностных, семейных, групповых, производственных. Основные функции социального работника состоят в том, чтобы определить (диагностировать) эти проблемы, оказать помощь, поддержку, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию. подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых сейчас находится Россия. Наиболее полной является модель, предложенная профессором И. А. Зимней.

1.Подготовка специалиста в области социальной работы осуществляется по уровням, последовательно решаются задачи введения студента в обучение, обеспечения программ самообучения и саморазвития.

2.Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.

3.В области социальной работы как любая сложная развернутая во времени деятельность имеет несколько уровней, этапов. 1 уровень - ориентировочно-исследовательский есть по сути знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. 2 уровень - исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определение подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. 3 уровень - саморазвитие, самосовершенствование специалиста.

4.Подготовка специалиста по социальной работе требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, формирование определенных личностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, например, как гуманистическая направленность, эмпатичность, альтруистическая доминанта и др.

5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифицированную помощь клиенту в решении его личностных проблем, трудностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотенция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность.

Положения определяют содержательную основу подготовки социальных работников, процесс которой представлен отдельными блоками, что отражает формально-организационную сторону процесса подготовки.

Рассмотрим подробнее каждый из блоков трех основных уровней подготовки, первый из которых - подготовительно-ориентировочный, второй - реализация и контроль, третий - саморазвитие.

I блок 1 уровня подготовки предполагает на основе ознакомления с отечественным и зарубежным опытом приобретение профессиональной ориентировки в содержании, целях, специфике социальной работы как профессиональной деятельности. Реальным субъектом такой деятельности являются научно-исследовательские и методические объединения, кафедры вуза.

II блок подготовки предполагает изучение, анализ и систематизацию нормативных документов. Он связан с освоением обобщенной ориентировки в нормативно-правовойбазе: а) самой социальной работы, б) процесса подготовки к ней в вузе. Субъектами блока являются: юридическая служба вуза, учебно-методические объединения.

III блок подготовки реализуется на основе актуальной оценки и прогностического анализа социальной ситуации. Определение характера (качество, направление, количество социальных работников) социального заказа, определение квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника составляет его содержание, которое выступает также в качестве образца - результата деятельности в процессе подготовки. Субъектом является организационно-административная и психологическая службы вуза, его научно-исследовательские подразделения и кафедры.

IV блок - разработка новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельностного подхода и гуманистической психологии. Субъекты - учебно-методические объединения, исследовательские группы.

V блок подготовки включает профессиональный отбор преподавателей и студентов на основе соответствия квалификационным требованиям по личностным, коммуникативным и интерактивным характеристикам. Субъект деятельности - социально-психологическая служба вуза.

VI блок подготовки - комплектование учебных групп. Субъекты деятельности - администрация вуза, психологическая служба.

VII блок профессиональной подготовки - организация учебного процесса по четырехкомпонентной схеме (освоение знаний, практика, тренинг, исследовательская работа) при параллельном освоении каждого из компонентов, модульной организации преподавания учебных дисциплин, разграничении на основные (базисные), элективные курсы, факультативы. Субъектами являются: учебно-методические объединения, преподавательский корпус.

VIII блок профессиональной подготовки включает организацию учебного процесса как управление учебной деятельностью студента и группы. Субъекты - преподаватели и сами студенты.

IX блок подготовки - обеспечение условий и положительного подкрепления практики в социальных службах, пансионатах, интернатах и т.д., формирование и деятельность института супервизоров. Субъекты деятельности - администрации вузов, научно-методические объединения, администрации социальных учреждений, супервизоры, студенты.

X блок подготовки предполагает организацию управляемой дифференциации обучения по специализациям с учетом интересов, способностей, возможностей обучающихся, результатов их предшествующего обучения. Субъект - кафедры.

XI блок подготовки - руководство саморазвитием студентов. Субъекты этой деятельности - как преподаватели, так и сами студенты.

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности, представляет собой многоуровневый процесс, каждый из уровней которого (ориентировочный, исполнительный, практический) имеет свой субъект, цель, задачи, способы и средства реализации. При этом системообразующим фактором является соответствие личностных качеств студентов практике обучения, соответствующего целям, условиям работы и задачам практической деятельности будущего специалиста.

1

Затянувшийся переходный период реформирования экономики в нашей стране во многом связан с повальной экономической безграмотностью населения, отсутствием знаний, практических умений и навыков поведения в условиях рыночной экономики.

Обвальное падение производства, технологическое отставание во многих отраслях хозяйствования (исключая, пожалуй, BПK, космическую и энергетическую отрасль промышленности) вызвало сокращение рабочих мест, массовую официальную (и еще большую - неофициальную) безработицу.

В условиях, когда рынок труда требует молодого (до 35 лет), но уже профессионального специалиста, причем обладающего профессиональной мобильностью (способного быстро, на профессиональном уровне освоить новую, смежную профессию), шансов у молодежи - выпускников школ на обретение работы очень мало.

При этом Россию постиг кризис такого масштаба, что общество рискует не получить полноценной смены поколений (И.В. Авдеев "Ценностные ориентации", И.М. Кириллов "Социально - экономический анализ положения молодежи в обществе на основе системных показателей"). Впервые в истории темпы развития технологий, смены орудий труда и другое опережают темпы смены поколений. Это нарушает приспосабливаемость молодежи к усложняющимся условиям жизни с возрастающими конкуренцией и требованиями к личности. В результате - потеря частью молодежи "ориентиров", развитие неуверенности в себе, в невозможность самоутвердиться, реализовать уровень своих притязаний.

Таким образом, улучшая условия жизни за счет создания новых промышленных технологий, повышая качество жилья, комфортность рабочего места, человечество в то же время платит за это нарушением экологического баланса, ухудшением здоровья, стрессами и психологическими (массовыми) срывами.

Экономические кризисы, вспыхивающие в мире, затрагивают все страны, но ведущие страны с рыночной экономикой лучше справляются с этими проблемами. И не только потому, что их финансовая система и промышленность лучше защищены, а правительства экономически более грамотно решает возникающие проблемы, но и потому еще, что живущие в этих странах люди в большинстве своем имеет достаточную для непрофессионала экономическую грамотность. Их меньше пугают "гримасы" рынка (они не бегут скупать товары, вызывая инфляцию), они лучше умеют бороться за свои права, проявляют инициативу и творчество в борьбе с трудностями, умеют взвешенно вести свой семейный бюджет.

