Причины стресса у детей. Общие методы борьбы со стрессом у детей. Как проявляется стресс, и как помочь ребенку

Стрессовые ситуации присутствуют в жизни каждого человека, и дети не исключение. Хорошо, если ребенок делится с родителями своими переживаниями. А если нет. Психологи предлагают использовать несколько способов для выявления и борьбы со стрессами.

Быть родителями – это, безусловно, одна из самых сложных задач в жизни. Будучи постоянно замотанными работой, домашними заботами, переживания ребенка родители могут не заметить. Между тем многие исследования показывают, что стресс у детей и подростков постоянно растет – в том числе из-за экзаменов и многочисленных тестов.

Стресс в современной жизни – явление уже неизбежное. Но есть способы уменьшить его последствия и для ребенка, и для всей семьи.

У детей есть свои собственные стрессы. Они, конечно, не такие, как у взрослых, но вполне реальные. И недооценивать их нельзя. Нередко на приемах у психологов взрослые люди признаются, что, когда были маленькими, боялись рассказать родителям о своих тревогах, потому что, сделав это однажды, они услышали в ответ: «Ты ребенок! У тебя не может быть никаких проблем! Это я живу в стрессе». После этого ребенок переставал рассказывать маме о своих переживаниях. Он замыкался, чувствуя себя все более и более одиноким.

Что делать: выделяйте время, чтобы выслушать вашего ребенка. Если он расстроен, а вы не можете сейчас поговорить, то успокойте его и объясните, что вы не можете выслушать его сейчас, но обязательно сядете с ним и обсудите его проблему позже. И не забудьте сдержать свое обещание.

Если у вас двое или больше детей-погодков, да еще и одного пола, то можно легко предположить, что они имеют схожие вкусы в одежде и предпочтениях. Такое часто бывает. Но иногда дети в одной семье, одного пола, близкие по возрасту, бывают очень разные. И будучи вторым, третьим или четвертым ребенком, чувствуют себя обиженными, если их не воспринимают как личности. Взрослая женщина на приеме у психолога рассказала, что в 5-летнем возрасте вынуждена была ходить на балет и уроки чечетки, хотя не умела танцевать и не любила. Ей нравились книги и животные, но родители упускали из виду ее увлечения, ориентируясь на пристрастия ее старшей сестры.

Что делать: поощряйте разные увлечения ваших детей и прислушивайтесь к их потребностям.

Вы можете испытывать очень сильное напряжение, как и много людей вокруг. Возможно, вы ненавидите свою работу, заперты в неудачном браке, волнуетесь за здоровье родителей, беспокоитесь из-за оплаты счетов – это все ваши стрессы. Но вы будете более здоровой и счастливой семьей, если не поддадитесь импульсу и не будете повышать голос на своих детей. Стресс делает нас раздражительными. И мы в любой момент можем взорваться, как правило, на тех людей, которые рядом с нами. Часто взрослые не понимают, насколько близко к сердцу ребенок может принять то, что было сказано в запале.

Что делать: безусловно, важно сосредотачиваться на своих чувствах. Но если вы испытываете стресс, то старайтесь бороться со своим раздражением вдали от детей.

Заводить друзей – это очень личное. И это одна их первых вещей, которые дети делают для себя. К сожалению, родителям не всегда нравятся друзья детей, люди, которыми они себя окружают.

Что делать: важно не критиковать друзей вашего ребенка. Очевидно, что вы имеете право на свое мнение и, возможно, со временем сможете объяснить это своему ребенку. Но первые попытки детей сформировать свой социальный круг являются неотъемлемой частью их развития. Даже когда они маленькие, их выбор следует уважать.

Помогите детям подружиться. Не все имеют смелость завязать разговор с другими детьми. Для многих это является серьезным стрессом. Чаще всего не могут найти друзей те дети, в семьях которых папы и мамы тоже имеют мало друзей. Кстати, люди, образующие сильную социальную сеть за пределами своей семьи, как правило, здоровее и счастливее. Поэтому поощряйте вашего ребенка на дружбу. Организованная вами вечеринка или пикник для школьного класса помогут сдвинуться с мертвой точки, если ваш ребенок малообщителен.

Когда дети маленькие, их школьные дни тянутся перед ними вечно. По сути школа занимает все их мысли и переживания. Психологи отмечают, что у многих взрослых неуверенность начала формироваться именно тогда, когда учитель или родитель считали их глупыми. Поэтому подтверждайте способности вашего ребенка как можно чаще. Таким образом вы уменьшите стресс и повысите его самооценку.

Что делать: выделяйте в течение недели время, чтобы обсудить с ребенком, что произошло в школе, что понравилось, а что было трудным. Если обнаружатся проблемы с чтением или математикой, поговорите об этом и помогите ему дома. Или договоритесь с учителем о дополнительной помощи и поддержке.

Стресс у детей: причины и лечение

Существует несколько признаков и симптомов по которым можно понять, что с ребенком что-то не так и что ему надо помочь справиться со стрессом. В этой статье мы с вами рассмотрим основные причины и симптомы стресса у ребенка, а также поговорим о том, как проводится лечение стресса у детей.

Симптомы стресса у ребенка

У малышей до 5 лет характерным симптомом сильного нервного напряжения является резкая смена ритма жизни: утром и днем — сонливость и вялость, а к вечеру, пред сном, — необычайная возбужденность и активность. (Лучше всего в таком случае поможет хорошее детское «успокоительное» — мамина колыбельная; любое другое лекарство — успокоительное должен подбирать врач).

Какими симптомами проявляется стресс у ребенка?

Родители должны различать и отличать от болезни стресс по признакам, характеризующихся наличием необъяснимой рвоты (неврогенная рвота), расстройств кишечника, сыпью, температурой (субфибрилитет), болями в животе и прочими странностями. Это случается не только у детей, но кстати и у взрослых — на нервной почве. Тогда, когда ваш ребенок сильно переволнуется — у него тоже сдают нервы — но все у него в гармоничной (желательно семейной) обстановке быстро проходит.

Наиболее часто у детей до 10 лет появляются в этот момент страхи, агрессии или начинается так называемый регресс. Отдельной консультации у специалиста требует гиперкинетический синдром, который в своем развитии имеет две тенденции. Он к 12-14 годам ослабевает и исчезает или трансформируется в психопатию, и личность становится дезадаптированной.

Эта информация для родителей, на заметку, чтобы не пропустить момент, когда надо самим заняться ребенком, а когда и обратиться к врачу. Советы и рекомендации не могут и не должны заменять лечение, назначенное профессиональным врачом и при малейшем подозрении следует немедленно обратиться за квалифицированной помощью. Одному возрасту больше соответствуют одни симптомы, другому — другие.

Причины стресса у ребенка

Страхи, регресс, агрессия у детей

Если ваш ребенок превращается в трусишку, значит он явно находится в стрессе. Вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Подумайте, что было в семье: были ли ссоры, скандалы, может быть вы очень переживали, может быть сами сильно плакали, может и потеря чего-то или кого-то очень любимого и важного для ребенка (любимой плюшевой собачки, например) и т. д. Очень часто фильмы, увиденные раньше времени, нарушают душевный покой, а значит и адаптацию психики.

Надо отличать страх, как реакцию на стресс, от возрастных страхов. Для 5-8 летних детей страхи вполне естественны. Они сами про них «говорят» — «читается» родителями посредством рисунков, всплывают в играх и фантазиях.

Настораживать должно необычное поведение. Когда не говорит, а пытается действовать как бы пытаясь себя защитить. Буквально закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет или отказывается спать без света, не отпускает от себя, плачет во сне — практически регулярно. Вскрикивает от шума или настораживается на шум на лестнице. Ребенок может бояться не только темноты, но и изображений — картинок на стене или определенных мультфильмов. На родителей тогда обрушивается весь комплекс дневных и ночных тревог ребенка. У ребенка стресс.

Лечение стресса у ребенка

Главное — замечать стрессовое состояние. А дальше — по мере «ухода» ребенка в стресс проконсультируйтесь со специалистом, не затягивайте с обращением и началом лечения. Но не перекидывайте решение проблем на врача, а настройтесь сами решать.

Отмахнуться не получится — сами по себе симптомы стресса у ребенка не пройдут. А может быть и ухудшение. Многое в лечении стресса зависит от матери от нее должны исходить положительные эмоции, любовь, тепло, нежная забота (добавьте сюда же переключающие внимание, отвлекающие игры, рисование).

Что делать, если у ребенка стресс?

Заметив у ребенка от 5-7-8 лет признаки стресса, начинайте активно вовлекать его в игры.

С детьми постарше, если вас что-то тревожит в их поведении почаще ведите откровенные разговоры. Самое важное — не терять с ними контакт.

В случае кратковременных стрессов, а также во время затянувшихся кризисов, не исключаются в лечении седативные средства, оказывающие глубокое успокаивающее воздействие на нервную систему.

Регресс — это возвращение к формам поведения раннего детства. Если вдруг ваш «взрослый» 7-7,5-летний ребенок — неожиданно для вас — начинает плакать и цепляться за вас, так как будто он — малыш, просить покормить с ложечки, словно не умеет есть сам.

Правило для родителей: Никогда на позволять себе гнев или раздражение! Никогда. Никаких реплик типа: «И тебе не стыдно!» Это не отклонение в поведении, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой и непонятной его уму ситуации. Он не справляется с ней и просит о помощи опосредованно.

Мешать «регрессировать» не надо. Надо его приласкать, успокоить. Не бойтесь перелюбить — именно материнская любовь ему сейчас так необходима, как ничто другое, чтобы восстановить внутренний эмоциональный комфорт и чувство защищенности. Переждите регресс с любовью — он пройдет.

Вспомните, какие события (например конфликт в семье при ребенке) произошли в последнее время, и не повторяйте. Поймите, вы, взрослые, сами толкаете ребенка в негативное состояние своим же негативом. Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния, так как на их неокрепшие души и наши «окрепшие» сегодня обрушивается сильнейший поток всякого рода непотребщины.

Стресс в школе

В младшем школьном возрасте может развиться школьный невроз. Его причиной может быть психологическая неготовность к школе, неприятие сверстниками. Унижения, избиения, чрезмерная строгость и неопытность педагога. Чтобы ребенок не испытывал стресс в школе ему надо помочь привыкнуть и приспособиться. Маленькому человечку трудно и то и другое. Понятно взрослым, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс, но ему этого вы не объясните так просто и тем самым из стресса не выведете. А не выведете — подведете себя к. другому страху. Название его будет соответствующее — школьная фобия. Страх перед тем, что может произойти в школе. На первом месте у младших школьников — боязнь учителя и боязнь оценки.

Оценка убивает любовь, которую ребенок привык получать ни за что, а теперь все зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно страшным» уроком у него может болеть голова, подниматься давление.

В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и издевательства сверстников. В ответ на все эти школьные страхи у ребенка с активной жизненной позицией может вспыхнуть все та же агрессия, от которой родители просто теряются. Еще бы: боится то он учителя, а третирует-то близких. Обычно так ведут себя дети до 10 лет. Но и со старшими это тоже случается — чаще из-за неприятия окружающих, прежде всего одноклассников.

Все то же самое может быть причиной странной растерянности, неспособности сосредоточится, которая не меньше чем предыдущая выводит из себя родителей. «Не слышит!»; «Хоть оборись!» Вам это не знакомо? А некоторые особо чувствительные дети только так реагируют на любую нервную перегрузку.

Что делать? С чего начать? Главные вопросы русской интеллигенции. Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит. Усиление строгости не поможет, а только ухудшит дело. С рассеянностью тоже. бесполезно бороться, не разобравшись в причинах. Если с помощью доверительных бесед, анализа не удастся вытащить ребенка из стресса, придется обратиться за помощью к психоневрологу. Некоторые родители подбирают лечение у гомеопата.

Стресс у детей – одолеваем вместе!

Почему-то считается, что стресс – это проблема взрослых. Но психологи утверждают, что маленькие дети подвержены ему не меньше. Причин для этого у малютки более чем достаточно. Например, для трехлетнего ребенка драка в песочнице вызывает столько же переживаний, сколько у взрослого выговор руководства. И когда малыш плачет от несерьезных, по мнению родителей, проблем, возможно, его переживания в данный момент так же сильны, как и ваши после ссоры с лучшей подругой.

Правда стресс у детей имеет некоторые особенности. Он быстро проходит. Это обусловлено тем, что дети настроены на получение новых положительных эмоций и удивительных открытий, в том время как взрослые зачастую ожидают от жизни очередной неприятности. В результате, чтобы вернуть крохе хорошее настроение, достаточно отвлечь его от грустных мыслей и задать новое направление. Не знаете как? Мы поможем!

Существует огромное количество занятий, которые эффективно помогают избавиться от стресса у детей, а заодно и у взрослых. Первые помощники – сыпучие и липкие материалы. Достаточно несколько минут поработать пальцами, чтобы переключить нервную систему на другой вид деятельности. Дети постарше могут вылепить образ своего обидчика или выразить в фигурке проблему, по мере ее появления эмоциональный стресс будет проходить. Некоторым помогает домик для ребёнка, в котором можно прятаться, а главное строить вместе с мамой или папой.

Психологи на вопрос: «Как у ребенка снять стресс ?», отвечают, что наиболее эффективны занятия с песком. Ведь не зря детские песочницы пользуются такой популярностью. Обратите внимание, с каким удовольствием детки лепят пасочки и фигурки, а с каким азартом подключаются взрослые! Но не бегать же в песочницу по дождю или в снег…

В этом нет никакой необходимости, сеанс психотерапии в форме игры с песком можно провести и в домашних условиях. Все что вам потребуется – большой ящик (хотя бы 50*50 см), впрочем, его заменит обычный таз и небольшой запас песка. Хранить все это лучше по отдельности где-нибудь в закромах кладовки. А когда эмоциональный стресс у детей будет проявляться, вы сможете быстро и эффективно с ним бороться. Достаточно насыпать в заготовленный ящик песок и немного побрызгать сверху водой, чтобы было меньше пыли.

Поблизости нет песочницы, откуда можно набрать пару килограмм песка? Тоже не проблема, подойдет и обычная манка. Дайте ребенку пару мисок разного размера, пусть пересыпает, а когда ему надоест работать пальцами, вручите ему ложку. А еще интереснее перемешать в одной миске несколько разных круп и дать возможность малютке поэкспериментировать: рассортировывать их, комбинировать, снова смешивать.

Но не забывайте, что наиболее эффективно снять стресс у детей помогают именно песок или манка, поскольку они задействуют самые мелкие мышцы рук. Хотя некоторые родители предпочитают покупать игрушки для новорожденных и не засорять квартиру. Но дадут ли они такой же эффект?

Опытные родители, которые понимают, насколько важно быстро снимать эмоциональный стресс у детей, нередко заранее подготавливаются к этому. Они заблаговременно припасают глину, песок, куски обоев, оставшиеся после ремонта, разнообразные природные материалы (каштаны, желуди, сушеные лепестки цветов). Все это позволяет весьма эффективно снять стресс, когда в этом возникает необходимость.

Большой популярностью среди детей пользуется глина. При необходимости ее можно разводить до любой консистенции. По словам психологов, чем сильнее у ребенка стресс, тем более мягкие материалы он выбирает. Если у малыша получается не очень хорошо, не беда, главное – процесс. Вместо улыбок, лучше садитесь рядом и попробуйте что-нибудь вылепить в четыре руки. Будет весело!

P. S. Подобные упражнения будут очень полезны, если ребенок не говорит.

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10. Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

www.vse-pro-detey.ru

Стресс у детей: когда он возникает и как с ним справиться

Мы привыкли думать, что детство – это счастливая и беззаботная пора, которая лишена всяческих тревог и переживаний. Но наши воспоминания основаны на сравнении взрослой и детской жизни. На самом деле детство – непростой период в плане эмоционального становления. Ребенок всему учится впервые и познает мир, который не всегда оказывается к нему добр. Родители предъявляют к своему ребенку ряд требований: что он должен уметь в определенном возрасте, как он должен учиться. Несоответствие ожиданиям родителей и прочие факторы могут привести к сильнейшему стрессу.

Стресс у ребенка: основные причины детского стресса

В каждом возрасте есть свои причины для стресса. Вопреки общепринятому мнению, что дети мало что понимают, а значит всегда счастливы, первый стресс может посетить ребенка еще в новорожденном возрасте. Каждый период становления детской психики сопровождается своими причинами для переживаний и страха: разлука с матерью, болезнь, социализация, половое созревание и т.д.