Поэтому экономическое образование школьников служит идеям гуманизации образования, воспитанию поколения людей, не враждебных законам рыночной экономики, позволяет развивать такие качества личности, как творческое отношение к труду, целеустремленность в решении задач по самореализации в жизни и профессии, т.е. выступает как один из важнейших аспектов самореализации.

Сложившаяся в РФ социально-экономическая и политическая ситуация предопределяет и особенности социально-экономической подготовки учащейся молодежи. Следует рассматривать экономическую подготовку школьников как процесс и результат усвоения экономических знаний и умений; формирование качеств личности, мышления и нравственного поведения, способности ориентироваться в нестабильной экономической ситуации, находить себе применение и сферу деятельности, руководствуясь как личными, так и общественными интересами; понимание того, как создаются, распределяются и потребляются материальные и духовные блага. Одно из направлений экономической подготовки - формирование гуманистических ценностей, понимания роли личности в обществе, умения анализировать свои потребности и способности, готовить к необходимости быстрой смены сферы деятельности (выработка профессиональной мобильности). Объяснить природу экономических сил, вторгающихся в современную жизнь, законов, управляющих силами; наконец, значение новых, часто непонятных российскому человеку, слов, которые ежедневно встречаются в прессе ("денежная масса", "валовый национальный продукт", "денежная эмиссия" и т.д.), которые каким-то образом связаны с личными и общественными потрясениями и победами.

Молодым необходимо понимать проблемы экономики для жизни в реальном мире и не только для того, чтобы разбогатеть, но просто, чтобы в будущем стать толковыми инвесторами, образованными людьми, информированными работниками в любой сфере деятельности, наконец, просто хорошими гражданами и патриотами своей страны.

Социальные преобразования в обществе отражаются и на жизни школы. Резкое снижение государственного финансирования вступает в противоречие с провозглашенными приоритетами, в частности, с необходимостью удовлетворять запросы индивидуума в реализации его образовательных потребностей в планируемой им траектории развития.

Социально-экономическое образование учащихся - важная составляющая их социализации - социального созревания и взросления, самореализации личности в социуме, а, следовательно, адаптации молодежи к жизни в условиях рыночной экономики (и даже в затянувшемся переходном периоде). Системная экономическая подготовка школьников облегчает им поиск путей трудоустройства, развивает творческое начало, воспитывает готовность и способность выявлять проблемы и находить пути решения (часто нетрадиционные) возникающих жизненных задач.

В ряде работ показано, что содержательной составляющей социализации является социальное становление личности, подразумевающее гуманистическое и гуманитарное развитие школьника, социальное и профессиональное самоопределение личности и др.

С педагогической, воспитательной точки зрения социализация понимается (по И.А. Сасовой и И.И. Нагумановой) как процесс и результат формирования качеств личности, ЗУНов, опыта, системы нравственно-ценностной мотивации и ориентации в процессе включения выпускников в систему социальных отношений, значимых для личности и общества.

Социальное становление личности - процесс многофакторный, различные аспекты которого можно рассматривать с точки зрения различных наук.

Как показывают различные исследования, социальное становление личности начинается в 10 - 16 лет, в основном завершается к 30 годам, а в дальнейшем происходит коррекция и дальнейшая реализация "жизненного плана".

Важно уже в ранние школьные годы формировать социальное становление личности, рассматривать его как важнейшую задачу учебно-воспитательного процесса; основываясь на личностно ориентированном подходе развивать природные способности учащегося, организовывать разнообразную среду, позволяющую ему самореализовываться как в учебе, так и в жизни.

Экономическое образование учащихся школ должно органично вписываться в концепцию реформирования общего образования, сочетающую в себе требования к образовательной системе, разработанные Президиумом РАО, и базовые принципы министерской концепции реформирования (бывшего министра, академика Э.Д. Днепрова). Требования и принципы во многом совпадают и в чем-то дополняют друг друга.

Констатируется, что образование - ведущий фактор развития человека и общества, является важнейшим инструментом выработки и реализации новой социальной идеологии, фактор стабильности общества, условия для формирования рыночной грамотности, эффективного развития экономики. Кроме того, образование должно быть опережающим - необходимое условие развития общества, оно должно переориентироваться на личностно ориентированное обучение, стать многоукладным, вариативным, гуманным, гуманитарным и т.д.

Гуманизация и гуманитаризация образования, в первую очередь, направлены на формирование личности, готовят к жизни в меняющемся мире, эколого-информационном, экономико-технологическом обществе. Гуманитаризация работает не только на духовное развитие и воспитание ребенка, но и является производительной силой, влияющей на качество, уровень, интенсивность, скорость НТП, т.к. координирует его с развитием личности и экологии.

Современная система образования не имеет подлинно гуманистического характера, не готово удовлетворить повышенные запросы духовного мира человека, не развивает творческое выполнение функций, не помогает в развитии и саморазвитии. Таким образом, на данном этапе образование не является опережающим, не предусматривает переход от индустриального к постиндустриальному обществу, т.к. не готовит человека к выполнению своего назначения, своей роли в новом обществе.

Поэтому содержание, методы и формы обучения должны изменяться в сторону удовлетворения индивидуальных запросов и потребностей личности, развивать обучение вариативное и по выбору; необходимо от ориентации на среднего ученика перейти к дифференциации достижений в учебе и воспитании в моральной, гражданской и творческой сферах. Переход от стандартов образования к качеству их исполнения, от потребности среднего ученика к лучшему - ориентир на реализацию прав ребенка, на соответствие потребностей личности и общества.

Учитывая специфику образовательной и социально-экономической ситуации в РФ, можно констатировать, что как на федеральном, так и на региональном уровне не существует прогноза приоритетов в развертывании экономической подготовки молодежи; слабо разработана и практически не имеет научной основы система непрерывной экономической подготовки; отсутствие учителей, обладающих достаточной педагогической и экономической квалификацией; медленная переориентация школ на запросы рыночной экономики; недостаточность учебной литературы - все это порождает разобщенность в создании цельной системы экономической подготовки школьников.

Поскольку одной из задач экономической подготовки является адаптация выпускников школ к жизни в рыночных условиях, по-видимому, следует говорить не об экономической, а о социально-экономической подготовке школьников.

Экономическое образование учащихся преследует различные цели в обычных классах и в классах экономической направленности. В обычных классах должны выдерживаться I и II уровни в трехуровневой системе, в экономических классах необходимо осуществлять трехуровневое обучение: третий уровень - начальная профессиональная подготовка.

Это не означает, что 3-ий уровень закрыт для желающих его освоить школьников из неэкономических классов. Они могут его освоить за счет резервов - дополнительного образования.

Экономическая подготовка школьников, особенно в инновационных учебных заведениях, должна строиться на принципах системности, непрерывности и преемственности экономического образования. В то же время ее успех в значительной степени зависит от всей системы обучения в образовательной системе учебного заведения. Успешность экономической подготовки будет обеспечена, если на каждом уроке (независимо от предмета) учат анализировать, ставить вопросы и принимать решения, развивают творческое воображение. Именно так возводится база для анализа экономических явлений. Практически все традиционно изучаемые в общеобразовательной школе курсы в той или иной степени должны отражать законы общественного развития, экономические сферы жизни общества, экономические отношения и др.

Поэтому к важнейшим целям экономической подготовки следует отнести:

  • Формирование функциональной экономической грамотности с учетом личностной ориентации учащихся, облегчающей их социализацию.
  • Формирование культуры экономического мышления.
  • Постоянное развитие личности как субъекта экономической деятельности. Формирование системы ценностей и развитие экономически значимых качеств, обеспечивающих жизнеспособность учащихся, их саморазвитие.
  • Привитие умений и навыков практической экономической деятельности.
  • Оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Непрерывность экономической подготовки предусматривает постоянное продвижение от простого к сложному за счет осуществления набора путей, средств, способов и форм, приобретения, углубления и расширения экономических знаний, умений, если экономические курсы распределяются по годам обучения так, что движение экономического содержания происходит как бы вокруг стержня по спирали с выходом на более высокий содержательный уровень на каждом следующем ее витке. Непрерывность предусматривает и формирование экономического мышления, способности к деловому общению, воспитанию таких качеств характера, как инициативность, предприимчивость, стремление к получению запланированного результата. Очень важно развивать творческое воображение, творческое отношение к делу, умение получать результат с минимальными затратами всех видов ресурсов (как материальных, так и интеллектуальных).

Целью непрерывного образования является также постоянное развитие личности как субъекта экономической деятельности, овладение школьниками такими знаниями и умениями, которые позволили бы им заниматься самообразованием, более легко включаться в трудовую предпринимательскую деятельность, осознавать себя хозяином, способным эффективно трудиться, планировать и предвидеть результаты своего труда с точки зрения экономической целесообразности.

Системность экономического образования предполагает, что в каждой образовательной области учебного плана будут использоваться определенные экономические знания.

В образовательной области "Обществознание" необходимо давать знания по вопросам экономических особенностей, общественного устройства стран с различным экономическим укладом, экономико-географических закономерностей, экономических сфер жизни общества, истории развития экономики; о материальных потребностях, экономических отношениях, законах предложения, спроса и стоимости, формах собственности и многообразии видов предприятий; дать понятия экономического цикла, о рыночной экономике, о возможности государственного регулирования ее, экономической культуре, экологии и ее связи с экономикой и др.

Очень эффективно использование межпредметных связей экономики с математикой. Действительно, в экономической теории широко используется математический аппарат. Учитель экономики может постоянно на своих занятиях обращаться к математике (переменные величины, функции, запись функциональной зависимости в виде алгебраической формы, графическая форма функции, математические модели в экономике и др.), при этом в каждом классе следует учитывать уровень излагаемого материала и математической подготовки учащихся. В то же время учитель математики должен будет при изложении соответствующего материала показывать его прикладной характер, в частности в экономике.

Образовательная область "Технология" включает в себя вопросы экономики:

  • экономика семейного хозяйства;
  • основы предпринимательской деятельности;
  • условия продуктивности и культуры труда;
  • создание возможности для практического применения экономических знаний и умений.

При изучении произведений русской и зарубежной литературы (Н.В. Гоголь "Мертвые души", А.Н. Островский "Доходное место", "Бешеные деньги", М.Ф. Достоевский "Преступление и наказание", М. Митчелл "Унесенные ветром", О. Бальзак "Гобсек" и многих других авторов) можно иллюстрировать экономические явления, отражать особенности экономических систем и явлений в различных государствах и эпохах, знакомить с типами поведения людей в различных экономических ситуациях. На этих уроках необходимо учить школьников анализировать экономические проблемы, этику и мораль предпринимательства. Этот благодатный материал может широко использовать и учитель экономики при проработке различных тем дисциплин экономического цикла.

На уроках естественно-научного цикла необходимо рассматривать связь вопросов экологии, производственных процессов, влияния развития научной мысли и техники с экономическими процессами, взаимосвязи научно-технического прогресса и развития социально-экономических отношений в обществе и т.д. Учитель экономики также может использовать эти взаимосвязи. Широко можно использовать экономические связи с русским и иностранным языками (например, предложить дать экономическую трактовку поговоркам и пословицам: "Время - деньги", "Убыток - уму прибыток" и др.).

Экономическая подготовка требует преемственности, которая находит свое выражение в том, что социально-экономическая подготовка на каждой из ступеней общеобразовательной школы, решая общие задачи экономического образования, имеет свою специфику, учитывающую возрастные особенности детей. Одной из важнейших задач социально-экономической подготовки является формирование готовности школьников к участию в конкретной экономической деятельности. Необходимо создавать различные структуры малого бизнеса при школе, организовывать их работу (ремонт мебели, изготовление инструмента и изделий для приусадебных участков, изготовление различных рекламных материалов, организация выставок и аукционов с целью реализации собственной продукции и т.д.). Эффективность экономической подготовки будет повышаться при включении в учебный процесс новых информационных технологий, в частности, использования деловых игр на ЭВТ.

Развитие общего образования в направлении усиления экономической подготовки школьников и насыщения различных дисциплин элементами экономических знаний обеспечивает на этой основе усиление его гуманизации. Однако данная задача является весьма сложной и трудоемкой, требует не только пересмотра учебных программ, но и изменения привычных подходов и частных методик, во многом это - изменение мировоззренческое, обусловленное переходом к личностно ориентированному обучению.