Определить причину стресса очень важно, так как это позволит родителям объяснить ребенку, как реагировать на стресс и как защититься от него.

  • Разлука. Будь то расставание с матерью, отцом или любимыми друзьями, это всегда стрессовая ситуация. Даже в младенческом возрасте ребенок чувствует, когда мама уходит, и ведет себя не так, как обычно. Малыш привыкает находиться рядом с матерью с первых дней жизни и всегда чувствует, что ее нет. В более взрослом возрасте стресс может спровоцировать отъезд отца, развод родителей, расставание с друзьями в садике, во дворе или школе.
  • Давление со стороны. Ребенок практически постоянно подвергается давлению, начиная от первых шагов, которых ожидает вся семья, и заканчивая давлением сверстников, которые также выдвигают определенные требования к ребенку. В школе это давление может быть особенно сильным, так как утвердиться среди одноклассников бывает довольно трудно даже самому общительному ребенку.
  • Болезнь. Ребенок с хроническим заболеванием, требующим постоянного лечения, подвергается постоянным стрессам. Ему необходимо посещать врачей, он испытывает страх из-за болезненных процедур или самого заболевания. Даже разовое посещение стоматолога может привести к психологической травме, после которой ребенок будет плакать при любой проблеме с зубами.
  • Учеба. С поступлением в школу у ребенка добавляется еще одна причина для переживаний: контрольные, экзамены, срезы, доклады. Каждый взрослый может вспомнить, как он сильно волновался перед экзаменом и как не спал всю ночь перед контрольной.
  • Нарушение привычного уклада жизни. На состоянии ребенка сказывается переезд на новое место, появление нового члена семьи, смена распорядка дня (первая или вторая смена). Все это приводит к необходимости заново адаптироваться к новым условиям.
  • Внутренний конфликт. Родители не всегда понимают, что происходит с ребенком, когда он начинает вести себя непривычным образом, ведь внешние условия не изменились и все хорошо. Иногда причина стресса – это внутренняя борьба, чувство вины за что-то или комплексы.
  • Признаки стресса у ребенка

    Проявления детского стресса могут быть очень заметными или, напротив, настолько скрытыми, что родители долгое время и не подразумевают о наличии стрессовой ситуации. Очень важно вовремя заметить внутреннее беспокойство ребенка и помочь ему справиться с ним.

    Влияние стресса на ребенка очень велико. Его проявления могут быть самыми различными в зависимости от характера и стрессоустойчивости ребенка.

    Тревоги и обиды ребенка могут проявляться исключительно в поведении или же затрагивать физическое и умственное развитие. Доказано, что постоянный стресс приводит к замедленному развитию, возникновению хронических заболеваний, снижению иммунитета. Такие дети могут страдать от сильных аллергических реакций, причем количество аллергенов постоянно растет, часто болеют инфекционными заболеваниями, страдают от головных болей.

  • Агрессия. Детская агрессия – это защитная реакция и выход эмоций. Ребенок становится излишне драчливым, ссорится с друзьями и родителями, часто кричит, может ломать вещи. Такие вспышки агрессии чаще всего являются реакций на стресс. Ребенок ощущает свое бессилие в данной ситуации и реагирует на нее таким образом.
  • Возвращение в ранее детство. Это свойственно маленьким детям, дошкольникам, младшим школьникам. Они вдруг начинают вести себя как младенцы: сосут палец, начинают писаться во сне, требуют повышенного внимания, отказываются есть, пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Некоторые дети реагирует на стресс не агрессией, а отстранением от внешнего мира. Они замыкаются, отказываются от общения, стремятся уединиться, часто молчат и не реагируют на попытки их разговорить.
  • Плохой сон. Маленькие дети, испытавшие стресс, часто плачут во сне, а более старшие просыпаются из-за кошмаров, плохо спят, ворочаются, ходят во сне. Также ребенок не может долгое время заснуть, не высыпается, зевает весь день и выглядит вялым.
  • Стремление к контролю. Ребенок, испытавший сильный стресс, стремится избегать его в дальнейшем и все контролировать: он все перепроверяет, постоянно спрашивает у родителей, правильно ли он что-то делает, требует от остальных придерживаться тех же правил. Таким образом он стремится защитить себя от стрессов.
  • Побег. Подсознательное и сознательно желание убежать от проблем присуще большинству детей. Они всячески избегают причин своего стресса: стараются не встречаться с задирой-одноклассником, специально забывают дома учебники или спортивную сумку, симулируют болезни.
  • Лечение и последствия детского стресса

    Родители могут упустить начало сильного стресса у ребенка. Но торопиться с лечением тоже нельзя. Сначала нужно удостовериться, что поведение ребенка отличается от нормального: нужно поговорить с воспитателями в детском саду, с учителями или школьным психологом. Если они подтверждают, что поведение ребенка говорит о наличии стресса, следует задуматься о лечении.

    Варианты лечения могут быть различными. Все зависит от конкретного ребенка, родителей и их возможностей. Одни сразу же отводят ребенка к детскому психологу, что поначалу тоже провоцирует стресс, так как ребенок видит в психологе учителя или врача, стремится понравиться ему и давать «правильные» ответы. Но со временем беспокойство уходит, ребенок понимают, что тут его не будут ругать и ставить двойки, он расслабляется и начинает доверять специалисту. Это определенно полезно. Даже при отсутствии сильного стресса занятия с психологом помогут избежать его в дальнейшем, однако не всегда родители могут найти деньги и время на групповые или индивидуальные занятия.

    В некоторых случаях ребенок сам категорически отказывается посещать психолога, сбегает, нервничает, злится. Приходится прибегать к другим средствам.

    Лечение стресса у детей с помощью препаратов должно проходить под строгим контролем врача. Даже относительно безопасные легкие успокоительные препараты типа Тенотена, Афобазола не следует давать без причины. Они рекомендуются детям, которые не могут нормально спать и страдают пониженной концентрацией внимания.

    Последствия стресса могут быть достаточно серьезными. Как уже говорилось выше, нередким последствием является энурез. Энурезом называют недержание мочи у ребенка старше 4-5 лет. В это время дети уже просятся на горшок и сами просыпаются ночью, чтобы сходить в туалет. Родители часто видят в этом проблему, но не видят ее причины. Они начинают наказывать ребенка, стыдить его, ругать за то, что он «как маленький», но это только усугубляет ситуацию. Ребенок после 5 лет уже и сам понимает, что так не должно быть. В этом случае просто необходима помощь педиатра и детского психолога.

    Психологи считают, что стресс является важным механизмом. Он позволяет укреплять психику, социализироваться, развиваться, но стресс бывает как полезным, так и опасным. К последнему относится постоянно пребывание ребенка в конфликтных ситуациях, физическое насилие, сильные страхи и навязчивые состояния. Согласно исследованиям, дети, которые регулярно испытывают сильнейший стресс без возможности избавиться от него, во взрослом возрасте более склонны к онкологическим заболеваниям.

    Детский сад: стресс и адаптация

    Самой частой причиной стресса в дошкольном возрасте является детский сад. Ребенок длительное время находился дома, с мамой, а затем его принуждают резко сменить обстановку, помещают в определенный коллектив, где нет привычных для него игрушек, нет родителей, а лишь большое количество незнакомых людей.

    Большинство родителей понимают, что первый период адаптации не может обойтись без слез. Ребенок плачет по утрам, плачет в детском садике, а воспитатели говорят, что это нормально и само пройдет. Это действительно нормально, но вполне в силах родителей помочь ребенку пройти этот период с наименьшими потерями.

    Ребенка необходимо подготовить к детскому саду, больше с ним разговаривать, отвечать на его вопросы.