Тем не менее, решать эту задачу необходимо, поскольку экономическая грамотность выпускников школ не только облегчит им адаптацию к рыночным условиям жизни, но и возможности интеллектуально-духовного развития личности, повышения эффективности деятельности в реальной среде жизнедеятельности человека, уменьшит опасные последствия социосреды и экономической ситуации через повышение общей и экономической грамотности и культуры человека и общества. Поэтому экономическое образование должно стать неотъемлемой частью общего образования учащегося, причем его системообразующей частью совместно с предметами естественно-научного цикла, обществоведения и человековедения.

Следует добиваться системности, преемственности и непрерывности экономического образования учащихся, необходимо выработать у них мотивацию к экономическому и общему самообразованию, к нахождению еще в школе вектора своего саморазвития, профессионального самоопределения.

Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», 22-29 октября 2005г., Хургада (Египет). Поступила в редакцию 07.09.2005г.

Библиографическая ссылка

Базайкина Т.В., Кундозерова Л.И., Милинис С.М., Ростовцев А.Н. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ПРОЦЕСС ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 9. – С. 50-53;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6595 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понятие социального института

Любое общество при нормальном функционировании нуждается в социальной стабильности, которая обеспечивается наличием общепринятой системы норм, правил и ценностей, включающих идеалы, моральные нормы, веру, традиции и т.д.

Механизмом обеспечения целостности и устойчивости общества и социальных структур является социальный институт, который представляет собой комплекс ценностей и норм, с помощью которых осуществляется управление деятельностью людей в сферах жизнедеятельности.

Замечание 1

Таким образом можно сказать, что социальный институт – это организация, которая осуществляет удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Можно говорить об эффективной деятельности социального института при соблюдении некоторых условий, а именно:

  • наличия системы социальных норм и правил, которые осуществляют управление поведением людей;
  • внедрения деятельности института в ценностную структуру общества, что позволяет институту обеспечить свою деятельность правовой базой и осуществлять контроль над поведением членов общества;
  • наличие ресурсов и условий для его нормального функционирования

Сущность института образования

Для нормального функционирования общества и воспроизводства его структуры необходим социальный институт образования. Он позволяет передать накопленный социальный опыт, знания, ценности, установки, идеалы от предшествующих поколений последующему поколению, а также способствует усвоению этих знаний и ценностей нынешним поколением.

Образование как социальный институт является самостоятельной системой, которая выполняет задачу последовательного обучения и воспитания индивидов, ориентированных на получение определенных знаний, ценностей, навыков, норм, сущность которых определяется обществом и его особенностями.

Современная социология выделяет формальное и неформальное образование.

  • Формальное образование включает в себя наличие в обществе системы образовательных учреждений, осуществляющих функцию обучения, а также предписанного государством образовательного стандарта, который предписывает минимальные объемы знаний и умений, требуемых обществом. Система формального образования зависит от принятых и приоритетных в обществе культурных стандартов и идеологии.
  • Неформальное образование является частью социализации личности человека, оказывая ему помощь в усвоении социальных ролей и статусов, норм и ценностей, а также способствует духовному развитию, то есть неформальное образование – это несистематизированное усвоение человеком знаний и навыков, осваиваемых им стихийно в результате взаимодействия с окружающим миром.

Рассматривая образование как социальный институт, следует говорить, прежде всего, об институте формального образования.

Функции образования как социального института

Образование выполняет множество функций. В зависимости от направлений исследования, выделяют различные функции, наиболее распространенными являются следующие функции:

    Распространение культуры в обществе.

    Данная функция заключается в передаче культурных ценностей между поколениями. Каждый народ имеет свои культурные особенности, поэтому институт образования является универсальным средством передачи и сохранения культурных традиций народов.

    Социализация.

    Институт образования считают одним из основных институтов социализации, поскольку образование формирует мировоззрение молодого поколения. Благодаря усвоенным в процессе образования ценностям и установкам, молодое поколение становится частью общества, социализируется и вовлекается в социальную систему.

    Социальная селекция.

    Данная функция подразумевает посредством образовательного процесса осуществление различного подхода к учащимся с целью отбора наиболее талантливых и способных, что позволяет молодежи получить статус, отвечающий ее интересам и способностям.

    Замечание 2

    Таким образом, результатом селективной функции образования, является распределение социальных позиций в социальной структуре общества, а также осуществление данной функции способствует социальной мобильности, поскольку получение той или иной ступени образования позволяет продвинуться выше по каналам социальной мобильности.

    Функция социального и культурного изменения.

    Данная функция осуществляется посредством процесса научных исследований, научных достижений, которые вносят вклад и изменения в сам образовательный процесс, технологии, экономику, в свою очередь, образовательный процесс также вносит изменения в процесс научных исследований. Таким образом, можно наблюдать взаимосвязь и взаимозависимость образовательного процесса и общества.

Структура системы образования

Система образования является сложной формальной организацией. В ней существует иерархическая система управления, возглавляет которую аппарат министерства.

Ниже располагается департаменты образования регионов, которые координируют и управляют школами и среднепрофессиональными учреждениями региона.

Следом идет руководство школ и образовательных учреждений среднепрофессионального звена – ректоры, деканы, директора и завучи.

Для системы образования также характерна специализация видов деятельности. Так, например, учителя и преподаватели различаются по предметам, которые они преподают. Высшие и среднепрофессиональные образовательные учреждения специализируются по своим профессиональным и образовательным программам.

В системе высшего образования существует также иерархия должностей преподавателей.

Замечание 3

Особенностью образования как системы является стандартизация образовательного процесса. Каждое учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с обязательными учебными планами.

Преподаватель выступает в роли административного руководителя, который организует и управляет учебным процессом в группе.

Исходя из анализа явлений образования и представленного определения социального, можно сделать следующее суждение о социальных образованиях.

Прежде всего, выделим объективный характер образования социального явления. Как только те или иные условия жизнеобитания людей становятся воспроизводимыми их совместными усилиями, то сам факт воспроизведения некоторого условия жизнеобитания можно рассматривать как момент завершения образования объективного социального (общественного) явления. Прошла не одна сотня лет, прежде чем человечество создало объективную социальную действительность, вне которой оно никогда не могло бы стать тем, кем стало, а также целый мир социальных образований, в котором оно существует и развивается. Долгие годы человечество даже не подозревало, что этот мир развивается по специфическим законам.

Это предыстория собственно социального. А социальное как таковое, или истинное, существенное, появилось тогда, когда человек не просто осознал нечто как социальное, но и понял его как социальное, как результат своей деятельности и деятельности других людей. Общественное, социальное происхождение сознания позволяет и само сознание рассматривать как социальное образование. Но социальным продуктом является не только сознание, но и понимание.

Дело в том, что человек, осознавая нечто, должен найти подтверждение этому, он должен убедиться, что осознанное им соответствует действительности, что это не его вымысел и не его фантазия. Такое подтверждение он может найти только у другого человека. Это потом, когда его опыт окрепнет, он сможет сам при помощи инструментов получить подтверждение фактам и продуктам сознания, но и тогда он вынужден найденное и созданное им вынести на суд других людей, чтобы достигнутое им одним стало достоянием других, и здесь возможны как признания, подтверждения, так и отрицания, опровержения. Поэтому человек и вынужден обратиться к другому, себе подобному. Он обращается к нему (совсем не важно, в какой форме), предлагая, чтобы другой совершил нечто желаемое первым. Когда этот другой совершает именно такой акт, которого желал первый, появляется подтверждение того, что было осознано первым, и между ними появляется понимание. Этот факт понимания (понявших друг друга субъектов) и есть истинное социальное . Человек как носитель и производитель социального осознает и понимает социальное.

Таким образом, если общественным, или социальным, продуктом является сознание, то понимание между людьми на основе имеющейся у них способности осознания является как бы высшей ступенью социального. Это социальное возникает только во взаимодействии людей, способных осознавать, достигать понимания. Благодаря пониманию как социальному явлению (образованию), общество обрело способность и стремление понимать окружающее, что сделало возможным превращать «вещи в себе» – в «вещи для себя», для человечества.

Итак, социальное образование – это реальное образование, и, как всякое реальное, воздействуя на человека, оставляет в его головном мозгу свой след. Именно это явление позволяет не только говорить, ставить вопрос о социальном образовании человека, но и подойти к его решению. Социальные образования представляют собой любые явления и предметы действительности, так или иначе оказавшиеся вовлеченными в деятельность человека без изменения своей природной формы, приобретшие на время деятельности социальное качество. Этот вид социальных образований недолговечен, поскольку прекращает свое существование, как только завершается вовлеченность в деятельность того или иного предмета или явления. Но это недолговечное вовлечение в деятельность не мешает нам выделить в связи с этим первый вид социальных образований.

Второй вид – представляет собой продукты деятельности и труда, предназначенные для удовлетворения различных потребностей человека, которые хранят в себе социальное и после того, как деятельность и труд завершены. Социальное в продуктах представлено измененной формой природных материалов и скрытой в ней функцией, предназначенной для удовлетворения природных и социальных потребностей человека (социальное, отмеченное нами в продуктах труда человека, есть лишь всего одна из сторон социального).

Третий вид социальных образований – это продукты труда и духовной деятельности человека, представленные в форме знания и умений пользоваться этим знанием. При осознании и понимании явлений естественной природы и явлений социальной природы человек располагает средствами фиксации осознанного и понятого, находящимися за пределами его мозга. Благодаря этим средствам фиксации он получает возможность в любое время вернуться к уже осознанным и понятым явлениям, а поскольку взаимодействие с ними оставило след в головном мозгу, то мозг выдает в качестве ответа на след цепочку следов, приведших к осознанию и пониманию, позволяющих исправлять и углублять осознанное и понятое.

Четвертый вид социальных образований – это деятельность человека. Именно деятельность в охваченных ее процессом объектах и предметах оставляет свои следы, сообщая им социальное качество, превращает их в социальные образования.

Пятый вид социальных образований – социально образованный человек, единственный исполнитель деятельности и живой носитель социального, способный осознавать, понимать природное, социальное и самого себя как природное и социальное существо, живущее в обществе себе подобных, организованных в объединения (общества, государства), благодаря чему реализуются все виды социальных образований посредством его практической и мысленной деятельности. Без него невозможна ни деятельность, ни само социальное.

Все выделенные виды социальных образований объединены наличием в них деятельности. Это не означает, что невозможны иные основания для выделения видов социальных образований.

Когда человек в своей деятельности создает какой-либо продукт, то он предстает и как природное, и как социальное существо одновременно: как природное он тратит свои физические силы, напрягает мышцы, глаза и т.п., а в качестве социального существа использует знания и умения по созданию данного продукта. Человек не в единстве природного и социального, а только как природное существо не изготавливает социальные предметы, хотя и может затратить свои физические силы. Только человек как социальное существо может использовать физические (природные) силы для достижения поставленных целей.

Личность также может быть рассмотрена в качестве вида социальных образований. Если личность – это совокупность различных социальных качеств, которые представляют социальные образования: научные, религиозные, философские, политические, правовые, моральные, эстетические, экономические, – то должно быть совершенно ясным, что личность – не природное физическое тело. Поэтому ни один из видов социальных образований не может быть познан и изучен ни одной из естественных наук. Личность не в состоянии выполнить какую-либо деятельность. Если возьмем один из видов социальных образований – деятельность, – то она может быть выполнена реально образованным человеком. Как природное существо, человек имеет мозг и психику, как социальное существо, – только социальные качества, к каковым относится и деятельность. Таким образом, деятельность сама по себе не имеет ни мозга, ни психики, ни способности сознавать. В связи с этим она не может быть предметом изучения естественных наук, например психологии.

Если взять такой вид социальных образований, как, например, одежду человека, то она не может быть предметом изучения психологии. Одежда не имеет психики, хотя одежда может нравиться человеку, вызывать хорошее или плохое настроение, т. е. воздействовать на мозг и вызывать психические состояния человека.

Проводя эти воображаемые эксперименты, подчеркнем, что различия социального и несоциального не только существуют, но что и каждый исследователь, встретивший в своей деятельности социальные явления, должен учитывать эти различия, не стирая их в своих рассуждениях. Без этого нельзя выйти к действительной сущности исследуемого предмета, нельзя выйти наукам – психологии и педагогике – на действительный простор.

«Не в одиночку, а с кем-нибудь вдвоем приходим мы к понятиям, приходим вообще к разуму. Два лица необходимы для порождения человека как в физиологическом, так и в духовном смысле: сообщество людей есть изначальный принцип и критерий истинности и всеобщности. Даже достоверность бытия других внешних мне вещей для меня опосредована достоверностью наличности другого человека, вне меня сущего. Что я вижу в одиночку, в том я сомневаюсь, а то, что видит другой человек, становится для меня достоверным» .