    • Беседы о родителях. Необходимо объяснить ребенку, почему мама и папа должны работать, что такое деньги и зачем они нужны. Рассказы исключительно о том, что в садике детишки и все туда ходят, могут не сработать, ребенок просто не поймет необходимость детского сада. Лучше поговорить с ним как со взрослыми, объяснить, что по-другому просто не получится.
    • Консультация врача. Не нужно пренебрегать советами педиатров и психологов. Если врач говорит, что в 1,5-2 года данный ребенок еще для детского сада не готов, нужно это учитывать. Эмоциональная незрелость и несформированная иммунная система приведут к тому, что ребенок начнет часто болеть, а вместо работы мама будет постоянно брать больничные.
    • Исключить насилие. Не рекомендуется насильно тащить ребенка в садик, угрожать ему. Нужно приложить все усилия, чтобы превратить это в игру, объяснить, что нужно идти. Некоторые родители используют подкуп или обман: обещают игрушки или говорят, что приведут ребенка в садик только на полчасика. Такие методы чреваты еще большим стрессом и потерей доверия.
    • Верьте своему ребенку. Если ребенок рассказывает, что его в садике обижают, плохо кормят, с ним грубо разговаривают воспитатели, не списывайте это на вранье и попытку избежать садика. Ребенок должен знать, что вы ему верите и защитите. Нужно поговорить с воспитателями, другими родителями, убедиться, что для вашего ребенка действительно созданы хорошие условия.
    • Не сравнивайте. Все дети уникальны. Поэтому попытка застыдить ребенка фразой «Вот Катя уже давно не плачет в садике, а она младше тебя!» ни к чему хорошему не приведет. У ребенка разовьются комплексы, но побороть свой стресс он не сможет.
    • Как уберечь ребенка от стресса: что могут сделать родители

      Каждая мама стремится защитить своего ребенка. Но столкновение с внешним миром неизбежно: так ребенок взрослеет. Защитить его от всего просто невозможно, но можно помочь детям справиться с проблемами и неуверенностью в себе.

      Снятие стресса у детей требует обязательного участия родителей. Родители – это единственный источник поддержки для маленького ребенка.

    • Помогите ребенку выплеснуть эмоции. Детям сложно самостоятельно найти выход своим эмоциям. Попробуйте ненавязчиво помочь найти ребенку хобби, любимое занятие. Это может быть спорт, занятия музыкой, пение, ведение дневника, шитье – все, что вызывает положительные эмоции, успокаивает и провоцирует выброс эндорфинов.
    • Не пытайтесь игнорировать проблему. Каждый родитель стремится помочь своему ребенку, но часто эти попытки усугубляют ситуацию. Например, родители пытаются убедить ребенка, что его проблемы надуманны, что он еще ничего не понимает и все себе придумал. Нельзя таким образом успокоить. Ребенок, как и взрослый, считает свою проблему важной, значимой. Отрицание ее приведет к замкнутости.
    • Повышайте в ребенке уверенность в себе. Вера в свои силы очень важна и для детей, и для взрослых. Дети очень чутко относятся к поддержке родителей. Поэтому иногда, чтобы помочь своему ребенку, достаточно сказать, что он со всем справится, что он умный и сильный, а все черные полосы обязательно заканчиваются.
    • Следите за питанием ребенка. От питания во многом зависит иммунитет и стрессоустойчивость детей. Большое количество сладостей приводят к гиперактивности и ослаблению защитных свойств организма.
    • Поддерживайте чувство безопасности. Маленькому ребенку важно знать, что родители ему помогут. Укрепить это чувство помогают физические контакты: обнимайте ребенка, чаще держите за руку. Иногда мальчикам стремятся привить самостоятельность, лишая их чувства безопасности, однако уже доказано, что на мужественности это скажется только негативно.

    Помните, что проблемы вашего ребенка всегда можно решить мирным путем. Родители несомненно тоже устают и тоже испытывают стресс, особенно если ребенок первый. Давайте себе отдых, учитесь расслабляться вместе с ребенком, отдыхать вместе. Это укрепит связь между родителем и ребенком и поможет избавиться от стрессов.

    Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас собранности, хорошей реакции. Такие ситуации связаны с резкой переменой окружающей среды, смене психо-эмоционального окружения. Такая резкая смена в устоявшемся укладе жизни человека называется стрессовой ситуацией. Глупо полагать, что стрессу подвержены только взрослые люди, которые сталкиваются с ними чаще всего на работе. Дети тоже очень часто подвергаются стрессу в повседневной жизни.

    Стресс приводит к незначительным перестройкам в организме ребенка, помогающим справиться с переменой окружающей среды. Такие перемены в организме временные, и после нормализации окружающей обстановки ребенка, организм опять перестраивается на повседневную работу.

    Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм, так как требуют больших затрат энергии. При длительном стрессе, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний.

    Причины стрессов

    Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую. В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло. После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу. У ребенка изменяется тип кровообращения, происходит закрытие некоторых сообщений между сосудами. Это происходи по той причине, что изменяется артериальное давление в сосудах и выделяется большое количество адреналина. Так же сразу после рождения у ребенка происходит расправление легких и совершается первый вдох, который сопровождается криком. Это происходит из-за снижения поступления кислорода в головной мозг ребенка. Еще одним стимулятором первого вдоха является снижение температуры окружающей среды.

    Следующей стрессовой ситуацией, с которой сталкивается ребенок, становится поиск еды. Еда необходима ребенку для производства энергии, которая накапливается в организме в виде глюкозы (сахара). Наиболее опасным в плане развития гипогликимии (пониженного содержания сахара в крови) для новорожденного ребенка являются первые 2 часа жизни. В этот период ребенок обязательно должен получить питание. Находясь в утробе матери, ребенок постоянно получал питание, и ему не требовалось делать запасы энергии. Оказавшись во внешней среде, ребенок тратит большое количество энергии на все перестройки организма, поэтому запасы глюкозы быстро истощаются. Снижение глюкозы вызывает нарушение работы головного мозга, что очень опасно для жизни ребенка, поэтому очень важно покормить ребенка в течение первых двух часов его жизни. В дальнейшем ребенок учится получать питание при снижении уровня глюкозы в организме. Для этого он сообщает матери о том, что хочет кушать, при помощи крика и плача.

    Еще одной стрессовой ситуацией, связанной с периодом новорожденности, является переохлаждение. Новорожденный ребенок не может регулировать свою температуру тела в достаточной степени, как это делают взрослые. Это связано с малой прослойкой подкожно-жировой клетчатки и несовершенством процессов терморегуляции. Так же при снижении температуры окружающей среды взрослые поддерживают температуру тела при помощи дрожи. Дрожь – это хаотичное сокращение мышц, из-за чего вырабатывается большое количество тепла. Такой термогенез называется дрожательным. У новорожденных детей такой способности нет, поэтому, при резком снижении температуры окружающей среды, дети не могут поддерживать температуру тела.

    Одним из важных факторов в жизни ребенка является его досуг. В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Все основное время детей занимают компьютерные игры и интернет. Дети теряют способность к общению, к поиску друзей, тем для разговоров. В этом случае важно подобрать для ребенка хобби, которое его бы заинтересовало. Нельзя навязывать ребенку что-то, что ему не нравится (музыкальная школа, бальные танцы и другое), ребенок сам должен сделать выбор, ваше задача его заинтересовать и помочь ребенку сделать выбор.

    Еще с более серьезными трудностями детям приходится сталкиваться, если они из неблагополучных семей. Ежедневно им приходится идти домой, где их ждет пьяный отец, отсутствие ужина или, что уже совсем плохо, избиение или насилие. Таких детей очень часто социальные работники забирают из семей, что является также очень большим стрессом для ребенка. Дети, после того как их забрали из семьи, находятся в больницах, детских домах. Для ребенка такое окружение является непривычным, травмирующим его психологически. Ребенок ощущает свою ненужность, что у него нет никого близкого. В школе, детском саду такие дети очень часто находятся несколько обособленно от остальных, так как они понимают свою социальную «неполноценность».

    Еще одним этапом в жизни ребенка, связанным со стрессовыми ситуациями, является получение сексуального опыта. В подростковом возрасте ребенок изучает свое тело, которое в этот период подвергается различным метаморфозам. Дети, путем проб и ошибок, на собственном опыте изучают все премудрости половой жизни. Такой опыт не всегда бывает удачным, и очень часто первый сексуальный опыт связан с разочарованиями. Очень часто в этот период дети могут стать объектом насмешек и издевательств со стороны более опытных сверстников.

    Симптомы стресса у детей

    Как вы заметили, причин для стресса у детей ни на много меньше, чем у взрослых. Каким же образом стресс проявляется у детей?

    Стрессовая ситуация требует от нашего организма какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз. Помимо энергии еще расходуются микро- и макроэлементы из резервов организма и образуется большое количество вредных веществ. Все это влечет к истощению организма, его изнашиваемости. Поэтому очень важно, чтобы стрессы были краткосрочными и не повторялись, слишком часто, чтобы организм ребенка успевал «отдыхать» и восстанавливать свои запасы веществ.

    Во время стрессовых ситуаций в организме образуется большое количество свободных электролитов, которые оказывают токсическое действие на клеточную стенку. Из-за этого клеточная стенка становится более проницаемой, и в клетки поступает большое количество различных веществ, в том числе и вирусов. Все это ведет к повышенной гибели клеток нашего организма. Для борьбы со свободными электролитами в нашем организме существуют вещества, обладающие антиоксидантным действием. Эти вещества стабилизируют клеточную стенку и выводят свободные электролиты из организма, связывая их. К таким веществам относятся витамины С, РР, группы В, микроэлемент селен. Однако запас этих веществ в нашем организме не безграничен, поэтому, когда эти запасы истощаются, появляются симптомы хронического стресса.

    Первой на стресс реагирует кожа. У детей снижается тургор кожи, она становится бледной, появляется склонность к шелушению, образованию угрей. Очень часто при хроническом стрессе у детей из-за снижения количества витаминов в организме появляются заеды в уголках рта (хейлит). Эти заеды достаточно болезненные, имеют тенденцию к распространению и плохо поддаются лечению. Помимо кожи, первыми на стресс отвечают еще и придатки кожи (волосы, ногти). Волосы теряют свой цвет, становятся тусклыми, ломкими. Очень часто при стрессах у детей может развиться очаговая аллопеция. Это заболевание связано с укорочением жизни волоса и повышенным выпадением волос. Проявляется данное заболевание в виде участков облысения на волосистой части головы. Ногти становятся ломкими, расслаиваются. Достаточно характерным проявлением хронического стресса является то, что дети грызут ногти. Из-за этого ногтевая пластинка имеет неровный край, происходит расслоение ногтя.

    Очень часто при длительном стрессе наблюдаются нарушения в нервной системе. Это может проявиться в виде нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков. Тики проявляются в виде непроизвольных сокращений различных групп мышц. Это может быть подергивание глаза, искривление угла рта, наклон головы.

    При более длительном течении стрессовых ситуаций довольно часто происходит поражение желудочно-кишечного тракта. У детей с хроническим стрессом можно наблюдать стертость верхней кромки зубов из-за постоянного скрежетания ими. Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется в различных диспепсических расстройствах: боли в животе, тошнота, изжога, урчание живота, запоры или поносы. Дети теряют в весе, пища плохо переваривается, снижается поступление в организм железа, что так же ведет к ухудшению состояния.

    Из-за снижения содержания витаминов в организме ребенка происходит снижение его барьерных систем. Это ведет к снижению устойчивости организма к воздействию вирусов и бактерий, что проявляется в частых простудных заболеваниях.

    Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у детей заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком ребенка, что может привести к обострению хронического гастрита.

    Так же существует такое заболевание, как стрессовая язва, и связано оно с развитием язвенной болезни желудка в ответ на частый стресс. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей. У девочек хронический стресс может вызвать нарушение менструального цикла, вплоть до его отсутствия.

    Как же бороться со стрессом у детей?

    Очень важно постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Это главная забота каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. Постарайтесь создать для ребенка обстановку, которая не будет его нервировать. Проводите все свое свободное время с детьми, интересуйтесь их жизнью, старайтесь участвовать в решении каких-то вопросов и проблем, которые возникают у вашего ребенка. Ничто так не снимает стресс, как поездка на природу, особенно в лес.

    Старайтесь вывозить своих детей за город, ходить с ними в лес по грибы и ягоды. Очень важно, чтобы отдых был активным: съездите на пикник на велосипедах, поиграйте с ребенком в мяч, волейбол, бадминтон.

    Ребенок должен получать сбалансированную пищу, богатую белками углеводами и витаминами. Очень важно наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов. Помните, в некоторых продуктах питания помимо витаминов содержится еще и эндорфин (гормон счастья). Таким продуктами, богатыми эндорфином, являются бананы, салями и шоколад. Употребление этих продуктов способствует улучшению настроения.

    Для снижения токсического действия свободных электролитов на клетки организма ребенок должен получать достаточное количество витаминов. Очень важно поступление в организм ребенка витамина С, который в большом количестве содержится в цитрусовых. Однако употребление в пищу большого количества цитрусовых плодов может вызвать развитие аллергии. Можно использовать поливитаминные комплексы. Но помните, что прием витаминов должен быть ограниченным 30 днями и не более 2-х раз за год. Так же очень хорошее воздействие на организм оказывают поливитамины содержащие селен, который обладает антиоксидантными свойствами.

    В тяжелых случаях, когда стрессовые ситуации не удается побороть всеми описанными способами, приходится обращаться за медицинской помощью к психологу, психотерапевту и даже психиатру.

    Врач педиатр Литашов М.В.

    Краткое содержание: Стресс у ребенка. Избыточное психическое напряжение у ребенка. Какие ситуации вызывают у ребенка стресс? Травматический стресс. Как преодолеть стресс?

    Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

    Вообще стресс сопровождает нормального человека всю жизнь. Первый исследователь этого явления канадский физиолог Ганс Селье говорил: "Единственный способ убежать от стресса - это умереть". Стресс может быть и полезным - тогда он мобилизует человека, помогая справиться с ситуацией, и вредным - когда он скорее парализует волю к решению проблемы.

    Выделяют еще понятие "дистресс" - им обозначают избыточное, чрезмерное напряжение организма. А еще стресс может быть острым и хроническим.

    Стрессу подвержены все люди - и дети в том числе. Некоторые стрессовые ситуации одинаково тяжелы для взрослого и ребенка: потеря близкого человека, резкая перемена условий жизни и т. п. Есть ситуации, которые могут травмировать одного человека, другого оставить равнодушным. Например, тройка, полученная на экзамене. Выступление перед большой аудиторией для одного человека - огромное напряжение, негативные эмоции, другой испытывает подъем, энергетически заряжается.

    Как распознать избыточное психическое напряжение у ребенка?

    Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит.

    Симптомы избыточного стресса у детей примерно те же, что и у взрослых. Это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения. Повышенная раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева. Может нарушиться сон, проявляются незамеченные раньше страхи.

    Если у ребенка и раньше отмечались невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т. д.), под действием стрессовой ситуации они могут усилиться.

    Иногда спокойный до этого ребенок сигналит о накопившемся напряжении агрессивным поведением - может драться, отбирать у других детей игрушки. Или плачет чаще обычного и без видимых причин.

    Есть и другие, более специфические симптомы. Некоторые дети, как и взрослые, в стрессовой ситуации могут отказываться от еды. Или, наоборот, успокаивают себя, поглощая беспрерывно еду, сладкое и т. д. Детское воровство иногда тоже результат стресса - например, неблагополучия в семье.

    Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

    Любые значительные, но естественные перемены в жизни. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего брата или сестры, переезд, смена школы, развод родителей, повторный брак родителей. Разумеется, разные дети одну и ту же ситуацию могут воспринимать по-разному. Некоторое девочки, например, остро переживают появление признаков созревания собственного организма - наступление менструаций. У других этот момент протекает более гладко.

    Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т. д.). Важно помнить: маленького ребенка может травмировать и не слишком значительное с точки зрения взрослого событие - например, смерть любимой белой мышки.

    Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные лечебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Но и радостные события в определенном возрасте могут послужить источником стресса. Для девочки-подростка, например, первое свидание или "выход в свет" - на дискотеку.

    Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение).

    Неблагополучная обстановка в семье (нелады между родителями, нарушенные отношения самого ребенка с родителями), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.

    У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита против стресса еще не выработалась.

    Что могут сделать родители?

    Не так уж и мало:

    Постараться услышать, как ребенок сигналит о своем напряжении,

    Стараться уберечь от непосильных нагрузок,

    Не пытаться оградить ребенка от всех стрессовых ситуации. Задача родителей в другом - выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым. И понимающим, где он может найти поддержку;

    Оказывать поддержку и помощь в кризисных ситуациях. Знать, к какому специалисту можно обратиться за помощью (во многих регионах существуют кризисные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи);

    Научить доступным способам снятия избыточного стресса. Надежные способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Помогите ребенку выбрать свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и др. Их вы можете найти в популярной литературе - например, в книге Шейлы и Шелдона Левис "Ребенок и стресс" (СПб., 1996).