Введение

Образование как один из важнейших факторов развития социальных процессов

1 Понятие «мирового образовательного пространства»

Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства

Заключение

Введение

Социальная работа - один из видов профессиональной деятельности, где забота о благе всех и каждого является предметом повседневной практической деятельности, вследствие чего она может и должна влиять на процессы гуманизации общественных отношений.

Идущий в настоящее время в России процесс взаимопроникновения политических, социальных и культурных достижений и проблем затрагивает и систему образования. Назрела потребность в переосмыслении философии образования и разработке иной концепции развития отечественной системы средней и высшей профессиональной школы, поиску эффективных образовательных технологий. В полной мере это относится и к социальному образованию.

Образовательное пространство трактуется как существующее в социуме «место», где субъективно задается множество отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию и обучению индивида и его социализации. Понятие образовательное пространство сегодня органично вошло в систему социальных наук. Главная функция образовательного пространства - расширение возможности творческой личности, стимулирование социальной ответственности. При этом важнейшее место принадлежит международному сотрудничеству в сфере образования.

Цель работы: изучить особенности образования как фактора развития социальных процессов.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.

1. Образование как один из важнейших факторов развития социальных процессов

1.1 Понятие «мирового образовательного пространства»

Социальный процесс (от лат. processus - продвижение) есть последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Из этого определения следует, что социальный процесс есть суть деятельности людей, в результате которой достигаются определенные цели в развитии социальных объектов, а в самих объектах происходит последовательная смена их состояний.

Образование - процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. Поэтому образование как процесс становится необходимым и важным фактором развития не только отдельных сфер (экономики, политики, культуры), а и всего общества.

В современном образовании все больше укрепляется идея о том, что стратегическая цель образовательного учреждения - подготовка интеллигентного, образованного, всесторонне развитого человека, обладающею творческим гуманистическим мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, «строить» гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми.

Развивая эту мысль, можно сказать, что стратегическое направление развития современного образования лежит в русле успешного решения основных задач социализации. В подготовке социализированной личности, способной успешно решать любые встающие перед ней задачи социализации, играет профессиональное образовательное учреждение (колледж, вуз), которые в настоящее время не ограничивается трансляцией знаний - в нем учатся отношению к делу, к людям, к себе.

При этом, стало очевидным, что эффективность современного образования и создание условий для формирования активного специалиста, готового не только к творческой образовательной деятельности, но и способного к самостоятельной осознанной и активной деятельности и преобразованию самого себя как личности зависит от организации пространства, в котором осуществляется целостный образовательный процесс.

Термин «образовательное пространство» обозначает одно из тех понятий, которые характеризуют новые тенденции в развитии отечественного образования.

Следует отметить, что термин «образовательное пространство» интерпретируется не однозначно. В ряде работ, посвященных наиболее общим тенденциям в развитии образования, используется термин «мировое» или «глобальное» образовательное пространство, широко обсуждаются и рассматриваются возможности образовательного пространства региона, района и пр.

Наиболее обобщённое определение категории «образовательное пространство» представлено в научном сообщении А.В. Шумаковой «образовательное пространство - это целостная интегративная единица социума и мирового образовательного пространства, нормативно или стихийно структурированная и имеющая свою систему координат, которые определяют возможности для саморазвития и самоизменения личности на разных этапах её становления».

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, качественному состоянию, поэтому под современным «мировым образовательным пространством» понимают формирующийся единый организм, при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

В мировой системе образования XXI века выделяют следующие глобальные тенденции:

) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся,

) разрастание рынка образовательных услуг;

) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;

) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

В сфере образовательного пространства, смоделированного и сконструированного с научно-педагогических позиций и гуманистических позиций, встречи человека с миром культуры и миром другого человека носят развивающий характер. Образовательное пространство становится фактором гуманизации жизни в целом и педагогического процесса в частности.

Образовательное пространство может выполнить свою социализирующую миссию только в том случае, если оно будет создано в русле определенной культурной традиции, с ориентацией на присущие этой традиции идеалы и ценности, на реализацию культуросообразного содержания образования через систему соответствующих данной культуре образовательных технологий, межличностных взаимоотношений и взаимодействий.

Таким образом, интегративным критерием качества социализирующей образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного и профессионального саморазвития.

Социализирующая образовательная среда профессионального образовательного учреждения позволяет студентам:

выйти на высокий уровень личностного развития, соответствующий современным требованиям;

приобрести профессиональную компетентность и опыт профессиональной деятельности;

развить способности и приобрести личные качества, позволяющие успешно выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром и успешно включаться во все основные виды социально значимой деятельности.

2 Россия в мировом образовательном пространстве

образование социальный мировой пространство

Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе.

В Концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне обозначена важность развития международного сотрудничества высшей профессиональной школы и экспорта образовательных услуг. Определяющее значение здесь имеет высокое качество российского образования и широкий спектр предоставляемых образовательных услуг. В интересах России эффективное использование своего образовательного потенциала, являющегося одним из экспортных ресурсов нашей страны.

Международное сотрудничество в сфере образования и экспорта образовательных услуг, в качестве приоритетных определены направления:

вхождение России в мировое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера;

развитие международной академической мобильности и обеспечение участия России в подготовки высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран;

разработка и осуществление целевых инновационных программ и участие в международных проектах и программах;

взаимодействие с государствами - участниками СНГ в вопросах создания общего образовательного пространства, удовлетворение образовательных потребностей соотечественников.

В настоящее время российские университеты активно взаимодействуют в мировом образовательном пространстве с ведущими научными и образователь-ными центрами США, Европы, стран Азиатского региона, Латинской Америки: создаются совместные образовательные программы, выполняются научно-исследовательские проекты с использованием возможностей российских и зарубежных научных фондов.

С 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, войдя в качестве полноправного члена в общеевропейскую систему высшего образования и получив возможность активного влияния на ее развитие. Переход на многоуровневое образование со всеми элементами, обусловленными Болонскими требованиями, должен осуществляться эволюционно с сохранением лучших традиций высшего образования России.

Долгосрочные национальные геополитические интересы России, многовековые традиции культурного взаимодействия ставят задачу сохранения функции лидера на постсоветском образовательном пространстве.