    Как помочь ребенку пережить потерю.

    Потери в жизни ребенка - это не только самые серьезные травмирующие события (как смерть близкого человека, например). Иногда взрослым трудно понять чувства малыша, когда он потерял любимую игрушку (с нашей точки зрения - сущую ерунду) или долго не может привыкнуть к новой школе.

    Различные перемены и потери - это естественная, нормальная часть жизни. Как помочь ребенку понять это?

    Возможно, стоит говорить с ним об этом и в ситуации реальной потери, и тогда, когда малыш находится в спокойном состоянии. Попросите его подумать, какие могут случиться потери в жизни человека. Выскажите свои соображения, попросите вспомнить ситуации из его жизни и жизни его друзей. Что это могут быть за потери? От выпавшего зуба, потерянной вещи, переезда на новую квартиру до чьей-то смерти. Возможно, развелись родители знакомого ребенка - это тоже потеря.

    А сам ребенок? Он ведь постоянно меняется - сегодня ты уже не такой, каким был месяц или год назад. И в природе постоянно происходят какие-то изменения. Может быть, попробовать нарисовать их: например, деревья весной, летом, в листопад и зимой; гусеницу, которая становится сначала коконом, а потом бабочкой; себя - в детстве и сейчас. А каким ты будешь, когда станешь взрослым?

    Посмотрите вместе с ребенком семейный альбом - здесь можно увидеть, как все меняется.

    Можно обсудить с ребенком, на что похожи горе, радость, печаль, страх. Можно попросить его нарисовать различные чувства, спросить, как ведет себя при этом наше тело, изобразить их мимикой и движениями. Во время рисования попросите подумать: что тебе помогает, когда ты испытываешь печаль или гнев...

    Подчеркните, что все чувства разрешены: если мы сердимся на кого-то, это не значит, что тот человек плохой, это означает, что в данный момент мы испытываем гнев.

    Выявить страхи и тревоги ребенка можно с помощью рисования. Что может спросить взрослый, пока ребенок будет рисовать? "Что ты делаешь, когда боишься?", "Помогает ли это?", "Что можно еще сделать?". Даем понять, что испытывать страх смерти и потери нормально - взрослые его тоже испытывают.

    О чем еще можно поговорить с ребенком? О реалистичных и нереалистичных страхах; о том, что страх не будет длиться вечно. Испытывая страхи, мы учимся больше ценить и жизнь близких людей; страхами можно делиться с другими и не стыдиться этих чувств и т.д.

    Затем можно обсудить пути разрешения проблем, избавления от страхов. Пробуем вместе с ребенком поработать над проблемами. Сначала на бумаге составляем список проблем, вариантов выбора, опасностей. Кто может помочь, поддержать, к кому обратиться в той или иной ситуации и т.д.? Обсудить отношения людей в целом. Что такое семья? Каким образом родственники связаны между собой? Они не только делят вместе пространство и бюджет, но и заботятся друг о друге; они могут соревноваться и ссориться, но они же помогают и поддерживают друг друга.

    Ребенок и смерть близкого человека.

    Как помочь ребенку пережить потерю близкого человека? Нужно, конечно, понимать, какое поведение в такой момент является нормальным, а какие реакции могут потребовать вмешательства психотерапевта.

    Нужно самим овладеть приемами эмоциональной поддержки. Но очень важным в данном случае оказывается и то, как вообще в семье относятся к смерти и говорят ли о ней с ребенком. Ему гораздо тяжелее пережить потерю, смириться с произошедшим, если в семье тема смерти под запретом. Не избегайте таких разговоров. Даже трех-четырехлетнему ребенку можно сказать правду, если он задает такие вопросы. Постепенно он поймет, что смерть - это естественная и неизбежная часть жизни. И будет лучше подготовлен к серьезным потерям.

    Как сообщить ребенку о смерти близкого человека? Хочется уменьшить его страдания, и даже приходит мысль не говорить, увезти подальше от горестных хлопот, отложить разговор на потом. Это может быть правильно только в отношении очень маленького ребенка. Ребенку нужно пережить трудный момент жизни вместе с семьей. Иначе в дальнейшем может возникнуть непонимание и отчуждение.

    Лучше, если сообщит о смерти близкого кто-то из родных ребенка или человек, которого он хорошо знает и которому доверяет. В этот момент очень важен физический контакт прикоснуться, обнять, взять за руки. Дать понять, что он по-прежнему будет окружен любовью, защищен.

    Ребенок может прийти в ярость, испытывать агрессию против принесшего печальное известие. Не надо уговаривать его взять себя в руки и упрекать за несдержанность Не надо и уговаривать плакать, если он не хочет. В первые дни после случившегося допускается любое проявление чувств страха, боли, гнева, протеста. Если ребенку нужно побыть в одиночестве, предоставьте ему такую возможность.

    В переживании ребенком горя несколько стадий. Вначале он испытывает шок. Затем может начать отрицать произошедшее, не верит, что близкого человека больше нет рядом, даже ищет его. Но потом, когда ребенок осознает, что вернуть умершего невозможно, вновь наступает отчаяние.

    Переживания такие же острые, как в первый момент после случившегося. Ребенок опять начинает плакать, гневаться. Маленький ребенок может сердиться и на родителя, покинувшего его, и на людей, которых считает виноватыми в смерти, и на Бога. Он может ломать игрушки, устраивать истерики. Подросток может грубить, проявлять агрессию к домашним или становиться замкнутым, подавленным. Некоторые дети винят себя в произошедшем.

    Как вести себя близким? Прежде всего, помочь ребенку назвать свои чувства и признать их. Это может быть страх, гнев, чувство вины, ощущение беспомощности, потери стабильности, неуверенности в будущем. Если нужно, подробнее обсудите с ребенком это чувство. Если оно обозначено, легче понять, как помочь ребенку, какую оказать поддержку.

    Что предпринять, если выяснилось, что ребенок чувствует себя виноватым? Попросите его нарисовать или рассказать, что можно было сделать, обсудите рисунок, настоящую и принятую на себя вину и др. Спросите, чему он научился от этого близкого человека, что вспоминает из времени, проведенного с ним. Где и когда вместе с ним бывал? Может ли перенести свои воспоминания на бумагу?

    Разумеется, нужно контролировать эмоциональное состояние ребенка.

    Дети, пережившие потерю близкого человека, могут испытывать острое чувство вины. Просто за то, что они живы. Или из-за ссоры, которая произошла незадолго до этой смерти между ним и умершим, если она не закончилась примирением. Ребенок не может найти себе оправдания, и это тоже может привести к саморазрушению.

    В течение какого-то времени, возможно, первого года после случившегося, бывают острые вспышки горя. Иногда это происходит даже во время праздников, дней рождения. Постепенно ребенок научится справляться со своими чувствами.

    Маленькому ребенку помогите снять напряжение, давая ему ломать коробки, рвать пакеты и т. д. Детям постарше предложите физическую работу, требующую значительных усилий, длительную прогулку пешком.
    Через какое-то время после печальных событий вы сможете говорить с ребенком об умершем человеке. Рассматривайте вместе семейные фотографии, вспоминайте о приятных событиях, связанных с ним.

    Когда человек продолжает мысленно общаться с умершим - это совершенно нормально. Но иногда понятная реакция на смерть может перейти в патологическое горе, которое может длиться годами, а то и всю жизнь. В случае слишком острой или затянувшейся реакции следует обратиться за помощью к специалисту.

    В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь (психотерапевта или психиатра)?

    Если ребенок полностью не способен управлять своим поведением в течение длительного времени;

    Если вы наблюдаете у него полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

    Отказ от еды, бессонница в течение длительного времени, галлюцинации;

    Слишком затянувшееся острое переживание горя, сильные страхи.

    Травматический стресс.

    Это нормальная реакция на ненормальные (экстремальные) обстоятельства. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, технологические катастрофы, войны, межнациональные конфликты, любое насилие, потеря близких людей и т.д.

    Наиболее распространенные посттравматические реакции у детей: навязчивые воспоминания о событии, повторяющиеся кошмары, игры на тему случившегося (в похороны, в землетрясение и т.д.), страх, что событие повторится.

    Ребенок теряет интерес к жизни, может отмечаться замедление развития и временная утрата навыков (опрятности, речи и т.д.). Дети начинают хуже учиться, становятся конфликтными, агрессивными. Возникает чувство изоляции, ожидание скорой смерти.

    Важно знать, как вести себя с детьми, переживающими подобный стресс.

    Дети, пострадавшие от стихийных бедствий, могут до бесконечности играть в игры, которые со стороны кажутся чудовищными: в землетрясение, в похороны и т. п. Именно в процессе таких игр дети излечиваются. Даже если они не играют сами, психологи очень часто специально рекомендуют такую психотерапию. К сожалению, родителей эти игры пугают, и они запрещают их, не понимая, что таким образом выдают свои собственные страхи.

    Большинство детей, пострадавших от технологических катастроф, живет в ожидании "конца света" и собственной смерти. В этом случае теряют смысл педагогические воздействия, рассчитанные на долгий срок. Зачем хорошо учиться, думать о будущей профессии, менять что-то в себе, если скоро умирать?

    Дети, пострадавшие в национальных конфликтах, видели насилие, убийства, разрушения, становились жертвами насилия или даже участвовали в нем. Для них мир делится на своих и чужих. Чужих надо ненавидеть и бояться. Вырастая, эти дети несут в себе идеи национального превосходства и мщения.

    Не менее тяжело детям, пострадавшим от случайного насильника. Это может быть физическое, сексуальное и психологическое насилие. Такой ребенок испытывает сильнейший стыд, отвращение к себе, чувство оскверненности. Он находится в жутком одиночестве, изоляции от других, благополучных детей, не способных его понять, он наедине со своими переживаниями.

    Огромная проблема - отношение окружающих к травмированным бедой детям. Не надо думать, что жертвы насилия и несправедливости вызывают у окружающих только жалость и желание помочь.

    Распространенная реакция: "Сам (сама) виновата!" К тому же от них шарахаются в суеверном страхе, боясь заразиться несчастьем, бедой. Не случайно некоторые родители стараются скрыть случившееся с ребенком, не сообщая даже в милицию и тем более в школу.

    Ребенок остается наедине со своими переживаниями. Он настолько низко себя ценит, что возможны и попытки самоубийства, и наркомания, и алкоголизм, и криминальное поведение.

    Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

    Стресс у ребенка считается физиологическим ответным реагированием, которое сопутствует нервному напряжению. Многие взрослые индивиды ошибочно полагают, что стрессовым воздействиям подвержены исключительно особы старшего возраста. Однако малыши не меньше подвержены отрицательному воздействию стрессогенных условий и переживаний. У детей стрессовые состояния бывают вызваны самостоятельными первыми шагами, зачислением в дошкольное заведение или учебное учреждение, переживаниями, спровоцированными переходом в старший возрастной период и массой прочих факторов. Поскольку все ребятишки индивидуальны, то и стрессовые обстоятельства будут влиять неодинаково на каждого из детей.

    Всецело оградить собственных чад от влияния жизненных трудностей невозможно, но исключительно от умного и уравновешенного поведения мам и пап, их спокойного реагирования в различных обстоятельствах зависит уровень интенсивности тревожности или нервозности в определенных условиях. Задачей родителей является обучение малышей верному реагированию на любые трудности, неприятности и разочарования.

    Стресс у детей провоцирует незначительные перестройки в его организме, которые способствуют преодолению трансформаций окружающей среды. Подобные перестройки в организме носят временную направленность, после прекращения влияния на кроху окружающих условий, его организм опять настраивается на обычное повседневное функционирование.

    Причины стресса у ребенка

    Вследствие стремительных перемен в детском поведении можно выявить наличие у них стресса. Стресс делает малышей неуправляемыми, а их поведение неузнаваемым. У них появляется общая слабость и быстрая утомляемость, может возникнуть тошнота и рвотные позывы. Нередко наблюдается повышение температура у ребенка от стресса.

    Все причины, провоцирующие стресс в жизни ребенка, условно можно разделить на две категории. К первой категории относятся причины, зависящие от возрастного этапа, на котором находится малыш, и причины, зависящие от обстановки, которая сложилась в его семье. Данные причины необходимо рассматривать в комплексе, поскольку они переплетаются постоянно. Также можно выделить ряд общих для всех малышей факторов, провоцирующих стрессовые состояния, например, развод родителей или смерть близкого, травмы или переезд, применение к ребенку или рождение второго малыша.

    Стресс в жизни ребенка играет далеко не последнюю роль и обуславливается возрастным периодом, в котором на данный момент находится ребенок. У ребенка, находящегося в возрастном периоде до двух лет, стрессовое состояние может стать следствием заболевания, разлуки с родителями, даже, кратковременной. Дети остро реагируют на разлуку с матерью.

    Стресс у ребенка также могут спровоцировать различные болезни или эмоциональная нестабильность родителей. Малыши остро реагируют на тревожность и переживания собственных родителей.

    Для выяснения причины, спровоцировавшей стрессовое состояние у малыша, следует увести его подальше от обстановки дома, например, на прогулку в парк. Отвлечение от привычной обстановки поможет малышу открыться. Также с помощью рисования или некоторых ролевых игр можно преодолеть эмоциональный стресс у детей.

    У дошкольников стресс может спровоцировать первое знакомство с новой для него социальной средой. Малыш, выходя за границы семьи, попадает в незнакомую среду, вследствие чего испытывает стресс. Ранее он существовал в атмосфере любви и всеобщего им восхищения. Окружение его составляли только родные люди, которые все внимание безраздельно отдавали ему. А с выходом малыша на детские площадки малышу приходится учиться общаться и взаимодействовать через игровую деятельность с ровесниками.

    Но наибольшее количество стресса кроха получает с приходом в дошкольное учреждение, поскольку он без родителей остается впервые, ему приходится продолжительное время находиться с ровесниками при этом, совершенно не имея опыта взаимодействия с ними. Также провоцирующими факторами, вызывающими стресс у детей дошкольного возраста, являются конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями, непривычная обстановка. К другим стрессовым причинам у дошкольников можно отнести просмотр телепередач, содержащих негативную информацию, посещение лечебных учреждений, принуждение соблюдать режим в детском саду, страх одиночества и прочее.

    У малышей младшего школьного возраста часто стрессовыми причинами становится напряженное отношение с преподавателями или одноклассниками в учебном заведении, внутриклассовая конкуренция, неуспеваемость. На данном возрастном этапе малыш уже начинает понимать, что он может в чем-то уступать ровесникам. Однако наряду с этим, он еще недостаточно взрослый для понимания того, что это нормально. Вследствие чего у многих младших школьников возникают серьезные стрессовые состояния.

    Также наступить стрессовое состояние может в результате наличия внутреннего конфликта, причиной которого может быть раскаяние в совершении плохого поступка, представления себя злым, безнадежным, непутевым или плохим. Просмотры телепередач или роликов в сети интернет, несущих негативную информацию, могут стать факторами, провоцирующими нервозность детей. Малыши этого возрастного периода характеризуются повышенной впечатлительностью, поэтому, услышав сообщения о катаклизмах в природе, военных действиях и др., они начинают сильно переживать.

    Стресс у ребенка после садика

    От стресса у ребенка также нередко повышается температура.

    Стресс у ребенка после больницы

    Многие родители жалуются на то, что не могут узнать собственных малышей после посещения больницы. Дети становятся замкнутыми, капризными, плаксивыми, раздражительными. Также у них может наблюдаться нарушения аппетита или расстройство сна. Их поведение разительно меняется. Так проявляется реакция на стресс у детей после попадания в больницу. В лечебных учреждениях незнакомые тети или дяди в чужой обстановке делают ему больно и неприятно с согласия их родителей. Они чувствуют себя обиженными, преданными собственными родителями, а ведь хотя бы детство должно быть радостным и беззаботным.

    Большинство родителей, подозревающих у детей наличие сильного эмоционального потрясения затяжного характера, вначале пытаются отвлечь их, развлекают разнообразными увеселительными мероприятиями, такими как поход в кино или на карусели. Однако это не помогает и дети еще сильнее окунаются в собственные переживания.