Интеграция России в мировое образовательное пространство в условиях присоединения к ВТО должна сопровождаться формированием цельной внешнеэкономической политики, охватывающей как экспорт образовательных услуг, так и их импорт, а также защищающей некоммерческий характер деятельности в сфере образования внутри России.

Экспорт образовательных услуг в разных формах (развитие образовательных связей, международных обменов, привлечение на учебу в российские вузы, создание филиалов за рубежом, дистанционное обучение, развитие гуманитарного сотрудничества, имеющего большое влияние на широкие слои населения) обеспечивает расширение сферы долговременного влияния России на зарубежье и интеграцию страны в мировое образовательное пространство, способствует сохранению и распространению влияния русского языка.

Особое значение имеет расширение экспорта образовательных услуг в страны СНГ. В настоящее время в Российской Федерации обучается 57,2 тыс. учащихся из стран СНГ (в том числе 23,9 тыс. по бюджету), что составляет 56% от общего числа иностранных учащихся.

В целях реализации Концепции государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях Министерством образования России осуществлен комплекс мероприятий по расширению приема зарубежных студентов в вузы и техникумы Российской Федерации, увеличению числа студентов из государств-участников СНГ в российских вузах, развитию деятельности совместных российско-национальных образовательных учреждений, содействию изучения русского языка в зарубежных учебных заведениях. В российских вузах обучается свыше 25 тысяч иностранных граждан за счет средств федерального бюджета.

В последние годы резко возросло число граждан зарубежных стран, обучающихся или повышающих квалификацию в образовательных учреждениях РФ на компенсационной основе. Вместе с тем, Россия оказывает содействие зарубежным странам в подготовке национальных кадров в рамках выполнения договоренностей, закрепленных в международных договорах, а также путем предоставления государственных стипендий.

В последние годы с государствами-участниками СНГ активно развивается направление сотрудничества, обеспечивающее получение образования на русском языке как титульным населением, так и соотечественниками. Непосредственно в странах эту задачу выполняют созданные совместно с правительствами Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана российско-национальные университеты и русская школа в Туркменистане, в которых обучаются свыше 10 тысяч граждан СНГ и соотечественников. Всего за рубежом создано свыше 70 филиалов высших учебных заведений.

Свыше 2 тысяч российских граждан: студенты, аспиранты, преподаватели и научные работники ежегодно проходят обучение в более чем 30 странах мира на основе международных договоров России, а также прямых партнерских связей российских и зарубежных учебных заведений по следующим формам: полный курс обучения, стажировка (в т.ч. языковая), научная работа, повышение квалификации.

Ежегодно проводятся курсы русского языка для студентов и преподавателей из государств СНГ, Европы и Азии. Школьникам-победителям олимпиад по русскому языку выделяются стипендии на учебу в российских вузах. Подписаны межправительственные соглашения с Германией, Италией о сотрудничестве в области изучения и преподавания русского языка, а также с Италией, Молдовой, Францией и Украиной о взаимном признании документов об образовании, внесены на согласование проекты Концепции развития дистанционного образования, Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ.

Участие в экспорте образовательных услуг предоставляет большие возможности российским учебным заведениям для расширения их деятельности и совершенствования профессионального уровня подготовки специалистов, продвижения образовательных технологий и программ на международный рынок образования.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования. В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества можно выделить подготовку и реализацию целевых программ участия в международных проектах и программах.

В настоящее время российские образовательные учреждения принимают активное участие в реализации более 70 проектов и программ. В качестве основных программ оказания содействия модернизации российской системы образования могут быть выделены следующие: программа технического содействия ТАСИС и программы межуниверситетского сотрудничества ТЕМПУС-ТАСИС (Европейская Комиссия); программы российско-британского сотрудничества в области общего среднего и профессионального образования (Британский Совет); программы российско-нидерландского сотрудничества (Бюро КРОСС); рабочая программа сотрудничества с Советом Европы.

Россия выражает большую заинтересованность в развитии Болонского процесса как движения, направленного на гармонизацию европейских образова-тельных систем и создание общеевропейского образовательного пространства.

В условиях нарастающей академической мобильности сотрудничество с европейскими партнерами становится неотъемлемой частью российской образовательной системы.

Формированию единого мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных форм обучения, которые позволяют решать образовательные задачи в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской обучающей среды. Шведский Балтийский университет, объединяющий более чем 50 университетов десяти стран балтийского региона, служит примером использования дистанционных методов.

В целях дальнейшего развития международной деятельности в области образования следует осуществить:

выработку предложений в международные договоры России по вопросам интеграции российского образования в международное образовательное сообщество, расширения международных академических обменов;

содействие российским образовательным учреждениям в вхождении в международный рынок образовательных услуг, организация выставок-ярмарок достижений российского образования;

организацию работы по распространению русского языка в зарубежных странах;

развитие сотрудничества с международными и национальными зарубежными организациями, в первую очередь, с ЮНЕСКО, Советом Европы, Комиссией Европейского Сообщества, ОЭСР.

2. Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства

В XXI веке смена ценностных ориентиров привела к существенным изменениям межкультурных и социальных связей, поэтому наиболее острыми и глобальными стали реформы в области образования, которые затронули интересы всех слоев населения. Общество осознало необходимость изменения государственной политики в области образования. Перед высшими и средними учебными заведениями остро встал вопрос, в каких кадрах будет нуждаться общество в ближайшем будущем?

В связи со значительными реформами в политической и экономической сферах, вызвавшими необходимость развития системы государственной поддержки населения; расширением и углублением проблемного поля социальной работы, выделился новый компонент общего и профессионального образования - социальное образование, - содержание которого предполагает подготовку специалистов, способных оказать индивидам, семьям и группам услуги, способствующие созданию, поддержанию или увеличению их способности к социальному функционированию и в целях его дальнейшего совершенствования необходимо его рассматривать как открытую, мобильную, саморазвивающуюся систему совокупности многообразных образовательных систем.