    Как вывести ребенка из стресса в таких случаях? В первую очередь мамы и папы должны понимать, что стресс является естественной реакцией малыша на перемены в его жизни, связанные, например, с больницей или заболеванием. Поэтому для начала малышу нужно обеспечить спокойную обстановку дома, как можно больше проводить с ним времени, заниматься его любимыми делами или играми. Творчество также благотворно влияет на неокрепшую нервную систему крох. Родителям необходимо вести слаженную совместную борьбу с проявлениями стресса и не противоречить друг другу. Последовательное соблюдение распорядка дня и ежедневных процедур, любовь и забота значимых взрослых, понимание и внимание со стороны папы и мамы – вот основные шаги, способствующие быстрому выводу ребенка из стрессового состояния.

    Также родителям не следует забывать о том, что профилактика стресса детей должна стоять на одной ступени с их воспитанием и обучением.

    Профилактика стресса у детей представляет собой комплекс мер, направленных на повышение адаптивных возможностей малышей. Она включает регулярную физическую активность детей, соблюдение режима дня, гигиену сна и здоровое питание.

    Как снять стресс у ребенка

    Дети могут окунаться в стрессовые состояния вследствие ощущения со стороны близких давления, они мечтают преуспеть в спорте, учебе и т.д. Малышу еще довольно трудно справляться с факторами, провоцирующими возникновение нервозности и стрессовых состояний, поэтому важной задачей взрослых является помощь в преодолении жизненных трудностей малышей.

    Стресс у ребенка и его симптомы заметить можно сразу по изменившемуся поведению собственного чада. Можно выделить общие признаки стрессовых состояний, которые наблюдаются у большинства малышей, и довольно редкие симптомы индивидуального характера. К общим признакам относят головную боль, нарушение сна, повышенную тревожность, нередко агрессивность, подавленность. Общая стрессовая симптоматика может различаться в зависимости от возрастного периода, в котором находится ребенок, и его социального окружения.

    Стресс у ребенка и симптомы индивидуального характера могут проявляться выпадением волос, частыми болями в эпигастральной области, заиканием и др.

    Стресс для каждого малыша является угрожающим состоянием эмоционального перенапряжения, которое впоследствии отразится на психическом здоровье и физическом самочувствии. Однако последствия стрессового воздействия несут большую опасность. Поэтому первоочередной задачей мам и пап является своевременное обнаружение симптомов детской подавленности.

    Как вывести ребенка из стресса? Можно выделить два ключевых метода борьбы со стрессами. Первый метод заключается в устранении причин, провоцирующих тревожные и стрессовые состояния у малышей, а второй – в помощи в выработке позитивных стратегий битвы с подавленностью эмоционального характера.

    Действия, направленные на ликвидацию причин, провоцирующих стресс, можно выразить в следующей последовательности поступков со стороны пап и мам. Для начала нужно выяснить все о переживаниях собственного чада и его чувствах. Необходимо постараться создать для малыша доверительную атмосферу. Ему необходимо попытаться доходчиво объяснить, что любые неприятности не являются жизненной трагедией, а представляют собой всего лишь опыт.

    Родителям необходимо помнить о том, что собственное чадо следует ценить в любых обстоятельствах и ситуациях. Поэтому родителям рекомендуется демонстрировать открыто заботу о малыше, собственную любовь, дарить ему тепло и не скупиться на объятия. При воспитании малышей нужно учитывать не только собственные желания, но и прислушиваться к мнению и желаниям детей. Если взрослый решил что-то запретить крохе, то следует объяснить ему причину, по которой не следует это делать. В противном случае малыш будет воспринимать такие шаги со стороны родителей в качестве давления на собственную персону. Важным «ликвидатором» стресса является умение родителей воспринимать серьезно все, даже самые незначительные проблемы ребенка. Еще одним так называемым «ликвидатором» стрессовых проявлений является расслабление. Поэтому родителям рекомендуется подобрать для собственного малыша оптимальный для него метод расслабления. Среди способов релаксации можно выделить семейный отдых на природе или просмотр доброго мультика.

    В определенных условиях с целью уменьшения стрессовых проявлений необходимо родителям предпринять ряд действий для того чтобы разгрузить малыша. Так, например, если причины стрессового состояния связаны с нехваткой времени у ребенка для выполнения домашнего задания вследствие большого количества внешкольных мероприятий, можно попробовать ограничить число таких мероприятий, занятий или факультативов. Такие действия позволят ребенку высвободить время для выполнения домашнего задания, а также поможет ему сэкономить собственную энергию, которую он впоследствии сможет сконцентрировать на более важных вещах.

    Иногда все, что необходимо малышам – это ощущение рядом своих родителей. Папа и мама могут только своим присутствием поспособствовать улучшению самочувствия малыша.

    Если малыш совсем маленький можно помочь ему понять собственные эмоции. Многие крохи еще не научились выражать чувства при помощи слов. Умение передавать эмоции посредством слов способствует тому, что ребенок будет реже истерить, выплескивать негатив или .

    Стресс – реакция организма на различные внешние раздражители. В детском возрасте стресс является частым явлением. При этом последствия стрессовых воздействий могут быть отдаленными, но весьма сильными. По этой причине нужно уметь своевременно распознавать стрессы.

    Стрессы бывают кратковременными и длительными. Первые мобилизуют силы организма, а вторые могут вызвать глубокие негативные последствия. Вред от постоянных стрессовых воздействий очень велик.

    Детское поведение далеко не всегда выдает то, что ребенок переживает стресс. Чтобы распознать стресс, нужно знать его симптомы, которые могут отличаться у детей разного возраста.


    На фоне стрессов у детей, независимо от возраста, могут появляться вредные привычки, являющиеся проявлениями нервозности: привычка грызть ногти, ручки, линейки, игры с волосами или завязками, ковыряние в носу, расчесывание частей тела и др.

    Стрессовые симптомы часто расцениваются как проявления усталости или признаки каких-либо заболеваний, проблемы поведения. Родителям распознать стресс очень сложно. Поэтому нужно обязательно обратиться за помощью к специалистам для точного диагноза состояния ребенка.

    Причины появления стрессов у детей

    Стрессы и эмоции не разделимы. В силу маленького жизненного опыта, даже незначительные события способны вызвать сильнейший стресс.

    Причины стрессов многочисленны:


    Стресс – неизбежная реакция организма на внешние раздражители. Другими словами, организм пытается выжить. Однако, если организм в подобном состоянии будет находиться длительное время, то неизбежны последствия для всей системы.

    Стрессы накладывают негативный отпечаток:

    Стресс у детей – явление, практически, неизбежное. Трудно оградить детей от воздействий среды, а, главное, этого не нужно делать. Небольшие кратковременные стрессы закаляют детский организм. При этом полное отсутствие стрессовых воздействий в детстве может воспитать из ребенка беспомощное существо со слабой психикой.

    Поэтому важно вовремя заметить стресс, правильно его диагностировать и вовремя скорректировать его последствия.

     
    Статьи по теме:
    Чистые инвестиции в иностранное подразделение
    МСФО (IAS) 21Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 21 Влияние изменений обменных курсов валют Цель 1 Предприятие может осуществлять валютные операции двумя способами: заключать сделки, деноминированные в иностранной валюте, или владеть иност
    Где посмотреть какие налоговые вычеты были мною получены
    Практика показывает, что наибольшее число вопросов вызывает Лист Д1 в 3-НДФЛ за 2016 год, поскольку он позволяет вернуть часть расходов, потраченных на новострой или покупку недвижимости. Поэтому нашу консультацию мы решили всецело посвятить его заполнен
    Оформление налогового вычета при покупке квартиры в ипотеку
    Согласно Российскому законодательству официально трудоустроенный гражданин РФ, в том числе достигший пенсионного возраста, имеет право на вычеты с подоходного налога в связи с крупными тратами на жизненно необходимые вещи, такие как приобретение жилья,
    Тентакли животные. Тентакль: что это? Его едят? История происхождения Тентаклей
    Hentai tentacle bicycle race - это игра в жанре гонки и симулятор, разрабатываемая Selo tech.corp. для платформы PC. Окружение в игре относится к cтилистике спорт, а выделить особенности можно следующие: экшен, инди, казуальная игра, симулятор, гонки, спо