Такой вид деятельности невозможен без контакта между ее исполнителями, поэтому Международная Федерация социальных работников (IFSW) ставит такие задачи:

способствовать развитию социальной работы как профессии посредством сотрудничества с учетом профессиональных ценностей, стандартов, этики, прав человека, обучения и условий работы;

активизировать участие социальных работников в формировании и реализации социальной политики государств;

расширять и углублять образовательные программы по специальности «Социальная работа»; повсеместно внедрять ее ценности и профессиональные стандарты;

способствовать сотрудничеству социальных работников всех стран;

устанавливать и поддерживать отношения с международными организациями, занимающимися вопросами социального развития и благосостояния;

совершенствовать систему социального образования.

Данные задачи значительно повышают ответственность за подготовку кадров для социальной сферы, а современные проблемы населения (бедность, безработица, голод, расовая и национальная дискриминация и др.), актуализируют международное партнерство, вызывают необходимость ускорения процесса интеграции системы непрерывного социального образования различных стран (в том числе и России) в мировое образовательное пространство.

При этом, формирование социального компонента единого мирового образовательного пространства, кроме гармонизации образовательных стандартов и научных подходов к учебной и исследовательской деятельности, предполагает также разработку:

общих требований к специализациям социальных работников;

развитие системы дистанционного образования;

внедрение в учебный процесс передовых технологий.

программы стажировки преподавателей, практики студентов;

планы проведения международных научно-практических конференций, обучающих семинаров и публикация совместных научных трудов.

В 2000 году на совместном съезде IFSW и IASSW (Международной Ассоциации школ социальной работы) был создан Комитет по глобальным квалификационным стандартам. Результатом деятельности этого Комитета стал документ «Глобальные квалификационные стандарты», учитывающий региональные особенности социального образования.

Главная их цель - совершенствование процесса социального образования на глобальном уровне, через диалог между странами и регионами внутри них.

Стандарты отражают:

требования на получение основных знаний, содержания и ценностей профессии «Социальная работа»;

обеспечение условий для целостного развития студентов и приобретения ими необходимого опыта;

включают условия квалификации социальных работников - общее образование, возраст, количество лет обучения, объем производственной практики, знания, умения и навыки, необходимые для производственной деятельности.

Таким образом, интеграция опыта различных стран в мировую систему социального образования и практической деятельности уже идет. Об этом, например, свидетельствует десятилетний опыт (1995-2005г.г.) сотрудничества Института социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина и факультета социальной работы Индианского университета (США).

Цель этого сотрудничества:

интеграция процесса подготовки кадров для социальной сферы и научно-исследовательской деятельности в этой области в образовательную систему всех государств;

формирование профессионально-личностных качеств специалистов в соответствии с требованиями государственных стандартов и этических кодексов;

участие в решении актуальных социально-экономических проблем своих регионов.

Совместная работа ведется в рамках университетской концепции развития международных связей по двум направлениям, определяемым основными функциями высшей школы, а именно: интернационализация учебного процесса и научно - исследовательской деятельности.

Первое направление включает в себя обмен передовыми, инновационными технологиями обучения и воспитания; совместную деятельность по подготовке и переподготовке и повышению квалификации кадров, предусматривающую стажировку преподавателей и аспирантов, производственную практику студентов; подготовку специалистов по заявкам зарубежных стран; согласование номенклатуры специальностей, учебных планов, программ и содержания обучения.

Ко второму направлению относится совершенствование системы научной информации, развитие ее международной подсистемы; осуществление исследовательской работы. На основе международной кооперации - через создание временных научных коллективов - обновляется процесс защиты диссертаций, предусматривающий унификацию требований к научным работам, участие в защитах иностранных граждан.

Так, с целью интернационализации научно-исследовательской деятельности в качестве приоритетного направления сотрудничества России с учебными заведениями США определена разработка форм и методов социально-педагогической работы в социуме, а в качестве объектов научно-исследовательской деятельности избраны:

семья как одна из важнейших социальных ячеек общества;

благополучие детей как показатель гуманности социальной политики государства;

участие женщин в системе управления социальной сферой.

Заключение

В работе рассмотрены сущность и содержание понятия «образовательное пространство». При этом центральное место отводится профессиональному образованию как форме предоставления всем гражданам возможностей освоить необходимые знания, умения и компетенции, обеспечивающие как экономическое развитие страны, так и их собственное личностное и профессиональное развитие и самореализацию.

Исследованы проблемы и перспективы интеграционных процессов, происходящих в мировом образовательном пространстве, которые затронули и систему высшего образования в России.

К наиболее распространенным формам и видам международного сотрудничества относятся: обучение в зарубежных вузах; гармонизация процесса обучения; приглашение на работу педагогов из других стран; проведение международных семинаров, научно-практических конференций; создание, международной информационной коммуникационной сети в области высшего образования; международное признание дипломов и ученых степеней; сотрудничество с общественными организациями и фондами других стран в области высшего образования и науки.

В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации. Цель создания единого образовательного пространства − расширение возможностей как студентов в выборе «своих университетов», так и преподавателей, которые смогут читать свои курсы и участвовать в работе разных научных школ. Кроме того, это дает возможность российским выпускникам работать за рубежом, а выпускникам иностранных учебных заведений − в России.

Таким образом, система образования РФ за последние годы претерпела изменения, существенно приближающие ее к модели, предусмотренной Болонской декларацией.

Список используемой литературы

1.Беккер И.Л. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория / И.Л. Беккер, В.Н. Журавчик // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2009. - № 12 (16). - С. 132-140.

.Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избранные труды / С.К. Бондырева. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 352 с.

.Гаязов А.С. Европейское измерение в высшем педагогическом образовании: Монография / А.С. Гаязов, Э.Ш. Хамитов, Э.Ш. Каримов. - Уфа: ДПС, 2005. - 248 с. С. 45.

.Инновационные технологии в подготовке специалистов социальной сферы: материалы всероссийских науч.-практ. конф. / Сост. и общ. ред. И.А. Ахьямовой. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2006. - 258 с.

.Куличенко Р.М. Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства / Р.М. Куличенко, В.Л. Симонович // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 4 - С. 52-54.

.Основы социального образования: конспект лекций / сост. И.В. Брылина. - Томск: ТПУ, 2014. - 83 с.

.Солодянкина О.В. Теоретические основы социального образования в вузе (педагогические аспекты): Монография / О.В. Солодянкина. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 217 с.

.Социальная работа в Сибири: Сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 - 180 с.

.Социальная работа и социальное образование: проблемы взаимосвязи: материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 135 с.

.Социология: Курс лекций / Под ред. В.А. Михайлова. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 207 с. С. 186.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен